ПИСЬМО В ПРОВИНЦИЮ ДА
«никому ничего не должен, ни в кого не влюблён
с чёрно-синего неба зябко и густо моросит атеизмом.
усталость от всех линоль, обой и клеён.
тошнота от того, что верх меняется с низом.
разум заходит за ум, ум заходит за разум.
это как с президентами, такая же чехарда.
без веры во что-нибудь проблемы решаются разом.
«нет» много проще всякого «да».
простое всеобщее нет. Богу, доллару и рублю,
любой переменной. нет всякой константе.
нет, мы не будем вместе. нет, не люблю.
нет, ничего не хочу, меня нет, отстаньте.
нет, я не верю. нет, ты меня не любишь,
усталость от всех любовей, словес, сюрприз.
«не будешь» — сказать честнее, чем слово «будешь».
«without» сказать вернее, чем слово «with».
но, когда засыпаю, вот ведь какое дело:
мне в окно искрит неясная мне звезда.
пробивает стекло, обжигает слепое тело
настоящим, всеобщим, сильным и вечным «да».
меня это мучает. в «нет» мне гораздо уютней.
я очень устал от всех этих вечностей и богов.
в городе нет становится многолюдней.
да — это провинция ссыльных и дураков».
Андрей Гоголев
(декабрь 2013 — май 2014)
Примечание: на момент написания стихотворения автору 24 года.
Евгений Базаров и нигилизм 21 века
В своём сочинении я хочу рассмотреть два типа нигилизма: базаровский и современный. За образец современного нигилизма возьмём стихотворение «Письмо в провинцию Да» Андрея Гоголева.
Нигилизм предполагает отрицание. Базаров отрицает то, что прежде не ставилось даже под сомнение: Бога, чувство, красоту и поэтичность природы — словом, отсекает все, что нельзя объяснить, приземлить и сделать материальным. Лирический герой Андрея Гоголева отрицает все, что приносит в его жизнь лишние волнения, то есть усложняет её. Это и вера в Бога, и любовь, и сюрпризы, и любая константа (то есть то, что было и будет всегда, «вечное»). Я думаю, есть общая базовая причина у этих двух типов нигилизма — желание упростить свою жизнь. Базарову легко говорить и судить обо всем уверенно, когда его мир ограничивается тем, что он может объяснить, поэтому у него на все есть свой ответ в споре с Павлом Петровичем. Автор «Письма в провинцию Да» чувствует усталость от сложностей жизни (слова «усталость», «устал» повторяются трижды в стихотворении) и на все решает говорить нет, поскольку, по его словам, «нет» много проще всякого «да» и «без веры во что-нибудь проблемы решаются разом». И действительно, жизнь представляется проще, когда тебя не связывает ни долг («никому ничего не должен»), ни любовь, ни моральные принципы, и ты можешь, не задумываясь, сказать «нет» всему вышеперечисленному.
Базаров — сторонник прогресса. А всякий прогресс вызван ленью. В 21 веке все стремятся к комфорту, и прогресс вызван, в том числе, и этим стремлением. А комфорт может проявляться и в моральных принципах: куда удобнее отрицать веру в Бога, делать, что хочешь, и не чувствовать угрызений совести (по крайней мере, позволять себе не чувствовать их). Поэтому и базаровский, и современный нигилизм тесно связаны с прогрессом.
Однако всегда остаётся что-то такое, что будет выше нигилизма. Это испытали на себе и Базаров, и лирический герой Гоголева. Первый, размышляя о вечности, вдруг обнаружил, что он лишь крупица вселенной, а природа была и будет после него. Как бы в подтверждение его мыслей, Базарова скоро настигает смерть — как победа природы над ним («Поди, попробуй отрицать смерть — она тебя отрицает и баста!»). Лирический герой Гоголева тоже чувствует присутствие чего-то вечного, того, что сильнее его:
мне в окно искрит неясная мне звезда
пробивает стекло, обжигает слепое тело
настоящим, всеобщем, сильным и вечным «да»
У Тургенева это высшая природа, а у Гоголева слово «да» (то есть не отрицание). Обоих героев это мучает, поскольку они чувствуют неоспоримость этого вечного (не зря у Гоголева «да» — «настоящее»), но что делать с ним, они не знают, отказаться от нигилизма не могут, ведь он куда спокойнее и удобнее («в «нет» мне гораздо уютней»). В итоге оба героя остаются при своём нигилизме, причём считая тех, кто признает то, что не признают они, глупее себя. Например, Базаров так относится к Аркадию, изменившему своё мнение, и к Павлу Петровичу. В стихотворении Гоголева такое отношение можно увидеть в двух последних стихах:
в городе нет, становится многолюдней
да – это провинция ссыльных и дураков
Правда, базаровский и современный нигилизм имеют отличия. Базаров искренне верит в свои идеи и считает, что нигилизм полезнее для общества: «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем» (это слова Аркадия, но они хорошо выражают позицию Базарова). То есть, в каком-то смысле, он думает и о пользе всего общества. Современный нигилизм — это усталость от всех и вся, он направлен на каждую личность в отдельности, каждый человек говорит «нет» для себя, потому что ему так проще. «Нет, ничего не хочу, меня нет, отстаньте», — эти слова почти буквально описывают современного человека. В наушниках, глядя в телефон, он весь закрывается в себе; он не любит, когда нарушают его личное пространство. У него обнаруживают проблемы — он идёт к психологу, психолог говорит, что отвечать «нет» — нормально. Нормально быть в своём «нет». Вернусь к цитате Гоголева: «В городе нет становится многолюдней». Так и выходит, что те, кто отвечают «да», чаще причисляются к ненормальным, то есть «ссыльным и дуракам».
Стефанова Мария, 10 класс
Вложение | Размер |
---|---|
Евгений Базаров и нигилизм 21 века | 15.79 КБ |
Северное сияние
Весенние чудеса
Рисуем "Ночь в лесу"
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Весёлая кукушка
Комментарии
Приятно считать такие
Приятно считать такие глубокие мысли. Есть над чем поразмышлять сегодня вечером!
Глубокий материал. Размышлять
Глубокий материал. Размышлять есть о чем, после прочтения!
Мария! Замечательно, что Вы
Мария! Замечательно, что Вы интересуетесь литературой, что Вы читаете классику, размышляете и анализируете!