1.Значение и функции сюжетно-ролевой игры
"Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе когда вырастет. Поэтому воспитатние будущего деятеля происходит прежде всего в игре."
А.С. Макаренко.
Сюжетно-ролевые игры -
это своеобразное соревнование по
решению задач взаимодействия людей.
Дети примеряют на себя самые разнообразные роли и учатся
выстраивать как можно более правильно отношения, учатся
логически и рационально мыслить, а также правильно реагировать
на определенную ситуацию.
Отличительными чертами ролевых игр наличие вымышленной ситуации,
сочетание четко заданных правил с интерпретацией.
Наличие «инвентаря» - игровых наборов и ролевых костюмов.
Функции ролевой игры.
1. Деятельная функция.
Игра – это в любом случае реальная деятельность.
В одной сюжетно-ролевой игре можно обнаружить несколько видов деятельности.
2. Социокультурная функция.
Сюжетно-ролевая игра является эталоном культурных ценностей,
в ней заложены правила поведения и взаимодействия людей,
общечеловеческие и социальные нормы. Полноценная игра не может быть
организована без соблюдения всех этих правил.
3. Коммуникативная функция.
Во время игры с детьми и игрушками в детском саду ребенок
учится устанавливать новые отношения и связи в связи с достижением своей цели.
Никакую игру нельзя представить себе без общения.
Это отличное средство для терапии замкнутых детишек.
4. Функция самореализации.
У любой игры есть своя цель, ее можно достигнуть,
только лишь применив все свои знания и навыки.
5. Защитная (коррекционная) функция.
В ходе игры дошкольники могут научиться видеть и решать свои проблемы.
Специфика игровой деятельности (ее «замещающий» характер)
одновременное овладение ребенком двойной системой средств ее построения.
Ребенок должен научиться не только совершать условное игровое действием, но и обозначать
воображаемое явление или событие.
Формирование игровой деятельности
предполагает поэтапную передачу детям постепенно усложняющихся способов построения игры.
В младшем дошкольном возрасте это ролевое поведение, а в старшем – сюжетосложение.
Передача детям способов построения игры осуществляется в их совместной игре со взрослым,
где последний выступает партнером, живым носителем формируемого способа во всей его целостности.
Процесс игры
Построение сюжета игры представляет собой постоянный переход
из совершения условных игровых действий к обозначению смысла этих действий и обратно.
Такие поясняющие действия органично входят в процесс игры, выполняя функции
планирования ребенком индивидуального плана развертывания сюжета и согласования их
с намерениями других играющих.
Указанные способы постепенно изменяются (усложняются) на протяжении всего дошкольного детства
Три основных способа построения сюжета
1) обозначение и развертывание действий с предметами в игре.
2) ролевое поведение
Реализуется за счет обозначения и осуществления условной ролевой позиции.
Условные предметные действия при этом становятся вторичны, и подчиняются роли.
3) сюжетосложение (игра-фантазирование),
Заключается в развертывании в игре целостных, связанных друг с другом ситуаций,
характеризующихся сложным и многообразным содержанием, и которые
могут строиться различным образом.
Сюжетная игра для полноценного развития нуждается в формирующих воздействиях со стороны взрослого.
Взаимодействие детей в разновозрастных группах затруднено,
функция передачи способов игры переходит ко взрослому,
который и демонстрирует ребенку образцы игровых действий.
Успешность подобных культурных воздействий может быть успешна
только в том случае, если взрослому удастся сохранить естественность детской игры.
Виды взаимодействия взрослых и детей в разных играх.
1) Игры с параллельными действиями играющих,
Цель игры – выполнение действий по сигналу взрослого.
Это является очень важным для формирования у детей способности
к соблюдению элементарного правила, поэтому сюжет игры должен быть предельно прост
Сигнал должен быть краток и не должен содержать стихотворных форм длиннее двустишья.
Структура игры:
· взрослый подаёт определенный сигнал,
· дети параллельно выполняют заранее оговоренные действия,
в чем и заключается выполнение правила игры.
2) Игры с поочередными действиями играющих
Эта прототипическая игра закладывает предпосылки для других,
основанных на более сложных схемах, формах совместной деятельности.
Дети осуществляют простейшее взаимодействие, основанное на слаженном
повторении партнерами своих действий.
Содержание этих действий может быть самым разнообразным,
например, ребенок толкает плечом другого, и смеется, когда он толкает его в ответ.
3) Игры, в которых ведущий не принимает непосредственного участия в игре
Роль ведущего выполняет ребенок. Для формирования у него этой
способности необходимо предлагать детям игры понятного им содержания
и со все усложняющейся структурой.
Первоначально, игра также проигрывается со взрослым, для того, чтобы дети
запомнили основные правила игры. Затем, выполнив в одном цикле роль ведущего,
взрослый предлагает детям самостоятельно выбрать ведущего в следующем цикле игры.
Для выбора он предлагает использовать жеребьевку
4) Игры, в которых ведущий выполняет не только сигнализирующую функцию, но и параллельно участвует в игре.