Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Нетрадиционная техника рисования у дошкольников»
проект

Зеленцова Екатерина Владимировна

Сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedopyt_netraditsionnaya_tehnika_risovaniya.docx53.38 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщенный  педагогический опыт работы по теме:

«Нетрадиционная техника рисования у дошкольников»

Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном.              Дени  Дидро

Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру»

                                            М. Шклярова

          Введение

В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится всё сложнее. Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает креативным  мышлением и  способностью эффективно, нестандартно решать новые жизненные проблемы. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение их душевной работы. Рисование для ребёнка - радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая пред ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники. 

Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и не реализованными в будущей жизни. Наличие развитого изображения в зрелые годы обуславливают успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей — одна из главных задач дошкольного воспитания.

 Основная педагогическая идея моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Что же такое нетрадиционные техники? Для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами - не нужны кисти и карандаши. Когда есть ладошки и пальчики, которые слушаются ребёнка гораздо лучше, чем инструменты художника. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Для работы можно использовать различные материалы и инструменты т.к. фантазия детей даёт всё новые и новые возможности уверенного овладения изобразительными средствами.

Мною была поставлена цель: способствовать развитию творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования. 

Из этой цели выявляются следующие задачи:

Образовательные:

- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

- знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразие художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.

           Развивающие:

- формировать у детей творческое мышление, усидчивый интерес к художественной деятельности;

- развивать художественный вкус, фантазию изобразительность, пространственное изображение;

- формировать умение и навыки, необходимые для создания творческих работ;

- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Воспитательные: 

воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

- воспитывать, внимание, аккуратность, целеустремленность;

- воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;

- способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

Сущность опыта: является развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.

Из моего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.

Ведущими методическими принципами при этом становятся:

  • Принцип перехода от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Эффективность и целесообразность использования нетрадиционных техник рисования. Нередко сталкиваешься с проблемой, что дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками.

Научность и теоретическая база

В работах отечественных и зарубежных педагогов содержатся разные взгляды и мнения на эту проблему. Так, А. Бакушинский и его сторонники полагали, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, а также зарубежные исследователи К. Риччи (Италия) и Л. Тэдд (США) подчеркивали особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Дискуссия на эту тему особенно острой была в 20-е годы. Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е. Флериной и Н. Сакулиной. В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования. Психологи (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Л. С. Рубинштейн) раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества. Педагог Е. А. Флерина - одна из первых дала определение понятию «детское художественное творчество». Расширили и обогатили её исследования Т. Г. Казакова, Н. П. Сакулина, выделив в изобразительной деятельности до изобразительный и изобразительный периоды, этапы развития творческого процесса взрослого и ребенка.

Как отмечает Б. М. Теплов, раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их развития, так как оно соответствует детским потребностям и возможностям. Так как в сознании малыша создается новый интеллектуальный продукт, который, встраиваясь в систему личного мировосприятия, образует новую «единицу» целостной картины мира.

В настоящее время современными педагогами и психологами разрабатываются нетрадиционные техники рисования, в которых ставятся новые задачи обучения и воспитания ребенка.

Технология опыта.

Работая над данной темой, я старалась создать четкую систему приобщения детей дошкольного возраста к изобразительной деятельности. Моя задача заключалась в том, чтобы создать условия для развития художественной деятельности, заметить и поддержать к ней интерес ребенка. Приобщая детей к изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, следует поддержать инициативу ребенка, его стремление что-либо изобразить, предоставить право выбора материала, средств. Необходимо привлекать внимание детей и родителей к продуктам детского творчества. Внимательное отношение взрослых к детским работам способствует развитию у ребенка положительного самоощущения, стимулирует творческие проявления, порождает чувство гордости за достижения. Рисование с использованием нетрадиционных техник, пожалуй, самый интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами и с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Помимо обучения навыкам рисования такие занятия способствуют:

- развитию речи;

- ознакомлению с окружающим миром;

- развитию фантазии и творчества (показываю детям способы действий с изобразительным материалом, помогаю на начальном этапе, а затем направляю их активность, на выполнение занятия эмоционально, увлекательно); - личностному развитию (очень бережно и внимательно отношусь к детским рисункам, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям); эстетическому развитию (даю возможность выбора в использовании материалов); В своей работе с дошкольниками я использую разные техники нетрадиционного рисования. Изобразительная деятельность предоставляет детям широкие возможности для экспериментирования с различными материалами. Материал, предоставляемый для детей, должен обеспечивать свободу и разнообразие действий, находиться в доступном месте и быть удобным для использования.

Работа проводилась в 3 этапа: подготовительный, практический, заключительный.

Подготовительный этап.

На первом подготовительном этапе своей работы, я изучила базовую программу ДОУ, методический материал, предметно-развивающую среду в уголке творчества. В ходе всей этой работы были выявлены некоторые недостатки.

Недостаточно методических разработок, оборудования и материала для творчества детей, неосведомленность родителей по данной теме и мало информации для работы с ними. Поэтому при организации предметно - развивающей среды я учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Совместно с родителями я пополнила уголок изобразительной деятельности необходимым материалом. Провела обследование детей по художественно- эстетическому развитию, целью которого было определение уровня развития изобразительной деятельности и творческого воображения детей. Одновременно с диагностированием детей провела анкетирование родителей. Проанализировав анкеты, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся рисовать и развитие творческих способностей произойдет в процессе взросления. Итак, результаты диагностического этапа позволили мне определить следующие этапы работы: Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Оптимизировать работу с родителями по данному вопросу с помощью разнообразных методов и приемов.

Практический этап.

 Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала с младшей группы, поэтому подобрала техники, доступные этому возрасту: пальчиковое рисование, рисование ладошкой, оттиск предметами, рисование ватными палочками, оттиск печатками овощей.

Во многом результаты работы  ребенка зависят от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание детей, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

— Игра которая является основным видом деятельности детей;

-сюрпризный момент;

-просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;

-живая эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Цель данного этапа: знакомство с новыми нетрадиционными техниками  рисования работа с  данными техниками.   

Рисование пальчиками – это самый простой способ получения изображения, но столько восторга в глазах малышей. Проводила занятия на такие темы как: «Снег-снежок», «Наряди елочку», «Ветка рябины». Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь  пальчик и наносит точки «пятнышки» на бумаге. 

Не менее радости было в лицах детей во время рисования «рыбок», «птичек», «ракеты»  ладошками. С каким удовольствием они «мазюкали» ладошку  краской.

С удовольствием ребята освоили рисование пробками и печатками картофеля, моркови и яблока. Эта техника привлекает детей своей необычнотью, позволяет многократно изображать один и тот же предмет, оставляя из его отпечатков разные композиции. Ребенок  опускает печатку в мисочку с краской, и наносят оттиск на лист бумаги.

При помощи ватных палочек мы украшали пасхальные яйца, пасху, платье для Машеньки, варежки для мишки, чешую для рыб.

Интересна была детям техника рисования смятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски.  В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное.

С детьми 3х-4х лет я использовала нетрадиционную технику-рисование одноразовыми вилками, где получились такие изображения, как  «Цветы».

Всем известно, что дети любят играть с песком, но это им позволяет лишь в летний период, а играть и рисовать манной крупой можно круглый год.  Для детей такая техника – это новшество, которая завораживает каждого ребенка.

Данный вид рисования прост в выполнении, а самое главное, он полезен для детей, так как развивает мелкую моторику.

Для получения  объемных, многослойных рисунков применяли с детьми технику рисования зубной щеткой. Набрав краску, проводим щеткой по листу, ориентируясь на замысел.

Не менее радости было на лицах детей во время рисования в технике скатывание бумаги, ребенок мнет руками салфетку, затем скатывает из нее шарик, после этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. С помощью этой техники у нас получилась оригинальный подарок папам в виде звезды на 23 февраля.

Рисование ватными дисками увлекательнейшее занятие. Особенность работы  с ватными дисками проявляется в развитие зрительного внимания, образного видения, восприятие предметов и их свойств, а так же совершенствовании и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработки изобразительных навыков.

      В ходе целенаправленных занятий дети начинают  лучше производить сравнение, легче устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целыми его частями. Ватные диски можно использовать целиком или делить их на две части и вырезать любые заготовки.

Каждая из этих техник-это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу самовыражения.

     Также, работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога с родителями, тем успешнее становиться ребенок. Я придаю большое значение к  общению с родителями: провожу беседы, мастер классы по данной теме. Ведь сколько дома ненужных, интересных вещей: зубная щетка, поролон, пробки, пенопласт, нити, свечи, ватные палочки и т.д. и родители с большим удовольствием помогают создавать благоприятные условия для развития детей  в детском саду.

 Этап обобщения. Анализ результативности.

В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Результаты мониторинга

Заключение.

Таким образом, опыт работы показал, что овладение нетрадиционными техниками рисования доставляет детям истинную радость.    На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, постепенно приобретают опыт эстетического восприятия. Они стараются создавать новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и стараются самостоятельно находить средства для его воплощения.

Считаю необходимым и в дальнейшей своей работе использовать техники рисования для развития творческих способностей детей. Тем более, что со многими техниками нам еще только предстоит познакомиться.

 

Литература:

  1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с.
  2. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008. – 64 с.
  3. Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008. – 96 с.
  4. Одинокова Г.Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом “Карапуз”, 2006. – 15 с.
  5. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008. – 32 с.
  6. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей  старшей группы

 

Тема: «Украшение мордовской рубахи»

Цель: знакомство с  мордовским национальным костюмом

Задачи: Обучающие: закрепить знания о родном крае; дать представление о предметах быта мордвы, мордовской национальной одежде; учить и  правильно называть новые слова (панар ,пулай, панго); закрепить знание основных цветов, использованных в мордовском орнаменте, умение составлять узор из уже знакомых элементов мордовской вышивки; учить проявлять интерес к выполнению различных творческих работ; формировать у детей потребность в двигательной активности.

Развивающие:  развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность; расширять словарный запас детей;  развивать интерес к мордовскому национальному костюму;  развивать навыки работы в коллективе; развивать мелкую моторику рук через продуктивную деятельность.

Воспитательные:  воспитывать чувство патриотизма и любовь к родному краю; уважительное отношение к прошлому и культуре своего народа.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное

развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие»

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная.

Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические.

Материалы и оборудование:  предметы быта старины: прялка, веретено, коврик, лапти, ступа, кувшин, сундук, берестяная шкатулка; национальный костюм народов Мордовии, украшения;  соль цветная;  шаблон  рубашки с  узором; клей ПВА, кисточки для клея, подставки для кисточек, пиалы для клея, салфетки, подносы, клеенка.

Предварительная работа: чтение художественной литературы; знакомство с мордовскими национальным костюмом; рассматривание книг – альбомов и слайдов: «Мой край», «Мы – мордва», «Здравствуй, Мордовия», «Древняя мордва»; рассматривание картин одежды на репродукциях известных художников; занятия по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и узоров, экскурсия по селу Б. Елховка, название улиц (в честь кого названы), концерт «Шумбрат Мордовия».

Словарная работа: «орнамент», «панар», «панго», «пулай», «сапоня», « сюлган», дизайнер.

Планируемые результаты: закрепление детей знаний о национальном мордовском костюме его элементах и орнамент.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

I.Организационный момент.

Дети с воспитателем становятся в круг

Собрались все дети в круг

 Я – твой друг и ты мой друг.

 Крепко за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся

Стук в дверь. Открываем, прислали письмо.

Воспитатель: Ребята давайте посмотрим от кого письмо и прочитаем его!

Ответы детей: Да

Здравствуйте ребята! Пишет вам Куйгорож! Скоро концерт «Шумбрат Мордовия!» и наш ансамбль « Моро» пригласили выступать на этом концерте. Но случилась, беда на всех наших рубахах исчезли мордовские узоры. Вы сможете мне помочь  украсить рубашки? Один я не справлюсь.  

Воспитатель: Ребята посмотрите, Куйгорож прислал нам белые рубашки! Поможем ему?

Ответы детей: Да        

Воспитатель: Но, прежде чем мы приступим к украшению рубашек, я хочу пригласить Вас в наш мини-музей, который находится в нашем саду и познакомить Вас с национальным костюмом Мордовского народа.  А кто напомнит, что такое музей?

Ответы детей: Место для хранения  старинных вещей люди создали музей.

 Воспитатель: Ребята, а вы знаете как нужно себя вести  в музее?

Ответы детей: В музее нельзя толкаться, громко разговаривать, нельзя экспонаты трогать руками.

Воспитатель: Давайте все вместе отправимся на экскурсию, где я буду вашим экскурсоводом. Вы согласны?

Ответы детей: Да

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята вот мы и в нашем музее. Посмотрите здесь очень много предметов быта народов нашего Мордовского края. А я хочу вас познакомить с национальным костюмом Мордовского народа нашей Республики. Посмотрите, перед вами стоит манекен в  национальном Мордовском  костюме.

Воспитатель: Ой, ребята мне показалось или нет, что  манекен пошевелился.

Ответы детей: Да

Алдуня: Шумбрачи вечкевикс ялгай! Я мордовочка и поэтомус вами поздаровалась на мордовском языке – это означает - Здравствуй мой дорогой друг! ребята! Я хозяйка нашего музея. И зовут меня Алдуня! Я слежу здесь за порядком. ОЙ ОЙ (наклоняется туда сюда)

Воспитатель: Алдуня нам очень приятно с тобой познакомится. Но что с тобой?

Алдуня: Я так долго стояла, что теперь не могу пошевелиться. Воспитатель: Ребята давайте все вместе проведем физминутку и поможем Алдуне  размяться и сами отдохнем.

Физминутка

Снова нет ручьям покоя,

день и ночь журчат в кустах        (Шаг на носочках по кругу)

Ходит солнце золотое        (Ходят на месте)

в чистых-чистых небесах

Льет лучи на лес и луг                   (Приседают)

И на все цветы вокруг                   (Руки над головой)

Воспитатель: Ну как Алдуня тебе стало лучше?

Алдуня: Да, спасибо вам. Ребята я хочу вам рассказать о своем праздничном  нарядном  костюме.  Посмотрите на меня, мой костюм состоит из   туникообразной рубахи без воротника (показывает на костюме) называется панар. Главным украшение рубахи была очень плотная вышивка. которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол. На нем бисер, блестки.

Воспитатель: Ребята что является главным украшением панара

Ответы детей (Вышивка)

Воспитатель: А где она располагается?

Ответы детей: (на рукавах, на подоле)

Алдуня: Это пулай. – набедренное украшение. Носят пулай чуть ниже талии. Он является обязательным элементом женского костюма. Украшали пулай медными монетами, пуговицами, разноцветным бисером, бусинами, блестками. При ходьбе наличие таких украшений создавало звон. Поэтому говорили мордовочку, сначала слышно потом видно.

Воспитатель: Посмотрите на панар и скажите,  какие элементы узора использованы на рубахе?  

Ответы детей: (Крестики, квадраты, ромбы.)

Воспитатель: А какие цвета использованы в вышивке

Ответы детей (Красные, желтые.)

Алдуня: Поверх рубахи одевается передник. По мордовски сапоня. Воспитатель: Чем украшен сапоня?

Ответы детей (Сапоня -украшен лентами, вышивкой.)

Воспитатель: Дети, а почему сапоня украшен лентами разного цвета

Ответы детей  (Чтобы он выглядел нарядно.)

Алдуня:  Женщины на голове носили Панго. Она украшена бисером, лентами, вышивкой. Мордовские женщины и девушки любят украшения. Это бусы, нагрудное украшение сюлган. Ребята, вам понравился мордовский национальный костюм?

Ответы детей: Да

Воспитатель: Названия, каких головных уборов и предметов одежды мордвы вы запомнили

Ответы детей (Дети вспоминают элементы костюма, называют их на мордовском языке).

Воспитатель: Спасибо тебе Алдуня за показ национального костюма, нам было, приятно с тобой познакомится, но нам пора возвращаться  в группу.  До свидание!

Алдуня: Спасибо вам ребята, я хочу вам подарить  украшенную рубаху и  попрощаться опять на своем родном языке -   Васетомозонок!

Проходим в группу и садимся за столы

Воспитатель: Ребята вы узнали о Мордовском национальном костюме. И сейчас мы будем украшать рубахи национальным орнаментом, которые нам прислал Куйгорож. Давайте вспомним о каких видах орнаментов  нам говорила  и показывала Алдуня ?

Ответы детей

  Воспитатель: посмотрите, какую красивую рубаху дала нам Алдуня! Вот такую мы будем украшать сегодня.  Но украшать мы будем нетрадиционным способом рисования, для этого нам понадобится цветная соль и клей ПВА, кисточки для клея и подносы. Посмотрите, как украшу  с начало я рубаху: я беру шаблон рубахи на нем наложен контур орнамента, беру кисть и набираю на нее клей, затем наношу клей внутрь орнамента не выходя за края на воротник рубахи  и посыпаю красной солью. Потом перехожу к рукавам и проделываю тоже самое, но уже с красной и черной солью. Затем переходим на середину и в конце рисуем низ рубахи. Когда все нарисовали берем рубаху и осторожно стряхиваем соль на подносы. И кладем подсохнуть.

Но прежде чем мы приступим к работе , чтоб наши ручки не уставали мы их немножко  разомнем.

 Пальчиковая гимнастика « Рубашка»

У рубашки два манжета, (Ребенок показывает манжеты на двух руках)

Воротник  (Показывает воротник)

И рукава, (Проводит ладонными по рукавам).

И застежка есть, чтоб легче (Показывает застежку сверху вниз).

Проходила голова.

Пуговицы застегнем, (Имитирует движения).

А потом гулять пойдем. (Марширует).

 Воспитатель: А теперь приступаем к работе

(включается музыка для фона)

Воспитатель: Ребята посмотрите, какие красивые рубашки у вас получились! Когда они подсохнут, мы их положим в посылку и отправим Куйгорожу. 

 III. Итог

Скажите, кто нас попросил о помощи? где мы сегодня побывали? (ответы детей); с кем мы познакомились? (ответы детей); с каким костюмом познакомились? (ответы детей); какие новые слова вы узнали? (ответы детей); какие цвета присутствуют в орнаменте мордовского национального костюма? (ответы детей); что сегодня украшали? (ответы детей); что вам больше всего понравилось? (ответы детей);

   Список используемой литературы:

1. Ануфриева, Н. А. Родиноведение / Н. А. Ануфриева- Саранск,2000

2. Данилина, Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России / Г. Н. Данилина –М. ,2003

3. С чего начинается Родина?/ пособие под ред. Кондрыкинской,Л. А. – М. ,2003

4. Сборник стихов о Мордовии – М. ,2004

5. Программа «Валдоня» - 2003

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

   Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и ...

Опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей и воображения у детей дошкольного возраста».

 Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важног...

Опыт работы по теме: «Нетрадиционная техника рисования».

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, в ней особенно проявля...

Опыт работы по теме "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей в детском саду"

Детское творчество – это целый мир ярких и удивительных образов, которые поражают нас, взрослых своей оригинальностью, буйством фантазии. Научиться рисовать в дошкольный период нетрадиционным сп...

Опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников»

В последнее время все большую популярность приобретает рисование с использованием нетрадиционных техник. Исследователи отмечают, что все эти технологии не утомляют дошкольников, а наоборот позволяют о...

Опыт работы на тему "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

Нетрадиционные техники рисования сдетьми  дошкольного возраста...

Опыт работы по теме" Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"

Опыт работы на тему: "Нетрадиционные технки рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"Мой опыт формировался  в условиях МДОУ с. Долгое с сентябр...