На этом занятии мы будем учиться анимировать настоящего «мультяшного» персонажа, выражать его эмоции и создавать простейшие мультфильмы.
Мультфильм – это не только сменяющиеся кадры с персонажами, это целый мир в котором они живут. Поэтому для первого знакомства с 3D анимацией мы выбрали известный всем созданный Николаем Носовым мир Незнайки и его друзей. К тому же, в этом произведении много персонажей с разными характерами. Каждый сможет выбрать себе понравившегося и придумывать свои истории, которые происходят в Цветочном городе.
Каждый урок мы будем выкладывать новых персонажей и учиться работать с ними. Так, по мере обучения у вас будет целый мир сказочных героев. Со временем мы научимся делать персонажи самостоятельно.
Итак, скачаем архив с Незнайкой по этой ссылке: http://nsportal.ru/sites/ap.nsportal.ru/files/maya-3D-course/1course/Flo....
В проводнике Windows нажмите на архиве правой клавишей мыши и в открывшемся меню выберите "Извлечь все...". Появится папка с проектом "Flower_City". Её надо будет открыть в Майе.
А теперь, когда вы скачали Незнайку, посмотрите этот видеоурок и научитесь с ним работать:
(при просмотре нажмите кнопку "Во весь экран" в правом нижнем углу плеера)
Во время просмотра нажимайте паузу и старайтесь повторять все действия урока.
Упражнения к уроку
Если у вас Незнайка движется слишком быстро, значит на первом уроке вы не настроили скорость смены кадров в анимации. Сделаем это сейчас: зайдем в меню Windows->Settings/Preferences->Preferences. Ищем строку «Time Slider» и в поле «Playback Speed» выбираем «Real-time». Нажимаем «Save» (Сохранить).
В нашем уроке мы делали интервал между ключевыми кадрами в 12 кадров. Если вы уменьшите или увеличите этот интервал, то наш герой будет двигаться быстрее или медленнее.
Попробуйте сделать самые простые движения Незнайки:
Дополнительные материалы к уроку
Посмотрите видео, как делать пластилиновые мультфильмы. Как говорится, "Почувствуйте разницу".
Текстовая версия урока
Проект «Алые паруса» представляет второй урок учебного курса «Создание 3D мультфильмов в программе Майя».
Сегодня мы займемся анимацией персонажа, научимся настраивать мимику.
Вы уже загрузили с нашего сайта модель Незнайки. Перед тем как открыть нашего персонажа, настроим проект. Заходим в главное меню File; Set project; выбираем папку, в которой находится персонаж, загруженный с нашего сайта; Flower_City; жмем Set.
Теперь откроем модель Незнайки. Для этого снова заходим в меню File; Open Scene; в папке нашего проекта Flower_City выбираем scenes; затем Neznaika_rig и нажимаем Open.
Вот у нас появился Незнайка. «Привет, Незнайка!»
Колесиком мыши увеличиваем и уменьшаем Незнайку. С помощью зажатых клавиши Alt и левой клавиши мыши рассмотрим его со всех сторон. «Какой милашка!»
Обратите внимание на тонкие линии около Незнайки. Это контроллеры для управления им.
Давайте посмотрим, что он умеет делать.
Выберем этот белый контроллер. Обратите внимание, что контроллеры нужно выделять нажав точно на линию. Не промахнитесь.
Активируем инструмент перемещения с помощью этой кнопки. Напоминаю, что перемещение можно также активировать с помощью горячей клавиши W. Ухватимся за этот квадратик и подвигаем его. Смотрите, как Незнайка внимательно следит за перемещением курсора.
Управлять персонажем можно не только с помощью контроллеров, но и с помощью Channel_Box’а. Выбираем канал правого глаза «R Eya Blink / эр ай блинк». Теперь передвинем курсор в рабочую зону, зажмем клавишу Ctrl и колесико мыши. Курсор превратился в точку с двумя стрелками. Потянем курсор в разные стороны. Незнайка подмигивает нам. То же и с другим глазом.
Выбираем теперь контроллер рта. Вот он в виде улыбки темно-красного цвета.
В Channel_Box’е выбираем канал Smile. С помощью зажатых Ctrl’а и колесика мыши мы можем заставить Незнайку улыбаться. Канал Joy заставит его смеяться. Surprise – это удивление. Sadness – грусть. Perplexity – недоумение. Closed Mouth – закрытый рот.
С помощью каналов ниже, можно произносить разные буквы и говорить.
Выберем контроллер головы и попробуем подвигать его. Как видите, ничего не происходит. Наверное, это потому, что Незнайке нельзя терять свою голову, ведь это может плохо кончиться. Зато голова может прекрасно вертеться в разные стороны. Выберем инструмент Вращение с помощью этой кнопки или горячей клавиши «E / и». Все в порядке, «она вертится». (пауза) Выделяем в Channel_Box’е измененные каналы; нажимаем 0 и Enter, чтобы обнулить углы поворота и вернуть голову в исходное положение.
Эта желтая линия - контроллер плеча. (пауза) Обратите внимание: мы не можем его выделить, нам мешает активный инструмент вращения. Щелкаем мышкой в стороне от Незнайки; и теперь мы можем выделить контроллер плеча; вот он стал голубого цвета.
Инструмент перемещения не работает, стрелочки неактивны, они серого цвета. (пауза) С помощью клавиш Ctrl и Z отменяем изменения.
Контроллер руки. (пауза) Чтобы повернуть ладонь используем инструмент Вращение. (пауза)
Маленькие кружочки – контроллеры пальцев. (пауза) Выбираем в Channel_Box’е канал IndexBend и с помощью Ctrl’а и колесика мыши сгибаем пальцы в фалангах.
Контроллер положения локтя. Если мы потянем за этот контроллер, локоть будет менять свое положение.
Контроллер поворота корпуса.
Контроллер наклона корпуса.
Контроллер поворота бедер.
Контроллер положения всего тела.
Контроллер коленей.
Контроллер стоп. Двигая его мы меняем положение ноги. (пауза) В этом контроллере есть канал управления стопой Foot. Если мы его выделим зажмем Ctrl и подвигаем мышкой, то мы увидим как стопа у нас начинает перекатываться и сгибаться. Это нам нужно для ходьбы.
У нас есть также контроллер, который отвечает за перемещение персонажа по сцене. С помощью кнопки Масштабирование мы можем менять рост персонажа.
С помощью клавиш Ctrl и Z отменим все изменения и вернем персонажа в исходное положение.
Теперь сделаем простую анимацию.
Сначала опустим Незнайке руки.
Теперь увеличим количество кадров в анимации до 144.
Давайте создадим первый ключевой кадр. Нажимаем эту кнопку. В правом нижнем углу появилась желтая полоса с текстом ошибки. Прежде чем создать ключевой кадр, надо выделить контроллер, который мы будем изменять.
Выделяем котроллер глаз. Сдвигаем его. Создаем ключевой кадр.
12 кадр. Двигаем глаза. Ключевой кадр.
20 кадр. Двигаем глаза. Ключевой кадр.
Ошибочный ключевой кадр можно удалить так. Выделяем ненужный кадр мышкой, нажимаем правую клавишу мыши; выбираем Delete.
Теперь переходим на 24 кадр. Двигаем глаза. Ключевой кадр.
36 кадр. Выбираем канал правого глаза глаза. Единичка; Enter; Ключевой кадр.
48 кадр. Канал правого глаза глаза. Нолик; Enter; Ключевой кадр.
Выбираем контроллер рта. Ключевой кадр.
60 кадр. Выбираем канал Smile. Единичка; Enter; Ключевой кадр.
Вот, что получилось.
Теперь продолжим нашу анимацию. Пусть Незнайка помашет нам рукой.
Выбираем 60 кадр. Активируем контроллер руки. Создаем первый ключевой кадр. Ключевой кадр.
72 кадр. Руку вперед; поворачиваем кисть. Ключевой кадр.
84 кадр. Руку вперед и вверх; поворачиваем кисть. Ключевой кадр.
96 кадр. Руку в сторону. Ключевой кадр.
108 кадр. Руку в сторону. Ключевой кадр.
120 кадр. Руку в сторону. Ключевой кадр.
132 кадр. Руку вперед и вниз; поворачиваем кисть. Ключевой кадр.
144 кадр. Руку вниз; поворачиваем кисть. Ключевой кадр.
Сохраняем нашу анимацию. Меню File; Save Scene As; пишем Neznaika_rig1; Save As.
Вот и получился наш первый мультик. «Пока, Незнайка. До новых встреч!»