№ | Этапы урока
| Содержание этапа |
| Мотивация к учебной деятельности: Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне - актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”); - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); - устанавливаются тематические рамки (“могу”)
| Учитель: На прошлом уроке мы говорили о движении крови по сосудам, познакомились с причинами движения крови по сосудам. Каковы же причины? Ученик: Кровь нагнетается в кровяное русло благодаря сокращениям сердца и начинает движение по сосудам кровеносной системы. В организме человека кровь движется в соответствии с физическими законами. Движение крови зависит от давления, создаваемого сердцем. Учитель: Что называется кровяным давлением? Ученик: Давление, под которым находится кровь в кровеносных сосудах. Учитель: Почему кровяное давление падает по мере движения крови по сосудам? Ученик: Вероятно, возникает сопротивление, создаваемое стенками сосудов в связи с силами трения. Учитель: Вызвал ли этот вопрос затруднение? Ученики: не совсем ясно, почему давление крови в кровеносной системе не постоянно? Учитель: Оно изменяется в разные фазы сердечного цикла. Какое давление называется максимальным? (во время сокращения желудочков). Какое давление называется минимальным? (в период расслабления сердца), а пульсовым давлением? (разница между максимальным и минимальным давлением) Люди, у которых артериальное давление повышено, называют гипертониками, а у которых понижено – гипотониками. Кроме заболеваний бывают травмы, при несчастных случаях рядом с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а иногда и жизнь человека. |
| Этап актуализации и пробного учебного действия: Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий - воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий - активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д. - индивидуальное задание, требующее нового способа; - фиксация учащимися возникшего затруднения
| - С чего необходимо начать изучение материала? (с повторения)
- Почему? (необходимо вспомнить прошлый материал, а затем приступить к расширению знаний)
- С какого вопроса начинаем повторять? (с определения кровеносных сосудов – артерий, вен, капилляров)
- Почему? (Необходимо знать, где они располагаются, каково их строение)
- Вы согласны? (Да)
- Кто ответит?
- На какой следующий вопрос нам необходимо ответить? (какое строение имеет сердце?)
- Какое? (состоит из двух предсердий и двух желудочков)
- Следующий вопрос? (какое клапаны есть в сердце?)
- Молодцы! Кто ответит!
- Следующий вопрос? (Откуда начинается большой круг кровообращения? Малый круг?)
- Кто ответит?
- Сделайте вывод о значении кровеносной системы в организме человека.
- Есть ли связь кровеносной системы с другими системами организма?
- У кого нет ответа?
- В чём затруднение?
|
| Этап выявления места и причины затруднения: Цель: выявление места и причины затруднения - сопоставление детьми действий с используемым способом (где?); - выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); - учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем
|
- На какие вопросы вы сегодня не можете ответить? (связь кровеносной системы с другими системами организма)
- Почему возникло затруднение? (не задумывались над этой проблемой)
- Затруднение в связи кровеносной системы с другими системами организма? Почему не задумались над этим вопросом?
- Не хватило знаний? Молодцы, правильно зафиксировали затруднение – это начало успеха к познанию.
|
| Этап построения проекта выхода из затруднения: Цель: формулирование учащимися темы урока, уточняемой учителем учащиеся в коммуникативной форме : - ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); - согласовывают тему урока; - выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель
|
- Сформулируйте тему урока.
- Сформулируйте задачи урока
- Какие способы вы будете использовать, чтобы открыть для себя новые знания? (рассуждения, чтение рисунка, схемы, выборочное чтение и др.)
- Я предлагаю использовать рисунки, текст учебника, ваши рассуждения и возможно опыт.
|
| Этап реализации построенного проекта: Цель: усвоение нового способа действий - обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися; -выбирается оптимальный вариант; -оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково; -построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение; -уточняется общий характер нового знания ; -фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения
| - Откройте учебник на с.118 и внимательно рассмотрите рис. Что вы видите?
- Какие виды кровотечений здесь представлены? В чём их отличие?
- Рисунок прочли полностью? Молодцы!
- Дайте определение капиллярному кровотечению? Перечислите признаки этого кровотечения.
- Верно! Дайте определение венозному кровотечению? Перечислите признаки этого кровотечения.
- Верно! Дайте определение артериальному кровотечению? Перечислите признаки этого кровотечения.
- А венозное кровотечение отличается от артериального? В чём их отличие?
- Воспользуйтесь текстом учебника и ответьте на вопрос: что называют ранами?
- Молодцы! Чем опасны раны?
- Итак, какие виды кровотечений вам известны?
- Верно! Встаёт вопрос: какое кровотечение остановить труднее: капиллярное, артериальное или венозное? Используйте учебник и ответьте на этот вопрос.
- А как можно остановить капиллярное кровотечение? Как вы определили, что это именно капиллярное кровотечение? Давайте попробуем оказать первую помощь. Что будете делать? Чем будете обрабатывать рану? Верно, йодом. Всю рану будете обрабатывать? Верно, только кожу вокруг неё. Кто-то не знал? Для вас это новое?
- Молодцы!
- Венозное кровотечение? Как вы определили, что это именно венозное кровотечение? Давайте попробуем оказать первую помощь. (из предложенных подручных средств)
- Молодцы, А если это артериальное кровотечение? Как вы распознаете его? Если не хватает знаний, можно воспользоваться учебником.
- Кто попробует оказать первую помощь?
Возникла проблема? Кто поможет? Нашли в учебнике? Посмотрите внимательно на рисунок. - А если ушиб головы и возможны внутренние кровотечения? Какую первую помощь мы можем оказать? Возникло затруднение? Обратитесь к учебнику стр.119.
- Правильно, обеспечить покой и приложить к ушибленному месту холод.
1. Итак, кровотечения могут быть артериальные, венозные и капиллярные. При артериальных кровотечениях накладывается жгут или закрутку выше места повреждения, под жгут надо подкладывать мягкую ткань (для чего?) и жгут накладывают не более чем на два часа летом, и на один час – зимой. Почему? (при снятии жгута на 10-15минут восстанавливается кровообращение). Рану обрабатывают и накладывают давящую повязку. Пострадавшего срочно доставляют в больницу. 2. При венозном кровотечении достаточно наложить тугую повязку и отправить раненого к врачу. Но бывают венозные кровотечения сильными, тогда оказывают первую помощь, как при артериальном кровотечении. 3. При капиллярном кровотечении рану необходимо промыть чистой проточной водой, затем обработать слабым раствором марганцовки или 3% раствором перекиси водорода. Поверхность кожи вокруг раны смазать настойкой йода или зелёнкой и покрыть стерильной повязкой.
|
| Этап первичного закрепления Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства
| - Работа выполнена. Мы смогли ответить на поставленные вопросы к уроку или нет? Да!
- Молодцы, хорошо справились с поставленными задачами.
- Основное новое знание сегодня, оказание первой помощи при…….
- Как оказать первую помощь при различных видах кровотечений?
- Проговорите это каждый про себя.
|
| Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону: Цель: применение нового способа действий; рефлексия достижения цели - учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; - самостоятельная проверка по эталону; - создание ситуации успеха; - допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки
| - Подведём итог данной части урока.
- Вы уверены в своих новых знаниях и умениях?
- Как проверить?
- Вашему вниманию тестовая работа на 5 минут.
Заполните графы таблицы: Вид кровотечения | Характеристика кровотечения | Меры первой помощи | Капиллярное | Незначительное повреждение кожи, кровь капает, повреждена кожа |
| Венозное | Кровь вишнёвого цвета, струится ровно, без толчков. |
| Артериальное | Кровь ярко – алая, вытекает сильной, пульсирующей струёй. |
|
|
| Этап включения в систему знаний и повторения: Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания - организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке; - фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; - планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) |
- Для тех, кто хорошо справился с работой и хочет поработать самостоятельно, предлагаю прочитать дополнительный текст.
- Для всех остальных я предлагаю проблему для обсуждения. Бывает так, что у человека открывается носовое кровотечение. Какую первую помощь можно оказать такому человеку? Если не сможете ответить на данный вопрос, можете обратиться к учебнику на стр.119.
- Молодцы! Вы меня сегодня порадовали.
|
| Этап рефлексии: · Рефлексия и самооценка учащимися совей учебной деятельности · Соотнесение учащимися своих целей и результатов · Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности | - Подведём итоги урока. Какой способ использовали для решения вопроса? (несколько способов: чтение рисунка, текста учебника, оказывали первую помощь).
- Можем ли мы сказать, что материал вами воспринят?
- Какие встретились затруднения?
- Нет! Очень хорошо, значит, материал был представлен в доступной форме.
- Оцените собственную учебно-познавательную деятельность на уроке в отметочной форме, исходя из вашей работы в течение всего урока. «5» - выполнил все задания, ответил на все вопросы; «4» - выполнил все задания, но иногда ошибался; «3» - часто ошибался, выполнил только половину заданий; «2» - почти ничего не смог выполнить правильно.
- Кто желает прокомментировать свою отметку?
- Каково будет домашнее задание?
- Каждый будет готовиться к следующему уроку на своём желаемом уровне, по своему выбору. Разобрались с домашним заданием?
- Спасибо за урок!
|