Граждановедение
Программа дополнительного образования по социально-гуманитарному направлению «Граждановедение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanovedenie.docx | 53.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шаталовская средняя школа
ПРИНЯТО Протокол заседания педагогического совета № 1 от 31.08.2021 | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________ И.С. Мамичева Приказ №193 а от 31.08.2021 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Граждановедение»
Возраст обучающихся: 12–18 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Слесарева Юлия Викторовна
пос. Шаталово - 1
2021 год
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по социально-гуманитарному направлению «Граждановедение» разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41);
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);
Актуальность.
В современных условиях перед нашим государством стоит задача превращения его в современное правовое государство. В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образование граждан, а, следовательно, включение в учебные программы школ различных курсов, кружков правового направления.
В настоящее время, когда многие традиционные нравственные ценности утратили свой смысл, в среде молодежи все больше распространяются правовой нигилизм, уход в себя, враждебность в отношениях между людьми. Но, как ни парадоксально, возникающее новое общество требует установки на взаимодействие, сотрудничество, открытость по отношению к окружающим людям, защиты своих собственных прав и уважения прав других. Таким образом, сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования у него гражданственности и личностного развития.
Актуальность программы определяется тем, что учащимся важно знать роль и значение права в их жизни и уметь защитить себя, отстаивая свои права.
Отличительная особенность программы.
В ходе воздействия обеспечивается глубокое понимание каждым молодым гражданином своей роли и места в обществе. Формирование качеств личности, развитие отрицательного отношения к правонарушениям, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности. Открывает перспективы для будущего развития личности, даёт возможность каждому ученику самоутвердиться.
Педагогическая целесообразность.
В современных условиях перед нашим государством стоит задача превращения его в современное правовое государство. В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образование граждан, а, следовательно, включение в учебные программы школ различных курсов, кружков правового направления. Дополнительная образовательная программа «Правовая азбука юного гражданина» поможет юным гражданам глубже уяснить смысл, сущность важных правовых норм, включенных в Конституцию страны.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации идет формирование правового и гражданского сознания, воспитание патриотизма, толерантного отношения к людям. Адресат программы: Программа предназначена для учащихся основной школы 6-11 класс (12-18 лет)
Объем и срок освоения программы: 1 год, программа рассчитана на 74 часов, реализуется в 6-11 классах, 2 часа в неделю.
Форма организации образовательного процесса: очная
Уровень программы – базовый
Программа способствует социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Так же доступна для детей:
- Проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдаленных территориях.
- С ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Программа может быть реализована в сетевой и дистанционной форме.
Цели кружка:
- Воспитание у молодых граждан России чувства любви к своему Отечеству и ответственности за её будущее.
- Формирование у учащихся гражданско-правовой культуры.
- Развитие личности гражданина.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правовым нормам, регулирующим взаимодействия людей, приверженности гуманистическим, демократическим ценностям, ценностям правового государства.
- Развитие отрицательного отношения к правонарушениям как фактору, подрывающему материальное и психологическое благополучие граждан.
- Формирование целостных ориентаций и убеждений школьников на основе личного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем.
- Восприятие идей гуманизма, предусматривающие:
- уважение прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
- формирование аналитических способностей, творческого мышления, а также умение на практике применять полученные знания;
- воспитание граждан правового демократического государства;
- формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования;
Задачи курса
- Способствовать развитию навыков самостоятельного осмысления социальных явлений.
- Развивать независимость, самостоятельность и критичность суждений об основных сферах жизни общества, организации и функционировании государственной власти.
- Поддерживать и развивать высокий нравственный уровень в коллективе.
- Развитие личности на исключительно важном этапе её социализации- подростковом возрасте, повышение уровня её духовно- нравственной, политической и правовой культуры.
- Становление социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка.
- Формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста.
- Освоение учащимися способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Результаты изучения «Граждановедения»:
Личностными результатами являются:
- Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства, на признании равноправия народов, единства разнообразных культур, на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций.
Метапредметные результаты проявляются
- В умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность.
- Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей.
-Умении выполнять познавательные и практические задания на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм.
-Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование собственной точки зрения.
Познавательными результатами кружка являются
- Относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей.
- Умения находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно её воспринимать.
Ценностно-мотивационные результаты:
- Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни;* приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.
На занятиях кружка, рассчитанного на два часа в неделю, также формируются навыки, умения, которые необходимы для успешного учения и самообразования:
- Навыки устного выступления и связанные с ним умения аргументировать свою точку зрения, слышать собеседника, уважать его мнение, высказывать свое отношение и вести дискуссию, способность отказываться от своей точки зрения ради истины.
- Умение самостоятельно выделять в теме дискуссионные вопросы, ставить их на обсуждение, брать инициативу на себя.
- Умение оценивать свой вклад и вклад товарищей в общую работу.
- Умение систематизировать знания.
- Умение использовать на занятиях все знания, которые ученик приобрел на других уроках, почерпнул их из художественной литературы, фильмов, собственного опыта.
Большое значение на занятиях имеют активные формы работы: деловые игры, викторины, тренинги, ситуативные, интерактивные методики. Это дает простор для творчества, включая ребят в активный процесс познания мира, людей и самих себя.
Большую часть времени учащиеся на занятиях говорят, спорят, доказывают, обсуждают, что способствует воспитанию в них плюрализма, консенсуса, толерантности.
Дидактическое и техническое оснащение:
Материально-технические:
- ноутбук;
- видеопроектор;
- демонстрационный экран
Дидактические:
- видеоролики
- методическая литература;
- мультимедийные презентации
Формы контроля:
К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребенка, сформированности его личностных качеств.
На протяжении всего учебного процесса предлагается проводить следующие виды контроля знаний:
- Беседа в форме «вопрос – ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания.
- Дискуссия как исследование или спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы убеждения. Дискуссия. - одна из важнейших форм коммуникации, метод решения проблем описания реальности и своеобразный способ познания. Позволяет лучше объяснить то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже члены кружка не приходят в итоге к согласию, они определенно достигают в ходе дискуссии лучшего взаимопонимания. Дискуссия полезна и тем, что она уменьшает момент субъективности, обеспечивая при этом общую поддержку убеждениям отдельного человека или группы.
- Участие в районных и областных конкурсах, олимпиада - представляет собой форму контроля, направленную на повышение уровня мотивации, активизацию познавательной, творческой активности учащихся, развитие и реализацию индивидуальных способностей каждого воспитанника.
- Практическая деятельность (подготовка сообщений, мультимедийных презентаций) – её целью является применение теоретических знаний обучающихся на практике.
Формы подведения итогов: защита сообщений и презентаций, участие в конкурсах, олимпиадах.
Направления работы:
Духовно-нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культура и образованности.
Политико-правовое – формирование глубокого понимания конституционного долга.
Патриотическое – воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, образа жизни, миропонимания.
Психологическое социально-общественное – формирование у подрастающего поколения высокой психологической устойчивости необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе.
Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
- Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
- Наглядные (демонстрация плакат, видео роликов, мультимедийных презентаций)
- Методическое обеспечение
Условием эффективности образовательного процесса является использование современных форм и методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический.
Нетрадиционные формы работы: тренинг, дискуссия.
Используемые технологии: личностно-ориентированная, групповые технологии, исследовательского (проблемного) обучения.
Занятия проводятся в кабинете компьютером с проектором.
Оценочные материалы: Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдения, собеседования, анализа информации о дальнейшем самоопределении обучающихся.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы | |||||||
Всего | Теория | Практика | ||||||||
Организационное занятие | 1 | 1 | Беседа | |||||||
Демократическое общество | 11 | 9 | 2 | Беседа, дискуссии, опрос | ||||||
Культура и человек | 9 | 7 | 2 | Беседа, дискуссии, опрос | ||||||
Человеке и личность | 5 | 4 | 1 | Беседа, дискуссии, опрос | ||||||
Принадлежность к государству | 8 | 7 | 1 | Беседа, дискуссии, опрос | ||||||
Твои права | 10 | 8 | 1 | Беседа, дискуссии, опрос. | ||||||
Ловушка для подростка | 8 | 6 | 2 | Беседа, дискуссии, опрос | ||||||
Что такое семья | 11 | 7 | 4 | Беседа, дискуссии, опрос | ||||||
Твои права школьник. | 5 | 4 | 1 | Беседа, дискуссии, опрос | ||||||
Трудовое право. | 6 | 5 | 1 | Беседа, дискуссии, опрос | ||||||
итого | 74 | 58 | 16 |
Содержание учебного плана
Раздел 1.Организационное занятие. (2час)
Задачи кружка, знакомство с программой на год. Первичная диагностика членов кружка.
Раздел 2 Демократическое общество
Теория
Происхождение слово демократия, развитие демократического общества в истории, цели демократии, л беральное учение. Школьное самоуправление как демократическая ячейка общества. Роль прездента в демократическом государстве. Роль детского самоуправления в школе. Избирательная система в РФ и в школьном самоуправлении.
Практика
Подготовка мультимедийной презентации о президенте РФ, подготовка мультимедийной презентации о школьном самоуправлении.
Раздел 3. Культура и человек.
Теория
Понятие культурного человека и культура общения. Правила общения по Дейлу Карнеги. Понятие Толерантность.
Практика
Подготовка сообщений «Человек и общество в учениях философов», дискуссия «Портрет» культурного человека». Тренинг - «Комплименты».
Раздел 4. Человеке и личность
Теория
Понятия человек, индивид, индивидуальность. Что такое личность. Социальнозначимые черты личности. Социализация личности. Великие личности (презентация).
Практика
Тренинг. Размышляя о самом себе. Дискуссия по теме.
Раздел 5. Принадлежность к государству.
Теория
Знакомство с понятиями гражданин, гражданство, государство, суверенитет. Мультимедийная презентация «сепаратизм и терроризм».
Практика
Дискуссия «Поступок достойный гражданина»
Раздел 6. Твои права.
Теория
Право и его роль в жизни общества. Правоспособность, дееспособность граждан. Конвенция о правах ребенка. Твои права школьник. Гражданские права Трудовое право о несовершеннолетних. Административное право. Уголовное право. «Преступление и наказание» (судебный процесс).
Практика
Правовой эрудит - «Знатоки отвечайте!». Дискуссия по теме.
Раздел 7 «Ловушка» для подростка
Теория
Вовлечение детей в преступную деятельность. Бродяжничество, попрошайничество. Проблемы подростка в современном мире
Практика
Дискуссия по теме. Подготовка сообщений. Анкетирование.
Раздел 8. Что такое семья.
Теория
Семья и её особенности в различных исторических этапах. Права детей в семье. Вступление в брак – права и обязанности. Отношения между родителями и детьми. Дети без родителей.
Практика
Дискуссия по теме. Проведение опроса среди членов кружка по теме «Друг ли ты своим родителям?». Подготовка сообщений. Выступление перед членами кружка.
Раздел 9.Твои права школьник.
Теория
Понятие и сущность образовательного процесса. Право на образование. Закон об образовании.
Практика
Дискуссия по теме.
Раздел 10. Трудовое право.
Теория
Трудовое право его сущность, особенности, Сравнение трудового права РФ с другими государствами. Реализация трудового права.
Практика
Дискуссия по теме.
Календарный учебный график
Тема | Форма занятия | Приемы и методы | Дидактические материалы | Техническое оснащение | Формы подведения итогов | Дата | |
Организационное занятие. Цели и задачи кружка. Техника безопасности. | Групповая | словесный | Беседа | 06.09 | |||
Демократический уклад государства | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 06.09 | ||
Демократический уклад школьной жизни | Групповая | словесный Наглядный | мультимедийная презентация, методические пособия | Компьютер с экраном и проектором | Беседа | 13.09 | |
Школьное самоуправление. | Групповая | словесный Наглядный | мультимедийная презентация, методические пособия | Компьютер с экраном и проектором | Беседа, опрос | 13.09 | |
Избирательное право. Принципы избирательного права. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 20.09 | ||
Избирательная система. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 20.09 | ||
Обязанности президента РФ. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 27.09 | ||
«О чём расскажет президент?» | Групповая | словесный Наглядный | мультимедийная презентация, методические пособия | Компьютер с экраном и проектором | Беседа, сообщения | 27.09 | |
Если бы я был президентом школьной республики | Групповая | словесный | Материалы ученической республики «Юнландия» | Беседа | 04.10 | ||
Обязанности школьного президента республики «Юнландия». | Групповая | словесный Наглядный | мультимедийная презентация, методические пособия | Компьютер с экраном и проектором | Беседа, дискуссия | 04.10 | |
Избирательная система в ученической республики «Юнландия» | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 11.10 | ||
Час вопросов и ответов | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия | 11.10 | ||
Человек культурный. «Портрет культурного человека» | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, сообщения | 18.10 | ||
Правила общения. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 18.10 | ||
Человек и общество в учениях философов | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, сообщения | 25.10 | ||
Правила общения по Дейлу Карнеги | Групповая | словесный Наглядный | мультимедийная презентация, методические пособия | Компьютер с экраном и проектором | Беседа | 25.10 | |
Как научиться не ссориться, жить дружно. Наука не обижать людей. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия | 01.11 | ||
Настроение другого человека | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 01.11 | ||
«Нужно ли учиться влавствовать над собой?» | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия | 08.11 | ||
Толерантность. Наука помогать людям. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия, опрос | 08.11 | ||
Час вопросов и ответов | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия, опрос | 15.11 | ||
Человек. Индивид. Индивидуальность. | Групповая | словесный Наглядный | мультимедийная презентация, методические пособия | Компьютер с экраном и проектором | Беседа | 15.11 | |
Что такое личность. Социально-значимые черты личности | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 22.11 | ||
Общество. Человек в обществе. Окружение подростка. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 22.11 | ||
Субкультуры | Групповая | словесный, видеометод | Видеоматериалы, мультимедийная презентация. | Компьютер с экраном и проектором | Беседа, дискуссия | 29.11 | |
Час вопросов и ответов | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия, опрос | 29.11 | ||
Российское Федеративное государство. | Групповая | словесный Наглядный | мультимедийная презентация, методические пособия | Компьютер с экраном и проектором | Беседа | 06.12 | |
Суверенитет РФ | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 06.12 | ||
Опасность сепаратизма и терроризма. | Групповая | словесный, видеометод | Видеоматериалы,. методические пособия | Компьютер с экраном и проектором | Беседа, дискуссия | 13.12 | |
Гражданин и гражданство. Гражданином быть обязан | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 13.12 | ||
Российское гражданство. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 20.12 | ||
«Поступок достойный гражданина» | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия | 20.12 | ||
Как добиться консенсуса, толерантности в обществе | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия, опрос | 27.12 | ||
Час вопросов и ответов | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 27.12 | ||
Право и его роль в жизни общества. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 10.01 | ||
Правоспособность, дееспособность гражданина. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 10.01 | ||
Конвенция о правах ребёнка. | Групповая | словесный Наглядный | мультимедийная презентация, методические пособия | Компьютер с экраном и проектором | Беседа, опрос | 17.01 | |
Административное право. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 17.01 | ||
Уголовное право. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 24.01 | ||
«Преступление и наказание» | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 24.01 | ||
Право на жизнь. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 31.01 | ||
Нет прав без обязанностей | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия, опрос | 31.01 | ||
Трудный подросток | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия | 07.02 | ||
Право выбора за тобой | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия | 07.02 | ||
Правовой эрудит | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия, опрос | 14.02 | ||
Час вопросов и ответов. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия, опрос | 14.02 | ||
Вовлечение детей в преступную деятельность. | Групповая | словесный, видеометод | Видеоматериалы, методические пособия | Компьютер с экраном и проектором | Беседа | 21.02 | |
Бродяжничество, попрошайничество. | Групповая | словесный, видеометод | Видеоматериалы, методические пособия | Компьютер с экраном и проектором | Беседа | 21.02 | |
Осторожно, наркотики! | Групповая | словесный, видеометод | Видеоматериалы, мультимедийная презентация | Компьютер с экраном и проектором | Беседа, дискуссия, опрос | 28.02 | |
Осторожно, интернет! | Групповая | словесный Наглядный | мультимедийная презентация, методические пособия | Компьютер с экраном и проектором | Беседа, дискуссия, опрос | 28.02 | |
«У меня зазвонил телефон…» | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия | 07.03 | ||
Час вопросов и ответов. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия, опрос | 07.03 | ||
Что такое семья? Семья в первобытном обществе и в современное время. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 14.03 | ||
Условия вступления в брак, как предпосылка к созданию семьи | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 14.03 | ||
Появление брачных отношений между людьми. Порядок регистрации и прекращения брака. Брачный контракт. Возраст вступления в брак | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 21.03 | ||
Права ребенка в семье. Личные права. Источники прав ребенка | Групповая | словесный Наглядный | мультимедийная презентация, методические пособия | Компьютер с экраном и проектором | Беседа | 21.03 | |
Обязанности родителей и детей. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия | 28.03 | ||
Друг ли ты своим родителям? Главное счастье в семье. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия | 28.03 | ||
Принятие решения в семье. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия | 04.04 | ||
Конфликтная ситуация в семье. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия | 04.04 | ||
«Мост доверия» | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия | 11.04 | ||
Усыновление детей. Ребёнок из детского дома. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия | 11.04 | ||
Час вопросов и ответов. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия, опрос | 18.04 | ||
Ученик - учитель, ученик - одноклассники. Связь понятий в образовательном процессе. | Групповая | словесный Наглядный | мультимедийная презентация, методические пособия | Компьютер с экраном и проектором | Беседа | 18.04 | |
Моральный кодекс класса | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 25.04 | ||
Для чего я хожу в школу и чему в ней можно научиться? | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия | 25.04 | ||
Закон об образовании. История появления.. Способы осуществления прав учащихся | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 02.05 | ||
Час вопросов и ответов. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия, опрос | 02.05 | ||
Трудовое право. История появления, структура, значение в настоящее время. | Групповая | словесный Наглядный | мультимедийная презентация, методические пособия | Компьютер с экраном и проектором | Беседа | 16.05 | |
Трудовое право и несовершеннолетие. Права детей по трудовому законодательству | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 16.05 | ||
Трудовой договор. Понятие, признаки, формы, пределы действия | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 23.05 | ||
Охрана труда в РФ. Особенности, отличия от других стран. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 23.05 | ||
Дисциплина труда. Трудовая книжка и другие документы, реализующие право на труд. | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа | 30.05 | ||
Час вопросов и ответов | Групповая | словесный | методические пособия | Беседа, дискуссия, опрос | 30.05 |
Список литературы
Литература для учащихся:
1 .Конституция РФ (Любое издание)
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Вяземский Е.Е. Граждановедение «Я- гражданин России» М.; Экзамен 2008.
4. Василенкова О. А. Основы правовых знаний. М. «Вита» 2003г
5. Мушинский О. В. Азбука гражданина. М.; 1996.
6. Никитин А. Ф. «Права человека» М, 2001 г
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.; 1997
8. Соколов Я. В. Граждановедение М.» 1996 г.
Литература для учителя:
1. Конституция РФ.
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Азаров А. Я. Права человека. Пособие для учителя. М.; 1998.
4. Василенкова О. А. Основы правовых знаний. М. «Вита» 2003г.
5. ВеликороднаяВ.А. и др. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. М.; Вако. 2006.
6. Данилова П. С. Активные формы преподавания курса «Граждановедение» (тренинги, деловые и ролевые игры)М.; 1994.
7. Дик Н. Ф. Правовые классные часы. Ростов- на-Дону «Феникс» 2007.
8. Акчурин Т. Ф. Некоторые особенности правовой подготовки средствами дополнительного образования \» Право в школе» №1.2007.
9. Всемирная программа образования в области прав человека. 2004 ООН.
10.Закон РФ «об образовании (дополн. 2007г).
11. Концепция модернизации российского образования.
12. Федеральный компонент государственного стандарта по истории.2006.
13. Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу. 2003.
14. Концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2005- 2007 годы.
15. Акчурин Т. Ф. Некоторые особенности правовой подготовки средствами дополнительного образованияЛ» Право в школе» №1. 2007
16. Болотина Т.В. Гражданское образование в год гражданственности \» История и обществознание в школе», №4, 2005, стр.35-37.
17. Жихаревич М. Е. Становление гражданина\ « Право в школе» № 1 2008.стр12-18.