Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Нетрадиционные техники работы по аппликации с детьми раннего возраста».
презентация к уроку по аппликации, лепке (младшая группа)

Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, предполагающий создание сюжетов из бумаги, ткани, природных материалов, приклеенных на плотную подложку из картона, бумаги, иногда из фанеры.

Как часть учебно-воспитательного направления образовательного процесса занятия по аппликации начинают проводиться с детьми 3-4х лет. Однако опыт моей работы показывает, что уже с первой младшей группы, это малыши 1,5 - 3х лет, отдельные элементы аппликации, в том числе и нетрадиционной можно вводить в ежедневное планирование. Изучив литературу и результаты работ коллег воспитателей, я пришла к убеждению, что совместная деятельность взрослого с детьми, ранних лет жизни, аппликацией очень привлекательны и доступны. Они несут в себе много возможностей для обучения и развития малышей. Использование разнообразных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей.

Основные виды аппликации.

* Предметная это самый простой вид аппликации. Из бумаги, картона, ткани вырезается фигурка и приклеивается на фон.

* Сюжетная картинка состоит из нескольких деталей, которые взаимосвязаны.

* Декоративная этот вид аппликации чаще всего используется для оформления рамок, альбомов и т. д., состоит из узоров и орнаментов.

Также у аппликации есть и другие виды: плоская (вырезанные детали приклеиваются на фон); объёмная аппликация (на фон приклеиваются объёмные детали гармошки, комочки или шарики, пружинки); пластическая аппликация(бумагу комкают, придают разные формы и приклеивают на фон).

Кроме того, широко применяются нетрадиционные виды аппликации.

Цель моего обобщённого опыта: познакомить детей 1,5- 3х лет с нетрадиционной аппликации.

Нетрадиционная аппликация - это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы. Нетрадиционные техники просты и напоминают игру с сочетанием разных техник и материалов. Ребенок начинает чувствовать себя маленьким создателем, у него появляется интерес к работе и восхищение от каждого рабочего момента. Разнообразие природного и бросового материала при создании аппликации таит в себе необыкновенные возможности. Занятия интересны как для детей, так и для взрослых, в них есть дальнейшее совершенствование, развитие как технического, так и творческого потенциала. Мои работы с детьми на первый взгляд могут вам показаться очень простыми, но не нужно забывать об основных принципах аппликации: это доступность и последовательность. Только так можно вызвать у детей интерес и желание заниматься, и как итог увидеть результативность.

Целями нетрадиционной аппликации в младшем дошкольном возрасте является:

* Пополнение багажа знаний о мире вокруг. Занятия помогают систематизировать уже имеющие представления об окружающем мире, расширить их, применить первые варианты обобщения. Дают знания о цвете, размере, количестве и форме;

* Развитие фантазии и творчества. Занятия предполагает совместную работу воспитателя и ребёнка. В ходе которой необходимо познакомить, а затем и научить детей работать с разнообразным материалом. Вместо готового образца демонстрируется способ действия, это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности;

* Развитие речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведётся непрерывный разговор с детьми, повышая тем самым речевую активность, вызывая речевое подражание. Дети не только учатся формулировать вопросы, связанные с выполнением поделки, но и постигают основы составления связных описаний аппликации;

* Тренировка мелкой моторики (выполняя задания, ребята перекладывают детали разного размера, формы, цвета, тем самым развивают мышцы пальцев и рук, развиваются тактильные ощущения), а высокий уровень тактильности стимулирует мозговую деятельность; * Воспитание усидчивости и вкуса к творческим видам деятельности;

* Воспитывает в детях умение работать коллективно. Малыши приобретают важные социальные навыки учатся: действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату.

Основные задачи нетрадиционной аппликации:

*Развитие художественного воображения;

* Развитие эстетического вкуса;

*Развитие мелкой моторики рук;

* Изучение форм и цветов предметов;

* Развитие конструкторского мышления.

Доступность объясняется несложностью исполнительских приёмов, которые осваивают дети во время аппликационной деятельности, а также возможностью манипулирования готовыми формами для достижения результата.                                                                                                                                                                       

Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект:

* дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций:

* выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов;

* успешно овладевают сенсорными эталонами;

* приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы;

* активно общаются друг с другом и воспитателем.

Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения. Сформированные в раннем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка. Виды нетрадиционной аппликации.

Обрывная аппликации. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Задача воспитателя: научить детей правильно отрывать кусочки бумаги; берём обрывок двумя пальцами обеих рук, тянем одну руку на себя, а другую от себя. Педагог помогает намазывать контуры трафарета клеем, затем работу усложняем обмазывая клеем обрывки и прикладываем их к основе. Постепенно дети учатся рвать кусочки среднего и маленького размера. Можно усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру. Модульная аппликация. При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация. Для симметричных изображений заготовку круг, овал, квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения, затем обмазываем клеем только половинку и приклеиваем на подложку.

Квиллинг (бумагокручение)- искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Полоски скручиваются и приклеиваются на задуманный рисунок или трафарет.

Коллаж (приклеивание) технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Аппликация из салфеток. Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Их можно комкать, скатывать, растягивать по трафарету, из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.

Аппликация из ваты (ватных дисков, ватных шариков, ватных палочек). Аппликация из ваты является прекрасным способом изготовления различных открыток или рельефных мягких картинок. мягкая текстура рабочего материала привлекательна для малышей. Обычно это работы зимней тематики или пушистые зверьки. Вату можно скатывать в шарики или раскладывать по поверхности трафарета. Ватные диски во многих случаях облегчают работу малышам. Перед началом работы диски можно раскрасить, тогда аппликация получиться более яркой. Ватные палочки делают работу более необычной, работа с ними также очень интересна и забавна, но требует большей усидчивости и ловкости.

Аппликация из ткани интересный и увлекательный способ поделок. Цель аппликации состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо, как в нашем случае, однозначно приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Для работы рекомендуется использовать плотную ткань (фетр, фланель, бархат, кожу). Начинать нужно с простых и лёгких элементов. Для начала можно поучиться в хаотичном порядке приклеивать геометрические фигуры. Потом можно создавать несложные композиции изображая животных, транспорт, цветы, деревья и т.д. Малыши учиться из нескольких частей собирать один предмет, и на оборот- один целый предмет делить на несколько составляющих.

Аппликация из крупы и семян. Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы и семян становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разноцветные поделки с малышами. Манку, рис, пшено можно раскрасить в различные цвета с помощью гуаши и воды. Если вы не желаете раскрашивать, то внешний вид будет не менее привлекателен.

Аппликация из засушенных растений. Работа с природным материалом вполне доступна малышам. Занятия с природными материалами способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережному к ней отношению. Увлекательны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Занятия с использованием наклеек. Значительный результат даёт сочетание рисования и использования готовых наклеек. В этом случае воспитатель рисует сюжетную картинку, эмоционально комментирует её сюжет и вместе с детьми наклеивает в нужных местах заранее подобранные наклейки или картинки подходящие для гармоничного сочетания с сюжетом.

При обучении приклеиванию деталей сначала используют клейстер, сваренный из муки или крахмала, который малыши могут намазывать пальчиком или губкой. В дальнейшем знакомим детей с клеем карандашом или ПВА. В работе с малышами 1,5-3 лет в качестве материала для элементов аппликации используется белая и цветная двухсторонняя бумага, в этом случае дети не будут путать с какой стороны наносить клей. Подложкой обычно выступает тонкий картон или обычные листы для рисования. Текстура бумаги имеет принципиальное значение: приятная на ощупь поверхность и яркие цвета стимулируют дополнительный интерес к аппликативному творчеству. Что касается размеров элементов для поделки, то они должны быть не слишком мелкими, так как малыши ещё не могут выполнять тонкие движения пальцами. Для обрывной поделки используются салфетки или матовые листы тонкой бумаги.

Нетрадиционная аппликация- это прежде всего игра, а значит, в ней должен присутствовать интересный и понятный сюжет, простотой и доступный, по ходу которого воспитатель комментирует процесс работы. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Нетрадиционные приемы аппликации способствуют активизации творческого воображения у детей. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.

Перспективой своей дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей.

Список литературы.

1. Валеев А.П. Развитие дошкольника - М.: Спаркю. - 2010. - 198с.

2.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999. - 344 с.

3. М. Гусакова. Москва;Просвещение; 1987г.-128с.

4. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Под ред. Д.п.н. Т.С.Комаровой. -3-е изд.- М.;Просвещение;, 1991 г.-256 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon ap-ya.pdf2.91 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изобр...

Обобщение опыта работы по теме: "Нетрадиционные техники аппликации как средства развития творческой личности детей"

Обобщение опыта работы по теме: "Нетрадиционные техники аппликации как средства развития творческой личности детей"...

Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста при работе с сюжетными картинами»

Ребёнок на фланелеграфе выделяет наглядно разные детали картины и поэтапно рассказывае, составляет рассказ....

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Нетрадиционная техника рисования у дошкольников»

Сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования....

Опыт работы воспитателя МБДОУ №25 Шевелёвой Н.С. Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста"

Опыт работы воспитателя МБДОУ №25 Шевелёвой Н.С. Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми  раннего возраста"...

Обобщение опыта работы по теме: «Нетрадиционная техника рисования «МЕТОД ТЫЧКА».

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Вот почему я считаю его одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми...

Статья на тему:" Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми раннего возраста"

В данной статье представлены материалы, полезные для работы воспитателей раннего возраста....