Ахметшина Алсиня Булатовна

Сайт учителя биологии

«Научить на всю жизнь нельзя, но научить учиться на всю жизнь можно».

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: Развитие познавательного интереса к биологии

Увлечения: составлять презентации, вязание, чтение

Регион: Республика Татарстан

Населенный пункт: д. Шибаши

Место работы: МБОУ "Шибашская СОШ"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ahmetshina-alsinya-bulatovna
Никто не может показать миру, каков я есть, ярче, чем это смог сделать я сам. Никто не может утаить себя от собратьев, поскольку каждый поступок человека, каждый акт творчества говорит о его авторе.
Э. Хемингуэй.

Добро пожаловать
на сайт учителя биологии
 
 
Здесь Вы найдете презентации ,методические материалы,
календарное планирование . Буду признательна за ваши
отзывы,замечания и пожелания.

О себе

Ахметшина Алсиня Булатовна, учитель биологии МБОУ "Шибашская СОШ" Алькеевского муниципального РТ.

Закончила в 2001 г. Казанский государственный университет.

Специальность: учитель геграфии

Прошла переподготовку в Институте экономики, управления и права

(г. Казань) 2011 году по программе "Педагогические технологии преподавания химии и биологии"

Стаж работы учителем биологии- 17 лет.

Победитель конкурса - грант "Лучший учитель"  Республика Татарстан 2011год

Мой взгляд на мир

Мое педагогическое кредо заключается в словах У. А. Уорда:

«Посредственный учитель излагает, хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает, великий учитель вдохновляет».

     Сегодняшнее социально–экономическое положение в стране требует от учителя решения одной очень важной задачи – подготовки к жизни творчески мыслящих, предприимчивых, инициативных людей, способных найти свое место в обществе. Это и есть, предназначение учителя, значит, и меня.

     Увы, сегодня химия и биология для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти, подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке. Все начинается с урока. Как его построить, чтобы можно было реализовать все его учебно–воспитательные функции?

     Мой педагогический опыт формировался и совершенствуется постоянно на сочетании знания методик и технологий, и важных приоритетных подходов к процессу обучения и воспитания.

     Школа, в которой я работаю, несколько лет работает над темой «Личностно-ориентированный подход в развитии нравственной, гармоничной, физически здоровой личности».

     Для меня эта тема оказалась интересной, через организацию творческой деятельности  на уроках химии и биологии. Мне достаточно было активизировать познавательную деятельность через такие задания:

- Интересно бы узнать, какая средняя продолжительность жизни в нашем селе?

- Интересно, а какой естественный прирост в нашем селе?

- Колхоз закупил удобрение, интересно, какое?

- Интересно знать, почему большие площади колхоз засеял смесью овес-горох?

- Интересно знать, почему селекционеры биоматериал привозят из Краснодарского края?

     И у детей возникало желание принести образцы удобрений и провести качественный анализ, и узнать по книге регистрации актов информацию о рождении и смертности, и пригласить главного зоотехника на урок.

     Я была только в роли организатора творческой деятельности, а в самом процессе были дети. Творческий процесс интересный и бесконечный. Но, увы…

С уменьшением количества часов, как по химии, так и по биологии, мне пришлось пересмотреть тему самообразования. В данных условиях, на мой взгляд, самой эффективной и оптимальной будет организация самостоятельных форм и методов обучения и воспитания.

      Ежегодно в традиционной форме ученики сдают экзамены по химии и биологии, подтверждают свои знания по данным предметам.  Неуспевающих по биологии и химии нет, но сказать, что у меня нет проблем, нельзя. Они есть, их постоянно пытаюсь преодолеть. С этой целью отслеживаю успеваемость каждого ученика, анализирую причины возникающих трудностей, прогнозирую возможность будущих проблем и поиска путей их решения.

     Основными причинами снижения  успеваемости, я считаю, могут быть:

- усложнение учебного материала;

- уменьшение количества часов;

- завышенная самооценка ученика;

- заниженная самооценка, комплексы;

- ослабление контроля со стороны родителей;

- преобладание внешкольных интересов;

- гиперактивность многих учеников.

Работать в таких условиях сложно, а успешно тем более.

     Говорить о наличии своего собственного педагогического опыта мне позволяет с годами выработавшаяся цепочка последовательных действий:

-постановка достойной цели;

- истинное знание, что и как делать;

- понимание, почему именно так;

- желание достичь цели;

- умение это сделать;

- готовность предпочитать привычному лучшее.

     Участниками олимпиады становятся наиболее способные ученики, и как правило не только по химии и биологии, но и по другим дисциплинам.

      Неотъемлемой частью учебного процесса является внеклассная работа по химии и биологии, проводимая в разнообразных формах. Это факультативы, такие как: «В мире биологии», «Решение комбинированных и усложненных задач», олимпиады, тематические вечера, пропагандирующие здоровый образ жизни, оформление стендов, «Прекрасное вокруг нас», «Твои возможности человек», «Мы за здоровый образ жизни»;  тематические презентации такие, как из жизни и деятельности замечательных людей.

     Постоянно являюсь классным руководителем. Хорошее знание педагогики и психологии, практический жизненный опыт позволяют находить компромиссы в педагогических ситуациях, осуществлять связь с родителями.

Связь  ученик-учитель-родитель помогают  осуществлять, заведенные мною, родительские дневники, где высказывают свои пожелания учителя-предметники для родителей, так и родители учителям.

     Основными задачами моей воспитательной работы с классом – это формирование таких личностных качеств, как:

- самодисциплина;

- самостоятельность;

- самопроявление;

- самолюбие;

- самоконтроль;

- саморазвитие;

- самовоспитание;

- самооценка;

- самосознание;

- самоопределение.

Чтобы эффективно решать проблемы современного образования приходится

систематически повышать свой профессиональный уровень через организацию работы по самообразованию (работая с литературой по методике, педагогике для себя нашла ответ на вопрос организации творческой деятельности учеников, это было моей темой самообразования).

      Участвую в заседаниях РМО, делюсь с коллегами накопленным опытом по видам самостоятельных работ, которые я использую на практике; провела серию открытых уроков: «Кровь», «Строение и состав костей» и др.

     Требование времени, - использование информационных и коммуникационных технологий.   Я  планирую и провожу уроки с использованием ИКТ. Уроки с использованием электронных текстов, виртуального эксперимента, презентации, электронных учебников хорошо сочетаются с традиционными педагогическими приемами.

     Использование компьютерных программ на уроках химии и биологии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию, поработать с атомами и молекулами.

     Нужно помнить, что здоровьесберегающие технологии – это не только горячие обеды, спортзалы, бассейны и школьные автобусы, но и улыбка учителя, доброжелательная атмосфера, создаваемая всеми педагогами на всех уроках, по всем предметам!

     В перспективе мне предстоит дальнейшее совершенствование и трансформация моих достижений и освоение методики компетентного обучения, что позволит эффективнее решать задачи по подготовке творчески мыслящих, инициативных, способных найти свое место в жизни учеников.

Для себя у меня пожелание такое, чтобы детям всегда на моих уроках было интересно и полезно, а мне работать с ними легко и приятно.

 

 

 

 

 

 

 

Мои достижения

Учитель  первой квалификационной категории.

Победитель конкурса- грант "Лучший учитель " Ресблики Татарстан в 2011г.

Моё портфолио

Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

Определение места в общей системе уроков;- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;- реализация на уроке всех дидактических принципов;- создание условий успешного учения учащихся.

Основные типы уроков:

1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Структурные элементы учебного занятия

ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи

1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Проверка выполнения домашнего задания.Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3. Подготовка к основному этапу занятия.Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6. Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8. Контроль и самопроверка знаний.Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.Получение достоверной информации о достижении всемиучащимися планируемых результатов обучения.

9. Подведение итогов занятий.Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информациио реальных результатах учения.

10. Рефлексия.Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

11. Информация о домашнем задании.Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Этапы комбинированного урока:

Организация начала урока

Проверка выполнения домашнего задания

Всесторонняя проверка знаний

Подготовка к усвоению нового учебного материала.

Усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

Закрепление новых знаний.

Подведение итогов урока.

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:

Организация начала урока

Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении

В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.

 

 

 

 

Добавить грамоту в портфолио