Кучурина Юлия Владимировна

Учитель физической культуры Начального Общего Образования

Ни шагу назад, ни шагу на месте! А только вперед, и только всем вместе!

Профессия: учитель физической культуры

Профессиональные интересы: самообразование и самосовершенствование в своей професии

Увлечения: спорт-волейбол, ну и участие в различных эстафетах и забегах

Регион: Республика Саха(Якутия)

Населенный пункт: г.Нерюнгри

Место работы: МБС(К)ОУС(К)НШ-ДС№2

Звание, ученая степень: степень соответсвия

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/yuliniya
Когда мы едины - мы непобедимы!!!

Моя личная публикация! 

Индивидуально-дифференцированный подход

на занятиях

по физической культуре

 

 

Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.

Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. В коррекционных  образовательных школах,  учитель для изучения учащихся имеет возможность получить данные клинического и психологического обследования каждого ученика класса и дополнять их педагогическими наблюдениями. В результате этого создаются педагогические характеристики учащихся, отражающие состояние их речи, внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-волевой сферы. Опираясь на эти данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы с классом, а в отдельных случаях — индивидуальной дополнительной работы. На физкультурных занятиях в коррекционных образовательных учреждениях, особо важно учитывать индивидуальную особенность учащихся начальных классов, и индивидуально-дифференцированный подход.

            Актуальность индивидуально-дифференцированного подхода  обусловлена  тем, что существует и на практике реализуются узкоспециализированные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, где в качестве основания берется лишь состояние здоровья детей или способности детей к тем или иным видам спорта (уход в кружковую работу). При таком подходе отсутствует связь с целостным образовательным или оздоровительным процессом, нет взаимодействия семьи, педагогов и специалистов в решении проблемы - как осуществлять физическое воспитание детей с разным уровнем физической подготовленности, двигательной активности, мальчиков и девочек.

Сложившаяся ситуация в  образовательных учреждений ставит перед современным педагогом важную педагогическую задачу:  одновременно обучать всех, но по-разному, учитывая индивидуальные особенности ребенка, наблюдается опора на одностороннее развитие моторики детей,  а также отсутствие обратной связи в решении педагогических задач.

        Реализация индивидуально дифференцированного подхода является важнейшим условием успешного формирования физической готовности учащихся начальной школы к обучению в среднее и старшее звено.

            Цель индивидуально-дифференцированного подхода - создание условий для эффективности процесса физического воспитания детей, исходя из индивидуальных особенностей их развития.

             Задачи индивидуально-дифференцированного подхода:

  • Определить оптимальный уровень двигательной активности;
  • Ознакомиться с формами и методами организации активной    индивидуальной деятельности детей на физкультурных занятиях;
  • Изучить индивидуальные особенности двигательной активности детей в организованной и самостоятельной двигательной деятельности;
  • Разработать программное содержание занятий по физической культуре на основе учета особенностей индивидуального развития каждого ребенка.

Методы индивидуально-дифференцированного подхода:

  • анализ научно-методической литературы по теме исследования;
  • практическая деятельность автора в качестве инструктора физической культуры;
  • тестирование физической подготовленности;
  • наблюдение за усвоением детьми двигательных действий;
  • непосредственно практический процесс физического занятия;
  • метод непрерывного контроля физического состояния на основе частных показателей;
  • обработка  материала.

 

По результатам обследования детей  по их индивидуальным особенностям, при использовании данных методов, ведется тщательный отбор физических упражнений, то есть их разновидность по вариантам, анпример:

1-й вариант. Дети получают задания одинаковые по содержанию, но различные по способу выполнения. Например, задания по обучению прыжку в длину с места в этом варианте могут носить такой характер: А – выполнять прыжок из низкого приседа; Б – прыгать, отталкиваясь одной ногой от стены; В – прыгать из обруча в обруч.

2-й вариант. Каждой группе может определяться разный по содержанию учебный материал, но одинаковый по способам выполнения. Например, задания по обучению  подпрыгиванию на одной ноге могут иметь следующую разновидность: А – прыжки на одной ноге, перепрыгивая через кубики, положенные на пол; Б – прыжки через начерченные линии;  В –

подпрыгивания на одной ноге.

3-й вариант. Каждая группа может получать задание разное по содержанию и способу выполнения: А – прыжки с места на возвышение; Б –

прыжки в длину с места, перепрыгивая препятствие; В – подпрыгивание на двух ногах, продвигаясь боком вперед.                                                                                                                                                          Таким образом, дифференцированная работа на занятии зависит от этапа обучения детей движению.

В  ходе образовательной  деятельности по обучению детей движениям выявили - важное значение в выполнении дифференцированных заданий имеют правильно подобранные методы обучения (наглядные, словесные, практические).

Так же с учетом индивидуальных особенностей детей, можно выделить основные группы приемов повышения двигательной активности детей на занятии по физической культуре:

1. Четкость, краткость речи воспитателя;

2. Использование наиболее рационального способа организации детей  (фронтальный, поточный, групповой);

3. Многократное повторение движений;                                                                                                                                                                                               

4. Эффективное использование физкультурного оборудования, в том числе и нестандартного  (можно использовать один вид пособия, но достаточного по количеству; расставить, если позволяют условия, оборудование до занятия; привлечь детей к его расстановке и т.д.).

            На основании результатов данного выявления индивидуальных особенностей детей можно сделать следующие выводы:

1.         Обоснованно, что наличие у педагога представлений о сущности  и строении индивидуально-дифференцированного подхода в процессе физического воспитания, позволит ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить конкретные занятия и мероприятия.

2.         Доказано, что знание личностных характеристик детей определяют эффективность учебно-педагогического процесса по физической культуре.

3. При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные ребенком заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы.

5.         Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонности и интересы. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их  способности; слабым детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

6. Результативность занятий физической культурой во многом зависит от того, насколько педагог будет претворять намеченный им план, применять наиболее рациональные методы организации деятельности занимающихся и методические приемы, продуктивно использовать имеющееся оборудование, инвентарь, технические средства обучения, учитывая при этом специфику места проведения занятия, температурные условия, подготовленность учащихся, их возрастные и индивидуальные особенности.

            Таким образом, индивидуальный подход по физической культуре учитывает разные стороны его развития и включает в себя комплекс методов и приемов работы, направленных на установление взаимосвязи между содержанием двигательных заданий и индивидуальными особенностями детей.

           Литература:

 

1.                  Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении// Советская педагогика. 1965. №7.

2.                  Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982.

3.                  Рунова М. А. Индивидуально-дифференцированый подход //Дошкольное вос­питание. № 3, 1990.

4.                  Слепцова В. Г. Индивидуализированный образовательный процесс в школе.// Завуч. -2002. - №5. – с.4-15.

5.                  Суворова Г.Ф. Реализация индивидуального подхода к учащимся    младших // Начальная школа. 1987. №1.

6.                  Суворова Г.Ф. Реализация индивидуального подхода к учащимся //  

            Начальная школа. 1987. №1.

7.                  Юдин С.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. М. 1989.

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

О себе

cool

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Гоголь Н. В. - Мертвые души, Толстой Л.Н - Война и Мир, Толстой Л.Н - Детсво и т.д.

Мой взгляд на мир

«Жизнь длинна, если ею умело пользоваться» (Сенека). Это высказывание очень глобальное и верное, по моему мнению Так как, м в правду, наша жизнь настолько длинна и огромна по своим временам и срокам, и если не дорожить и не беречь каждую секунду и миг своей жизни, и не воспользоваться ею, то кто его знает что может произойти в ближайшую секунду или час…? Поэтому, не теряя времени и возможности, надо прожить жизнь так чтобы в старости можно было гордо вспоминать те времена, когда мы приобрели, и научилась многому или научили многих! Так как годы идут, и возрастные особенности тоже сказываются на выполнении каких-то определенных дел и обязанностей!

Мои достижения

Наша команда "Образование"  по женсому волейболу, заняла II место по нерюнгринскому району!!!

Моё портфолио

Моя публикация:

Индивидуально-дифференцированный подход

на занятиях

по физической культуре

 

 

Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.

Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. В коррекционных  образовательных школах,  учитель для изучения учащихся имеет возможность получить данные клинического и психологического обследования каждого ученика класса и дополнять их педагогическими наблюдениями. В результате этого создаются педагогические характеристики учащихся, отражающие состояние их речи, внимания и памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоционально-волевой сферы. Опираясь на эти данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает для их решения систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы с классом, а в отдельных случаях — индивидуальной дополнительной работы. На физкультурных занятиях в коррекционных образовательных учреждениях, особо важно учитывать индивидуальную особенность учащихся начальных классов, и индивидуально-дифференцированный подход.

            Актуальность индивидуально-дифференцированного подхода  обусловлена  тем, что существует и на практике реализуются узкоспециализированные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, где в качестве основания берется лишь состояние здоровья детей или способности детей к тем или иным видам спорта (уход в кружковую работу). При таком подходе отсутствует связь с целостным образовательным или оздоровительным процессом, нет взаимодействия семьи, педагогов и специалистов в решении проблемы - как осуществлять физическое воспитание детей с разным уровнем физической подготовленности, двигательной активности, мальчиков и девочек.

Сложившаяся ситуация в  образовательных учреждений ставит перед современным педагогом важную педагогическую задачу:  одновременно обучать всех, но по-разному, учитывая индивидуальные особенности ребенка, наблюдается опора на одностороннее развитие моторики детей,  а также отсутствие обратной связи в решении педагогических задач.

        Реализация индивидуально дифференцированного подхода является важнейшим условием успешного формирования физической готовности учащихся начальной школы к обучению в среднее и старшее звено.

            Цель индивидуально-дифференцированного подхода - создание условий для эффективности процесса физического воспитания детей, исходя из индивидуальных особенностей их развития.

             Задачи индивидуально-дифференцированного подхода:

  • Определить оптимальный уровень двигательной активности;
  • Ознакомиться с формами и методами организации активной    индивидуальной деятельности детей на физкультурных занятиях;
  • Изучить индивидуальные особенности двигательной активности детей в организованной и самостоятельной двигательной деятельности;
  • Разработать программное содержание занятий по физической культуре на основе учета особенностей индивидуального развития каждого ребенка.

Методы индивидуально-дифференцированного подхода:

  • анализ научно-методической литературы по теме исследования;
  • практическая деятельность автора в качестве инструктора физической культуры;
  • тестирование физической подготовленности;
  • наблюдение за усвоением детьми двигательных действий;
  • непосредственно практический процесс физического занятия;
  • метод непрерывного контроля физического состояния на основе частных показателей;
  • обработка  материала.

 

По результатам обследования детей  по их индивидуальным особенностям, при использовании данных методов, ведется тщательный отбор физических упражнений, то есть их разновидность по вариантам, анпример:

1-й вариант. Дети получают задания одинаковые по содержанию, но различные по способу выполнения. Например, задания по обучению прыжку в длину с места в этом варианте могут носить такой характер: А – выполнять прыжок из низкого приседа; Б – прыгать, отталкиваясь одной ногой от стены; В – прыгать из обруча в обруч.

2-й вариант. Каждой группе может определяться разный по содержанию учебный материал, но одинаковый по способам выполнения. Например, задания по обучению  подпрыгиванию на одной ноге могут иметь следующую разновидность: А – прыжки на одной ноге, перепрыгивая через кубики, положенные на пол; Б – прыжки через начерченные линии;  В –

подпрыгивания на одной ноге.

3-й вариант. Каждая группа может получать задание разное по содержанию и способу выполнения: А – прыжки с места на возвышение; Б –

прыжки в длину с места, перепрыгивая препятствие; В – подпрыгивание на двух ногах, продвигаясь боком вперед.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

            Таким образом, дифференцированная работа на занятии зависит от этапа обучения детей движению.

В  ходе образовательной  деятельности по обучению детей движениям выявили - важное значение в выполнении дифференцированных заданий имеют правильно подобранные методы обучения (наглядные, словесные, практические).

Так же с учетом индивидуальных особенностей детей, можно выделить основные группы приемов повышения двигательной активности детей на занятии по физической культуре:

1. Четкость, краткость речи воспитателя;

2. Использование наиболее рационального способа организации детей  (фронтальный, поточный, групповой);

3. Многократное повторение движений;                                                                                                                                                                                               

4. Эффективное использование физкультурного оборудования, в том числе и нестандартного  (можно использовать один вид пособия, но достаточного по количеству; расставить, если позволяют условия, оборудование до занятия; привлечь детей к его расстановке и т.д.).

            На основании результатов данного выявления индивидуальных особенностей детей можно сделать следующие выводы:

1.         Обоснованно, что наличие у педагога представлений о сущности  и строении индивидуально-дифференцированного подхода в процессе физического воспитания, позволит ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить конкретные занятия и мероприятия.

2.         Доказано, что знание личностных характеристик детей определяют эффективность учебно-педагогического процесса по физической культуре.

3. При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные ребенком заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы.

5.         Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонности и интересы. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их  способности; слабым детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

6. Результативность занятий физической культурой во многом зависит от того, насколько педагог будет претворять намеченный им план, применять наиболее рациональные методы организации деятельности занимающихся и методические приемы, продуктивно использовать имеющееся оборудование, инвентарь, технические средства обучения, учитывая при этом специфику места проведения занятия, температурные условия, подготовленность учащихся, их возрастные и индивидуальные особенности.

            Таким образом, индивидуальный подход по физической культуре учитывает разные стороны его развития и включает в себя комплекс методов и приемов работы, направленных на установление взаимосвязи между содержанием двигательных заданий и индивидуальными особенностями детей.

           

 

Литература:

 

1.                  Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении// Советская педагогика. 1965. №7.

2.                  Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982.

3.                  Рунова М. А. Индивидуально-дифференцированый подход //Дошкольное вос­питание. № 3, 1990.

4.                  Слепцова В. Г. Индивидуализированный образовательный процесс в школе.// Завуч. -2002. - №5. – с.4-15.

5.                  Суворова Г.Ф. Реализация индивидуального подхода к учащимся    младших // Начальная школа. 1987. №1.

6.                  Суворова Г.Ф. Реализация индивидуального подхода к учащимся //  

            Начальная школа. 1987. №1.

7.                  Юдин С.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. М. 1989.

 

 

 

 

 

 

Добавить грамоту в портфолио