Зерно интонации.2 класс. Конспект урока по музыке в ТДМ.
Думаю,что данный урок знакомит детей с понятием,зерно интонации,в технологии ТДМ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tdm.docx | 151.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Зерно интонации.2 класс. Конспект урока по музыке в ТДМ.
ЦЕЛИ:
- Развивать творческие способности и способности сравнивать, и делать выводы.
- Воспитать любовь к классической музыке.
- Научить выбирать зерно интонации.
ЗАДАЧА: Усвоить и закрепить знания об интонации, её характерных особенностях и основных признаках.
БЕСЕДА:
- Музыкальное приветствие
- Об интонации разговорной и музыкальной (напоминание, постановка проблемы).
- О зерне интонации (из чего она появляется и куда приводит)
- Игра: “Зерно интонации”
- Игра: “Угадай интонацию” (узнавание интонаций, закрепление знаний прошлого урока)
- О С. Прокофьеве (кратко), о произведении “Болтунья” (об особенностях интонации в этом музыкальном произведении)
- О зерне интонации в “Болтунье”, составление ритмического рисунка
- Напоминание интонации в песне “Кто дежурные?” (составление ритмического рисунка, исполнение песни с использованием ритмических движений)
- Напоминание о “Симфонии № 5” (знания 2-го класса) и о Л. Бетховене (слушание музыки и составление ритмического рисунка)
- Об особенностях интонации в песне “Кузнец”, составление ритмического рисунка и исполнение его на музыкальных инструментах.
- Игра: “Узнай ритм” (закрепление знаний, карточки с готовым ритмическим рисунком, по которым нужно узнать музыкальное произведение и карточки для составления ритма)
- Выводы. Подведение итогов. Выставление оценок.
- Музыкальное прощание.
ВЫВОД: Сегодня вы познакомились с понятием “Зерно интонации” и узнали, что большинство музыкальных произведений можно узнать по ритму или начальным фразам мелодии, которые легко запоминаются, т.е. по интонации можно вспомнить огромное музыкальное произведение.
Учитель | Павленко Людмила Викторовна |
Предмет | Музыка |
Класс | 2 |
Тема: | Зерно интонации |
Целевые установки: | 1.Воспитывать любовь к классической музыке. 2.Научить выбирать зерно интонации. 3.Развивать творческие способности, уметь сравнивать, делать выводы. 4.Усвоить и закрепить знания об интонации, её характерных особенностях и основных признаках. |
Оснащение урока (материалы к уроку) | Портреты: С. Прокофьева и Л.В. Бетховена. С.С. Прокофьев (1891-1953) Л.В. Бетховен (1770-1827) Карточки для детей “Составь ритм”. Музыкальные инструменты. РЕПЕРТУАР: “Болтунья” С. Прокофьева – слушание. “Кто дежурные?” Д. Кабалевский – исполнение. 5симфония Л. В. Бетховена – слушание. “Кузнец” И. Арсеева – исполнение в ансамбле с учителем. |
Этапы урока: | Содержание этапа : |
1.Мотивация к учебной деятельности: Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне - актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”); - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); - устанавливаются тематические рамки (“могу”) | Музыкальное приветствие. Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием “Зерно интонации” и вспомните, что же такое интонация. А также поиграете на музыкальных инструментах и составите ритмические рисунки с помощью специальных карточек. Итак, давайте вспомним, что же такое интонация? Ученик: Это мотив или ритмический рисунок, который помогает узнать песню или музыкальное произведение. Учитель: А какие вы знаете интонации? Ученик: Разговорные и музыкальные |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия: Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий - воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий - активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д. - индивидуальное задание, требующее нового способа; - фиксация учащимися возникшего затруднения
| Учитель: Теперь посмотрите внимательно на доску. Что здесь изображено? Ученик: Зерно Учитель: Что происходит с зерном, если его посадить в землю? Ученик: Оно начинает расти. Учитель: Так и в музыке, если есть интонация, то из неё может вырасти огромное музыкальное произведение. Попробуйте угадать какие интонации бывают. (Ответы детей) Учитель: Давайте проверим, какие бывают зёрна интонации. Изобразительные, Выразительные, Ритмические и т.д. Как много разных интонаций встречаются в музыке. А теперь давайте поиграем в игру “Угадай интонацию”. Сейчас вы послушаете музыкальное произведение, скажите мне, какая интонация встречается в нём. Возможно, она будет там не одна. “Болтунья” - ритмическая, выразительная, резкая, яркая В этом музыкальном произведении много интонаций, но есть одна главная по которой мы можем узнать музыкальное произведение – Ритмическая.
. |
3.Этап выявления места и причины затруднения: Цель: выявление места и причины затруднения - сопоставление детьми действий с используемым способом (где?); - выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); - учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем | Учитель: Давайте составим ритмический рисунок этой музыки и узнаем, каких звуков больше, коротких или длинных. (- - - - - - - -) А кто же написал эту музыку? Ученик: Сергей Прокофьев. Учитель: Да, Сергей Прокофьев написал большое количество музыкальных произведений, в том числе и знаменитую симфоническую сказку “Петя и волк”. В этой сказке Петя был пионером. А пионеры помогают маленьким, если у них что-то не получается. А что ещё в школе делают ученики? Ученик: Учатся, играют на переменах, делают уроки, дежурят по классу. Учитель: Вот и мы с вами вспомним, кто у нас дежурные. Работ над песней «Кто дежурные?» Песню мы вспомнили, а какие же в ней главные зёрна интонации по которым можно узнать песню? Ученик: Вопросительная и утвердительная интонация Учитель: А теперь давайте составим ритмический рисунок этой песни, чтобы было легче покажите ритм движением руки (? ? ? - -) А теперь исполним эту песню по ролям и те, кто поют, поднимаются с места. |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения: Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем учащиеся в коммуникативной форме : - ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); - согласовывают тему урока; - выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель. | Учитель: Сейчас я вам наиграю мелодию из трёх нот с характерным ритмом, а вы мне скажите, что это за музыка. “Симфония № 5”-Л.В. Бетховен. А кто написал это музыкальное произведение? Ученик: Л.В. Бетховен Учитель: Да, это немецкий композитор современник Моцарта, который был и остаётся великим композитором. Сейчас мы послушаем это великое произведение, а вы попробуйте сами определить главное зерно интонации и ритмический рисунок начальной фразы. Ученик: Сильная, ритмическая интонация. - - - -. Учитель: Молодцы, вы справились с этим сложным заданием. Эту интонацию Бетховен называл “Так судьба стучится в двери”. |
5.Этап реализации построенного проекта: Цель: усвоение нового способа действий - обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися; -выбирается оптимальный вариант; -оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково; -построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение; -уточняется общий характер нового знания ; -фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения | Учитель: А какую вы знаете старую профессию в которой необходимо целый день стучать молотом? Ученик: Кузнец. Учитель: Сейчас я исполню песню про кузнеца, вы определите главное зерно интонации и составите ритмический рисунок, а потом мы вместе постучим ритм этой песни на музыкальных инструментах. Ученик: Ритмическая, чёткая интонация. - - -. Игра на музыкальных ударных инструментах. |
6.Этап первичного закрепления Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства
Физкультминутка. Цель: Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса. | Учитель: Дежурными мы уже были, а сейчас вы встанете около своих мест и покажите мне, как танцуют утята. Приготовили свои ручки. «Танец маленьких утят» Ну вот мы с вами отдохнули и продолжаем дальше. |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону: Цель: применение нового способа действий; рефлексия достижения цели - учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; - самостоятельная проверка по эталону; - создание ситуации успеха; - допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки | Учитель: У меня на доске находятся карточки с различными ритмическими рисунками. Ваша задача определить где, какая песня зашифрована. Подсказки у вас на столах. Мы составляли ритм каждой песни и музыкальных произведений все вместе с помощью ритмических карточек, а теперь вы сами попробуйте определить песню по ритму. Игра “Узнай ритм”. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения: Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания - организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; - фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; - планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) | Учитель: Что нового на уроке вы узнали? Что мы делали с ритмическими карточками? Что является главным при узнавании песни или музыкального произведения? (Ответы детей) |
9. Этап рефлексии: · Рефлексия и самооценка учащимися совей учебной деятельности · Соотнесение учащимися своих целей и результатов · Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности | Учитель: Сегодня вы познакомились с понятием “Зерно интонации” и узнали, что большинство музыкальных произведений можно узнать по ритму или начальным фразам мелодии, которые легко запоминаются, т.е. по интонации можно вспомнить огромное музыкальное произведение. А теперь оцените собственную учебно-познавательную деятельность на уроке в отметочной форме: «5» - выполнил все задания, ответил на все вопросы; «4» - выполнил все задания, но иногда ошибался; «3» - часто ошибался, выполнил только половину заданий Музыкальное прощание. |