Введение
Цель: изучить и систематизировать виды в технике «макраме»
Задачи:
1. Углубить знания о заданной технике
Макраме (фр. Macramé, от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения. Разновидность прикладного искусства.
Нитки, пряжу, шнуры всевозможных толщины и расцветок использовали для плетения с древнейших времен. Плетение узелков относится к одному из видов рукоделия, которое называется макраме. В переводе с арабского это слово буквально означает «бахрома, тесьма, кружева». Этим видом рукоделия занимались еще в Древней Греции. У определенных народов макраме именовалось по-разному: узелковое кружево, квадратное плетение, узелковая бахрома, мексиканское кружево, плетево, узорочье, шнурок Макнамары. Слово «макраме» появилось только с XIX в. Узелковым плетением может заниматься каждый. Возможности этого вида рукоделия практически безграничны. Узлы макраме различны по степени сложности. Основные узлы применяют практически в каждом изделии, другие очень редко используются, так как их довольно трудно выполнить. Но при желании все возможно освоить.
Зная технику плетения всего нескольких узлов, можно создавать разнообразные вещи, такие как кашпо, панно, очечники, кошельки и сумки, пояса, игрушки, корзинки, оплетки, шторы, салфетки, коврики, отдельные детали одежды.
Кроме того, из тонких нитей выполняют различные украшения: колье, браслеты, подвески, сережки, брелоки и другие небольшие аксессуары. Изделия из макраме можно декорировать бусинами, деревом, янтарем и т. д.
В макраме, как в никаком другом виде рукоделия, участвуют две руки одновременно. Во время выполнения узла вокруг основной натянутой нити нельзя отпускать другую нить до тех пор, пока узел не будет полностью завершен и затянут. Плетеное полотно должно быть плотным. Все узлы необходимо равномерно затянуть – это основное правило плетения макраме.
Если вы новичок, то сначала потребуется освоить техники основных узлов, сплести небольшой образец и только потом приступать к выполнению какого-нибудь изделия.
Для макраме практически не требуется никаких специальных инструментов и приспособлений.
ГЛАВА 1. История возникновения и развитие макраме.
Человек завязал свой первый узел много веков назад, когда впервые соединил два конца нити. Он начал завязывать узлы, как только научился изготавливать веревку из растительных и животных волокон. Первобытные охотники плели сети из болотных трав и шерсти животных, с помощью узлов привязывали камень к палке, применяли веревки в постройке жилья и для связывания бревен при изготовлении плотов. Знания о плетении узлов передавались по наследству и охранялись от чужаков. Первые сети были очень примитивными, без узлов.Они расходились в воде, и рыба уплывала. Затем нити стали скручивать между собой, их форма стала более устойчивой. В музеях Скандинавии можно увидеть сети, выполненные таким способом из липового лыка. В наши дни этот метод плетения используют рыбаки Канарских островов и Мальты при изготовлении крышек к корзинкам.
С течением времени рыбаки придумали первые узлы – «свайный» и «перуанский». Сеть благодаря им стала более прочной, но не сохраняла форму. Сеть с такими узлами до сих пор плетут рыбаки Перу и Океании, а также жители бассейна реки Конго.
Немного позже изобрели первые нескользящие узлы – «рифовый» и «ткацкий». Сеть стала всегда «держать форму». Такие сети изготавливали на северо-западе Европы. Более 50 лет назад в финских болотах были найдены остатки подобных сетей, датируемых каменным веком.
На рубеже каменного и бронзового веков узлы становятся одними из основных элементов изделий декоративно-прикладного характера. Начали появляться священные узлы, имеющие культовое значение.
Материал для плетения может быть самым разным: пеньковые и хлопковые веревки, джутовое волокно; используют кордовую леску, шпагат, сутаж, синтетические нити и т. д.
1.1 История развития макраме Древняя Греция
Например, у древних греков самым счастливым считался «геркулесовый» узел. На древнегреческих вазах очень часто изображали Геркулеса с накинутой на плечи львиной шкурой. Передние лапы льва были всегда завязаны именно этим узлом. Древние греки считали, что этот узел помогает быстрее затянуться ране. Они носили талисманы в виде «геркулесового» узла на удачу и счастье. Кроме этого, в Древней Греции существовал еще один популярный узел – «турецкий». Во время различных праздников людям предлагали на время завязать и развязать этот узел.
До наших времен дошла еще одна легенда – о гордиевом узле. В древние времена на территории Малой Азии располагалась страна Древняя Фригия. В ней родилось много выдающихся личностей, например Эзоп, Диоген. Сами фригийцы были выходцами из Европы. Около 700 лет до н. э. в этой стране происходила междоусобная война. Надо также отметить, что большую роль в жизни государства в те времена играла особая каста людей, предсказывавших различные события, объяснявших явления природы, выполнявших роль судей. Их называли оракулами, и они жили в храмах.
Итак, народ, уставший от междоусобицы, обратился за помощью к оракулу. Он поведал, что первый человек, который встретится им за городом и будет ехать в повозке, будет их царем, именно он и прекратит войну. Этого человека звали Гордием. Из него получился очень хороший и энергичный правитель, буквально «поднявший» царство и построивший новую столицу – Гордион. В главном храме города он приказал поставить повозку, сделавшую его правителем. Также Гордий рассказал, что однажды, когда он работал в поле, на ярмо упряжки его вола сел орел и сидел так до захода солнца. Поэтому в храм также поместили это ярмо и привязали к дышлу повозки очень сложным узлом. Оракул также сказал, что тот, кто сумеет развязать этот узел, станет правителем всего мира.
Глава 1.2 Узелковое плетение в древние времена
Через 400 лет после этого в город вошел Александр Македонский со своим войском. Ему в то время исполнилось 22 года. Повозка так и стояла в храме, а узел оставался нетронутым. Он узнал об этом предсказании и решил исполнить его. Ремень был очень туго завязан многочисленными узлами. Македонский провозился с ними длительное время, затем разрубил все узлы мечом, сказав: «Безразлично, каким способом будут они развязаны». По другим источникам, Александр подтвердил свою власть над Азией, разрубив узел. Третьи историки считают, что он дал денег служителям храма и тем самым распустил узел. Но все источники сходятся в одном: разрубив этот узел, Александр доказал своим соратникам, что именно он должен владеть Азией. Люди запомнили его находчивость, а выражение «разрубить гордиев узел» во всех странах означает решительные действия. Само изображение этого узла до наших дней не дошло, но многие историки считают, что это был «турецкий» узел.
При раскопках находили множество предметов, связанных с узлами: остатки моделей кораблей, дышла и др. Все обнаруженные узлы известны и применяются в настоящее время.
Узелковое плетение в древние времена использовали для различных целей. Так, у многих древнейших народов, например у индейцев Северной и Южной Америки, в Индии, у некоторых народов Азии и Австралии, в Древнем Китае, существовало узелковое письмо. Узлы применяли при счете или для обозначения и передачи какой-либо информации. Именно отсюда пошло выражение «завязать на память узелок». Разная информация передавалась различными нитями и узелками, завязанными на одной нити. Например, знахари в Литве давали такой разноцветный клубок нитей больному. Первый узелок обозначал начало процедуры, а узелки разного цвета – какие процедуры надо выполнять. Количество узелков соответствовало количеству процедур или дней. В прибалтийских странах с помощью узелков вели родословную всего семейства.
1.3История развития макраме в IX веке
С IX в. макраме стало развиваться довольно интенсивно. Моряки считаются первыми родоначальниками этого вида рукоделия. Крепление парусов и снастей требовало от них умения вязать многочисленные и крепкие узлы. Во время плаваний в свободное время моряки тренировались и изобретали новые хитроумные и красивые узлы. Они плели простые изделия: пояса, подвески, цепочки, – которые потом дарили знакомым. Именно они способствовали также распространению макраме по всему свету.
1.4 История развития макраме в XIV веке
В XIV в. женщины Китая, Испании, Индии переняли у них искусство плетения. Немного позже макраме стало известно и в Италии. Изделиями из узелков стали украшать занавеси, одежду, покрывала. Открывались школы макраме. Например, в Турине Валентина Квандоли обучала 5—9-летних детей этому виду рукоделия. Кроме того, она ввела новый прием плетения, названный ее именем. Он основан на плетни репсового узла нитями двух цветов. Изделия из макраме стали писать и художники на своих полотнах.
1.5 История развития макраме в XVII веке
В XVII в. макраме постепенно распространилось в Северной Европе и Северной Америке.
Оно стало очень популярным в Англии. Так, королева Мария училась макраме в Голландии в 1600 г. Жена Георга III сплела кайму из узелков, которой украсила изгородь внутреннего дворика дворца.
В монастырях во все времена были мастерицы, создававшие изысканные плетеные полотна узелковым плетением. Они выполняли кружева, воротники, шали и другие изделия, которые ценились очень дорого.
Узелковым кружевом люди стали украшать свою одежду. Из такого полотна шили шторы, чехлы для музыкальных инструментов, покрывала, салфетки и т. д. Кружевом из золотых нитей украшали одежду короли, высшая знать и духовные лица. Стало модным декорировать предметы интерьера изделиями из макраме: накидки на кресла, абажуры, скатерти, ширмы.
Интерес к макраме периодически затухал, затем снова возрождался. Следующий пик интереса к макраме пришелся на XIX в. В это время появились первые печатные изделия, посвященные макраме, в которых были даны описание и рисунки узлов, приемов плетения. Так, в 1800 г. во Франции увидела свет книга «Энциклопедия женских рукоделий». Затем в 1882 г. была выпущена книга «Макраме для всех» француза де Дилимонте. В Англии была издана книга «Кружево макраме». Практически все изделия во всем мире выполнялись горизонтальными узлами (репсовым или двойным) в виде ромбов, уголков, цепочек, клеточек. Для макраме применяли хлопчатобумажные и шелковые нити, шерсть, золотую канитель, шелковый шнурок.
В 1920-е гг. макраме переживает новый подъем. Изделиями из узелков: салфетками, абажурами, коврами, шторами, кашпо – стали декорировать дома. Также плетеные изделия начали комбинировать с тканями и украшать ими беседки, гамаки, качалки.
1.6 История развития макраме в России
В России узелковое плетение использовали с древнейших времен. Выполнялись с ним женские украшения, амулеты, обувь, сумки для стрел, упряжи для лошадей, домашняя утварь и многое другое. При раскопках в Новгороде были найдены плетеные сапожки, плетеная гривна из нитей свинцово-оловянного сплава. В Белгороде обнаружили плетеную из золотых нитей тесемочку женского воротника, датируемого XIII в. Возле Киева раскопали плетеный крест, датируемый XVI в.
Плетение на Руси считали особым искусством. Наибольшего расцвета оно достигло во времена Киевской Руси. В то время узел считали символом жизни, хлеба, солнца, счастья, любви. Этот вид рукоделия был очень популярным. Его применяли в древнерусских ювелирных украшениях. Кроме того, орнаменты из такого плетения использовали в архитектуре, в аксессуарах воинской формы, при украшении страниц рукописных книг.
На Руси также существовало и безузелковое плетение в виде различных косичек. С плетением связано множество различных профессий, таких как кнутик, ременник, броздочник, гайтанщик, мошенник, канатик. Вообще на Руси существовали более 40 профессий, связанных с узелковым плетением.
Следует отметить и тот факт, что плетение узелками в России часто находилось под запретом, так как связывалось с колдовством и язычеством. Вязать узлы, «наузить» означало колдовать, ворожить. Это рассматривалось как преступление. Через довольно продолжительное время – во второй половине XIX в. – макраме в России возродилось вновь. Его восприняли совершенно по-новому.
В конце 1990-х гг. макраме стало очень популярно среди широких слоев населения всего мира. Изделиями из макраме стали дополнять одежду, украшать мебель, гобелены, стулья, гамаки. Очень утонченные и изысканные ожерелья, колье, подвески изготавливались в технике макраме.
В настоящее время возможности макраме сильно расширились. Постепенно изделиями из макраме стали декорировать не только домашний интерьер, но и общественные помещения, кафе, дворцы культуры.
ГЛАВА 2. Особенности создания макраме
При плетении используют довольно широкий набор ниток. Они могут быть любой толщины и плотности, самых разных оттенков. Но все нити должны быть крепкими и хорошо скрученными. Если они слабо скручены, то в процессе работы могут разлохматиться и весь узор получится нечетким из-за ворсинок.
Нити могут быть хлопчатобумажными, льняными, пеньковыми, шерстяными, шелковыми и т. д.
Хлопчатобумажные нити выпускают различных толщины и оттенков. Их можно использовать при плетении практически всех изделий из макраме. Льняные чаще применяют для создания бахромы. Конопляные нити бывают блестящими и матовыми. Они популярны так же, как и хлопчатобумажные.
Из пеньковой веревки обычно изготавливают панно и кашпо. Шелковые нити применяют для украшения постельного белья или при выполнении фенечек.
Из джутовой веревки плетут сумки и корзинки. Бельевую веревку, сизалевые нити, бумажный шпагат используют для изготовления изделий в стиле кантри.
Из синтетических ниток выполняют кошельки и сумочки. Нити из вискозного шелка подходят для плетения декоративных цветков. Из толстой и прочной шерстяной пряжи создают безрукавки, кофты, отделку одежды. Бахрому салфеток и скатертей часто выполняют из нитей, выдернутых из той же ткани, что и само изделие.
Для плетения также можно использовать ленточки, но при этом следует помнить, что узлы из плоской ленты будут выглядеть по-другому. Самые красивые узоры получаются из нити с круглым сечением.
Существует множество хитростей, облегчающих работу с макраме. Слишком жесткие нити из натуральных волокон можно прокипятить в воде несколько минут – они станут более мягкими и послушными. Если нити, наоборот, слишком мягкие, то придать им жесткость можно с помощью глицерина и желатина. Для чего надо 25 г желатина замочить в 0,5 л холодной воды. После того как он разбухнет, нагрейте этот раствор на водяной бане до полного растворения желатина. Затем снимите с огня и добавьте 0,5 ч. л. глицерина и 1 л горячей воды. Все хорошо перемешайте, поместите в готовый раствор сухие нити на несколько минут. Затем выньте их и просушите. Рисунок из узлов, выполненных из таких нитей, будет намного четче и красивее.
Немецкий математик Август Фернан Мебиус изобрел хитроумный узел, в котором не видно внутренней и внешней поверхности ленты. Он прокрутил ленту один раз и склеил ее концы между собой. Этот узел используют для приводного ремня.
При плетении жесткими и грубыми нитями все работы лучше выполнять в тонких перчатках, которые защитят руки от повреждений. Если же время от времени увлажнять руки при плетении из шелковой нити или бумажного шпагата, то работа будет идти легче и быстрее.
Все шелковые шнуры, капроновая леска очень скользкие, поэтому все узлы надо завязывать очень туго. Кроме того, капроновые и шелковые нити часто распускаются на концах. Чтобы предотвратить это, оплавьте их концы зажигалкой.
Макраме можно плести и из грубых неровных нитей. Все дефекты, образующиеся при этом, можно сгладить, постирав и прогладив готовое изделие. После стирки изделие не следует выжимать. Оберните его сухим и чистым полотенцем и высушите. Далее положите изделие на мягкую поверхность изнаночной стороной вверх, а на нее – несколько слоев мокрой марли. Осторожно прикладывайте утюг, стараясь не смещать узелки. Уберите марлю и оставьте изделие до полного высыхания.
Кроме нитей, для украшения изделий могут потребоваться бусины и бисер различных форм и размеров, пайетки, стразы, ленточки. Могут понадобиться совершенно ненужные на первый взгляд вещи, например различные деревянные и металлические кольца, обручи, планки, рейки, шарики, костяшки от счет, декоративные пуговицы и пряжки, рамы от картин, абажурные каркасы, сосуды интересных форм и др.
Особых инструментов для макраме нет. Необходима подушка для плетения, достаточно жесткая и устойчивая. Существуют много ее разновидностей. В прошлые века ее набивали опилками или песком, а для утяжеления вставляли в нее лист свинца. В настоящее время можно взять кусок толстого картона или фанеры размерами 25 х 40, 30 х 45, 35 х 50 см, положить на него слой ваты, войлока или поролона толщиной не менее 4–6 см и обтянуть темной плотной тканью. Очень часто подушку под небольшим наклоном прикрепляют к столу струбцинами. Можно выполнить ее в виде цилиндра. Вместо струбцин иногда берут специальную небольшую подставку для подушки в виде скамеечки нужного размера. Иногда вместо подушки для плетения используют спинку кресла или мягкого стула.
Кроме подушки для плетения, понадобятся булавки. Их всегда держат под рукой, вколов по краям подушки. Они необходимы для фиксации узлов или фрагментов изделия. Булавки должны быть достаточно прочными и длинными, чтобы не погнуться и не затеряться на полотне. Для этих целей портновские булавки не подходят, так как они слишком короткие. Лучше использовать длинные булавки с яркими пластмассовыми головками. Их можно сделать самим. Для чего необходимы пластмассовые шарики или бусины и длинные иголки. Раскалите ушко иглы на огне и проткните им шарик примерно до середины. Оставьте все до полного остывания.
Люди, живущие в Африке, часто используют золотистую паутину тропического паука нефилы. Она весьма тонкая и прочная, очень похожа на шелковую нить.
Шпульки и коклюшки применяют для укорачивания длинных нитей. Для этих целей можно также взять коклюшки, предназначенные для кружевных изделий, или обыкновенные тонкие бигуди с резинкой. Их также можно изготовить самостоятельно из кусочков толстого картона, на которых надо сделать клиновидные разрезы. В них зажимают нить, чтобы она не распускалась.
Также необходима сантиметровая лента. Ею производятся измерения длины нитей и изделий.
Ножницы среднего размера нужны для разрезания нитей, большими ножницами обрезают бахрому. Металлической линейкой подравнивают бахрому. Вязальными крючками, толстым и тонким, протягивают нити в сложных узлах.
С помощью шила или спицы развязывают неправильные узлы. Иногда требуются грузики для вытягивания и выравнивая изделий.
Для изготовления бахромы следует использовать железную гребенку, которой надо расчесать нити, перед тем их тщательно подровняв.
В современном мире существуют более 500 видов узлов. Из них только около 40 применяют в морском деле. В макраме же используются более 15 типов узлов и всевозможные переплетения, получаемые из них. Все узлы классифицируют следующим образом:
• узлы для связывания двух концов нитей;
• затягивающиеся петли и узлы;
• саморазвязывающиеся узлы.
В макраме все узлы различают по степени их сложности, которую оценивают количеством переплетений нити.
Интересно, что большая часть современных узлов изобретена еще в древности. Первобытные люди знали о них гораздо больше нас.
Любое плетение начинается с крепления нитей. Существуют несколько способов крепления нитей, подходящих для определенных случаев. Иногда изделия плетут от середины нитей в обе стороны. Нити прикалывают к подушке для плетения за серединку и плетут от нее сначала в одну сторону, затем в другую, предварительно перевернув подушку. В некоторых ситуациях нити даже не закрепляют на подушке, а сразу начинают работу. Намного чаще нити следует крепить на основу. (См. в Приложении 6, рисунок1 )
В качестве основы нередко берут нить, планку из дерева, пластика или металла (для панно), карманы для мелочей, кольцо для ваз или кашпо, каркас для абажура. Основа всегда должна быть шире самого изделия. Если планка скользкая, то ее концы следует закрепить, чтобы нити не соскользнули с нее. Основа зависит от размера и веса изделия: чем больше само изделие, тем больше должна быть и его основа. Причем для тяжелой и громоздкой вещи основу хорошо крепят на удобном для работы месте. Только после этого на нее навешивают нити.
Существуют несколько способов крепления нитей.
Рабочую нить складывают пополам, образованную петлю кладут на основу, затем перегибают петельку за основу. Концы рабочей нити продевают в петлю и затягивают (См. в Приложение 2, рисунок 1).
Второй способ крепления – зеркальное отражение первого. Этими двумя способами можно начинать практически любое изделие. Рабочую нить складывают пополам и заводят получившуюся петлю под основу. Петлю переносят вперед и помещают на основу. Концы нити продевают в петлю и затягивают (См. в Приложение 2, рисунок 2).
Это расширенный способ. Его применяют для плетения ажурной вязки. Он позволяет избежать расползания наборного ряда при ажурной вязке, к тому же выглядит намного аккуратнее. Сначала надо закрепить нить на основе первым способом. Затем каждый конец нити следует накинуть на основу, затем обогнуть ее так, чтобы получились две петли, продеть концы нитей в образовавшиеся петли и затянуть их (см. в Приложение 2, рисунок 3).
Этот ряд более плотный, основу через него совсем не видно. Его можно сделать еще плотнее, выполнив несколько витков нитей.
Первыми двумя способами очень часто крепят нити к краю полотна для плетения бахромы. Это надо делать с помощью крючка. Край ткани подгибают, затем, отступив от него на 0,5 см, крючком прокалывают ткань с изнанки и с его помощью вытягивают сложенную пополам нить на лицевую сторону. В получившуюся петельку крючком вдевают два конца нити и, потянув их вниз, затягивают петлю. Чтобы все крепление было равным, перед работой с помощью линейки чертят прямую линию, отступив от края 0,5–1 см.
Очень длинные нити можно навесить следующим способом. Сложите нить пополам, петля должна находиться наверху. Отогните ее от себя так, чтобы получились две маленькие петельки. В них надо продеть основу.
Этим способом пользуются при необходимости закрепить на основе только один конец нити. Верхний конец нити кладут под основу и закалывают его булавкой на расстоянии 2–3 см от основы. Второй конец нити накидывают на основу с правой стороны от верхнего конца, делают один виток. Затем выполняют второй виток слева от верхнего конца. Нижний конец нити располагают на основе, огибают ее и продевают нить в образовавшуюся петлю снизу под основой. Петлю затягивают
С развитием мореходства происходит и развитие узелкового плетения. Существует не менее 100 различных морских узлов, которые используются и по сей день. Моряки, подолгу проводящие свое время в море, плели из морских узлов различные украшения, чтобы скоротать время. Считается, что жители Китая, Индии и Испании переняли от них искусство плетения узлов где-то в 14 веке.
2.2 Область применения.
Техника макраме находит очень широкое применение в жизни современного человека. Плетённые изделия - кашпо, пано, гардинное полотно - украшают интерьеры общественных и жилых зданий. Кулоны, ремни, сумочки дополняют костюмы современных модниц. Плетённые игрушки, сувениры- отличный подарок к любому празднику.
Оплетённая ваза, бутылка не боится ударов, выглядит оригинально. При этом мастер при плетении сам подбирает цвет, размер изделия в соответствии со соей идеей.
Предоставленное изделие- гардинное полотно - предназначено для оформления интерьера мастерской, но может использоваться как наглядное пособие при изучении темы "МАКРАМЕ", а также как экспонат выставки декоративно-прикладного искусства, что будет служить популяризации этого вида плетения.
2.3 Макраме в современном дизайне
оформление квартиры, частного дома, рабочего офиса, с помощью узелкового плетения, создаст в помещении необычайный уют. В такой технике оформляются любые комнаты, создается множество предметов домашнего обихода, а некоторые варианты макраме в интерьере способен сделать даже ребенок.
В каких стилях использовать узелковый декор Разнообразные изделия в технике макраме способны украсить интерьер практически любого стиля: классический – подойдет цветной либо однотонный, настенный или напольный коврик с кистями, бахромой, сочетающийся с плетеным покрывалом; минимализм – ажурные плетеные элементы на окнах разнообразят скромное оформление помещения; кантри – длинные занавески из льняных, хлопковых нитей, на окнах, дверных проемах, станут отличным дополнением; лофт – грубые абстракции из толстого шпагата на каменных стенах, «ловцы снов» под люстрами смотрятся весьма оригинально; ар-деко – «в тему» придутся шикарные абажуры с множеством объемных деталей, бусин, камней, на торшерах, потолочных лампах; экологический – подвесные кресла, плетеные из джута, многочисленные кашпо с горшечными растениями на окнах, стенах создадут неповторимый дизайн.
Современные идеи макраме в интерьере С помощью сеток, выполненных в технике макраме, зонируют пространство квартиры студии, отделяя столовую зону от кухни, выделяют гостиную или рабочее место. Сетка натягивается между планками от пола до потолка или от спинки дивана до специальных карнизов. В арках, дверных проемах, делаются «рассыпающиеся» занавески, изголовье кровати в спальне также обрамляется плетеным узором. Очень популярны яркие плетеные изделия для детских комнат – например, бортики в кроватку, подвески над ней. Туда можно вплетать цветные бусины разного размера и формы, чтобы малыш развивал мелкую моторику, ощупывая их. (см. в Приложении 3, рисунок 1)
Настенное панно В советское время многие квартиры украшало большое или маленькое панно в виде совы. Она символизировала мудрость, достаток в доме. Основой здесь становится деревянная лакированная палочка или металлическое кольцо. Обязательный атрибут такого панно – два больших глаза, обычно из деревянных бусин или цветных пуговиц, символические крылья по бокам, деревянная жердочка, на которой сова будто бы сидит. (См. в Приложении 3, рисунок 2) Глаза выделяют бахромой во все стороны, клюв также делается из бусины либо плетется в виде горошины из плоских узлов, можно сделать и лапки. Оперение на брюшке птицы также плетется из «горошин», ажурным, из диагональных брид. Внизу конструкции часто делается карман для всяких мелочей, а еще ниже – длинная кисть, которая украшается мелкими бусинками.
Шторы, занавеси, в зависимости от стилистического оформления интерьера, основой для штор служит металлический карниз с блестящими кольцами, слегка кривая деревянная коряга. «Летние» занавески украсят цветочки и листики, «зимние» – снеговики и снежинки. Оконные драпировки с градиентным цветовым переходом и пышными кистями создадут оформление стиля «бохо». Можно сделать также довольно жесткую гардину из горизонтальных брид, а сверху нашить декоративные узлы, типа «дерево жизни» или «турецкий», низ украсив серией узелков «кулак обезьяны».
В спальне из тонких светлых нитей плетут полог над кроватью и подзор для туалетного столика. Для кухни отличным решением будут занавески из новых, современных, легко моющихся материалов. Основные плюсы штор макраме: не собирают пыль; почти не пачкаются; не теряют форму; отличная идея для зонирования пространства; легко изготавливаются своими руками; не лишают помещение воздуха. Из недостатков отмечается только то, что маленькие дети, домашние животные очень интересуются «висюльками» на занавесках, а кошки, декоративные крысы, попугаи способны сильно запутаться в них и оборвать
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 29.03 КБ |
Введение
Цель: изучить и систематизировать виды в технике «макраме»
Задачи:
1. Углубить знания о заданной технике
Макраме (фр. Macramé, от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения. Разновидность прикладного искусства.
Нитки, пряжу, шнуры всевозможных толщины и расцветок использовали для плетения с древнейших времен. Плетение узелков относится к одному из видов рукоделия, которое называется макраме. В переводе с арабского это слово буквально означает «бахрома, тесьма, кружева». Этим видом рукоделия занимались еще в Древней Греции. У определенных народов макраме именовалось по-разному: узелковое кружево, квадратное плетение, узелковая бахрома, мексиканское кружево, плетево, узорочье, шнурок Макнамары. Слово «макраме» появилось только с XIX в. Узелковым плетением может заниматься каждый. Возможности этого вида рукоделия практически безграничны. Узлы макраме различны по степени сложности. Основные узлы применяют практически в каждом изделии, другие очень редко используются, так как их довольно трудно выполнить. Но при желании все возможно освоить.
Зная технику плетения всего нескольких узлов, можно создавать разнообразные вещи, такие как кашпо, панно, очечники, кошельки и сумки, пояса, игрушки, корзинки, оплетки, шторы, салфетки, коврики, отдельные детали одежды.
Кроме того, из тонких нитей выполняют различные украшения: колье, браслеты, подвески, сережки, брелоки и другие небольшие аксессуары. Изделия из макраме можно декорировать бусинами, деревом, янтарем и т. д.
В макраме, как в никаком другом виде рукоделия, участвуют две руки одновременно. Во время выполнения узла вокруг основной натянутой нити нельзя отпускать другую нить до тех пор, пока узел не будет полностью завершен и затянут. Плетеное полотно должно быть плотным. Все узлы необходимо равномерно затянуть – это основное правило плетения макраме.
Если вы новичок, то сначала потребуется освоить техники основных узлов, сплести небольшой образец и только потом приступать к выполнению какого-нибудь изделия.
Для макраме практически не требуется никаких специальных инструментов и приспособлений.
ГЛАВА 1. История возникновения и развитие макраме.
Человек завязал свой первый узел много веков назад, когда впервые соединил два конца нити. Он начал завязывать узлы, как только научился изготавливать веревку из растительных и животных волокон. Первобытные охотники плели сети из болотных трав и шерсти животных, с помощью узлов привязывали камень к палке, применяли веревки в постройке жилья и для связывания бревен при изготовлении плотов. Знания о плетении узлов передавались по наследству и охранялись от чужаков. Первые сети были очень примитивными, без узлов.Они расходились в воде, и рыба уплывала. Затем нити стали скручивать между собой, их форма стала более устойчивой. В музеях Скандинавии можно увидеть сети, выполненные таким способом из липового лыка. В наши дни этот метод плетения используют рыбаки Канарских островов и Мальты при изготовлении крышек к корзинкам.
С течением времени рыбаки придумали первые узлы – «свайный» и «перуанский». Сеть благодаря им стала более прочной, но не сохраняла форму. Сеть с такими узлами до сих пор плетут рыбаки Перу и Океании, а также жители бассейна реки Конго.
Немного позже изобрели первые нескользящие узлы – «рифовый» и «ткацкий». Сеть стала всегда «держать форму». Такие сети изготавливали на северо-западе Европы. Более 50 лет назад в финских болотах были найдены остатки подобных сетей, датируемых каменным веком.
На рубеже каменного и бронзового веков узлы становятся одними из основных элементов изделий декоративно-прикладного характера. Начали появляться священные узлы, имеющие культовое значение.
Материал для плетения может быть самым разным: пеньковые и хлопковые веревки, джутовое волокно; используют кордовую леску, шпагат, сутаж, синтетические нити и т. д.
1.1 История развития макраме Древняя Греция
Например, у древних греков самым счастливым считался «геркулесовый» узел. На древнегреческих вазах очень часто изображали Геркулеса с накинутой на плечи львиной шкурой. Передние лапы льва были всегда завязаны именно этим узлом. Древние греки считали, что этот узел помогает быстрее затянуться ране. Они носили талисманы в виде «геркулесового» узла на удачу и счастье. Кроме этого, в Древней Греции существовал еще один популярный узел – «турецкий». Во время различных праздников людям предлагали на время завязать и развязать этот узел.
До наших времен дошла еще одна легенда – о гордиевом узле. В древние времена на территории Малой Азии располагалась страна Древняя Фригия. В ней родилось много выдающихся личностей, например Эзоп, Диоген. Сами фригийцы были выходцами из Европы. Около 700 лет до н. э. в этой стране происходила междоусобная война. Надо также отметить, что большую роль в жизни государства в те времена играла особая каста людей, предсказывавших различные события, объяснявших явления природы, выполнявших роль судей. Их называли оракулами, и они жили в храмах.
Итак, народ, уставший от междоусобицы, обратился за помощью к оракулу. Он поведал, что первый человек, который встретится им за городом и будет ехать в повозке, будет их царем, именно он и прекратит войну. Этого человека звали Гордием. Из него получился очень хороший и энергичный правитель, буквально «поднявший» царство и построивший новую столицу – Гордион. В главном храме города он приказал поставить повозку, сделавшую его правителем. Также Гордий рассказал, что однажды, когда он работал в поле, на ярмо упряжки его вола сел орел и сидел так до захода солнца. Поэтому в храм также поместили это ярмо и привязали к дышлу повозки очень сложным узлом. Оракул также сказал, что тот, кто сумеет развязать этот узел, станет правителем всего мира.
Глава 1.2 Узелковое плетение в древние времена
Через 400 лет после этого в город вошел Александр Македонский со своим войском. Ему в то время исполнилось 22 года. Повозка так и стояла в храме, а узел оставался нетронутым. Он узнал об этом предсказании и решил исполнить его. Ремень был очень туго завязан многочисленными узлами. Македонский провозился с ними длительное время, затем разрубил все узлы мечом, сказав: «Безразлично, каким способом будут они развязаны». По другим источникам, Александр подтвердил свою власть над Азией, разрубив узел. Третьи историки считают, что он дал денег служителям храма и тем самым распустил узел. Но все источники сходятся в одном: разрубив этот узел, Александр доказал своим соратникам, что именно он должен владеть Азией. Люди запомнили его находчивость, а выражение «разрубить гордиев узел» во всех странах означает решительные действия. Само изображение этого узла до наших дней не дошло, но многие историки считают, что это был «турецкий» узел.
При раскопках находили множество предметов, связанных с узлами: остатки моделей кораблей, дышла и др. Все обнаруженные узлы известны и применяются в настоящее время.
Узелковое плетение в древние времена использовали для различных целей. Так, у многих древнейших народов, например у индейцев Северной и Южной Америки, в Индии, у некоторых народов Азии и Австралии, в Древнем Китае, существовало узелковое письмо. Узлы применяли при счете или для обозначения и передачи какой-либо информации. Именно отсюда пошло выражение «завязать на память узелок». Разная информация передавалась различными нитями и узелками, завязанными на одной нити. Например, знахари в Литве давали такой разноцветный клубок нитей больному. Первый узелок обозначал начало процедуры, а узелки разного цвета – какие процедуры надо выполнять. Количество узелков соответствовало количеству процедур или дней. В прибалтийских странах с помощью узелков вели родословную всего семейства.
1.3История развития макраме в IX веке
С IX в. макраме стало развиваться довольно интенсивно. Моряки считаются первыми родоначальниками этого вида рукоделия. Крепление парусов и снастей требовало от них умения вязать многочисленные и крепкие узлы. Во время плаваний в свободное время моряки тренировались и изобретали новые хитроумные и красивые узлы. Они плели простые изделия: пояса, подвески, цепочки, – которые потом дарили знакомым. Именно они способствовали также распространению макраме по всему свету.
1.4 История развития макраме в XIV веке
В XIV в. женщины Китая, Испании, Индии переняли у них искусство плетения. Немного позже макраме стало известно и в Италии. Изделиями из узелков стали украшать занавеси, одежду, покрывала. Открывались школы макраме. Например, в Турине Валентина Квандоли обучала 5—9-летних детей этому виду рукоделия. Кроме того, она ввела новый прием плетения, названный ее именем. Он основан на плетни репсового узла нитями двух цветов. Изделия из макраме стали писать и художники на своих полотнах.
1.5 История развития макраме в XVII веке
В XVII в. макраме постепенно распространилось в Северной Европе и Северной Америке.
Оно стало очень популярным в Англии. Так, королева Мария училась макраме в Голландии в 1600 г. Жена Георга III сплела кайму из узелков, которой украсила изгородь внутреннего дворика дворца.
В монастырях во все времена были мастерицы, создававшие изысканные плетеные полотна узелковым плетением. Они выполняли кружева, воротники, шали и другие изделия, которые ценились очень дорого.
Узелковым кружевом люди стали украшать свою одежду. Из такого полотна шили шторы, чехлы для музыкальных инструментов, покрывала, салфетки и т. д. Кружевом из золотых нитей украшали одежду короли, высшая знать и духовные лица. Стало модным декорировать предметы интерьера изделиями из макраме: накидки на кресла, абажуры, скатерти, ширмы.
Интерес к макраме периодически затухал, затем снова возрождался. Следующий пик интереса к макраме пришелся на XIX в. В это время появились первые печатные изделия, посвященные макраме, в которых были даны описание и рисунки узлов, приемов плетения. Так, в 1800 г. во Франции увидела свет книга «Энциклопедия женских рукоделий». Затем в 1882 г. была выпущена книга «Макраме для всех» француза де Дилимонте. В Англии была издана книга «Кружево макраме». Практически все изделия во всем мире выполнялись горизонтальными узлами (репсовым или двойным) в виде ромбов, уголков, цепочек, клеточек. Для макраме применяли хлопчатобумажные и шелковые нити, шерсть, золотую канитель, шелковый шнурок.
В 1920-е гг. макраме переживает новый подъем. Изделиями из узелков: салфетками, абажурами, коврами, шторами, кашпо – стали декорировать дома. Также плетеные изделия начали комбинировать с тканями и украшать ими беседки, гамаки, качалки.
1.6 История развития макраме в России
В России узелковое плетение использовали с древнейших времен. Выполнялись с ним женские украшения, амулеты, обувь, сумки для стрел, упряжи для лошадей, домашняя утварь и многое другое. При раскопках в Новгороде были найдены плетеные сапожки, плетеная гривна из нитей свинцово-оловянного сплава. В Белгороде обнаружили плетеную из золотых нитей тесемочку женского воротника, датируемого XIII в. Возле Киева раскопали плетеный крест, датируемый XVI в.
Плетение на Руси считали особым искусством. Наибольшего расцвета оно достигло во времена Киевской Руси. В то время узел считали символом жизни, хлеба, солнца, счастья, любви. Этот вид рукоделия был очень популярным. Его применяли в древнерусских ювелирных украшениях. Кроме того, орнаменты из такого плетения использовали в архитектуре, в аксессуарах воинской формы, при украшении страниц рукописных книг.
На Руси также существовало и безузелковое плетение в виде различных косичек. С плетением связано множество различных профессий, таких как кнутик, ременник, броздочник, гайтанщик, мошенник, канатик. Вообще на Руси существовали более 40 профессий, связанных с узелковым плетением.
Следует отметить и тот факт, что плетение узелками в России часто находилось под запретом, так как связывалось с колдовством и язычеством. Вязать узлы, «наузить» означало колдовать, ворожить. Это рассматривалось как преступление. Через довольно продолжительное время – во второй половине XIX в. – макраме в России возродилось вновь. Его восприняли совершенно по-новому.
В конце 1990-х гг. макраме стало очень популярно среди широких слоев населения всего мира. Изделиями из макраме стали дополнять одежду, украшать мебель, гобелены, стулья, гамаки. Очень утонченные и изысканные ожерелья, колье, подвески изготавливались в технике макраме.
В настоящее время возможности макраме сильно расширились. Постепенно изделиями из макраме стали декорировать не только домашний интерьер, но и общественные помещения, кафе, дворцы культуры.
ГЛАВА 2. Особенности создания макраме
При плетении используют довольно широкий набор ниток. Они могут быть любой толщины и плотности, самых разных оттенков. Но все нити должны быть крепкими и хорошо скрученными. Если они слабо скручены, то в процессе работы могут разлохматиться и весь узор получится нечетким из-за ворсинок.
Нити могут быть хлопчатобумажными, льняными, пеньковыми, шерстяными, шелковыми и т. д.
Хлопчатобумажные нити выпускают различных толщины и оттенков. Их можно использовать при плетении практически всех изделий из макраме. Льняные чаще применяют для создания бахромы. Конопляные нити бывают блестящими и матовыми. Они популярны так же, как и хлопчатобумажные.
Из пеньковой веревки обычно изготавливают панно и кашпо. Шелковые нити применяют для украшения постельного белья или при выполнении фенечек.
Из джутовой веревки плетут сумки и корзинки. Бельевую веревку, сизалевые нити, бумажный шпагат используют для изготовления изделий в стиле кантри.
Из синтетических ниток выполняют кошельки и сумочки. Нити из вискозного шелка подходят для плетения декоративных цветков. Из толстой и прочной шерстяной пряжи создают безрукавки, кофты, отделку одежды. Бахрому салфеток и скатертей часто выполняют из нитей, выдернутых из той же ткани, что и само изделие.
Для плетения также можно использовать ленточки, но при этом следует помнить, что узлы из плоской ленты будут выглядеть по-другому. Самые красивые узоры получаются из нити с круглым сечением.
Существует множество хитростей, облегчающих работу с макраме. Слишком жесткие нити из натуральных волокон можно прокипятить в воде несколько минут – они станут более мягкими и послушными. Если нити, наоборот, слишком мягкие, то придать им жесткость можно с помощью глицерина и желатина. Для чего надо 25 г желатина замочить в 0,5 л холодной воды. После того как он разбухнет, нагрейте этот раствор на водяной бане до полного растворения желатина. Затем снимите с огня и добавьте 0,5 ч. л. глицерина и 1 л горячей воды. Все хорошо перемешайте, поместите в готовый раствор сухие нити на несколько минут. Затем выньте их и просушите. Рисунок из узлов, выполненных из таких нитей, будет намного четче и красивее.
Немецкий математик Август Фернан Мебиус изобрел хитроумный узел, в котором не видно внутренней и внешней поверхности ленты. Он прокрутил ленту один раз и склеил ее концы между собой. Этот узел используют для приводного ремня.
При плетении жесткими и грубыми нитями все работы лучше выполнять в тонких перчатках, которые защитят руки от повреждений. Если же время от времени увлажнять руки при плетении из шелковой нити или бумажного шпагата, то работа будет идти легче и быстрее.
Все шелковые шнуры, капроновая леска очень скользкие, поэтому все узлы надо завязывать очень туго. Кроме того, капроновые и шелковые нити часто распускаются на концах. Чтобы предотвратить это, оплавьте их концы зажигалкой.
Макраме можно плести и из грубых неровных нитей. Все дефекты, образующиеся при этом, можно сгладить, постирав и прогладив готовое изделие. После стирки изделие не следует выжимать. Оберните его сухим и чистым полотенцем и высушите. Далее положите изделие на мягкую поверхность изнаночной стороной вверх, а на нее – несколько слоев мокрой марли. Осторожно прикладывайте утюг, стараясь не смещать узелки. Уберите марлю и оставьте изделие до полного высыхания.
Кроме нитей, для украшения изделий могут потребоваться бусины и бисер различных форм и размеров, пайетки, стразы, ленточки. Могут понадобиться совершенно ненужные на первый взгляд вещи, например различные деревянные и металлические кольца, обручи, планки, рейки, шарики, костяшки от счет, декоративные пуговицы и пряжки, рамы от картин, абажурные каркасы, сосуды интересных форм и др.
Особых инструментов для макраме нет. Необходима подушка для плетения, достаточно жесткая и устойчивая. Существуют много ее разновидностей. В прошлые века ее набивали опилками или песком, а для утяжеления вставляли в нее лист свинца. В настоящее время можно взять кусок толстого картона или фанеры размерами 25 х 40, 30 х 45, 35 х 50 см, положить на него слой ваты, войлока или поролона толщиной не менее 4–6 см и обтянуть темной плотной тканью. Очень часто подушку под небольшим наклоном прикрепляют к столу струбцинами. Можно выполнить ее в виде цилиндра. Вместо струбцин иногда берут специальную небольшую подставку для подушки в виде скамеечки нужного размера. Иногда вместо подушки для плетения используют спинку кресла или мягкого стула.
Кроме подушки для плетения, понадобятся булавки. Их всегда держат под рукой, вколов по краям подушки. Они необходимы для фиксации узлов или фрагментов изделия. Булавки должны быть достаточно прочными и длинными, чтобы не погнуться и не затеряться на полотне. Для этих целей портновские булавки не подходят, так как они слишком короткие. Лучше использовать длинные булавки с яркими пластмассовыми головками. Их можно сделать самим. Для чего необходимы пластмассовые шарики или бусины и длинные иголки. Раскалите ушко иглы на огне и проткните им шарик примерно до середины. Оставьте все до полного остывания.
Люди, живущие в Африке, часто используют золотистую паутину тропического паука нефилы. Она весьма тонкая и прочная, очень похожа на шелковую нить.
Шпульки и коклюшки применяют для укорачивания длинных нитей. Для этих целей можно также взять коклюшки, предназначенные для кружевных изделий, или обыкновенные тонкие бигуди с резинкой. Их также можно изготовить самостоятельно из кусочков толстого картона, на которых надо сделать клиновидные разрезы. В них зажимают нить, чтобы она не распускалась.
Также необходима сантиметровая лента. Ею производятся измерения длины нитей и изделий.
Ножницы среднего размера нужны для разрезания нитей, большими ножницами обрезают бахрому. Металлической линейкой подравнивают бахрому. Вязальными крючками, толстым и тонким, протягивают нити в сложных узлах.
С помощью шила или спицы развязывают неправильные узлы. Иногда требуются грузики для вытягивания и выравнивая изделий.
Для изготовления бахромы следует использовать железную гребенку, которой надо расчесать нити, перед тем их тщательно подровняв.
В современном мире существуют более 500 видов узлов. Из них только около 40 применяют в морском деле. В макраме же используются более 15 типов узлов и всевозможные переплетения, получаемые из них. Все узлы классифицируют следующим образом:
• узлы для связывания двух концов нитей;
• затягивающиеся петли и узлы;
• саморазвязывающиеся узлы.
В макраме все узлы различают по степени их сложности, которую оценивают количеством переплетений нити.
Интересно, что большая часть современных узлов изобретена еще в древности. Первобытные люди знали о них гораздо больше нас.
Любое плетение начинается с крепления нитей. Существуют несколько способов крепления нитей, подходящих для определенных случаев. Иногда изделия плетут от середины нитей в обе стороны. Нити прикалывают к подушке для плетения за серединку и плетут от нее сначала в одну сторону, затем в другую, предварительно перевернув подушку. В некоторых ситуациях нити даже не закрепляют на подушке, а сразу начинают работу. Намного чаще нити следует крепить на основу. (См. в Приложении 6, рисунок1 )
В качестве основы нередко берут нить, планку из дерева, пластика или металла (для панно), карманы для мелочей, кольцо для ваз или кашпо, каркас для абажура. Основа всегда должна быть шире самого изделия. Если планка скользкая, то ее концы следует закрепить, чтобы нити не соскользнули с нее. Основа зависит от размера и веса изделия: чем больше само изделие, тем больше должна быть и его основа. Причем для тяжелой и громоздкой вещи основу хорошо крепят на удобном для работы месте. Только после этого на нее навешивают нити.
Существуют несколько способов крепления нитей.
Рабочую нить складывают пополам, образованную петлю кладут на основу, затем перегибают петельку за основу. Концы рабочей нити продевают в петлю и затягивают (См. в Приложение 2, рисунок 1).
Второй способ крепления – зеркальное отражение первого. Этими двумя способами можно начинать практически любое изделие. Рабочую нить складывают пополам и заводят получившуюся петлю под основу. Петлю переносят вперед и помещают на основу. Концы нити продевают в петлю и затягивают (См. в Приложение 2, рисунок 2).
Это расширенный способ. Его применяют для плетения ажурной вязки. Он позволяет избежать расползания наборного ряда при ажурной вязке, к тому же выглядит намного аккуратнее. Сначала надо закрепить нить на основе первым способом. Затем каждый конец нити следует накинуть на основу, затем обогнуть ее так, чтобы получились две петли, продеть концы нитей в образовавшиеся петли и затянуть их (см. в Приложение 2, рисунок 3).
Этот ряд более плотный, основу через него совсем не видно. Его можно сделать еще плотнее, выполнив несколько витков нитей.
Первыми двумя способами очень часто крепят нити к краю полотна для плетения бахромы. Это надо делать с помощью крючка. Край ткани подгибают, затем, отступив от него на 0,5 см, крючком прокалывают ткань с изнанки и с его помощью вытягивают сложенную пополам нить на лицевую сторону. В получившуюся петельку крючком вдевают два конца нити и, потянув их вниз, затягивают петлю. Чтобы все крепление было равным, перед работой с помощью линейки чертят прямую линию, отступив от края 0,5–1 см.
Очень длинные нити можно навесить следующим способом. Сложите нить пополам, петля должна находиться наверху. Отогните ее от себя так, чтобы получились две маленькие петельки. В них надо продеть основу.
Этим способом пользуются при необходимости закрепить на основе только один конец нити. Верхний конец нити кладут под основу и закалывают его булавкой на расстоянии 2–3 см от основы. Второй конец нити накидывают на основу с правой стороны от верхнего конца, делают один виток. Затем выполняют второй виток слева от верхнего конца. Нижний конец нити располагают на основе, огибают ее и продевают нить в образовавшуюся петлю снизу под основой. Петлю затягивают
С развитием мореходства происходит и развитие узелкового плетения. Существует не менее 100 различных морских узлов, которые используются и по сей день. Моряки, подолгу проводящие свое время в море, плели из морских узлов различные украшения, чтобы скоротать время. Считается, что жители Китая, Индии и Испании переняли от них искусство плетения узлов где-то в 14 веке.
2.2 Область применения.
Техника макраме находит очень широкое применение в жизни современного человека. Плетённые изделия - кашпо, пано, гардинное полотно - украшают интерьеры общественных и жилых зданий. Кулоны, ремни, сумочки дополняют костюмы современных модниц. Плетённые игрушки, сувениры- отличный подарок к любому празднику.
Оплетённая ваза, бутылка не боится ударов, выглядит оригинально. При этом мастер при плетении сам подбирает цвет, размер изделия в соответствии со соей идеей.
Предоставленное изделие- гардинное полотно - предназначено для оформления интерьера мастерской, но может использоваться как наглядное пособие при изучении темы "МАКРАМЕ", а также как экспонат выставки декоративно-прикладного искусства, что будет служить популяризации этого вида плетения.
2.3 Макраме в современном дизайне
оформление квартиры, частного дома, рабочего офиса, с помощью узелкового плетения, создаст в помещении необычайный уют. В такой технике оформляются любые комнаты, создается множество предметов домашнего обихода, а некоторые варианты макраме в интерьере способен сделать даже ребенок.
В каких стилях использовать узелковый декор Разнообразные изделия в технике макраме способны украсить интерьер практически любого стиля: классический – подойдет цветной либо однотонный, настенный или напольный коврик с кистями, бахромой, сочетающийся с плетеным покрывалом; минимализм – ажурные плетеные элементы на окнах разнообразят скромное оформление помещения; кантри – длинные занавески из льняных, хлопковых нитей, на окнах, дверных проемах, станут отличным дополнением; лофт – грубые абстракции из толстого шпагата на каменных стенах, «ловцы снов» под люстрами смотрятся весьма оригинально; ар-деко – «в тему» придутся шикарные абажуры с множеством объемных деталей, бусин, камней, на торшерах, потолочных лампах; экологический – подвесные кресла, плетеные из джута, многочисленные кашпо с горшечными растениями на окнах, стенах создадут неповторимый дизайн.
Современные идеи макраме в интерьере С помощью сеток, выполненных в технике макраме, зонируют пространство квартиры студии, отделяя столовую зону от кухни, выделяют гостиную или рабочее место. Сетка натягивается между планками от пола до потолка или от спинки дивана до специальных карнизов. В арках, дверных проемах, делаются «рассыпающиеся» занавески, изголовье кровати в спальне также обрамляется плетеным узором. Очень популярны яркие плетеные изделия для детских комнат – например, бортики в кроватку, подвески над ней. Туда можно вплетать цветные бусины разного размера и формы, чтобы малыш развивал мелкую моторику, ощупывая их. (см. в Приложении 3, рисунок 1)
Настенное панно В советское время многие квартиры украшало большое или маленькое панно в виде совы. Она символизировала мудрость, достаток в доме. Основой здесь становится деревянная лакированная палочка или металлическое кольцо. Обязательный атрибут такого панно – два больших глаза, обычно из деревянных бусин или цветных пуговиц, символические крылья по бокам, деревянная жердочка, на которой сова будто бы сидит. (См. в Приложении 3, рисунок 2) Глаза выделяют бахромой во все стороны, клюв также делается из бусины либо плетется в виде горошины из плоских узлов, можно сделать и лапки. Оперение на брюшке птицы также плетется из «горошин», ажурным, из диагональных брид. Внизу конструкции часто делается карман для всяких мелочей, а еще ниже – длинная кисть, которая украшается мелкими бусинками.
Шторы, занавеси, в зависимости от стилистического оформления интерьера, основой для штор служит металлический карниз с блестящими кольцами, слегка кривая деревянная коряга. «Летние» занавески украсят цветочки и листики, «зимние» – снеговики и снежинки. Оконные драпировки с градиентным цветовым переходом и пышными кистями создадут оформление стиля «бохо». Можно сделать также довольно жесткую гардину из горизонтальных брид, а сверху нашить декоративные узлы, типа «дерево жизни» или «турецкий», низ украсив серией узелков «кулак обезьяны».
В спальне из тонких светлых нитей плетут полог над кроватью и подзор для туалетного столика. Для кухни отличным решением будут занавески из новых, современных, легко моющихся материалов. Основные плюсы штор макраме: не собирают пыль; почти не пачкаются; не теряют форму; отличная идея для зонирования пространства; легко изготавливаются своими руками; не лишают помещение воздуха. Из недостатков отмечается только то, что маленькие дети, домашние животные очень интересуются «висюльками» на занавесках, а кошки, декоративные крысы, попугаи способны сильно запутаться в них и оборвать
Весёлая кукушка
Фокус-покус! Раз, два,три!
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Никто меня не любит
Тупое - острое