Главные вкладки
Ахметшина Алсиня Булатовна
Сайт учителя биологии
Профессия: Учитель
Профессиональные интересы: Развитие познавательного интереса к биологии
Увлечения: составлять презентации, вязание, чтение
Регион: Республика Татарстан
Населенный пункт: д. Шибаши
Место работы: МБОУ "Шибашская СОШ"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ahmetshina-alsinya-bulatovnaНикто не может показать миру, каков я есть, ярче, чем это смог сделать я сам. Никто не может утаить себя от собратьев, поскольку каждый поступок человека, каждый акт творчества говорит о его авторе.
О себе
Ахметшина Алсиня Булатовна, учитель биологии МБОУ "Шибашская СОШ" Алькеевского муниципального РТ.
Закончила в 2001 г. Казанский государственный университет.
Специальность: учитель геграфии
Прошла переподготовку в Институте экономики, управления и права
(г. Казань) 2011 году по программе "Педагогические технологии преподавания химии и биологии"
Стаж работы учителем биологии- 17 лет.
Победитель конкурса - грант "Лучший учитель" Республика Татарстан 2011год
Мой взгляд на мир
Мое педагогическое кредо заключается в словах У. А. Уорда:
«Посредственный учитель излагает, хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает, великий учитель вдохновляет».
Сегодняшнее социально–экономическое положение в стране требует от учителя решения одной очень важной задачи – подготовки к жизни творчески мыслящих, предприимчивых, инициативных людей, способных найти свое место в обществе. Это и есть, предназначение учителя, значит, и меня.
Увы, сегодня химия и биология для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти, подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке. Все начинается с урока. Как его построить, чтобы можно было реализовать все его учебно–воспитательные функции?
Мой педагогический опыт формировался и совершенствуется постоянно на сочетании знания методик и технологий, и важных приоритетных подходов к процессу обучения и воспитания.
Школа, в которой я работаю, несколько лет работает над темой «Личностно-ориентированный подход в развитии нравственной, гармоничной, физически здоровой личности».
Для меня эта тема оказалась интересной, через организацию творческой деятельности на уроках химии и биологии. Мне достаточно было активизировать познавательную деятельность через такие задания:
- Интересно бы узнать, какая средняя продолжительность жизни в нашем селе?
- Интересно, а какой естественный прирост в нашем селе?
- Колхоз закупил удобрение, интересно, какое?
- Интересно знать, почему большие площади колхоз засеял смесью овес-горох?
- Интересно знать, почему селекционеры биоматериал привозят из Краснодарского края?
И у детей возникало желание принести образцы удобрений и провести качественный анализ, и узнать по книге регистрации актов информацию о рождении и смертности, и пригласить главного зоотехника на урок.
Я была только в роли организатора творческой деятельности, а в самом процессе были дети. Творческий процесс интересный и бесконечный. Но, увы…
С уменьшением количества часов, как по химии, так и по биологии, мне пришлось пересмотреть тему самообразования. В данных условиях, на мой взгляд, самой эффективной и оптимальной будет организация самостоятельных форм и методов обучения и воспитания.
Ежегодно в традиционной форме ученики сдают экзамены по химии и биологии, подтверждают свои знания по данным предметам. Неуспевающих по биологии и химии нет, но сказать, что у меня нет проблем, нельзя. Они есть, их постоянно пытаюсь преодолеть. С этой целью отслеживаю успеваемость каждого ученика, анализирую причины возникающих трудностей, прогнозирую возможность будущих проблем и поиска путей их решения.
Основными причинами снижения успеваемости, я считаю, могут быть:
- усложнение учебного материала;
- уменьшение количества часов;
- завышенная самооценка ученика;
- заниженная самооценка, комплексы;
- ослабление контроля со стороны родителей;
- преобладание внешкольных интересов;
- гиперактивность многих учеников.
Работать в таких условиях сложно, а успешно тем более.
Говорить о наличии своего собственного педагогического опыта мне позволяет с годами выработавшаяся цепочка последовательных действий:
-постановка достойной цели;
- истинное знание, что и как делать;
- понимание, почему именно так;
- желание достичь цели;
- умение это сделать;
- готовность предпочитать привычному лучшее.
Участниками олимпиады становятся наиболее способные ученики, и как правило не только по химии и биологии, но и по другим дисциплинам.
Неотъемлемой частью учебного процесса является внеклассная работа по химии и биологии, проводимая в разнообразных формах. Это факультативы, такие как: «В мире биологии», «Решение комбинированных и усложненных задач», олимпиады, тематические вечера, пропагандирующие здоровый образ жизни, оформление стендов, «Прекрасное вокруг нас», «Твои возможности человек», «Мы за здоровый образ жизни»; тематические презентации такие, как из жизни и деятельности замечательных людей.
Постоянно являюсь классным руководителем. Хорошее знание педагогики и психологии, практический жизненный опыт позволяют находить компромиссы в педагогических ситуациях, осуществлять связь с родителями.
Связь ученик-учитель-родитель помогают осуществлять, заведенные мною, родительские дневники, где высказывают свои пожелания учителя-предметники для родителей, так и родители учителям.
Основными задачами моей воспитательной работы с классом – это формирование таких личностных качеств, как:
- самодисциплина;
- самостоятельность;
- самопроявление;
- самолюбие;
- самоконтроль;
- саморазвитие;
- самовоспитание;
- самооценка;
- самосознание;
- самоопределение.
Чтобы эффективно решать проблемы современного образования приходится
систематически повышать свой профессиональный уровень через организацию работы по самообразованию (работая с литературой по методике, педагогике для себя нашла ответ на вопрос организации творческой деятельности учеников, это было моей темой самообразования).
Участвую в заседаниях РМО, делюсь с коллегами накопленным опытом по видам самостоятельных работ, которые я использую на практике; провела серию открытых уроков: «Кровь», «Строение и состав костей» и др.
Требование времени, - использование информационных и коммуникационных технологий. Я планирую и провожу уроки с использованием ИКТ. Уроки с использованием электронных текстов, виртуального эксперимента, презентации, электронных учебников хорошо сочетаются с традиционными педагогическими приемами.
Использование компьютерных программ на уроках химии и биологии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию, поработать с атомами и молекулами.
Нужно помнить, что здоровьесберегающие технологии – это не только горячие обеды, спортзалы, бассейны и школьные автобусы, но и улыбка учителя, доброжелательная атмосфера, создаваемая всеми педагогами на всех уроках, по всем предметам!
В перспективе мне предстоит дальнейшее совершенствование и трансформация моих достижений и освоение методики компетентного обучения, что позволит эффективнее решать задачи по подготовке творчески мыслящих, инициативных, способных найти свое место в жизни учеников.
Для себя у меня пожелание такое, чтобы детям всегда на моих уроках было интересно и полезно, а мне работать с ними легко и приятно.
Мои достижения
Учитель первой квалификационной категории.
Победитель конкурса- грант "Лучший учитель " Ресблики Татарстан в 2011г.
Моё портфолио
Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
Определение места в общей системе уроков;- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;- реализация на уроке всех дидактических принципов;- создание условий успешного учения учащихся.
Основные типы уроков:
1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Структурные элементы учебного занятия
ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи
1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
2. Проверка выполнения домашнего задания.Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3. Подготовка к основному этапу занятия.Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
5. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
6. Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
7. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
8. Контроль и самопроверка знаний.Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.Получение достоверной информации о достижении всемиучащимися планируемых результатов обучения.
9. Подведение итогов занятий.Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информациио реальных результатах учения.
10. Рефлексия.Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
11. Информация о домашнем задании.Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Этапы комбинированного урока:
Организация начала урока
Проверка выполнения домашнего задания
Всесторонняя проверка знаний
Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Закрепление новых знаний.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:
Организация начала урока
Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении
В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты