ПИСЬМО В ПРОВИНЦИЮ ДА
«никому ничего не должен, ни в кого не влюблён
с чёрно-синего неба зябко и густо моросит атеизмом.
усталость от всех линоль, обой и клеён.
тошнота от того, что верх меняется с низом.
разум заходит за ум, ум заходит за разум.
это как с президентами, такая же чехарда.
без веры во что-нибудь проблемы решаются разом.
«нет» много проще всякого «да».
простое всеобщее нет. Богу, доллару и рублю,
любой переменной. нет всякой константе.
нет, мы не будем вместе. нет, не люблю.
нет, ничего не хочу, меня нет, отстаньте.
нет, я не верю. нет, ты меня не любишь,
усталость от всех любовей, словес, сюрприз.
«не будешь» — сказать честнее, чем слово «будешь».
«without» сказать вернее, чем слово «with».
но, когда засыпаю, вот ведь какое дело:
мне в окно искрит неясная мне звезда.
пробивает стекло, обжигает слепое тело
настоящим, всеобщим, сильным и вечным «да».
меня это мучает. в «нет» мне гораздо уютней.
я очень устал от всех этих вечностей и богов.
в городе нет становится многолюдней.
да — это провинция ссыльных и дураков».
Андрей Гоголев
(декабрь 2013 — май 2014)
Примечание: на момент написания стихотворения автору 24 года.
Евгений Базаров и нигилизм 21 века
В своём сочинении я хочу рассмотреть два типа нигилизма: базаровский и современный. За образец современного нигилизма возьмём стихотворение «Письмо в провинцию Да» Андрея Гоголева.
Нигилизм предполагает отрицание. Базаров отрицает то, что прежде не ставилось даже под сомнение: Бога, чувство, красоту и поэтичность природы — словом, отсекает все, что нельзя объяснить, приземлить и сделать материальным. Лирический герой Андрея Гоголева отрицает все, что приносит в его жизнь лишние волнения, то есть усложняет её. Это и вера в Бога, и любовь, и сюрпризы, и любая константа (то есть то, что было и будет всегда, «вечное»). Я думаю, есть общая базовая причина у этих двух типов нигилизма — желание упростить свою жизнь. Базарову легко говорить и судить обо всем уверенно, когда его мир ограничивается тем, что он может объяснить, поэтому у него на все есть свой ответ в споре с Павлом Петровичем. Автор «Письма в провинцию Да» чувствует усталость от сложностей жизни (слова «усталость», «устал» повторяются трижды в стихотворении) и на все решает говорить нет, поскольку, по его словам, «нет» много проще всякого «да» и «без веры во что-нибудь проблемы решаются разом». И действительно, жизнь представляется проще, когда тебя не связывает ни долг («никому ничего не должен»), ни любовь, ни моральные принципы, и ты можешь, не задумываясь, сказать «нет» всему вышеперечисленному.
Базаров — сторонник прогресса. А всякий прогресс вызван ленью. В 21 веке все стремятся к комфорту, и прогресс вызван, в том числе, и этим стремлением. А комфорт может проявляться и в моральных принципах: куда удобнее отрицать веру в Бога, делать, что хочешь, и не чувствовать угрызений совести (по крайней мере, позволять себе не чувствовать их). Поэтому и базаровский, и современный нигилизм тесно связаны с прогрессом.
Однако всегда остаётся что-то такое, что будет выше нигилизма. Это испытали на себе и Базаров, и лирический герой Гоголева. Первый, размышляя о вечности, вдруг обнаружил, что он лишь крупица вселенной, а природа была и будет после него. Как бы в подтверждение его мыслей, Базарова скоро настигает смерть — как победа природы над ним («Поди, попробуй отрицать смерть — она тебя отрицает и баста!»). Лирический герой Гоголева тоже чувствует присутствие чего-то вечного, того, что сильнее его:
мне в окно искрит неясная мне звезда
пробивает стекло, обжигает слепое тело
настоящим, всеобщем, сильным и вечным «да»
У Тургенева это высшая природа, а у Гоголева слово «да» (то есть не отрицание). Обоих героев это мучает, поскольку они чувствуют неоспоримость этого вечного (не зря у Гоголева «да» — «настоящее»), но что делать с ним, они не знают, отказаться от нигилизма не могут, ведь он куда спокойнее и удобнее («в «нет» мне гораздо уютней»). В итоге оба героя остаются при своём нигилизме, причём считая тех, кто признает то, что не признают они, глупее себя. Например, Базаров так относится к Аркадию, изменившему своё мнение, и к Павлу Петровичу. В стихотворении Гоголева такое отношение можно увидеть в двух последних стихах:
в городе нет, становится многолюдней
да – это провинция ссыльных и дураков
Правда, базаровский и современный нигилизм имеют отличия. Базаров искренне верит в свои идеи и считает, что нигилизм полезнее для общества: «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем» (это слова Аркадия, но они хорошо выражают позицию Базарова). То есть, в каком-то смысле, он думает и о пользе всего общества. Современный нигилизм — это усталость от всех и вся, он направлен на каждую личность в отдельности, каждый человек говорит «нет» для себя, потому что ему так проще. «Нет, ничего не хочу, меня нет, отстаньте», — эти слова почти буквально описывают современного человека. В наушниках, глядя в телефон, он весь закрывается в себе; он не любит, когда нарушают его личное пространство. У него обнаруживают проблемы — он идёт к психологу, психолог говорит, что отвечать «нет» — нормально. Нормально быть в своём «нет». Вернусь к цитате Гоголева: «В городе нет становится многолюдней». Так и выходит, что те, кто отвечают «да», чаще причисляются к ненормальным, то есть «ссыльным и дуракам».
Стефанова Мария, 10 класс
Вложение | Размер |
---|---|
Евгений Базаров и нигилизм 21 века | 15.79 КБ |
Ворона
Лист Мёбиуса
Пока бьют часы
Неньютоновская жидкость
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Комментарии
Приятно считать такие
Приятно считать такие глубокие мысли. Есть над чем поразмышлять сегодня вечером!
Глубокий материал. Размышлять
Глубокий материал. Размышлять есть о чем, после прочтения!
Мария! Замечательно, что Вы
Мария! Замечательно, что Вы интересуетесь литературой, что Вы читаете классику, размышляете и анализируете!