Обобщение опыта работы по теме: «Нетрадиционная техника рисования «МЕТОД ТЫЧКА».
план-конспект занятия (средняя группа)

Спирина Людмила Васильевна

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Вот почему я считаю его одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду. Благодаря таким техникам, создаётся что-то красивое, необычное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме:

«Нетрадиционная техника рисования «МЕТОД ТЫЧКА».

МДОУ «Детский сад «Ромашка с.Елшанка Воскресенского района Саратовской области

Воспитатель: Спирина Людмила Васильевна


                                        “Ум ребенка – находится на кончиках его пальцев”.

В. И. Сухомлинский

      Как мы уже знаем дошкольный возраст - очень важный период в жизни детей. Дети дошкольного возраста являются маленькими исследователями. Все дети любят рисовать. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения различными техниками рисования, знаний и, конечно, же, навыков. У детей дошкольного возраста еще не сформированы художественно-изобразительные навыки. Они еще не умеют рисовать с натуры, не умеют правильно работать карандашом, кисточкой, краской. Так отсутствие знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Как научить малышей рисовать?

      Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание на результаты мониторинга по изобразительной деятельности, и поняла, что многим детям не хватает воображения, самостоятельности, а главное, уверенности в себе. Каждому ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость.

       Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Вот почему я считаю его одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду. Благодаря таким техникам, создаётся что-то красивое, необычное. Использование их, как раз способствует решению творческих задач. Полезны эти занятия и для духовного развития детей.  Они позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка; постепенно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы, а так же позволяют чувствовать себя раскованнее, смелее; развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

      И я выбрала направлением в своей работе (в свободное время во второй половине дня) – использование в рисовании нетрадиционных техник. Объясняла детям, что рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, на столе, под столом, на асфальте...

      Есть немало методик проведения с дошкольниками занятий по этому виду. За время своей работы, я опробовала многие из них. Это такие, как отпечатки-картинки; печать пластилином; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные ниточки; оттиск смятой бумагой, печать пластилином, набрызг, точечный рисунок, метод ниткографии, на мокрой бумаге, штампы из картошки, мелками на асфальте и многие другие…

Все они доставляли огромную радость детям, от полученного результата. Но большее предпочтение, я отдала методике К.К.Утробиной, Г.Ф.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка», где авторы предлагают оригинальный, очень увлекательный способ обучения рисованию — метод тычка. Этот метод помог мне в решении многих поставленных, перед собой задач. Эта техника рисования незаменима при создании «пушистых» или «колючих» образов. Она не требует от детей профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем необязательно правильной формы и, только прямыми линиями. Для раскрашивания необходимы: густая гуашь и жесткая кисть. Использование губки или ваты вместо кисти исключается. Кисточку при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка. Причем, чем меньше краски на кисточке, тем «пушистее» точка, тем реальнее и правдоподобнее изображение на рисунке. Как известно, гуашь — густая краска, поэтому требуется меньше времени для ее высыхания. Это позволяет накладывать друг на друга разные по цвету краски, создавать различные цветосочетания. Появляется возможность «прочувствовать» многоцветное изображение предмета, а сочетание метода тычка с рисованием отдельных мелких деталей тонкими линиями открывает перед детьми большие возможности. Рисунки получаются объемными и живыми за счет многократных движений кисточки сначала по линии контура предмета, а потом внутри него. Иголки у ёжика, шерсть у котёнка, ёлочки, одуванчики — все эти образы приобретают особый колорит благодаря технике тычка. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным.

    Преимущества метода тычка в том, что он позволяет развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; дает возможность прочувствовать многоцветное изображение предметов, что, несомненно, важно для наиболее полного восприятия окружающего мира; формирует эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования (ребенок успокаивается от ритма рисования, у него возникает чувство удовлетворения от своей работы); способствует более эффективному развитию воображения и восприятия, а следовательно, и познавательных способностей; рисунки, созданные способом тычка, эстетичны и понятны, как самому ребенку, так и окружающим.

Метод тычка позволяет высвободить время, которое можно эффективно использовать для познавательного и увлекательного рассказа об изображаемых предметах и сюжетах, а также, для подвижных и дидактических игр.

Творческий процесс- это настоящее чудо. Наблюдая за детьми, я увидела, как дети раскрывают свои уникальные способности, начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Я стараюсь внушить детям, что в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, которая является основным видом деятельности детей; сюрпризный момент- любимый герой сказки приходит в гости и приглашает ребёнка отправится с ним в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому. И т.д.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 «Бим и Бом в гостях у ребят»

(средняя группа).

Воспитатели: Спирина Людмила Васильевна

                                                                           Антонова Елена Вячеславовна 
Тема: Способствовать сохранению и укреплению физического и психологического здоровья детей.

Задачи: 1. Использовать в занятии все ранее применяемые здоровьесберегающие технологии.

2. Формировать у детей умение правильно выполнять движения (общеразвивающие упражнения, основные движения).

3. Развивать двигательную активность, память, внимание, мышление.

4 .Формировать у детей интерес к физической культуре и спорту, привлекать внимание к здоровому образу жизни (как наиболее эффективному средству профилактики заболеваний и укрепления здоровья).

4. Создание у детей положительных эмоций.

Предшествующая работа: Утренняя гимнастика, ритмическая и дыхательная гимнастика, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, физминутки, закаливающие процедуры, пальчиковые игры, корригирующая гимнастика для глаз и по профилактики и коррекции плоскостопия и искривления позвоночника.

Оборудование: Кубики по количеству детей, обручи 10 шт., мячи 2 шт., домик для сценки, шарики теннисные 2 шт.

Ведущая.

Утро начинается

С улыбок и игры.

Не поддавайтесь скуке,

Будьте бодры!

В спортивном нашем зале

Звучит задорный смех,

На наш спортивный праздник

Мы приглашаем всех!

1-й ребенок.

Как здорово, как весело

С друзьями здесь играть!

Соревноваться вместе

И вместе побеждать!

2-й ребенок.

Зарядка нам поможет Простуды не бояться.

За помощью к доктору

Все реже обращаться.

(Дети выполняют комплекс упражнений под музыку.)

Общеразвивающие упражнения с кубиками для профилактики правильной осанки

1. Потягушечки.

И. п. — ноги на ширине стопы, руки с кубиком внизу.

1,3 — руки согнуть перед грудью, локти в стороны;

2 — руки вверх, потянуться, посмотреть на кубик;

4 — и. п.

2. Переложи.

И. п. — руки с кубиком вытянуты вперед.

1 — развести руки в стороны, кубик на правой ладони;

2, 4 —и. п. ;

3 — развести руки в стороны, кубик на левой ладони.

3. К солнышку потянемся.

И. п. — руки внизу. 1 — руки через стороны вверх, кубик переложить в левую руку; 2, 4 —и. п. ;

3 — руки через стороны вверх, кубик переложить в правую руку.

4. «Вправо—влево наклонись».

И. п. — руки в стороны, кубик в правой руке, ноги на ширине плеч.

1 — наклон туловища вправо, левой рукой взять кубик;

2, 4— и. п. ;

3 — наклон туловища влево, правой рукой взять кубик.

5. «Маленькие — большие».

И. п. — ноги на ширине стопы.

1,3 — полный присед, руки вперед, спина прямая;

2, 4 —и. п.

6. «Лодочка».

И. п. — лежа на животе, в вытянутых руках кубик. Приподнять ноги и руки с кубиком от пола, считая до пяти, и опустить.

7. «Крокодил».

И. п. - стоя,-руки в стороны, кубик в правой руке.

1 — поднять правую ногу, руки к туловищу, передавая кубик под ногой в левую руку;

2,4—и. п. ;

3 — поднять левую ногу, передавая дарик в правую руку.

8. «Качели».

И. п. — лежа на спине, кубик между стонами. Поднять ноги с кубиком под углом 90 градусов и опустить.

Бим (вбегает). Здравствуйте, ребята! Мы с другом, Бомом, собирались к вам на праздник. Он очень похож на меня! Вы его не видели?

Дети. Нет!

Бим. Вот и хорошо! Значит, я первый! Мы пошли с ним разными дорогами. Пока его нет, спрячусь; когда он появится, как выпрыгну, как выскочу! Бим прячется, выходит Бом, на нем теплая кофта, длинный шарф и шапка.

Ведущая. Бом! Что с тобой случилось? У нас тепло, а ты так закутался!

Бом.

Бедный я Бом!

Дышу с трудом,

Простуда и кашель

Меня одолели,

Я прячусь от них.

Где? В постели!

А когда я все-таки

Выхожу гулять,

Надеваю одежды

Слоев примерно пять!

Ведущая. Бедный Бом! От простуды в постели не спрячешься, а если вспотеешь во время прогулки, то точно заболеешь. Давайте расскажем Бому, что нужно делать, чтобы уберечься от простуды.

Дети. Делать зарядку! Закаляться! Не перегреваться, одеваться по погоде.

Ведущая. Верно! Есть зарядка для ног и для рук, а еще — зарядка для носиков-курносиков. Хочешь, Бом, мы научим тебя ее делать? Простуда будет тебе не страшна. Ведущая вместе с детьми пров дит комплекс упражнений дыха- тельной гимнастики. Бом повторяет за детьми все упражнения. Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.

1. Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице

— вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5 —б раз).

2. Сделать по 8—10 вдохов—выдохов через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая их указательным пальцем.

3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно, постукивая пальцами по крыльям носа.

4. При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно бытпеременным за счет постукивания по крыльям носа.

5. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием произнести звуки «ба-бо-у», «гм-м-м».

Ведущая. Мы умеем делать волшебный массаж! Встанем друг за другом и начнем массаж.

Игра «Я - массажист»

Бом выполняет задание вместе с детьми

Дети встают друг за другом и делают друг другу легкий массаж спины, рисуя на ней контуры железнодорожного пути и приговаривая:

Рельсы-рельсы, шпалы -шпалы, ехал поезд запоздалый.

Ведущая. Дети, теперь необходимо хорошо прогреть нашего Бома. Давайте разогреем ладошки; хорошо их потерев, приложим к спине и груди Бома. Такие добрые «горчичники» не щиплются, а дарят здоровье и хорошее настроение! Громко пожелаем Бому: «Будь здоров!», и он не будет бояться простуды и гриппа!

Дети желают здоровья Бому, он благодарит, говорит, что будет закаляться и обязательно делать зарядку

Ведущая.

Хорошо, что все здоровы, Значит, можем продолжать. В это время к Бому под скакивает Бим, громко дудит в дудку, Бом приседает от неожиданности. Бом. Как ты меня напугал! Я пришел первым! Первый я, первый я! Бим. Нет, я! Я первый!

Бим и Бом начинают препираться и толкаться.

Ведущая.

Перестаньте вы кричать, Будем вместе мы играть! Разделимся на две команды: одна команда Бома, другая команда Бима. Ну, команды, не ленитесь, Становитесь! Подтянитесь! Игры - эстафеты

1. Прыгаем в обручи, разложенные в виде «классиков», обегаем стойку, бегом возвращаемся назад, передаем эстафету другому участнику.

2. Рядом с каждой командой лежат четыре обруча, в четвертом обруче — мяч. Дети бегут по одному, пролезают в каждый обруч, встают в четвертый, три раза подбрасывают мяч вверх, ловят его, кладут в обруч, бегом возвращаются и передают эстафету товарищу по команде.

3. Проносим шарик (для настольного тенниса) в деревянной ложке, продвигаясь эмейкой между кеглями. Вернувшись обратно, передаем ложку следующему участнику.

Бим и Бом предлагают командам сыграть в игру Чья команда быстрее соберется?.

Под музыкальное сопровождение дети разбегаются по залу; когда музыка умолкает, все останавливаются, закрывают глаза. В это время Бим и Бом бесшумно передвигаются по залу или просто меняются местами. По команде дети открывают глаза и бегут к своему клоуну, образуя вокруг него хоровод. (Игра повторяется 2—3раза.)

Ведущий - а теперь сценка «Физкульт - Ура»

Есть у нас в квартире Таня,

У нее всегда страданья,

Очень странная она:

Ни здорова, ни больна.

Каждый день у этой Тани

Начинается с рыданий:

«Умываться я боюсь,

Ой, не надо, простужусь!»

А ребята говорят

Тихо, без досады:

«Закаляться, закаляться,

«Закаляться надо!»

Во дворе звенят мячи,

Крутятся скакалки,

дети лепят куличи

И играют в салки,

Только Таня у окна

Все сидит, сидит одна.

Говорят ребята ей:

«Выходи гулять скорей!

Солнце жарко греет,

Выходи скорее!»

Таня хнычет: «Ой, боюсь,

Я на солнце обожгусь!»

Все сидела и сидела

Наша Таня за окном,

Быстро лето пролетело,

Осень капает дождем.

Но для радости и смеха

даже дождик не помеха!

Таню девочки зовут:

«Выходи, грибы растут.»

Таня плачет: «Не хочу,

Я же ноги промочу

А ребята ей в ответ:

«дождик — не преграда,

Закаляться, закаляться,

Закаляться надо!»

Вот и снег летит из тучи,

Белый, мягкий и липучий,

Будет снежная гора,

Тащит санки детвора.

Говорят: «Скорее, Таня,

Начинается катанье.»

Таня плачет: «Ой, боюсь,

Я на санках разобьюсь.»

А ребята с горки мчатся

И кричат: «Сиди одна,

Раз не хочешь закаляться,

Будешь ты всегда больна.»

надо, надо закаляться

И привычку завести:

Умываться не бояться,

Физкультурой заниматься,

Чтоб здоровыми расти.

Это всем понять пора,

В добрый час! Физкульт-ура!

Ведущий. А сейчас веселый танец «Танец маленьких утят» Выполняем упражнение в кругу

Ведущий. А сейчас немного отдохнем, расслабимся. «Упражнение на расслабление»

дети садятся по-турецки, расслабляются.

Ведущий. -

На полянке потеплело,

Солнышко нас всех пригрело.

Мы лежим, спокойно дышим,

Щебетанье птичек слышим.

Ручки теплые у нас — Отдыхают!

Ножки теплые у нас -

Отдыхают!

Веет теплый ветерок. Отряхнули мы песок. На Носочки встали, Облако достали, Потянулись, улыбнулись,

Окончательно проснулись.

Бим.

Всем спасибо за веселье,

За хорошее настроенье!

Бом.

И спасибо за науку.

Ваши советы я не забуду!

Больше не буду

Простуды бояться,

двигаться буду

И закаляться!

Бим.

А теперь похлопаем,

Ножками потопаем!

Ручками помашем,

до свиданья скажем!

дети прощаются с Бимом и Бомом.

На прощанье Клоуны раздают витамины в индивидуальной упаковке, детям предлагается съесть их во время обеда

Всех нас тревожит здоровье детей. Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и экологическая обстановка, и социальные условия жизни, и психологический климат в семье.

Но мы в детских садах можем создать для ребенка условия двигательной активности, научить его грамотно относиться к своему здоровью.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Наиболее эффективными формами оздоровления являются: прием детей на прогулочных площадках; оздоровительный бег; утренняя гимнастика;

полоскание носоглотки раствором морской соли и отварами трав; питье отваров трав и сухофруктов; физминутки, динамические паузы;

обеспечение условий для реализации двигательной активности детей в течение дня;

сон, гимнастика после сна; дыхательная гимнастика; физкультурные занятия, прогулки, походы; совместные досуги с родителями; спортивные праздники и развлечения;

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционное рисование как средства формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал поёт возможность раскрыть возможность передачи красоты малой родине используя нетрадиционную нехнику рисования.Работайте в данном направлении творите сами , а самое главное учите детей...

Обобщение опыта работы по теме «Нетрадиционные формы организации физкультурно – оздоровительной работы с детьми и родителями»

В методическом материале представлен опыт работы по организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми и родителями. Для нормального физического, психического и интеллектуального развития...

Обобщение опыта работы по теме: "Нетрадиционные техники аппликации как средства развития творческой личности детей"

Обобщение опыта работы по теме: "Нетрадиционные техники аппликации как средства развития творческой личности детей"...

Обобщение опыта работы по теме: «Нетрадиционная работа с родителями».

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детског...