Алянок

работник

Не важно "что", важно "как"!

Профессия: педагог-психолог

Профессиональные интересы: техники саморазвития

Увлечения: туризм

Страна: Россия

Регион: Чукотский АО

Населенный пункт: Анадырь

Место работы: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 г. Анадыря"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/alyanok-yaa
Не важно "что", важно "как"!
народ

Аттестацию надо пройти.

 

Методические рекомендации

по составлению   педагогом  -  психологом   самоанализа   деятельности 

  1.  Самоанализ  педагогической  деятельности  составляется аттестуемым работником самостоятельно и охватывает пятилетний период, предшествующий текущему аттестационному периоду работника.

  1.  Самоанализ  составляется аттестуемым с учетом требований, предъявляемых к работникам соответствующей категории по должности.
  2. Структура  самоанализа  имеет следующие обязательные составляющие: введение, основная часть, выводы, приложения.

Введение содержит информацию:

     о сроках, формах прохождения процедуры аттестации и нормативных основаниях присвоения аттестуемому  педагогу  -  психологу  заявленной категории в предшествующую аттестацию (номер протокола решения Главной аттестационной комиссии, номер приказа;

     тематике (проблеме) заявленной аттестуемым педагогом-психологом на предшествующей аттестации.

Основная часть содержит информацию:

     аргументацию продолжения или изменения заявленной на предшествующей аттестации проблематики, ее научной и практической востребованности;

     краткую характеристику научно-теоретических основ заявленной аттестуемым педагогом –  психологом  проблематики;

   о повышении квалификации педагога -  психолога  на базе учреждений дополнительного профессионального образования, в системе методической службы, самообучения, с аргументацией в случае несоответствия тематики ПК заявленной проблеме;

   о месте и роли проблематики в системе деятельности образовательного учреждения, муниципальной системы образования (район, город) с точки зрения целостности, преемственности, интеграции, нормативно-правовой обоснованности;

    описание деятельности аттестуемого  педагога  -  психолога  за пять лет (направления, этапы, средства, мероприятия);

    результативность деятельности в целом и по заявленной проблеме в частности;

     возможность применения опыта аттестуемого на уровне образовательного учреждения, муниципального образования, региона;

Выводы должны содержать общую самооценку  деятельности  аттестуемым, направления и перспективы дальнейшей работы.

Приложения содержат материалы, подтверждающие результативность  деятельности  аттестуемого работника на уровне муниципального образования, региона, федерации (выписки из приказов органов управления образования соответствующего уровня, копии грамот, дипломов, заверенные руководителем образовательного учреждения);

Требования к оформлению.

 Самоанализ  представляется в печатном виде (шрифт Timеs New Roman, размер шрифта 14, интервал 1). Объем  самоанализа  должен быть не более 7 печатных страниц и позволять аттестующемуся раскрыть основное его содержание и структуру.

Вопросы для  самоанализа   педагога-психолога 

 

  1. Насколько цель Вашей профессиональной  деятельности  согласуется с целями деятельности образовательного учреждения, в котором Вы работаете?
  2. Какие приоритетные направления деятельности Вы выделяете в своей работе?
  3. Какие важные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? В каком виде представлены результаты разрешения проблем?
  4. Какова Ваша роль в реализации программы развития образовательного учреждения, в котором Вы работаете?
  5. Каким образом Вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности? Насколько цели, задачи Вашей деятельности согласуются с учетом индивидуальных потребностей участников образовательного процесса?
  6. Что предпринимается Вами для эффективного использования Вашего времени как педагога – психолога и времени детей на занятиях и вне них.
  7. Как организуется взаимодействие с учащимися, педагогическим коллективом, администрацией образовательного учреждения?
  8. Считаете ли Вы высоким уровень познавательного интереса обучаемых во время Ваших занятий с ними? Что предпринимается для развития интереса участников образовательного процесса к деятельности педагога - психолога?
  9. Какие современные технологии интерактивного обучения используются в Вашей профессиональной деятельности? Насколько они эффективны и соотносятся с потребностями обучаемых?
  10. Какие проекты, программы психолого-педагогического характера разработаны Вами? Каковы результаты их внедрения в Вашу профессиональную деятельность?
  11. Какие виды мониторинговых (психолого-педагогических) исследований проводятся в Вашем учебном заведении? Каким образом результаты данных исследований Вы используете в своей практической деятельности?
  12. Какие виды работы по психолого-педагогическому сопровождению УВП являются основополагающими в Вашей деятельности?
  13. Каким образом результаты скрининга (диагностики) используются Вами в дальнейшей работе c участниками образовательного процесса?
  14. Оцените психологический климат Вашего коллектива. Какие меры Вами предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости?
  15. Каким образом Вы взаимодействуете с родителями? Как сообщается информация о достижениях? Как Вами учитываются мнения родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка?
  16. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?
  17. Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?
  18. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей профессиональной  деятельности ?

Пояснение для экспертной оценки материалов

 самоанализа   педагога  –  психолога 

 

Вопросы для  самоанализа 

Показатели

  1. Насколько цель Вашей профессиональной  деятельности  согласуется с целями деятельности образовательного учреждения, где Вы работаете?

Наличие ключевой идеи; выстроенность и полная реализация системы целеполагания

  1. Какие приоритетные направления деятельности Вы выделяете в своей работе?

Знание основных направлений программы развития службы практической психологии в условиях модернизации образования

  1. Какие важные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? Желательно указать, в каком виде представлены результаты разрешения проблем, обобщены ли они в сообщениях, публикациях, выступлениях перед коллегами, на совещаниях и заседаниях других объединений (метод, объединение, семинар с учителями, лекторий для родителей, участие в районных, городских, региональных конференциях и др.).

Наличие стратегии деятельности по достижению новых целей; способность пересматривать цели и адаптирует осведомленность о новинках и широко использует их положения и выводы в практике своей работы к изменяющимся условиям, использование информации для поиска и оценки новых проблем; способность профессионально грамотно дать объективную оценку своему опыту, подтвердить умение видеть за отдельным накоплением фактов, событий, мероприятий общую линию своего развития как  педагога  -  психолога ; количество публикаций, выступлений по заявленным проблемам

  1. Какова Ваша роль в реализации программы развития образовательного учреждения, где Вы работаете?

Степень участия в реализации программы развития ОУ (проектировщик, исполнитель, аналитик и др.)

  1. Каким образом Вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности? Насколько цели, задачи Вашей деятельности согласуются с учетом индивидуальных потребностей участников образовательного процесса?

Наличие системы развития творческих способностей учащихся с помощью разнообразных форм и методов работы педагога - психолога; владение методами диагностики и прогнозирования; вовлеченность в работу всех участников образовательного процесса.

  1. Что предпринимается Вами для эффективного использования Вашего времени как педагога – психолога и времени детей на занятиях и вне них.

 

О себе

Прохожу аттестацию

 

Вопросы аттестационных тестов.

Тесты для аттестации педагогов - психологов.


В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года, разработано положение определяющее формы и процедуры проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Ставропольского края. Согласно данному положению процедуры аттестации на первую и высшую категории осуществляются по двум направлениям экспертизы:
экспертиза профессиональной компетентности аттестуемого работника
экспертиза результатов педагогической деятельности аттестуемого работника.

Оценка профессиональной компетентности производится на основе анализа результатов аттестационного тестирования. Положительным считается результат тестирования при условии выполнения 2/3 предложенного объема.

Оценка результатов профессиональной деятельности производится на основе изучения портфолио.

В спорных случаях осуществляется внешняя экспертиза посредством изучения экспертами профессиональных результатов по месту работы аттестуемого работника.

Ниже приводим перечень вопросов к тестам для аттестации педагогов – психологов, разработанный в Ставропольском крае.


Вопросы к аттестации педагогов - психологов.

 


1. Что входит в принципы психологического консультирования в школе.
2. Назовите тип темперамента учащегося, характеризующийся низким уровнем психической активности, быстрой утомляемостью, высокой сензитивностью.
3. Дать определение - «мышление» это.
4. Навыки  учащегося ставшие потребностью.
5. «Самоактуализация преподавателя» - с чьими известными именами связано это направление.
6. Выдающийся педагог реформатор школьного образования.
7. Что можно назвать педагогическим мастерством.
8. Какую инновацию в образовательный процесс ввел выдающийся учитель В.Ф.Шаталов.
9.Что понимается под педагогической толерантностью.
10. Как называются способности, определяющие успешность обучения и воспитания, усвоения школьником знаний, умений и навыков.
11. Ведущими критериями возрастного развития у младших школьников являются.
12. Дать определение что такое « креативность».
13. Основная преследуемая задача при обучении одаренных детей.
14. Факторы, влияющие на развитие одаренности.
15. При разработке программ по развитию одаренных детей, главной задачей является.
16. В какой взаимной зависимости находятся интересы и способности обучающегося.
17. В поведении младший школьник ориентируется чаще всего на моральные суждения и оценку действий.
18. При решении сложной учебной проблемы, обычно намечается путь решения, который осознается как.
19. Назвать вид памяти, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главного.
20. Дать определение девиантному поведению.
21. Назвать важный аспект познавательной мотивации.
22. В обучении письму движением руки младшего школьника руководит и обеспечивает основной успех.
23. Показателем психологической готовности ребенка к школе является.
24. Психологическими критериями возрастного развития являются.
25. Активизация и развитие творческого мышления у  школьников.
26. Повышение мотивации учения обучающихся, превращение учебной успешности в значимую ценность межличностных отношений происходит через.
27.Управление собственными эмоциями и чувствами предполагает.
28. Базовая составляющая эмоционального интеллекта.
29. Для чего нужна психолого-педагогическая диагностика. 
30. Сущность проекции состоит в.
31. Вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется.
32. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и логическую является.
33.Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, лица, цвет и т.п. – это память.
34. Психологическим механизмом самосознания является.
35.Оценка личностью своих возможностей, личностных качеств называется.
36. Дж. Гилфорд разработал модель интеллекта, которую назвал.
37.Качественная характеристика ощущений, указывающая на принадлежность к определенным органам чувств (зрительным, слуховым и т.д.) называется.
38.Ощущение, возникающее при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела называются.
39.К основным свойствам ощущений не относится.
40.Восприятие принято еще называть.
41. Основным критерием классификации восприятия на восприятие времени, пространства и движения выступает.
42.Конвергентное и дивергентное мышление выделил.
43. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам называется.
44. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется.
45. Показателем аффекта является.
46.Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, называется.
47. Чувства, связанные с познавательной деятельностью называется.
48. Постижение эмоционального состояния другого человека через сочувствие и сопереживание называется. 
49.Состояние, содержанием которого является непреодолимая боязнь конкретных ситуаций, предметов, существ или неопределенный беспредметный страх, называется.
50.  Толерантность к стрессу – это.
51. Субъективными факторами, влияющими на восприятие, являются.
52.Какой тип коммуникации является более осознанным и контролируемым.
53. Ошибочное восприятие предметов называется.
54.Зависимость восприятия от самого воспринимающего субъекта, его опыта, знаний называется.
55. Временная характеристика ощущения, определяемая временем действия раздражителя и функциональным состоянием анализатора называется.
56. Чувства, выражающие духовный мир человека и определяющие его личность, называются.
57. Длительность сохранения интенсивного внимания на предмете или какой-нибудь деятельности называется.
58. Процесс воображения, при котором осуществляется соединение различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется.
59. Создает наиболее благоприятные условия для развития у ребенка определённых психических свойств и видов поведения. 
60. Ведущая деятельность в раннем возрасте.
61. Центральное образование в личностной сфере в раннем детстве. 
62. Важнейшая специфическая особенность развития младенцев. 
63. Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей, называются 
64. У детей младшего школьного возраста произвольное внимание может длиться в течение. 
65. Исполнение социальных ролей свойственно.
66. По Ж. Пиаже, то, что дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше выполняли только руками характерно для стадии.
67. У девочек комплекс Эдипа соответствует.
68. Подросток с низкой самооценкой свой успех объясняет.
69. Мировоззрение и профессиональные интересы являются основным новообразованием следующего возраста. 
70. Ведущая деятельность дошкольника, имеющая моделирующий характер, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме воспроизводят их называется.
71. Какой возраст сензитивен для развития речи.
72. Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» является центральным новообразованием.
73. Создаёт наиболее благоприятные условия для формирования у ребёнка определённых психических свойств и видов поведения. 
74. Учение впервые становится ведущей деятельностью для. 
75. Психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются. 
76. Одним из признаков кризиса трех лет является.
77. Доминирующей психической функцией в младшем школьном возрасте становится.
78. Одним из признаков кризиса семи лет является.
79.К оптико-кинетической системе невербальных средств общения относятся.
80. Какой из компонентов включает внутриличностный аспект эмоционального интеллекта.
81. Способность открыто выражать свои мысли, чувства, быть твердым и защищать свою точку зрения называется.
82.Стилистический барьер общения связан с.
83. К возрастающей аргументации целесообразно обращаться при.
84. Мимика включает в себя.
85. Устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях называется.
86. Разногласия между двумя или более людьми – это.
87. Реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании и фактическом отрицании конфликта называется.
88. Форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему называется.
89. Процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности,  или включенных в одну и ту же деятельность называется.
90. Интерактивная сторона общения включает в себя.
91. Акцентуация - это.
92. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, характеризующееся бурным протеканием, изменением сознания и нарушением волевого контроля – это.
93. Склонность личности видеть источники управления своей жизнью либо во внешней среде, либо в самом себе называется.
94. Справиться с комплексом Эдипа помогает одна из форм психологической защиты. Это.
95. Иерархическую пирамиду потребностей разработал.
96. Произношение, тембр, высота и громкость голоса относятся к  средствам общения.
97. Стереотипы.
98. Что относится к чертам толерантной личности.
99. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям присущ.
100. Умение по собственной инициативе ставить цели и находить пути решения характеризует человека как

Источник: Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Дж.Оливер Кервуд "Бродяги севера", Гоголь "Миргород"

Мой взгляд на мир

собственный

 

Как правильно распределить свое время и научить этому детей?


Существует два подхода к тому, как именно нужно проводить время с ребенком, чтобы он развивался полноценно. Одни утверждают, что для детей важно то, сколько времени вы с ними проводите: чем дольше вы бываете вместе, тем более любимыми и защищенными они себя чувствуют. Чем вы занимаетесь в это время, при таком подходе не столь важно. Другие считают, что самое главное — проводить время с детьми качественно. Нужно, чтобы родители посвящали свое время играм и общению с ребенком.

Золотая середина находится между этими крайностями. Несомненно, детям необходимо качественно проведенное с вами время, но они должны иметь возможность расслабиться, а не следить с беспокойством за часами, зная, что у вас на них ровно 30 минут. Другими словами, одинаково важны и качество, и количество.

Но где же найти время на общение с детьми? Независимо от того, кто мы, у всех нас абсолютно одно и то же количество часов в сутках, одно и то же количество дней в неделе и недель в году. То, как мы проводим эти часы, дни и недели, в значительной степени зависит от нас. Мы часто жалуемся, что нужно сделать то-то и то-то, но на самом деле нас же никто не заставляет делать то, чего мы не хотим. Все мы имеем право проводить время в соответствии со своими приоритетами.


Как поступают хорошие родители?

 



Они предпочитают организовать свою жизнь так, чтобы оставалось достаточно времени на общение с детьми. Помогают им в этом следующие простые действия.

Они осознанно составляют список приоритетов, руководствуясь собственными потребностями и ценностями, а затем распределяют имеющееся у них время в соответствии с этим списком.

Все это может показаться излишней формальностью, но на самом деле это просто разумный подход, и когда вы приобретете эту привычку, она быстро станет вашей второй натурой. Что же нужно сделать?

Сознательное определение приоритетов.

Возьмите ручку и блокнот, уединитесь в тихом месте на 15—20 минут.

Составьте список приоритетов, в действительности он окажется не очень длинным — ваши отношения со своей половиной, ваше здоровье, ваши дети и ваша работа. Затем составьте список того, что не так важно, но чему вам все-таки хотелось бы уделять время.

В результате вы получите четкий перечень важных и второстепенных интересов, который можно использовать для распределения времени таким образом, чтобы ваша жизнь проходила с пользой.

Теперь еще 15 минут отведите на то, чтобы начертить «таблицу жизни» на неделю. В этой таблице каждый день должен быть расписан с интервалом в один час, начиная с 7 утра и заканчивая 11 вечера. Вначале определите время для ваших личных потребностей и первостепенных интересов (куда, очевидно, будет включено и время общения с детьми). Оставшееся время поделите между второстепенными потребностями (увлечениями и интересами) и свободным временем, которое вы сможете использовать по своему усмотрению.

Когда вы начнете жить согласно «таблице жизни», то будете сосредотачиваться только на той деятельности, которую вам нужно выполнить в данный момент. Настройтесь на то, чтобы как можно более полно прожить данный момент жизни. Когда вы находитесь вместе с детьми, наслаждайтесь общением с ними! Когда вы на работе, наслаждайтесь ею! Жизнь коротка, и мысли о том, что можно было бы сделать в это время где-то в другом месте, будут только мешать. Быть «здесь и сейчас» и сосредоточиться на том, чем вы занимаетесь в данный момент, — значит прожить день счастливо и пополнить копилку воспоминаний, которые принесут вам радость в старости.

Качественно проведенное время.

 



Старайтесь, чтобы хотя бы четверть времени, выделенного на общение с ребенком, была проведена с пользой. Планируйте совместные мероприятия — какую-нибудь спортивную игру, прогулку в парке, посещение музея, поход в зоопарк, кино и т. д. Когда в вашей жизни появятся такие мероприятия, вашему сыну или дочери будет легче понять, что вам действительно нравится жить их интересами, а не просто «присутствовать» рядом с ними в качестве стороннего наблюдателя.

Что делать, если не удается придумать ничего интересного? Спросите своего ребенка. Дети бесконечно изобретательны, и они забросают вас десятком идей, прежде чем вы сможете вставить хоть слово.

Как научить детей распределять время.

 



Ваши дети узнают, как надо распределять свое время, на примере того, как распределяете его вы. Организуйте свое время обдуманно и целенаправленно, и вы станете хорошим примером для подражания. Кроме того, можно воспользоваться и другими способами, чтобы помочь детям более эффективно распределять свое время.

Маленькие дети уже в возрасте до пяти лет придают гораздо больше значения систематичности и повторению, чем многие из нас могли бы подумать. Они хотят знать, что готовит им следующий день, но это совсем не значит, что каждый день должен быть похож на все остальные. Для них важно существование некоторых ключевых моментов, достаточно стандартных и предсказуемых, поэтому вам следует упорядочить свою жизнь. Нужно просыпаться в одно и то же время, в одно и то же время принимать пищу, купаться и ложиться спать. Это поможет вашему ребенку почувствовать себя защищенным.

Практика, практика и еще раз практика.

 



Начните прямо сейчас замечать поступки ваших детей. Но для того чтобы их замечать, вы должны в данный момент бытьтам, где и ваш малыш. Вы не можете описать, что делает ваш ребенок, когда ваша голова занята мыслями о работе или о том, что приготовить на обед. Вам следует быть внимательными и полными желания общаться. Многие дети не умеют уделять внимание другим людям, потому что они сами получают его слишком мало в форме родительского одобрения. Как они могут настроиться на одну тональность с вами, если вы не учите их, как это сделать?
Одобрять детей в тяжелые периоды — значит помочь им поверить в себя.

Тяжелые испытания, которые обрушиваются на нас, могут оказаться поворотными пунктами в нашей судьбе. Когда у наших детей бывают трудные периоды, им необходимо знать, что мы верим в их силы. Им нужно почувствовать, что наша вера в них была уже до того, как у них разовьется вера в себя. Вот несколько фраз, которые можно использовать, чтобы передать нашу веру в детей и укрепить их веру в себя:

  • «Я убеждена, что ты найдешь другой способ справиться с этим».
  • «Ты найдешь способ быть полезным. Я знаю, ты не любишь причинять кому-то боль».
  • «Все мы делаем ошибки. Но что ты можешь сделать сейчас, что принесет пользу?»
  • «Ты можешь сделать это. В твоем сердце так много любви — она поможет тебе справиться с этим».
Т. Л. Чернова

Мои достижения

http://psy.5igorsk.ru/knigi/venshikova-texnologiya-organizacii-i-vedeniya-biznes-treninga.html

 

Психологическое заключение. Психологический диагноз.

 

Структура психологического заключения и его особенности. 
Психологический диагноз и рекомендации.

Содержание:

В психологическом заключении резюмируются данные об особенностях развития ребенка, полученные при обследовании. Обосновываются пути адекватной помощи ребенку, в том числе последовательность коррекционно-развивающих мероприятий, а также подключения к работе с ним тех или иных специалистов. Оценивается уровень адаптации ребенка в социуме и образовательной среде и делается прогноз его дальнейшего развития как при благоприятных, так и при неблагоприятных условиях. Все это чрезвычайно важно для определения образовательного маршрута.

Структура психологического заключения представляет собой взаимосвязь общей и итоговой частей.

Общая часть психологического заключения содержит:
• основные данные ребенка (фамилия, имя, возраст на момент обследования);
• жалобы родителей или педагогов;
• наиболее важные анамнестические данные;
• описание внешнего вида, поведения ребенка в процессе обследования, адекватность, критичность;
• характер деятельности (целенаправленность, вид используемой помощи);
• операциональные характеристики деятельности, в том числе сформированность регуляторной сферы;
• особенности познавательной деятельности и ее компонентов (мнестической, речемыслительной);
• результирующую оценку уровня интеллектуального развития;
• характеристику аффективно-эмоциональной сферы, личностных особенностей, межличностных отношений ребенка;
• краткое описание сформированности системы базовых составляющих (произвольной регуляции, пространственно-временных представлений и уровней аффективной организации) с определением уровней, которые дефицитарны.

Итоговая часть заключения психолога:
• психологический диагноз;
• вероятностный прогноз развития;
• рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Общая часть заключения психолога ориентирована не только на специалистов, но и на тех, кто контактирует с ребенком (педагоги, администрация, другой обслуживающий персонал), и должна давать представление о его трудностях и особенностях.

Итоговая часть адресована профильным специалистам — психологу, логопеду, дефектологу, врачам, другим специалистам сопровождения (скачать «Образец заключения психолога»).

В начале общей части психологического заключения необходимо описать отношение ребенка к обследованию, мотивацию его деятельности. Далее приводятся темповые характеристики деятельности, особенности работоспособности, их динамика (в процессе работы, при воздействии каких-либо помех и т.п.).

Детализируются те результаты, которые выходят за рамки социально-психологического норматива (СПН) как в сторону снижения, так и в сторону повышения результативности. Отмечаются сильные качества ребенка, позволяющие компенсировать имеющиеся трудности (например, устойчивая работоспособность, высокая помехоустойчивость, отсутствие проблем мнестического характера, высокая мотивация). Отмечается уровень сформированности произвольной регуляции психической активности, в первую очередь функции контроля и программирования деятельности.

Описание развития когнитивного звена традиционно включает характеристику особенностей мнестической деятельности, особенности переключения, распределения внимания, наличие инертности речи. Здесь же приводятся результаты выполнения заданий, вербального и невербального (перцептивно-логического) характера, их результативность по сравнению с условно нормативными показателями.

Принципиально важно отметить особенности сформированности пространственно-временных представлений, а именно на каком их уровне возникают проблемы. Это дает возможность определить начальный уровень коррекционной работы, ориентированной на познавательную деятельность. Именно здесь необходимо отметить объем и характер необходимой помощи со стороны взрослого, обучаемость ребенка в целом.

В плане оценки аффективно-эмоциональной сферы описываются общий эмоциональный фон, его изменения и адекватность ситуации на протяжении обследования, преимущественный тип эмоционального реагирования, в том числе на стрессогенные ситуации в процессе обследования.

Если они имеются, отмечаются неадекватные ситуации реакции, фантазии и идеи, выраженность аффективных переживаний (по отношению к собственной деятельности, к зонам своих интересов, к реакциям окружающих).

Делается вывод о зрелости эмоциональной сферы, сформированности самооценки и уровня притязаний, специфике отношений с детьми и взрослыми. Желательно объединить всю эту информацию в целостное представление о «профиле» аффективной организации (сформированности ее уровней).

Результирующей такого целостного представления о ребенке является психологический диагноз. Сама его постановка предполагает понимание механизмов и вероятных причин, приведших к данному варианту развития. Наше мнение о праве психолога на постановку психологического диагноза и непосредственно связанного с ним определении образовательного маршрута неоднократно высказывалось в наших лекциях.


Психологический диагноз


В психологический диагноз включается краткое, но емкое описание следующих важных элементов:
• типологический вариант развития как основной вывод специалиста;
• уровень общего психического тонуса, психической активности и работоспособности;
• характер (профиль) латеральных предпочтений.

В свою очередь,вероятностный прогноз развития опирается на понимание места выявленного типа психического дизонтогенеза в общей ситуации развития. Его следует рассматривать как в благоприятных, так и в неблагоприятных условиях. Здесь же можно оценить адаптационные возможности ребенка в образовательном пространстве.


Психологические рекомендации


В рекомендациях должна быть прописана структура предполагаемого образовательного маршрута ребенка: тип и вид обучения; форма и режим обучения; последовательность включения в работу с ребенком тех или иных специалистов; организация сопровождения ребенка специалистами «вспомогательного плана» (психологами, психотерапевтами, логопедами, специалистами медицинского профиля и пр.).

Педагогу должны быть даны предложения по организации наиболее продуктивной работы с ребенком с учетом его темповых характеристик, особенностей процесса утомления и истощения, необходимого уровня индивидуализации процесса обучения с учетом регуляторной, мотивационной и эмоциональной зрелости ребенка.

При необходимости кардинального изменения вида или даже типа образовательного учреждения психолог должен рекомендовать родителям обращение в ППМС-центр или непосредственно на ПМПК. Родителям даются рекомендации в устной форме, в соответствии с уровнем их социокультурного развития и пониманием ими проблем ребенка.

В случае несогласия родителей с предлагаемыми мероприятиями их отказ следует зафиксировать. При необходимости (по желанию родителей) дубликат заключения может быть выдан им в письменном виде. В этом случае заключение должно быть написано таким образом, чтобы, не ущемляя прав ребенка, дать достоверную информацию в понятной для родителей форме.

Моё портфолио

С появлением интернета стало трудно жить собственным умом.

 

Вариант 1

 

1. Дополните предложение. Высшим уровнем психического отражения объективной реальности, присущим только человеку как общественно-историческому существу является …

а) психика,

б) сознание,

в) мышление,

г) эмоции

 

2. Выберите правильный ответ. Понятие «психосоциальная идентичность»: устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья, принадлежит:

а)      З.Фрейду,

б)      К.Юнгу,

в)      К.Хорни,

г)      А.Адлеру,

д)      Э.Эриксону.

 

3. Выберите правильный ответ. Теория психоанализа принадлежит:

а)      К.Хорни,

б)      З.Фрейду,

в)      Э.Эриксону

г)      А.Адлеру,

д)      К.Юнгу.

 

4.Выберите правильный ответ. Выберите одного из учеников З.Фрейда,  создавшего свой вариант психоанализа - аналитическую психологию, который пришел к выводу о существовании коллективного бессознательного:

а)      З.Фрейд,

б)      К.Юнг,

в)      К.Хорни,

г)      А.Адлер,

д)      Э.Эриксон.

 

5. Выберите правильный ответ. Выстроите логическую цепочку этапов развития психологии: 1) психология как наука о сознании, 2) как наука о душе, 3) о поведении, 4) как наука о психике.

а) 1, 3, 4, 2

б) 4, 2, 3, 1

в) 2, 1, 3, 4

г) 2, 4, 1, 3

д) 2, 1, 4, 3.

 

6. Выберите правильный ответ. Ученый, который впервые доложил о естественном эксперименте на 1-съезде по экспериментальной педагогике, он же автор книги «Естественный эксперимент и его школьное применение»:

а)      И.П.Павлов,

б)      Н.Н Ланге,

в)      И.М.Сеченов,

г)      А.Ф.Лазурский.

 

7. Выберите правильный ответ. Одним из основателей экспериментальной психологии, создавшим первый институт экспериментальной психологии в России, является …

а)      И.П.Павлов,

б)      Г.И. Челпанов

в)      И.М.Сеченов,

г)      П.П. Блонский.

 

8. Выберите правильный ответ. Автором теории поэтапного формирования умственных действий является:

а)      А.Б Ананьев,

б)      А.Н.Леонтьев,

в)      Г.И.Челпанов,

г)      А.В.Запорожец,

д)      Д.Б.Эльконин,

е)      П.Я.Гальперин

 

9. Выберите правильный ответ. Создателем культурно-исторической теории развития психики человека следует назвать:

а)      С.Л.Рубинштейна,

б)      А.Н.Леонтьева,

в)      Л.С.Выготского,

г)      А.В.Запорожца.

 

10. Выберите правильный ответ. Организатором и многолетним руководителем Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук является:

а)      С.Л.Рубинштейн,

б)      А.Н.Леонтьев,

в)      П.Я. Гальперин,

г)      А.В.Запорожец.

 

11.Выберите правильный ответ.Кто автор работы «Рефлексы головного мозга»?

а)      Б.М.Теплов,

б)      И.П.Павлов,

в)      А.Р.Лурия,

г)      И.М.Сеченов

 

12. Выберите правильный ответ.Кому принадлежит вывод о том, что интериоризация является главным механизмом развития психики?

а)      П.Я. Гальперину,

б)      А.Н. Леонтьеву,

в)      Л.С. Выготскому

г)      Л.В. Занкову.

 

13. Выберите правильный ответ.Автором теории детской игры, автором учебника по детской психологии, концепции периодизации возрастного развития, заложившим основы детской психологии является …

а) В.П. Кащенко,

б) А.Н.Леонтьев,

в) П.Я. Гальперин,

г) Д.Б. Эльконин.

 

14. Выберите правильный ответ.«Создание теории цветового зрения, объясняющей восприятие человеком формы предметов; нейрофизиологической теорию памяти принадлежит…»

а) А.В. Петровскому и его школе,

б) Е.Н.Соколову и его сотрудникам,

в) Р.С. Немову,

г) Д.Б. Эльконин.

 

15. Выберите правильный ответ.«… заложил научные основы изучения темперамента и психологии творческой деятельности».

а) Б.М.Теплов,

б) А.Н.Леонтьев,

в) П.Я. Гальперин,

г) Д.Б. Эльконин.

 

16. Выберите неправильный ответ.Б.Г. Ананьев выделил в системе человекознания следующие основные понятия:

а) индивид,

б) субъект деятельности,

в) личность,

г) индивидуальность,

д) объект деятельности.

 

17. Выберите правильный ответ.  Человек как единичное природное существо, представитель вида – это …

а) индивид,

б) субъект деятельности,

в) личность,

г) индивидуальность.

 

18. Дополните предложение.«Под …..   понимается  индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности»

а) человеком,

б) субъектом деятельности,

в) личностью,

г) индивидуальностью.

 

19. Дополните предложение. «…соединяет в себе единое целое биологическое социальное начало».

а) индивид,

б) человек,

в) личность,

г) индивидуальность.

 

20. Выберите правильный ответ.Педагогика – это наука о…

а)      воспитании,

б)      поведении,

в)      обучении,

г)      закономерностях воспитания и обучения.

 

21. Дополните предложение. Сочетание внешних и внутренних условий предопределяет возникновение у живых организмов наряду с раздражимостью более сложных форм реагирования, получивших название ….

а)      восприятия,

б)      поведения,

в)      чувствительности,

г)      рефлекса.

 

22. Выберите правильный ответ.Психический процесс отражения отдельных свойств предмета или явления при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств – это…»

а)      рефлексия,

б)      мотивация,

в)      восприятие,

г)      ощущение.

 

23. Дополните предложение.Возможность осуществления сложного поведения обусловлена наличием у человека….

а)      интеллекта,

б)      навыков,

в)      инстинктов,

г)      психики,

д)      сознания.

 

24. Выберите правильный ответ. Психический процесс отражения предмета или явления в целом при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств – это…»

а)      рефлексия,

б)      восприятие

в)      мотивация,

г)      ощущение.

 

25.  Установите соответствиемежду понятиями и их значениями.

А) младенческий возраст

1) от трех  до семи лет

Б) преддошкольный возраст

2) от одного  года до трех лет

В) дошкольный возраст

3) от 11-12до 16-17 лет

Г) младший школьный возраст

4) от рождения до года

Д) подростковый возраст и начало юности

5) от 18 до 60 лет

Е) акмеологический период

6) от 7 до 10-11 лет

 

 

а) А – 4, Б – 2, В – 1, Г – 6, Д – 3, Е – 5,

б) А – 4, Г – 2, Е – 1, Б – 6, Д – 3, В – 5,

в) Д – 4, Б – 2, В – 1, Г – 6, А – 3, Е – 5,

г) Б – 4, А – 2, Г – 1, Е – 6, Д – 3, В – 5.

 

26. Выберите правильный ответ.Теория функциональных систем принадлежит:

а)      И.М.Сеченову,

б)      И.П.Павлову,

в)      П.К.Анохину,

г)      П.Я.Гальперину.

 

27.Укажите лишний вид ощущений по Ч. Шеррингтону

а)      экстероцептивные,

б)      интероцептивные,

в)      проприоцептивные,

г)      зрительные.

 

28. Выберите правильный ответ. Что характеризует следующее определение: «Это высший, присущий только человеку уровень отражения действительности в языковых значениях»?

а)      психика,

б)      сознание,

в)      мышление,

г)      интеллект.

 

29. Выберите правильный ответ.Систематическая классификация ощущений по виду рецепторов и их расположению была предложена:

а)      Н.А.Бернштейном,

б)      А.А.Орбели,

в)      П.К.Анохиным,

г)      Ч. Шеррингтоном.

 

30. Дополните предложение. «…ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов».

а)      интероцептивные,

б)      проприоцептивные,

в)      экстероцептивные,

г)      контактные.

Добавить грамоту в портфолио