Приложение к рабочей програамме по обществознанию 5-9 класс
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шаталовская средняя школа
РАССМОТРЕНО Протокол заседания ШМО наук гуманитарного цикла № 1 от 29.08.2022 года ___________О.В. Егорова | ПРИНЯТО Протокол заседания педагогического совета № 1 от 30.08.2022 года | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________________ И.С. Мамичева Приказ № 215 а от 31.08.2022 года |
ПРИЛОЖЕНИЯ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Составители: | |
Игнащенков В.Н. | учитель истории и обществознания |
Слесарева Ю.В. | учитель истории и обществознания |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
_____________ Т.Д. Прокофьева
«31» августа 2022 года
2022
Приложение 1. Аннотация к рабочей программе основного общего образования по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе следующих документов:
- приказ Минобразования РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014 № 1644);
- основная образовательной программы основного общего образования МБОУ Шаталовской СШ;
- Положение о рабочей программе учебного предмета МБОУ Шаталовской СШ;
- учебный план МБОУ Шаталовской СШ;
- Рабочая программа разработана на основе авторской программы: Обществознание: программа : 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авт.- сост. Соболева О.Б., Медведева О.В. - М. : Вентана-Граф под редакцией Г.А.Бордовского.
УМК:
1. Соболева О.Б. Обществознание: введение в обществознание: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.Б. Соболева, О.В. Иванов; под общей редакцией Г.А. Бордовского.- М.Вентана-Граф
2. Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред.Бордовского Г.А. .- М.Вентана-Граф Обществознание 6 класс
3. Соболева О.Б., Корсун Р.П. / Под ред. Бордовского Г.А. .- М.Вентана-Граф Обществознание 7 класс
4. Соболева О.Б., Чайка В.Н. / Под ред. Бордовского Г.А. .- М.Вентана-Граф Обществознание 8 класс
5. Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. .- М.Вентана-Граф Обществознание 9 класс
Количество часов, отводимое на изучение предмета:
5 класс –34 часа (1 час в неделю),
6 класс –34 часа (1 час в неделю),
7 класс –34 часа (1 час в неделю),
8 класс –34 часа (1 час в неделю),
9 класс –34 часа (1 час в неделю),
Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Обществознание» опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета «Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Биология», «Изобразительное искусство», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др. Особое значение в данном перечислении придается предмету «История». Курс предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние. Курс об обществе и человеке не сводится просто к совокупности знаний. Он призван дать школьнику социальные и нравственные нормы жизни, ориентировать на определённую иерархию ценностей, способствовать формированию жизненного опыта и развитию определённых способов деятельности. Современная модель обществоведческого образования предполагает качественно новые подходы к перспективному планированию учебного процесса, к отбору содержания, к разработке форм и методов обучения. Курс «Обществознание» призван содействовать: воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; развитию личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной наукоёмкой трудовой деятельности; формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и социальных институтах, о регулировании общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства; формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; решения типичных задач в области социальных отношений; для гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповедания, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;
Рабочая программа включает следующие разделы:
- Пояснительная записка.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета: личностные, метапредметные, предметные.
- Содержание учебного предмета.
- Календарно –тематическое планирование.
Рабочая программа по обществознанию определяет цели изучения предмета в школе, содержание тем курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
При изучении предмета используются следующие ЦОР (цифровые образовательные ресурсы):
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Портал готовых презентаций http://prezentaci.com/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
Завуч-инфо http://www.zavuch.info/
Приложение 2. Модуль "Школьный урок". Воспитательные задачи
Урок находится в пространстве воспитания, а вместе они являются одним целым и решают одну ключевую задачу - развитие ребенка.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ (в редакции от 31 июля 2020 г.) воспитание должно стать составной частью всех образовательных программ, включая программы учебных курсов и дисциплин.
Рабочая программа воспитания МБОУ Шаталовской СШ содержит модуль «Школьный урок», в котором представлены виды и формы деятельности, обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока.
Воспитательные задачи, решаемые во время уроков обществознания представлены в таблице:
класс | № Раздела, название | Вопросы воспитания |
5 класс | ||
Раздел 1. Утро пятиклассника | - формирование здорового и безопасного образа жизни; - Использование знаний и опыта для определения собственной активной позиции, для решения жизненных задач | |
Раздел 2. «Рабочий день» пятиклассника | - формирование ценностного ответственного отношения к труду и учению - формирование экологической культуры - формирование нравственного поведения | |
Раздел 3. Полезный досуг пятиклассника | - освоение социальных норм и ролей - формирование планирования достижения целей - Формирование эстетического сознания | |
Раздел 4. Вечер в кругу семьи | - формирование ценностного отношения к семье - формирование эстетического сознания | |
6 класс | ||
Раздел 1 Человек – часть природы | - формировать устойчивое убеждение тесного взаимодействия человека и природы; - воспитывать личность, развивать черты и качества сильной личности через показательные примеры выдающихся личностей; - учить оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития; - воспитывать толерантное отношение к людям с различными способностями и возможностями; - формировать потребность расширять границы своих возможностей; - обучать умению определять ложные потребности. | |
Раздел 2 Познавая мир и самого себя | - формировать умения оценивать собственную деятельность и стремиться осуществлять успешную деятельность; - воспитывать положительное отношение к труду, учебной деятельности; - акцентировать значимость образования, его непрерывность; - прививать понимание важности познания человеком мира и самого себя; - учить оценивать собственные практические умения, поступки; - мотивировать на посильное и созидательное участие в жизни общества. | |
Раздел 3 Деятельность человека | - формировать умения оценивать собственную деятельность и стремиться осуществлять успешную деятельность; - воспитывать положительное отношение к труду, учебной деятельности; - акцентировать значимость образования, его непрерывность; - прививать понимание важности познания человеком мира и самого себя; - учить оценивать собственные практические умения, поступки; - мотивировать на посильное и созидательное участие в жизни общества. | |
Раздел 4 Жизненный путь человека | - раскрывать важность и значимость межличностных отношений, формировать позитивное отношение при общении в группе, коллективе, семье; - формировать коммуникативные связи; - воспитывать положительное отношение к деловому общению, иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения; - обучать конструктивным способам поведения в конфликтных ситуациях; | |
Раздел 5 Человек в мире культуры | - раскрывать особенности культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия; - воспитывать с опорой на духовные ориентиры личности, ценности, идеалы; - раскрывать роль морали и религии в жизни общества; - характеризовать особенности развития науки и образования, их роль в современном обществе; - раскрывать особенности религиозного мышления, становление нравственного в человеке; | |
7 класс | ||
Раздел 1 Общество и его структура | - понимать системное устройство общества, важность позитивного взаимодействия общностей и групп людей; - раскрывать значение социальных норм и санкций как регуляторов поведения в обществе; – воспитывать позитивное отношение к стране и государству, желание быть достойным гражданином; - объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни роль и значимость закона и справедливости в жизни человека и общества; - формировать духовные ценности формирования культурного человека. | |
Раздел 2 Человек в обществе | выделять характерные признаки общества, взаимосвязь общества и культуры; - уметь давать характеристику общества как системы, объяснять важность понимания взаимосвязи общества и природы; - характеризовать признаки личности, сферы социализации и самореализации личности; - характеризовать формы и виды познания, критерии истины, уровни познания, особенности социального познания; - объяснять сущность проблемы выбора, осознавать связь свободы и ответственности | |
Раздел 3 Общество и государство | - раскрывать принципы правового государства, характеризовать разделение властей; - раскрывать сущность гражданского общества, характеризовать местное самоуправление, его значение для развития местного сообщества; - показывать важность участия граждан в политической жизни страны в различных формах; - характеризовать проявление многопартийности, приводить примеры политических партий в РФ; | |
Раздел 4 Современное общество | - раскрывать тенденции развития современного общества, глобальные проблемы человечества; - объяснять сущность проблемы выбора, осознавать связь свободы и ответственности - осознавать опасность международного терроризма. | |
8 класс | ||
Раздел 1 Основы российского законодательства | - разъяснять основные виды и признаки правонарушений; - характеризовать юридическую ответственность, объяснять смысл презумпции невиновности; - характеризовать особенности гражданских правовых отношений; | |
Раздел 2 Гражданин и государство | - воспитывать уважительное отношение к Конституции РФ; - определять правовой статус гражданина РФ, раскрывать содержание прав ребенка; - формировать уважительное отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; - раскрывать роль судебной системы РФ, возможности участия граждан в отправлении правосудия | |
Раздел 3 Правовой статус и свободы человека и гражданина России | - раскрывать понятие гражданство, основания для его приобретения, принципы гражданства, права и обязанности граждан; - характеризовать имущественные и личные неимущественные права, способы их защиты; - характеризовать способы социальной защиты населения; | |
Раздел 4 Правовое регулирование в различных отраслях права | объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями; - объяснять сущность семейных правоотношений; - характеризовать важнейшие признаки преступления, раскрывать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; - понимать правила приема на работу, основное содержание трудового договора, осознавать важность прав и обязанностей работника и работодателя; - осознавать условия заключения брака, личные и имущественные права родителей и детей; - характеризовать особенности экологического правонарушения и виды ответственности за него; - уметь использовать знания для реализации и защиты прав и свобод граждан; - объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование; | |
Раздел 4 Заключение. Сущность правовой культуры. | - сравнивать мораль и право; - определять, нормами какого права регулируется ситуация; - раскрывать признаки правоотношений, особенности правонарушений, характеризовать виды юридической ответственности; | |
9 класс | ||
Раздел 1 Главные вопросы экономики | - объяснять взаимосвязь потребностей людей и экономики, проблемы ограниченности ресурсов, экономического выбора; - понимать сущность имущественных отношений в обществе, юридическое понимание собственности; | |
Раздел 2 Рыночный механизм хозяйствования | - объяснять, какие факторы влияют на производительность труда. - объяснять особенности рынка труда, заработной платы, профессиональных союзов | |
Раздел 3Экономика предприятия. Экономика семьи | - объяснять значение конкуренции для рыночной экономики, раскрывать понятие «конкурентноспособность»; - раскрывать роль предпринимательства в обществе - показывать взаимосвязь между доходом и потреблением; приводить примеры расходов, связанных с различными потребностями людей; | |
Раздел 4 Деньги в рыночной экономике | - объяснять значение кредитов: их виды и функции - раскрывать роль денег в рыночной экономике - понимать механизм страхования | |
Раздел 5 Роль государства в экономике | - объяснять причины безработицы, ее экономические и социальные последствия; характеризовать деятельность государства в направлении снижения уровня безработицы. |
Приложение 3. Календарно-тематическое планирование уроков обществознания в 5-9 классах
Поурочное планирование уроков обществознания 5 класса
Поурочное планирование уроков обществознания 6 класса
№ п/п | Тема урока | Виды, характеристика деятельности учащихся | Дата |
Глава 1. Человек часть природы. (5 часов) | |||
1 | Вводный урок | Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение, извлекать информацию из текста, составлять целое из частей, работая в группах; составлять план своих действий | 07.09 |
2 | Происхождение человека в мифах и религиях народов мира | Давать определение мифа, знать – что такое тотем?; пересказывать библейскую версию происхождения человека и подтверждать примерами то, что человек осознавал себя частью природы. Уметь высказывать свою точку зрения. | 14.09 |
3 | На пути эволюции | Знать, что такое эволюция; как Дарвин и его последователи объясняли происхождение человека, кто такой неандерталец и каково его судьба в истории человечества; основные достижения первобытного человека разумного вида. Уметь работать в группе с текстом и отвечать на вопросы | 21.09 |
4 | Похожие и непохожие Стартовый срез знаний | Знать по каким признакам люди отличаются друг от друга; выявлять особенности внешнего облика представителей негроидной расы и чем они объясняются; какие факторы влияют на сохранение внешнего облика некоторых народов. Уметь работать в паре и высказывать свое мнение. | 28,09 |
5 | В гармонии с природой | Знать чем человек отличается от животных и что их объединяло. Уметь при работе с текстом выяснить: как менялось отношение человека к природе, и как человек обогащал свой опыт, наблюдая за инстинктивным поведением животных. Уметь доказательно высказывать свою точку зрения. | 05,10 |
Познавая мир и самого себя. (10 часов) | |||
6 | Как человек познает мир | Знать, что такое психика и называть основные процессы психики; уметь, работая с текстом, определить какую роль в процессе познания играет мозг и в чем различие ощущений и восприятий; работать в группе. | 12,10 |
7 | Путешествие вглубь сознания | Знать, что такое самосознание; Уметь выяснять: в процессе чего возникает связь человека с миром, в чем проявляется бессознательное. Высказывать свою тоску зрения | 19,10 |
8 | Путешествие вглубь сознания | Знать: сущностные характеристики сознания, самосознания и бессознательного; Выяснить: какие факторы влияют на изменение сознания и поведение человека; Уметь сопоставлять самосознание человека с восприятием его окружающими людьми | 26,10 |
9 | Как рождаются мысли | Знать: что такое умозаключение, что значить мыслить, какую роль процесс мышления играет в жизни человека. Выяснить: какой обработке подвергается информация после того, как она поступила в мозг и зачем человеку необходимо четко и ясно выражать свои мысли. Уметь, работая с текстом, извлекать главные мысли, составлять план; работать в паре. | 09,11 |
10 | Память | Уметь рассказывать, как работает память, почему внимание называют помощником памяти; Выяснить, как сделать процесс запоминания более продуктивным; Высказывать свою точку зрения и работать в группе. | 16,11 |
11 | Эмоциональный мир человека | Знать основные эмоции человека; Уметь объяснять: как в эмоциях проявляется внутренний мир человека, и какими способами человек выражает свое эмоциональное состояние. Работать в паре. | 23,11 |
12 | Воспитываем характер | Знать: что такое темперамент и какую роль он играет в жизни человека. Выявлять: какие существуют типы темпераментов и как они проявляются в жизни; Работая в группе, доказательно объяснять: почему характер каждого человека является уникальным. | 30,11 |
13 | Способности человека | Знать: что такое гениальность, задатки и способности; какие качества характера необходимы для развития способностей и талантов. Выявить: факторы, влияющие на развитие способностей; способности, которые обусловлены физическими данными человека; Работая в группе, объяснить - почему гениев, как правило, плохо понимают их современники? | 07,12 |
14 | Человеком рождаешься, личностью становишься. | Формировать эмоционально положительное принятие своей личности, воспитывать уважение к личности, ее достоинствам; формировать и развивать доброжелательное отношение к окружающим, адекватно оценивать себя и других, опираясь на нормы морали. | 14,12 |
15 | Защита проекта «Познаю себя» | Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность | 21,12 |
Деятельность человека (9 часов) | |||
16 | Поведение и поступок | Знать: что такое поведение, поступок. Уметь давать характеристику непроизвольного и произвольного поведения и из курса истории Древнего мира приводить примеры агрессии одного народа против другого. Работать в паре с текстам и отвечать на вопросы. | 28,12 |
17 | Потребности и интересы | Называть основные потребности человека; выяснить: как интерес влияет на активность человека, как взаимосвязаны потребность и интерес; что связывает потребности и мотивы наших поступков. | |
18 | Что такое деятельность | Знать определение понятий «деятельность» и «творчество». Выяснить: что необходимо для успешной деятельности, что мешает процессу творчества. Работать с текстом и отвечать на вопросы. | |
19 | Что такое деятельность | Знать виды деятельности. Выяснить, что результат деятельности влияет на развитие человека, его самооценку. | |
20 | Как общаются люди | Знать, что такое общение, основные средства общения. Выявить формы речевого общения и другие. Использовать формы обращения к неизвестным людям. Работать в группе. | |
21 | Отношения между людьми | Знать: что такое социализация личности, симпатия и антипатия. Выявить: какую роль играет мотив поведения «делать как все» в становлении личности, какие качества необходимы человеку для жизни в обществе. Работать в группе при обсуждении заданий. | |
22 | Отношения между людьми | Знать определения понятий «дружба», «любовь». Выяснить, в чем проявляется дружба и любовь. Работать в группе при обсуждении заданий. | |
23 | Мораль в жизни человека | Знать: что такое мораль, в чем сущность «Золотого правила» морали. Обсуждая в группе жизненные ситуации, высказывать свою точку зрения. Уметь приводить примеры из жизни. | |
24 | Защита проекта «Мой идеал» | Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность | |
Жизненный путь человека. (4 часа) | |||
25 | Легко ли быть молодым? | Знать, что такое инфантилизм, как развивается новорожденный ребенок. Выяснить: почему у ребенка дошкольного возраста развито любопытство, почему подростковый возраст называют «переходным», какие особенности юношеского возраста. Работа с текстом в паре. | |
26 | На пике активности | Знать, в чем заключаются особенности домашней работы, чем досуг отличается от домашней работы. Выяснить: почему возраст 20-25 лет вполне благоприятен для создания семьи, каковы основные жизненные достижения сорокалетнего человека. Работать в группе, обсуждая текст. | |
27 | От зрелости к старости | Знать: в чем особенность пожилого возраста; Выяснить, почему период жизни от 40 до 60 лет называют «золотой порой», каких людей называют пожилыми и в чем особенность этого возраста. Работая в группе, ответить на вопрос «Какие профессии можно назвать интеллектуальными? Почему занятие ими помогает человеку сохранять работоспособность? | |
28 | Защита проекта «Три возраста | Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность. | |
Человек в мире культуры. (6 часов) | |||
29 | Наше наследие | Знать: что такое толерантность, что относится к вещественным памятникам культуры, что такое духовная культура. Выяснить: посредством чего передаются ценности духовной культуры, основные ценности духовной культуры. Уметь работать с текстом. | |
30 | Во что мы верим | Знать: что такое вера, атеизм, свобода совести; мировые религии. Уметь выделять особенности религиозной веры. Работать в группе, приводить примеры из истории, литературы, жизни, когда вера человека становится основой его благородных поступков. | |
31 | Искусство и наука | Знать определения понятиям «искусство», «наука, виды искусства, что и как изучают ученые. Объяснять связь искусства и науки с творчеством. Выяснить, как создаются художественные произведения. | |
32 | Защита проекта «Хранить и обогащать традиции» | Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность. | |
33 | Заключение. «Жизненные ценности человека» | Уметь оценивать с позиции норм морали свое поведение и поступки, а также поступки окружающих. | |
34 | Заключение. «Жизненные ценности человека» | В работе с группой показать свои основные компетенции |
Поурочное планирование уроков обществознания 7 класса
Тема урока | Дата | Предметные результаты | |
Раздел 1. Общество и его структура | |||
1. | Введение в предмет | 01.09 | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке. Личностные: формирование ответственного отношения к учению; смогут доказать и аргументировать свое мнение. |
2. | Что такое общество | 08.09 | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение. |
3. | Социальная структура общества | 15.09 | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; приводить примеры социальных явлений; делать выводы. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. |
4. | Мы – дети разных народов. | 22.09 | Познавательные: извлекать и анализировать социальную информацию; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи, формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. Личностные: воспитание общероссийской идентичности, осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и демократических ценностей многонационального российского общества. |
5. | В мире религий | 29.09 | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами; привлекать личный опыт и опыт социального окружения для решения познавательных задач. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке. Личностные: формирование осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку. |
6. | В мире религий | 06.10 | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи, формулируют ответы на вопросы учеников и учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, развитие межличностных отношений, включая отношения между людьми разных вероисповеданий. |
7. | Профессиональные группы. Выбор профессии. | 13.10 | Познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Личностные: формирование ответственного отношения к учению, ориентировка в мире профессий на основе формирования уважительного отношения к труду. |
8. | Ваша семья | 20.10 | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи, формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. |
9. | Ваш школьный класс | 27.10 | Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке. Личностные: освоение социальных норм, правил поведения и форм социальной жизни в группах, сообществах; смогут доказать и аргументировать свое мнение |
10. | Общество и его структура | 10.11 | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности, проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке. |
Раздел 2. Человек в обществе | |||
11. | Статус человека в обществе | 17.11 | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество. |
12. | Какие роли мы играем. | 24.11 | Познавательные: смогут сформировать способность анализировать реальные социальные ситуации, умение выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальныхролей. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение. |
13. | Как мы переходим в другие группы | 01.12 | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи, формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение. |
14. | Взаимоотношения и роли в группах. | 08.12 | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности или неуспешности учебной деятельности. Регулятивные: прогнозируют уровень усвоения изучаемого материала. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. |
15. | Групповое поведение. | 15.12 | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Личностные: сохраняют мотивацию учебной деятельности, проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. |
16. | «Я», «мы», «они». | 22.12 | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; Регулятивные: прогнозируют уровень усвоения изучаемого материала . Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество. |
17. | Мир общения | 29.12 | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласуют действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение. |
18. | Нормы поведения | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; Регулятивные: прогнозируют уровень усвоения изучаемого материала. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. | |
19. | Человек в обществе. | Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение. | |
Раздел 3. Общество и государство | |||
20. | Зачем обществу государство? | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние, Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение. | |
21. | Как устроены государства. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. | |
22. | Государственная власть в демократических странах. | Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, умение адекватно использовать речевые средства для решения учебной задачи. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние, Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение. | |
23 | Политика и политические партии. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; Регулятивные: прогнозируют уровень усвоения изучаемого материала. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге. | |
24 | Социальные конфликты и политическое развитие | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; Регулятивные: прогнозируют уровень усвоения изучаемого материала. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество. | |
25 | Я – гражданин России! | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Регулятивные: прогнозируют уровень усвоения изучаемого материала. Личностные: мотивированность и направленность на активное и сознательное участие в будущем в общественной и государственной жизни. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера. | |
26 | Общество и государство | Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние. Коммуникативные: вступают в коллективное учебное сотрудничество. | |
Раздел 4. Современное общество | |||
27. | Информационное общество | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи, формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение. | |
28. | Общественный прогресс | Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. | |
29. | Международные отношения и национальная безопасность. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке. Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих. | |
30. | Глобальные проблемы современности. | Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют эмоциональное состояние, Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение. | |
31. | Пути решения глобальных проблем. | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи, формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение. | |
32. | Современное общество | Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение. | |
33 | Государство и современное общество | Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Личностные: оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. | |
34. | Итоговый урок | Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Личностные: смогут доказать и аргументировать свое мнение. |
Поурочное планирование уроков обществознания 8 класса
№ п/п | Тема урока | Основное содержание темы | Характеристика основных | Дата |
Основы российского законодательства - 8 часов | ||||
1. | Что такое право? | Происхождение государства. Происхождение права. Сущность права. Основания права. Источники права | Знать термины: «основания права», «источники права»; | 05.09 |
2. | Как устроено право? | Нормы права и их особенности. Система права, отрасли права, основные отрасли российского права, методы правового регулирования, нормативно-правовые акты, их виды и иерархия | Устанавливать широкие межпредметные и внутрипредметные связи, сравнивать нормы морали и права, определять, какими отраслями права и методами регулируются общественные отношения, соотносить теоретический материал с жизненным опытом, систематизировать текстовой материал в схемах и таблицах, устанавливать иерархию нормативно-правовых актов, решать элементарные юридические задачи | 12.09 |
3. | Какие отношения в нашей жизни являются правовыми? Стартовая диагностика | Сущность правоотношений. Права и обязанности. Участники правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Виды правоотношений | Устанавливать внутрипредметные связи, анализировать свой жизненный опыт с юридической точки зрения, соотносить права и обязанности, оценивать свой уровень дееспособности, отличать правоотношения от обычных общественных отношений, определять вид правоотношений, использовать опыт ближайшего окружения для решения познавательных задач | 19.09 |
4. | Какое поведение является противоправным | Правомерное и противоправное поведение. Признаки правонарушения. Формы вины. Виды правонарушений. Виды проступков | Устанавливать внутрипредметные связи, оценивать мотивы собственного социального поведения, соотносить теоретический материал и опыт общественной жизни, в том числе зафиксированный на фото, приводить примеры из жизни, анализировать свой жизненный опыт с юридической точки зрения права, анализировать элементарные адаптированные следственные материалы, решать юридические задания, систематизировать материал в таблицу | 26.09 |
5. | За правонарушения надо отвечать! | Государственное принуждение и его виды. Юридическая ответственность и принципы её наложения. Кто налагает юридическую ответственность. Когда юридическия ответственность не может быть наложена? Зачем нужна юридическая ответственность | Устанавливать внутрипредметные связи, отличать юридическую ответственность от других видов государственного принуждения, соотносить свободу выбора поведения и юридическую ответственность, оценивать жизненные обстоятельства, влияющие на юридическую ответственность | 03.10 |
6. | Ценность правового государства | Идеал правового государства и его развитие в истории общественной мысли. Принципы правового государства. Развитие правового государства в России. Конституция РФ и правовое государство. Правовая культура | Устанавливать внутрипредметные связи, давать заглавия, выделять этапы развития, комментировать схемы, анализировать текст Конституции, соотносить опыт реальной общественной жизни с социальными идеалами, характеризовать важность собственной правовой культуры для развития страны, анализировать сущность высказываний, шуток, анекдотов, кинофрагментов, противоположных позиций в области права, использовать дополнительные источники информации | 10.10 |
7. | Строим гражданское общество | Сущность гражданского общества. Гражданское общество и государство. Развитие идеи гражданского общества. Структура гражданского общества. Элементы гражданского общества в разных сферах общественной жизни. Способы участия граждан, включая подростков, в общественной жизни | Устанавливать межпредметные связи с историей и курсом обществознания 7 класса, характеризовать развитие отношений общества и государства, комментировать схему, оценивать собственные социальные возможности, анализировать текст Конституции РФ, обсуждать в классе и в Интернете проблемы развития гражданского общества, готовить сообщения по плану, приводить примеры из СМИ, систематизировать материал в таблицу, соотносить с темой свой жизненный опыт, решать жизненные задачи по теме | 17.10 |
8. | Обобщение и систематизация по теме «Основы российского законодательства» | Текст выводов. Вопросы и задания. Задание-практикум: обобщать материал, запоминать главное, приводить примеры, делать ценностные выводы о праве, правомерном поведении, правовом государстве и гражданском обществе, решать юридические задания на основе юридических документов | 24.10 | |
Глава 2. Конституционное право России - 8 часов | ||||
9. | На пути к современной Конституции России | Что такое конституция. Какие бывают конституции. Как появились конституции. Первые конституции нашей страны. Современная Конституция РФ | Устанавливать межпредметные связи с историей и курсом обществознания, классифицировать конституции России разных периодов и сравнивать их, анализировать исторические события в обществоведческих целях, анализировать художественную наглядность, анализировать элементы содержания и структуры Конституции РФ, оценивать свой уровень правосознания | 07.10 |
10-11 | Основы конституционного строя РФ | Структура Конституции РФ. Принципы конституционного строя РФ: народовластие, разделение властей, верховенство права, суверенитет, федерализм, плюрализм, светскость, социальность | Устанавливать связи с курсом обществознания, анализировать структуру Конституции РФ, характеризовать основные принципы конституционного строя РФ, анализировать текст Конституции РФ, комментировать схему, соотносить текст учебника, юридического источника и схемы, определять юридическую силу документов, соотносить текст Конституции с реальной общественной жизнью, ранжировать значимость основ конституционного строя по личным мотивам, давать мотивам оценку, использовать дополнительные источники информации, привлекать родителей к решению познавательных задач | 14.11 |
12 | Федеративное устройство | Россия — федерация. Субъекты РФ: их численность, расположение, размеры и виды. Статус республики в РФ. Полномочия центра и субъектов РФ. Федеральные округа | Устанавливать межпредметные связи с географией и курсом обществознания, устанавливать влияние исторического и географического факторов на современное политико-правовое развитие, анализировать факты общественной жизни по теме, сравнивать права субъектов, работать с политической картой, схемами, таблицами и статьями Конституции РФ, соотносить политические карты, анализировать жизненные ситуации с правовых позиций, выявлять особенности жизни в различных районах РФ, обсуждать эту информацию в классе | 21.11 |
13 | Органы государственной власти РФ | Принципы построения органов власти. Разделение властей. Президент РФ: история, выборы, полномочия. Федеральное Собрание РФ: палаты парламента, способы их формирования и полномочия. Законодательный процесс. Правительство РФ. Отношения Правительства, Президента и парламента | Устанавливать связи с курсом обществознания, применять знания современной общественной жизни для решения познавательных задач, комментировать таблицы, анализировать их содержание, имитировать законотворческий процесс в группе, анализировать статистические данные, извлекать информацию из Конституции РФ, соотносить компетенции органов власти, сравнивать правовые ситуации, систематизировать материал в таблицу, находить актуальную юридическую информацию в интернет-источниках, выявлять региональные особенности по теме | 28.11 |
14 | Правоохранительные органы | Что такое правоохранительные органы. Правоохранительные органы РФ и их основные функции. Уполномоченный по правам человека. Прокуратура. Полиция | Применять жизненный опыт в познавательных целях, устанавливать ретроспективные внутрикурсовые связи, комментировать таблицы, разграничивать функции и возможности различных правоохранительных органов для решения конкретных жизненных задач, имитировать игру-тренинг по заполнению заявлений о защите собственных прав, получать важную информацию по теме, привлекать родителей для решения познавательных задач, использовать собственный опыт общения с правоохранительными органами | 05.12 |
15 | Судебная система | Судебные органы РФ. Судопроизводство. Судьи и их статус. Конституционный Суд. Суды общей юрисдикции. Мировые судьи. Суды присяжных. Арбитражные суды | Использовать опыт ближайшего окружения для решения познавательных задач, использовать внутрипредметные связи, соотносить материал учебника, Конституции, находить информацию в Конституции РФ и анализировать её, сравнивать полномочия различных видов судов, оценивать значимость суда присяжных и мировых судей, использовать кино в познавательных целях, анализировать интервью, решать юридические задачи, получать жизненно важную информацию по теме, осознавать собственный уровень социальной ответственности | 12.12 |
16 | Обобщение, систематизация и контроль знаний по теме: «Конституционное право России» | Текст выводов. Вопросы и задания. Задание-практикум: обобщать материал, запоминать главное, приводить примеры, готовить сообщения по теме на основе дополнительных источников информации, искать нужную информацию в Конституции РФ и СМИ, разрешать жизненные ситуации на основе теоретических знаний | 19.12 | |
Глава 3. Правовой статус личности - 6 часов | ||||
17 | Права и свободы человека и гражданина России | Правовой статус личности. Гражданство. Личные права. Политические права. Социально-экономические права. Обязанности гражданина РФ | Устанавливать связи с курсом обществознания, сравнивать опыт свой и ближайшего окружения по теме, заполнять схему на основе текста Конституции РФ, готовить связный рассказ по схеме, использовать в познавательных целях разнообразный иллюстративный материал, соотносить текст Закона о гражданстве с личным опытом и знаниями, использовать жизненный опыт получения паспорта в познавательных целях, обосновывать свою позицию по актуальным вопросам темы, расширять знания по теме на региональном материале, решать жизненные задачи на основе теоретических знаний, ранжировать виды прав на личных основаниях | 26.12 |
18 | Гарантии и защита прав человека и гражданина в России | Кто гарантирует права человека. Как осуществляются гарантии прав человека. Гарантии защиты и гарантии реализации прав. Национальный уровень защиты прав | Использовать ретроспективные внутрикурсовые связи, анализировать статьи Конституции на основе данных таблицы и классификаций, использовать знания общественной жизни в познавательных целях, оформлять жалобу Уполномоченному по правам человека; обосновывать собственную позицию, определять свой уровень социальной активности | 16.01 |
19 | Международная система защиты прав и свобод | ООН. Совет Европы. Основные документы по защите прав и свобод. Билль о правах. Всеобщая декларация прав человека. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод | Привлекать социальный кругозор и дополнительные источники информации относительно международных организаций современного мира, осуществлять сравнительный анализ основных документов по защите прав человека в современном мире, применять эти знания для анализа опыта современной общественной жизни, оценивать значимость деятельности организаций по защите прав, осуществлять поиск примеров в СМИ, систематизировать материал в хронологической таблице, готовить сообщение | 23.01 |
20 | Права ребёнка | Статус ребёнка. Права детей по Конвенции о правах ребёнка. Правовой статус малолетних в РФ: до 6 лет, с 6 до 10 лет, с 10 до 14 лет | Анализировать текст Конвенции, соотносить его с реальным опытом общественной жизни, определять собственную дееспособность в разном возрасте, анализировать ситуации из личного опыта по теме, выполнять проблемно-познавательные задания, соотносить собственный опыт с текстом Конвенции, сравнивать права взрослых и права детей, систематизировать в таблице материал о расширении дееспособности | 30.01 |
21 | Особенности правового статуса несовершеннолетних 14–18 лет | Дееспособность от 14 до 16 лет. Дееспособность от 16 до 18 лет. Постановка на воинский учёт | Устанавливать внутрикурсовые связи, осуществлять самооценку, характеризовать уровни дееспособности и систематизировать их в таблице, искать информацию о молодёжной политике, анализировать примеры жизненных ситуаций с точки зрения права | 06.02 |
22 | Обобщение, систематизация и контроль знаний по теме: «Правовой статус личности» | Текст выводов. Вопросы и задания. Задание-практикум: обобщать материал, запоминать главное, оценивать значимость правовых знаний, характеризовать свой правовой статус, выполнять проблемно-познавательные задания на основе юридических документов, разрешать жизненные ситуации на основе теоретических знаний | 13.02 | |
Глава 4. Правовое регулирование в различных отраслях права | ||||
23 | Гражданские правоотношения | Участники гражданских правоотношений: физические лица, юридические лица и их виды. Объекты гражданских правоотношений. Сделки и их виды. Заключение сделок. Защита имущественных прав граждан | Извлекать информацию из юридического источника в познавательных целях, применять новые знания к анализу школьной жизни и организации, приводить примеры из общественной жизни по теме, соотносить текст, схему и юридический документ, строить сложную схему, выявлять гражданские правоотношения, оценивать действительность сделки, определять свой опыт участия в гражданских правоотношениях, привлекать родителей к решению познавательных задач | 20.02 |
24 | Право собственности | Сущность юридического понимания собственности. Виды собственности. Основания возникновения права собственности. Основания прекращения права собственности. Особенности права собственности несовершеннолетних. Изменения прав собственности | Определять вид правомочий собственника, разграничивать виды собственности, в том числе на собственном опыте, извлекать учебную информацию из фотографий общественной жизни, оценивать законность изменений прав собственности, решать юридические и жизненные задачи на основе текста ГК РФ, оценивать законность собственных действий в отношении собственности, использовать опыт ближайшего окружения в учебных целях, имитировать в учебных целях гражданские правоотношения | 27.02 |
25 | Семейные правоотношения | Правовая характеристика семьи. Брак. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей. Права и обязанности детей. Расторжение брака | Применять внутрикурсовые связи, использовать опыт жизни в семье, характеризовать и оценивать значение юридических процедур в учебных целях, различать социальные и правовые характеристики семьи и брака, применять знания в решении жизненных проблем, составлять соответствующие рекомендации, соотносить нравственные и правовые оценки жизненных ситуаций | 06.03 |
26 | Жилищные правоотношения | Сущность и значение жилищного права. Жильё и его виды. Жилищные проблемы в современной России | Использовать внутрикурсовые связи и личный опыт в учебных целях, соотносить содержание различных юридических документов по одной проблеме, привлекать родителей к решению познавательных задач, оценивать свой жизненный опыт на основе новых знаний, характеризовать существующие социальные проблемы и подходы к их решению | 13.03 |
27 | Право и образование | Образование и его роль в жизни человека и общества. Виды и уровни образования. Образовательные стандарты. Типы образовательных учреждений. Развитие и роль образования в современном мире | Устанавливать внутрипредметные связи; использовать личный опыт обучения в образовательных целях, применять новые знания к оценке собственного процесса обучения, привлекать дополнительные знания из книг, характеризовать существующие социальные проблемы и подходы к их решению, выполнять проблемно-познавательные задания на основе юридических документов, имитировать в группе ситуации общественной жизни, характеризовать ситуацию в своём регионе, готовить сообщения, оценивать юридические акты и их проекты с личных позиций и позиций общественного развития, планировать собственный образовательный маршрут | 20.03 |
28 | Административные правоотношения | Сущность административного права. Административные правонарушения. Виды и наложение административной ответственности. Административная ответственность несовершеннолетних | Устанавливать внутрипредметные связи, использовать личный опыт обучения в образовательных целях, оценивать собственное поведение с точки зрения права, оценивать общественную опасность собственного поведения и его юридические последствия, решать познавательные задачи на основе юридических документов, характеризовать существующие социальные проблемы и подходы к их решению, оценивать характер правовой информации в СМИ, анализировать статистические данные, представленные в диаграммах и таблицах, привлекать опыт ближайшего окружения для решения познавательных задач | 03.04 |
29 | Трудовые правоотношения | Что такое труд. Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой договор: заключение и прекращение. Рабочее время и время отдыха. Трудоустройство несовершеннолетних | Устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи, анализировать эволюцию социальных явлений, оценивать значимость юридического оформления общественных отношений, применять новые знания в решении жизненных задач, анализировать нормативы в области труда и применять их к анализу общественных отношений, составлять резюме, привлекать материалы СМИ в учебных целях, оценивать свой опыт трудовой деятельности и свои интересы в сфере труда | 10.05 |
30 | Уголовные правоотношения Промежуточная аттестация | Что такое уголовное право. Виды преступлений. Уголовная ответственность и её виды. Смертная казнь: «за» и «против» | Устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи, анализировать статистические данные из диаграммы, сравнивать основные правовые категории, оценивать эволюцию социальных явлений, давать правовую и нравственную оценку смертной казни, оценивать различные позиции авторов, характеризовать степень общественной опасности преступлений и их видов, решать юридические задания из учебника, рабочих тетрадей и дополнительных материалов, находить примеры по теме в СМИ, проводить в группе социологический опрос | 17.04 |
31 | Несовершеннолетние и уголовный закон | Преступления против несовершеннолетних и юридическая ответственность за них. Преступления несовершеннолетних. Уголовная ответственность несовершеннолетних | Устанавливать внутрипредметные связи, выявлять связь правовых явлений, оценивать степень опасности преступлений несовершеннолетних, осуществлять рефлексию собственных социальных настроений, характеризовать связь личных качеств и правомерности поведения, оценивать правовые подходы к решению общественных проблем в разных странах, приводить примеры из СМИ, решать юридические задания | 24.04 |
32 | Обобщение и систематизация знаний по теме: « Правовое регулирование в различных отраслях права» | Текст выводов. Вопросы и задания. Задание-практикум: обобщать материал, запоминать главное, приводить примеры из общественной жизни, формулировать правила поведения, оценивать личностную значимость правового регулирования общественных отношений, определять вид правоотношений и юридический источник для их разрешения | 15.05 | |
33 | Что такое правовая культура? | Правовая культура личности. Правовая культура общества. Значимость повышения правовой культуры для жизни человека и развития общества | Оценивать значимость развития правовой культуры, характеризовать и оценивать уровень развития собственной правовой культуры и культуры ближайшего окружения, предлагать проекты развития правовой культуры | 22.05 |
34 | Итоговое повторение | 29.05 |
Поурочное планирование уроков обществознания 9 класса
№ | Тема урока | Характеристика основных видов учебной деятельности | Дата |
Введение | Выполняют смысловое чтение текста, соотносят свой жизненный опыт и содержание обучения, планируют собственную учебную деятельность | 01.09 | |
Глава 1. Главные вопросы экономики - 9 ч. | |||
Предмет экономики Стартовый контроль | Устанавливают межпредметные связи с историей, литературой и обществознанием, работают с различными источниками информации, анализируют и сопоставляют полученную информацию с личным опытом, раскрывают роль экономики в жизни общества, используют дополнительные источники информации | 08.09 | |
15.09 | |||
Блага. Свойства товара или услуги | Называют и характеризуют основные виды стоимости, устанавливают внутрипредметные связи, соотносят теоретический материал с жизненным опытом, систематизируют текстовой материал в схемах и таблицах, оценивают своё поведение с точки зрения потребителя товаров и услуг | 22.09 | |
Факторы производства | Устанавливают межпредметные связи с историей, раскрывают роль производства в удовлетворении потребностей общества, называют и характеризуют основные виды экономической деятельности, факторы производства, объясняют ограниченность факторов производства, суть проблемы экономического выбора, анализируют различные точки зрения | 29.09 | |
06.10 | |||
Экономическая жизнь общества | Устанавливают внутрипредметные связи, определяют мотивы собственного рационального поведения, соотносят теоретический материал с собственным жизненным опытом, приводят аргументы, подтверждающие собственную точку зрения, осуществляют умственные логические операции | 13.10 | |
Типы экономических систем | Различают и сопоставляют основные типы экономических систем; устанавливают внутри предметные связи; приводят примеры различных видов экономической деятельности, характеризуют рыночные отношения; называют, приводят примеры, сопоставляют различные виды рынков; характеризуют процессы интеграции и глобализации, высказывают суждения и аргументируют свою позицию, собирают и анализируют социальную информацию | 20.10 | |
27.10 | |||
Обобщение и контроль «Главные вопросы экономики» | Выполняют задания по материалам ФИПИ | 10.11 | |
Глава 2. Рыночный механизм хозяйствования - 4 ч. | |||
Механизм ценообразования. Законы спроса и предложения | Устанавливают межпредметные связи, комментируют схемы, дают определения основным экономическим понятиям, раскрывают на примерах законы спроса и предложения | 17.11 | |
Конкуренция и её виды | объясняют роль конкуренции в условиях рыночной экономики; комментируют схему, систематизируют материал в таблицу; раскрывают смысл понятий «монополистическая конкуренция», «монополия»; находят решение определённых экономических ситуаций | 24.11 | |
Рынок труда | Устанавливают межпредметные и внутрипредметные связи, различают виды заработной платы, анализируют исторические события в обществоведческих целях, соотносят полученные знания экономического характера со знаниями социальной направленности, находят дополнительную информацию в официальных документах, СМИ, сети Интернет | 01.12 | |
Обобщение и контроль знаний по теме: «Рыночный механизм хозяйствования» | Выполняют задания по материалам ФИПИ | 08.12 | |
Глава 3. Экономика предприятия. Экономика семьи - 4 ч. | |||
Роль предприятий в экономической жизни | Устанавливают межпредметные связи с историей и курсом обществознания, определяют разницу между коммерческой организацией и некоммерческой, раскрывают на примерах экономическую сущность различных предприятий, исследуют несложные практические ситуации, связанные с предпринимательской деятельностью | 15.12 | |
Организационно-правовые формы предприятий | Устанавливают связи с курсом обществознания, характеризуют основные формы предприятий, проводят сравнительный анализ и выявляют сходные и отличительные черты форм предприятий, используют дополнительные юридические источники | 22.12 | |
Экономика семьи | Называют, описывают и иллюстрируют примерами основные типы домохозяйств; называют, описывают и приводят примеры источников и видов доходов семьи; описывают закономерность изменения расходов семьи в зависимости от доходов; анализируют статистические данные и делать выводы; привлекают родителей к обсуждению данной темы | 29 .12 | |
Обобщение и контроль знаний по теме: «Экономика предприятия. Экономика семьи» | Выполняют задания по материалам ФИПИ | 12.01 | |
Глава 4. Деньги в рыночной экономике - 5 ч. | |||
Деньги: история и современность | Устанавливают межпредметные связи с историей и филологией, описывают виды денег, раскрывают на примерах функции денег, применяют знания о современной общественной жизни для решения познавательных задач, комментируют таблицы, анализируют их содержание, систематизируют материал в таблицу, находят актуальную информацию в интернет-источниках и СМИ | 19.01 | |
Банки и банковская система | Устанавливают межпредметные связи с историей и математикой, раскрывают значение понятия «банк», объясняют на конкретных примерах сущность депозитарной и посреднической функций банка, анализируют информацию, выполняют несложные расчёты и делать выводы | 26.01 | |
Кредиты и их роль в | Устанавливают межпредметные связи с курсом обществознания, сравнивают свой опыт и опыт ближайшего окружения по теме, заполняют схему и таблицу на основе текста, объясняют причины повсеместного распространения кредитования в современном мире, объясняют принципы работы банков и банковского кредитования | 02.02 | |
Роль страхования в | Объясняют необходимость страхования, иллюстрируют функции страхования примерами страховых случаев, систематизируют знания с помощью таблиц, раскрывают на примерах механизм страхования и виды страхования | 09.02 | |
Обобщение и контроль знаний по теме: «Деньги в рыночной экономике» | Выполняют задания по материалам ФИПИ | 16.02 | |
Глава 5. Роль государства в экономике - 8 ч. | |||
Государственное регулирование экономики | Устанавливают межпредметные связи с историей и внутрипредметные связи с курсом обществознания, осуществляют смысловое чтение текстов, заполняют схему на основе текста параграфа, характеризуют административные методы государственного регулирования экономики, обосновывают свою позицию по актуальным вопросам темы | 02.03 | |
Кредитно-денежное и валютное регулирование | Называют и иллюстрируют примерами основные инструменты кредитно-денежной политики государства, решают несложные экономические задачи, осуществляют поиск и обработку информации в сети Интернет | 09.03 | |
Экономический смысл | Устанавливают связь с историей и обществознанием, объясняют значение налогов в жизни государства и общества, характеризуют и иллюстрируют примерами виды налогов, находят и извлекают социальную информацию о налоговой политике государства из адаптированных источников различного типа, систематизируют знания с помощью табличных форм | 16.03 | |
Экономический рост. | Осуществляют смысловое чтение текста, переводят информацию из одной знаковой системы в другую, анализируют статистические данные, устанавливают связи с историей, дают определение понятиям «экстенсивный путь развития» и «интенсивный путь развития» и иллюстрируют примерами, анализируют информацию и делать выводы, осуществляют поиск информации в сети Интернет | 06.04 | |
Бюджет - дело государственной важности | Устанавливают внутрикурсовые связи, раскрывают и конкретизируют понятие «государственный бюджет», описывают процедуру разработки и принятия государственного бюджета, раскрывают основные статьи доходов и расходов государственного бюджета, дают характеристику соотношению доходов и расходов, систематизируют знания с помощью внутритекстовых схем и таблиц, расширяют полученные знания с помощью регионального аспекта | 13.04 | |
Государственная политика | Устанавливают внутрикурсовые связи; характеризуют безработицу как состояние рынка труда, называют и описывают причины безработицы, моделируют практические ситуации, связанные с причинами и последствиями безработицы, объясняют роль государства в обеспечении занятости, выражать собственное отношение к проблеме занятости и безработицы | 20.04 | |
Социальная политика | Определяют цели социальной политики государства, приводят примеры социальной защиты, дают оценку реализации модели социального государства в современной России, извлекают и анализируют дополнительную информацию, в том числе регионального характера | 27.04 | |
Обобщение и контроль знаний по теме: «Роль государства в экономике» | Выполняют задания по материалам ФИПИ | 04.05 | |
Итоговое повторение курса «Обществознание» Промежуточная аттестация | Выполняют задания по материалам ФИПИ | 11.05 | |
18.05 | |||
25.05 |