Актуальность изучения значения чисел в литературе диктуется тем, что во многих произведениях литературы числа встречаются достаточно часто. К примеру, числа – это возраст персонажей, это номера домов, этажей, это может быть и определенным временем, в котором разворачиваются важные события книги.
Цель работы – проанализировать употребление некоторых чисел в русской и бурятской литературе, найти общее.
Для реализации вышеназванной цели перед нами были поставлены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать употребление выражений с числами в русском и бурятском языках;
2) проанализировать присутствие «числовой магии» в жизни людей в наши дни и сравнить символику чисел у разных народов на предмет совпадения или несовпадения, сделать выводы.
Гипотеза исследования: Символика чисел в русской и бурятской литературе больше совпадает, чем не совпадает.
Объект исследования: числа в русской и бурятской языковой среде
Предмет: символика чисел
В работе мы применили такие методы, как: анализ, обобщение, наблюдение, анкетирование.
Новизна работы заключается в том, что, основываясь на уже имеющихся в науке данных, выявлено сходство между символикой числе в русской и бурятской литературе.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материала на уроках русского и бурятского языков, литературы, истории, математики, при проведении конкурсов, викторин.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.25 КБ |
Министерство образования и науки РБ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Адамовская Основная Общеобразовательная школа»
«Магия чисел в русской и бурятской языковых культурах»
Выполнил(а): Меньшикова Ангелина,
Ученица 7 класса
Руководитель: Вторушина Д.В.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Адамовская ООШ»
Баргузин
2023
Оглавление
1. История символики и числовой магии. 4
Список использованной литературы: 11
Актуальность изучения значения чисел в литературе диктуется тем, что во многих произведениях литературы числа встречаются достаточно часто. К примеру, числа – это возраст персонажей, это номера домов, этажей, это может быть и определенным временем, в котором разворачиваются важные события книги.
Цель работы – проанализировать употребление некоторых чисел в русской и бурятской литературе, найти общее.
Для реализации вышеназванной цели перед нами были поставлены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать употребление выражений с числами в русском и бурятском языках;
2) проанализировать присутствие «числовой магии» в жизни людей в наши дни и сравнить символику чисел у разных народов на предмет совпадения или несовпадения, сделать выводы.
Гипотеза исследования: Символика чисел в русской и бурятской литературе больше совпадает, чем не совпадает.
Объект исследования: числа в русской и бурятской языковой среде
Предмет: символика чисел
В работе мы применили такие методы, как: анализ, обобщение, наблюдение, анкетирование.
Новизна работы заключается в том, что, основываясь на уже имеющихся в науке данных, выявлено сходство между символикой числе в русской и бурятской литературе.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материала на уроках русского и бурятского языков, литературы, истории, математики, при проведении конкурсов, викторин.
Люди познакомились с числами очень давно. При работе с числами человек осознал, что числа живут своей самостоятельной жизнью, но самое интересное то, что числа могут повлиять на то или иное событие. Именно так в нашей жизни появились священные, волшебные, счастливые и не очень числа.
Числа приобрели сверхъестественные свойства: одни приносили удачу, успех, другие — неприятности, удары судьбы. Всё непонятное приписывалось ими волшебству, и это влияние на явления природы, на самого человека стали называть «магией чисел». Слово «магия» произошло от греческого «mageia» (волшебство, колдовство) и очень часто применялось древним человеком для определения сверхъестественных явлений и возможностей некоторых людей (магов).
На самом деле, мистическое отношение человека к числам зарождается ещё в раннем детстве, когда нам регулярно рассказывают сказки о трёх богатырях, трех сыновьях Царя, о двенадцати месяцах, о семи козлят. Мы встречаем цифры повсюду: это дата в календаре, это время на наших часах, это легенды, пословицы и поговорки.
Роль числа в жизни людей трудно переоценить. Если рассматривать культуру отдельно взятого народа, использование и упоминание числа можно встретить как в прямом, так и в видоизмененном значении в самых разных сферах жизни человека: в литературе, в народном творчестве, в обычаях и традициях, в повседневной жизни.
Одним из самых древних жанров народного творчества, часто содержащего в своем составе число, являются фольклор. Устное народное творчество часто имело поучительный характер, почему и так хорошо запоминался. В бурятской культуре достаточно большое внимание уделяется числам 3, 5 и 7.
В русской литературе число «нуль» означает пустоту и незначительность. К примеру в произведении Александра Сергеевича Пушкина есть следующие строки:
«…Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя...»
В бурятской же литературе не проследить значение числа «нуль», так как ни в одном источнике о нём речи не идёт.
Вывод: В русском языке число «нуль» означает пустоту, а в бурятском языке его символика ярко не выражена.
Число «1» - начало числового ряда, выражает понятие «все», единое, целое, неразделимое. Корень слова – «один», от него производные понятия – един, единственный, соединение, объединение, то, что не делится и понимается как единое целое.
В русском народном творчестве число «один» часто означает что-то очень маленькое, но важное, или одиночество героя («один – одинешенек»). В древние времена люди старались держаться вместе, одному было жить трудно. Поэтому одиночества боялись. Одинокий герой обычно был несчастным.
В бурятской же литературе с помощью лексического значения «1» можно выразить силу содружества (нэгэдэл):
Единица – символ объединения на бурятских свадьбах. Два рода объединяются, становятся родственными и едиными «Обменялись ножом и огнивом,
Сочетали детей в добрый час,
Да одним насытились мясом, -
С одного его съели вертела» (Гэсэр, 248)
Вывод: в двух рассматриваемых языках символика числа «один» совпадает, но в бурятском языке она шире.
Число «два» часто встречается в русских сказках. Например, в названиях: «Два мороза», «Две лягушки», или в противоположностях: живая и мертвая вода, добро и зло, красота и уродство.
Очень часто число «два» встречается в пословицах и фразеологических оборотах: один ум – хорошо, а два – лучше; как две капли воды; палка о двух концах.
Двойка – это во–первых, символ разделения единого на части. Во–вторых – это символ объединения частей целого. В–третьих, это знак сравнения и противопоставления: рай и ад, жизнь и смерть, твердое и мягкое, сухое и мокрое, день и ночь, утро и вечер, небо и земля, антонимы.
Число «2» у бурят выражает различные антонимичное значение: черное - белое, хорошо - плохо, верх - низ. В то же время очень много позитивных пар, к примеру два небесных светила – Солнце и Луна, пара, состоящая из самых близких нам людей – отец и мать.
Вывод: в русском и бурятских языках символика числа «два» частично совпадает.
Очень часто можно встретить в русских сказаниях и былинах три желания, три попытки, трое из ларца, камень у трех дорог, три головы у чудища. Вот несколько названий: “Три медведя”, “Три подземных царства”, “Три товарища”, “Три счастливца”, “Трое умельцев”, “Три царевича”, и другие. «Ехал три дня и три ночи», «три раза плюнуть», «три раза хлопнуть в ладоши», «три раза повернуться вокруг своей оси», «три раза что-то произнести», «согнуться в три погибели».
А кто не помнит картину В. Васнецова «Три богатыря», созданную по мотивам русского народного эпоса.
Говорят, что «Бог Троицу любит». То есть, не получилось один раз, значит, обязательно получится в другой. А если не во второй, то в третий раз.
Тройка – частый участник пословиц и поговорок. Приведем
некоторые из них. «И после смерти остается три дня дел», «у бездельника три больших дела: есть, спать да умело ругаться», «помни три дела: молись, терпи, работай», «хороший пес охраняет три деревни», «за три года и школьная собака научится стихами лаять», «хорошему нужно учиться три года, а дурному – и одного утра довольно». И сегодня мы говорим: «заблудиться в трёх соснах», «наврать с три короба», «в три шеи гнать», «в три ручья плакать», «в третьи руки отдать», «до третьих петухов».
Число «3» – это одно из священных чисел у многих народов, как в материальной, так и в духовной культуре, это знак Земли.
Цифрой «3» выражается понятие временного характера: прошлое, настоящее, будущее - три языка пламени в эмблеме Бурятии. 3 фазы Луны (первая четверть, полнолуние и новолуние) ассоциируются с фазами в жизни женщины - девушка, мать и пожилая женщина. Как планета женского рода, она влияет на женские эмоции и материнство.
Число «три» - символ человека. Это рождение, жизнь, смерть. Также оно обозначает тело, душу, дух. Буряты говорят: «3 важных события в жизни человека: рождение, женитьба, смерть»
Вывод: в двух рассматриваемых языках символика числа «три» совпадает.
Число «четыре» является символическим и магическим числом. Его часто можно встретить в религиозных книгах, притчах, мифах, а также в пословицах и поговорках. В древности четвёрку считали символом устойчивости и прочности, ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре части суток, четыре стихии. Кроме того, у человека четыре конечности, живем мы обычно в доме с четырьмя стенами.
В русском языке встречаем выражения: «на все четыре стороны» (идти куда угодно), «жить в четырех стенах» (не выходить ни куда, не общаться ни с кем), «без четырех углов изба не рубится» (без основы ничего и не получится).
Число «4» соответствует символу единства и целостности мироздания и его отдельных материальных и духовных проявлений. Оно не менее важно в мифологии, чем число «3». С ним связано горизонтальное освоение окружающего пространства - есть четыре стороны света: север - юг, восток - запад; четыре времени года - зима, весна, лето, осень; 4 стихии: воздух, вода, огонь, земля; 4 конечности у животных, человека. В древности обычай «сахимжа» предусматривал преподношение именного мяса четырём направлениям.
Буддисты преклоняются перед богами четырёх сторон света. «На востоке находится белоснежный Ёлхор Сүрэн; на юге – синеватый Пагжиба бурхан; на западе – красноликий тэнгрий Лусууда Жамнайзан; на севере жёлтый бог благоденствия Намсарай» (Б. Дашиев).
При описании жилища в улигерах присутствует символика четвёрки. Сорок четыре сандаловых стен, четыре золотых столба изображают красоту дворцов.
Вывод: в двух рассматриваемых языках символика числа «четыре» совпадает.
Что такое «7»? Семь чудес света. Семь дней недели. Семь цветов радуги... Про счастливого человека говорят: «На седьмом небе». Герои сказок надевают семимильные сапоги, загадывают желание на цветике-семицветике.Семёрка - самое магическое число почти у всех народов. С древних времен считалось, что разнообразный мир состоит из семи явлений пространства и времени — прошлое, настоящее, будущее, восток, юг, запад и север.
Почитание этого числа дошло и до наших дней. Оно часто встречается в русских пословицах, поговорках, фразеологизмах и в народных сказках, например, «Семь раз отмерь — один раз отрежь»; «У семи нянек дитя без глазу»; «За семь верст киселя хлебать»; «Семь пятниц на неделе»; «Семеро одного не ждут»; «Семь бед – один ответ»; «Семи пядей во лбу»; «До седьмого пота работать(трудиться)» и т.д.
Любовь русского народа к числу «семь» тесно связана с культурой христианства. Семь означает «быть наполненным или удовлетворенным, иметь достаток». В Библии сказано, что Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой отдыхал. И сейчас люди считают седьмой день недели, воскресенье, выходным.
В буддизме 7 драгоценностей, используемые для священных писаний: золото, серебро, медь, бирюза, лазурит, жемчуг, коралл.
В фольклоре бурят и других народов из всех цифр чаще всего фигурирует цифра семь: - «7 старцев», «Семьдесят языков» (Далан худалша)...7 пятниц на неделе, семеро одного не ждут, семи пядей во лбу, семеро по лавкам, волк и семеро козлят, семимильные шаги, цветик - семицветик.
Вывод: значение числа «семь» в русской и бурятской литературе совпадает.
Из рассмотренных шести чисел частичное несовпадение выявлено лишь в значении одного числа
Также, с целью изучения отношения людей различных
возрастов к суевериям связанных с числами, мы провели опрос среди учителей и
учащихся нашей школы в количестве 20 человек.
Исследование показало, что большинство придерживается мнения, что числа действительно имеют мистические свойства. Так, на первый вопрос «Верите ли вы в мистические свойства чисел» и на второй вопрос «Обращаете ли вы внимание на цифры, когда читаете» 100% ответили положительно.
На вопросы, связанные со значением определенных чисел, положительно ответили 90% респондентов, что говорит о том, что большинство людей разного возраста так или иначе знакомы со значением чисел. 10 % затруднились ответить на данные вопросы.
Все 100% респондентов знакомы со значением чисел 2,3,4 и 7, а вот со значением чисел 0 и 1 знакомы лишь 70%.
Подводя итог, могу сказать, что числа играю важную роль в жизни людей, так как люди верят в их силу и чтят значение того или иного числа.
Заключение
Числа играют важную роль в жизни каждого человека, а в жизни языка они отражают отношение людей к разным явлениям. С древних времён в числа вкладывался определённый смысл. Всё это нашло отражение в народных сказках, пословицах, поговорках.
В своей работе мы постарались дать представление о числах, которые чаще всего используются в значении «магических», имеют символическое значение. Это числа нуль, один, два, три, четыре, семь. По результатам проведенного исследования могу сделать вывод, что гипотеза, которая была поставлена в начале исследования подтвердилась Символика чисел в русской и бурятской языковой среде больше совпадает, чем не совпадает. Более того, люди верят этой символике даже на современном этапе развития общества.
Несмотря на различия происхождения бурятского и русского языков, значения числе в них очень схоже.
С поставленными задачами я справилась. За время работы я узнала много нового, но не желаю останавливаться. В будущем я рассмотрю значения других чисел и сделаю выводы о магии числе в русской и бурятской литературе.
Верить ли в значение этих чисел? Решать только вам.
Приложение 1
Уважаемый респондент!
Прошу тебя ответить на вопросы
Анонимной анкеты
«Маги чисел: за или против?»
Прошу быть предельно честным
а) да
б) нет
в) не слышал(а) о таком
2. Обращаете ли вы внимание на цифры, когда читаете?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
3. Согласны ли вы с тем, что число «нуль» означает «пустота»?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
4. Согласны ли вы с тем, что число «два» почти всегда символизирует пару?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
5. Согласны ли вы с тем, что число «три» священное?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
6. Знакомы ли вы со значением чисел 0,1,2,3,4,5,6,7? Если знакомы с некоторыми, то укажите, с какими именно
а) да___________________________
б) нет
в) затрудняюсь ответить
Рецензия на исследовательскую работу
ученицы 7 класса МБОУ «Адамовская ООШ»
Меньшиковой Ангелины
Тема данной работы интересна, увлекательна и актуальна. Числа играют важную роль в жизни каждого человека. Люди верят символике чисел и на современном этапе развития общества. Изучение значения чисел в литературе диктуется тем, что во многих произведениях числа встречаются достаточно часто. Ученица в своей работе постаралась дать представление о числах, которые чаще всего используются в значении «магических», имеют символическое значение.
Цель рецензируемой работы – проанализировать употребление некоторых чисел в русской и бурятской литературе, найти общее. Исходя из поставленной цели, решался ряд определенных задач (изучить и проанализировать употребление выражений с числами в русском и бурятском языках; проанализировать присутствие «числовой магии» в жизни людей в наши дни и сравнить символику чисел у разных народов на предмет совпадения или несовпадения, сделать выводы). Структура и содержание работы соответствуют поставленным целям и задачам.
Исследовательская работа четко структурирована, грамотно изложена, прослеживается логическая связь между частями работы, отличается завершённостью. Логика работы продумана, культура письменного оформления обеспечивает понимание содержания изложенного материала.
Практическая значимость рецензируемой работы заключается в возможности использования материала на уроках русского и бурятского языков, литературы, истории, математики, при проведении конкурсов, викторин.
Теоретическая часть рецензируемой работы соответствует выбранной теме и содержит информацию об истории символики и числовой магии.
Оценивая в целом исследовательскую работу Меньшиковой Ангелины «Магия чисел в русской и бурятской языковых культурах», следует отметить, что она отвечает основным требованиям и может претендовать на высокую оценку.
Валентин Берестов. Аист и соловей
Басня "Две подруги"
Рисуем крокусы акварелью
Филимоновская игрушка
"Не жалею, не зову, не плачу…"