Приложение к рабочей программе по обществознанию 10-11 класс

Слесарева Юлия Викторовна

5

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_obshchestvo_10-11.docx59.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шаталовская средняя школа

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания ШМО

наук гуманитарного цикла

№ 1 от  29.08.2022 года

 ___________О.В. Егорова

ПРИНЯТО

Протокол заседания педагогического совета

№ 1 от 30.08.2022 года

УТВЕРЖДАЮ

                             Директор школы

________________ И.С. Мамичева

Приказ № 215 а от 31.08.2022 года

ПРИЛОЖЕНИЯ  

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Составители:

Игнащенков В.Н.

                                                              учитель истории и обществознания

Слесарева Ю.В.

                                                              учитель истории и обществознания

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_____________ Т.Д. Прокофьева

«31» августа 2022 года

2022


Приложение 1. Аннотация к рабочей программе основного общего образования по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов составлена на основе следующих документов:

- приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 "Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта

среднего общего образования" (в редакции от 29.12.2014 № 1645);

- основная образовательной программы среднего общего образования МБОУ

Шаталовской СШ;

- Положение о рабочей программе учебного предмета МБОУ Шаталовской СШ;

- учебный план МБОУ Шаталовской СШ;

- Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО, примерной основной образовательной программы основного среднего образования по обществознанию, требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и авторской программы О.Б.Соболева. Обществознание. Программа. 10-11 классы. – М.; Вентана – Граф, 2015/ /Рекомендовано Министерством образования и науки РФ/.

 УМК:

- Обществознание: учебник: 10 класс: базовый уровень / под общ. ред. Г.А.Бордовского.

– М.: Вентана - Граф, 2017

- Обществознание. 11 класс. А. В. Воронцова, Г. Э. Королёвой, С. А. Наумова, К. С. Романова; под общ. ред. Г. А. Бордовского. – М.: «Вентана – Граф», 2018.

Количество часов, отводимое на изучение предмета:

10 класс –68 часа (2 часа в неделю),

11 класс –68 часа (2 часа в неделю),

Общая характеристика учебного предмета.

Учебный предмет «Обществознание» изучается на базовом уровне, знакомит обучающихся с основами жизни общества, с комплексом социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Учебный предмет «Обществознание» является интегративным, включает достижения различных наук (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, философии), что позволяет представить знания о человеке и обществе не односторонне с позиции какой-либо одной науки, а комплексно. Данный подход способствует формированию у обучающихся целостной научной картины мира. Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего образования обеспечивает преемственность по отношению к содержанию учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования путем углубленного изучения ранее изученных объектов, раскрытия ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введения нового содержания, расширения понятийного аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире.

Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета: личностные, метапредметные, предметные.
  3. Содержание учебного предмета.
  4. Календарно –тематическое планирование.

Рабочая программа по обществознанию определяет цели изучения предмета в школе, содержание тем курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

При изучении предмета используются следующие ЦОР (цифровые образовательные ресурсы):

Учительский портал http://www.uchportal.ru 

Портал готовых презентаций http://prezentaci.com/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

Завуч-инфо http://www.zavuch.info/

Приложение 2. Модуль "Школьный урок". Воспитательные задачи

Урок находится в пространстве воспитания, а вместе они являются одним целым и решают одну ключевую задачу - развитие ребенка.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ (в редакции от 31 июля 2020 г.) воспитание должно стать составной частью всех образовательных программ, включая программы учебных курсов и дисциплин.

Рабочая программа воспитания МБОУ Шаталовской СШ содержит модуль «Школьный урок», в котором представлены виды и формы деятельности, обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока.

Воспитательные задачи, решаемые во время уроков обществознания представлены в таблице:

класс

№ Раздела, название

Вопросы воспитания

10 класс

Раздел 1. Человек как часть природы и общества

- формировать устойчивое убеждение тесного взаимодействия человека и природы;

- воспитывать личность, развивать черты и качества сильной личности через показательные примеры выдающихся личностей;

- учить оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития;

- воспитывать толерантное отношение к людям с различными способностями и возможностями;

- формировать потребность расширять границы своих возможностей;

- обучать умению определять ложные потребности.

Раздел 2 Социальная сфера жизни общества

- выделять характерные признаки общества, взаимосвязь общества и культуры;

- уметь давать характеристику общества как системы, объяснять важность понимания взаимосвязи общества и природы;

- характеризовать признаки личности, сферы социализации и самореализации личности;

- характеризовать формы и виды познания, критерии истины, уровни познания, особенности социального познания;

- объяснять сущность проблемы выбора, осознавать связь свободы и ответственности;

- раскрывать тенденции развития современного общества, глобальные проблемы человечества;

- характеризовать угрозы и вызовы современной цивилизации, проявления глобализации и глобальные проблемы современности;

- осознавать опасность международного терроризма.

Раздел 3 Духовная сфера жизни общества

- раскрывать особенности культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия;

- воспитывать с опорой на духовные ориентиры личности, ценности, идеалы;

- раскрывать роль морали и религии в жизни общества;

- характеризовать особенности развития науки и образования, их роль в современном обществе;

- раскрывать особенности религиозного мышления, становление нравственного в человеке;

- раскрывать роль СМИ и связь и массовой культурой.

Раздел 4 Проблемы современного общества

- характеризовать целостность и противоречивость современного мира.

- характеризовать особенности глобальных проблем современности и их взаимосвязь.

    - уметь давать характеристику глобализация и ее последствий, процессов глобализации и становление единого человечества.

    - осознавать социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.

11 класс

Раздел 1 Экономика

- характеризовать интенсивное и экстенсивное экономическое развитие;

- уметь сравнивать рыночную систему с другими, понимать роль конкуренции в рыночных отношениях;

- раскрывать эффективность предприятия, виды налогов, факторных доходов и издержек;

- характеризовать государственную политику в сфере занятости, причины и типы безработицы;

- объяснять, какие факторы влияют на производительность труда.

- характеризовать рациональное поведение потребителя.

Раздел 2 Политика

- характеризовать сущность и виды власти;

- анализировать ситуации, связанные с борьбой за власть и приводить примеры;

- характеризовать различные типы политических режимов, определять тип режима по описанию, приводить примеры;

- понимать сущность гражданского общества и  правового государства;

- уметь сравнивать избирательные системы, определять их достоинства и недостатки;

- характеризовать политические партии, их функции и типы. Называть партии современной России;

- характеризовать типы элит и политического лидерства; объяснять черты современного лидера;

- раскрывать сущность политического сознания, давать оценку СМИ в современной политике;

- характеризовать индивидуальное, групповое и массовое поведение, объяснять опасность терроризма и других экстремистских форм поведения;

- раскрывать сущность и этапы политического процесса; характеризовать способы участия в политической жизни, уровень политической культуры

Раздел 3 Право

- сравнивать мораль и право;

- определять, нормами какого права регулируется ситуация;

- раскрывать признаки правоотношений, особенности правонарушений, характеризовать виды юридической ответственности;

- раскрывать понятие гражданство, основания для его приобретения, принципы гражданства, права и обязанности граждан;

- характеризовать имущественные и личные неимущественные права, способы их защиты;

- характеризовать способы социальной защиты населения;

- понимать правила приема на работу, основное содержание трудового договора, осознавать важность прав и обязанностей работника и работодателя;

- осознавать условия заключения брака, личные и имущественные права родителей и детей;

- характеризовать особенности экологического правонарушения и виды ответственности за него;

- уметь использовать знания для реализации и защиты прав и свобод граждан;

- характеризовать судебную систему РФ, роль суда присяжных;

- называть международные организации и документы по защите прав человека;

- раскрывать роль СМИ в противодействии терроризму.

Приложение 3. Календарно-тематическое планирование уроков обществознания

 в 10-11 классах

Поурочное планирование уроков обществознания 10 класса

Наименование разделов и тем программы

Дата

Виды деятельности учащихся

Введение -1 ч.

Предмет и задачи изучения
обществознания

02.09

Знать смысл понятия Общество, взаимосвязь общества и природы

Человек как часть природы и общества - 10 ч.

Науки о человеке.

07,09

Описывать современные представления о природе человека и конкретизировать фактами социальной жизни её проявления. Характеризовать человека как личность. Раскрывать сущность процессов самосознания и самореализации. С опорой на личный опыт называть и конкретизировать примерами ориентиры достижения жизненного успеха. Раскрывать смысл понятий «потребности» и «деятельность». Описывать представления о потребностях человека, подходы к их классификации. Характеризовать и конкретизировать примерами, фактами, ситуациями сущность деятельности, её мотивы и многообразие. Выделять основания различных классификаций видов деятельности. Находить и извлекать информацию о деятельности людей из различных неадаптированных источников. Сравнивать различные подходы к характеристике сознания. Обосновывать единство сознания и деятельности. Излагать сущность различных подходов к вопросу познаваемости мира. Выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать её. Раскрывать смысл понятия «истина». Характеризовать формы познания, критерии истины, виды знаний. Описывать особенности научного познания, его уровни и соответствующие им методы. Объяснять связь и взаимопроникаемость социального и гуманитарного знания, роль коммуникаций в познавательной деятельности. Исследовать практические ситуации, связанные с познанием человеком природы, общества и самого себя. Излагать различные трактовки понимания свободы человека. Раскрывать смысл понятий «свобода человека» и «свободное общество». Описывать внешние ограничители свободы и внутренние регуляторы поведения человека. Объяснять невозможность абсолютной свободы человека в обществе. Выявлять основания свободного выбора. Анализировать различные ситуации выбора в пространстве личной жизни человека, на уровне общества в целом. Характеризовать свободное общество.

Природа как предпосылка
выделения человека и общества.

09.09

Человек  как  биосоциальное  
существо

14.09

Потребности человека, интересы и мотивы деятельности.

16.09

Многообразие  человеческой
деятельности

21.09

Сознание и познание

Стартовая диагностика

23.09

Чувственное и рациональное
познание.

28.09

Критерии истины. Абсолютные и относительные истины.

30.09

Феномен человека.
Урок-практикум.

05.10

Повторительно–обобщающий урок: Человек как часть природы и общества

07.10

Социальная сфера жизни общества – 22 ч.

Общество  как социальная
система

12.10

Называть (перечислять) формы объединения людей. Раскрывать соотношение понятий «природа» и «общество»; «общество» и «культура». Характеризовать особенности деятельности человека, её отличия от любых форм активности животных. Объяснять природу и характер общественных отношений. С помощью причинно-следственного анализа устанавливать взаимосвязь общества и природы. Исследовать практические ситуации, связанные с влиянием общества на природу. Описывать общество как социальную систему. Иллюстрировать примерами связи между подсистемами и элементами общества. Раскрывать смысл понятия «социальный институт». Объяснять роль социальных институтов в жизни общества. Раскрывать смысл понятий «глобализация», «общественный прогресс», «общественный регресс» и конкретизировать их примерами.

Классифицировать социальные группы.

Давать характеристику социальному неравенству общества. Объяснять источники доходов общества. Характеризовать уровни жизни общества. Выявлять причины бедности как экономического, культурного и социального явления. Классифицировать и разъяснять нормы поведения личности. Выделять взаимосвязь таких понятий как «преступление» и «наказание».  Раскрывать смысл этноцентризма и национальной нетерпимости. Определять особенности отношений между разными национальностями в одном государстве. Раскрывать смысл понятия «семейные правоотношения». Определять субъекты и объекты семейных правоотношений. Называть необходимые условия заключения брака и расторжения брака согласно Семейному кодексу РФ. Объяснять причины имеющихся ограничений для заключения брака. Раскрывать права и обязанности супругов, родителей и детей. Характеризовать пути и способы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрывать смысл понятий « трудовые правоотношения », «работник», «работодатель», «занятость», «социальное обеспечение». Определять особенности трудовых правоотношений. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора, обязательные и возможные дополнительные условия, включаемые в трудовой договор, основные права и обязанности субъектов трудового права. Называть и иллюстрировать примерами виды социального обеспечения. Приводить примеры социальных процессов в современной России. Классифицировать и раскрывать смысл молодежных субкультур.

Социальная структура общества

14.10

Социальная мобильность

19.10

Социальные группы

21.10

Молодежь как социальная группа

26.10

Молодежь в современном
обществе и ее проблемы

28.10

Социальные институты

09,11

Семья и ее виды. Функции семьи

11.11

Проблемы развития семьи в
современной России

16.11

Многообразие социальных институтов и их роль в обществе. Урок-семинар

18.11

Социальные нормы

23.11

Социальный контроль

25.11

Социализация индивида

30,11

Адаптационные стратегии
личности

02.12

Человек в изменяющемся
обществе. Урок-практикум

07.12

Социальные статусы и роли

09.12

Социальный конфликт

14.12

Социометрия

16.12

Этнические общности

21.12

Национальные отношения

23.12

Человек в социальной среде

28.12

Повторительно-обобщающий «Урок – защита проектов»

30,12

Духовная сфера жизни общества – 23 ч.

Что такое культура

Различать понятия «духовная культура» и «материальная культура». Раскрывать, опираясь на примеры, смысл понятия «духовная культура». Описывать основные духовные ценности. Характеризовать институты культуры и их функции. Распознавать формы культуры по их признакам. Иллюстрировать примерами многообразие культур, проявления народной, массовой, элитарной культур, а также субкультур и контркультуры в обществе. Раскрывать смысл понятий «духовная жизнь человека», «духовность», «мировоззрение». Выявлять составляющие духовного мира личности. Описывать возможности самовоспитания в сфере нравственности. Характеризовать мировоззрение, его место в духовном мире человека. Сравнивать мировоззрение с другими элементами внутреннего мира личности. Показывать на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека. Классифицировать типы мировоззрения.

Иллюстрировать проявления патриотизма и гражданственности в типичных ситуациях социальной жизни. Раскрывать смысл понятий «мораль», «нравственная культура личности». Называть моральные категории. Характеризовать изменчивость моральных норм, особенности принципов морали и значение моральной регуляции отношений в обществе. Давать моральную оценку конкретных поступков людей и их отношений. Иллюстрировать примерами ситуации морального выбора. Аргументировать собственный моральный выбор. Раскрывать сущность, основные функции и общественную значимость науки и образования. Описывать особенности науки и образования в современном обществе, иллюстрировать их примерами. Объяснять социальный смысл моральных требований к научному труду. Выявлять связь науки и образования. Характеризовать ступени и уровни образовательной подготовки в системе образования РФ. Выражать и аргументировать собственное отношение к роли самообразования в жизни человека. Анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли науки в современном обществе. Раскрывать смысл понятий «религия», «религиозное сознание». Характеризовать религию как форму культуры, особенности религии как социального института.

Сравнивать светское и религиозное сознание. Различать мировые и национальные религии. Иллюстрировать примерами многообразие исторически сложившихся религиозно-нравственных систем. Описывать отношения государства и религии в РФ. Характеризовать искусство, его место в жизни общества. Сравнивать искусство с другими формами духовной культуры и выявлять его отличительные черты. Описывать многообразие функций искусства. Различать виды искусства, излагать различные подходы к их классификации. Перечислять и конкретизировать фактами духовной жизни жанры искусства. Показывать на конкретных примерах особенности современного искусства. Характеризовать массовую культуру, этапы её становления. Устанавливать связь возникновения массовой культуры с общественными изменениями, характерными для индустриального общества. Выявлять влияние технических достижений на развитие массовой культуры. Раскрывать смысл понятия «средства массовой информации». Описывать СМИ и их функции. Объяснять роль СМИ в условиях глобализации мира. Излагать различные подходы к оценке массовой культуры как общественного явления.

Типология  культуры

Молодежные субкультуры.  

Урок - семинар

Что такое духовная культура

Художественная культура

Философия

Античная философия. Философия средневековая  и эпохи Возрождения.

Философия нового времени.
Современная Философия.

Религия: структура и функции

Мировые и национальные
религии. Атеизм.

Мораль

Мировоззрение

Менталитет

Роль науки в общественном развитии

Образование. Виды и функции.

Учитель и ученик в современном российском обществе

Современная культура

Информационное общество и его роль в развитии современной культуры

Постмодернизм

Человек в мире духовной
культуры. Урок-практикум

Повторительно-обобщающий урок «Духовная сфера  жизни
общества»

Проблемы современного общества – 11 ч.

Динамика  развития общества

Описывать влияние ускорения социально-экономического развития на глобальные проблемы современного общества. Перечислять факторы, определяющие особенности проявления глобальных проблем в постиндустриальном обществе. Объяснять значимость формирования информационной культуры и информационной компетентности. Называть позитивные и негативные стороны влияния на общество современных средств коммуникации. Иллюстрировать примерами результаты воздействия информационных потоков, СМИ на сознание человека. Характеризовать и конкретизировать с помощью фактов социальной жизни фундаментальные ценности современного мира. Выражать свою точку зрения по вопросу места каждого человека в глобальном обществе, ответственности отдельного человека за судьбу мира. Раскрывать смысл информации, поступающей из разных источников и представленной в разных формах. Формулировать собственные суждения, конструировать собственный текст, используя самостоятельно найденную и отобранную информацию.

Россия и мир

Особенности современного

развития

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.

Пути преодоления угроз и вызовов современному обществу. Урок-семинар

Социальное развитие современной России. Урок-семинар

Социальное развитие современного мира. Урок-семинар

Социальное развитие Смоленщины. Урок-семинар

Работа с источником. Итоговый урок-практикум

Повторительно-обобщающий урок «Проблемы современного общества»

Итоговое повторение

Поурочное планирование уроков обществознания 11 класса

Наименование разделов
и тем программы

Дата

Виды деятельности учащихся

Введение -1 ч.

Введение в изучение курса

02.09

Часть I. Экономика (22 ч)

Что изучает экономика

07.09

  • дают определения понятий: экономика как наука, потребности, блага, факторы производства, товар, услуга;
  • выявляют, какие доходы могут принести различные факторы производства;
  • определяют предмет микроэкономики и макроэкономики;
  • выявляют, как ограниченность ресурсов заставляет людей делать выбор; приводят примеры принятия решений в условиях ограниченности ресурсов.

Экономическая система

09.09

  • дают определения понятий: экономическая система, общественные блага, внешние эффекты;
  • формулируют основные вопросы экономики;
  • описывают особенности традиционной, централизованной и рыночной экономических систем;
  • характеризуют случаи несостоятельности рынка;
  • объясняют необходимость существования смешанной экономической системы;
  • характеризуют тип экономической системы современной России.

Спрос, предложение, рыночное равновесие

14.09

  • дают определения понятий: спрос, предложение, цена, дефицитный спрос, избыточное предложение;
  • формулируют законы спроса и предложения;
  • строят кривую спроса и кривую предложения;
  • описывают факторы, изменяющие спрос и предложение;
  • объясняют роль равновесной цены как результата взаимодействия законов спроса и предложения; охарактеризуют рыночное равновесие;
  • выявляют, как изменения в спросе или предложении влияют на рыночную цену; оценивают последствия контроля цен;
  • приводят примеры связанных рынков.

Действие рыночного механизма. Урок-семинар

16.09

  • характеризуют факторы, влияющие на спрос и предложение;
  • проводят анализ рыночной ситуации на связанных рынках.

Конкуренция и ее виды 

21.09

  • дают определение понятия «конкуренция»;
  • характеризуют виды конкурирующих рынков: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия;
  • объясняют роль конкуренции для потребителей;
  • выявляют роль правительства в антимонопольном регулировании;
  • приводят примеры рынков с различной степенью концентрации производства.

Бизнес и предпринимательство. Экономика фирмы 

23.09

  • дают определение фирмы; характеризуют виды предприятий;
  • дают определения выручки фирмы, издержек, прибыли фирмы;
  • характеризуют факторы, влияющие на производительность труда;
  • различают постоянные и переменные издержки;
  • объясняют роль себестоимости продукции в формировании прибыли;
  • выявляют разницу между краткосрочным и долгосрочным периодом;
  • приводят примеры постоянных и переменных издержек.

28.09

Источники финансирования фирмы. Виды ценных бумаг

30,09

  • характеризуют различия между внутренними и внешними источниками финансирования; оценивают источники для финансирования бизнеса;
  • определяют разницу между акциями и облигациями;
  • объясняют, как формируются доходы владельцев акций и облигаций;
  • выявляют, как взаимосвязаны надежность и доходность ценных бумаг;
  •  выбирают и обосновывают основные элементы бизнес-плана малого
    предприятия.

Создаем фирму. Урок-практикум

05.10

  • характеризуют предпринимательскую деятельность на стадии создания
    фирмы;
  • выбирают и обосновывают основные элементы бизнес-плана фирмы.

07.10

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости

12.10

  • характеризуют особенности рынка труда;
  • определяют факторы, влияющие на заработную плату;
  • определяют уровень производительности труда;
  • характеризуют основные группы, входящие в состав трудовых ресурсов;
  • описывают роль правительства в регулировании уровня безработицы;
  • объясняют причины различных видов безработицы;
  • выявляют, как определяется уровень безработицы.

Уровень безработицы. Урок-практикум

14.10

выявляют, как определяется уровень безработицы.

Семейный бюджет

19.10

  • объясняют необходимость составления семейного бюджета;
  • характеризуют возможные доходы и расходы семьи;
  • определяют понятия «потребительская корзина» и «прожиточный минимум»; объясняют закон Энгеля.

Валовой внутренний продукт.

Экономический цикл. Государственный бюджет

21.10

  • дают определения валового внутреннего продукта, валового национального продукта; описывают структуру ВВП;
  • характеризуют систему национальных счетов;
  • объясняют понятие «уровень благосостояния»;
  • выявляют разницу между номинальным и реальным ВВП;
  • приводят примеры уровня благосостояния граждан в отдельных странах;
  • характеризуют фазы экономического цикла;
  • описывают виды экономических циклов;

26.10

Налоги

28,10

  • дают определения налогов; характеризуют виды налогов;
  • выявляют основные функции налогов;
  • описывают типы налоговых систем: пропорциональной, прогрессивной, регрессивной;
  • объясняют роль налогов в равномерности распределения доходов населения;
  • оценивают эффективность налоговой ставки по модели Лаффера;
  • приводят примеры видов налогов.

Экономическая роль государства в современном мире. Урок-семинар

09.11

  • объясняют экономические функции государства;
  • работают со статистическими данными;
  • анализируют доходы и расходы государственного бюджета;
  • анализируют государственные программы.

Денежное обращение

11.11

  • объясняют историю возникновения денег; характеризуют виды денег;
  • описывают качества и функции денег;
  • различают денежные активы по степени ликвидности;
  • приводят примеры ситуаций, в которых деньги выполняют различные функции.

Виды, причины и последствия инфляции

16.11

  • дают определения инфляции, дефляции, стагфляции;
  • характеризуют уравнение обмена;
  • объясняют причины инфляции в России;
  • описывают типы инфляции в зависимости от темпов роста цен;
  • объясняют различия инфляции спроса и инфляции издержек;
  • оценивают последствия инфляции; приводят примеры, когда субъекты могут выиграть или проиграть от инфляции.

Банковская система. Финансовые институты

18.11

  • характеризуют банковскую систему в России;
  • описывают роль банков в экономике;
  • объясняют функции коммерческих банков;
  • выявляют роль Банка России в проведении монетарной политики;
  • объясняют необходимость банковских резервов.

Международная торговля

23.11

  • характеризуют понятие абсолютного преимущества;
  • объясняют роль факторов абсолютного преимущества;
  • объясняют смысл сравнительного преимущества;
  • выявляют современные тенденции развития мирового хозяйства;
  • описывают роль протекционизма;
  • приводят примеры торговых барьеров;
  • оценивают преимущества и недостатки протекционизма.

Урок обобщения и систематизации знаний

25.11

Проработка темы для подготовки к ЕГЭ

29.11

Выполнение заданий по материалам ФИПИ

Часть II. Политика (18 ч)

Политика как общественное явление

02.12

  • дают определение понятия «политика»; объясняют различные значения употребления термина «политика» (обыденное, научное);

• характеризуют взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни;

• выявляют общие черты и различие между политикой и правом, между политикой и моралью;

• приводят примеры взаимосвязи политики и экономики.

Политическая власть: сущность, способы, осуществления

07.12

  • дают определения понятий: власть, политическая власть, легитимность политической власти;

• объясняют различие понятий власть, влияние, воздействие, управление;

• выделяют характеристики и виды власти, признаки политической власти;

• характеризуют способы осуществления и типы легитимности политической власти; приводят примеры типов политической власти.

Политическая власть. Урок-семинар

09.12

Политическая система

14.12

• дают определение понятия «политическая система»;

• характеризуют функции политической системы;

• определяют «входы» и «выходы» политической системы;

• анализируют структуру политической системы, выделяют и характеризуют ее элементы.

Государство как политический институт

16.12

• дают определения понятий: государство, функции государства, государственный аппарат, монархия, республика, унитарное государство, федерация, конфедерация;

• характеризуют признаки и функции государства;

• определяют формы правления и формы территориального (государственного) устройства;

• приводят примеры унитарных государств, федерации и конфедерации.

Социальное государство: теория и практика реализации. Урок-семинар

21.12

Политический режим

23.12

  • дают определения понятий: политический режим, авторитаризм, тоталитаризм, демократия;

• характеризуют различные виды политических режимов;

• различают авторитарный и тоталитарный политические режимы;

• перечисляют и объясняют характерные черты демократии;

• приводят примеры различных политических режимов.

Демократия: вчера, сегодня, завтра. Урок-практикум

28.12

• объясняют различие между античной и современной демократией;

• выделяют необходимые признаки демократии;

• анализируют различные концепции демократии;

• формулируют свою позицию по вопросу универсальности демократии и перспектив ее распространения в мире;

• дают оценку развитию демократии в современной России.

Гражданское общество: теория и практика

30,12

• дают определение понятия «гражданское общество»;

• объясняют различные значения употребления термина «гражданское общество» (в широком и узком смысле);

• характеризуют структуру гражданского общества;

• выявляют условия складывания гражданского общества;

• анализируют особенности складывания гражданского общества в современной России;

• приводят примеры видов объединений, которые могут быть отнесены к гражданскому обществу.

Средства массовой информации в политической жизни общества

• дают определения понятий: средства массовой информации, политическое манипулирование;

• выделяют и объясняют функции средств массовой информации;

• анализируют основные каналы политического влияния средств массовой информации;

• разбираются в вопросах политического манипулирования с использованием СМИ; приводят примеры политической манипуляции.

Политические партии и партийные системы

• дают определения понятий: политическая партия, кадровая партия, массовая партия, строго централизованная партия, политическая идеология, электорат; выделяют признаки политических партий;

• характеризуют типы политических партий;

• различают многопартийную, двухпартийную и однопартийную системы;

• объясняют особенности становления многопартийной системы в Российской Федерации;

• приводят примеры государств с различными партийными системами.

Политические элиты и политическое лидерство. Урок-семинар

• дают определения понятий: политическая элита, политический лидер;

• анализируют основные подходы к типологизации политических элит;

• дают оценку политических элит и политических лидеров в России;

• формулируют свою позицию по вопросу роли личности в истории.

Процесс выборов в органы власти современного государства

• дают определения понятий: конвенциональное политическое участие, неконвенциональное политическое участие, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система;

• выделяют виды деятельности, относящиеся к конвенциональным и неконвенциональным формам политического участия;

• характеризуют особенности выборов в современном государстве;

• классифицируют принципы современных выборов;

• различают и оценивают с позиций эффективности мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.

Кто и как принимает решения в политике?

• дают определения понятий: политический процесс, политическое решение;

• выделяют основные этапы политического процесса, определяют его структуру;

• характеризуют способы реализации политического процесса: консервативный и радикально-реформаторский;

• анализируют процесс принятия политических решений: его стадии и этапы.

Политическая культура

• дают определение понятия «политическая культура»;

• выделяют основные элементы политической культуры;

• характеризуют модели политической культуры;

• анализируют политическую культуру современной демократии;

• приводят примеры проявления политической культуры различными политическими лидерами в различные исторические периоды.

Международная политика современного Государства

• дают определения понятий: внешняя политика, дипломатия, дипломат, международные отношения;

• характеризуют функции, цели и средства реализации внешней политики;

• выделяют способы обеспечения международной безопасности, условия осуществления внешней политики;

• определяют принципы международных отношений;

• описывают особенности внешней политики современной России и ее роль в международном сообществе.

Политика глобальной безопасности: цели и приоритеты. Урок-семинар

Урок обобщения и систематизации знаний

Проработка темы для подготовки к ЕГЭ

Выполнение заданий по материалам ФИПИ

Часть III. Право (21 ч)

Право в системе социальных норм

• дают определения понятий: социальные нормы, табу, мораль, законы, право;

• выделяют признаки и функции социальных норм;

• различают табу, обычаи и традиции;

• объясняют причины возникновения моральных норм;

• определяют особенности права как социальной нормы;

• характеризуют признаки и функции права;

• анализируют роль права в регулировании общественных отношений;

• объясняют взаимосвязь права и морали; приводят примеры различных социальных норм (табу, обычаев, норм морали, норм права).

Правовая норма. Источники и система права

• дают определения понятий: правовая норма, система права, нормативно-правовой акт, закон;

• определяют структуру правовой нормы; различают виды правовых норм;

• характеризуют систему права и ее элементы;

• выделяют источники права и приводят их примеры;

• характеризуют виды законов и приводят их примеры.

Правоотношения

• дают определения понятий: правоотношения, правоспособность, дееспособность; выделяют признаки правоотношений, как разновидности общественных отношений;

• характеризуют роль государства в правоотношениях;

• выделяют отличительные черты правоотношений, участников правоотношений;

• определяют условия правоспособности; характеризуют уровни дееспособности;

• описывают категории юридических фактов и приводят их примеры.

Правонарушения и юридическая ответственность

• дают определения понятий: правонарушение, преступление, юридическая ответственность;

• выделяют признаки правонарушения; различают виды правонарушений;

• анализируют структуру (состав) правонарушения;

• характеризуют виды юридической ответственности;

• определяют обстоятельства, освобождающие от юридической ответственности и исключающие юридическую ответственность;

• приводят примеры административных, гражданских и дисциплинарных проступков.

Правосознание и правовая культура

• дают определения понятий: законность, правопорядок, правосознание, правовой нигилизм, правовая культура; выделяют критерии правопорядка;

• оценивают различные точки зрения на роль правосознания в обеспечении правопорядка в обществе;

• анализируют формы проявления политического нигилизма;

• характеризуют виды и уровни правосознания;

• определяют структурные элементы правовой культуры;

• различают особенности правовой культуры личности и общества;

• объясняют значение правовой культуры в жизни человека и общества;

• определяют пути повышения правовой культуры в российском обществе;

• приводят примеры проявления правовой культуры в современном обществе.

Особенности Конституции Российской Федерации

• дают определения понятий: конституция, конституционный строй, федерация;

• различают способы принятия конституции;

• приводят примеры различных способов принятия конституции из истории;

• выделяют функции основного закона;

• характеризуют особенности принятия действующей Конституции РФ;

• определяют структуру действующей Конституции РФ;

• характеризуют главные особенности действующей Конституции РФ;

• объясняют основы конституционного строя России, особенности ее федеративного устройства.

Государственное устройство Российской Федерации

• дают определения понятий: президент, Федеральное собрание, Правительство РФ, судебная власть, Конституционный Суд РФ;

• различают законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в РФ;

• объясняют суть принципа народного суверенитета в РФ;

• характеризуют функции и полномочия Президента

РФ, описывают условия его выборов и вступления в должность;

• называют парламент России и характеризуют его структуру;

• объясняют функции двух палат парламента РФ;

• анализируют роль Правительства РФ в системе государственной власти;

• определяют роль и функции судебной власти, органов прокуратуры.

Права и свободы человека и гражданина. Конституционные обязанности

• дают определения понятий: гражданство, права человека, права, свобода, конституционные права и свободы;

• выделяют способы приобретения гражданства России;

• различают конституционные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ;

• выделяют гражданские (личные) права и свободы, гарантируемые Конституцией РФ;

• определяют политические права граждан РФ;

• характеризуют особенности социально-экономических и культурных прав;

• анализируют гарантии соблюдения конституционных прав;

• объясняют пределы осуществления конституционных прав и свобод;

• дают определение понятия «конституционные обязанности»;

• приводят примеры конституционных обязанностей.

Право граждан Российской Федерации на образование. Урок-практикум

• дают определение понятия «образование»;

• характеризуют принципы образования;

• анализируют требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

• рассуждают об условиях реализации права на образование в РФ.

Семейное право и основные вопросы брака

• дают определения понятий: семья, семейное право, брак, брачный договор;

• выделяют источники семейного права;

• характеризуют условия и порядок заключения брака;

• объясняют смысл заключения брачного договора;

• определяют порядок прекращения брака;

• характеризуют права и обязанности супругов;

• различают совместную собственность супругов и собственность каждого из них;

• объясняют права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей, приводят их примеры.

Трудовое право и его значение в регулировании трудовой деятельности человека

• дают определения понятий: работник, работодатель, трудовые отношения, трудовое право, трудовой договор;

• выделяют источники трудового права;

• характеризуют принципы правового регулирования трудовых отношений;

• называют участников трудовых отношений;

• определяют предмет трудового права;

• характеризуют условия, обязательные для заключения трудового договора, документы, необходимые для представления;

• определяют сроки заключения трудового договора, особенности трудового договора с испытательным сроком;

• объясняют основания, по которым происходит прекращение трудового договора, приводят их примеры;

• характеризуют условия расторжения трудового договора.

Коллективный трудовой договор

• дают определения понятий: коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка организации, рабочее время, сверхурочная работа, время отдыха, дисциплина труда, дисциплинарный проступок, охрана труда,

профсоюзы, забастовка, локаут;

• выделяют круг вопросов, которые могут быть включены в коллективный трудовой договор;

• различают нормативы и особенности организации рабочего времени;

• выделяют условия привлечения работника к сверхурочным работам;

• определяют нормативы и особенности организации времени отдыха;

• характеризуют возможные поощрения за добросовестный труд и дисциплинарные взыскания, и приводят их примеры;

• анализируют основные направления государственной политики в области охраны труда;

• объясняют роль профсоюзов в защите прав работников;

• приводят примеры различных трудовых споров.

Гражданское право: имущественные отношения

• дают определения понятий: имущественные отношения, гражданское право, собственность, сделка, договор,

обязательственное право;

• выделяют источники гражданского права;

• различают субъекты и объекты гражданских правоотношений;

• определяют особенности и значение вещей как объектов гражданских правоотношений;

• характеризуют формы собственности;

• анализируют основные принципы отношения государства к собственности, значение права собственности;

• объясняют роль сделки в гражданских правоотношениях;

• характеризуют особенности гражданского договора;

• приводят примеры различных форм сделок, гражданских правоотношений между различными субъектами.

Гражданское право: неимущественные отношения

• дают определения понятий: личные неимущественные отношения, деловая репутация, наследственное право, наследство, завещание;

• приводят примеры личных неимущественных прав, нематериальных благ;

• определяют способы защиты чести, достоинства и деловой репутации;

• объясняют смысл понятия «интеллектуальная собственность»;

• характеризуют особенности права наследования.

Административное право

• дают определения понятий: административное право, административное правонарушение, административное наказание;

• определяют особенности административного права, его основные задачи;

• выделяют признаки административного правонарушения;

• приводят примеры административных проступков;

• объясняют цели и значение административного наказания;

• характеризуют виды административных наказаний.

Уголовное право

  • дают определения понятий: уголовное право, преступление, уголовное наказание;

• определяют особенности и источники уголовного права;

• выделяют признаки преступления;

• объясняют классификацию преступлений и приводят их примеры;

• различают формы вины;

• определяют субъект и объект преступления, основные виды преступлений;

• характеризуют виды наказаний предусмотренных уголовным законодательством.

Судебная защита прав граждан.

Урок-семинар

• дают определения понятий: судебная защита, правосудие;

• характеризуют основные стадии судебного процесса;

• выделяют виды судопроизводства;

• рассуждают о судебной защите прав граждан.

Международное право

• дают определения понятий: международное право, декларация, пакт, конвенция, дискриминация; описывают историю международного права;

• объясняют влияние военных потрясений XX в. на развитие международного права;  характеризуют основное содержание принципа международной защиты прав человека;

• объясняют необходимость особой международной зашиты прав меньшинств, женщин, детей; приводят примеры различных международных документов о защите прав человека.

Охрана окружающей среды и экологические правонарушения. Урок-практикум

• дают определения понятий: окружающая среда, экологические отношения, благоприятная окружающая среда, международное право окружающей среды, экологические правонарушения;

• рассуждают об опасности экологической катастрофы;

• характеризуют основные объекты окружающей среды;

• дают оценку различных подходов к проблеме сохранения благоприятной природной среды;

• определяют принципы экологической безопасности планеты, сформулированные в Международной концепции устойчивого развития.

Право на социальный институт. Урок-практикум

  • работают с текстом;
  • дают определение понятий: публичное право, гуманитарное право;
  • соотносят между собой понятия «закон» и «право»;
  • приводят примеры правоотношений, регулируемых нормами трудового права

Урок обобщения и систематизации знаний

Проработка темы для подготовки к ЕГЭ

Выполнение заданий по материалам ФИПИ

Итоговое повторение по курсу. Подготовка к ЕГЭ

Выполнение заданий по материалам ФИПИ

Проработка отдельных тем для подготовки к ЕГЭ

Выполнение заданий по материалам ФИПИ