Учебно-методический комплекс по праву

Филиппова Анастасия Михайловна

 

Право относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения, требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников СПО  по специальностям  031601 «Реклама».

Дисциплина «Право» является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.

Содержание программы предусматривает развитие у обучающихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, акцентирует внимание на  формировании навыков самостоятельной работы с правовой информацией, источниками права, в том числе нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности. 

Отличительными особенностями программы являются:

– практико-ориентированный подход к изложению и применению в реальной жизни правовой информации;

– усиление акцента на формирование правовой грамотности лиц, имеющих, как правило, недостаточный уровень правовой компетентности;

– создание условий адаптации к социальной действительности и будущей профессиональной деятельности;

– акцентирование внимания на вопросах российской правовой системы в контексте ее интеграции в международное сообщество;

– формирование уважения к праву и государственно-правовым институтам с целью обеспечения профилактики правонарушений в молодежной среде;

– обеспечение необходимых правовых знаний для их практического применения в целях защиты прав и свобод личности молодежного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umk_osnovy_prava_dorabotan.docx66.59 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

(университет «Дубна»)

Филиал ДИНО университета "Дубна"

УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебной работе

__________________ С.В. Моржухина

«_____»___________20___ г.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы права»

Специальность 032401.51 Реклама

Профиль подготовки: гуманитарный

Квалификация  выпускника: Специалист по рекламе

Форма обучения: очная

УМК разработан:  Рачковой Анастасией Михайловной

Протокол заседания ПЦК  

«Гуманитарных дисциплин»

№_____от «_____»_____________20____г.

Председатель ПЦК _____________/ Гаврилова Н.А./

«_____»___________20___ г.

Заведующий отделом качества и инноваций

филиала  ДИНО университета «Дубна»

_______________Аминов Г.И.

«_____»___________20___ г.

г. Дмитров

2012

Содержание.

Программа  дисциплины

1.1.

выписка из ГОС СПО

1.2.

пояснительная записка

1.3.

цели и задачи дисциплины

1.4.

требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.5.

объем дисциплины и виды учебной работы

1.6.

разделы (темы) дисциплины

1.7

учебно – методическое обеспечение дисциплины

1.8

материально-техническое обеспечение дисциплины

1.9

Формы контроля, перечень выносимых на зачет вопросов

2

Учебно – методические  материалы для студентов

2.1

методические рекомендации (указания) по выполнению практических (семинарских) занятий

2.2

Материалы и рекомендации по отдельным темам или видам занятий (в том числе материалы по организации самостоятельной работы и самоконтролю знаний и умений студентов) и другие.

3.

Методические рекомендации (материалы ) для преподавателя

4.

Материалы, устанавливающие содержание  и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций

5.

Разработанные учебные издания по данной дисциплине.

6.

Перечень видеофильмов и комплекты наглядных (демонстрационных) материалов (карты, таблицы, схемы, слайды), в том числе аудио-, видео-, мультимедиа,  материалы Интернета

7.

Перечень программного обеспечения (контрольные, обучающие и программные средства).

8.

Раздаточный материал по темам дисциплины

9.

Электронный адрес сайта Интернета или локальной сети, где имеется электронная версия учебно-методического комплекса.


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

(университет «Дубна»)

Филиал ДИНО университета "Дубна"

УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебной работе

__________________ С.В. Моржухина

«_____»___________20___ г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы права»

Специальность 032401.51 Реклама

Уровень подготовки: среднее профессиональное образование

Дмитров  2012 г.

Автор программы: _____________/Рачкова А.М./

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и учебным планом по специальности 032401.51 Реклама

Протокол заседания предметно-цикловой комиссии

«Гуманитарных дисциплин»

№_____от «_____»_____________20____г.

Председатель ПЦК _____________/ Гаврилова Н.А./

Согласовано:

Директор филиала ДИНО:                 ______________________ Баринов В.К.

«_____»_____________20____г.

Заведующий отделом качества и инноваций

филиала  ДИНО университета «Дубна»      _______________Аминов Г.И.

«_____»___________20___ г.

                                                                                                 

Содержание.

Программа  дисциплины

1.1.

выписка из ГОС СПО

1.2.

пояснительная записка

1.3.

цели и задачи дисциплины

1.4.

требования к уровню освоения содержания дисциплины

1.5.

объем дисциплины и виды учебной работы

1.6.

разделы (темы) дисциплины

1.7.

учебно – методическое обеспечение дисциплины

1.8.

материально-техническое обеспечение дисциплины

1.9.

Формы контроля, перечень выносимых на зачет вопросов

  1. Программа  дисциплины

1.1.Выписка из ГОС СПО

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

ОГСЭ.01

Федеральный компонент

ОГСЭ.01

Основы права:

Государство и право, система российского права, конституция РФ – основной закон государства, понятие гражданского правоотношения, физические и юридические лица, право собственности, административные правонарушения и административная ответственность, уголовная ответственность за совершение преступлений, особенности правового регулирования.

1.2. Пояснительная записка

Право относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения, требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников СПО  по специальностям  031601 «Реклама».

Дисциплина «Право» является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.

Содержание программы предусматривает развитие у обучающихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, акцентирует внимание на  формировании навыков самостоятельной работы с правовой информацией, источниками права, в том числе нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности.  

Отличительными особенностями программы являются:

– практико-ориентированный подход к изложению и применению в реальной жизни правовой информации;

– усиление акцента на формирование правовой грамотности лиц, имеющих, как правило, недостаточный уровень правовой компетентности;

– создание условий адаптации к социальной действительности и будущей профессиональной деятельности;

– акцентирование внимания на вопросах российской правовой системы в контексте ее интеграции в международное сообщество;

– формирование уважения к праву и государственно-правовым институтам с целью обеспечения профилактики правонарушений в молодежной среде;

– обеспечение необходимых правовых знаний для их практического применения в целях защиты прав и свобод личности молодежного возраста.

1.3. Цели и задачи дисциплины

программа ориентирована на достижение следующих целей:

  1. формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
  2. воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
  3. освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты  прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
  4. овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
  5. формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

В ходе изучения курса ставятся следующие задачи:

• познакомить студентов с основами правовой системы страны; с законодательством, регулирующим экономические отношения, складывающиеся в период реформирования экономики; с практикой применения действующего законодательства;

• научить студентов работать с законодательством, умело применять его в своей практической работе.

1.4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Программа является элементом учебно-методического комплекса, составлена на основе действующего образовательного стандарта и учитывает специфику обучения по направлениям; 031601 «Реклама» и в самостоятельной подготовке и усвоении необходимого материала по основам права

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  1. терминологию в области правоведения
  2. роль и место дисциплины в системе профессионального образования
  3. правила действия нормативно- правовых  актов
  4. виды юридической ответственности
  5. основы и понятия отрасли права, правового института
  6. виды государственных органов и  содержание принципа разделения властей

уметь:

  1. определять вид юридической ответственности.
  2. определять способы защиты  гражданских прав.
  3.  составлять  и заполнять основные виды документов для передачи их в органы государственного управления.

  1. Объем дисциплины и виды учебной  работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

3

4

Общая трудоемкость дисциплины

42

42

Аудиторные занятия

32

32

Теоретическое обучение

24

28

Практические занятия (ПЗ)

Самостоятельная работа

10

10

Вид итогового контроля

зачет

1.6. Разделы (темы) дисциплины

№ темы

Наименование темы

Комбинированные уроки

Самостоятельная работа

Всего часов по курсу

1

Введение

2

1

2

Раздел1.Основы теории права

12

16

3

Тема1.1.Право в системе социального регулирования

2

2

4

4

Тема 1.2.Формы(источники) права

2

4

5

Тема1.3.Правовые нормы и их система

2

2

4

6

Тема1.4.Система права. Основные отрасли российского права

2

4

7

Тема1.5.Правоотношения

2

4

8

Тема1.6.Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

2

2

4

9

Раздел 2.Личность,право,государство

18

18

10

Тема2.1.Конституция РФ-Основной закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации.

2

2

4

11

Тема2.2.Основы правового статуса человека и гражданина  в РФ

2

2

4

12

Тема2.3.Система органов государственной власти в РФ

2

1

4

13

Тема 2.4.Судебная система РФ

2

4

14

Тема2.5.Правоохранительные органы в РФ

2

2

Итого:

24

11

43

Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Введение (2 час)

Юриспруденция как важная общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. Виды и формы правовой информации.

Студент должен:
  1. иметь представление: о целях, задачах и предмете дисциплины, о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности;
  2. знать: способы и методы  грамотной организации документооборота рекламного агентства в будущей  профессиональной деятельности специалистов.

Предмет, цели и задачи дисциплины.

Межпредметные  связи : менеджмент, автомобили и ремонт, малое предпринимательство.

Раздел 1 «Основы теории права»

Тема 1.1. Право в системе социального регулирования  (2 часа)

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

Студент должен:

– знать:         понятие социальной нормы, виды социальных норм.

– уметь: грамотно использовать нормативно- законодательные актыв профессиональной деятельности.

  Межпредметные  связи :  менеджмент, малое предпринимательство, автомобили и ремонт

Тема 1.2. Формы(источники) права  (2 часа)

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика.  Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц..

Студент должен:

– знать: понятие формы права, основные виды источников права.

– уметь: использовать правила действия нормативно-правовых актов.

  Межпредметные  связи : право,  малое предпринимательство., стандартизация.

Тема 1.3. Правовые нормы и их система. (2 часа)

Понятие правовой нормы, ее признаки. Структура нормы права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Виды правовых норм. Толкование права, его этапы, результаты, значение.

Студент должен :

- знать: понятие и признаки нормы права, основные классификации правовых норм

– уметь: грамотно  использовать результаты толкования норма права.

 Межпредметные  связи :   малое предпринимательство., стандартизация.

Тема1.4. Система права. Основные отрасли российского права.  (2 часа)

Понятие системы права, ее элементы. Отрасль права и правовой институт. Основные отрасли современного российского права: конституционное (государственное), административное, гражданское, уголовное, трудовое, семейное. Система права и система законодательства.

Студент должен:

знать: понятие отрасли права, структурные элементы системы права.

  1. уметь: применять знания для защиты своих прав в  законодательных органах.  
  2. Межпредметные  связи : малое предпринимательство., стандартизация.

Тема 1.5. Правоотношения . (2 часа)

Понятие правоотношения. Основание возникновения правоотношения. Юридические факты, их виды. Структура правоотношения. Субъекты правоотношений, их виды. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность субъектов права.

Студент должен:

– знать: понятие и структурные элементы правоотношения.

Нормативные документы, регламентирующие  правоотношения.

Межпредметные  связи :  малое предпринимательство., стандартизация.

Тема 1.6. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность. (2 часа)

Право и поведение личности. Правомерное поведение и правонарушение. Виды правонарушений. Преступления и проступки. Состав правонарушения. Презумпция невиновности. Юридическая ответственность, ее виды.

Студент должен:

  1. знать: понятие правонарушения, элементы юридического состава правонарушения, понятие юридической ответственности.

       Уметь: применять на практике содержание принципа презумпции невиновности.

Межпредметные  связи : малое предпринимательство., стандартизация.

                                       Практическое занятие№1(1 час)

Определение оснований привлечения лица к юридической ответственности.

Раздел 2 «Личность, право, государство»

Тема 2.1. Конституция РФ- основной закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации (2часа)

Конституция РФ – ядро правовой системы РФ. Понятие основ конституционного строя. Форма государства, ее элементы: форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Правовое государство: понятие и признаки. Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Студент должен:

  1. знать: основные понятия Конституции РФ, виды форм правления, понятие правового государства.
  2. уметь:  применять   положения Конституции РФ  в профессиональной деятельности.

Межпредметные  связи :  малое предпринимательство., стандартизация.

Тема 2.2. Основы правового статуса человека и гражданина в РФ (2 часа)

Государство и личность. Понятие государства. Право и государство, их соотношение и взаимодействие. Понятие правового статуса личности. Виды прав человека. Права человека и права гражданина.

Студент должен:

  1. знать: права и обязанности граждан РФ, понятие гражданства.
  2. уметь: применять   положения Конституции РФ  в профессиональной деятельности.

  1. Межпредметные  связи :  малое предпринимательство., стандартизация.

Практическое  занятие  №2 (1 час)

               Сравнение каталога прав и свобод человека  и гражданина по Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ

             

Тема 2.3. Система органов государственной власти в РФ.(2 часа)

Понятие государственного органа. Виды государственных органов. Принцип разделения властей и его реализация в РФ. Президент РФ – глава государства. Федеральное Собрание РФ – законодательная власть. Правительство РФ – высший орган исполнительной власти. Органы исполнительной власти (органы государственного управления).

Студент должен:

  1. знать: понятие государственного органа, содержание принципа разделения властей.

Межпредметные  связи :   малое предпринимательство, правовое обеспечение профессиональной деятельности.

Тема 2.4.Судебная система РФ.(2 часа)

Суд как гарант прав личности. Понятие правосудия, его принципы. Судебная система РФ, ее структура. Звенья и инстанции. Право на судебную защиту.

Студент должен:

  1. знать: принципы правосудия в РФ, виды судов, существующих в РФ.

      уметь: правильно определять сроки исковой давности и применять их в профессиональной деятельности.

Межпредметные  связи :   малое предпринимательство, правовое обеспечение профессиональной деятельности.

Практическое  занятие №4 ( 1час)

Составление искового заявления.

Тема 2.5. Правоохранительные органы в РФ. (2часа)

Понятие правоохранительных органов. Органы прокуратуры, органы внутренних дел: система и компетенция. Негосударственные правоохранительные органы. Адвокатура: понятие и задачи. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Нотариат: понятие и задачи. Полномочия нотариуса.

Студент должен:

  1. знать: понятие  принципы правосудия в РФ, виды судов, существующих в РФ, виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Правоохранительных органов, основные виды правоохранительных органов в РФ.

      уметь: определять, в какой из судов, и в какой срок следует обращаться за защитой своих прав в конкретном случае. Определять, в какой из судов, и в какой срок следует обращаться за защитой своих прав в конкретном случае.

Межпредметные  связи :   малое предпринимательство, правовое обеспечение профессиональной деятельности.

1.7 Учебно – методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Основы права : учебник для студентов учреждений сред.проф.образования / В. В. Румынина. - М. : Форум:ИНФРА-М, 2004. - 256с.Горелов А.А. Основы философии. Академия, 2010.
  2. Право : учебник для 10-11кл. / Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. - 5-е изд. - М. : Вита -Пресс, 2008. - 320с. : ил
  3. Право : учеб.для учащихся 10 кл.общеобразоват.учреждений / Л. Н. Боголюбов, Е. А. Лукашева. - М. : Просвещение, 2007. - 285с.
  4. Основы правовых знаний : учебник / Яковлев , В. В. Надвикова, М. В. Сытинская. - 3-е издание стереотипное. - М. : Издательский центр "Академия", 2003. - 336с
  5. Основы права : учебник / В. И. Шкатулла. - М. : Издательский центр "Академия", 2002. - 224с
  6. Основы права : учебник для сред.спец.учеб.заведений / М. Смоленский. - М. : Академия, 2007
  7. Основы права / З. Г. Крылова. - М. : Высшая школа, 1999. - 319с
  8. Право : Учебник для профессий и специальностей социально-экономического профиля / Е. А. Певцова. - М. : Академия, 2011. - 400с.

Дополнительная литература.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.части I,II,III. - М. : Инфра-М, 2006. - 512с

  2. Семейный кодекс РФ. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 71с

  3. Трудовой кодекс РФ. - 2006.
  4. Семейный кодекс российской федерации. - М. : проспеект, 2000. - 72с.
  5. Уголовный кодекс Российсой Федерации. - М. : проспект, 2000. - 160с.
  6. Конституция РФ : Гимн РФ. - Новосибирск : Сиб.унив.изд-во, 2010. - 32с.

1.8 Материально – техническое обеспечение дисциплины

Реализация учебной дисциплины «Основы  права» требует наличия учебного кабинета.

       Оборудование  учебной аудитории:

 посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя;

комплекты учебно-наглядных пособий  по разделам дисциплины; опорно-логические схемы (в т. ч. на электронных носителях).; учебно-методический комплекс «Основы права», рабочая программа, календарно-тематический план; библиотечный фонд; доступ в «Интернет»  технические средства обучения: компьютеры  и телевизор, сканер, динамики, принтер, музыкальный центр, видеоплеер.

1.9

Формы контроля, перечень выносимых на зачет вопросов

Дисциплина завершается зачетом в конце 3 семестра. Перечень аттестационных контрольных мероприятий успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине включает: текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и итоговую аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, сообщений, тренинг- тестирования, защиты рефератов, презентаций по темам дисциплины. Выполнение всех работ является обязательным для студентов. Студенты, не выполнившие в полном объеме все эти работы, не допускаются к зачету, как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине. Рубежный контроль имеет цель установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме тестирования по каждой из изучаемых тем.

Итоговый контроль ставит задачу определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Рабочим учебным планом итоговый контроль предусмотрен в форме зачета. перечень вопросов к зачету.

  1. Понятие, функции и источники права.
  2. Отрасли права, их виды и краткая характеристика.
  3. Понятие и основные признаки государства, его задачи и функции.
  4. Форма правления.
  5. Форма государственного устройства.
  6. Государственный политический режим.
  7. Международные нормативно-правовые акты.
  8. Конституция РФ об основах государственного строя и принципах политической власти в России.
  9. Федеративное устройство России и его основные принципы.
  10. Права и свободы человека и гражданина.
  11. Президент Российской Федерации, его компетенция.
  12. Федеральное Собрание (Государственная Дума. Совет Федерации), его компетенция.
  13. Правительство Российской Федерации, его компетенция.
  14. Органы правосудия.
  15. Органы прокуратуры их задачи и функции.
  16. Система органов местного самоуправления.
  17. Правовое регулирование занятости и трудоустройства.
  18. Правовой статус безработного.
  19. Понятие рабочего времени и его виды.
  20. Понятие времени отдыха и его виды.
  21. Правовые вопросы оплаты труда.
  22. Правовые вопросы охраны труда.
  23. Понятие и значение дисциплины труда.
  24. Физические лица как субъекты  гражданского права.
  25. Юридические лица как субъекты гражданского права.
  26. Понятие и содержание права собственности. Формы собственности.
  27. Способы защиты права собственности.
  28. Виды гражданско-правовых договоров.
  29. Гражданско-правовая ответственность за нарушение договорных обязательств.
  30. Права потребителей и ответственность изготовителей, исполнителей, продавцов за нарушение договорных обязательств.
  31. Основы наследственного права.
  32. Понятие о браке и семье. Порядок и условия заключения брака.
  33. Недействительность брака. Основания и порядок расторжения брака.
  34. Административное правонарушение
  35. Административная ответственность.
  36. Понятие преступления и состав преступления. Конституционные гарантии права обвиняемого на защиту.
  37. Краткая характеристика уголовной ответственности за разные виды преступлений.
  38.  Наказание, его виды и цели.
  39. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

2. Учебно – методические  материалы для студентов

2.1. Материалы и рекомендации по отдельным темам или видам занятий (в том числе материалы по организации самостоятельной работы и самоконтролю знаний и умений студентов) и другие

Рабочей программой дисциплины «Основы права» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 10 часов.

Самостоятельная работа студентов  необходима для лучшего усвоения программы курса.

Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление знаний,

полученных студентами на теоретических занятиях, а также подготовка к  семинарам, промежуточным формам контроля знаний  и к итоговой контрольной работе.

Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с исторической литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний. Самостоятельная работа включает те разделы курса права, которые не получили достаточного освещения на теоретических занятиях по причине ограниченности аудиторного времени.

3. Методические рекомендации для преподавателя

Основными видами занятий по курсу «Основы права» являются лекции преподавателя, уроки-дискуссии, семинарские занятия по заранее выбранным вопросам. Кроме того, проводятся практические занятия по работе с первоисточниками, анализ философских текстов. Контрольные занятия включают рубежный контроль по пройденной теме (ответы на вопросы по разработанным преподавателем карточкам, ответы на вопросы тестов).

На уроках заслушиваются доклады и рефераты студентов, подготовленных по выбранным ими темам. Проводится итоговый зачетный урок в конце семестра.

Предлагаемые учебные материалы по курсу «Основы права»: лекции преподавателя, учебная, научная, справочная и популярная литература по праву (список прилагается); методические материалы для самостоятельной работы студентов на уроке; тематика докладов и рефератов, разработанная преподавателем.

Система оценки успеваемости

Система контроля и оценки знаний основывается на требованиях Государственного Образовательного стандарта по данной дисциплине.

Формы контроля знаний предназначены для выявления приобретенного студентами уровня знаний, умений и навыков, их обобщения и закрепления, а также способности их выражать в различных формах (устной и письменной, в форме тестирования и др.). Существуют следующие формы контроля знаний студентов: текущие и итоговые. К текущим относятся устные и письменные опросы, контрольные работы и тематическое тестирование. Эти формы  используются преподавателем как на комбинированных уроках,  на лекциях, так и на семинарских занятиях. При этом оценки, полученные студентами, играют важную роль в общей оценке их знаний.

 К итоговым формам контроля знаний относятся семинары, собеседования и экзамен. Семинары и собеседования организуются преподавателем, по мере необходимости, и после изучения тех или иных разделов курса. Для подготовки к семинару или собеседованию студентами прорабатываются соответствующие разделы курса, подготавливаются вызвавшие затруднения и интересующие студентов вопросы. На семинаре студенты показывают уровень своих знаний, вместе с преподавателем рассматривают вопросы, вызвавшие затруднения. Собеседование проходит в более открытой форме, характеризуется большей активностью студентов, включает элементы дискуссии. В процессе проведения собеседований и, особенно, семинаров преподавателем также могут выставляться оценки. Зачет – это выявление уровня знаний студента за весь курс.

Он может проводиться в устной или письменной формах. Форму проведения определяет преподаватель.

4.Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточных аттестаций. (Приложение 3)

Дисциплина завершается зачетом в конце 3 семестра. Перечень аттестационных контрольных мероприятий успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине включает: текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и итоговую аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, сообщений, тренинг- тестирования, защиты рефератов, презентаций по темам дисциплины. Выполнение всех работ является обязательным для студентов. Студенты, не выполнившие в полном объеме все эти работы, не допускаются к итоговой аттестации, как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине. Рубежный контроль имеет цель установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Итоговый контроль ставит задачу определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Рабочим учебным планом итоговый контроль предусмотрен в форме зачета.

Текущий контроль. В течение семестра на практических занятиях ведется обсуждение пройденного материала, осуществляется проверка индивидуальных заданий в формах устного, письменного и тестового контроля, а также в форме написания и защиты реферата на выбранную тему. Результаты выполнения этих работ являются основанием для выставления оценок текущего контроля. Выполнение всех работ является обязательным для всех студентов. Студенты, не выполнившие в полном объеме все эти работы, не допускаются к сдаче зачета, как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.

Итоговый контроль. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачет в третьем семестре.

Рекомендуемые темы рефератов и презентаций.

  1. Административные и судебные способы защиты прав и свобод граждан.
  2. Президент Российской Федерации, его компетенция.
  3. Органы правосудия. 
  4. Органы прокуратуры. 
  5. Система органов местного самоуправления.
  6. Правовой статус безработного.
  7. Служба занятости
  8. Правовые гарантии приема на работу молодых специалистов.
  9. Испытательный срок при приеме на работу.
  10. Понятие рабочего времени и его виды.
  11. Понятие времени отдыха и его виды.
  12. Оплата труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки.
  13. Право работника на охрану труда, виды и формы гарантий реализации этого права.
  14. Граждане как субъекты гражданского права.
  15. Частная собственность граждан.
  16. Частная собственность юридических лиц.
  17. Государственная собственность, ее формы.
  18. Способы защиты права собственности.
  19. Авторское право. Судебная защита авторских прав.
  20. Защита детства семейным законодательством.
  21. Ювенальное судопроизводство в РФ.
  22. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
  23. Административные правонарушения, их виды.
  24. Основания применения административных взысканий, порядок их обжалования

5.Разработанные учебные издания по данной дисциплине.

6.Перечень видеофильмов и комплекты наглядных (демонстрационных) материалов (карты, таблицы, схемы, слайды), в том числе аудио-, видео-, мультимедиа,  материалы Интернета.

Ко всем теоретическим занятиям  разработаны презентации. (Приложение 1 на электронном носителе)

7.Перечень программного обеспечения (контрольные, обучающие и программные средства).

Программные средства по данной дисциплине не предусмотрены.

8.Раздаточный материал по темам дисциплины.

Тестовый материал

1.Что возникло раньше: нормы морали или нормы права?

а) нормы морали

б) нормы права

в) они возникли одновременно

г) история не знает

2..Установленное и гарантированное государством общеобязательное правило поведения называется:

а) норма морали

б) норма нравственности

в) норма права

г) правовой обычай

3.Выполнение норм права обеспечивается:

а) влиянием культуры

б) влиянием религии

в) общественным мнением

г) государством

4.Часть нормы права, которая отражает ее суть и содержание, называется:

а) гипотеза

б) диспозиция

в) дефиниция

г) санкция

5. Часть нормы права указывающая, при каких обстоятельствах действует данная норма права, называется:

а) гипотеза

б) диспозиция

в) дефиниция

г) санкция

6. Законодательная власть в РФ принадлежит

а) Президенту

б) Правительству

в) Совету безопасности

г) Федеральному собранию

7. Среди законов высшей юридической силой обладает:

а) Гражданский кодекс

б) Уголовный кодекс

в) Конституция

8. Каково Второе название Конституционного права:

а) основное право

б) государственное право

в) управленческое право

9.Когда была принята ныне действующая Конституция РФ:

а) в августе 1991г.

б) в декабре 1993г.

в) в апреле 1994г.

10.Кто или что является носителем суверенитета и единственным источником власти в России:

а) парламент

б) народ

в) президент

11.Что по Конституции РФ, является высшей ценностью в России:

а) промышленный потенциал

б) государство

в) экономика

г) человек его права и свободы

12.Конституция РФ и федеральные законы обладают верховенством:

а) только в областях с преобладанием русского населения

б) только в республиках

в) на всей территории России

13. Кто является главой государства в РФ:

а) Председатель Правительства РФ

б) Президент

В) Председатель Государственной Думы

14. Из каких двух палат состоит российский парламент – Федеральное Собрание:

а) Совет Союза

б) Совет Национальностей

в) Совет Федерации

г) Государственная Дума

15. Как называется высший орган исполнительной власти в РФ:

а) Совет Министров РФ

б) Кабинет Министров РФ

в) Правительство РФ

16. Какой суд является в РФ высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам:

а) Верховный суд

б) Главный Государственный суд

в) Конституционный суд

17. Какой суд является высшей судебной инстанцией по экономическим спорам:

а) Высший экономический суд

б) Высший арбитражный суд

в) Высший имущественный суд

18. Всенародное голосование по действующим законам называется:

а) консилиум

б) кворум

в) референдум

19. Укажите орган исполнительной власти в РФ:

а) Государственная Дума

б) Правительство РФ

в) Президент РФ

г) Совет Федерации

20. Кто является гарантом Конституции РФ:

а) Конституционный Суд

б) Народ

в) Совет Безопасности

г) Президент

21. Полностью дееспособными являются вменяемые граждане в возрасте старше (лет):

а) 18

б) 16

в) 14

г) 12

22. Гражданское право регулирует отношения:

а) только денежные

б) только неимущественные

в) только имущественные

г) имущественные и неимущественные

23. Дееспособность граждан зависит от:

а) возраста

б) возраста и психического состояния

в) состояния здоровья

г) окружающей среды

24. Кто является субъектом гражданского права:

а) физические лица

б) государство

в) органы государственной власти

г) юридические лица

25.Какие органы государства могут ограничить дееспособность гражданина:

а) суд

б) нотариат

в) ЛПУ

г) прокуратура

26.Какой общий срок исковой давности устанавливает Гражданский кодекс РФ:

а) один год

б) два  года

в) три года

27. Выберите из нижеперечисленных документы, необходимые  для первичного приемы гражданина на работу:

а) паспорт

б) трудовую книжку

в) медицинскую книжку

г) справку об отсутствии ВИЧ инфекции

28.Назовите возраст трудовой дееспособности по общему правилу:

а) с 14 лет

б) с 15 лет

в) с 16 лет

г) с 18 лет

29.Какова минимальная продолжительность оплачиваемого отпуска работников частных коммерческих организаций:

а) 18 дней

б) 20 дней

в) 28 дней

г) 36 дней

30.Какие виды взысканий  может применить администрация  к работнику нарушившему трудовую дисциплину:

а) замечание

б) выговор

в) штраф

г) увольнение

На какие сроки заключаются трудовые договоры?

а) на неопределенный срок

б) на определенный срок

в) на время выполнения определенной трудовой функции

Работник по собственному желанию собирается расторгнуть трудовой договор. Он должен предупредить об этом  не менее чем:

а) за один месяц

б) за две недели

в) за одну неделю

По истечении какого срока после устройства на работу может быть предоставлен отпуск человеку старше 18 лет:

а) по истечении 6 месяцев

б) по истечении 12 месяцев

в) по истечении 11 месяцев

Сверхурочные работы не должны превышать в течении двух дней подряд (часов):

а) 2

б) 3

в) 4

г) 6

Нормальное недельное рабочее  время составляет (часов):

а) 36

б) 39

в) 40

г) 41

Продолжительность ночной смены сокращается на (часов):

а) три

б) два

в) один

г) четыре

Срок испытания для рядовых работников не может превышать  (месяцев):

а) двух

б) трех

в) четырех

г) пяти

Продолжительность сверхурочных работ за год не должна превышать (часов):

а) 80

б) 100

в) 120

г) 140

При неудовлетворительном результате испытуемый должен быть оповещен об увольнении не позднее чем за:

а) 2 дня

б) 3 дня

в) 5 дней

г) 1 день

Вменяемое лицо, старше 14 лет, совершившее  преступное деяние, называется:

а) объект преступления

б) субъект преступления

в) предмет преступления

г) преступник

Максимальный срок лишения свободы за преступление небольшой тяжести составляет:

а) 2 года

б) 3 года

в) 4 года

г) 5 лет

Максимальный срок лишения свободы за тяжкие преступления  составляет:

а) 5 лет

б) до 10 лет

в) более 10 лет

г) более 15 лет

Общественные отношения и интересы, на которые покушался преступник, называются:

а) объект преступления

б) предмет преступления

в) субъект преступления

г) объективная сторона преступления

С какого возраста лицо подлежит административной ответственности:

а) с 21 года

б) с 18 лет

в) с 16 лет

г) с 14 лет

Брачный  договор определяет:

а) неимущественные отношения между супругами

б) имущественные права и обязанности супругов

в) права и обязанности родителей

г) дееспособность и правоспособность супругов

Права и обязанности супругов возникают со дня:

а) помолвки

б) подачи заявления в ЗАГС

в)  с момента регистрации брака

г) с момента, на который укажут заявители.

Пациенты в соответствии со ст. 30 «Основ…» имеют право:

а) на любую  бесплатную медицинскую помощь

б) на информацию о своих правах

в) выбор любого ЛПУ

г) лечение за пределами РФ

Эвтаназия – удовлетворение просьбы больного об ускорении смерти медицинскому персоналу:

а) разрешается в исключительных случаях

б) разрешается по письменному заявлению пациента

в) запрещена в Российской Федерации

Изъятие органов и тканей человека для трансплантации в РФ:

а) допускается в соответствии с законом

б) запрещена уголовным кодексом

в) разрешена по необходимости

50.Паталого – анатомическое вскрытие  проводится:

а) с целью трансплантации органов

б) в целях получения данных о причине смерти

в) для изучения анатомии человека.

Тест по теме «Правонарушение»

1. Административная ответственность наступает для человека с … лет:

1) 14; 2) 15; 3) 16; 4) 17; 5) 18.

2. Вид уголовного наказания:

1) лишение гражданских прав; 2) предупреждение; 3) обязательные работы; 4) лишение прав охоты; 5) выговор.

3. Нормы уголовного права применяются, если:

1)гражданин нарушил правила дорожного движения; 2) совершен захват заложников;

3) гражданин не оплатил проезд в транспорте; 4) гражданин охотился до открытия сезона охоты.

4. Соотнесите понятия и определения:

1

Правомерное поведение

а

поведение праводееспособного индивида, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность

2

Правонарушение

б

означает применение к лицу или организации санкций правовых норм, указанных в них определенных мер ответственности

3

Юридическая ответственность

в

такое поведение людей, которое соответствует предписаниям правовых норм

5. Нарушение правил дорожного движения является правонарушением:

1) гражданско-правовым;        2) уголовным;3) административным; 4) процессуальным

6. Видом юридической ответственности из перечисленного является

1) подписка о невыезде; 2) лишение свободы;

3) принудительные меры воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним;

4) общественное порицание.

7. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:

«Основанием для наступления юридической ответственности является ... »
8. заполните схему:

9. Какие цели преследует юридическая ответственность?

10. Приведите примеры совершенных вами правонарушений, ответ оформите в виде таблицы:

вид ответственности

пример правонарушения/ вид правонарушения

каким НПА предусмотрена ответственность

причина совершения правонарушения

административная

дисциплинарная

гражданская

уголовная

семейная

время и место будут уточнены дополнительно (шутка).

11. Решите задачу

 При объезде территории милицейский патруль увидел группу подростков лет четырнадцати, сидевшую под деревом. Они что-то курили, передавая друг другу по очереди. Их вид не оставлял сомнений, что они были в состоянии наркотического опьянения. В нормальном состоянии был только один из них, самый старший, по виду лет шестнадцати. На вопрос милиционера, чем они занимаются, ответили сразу несколько ребят, кивнув на старшего: «Это нас Колька угощает!»

Какой вид правонарушения и кто именно в данном случае совершил? Какое наказание может за это последовать? Ознакомьтесь со статьями 228 и 230 УК РФ.

9.Электронный адрес сайта Интернета или локальной сети, где имеется электронная версия учебно-методического комплекса

УМК и РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ДЛЯ СПО размещена на подсайте направления «Реклама»

www.dmitrov-dubna.ru