Рабочая программа дополнительного образования «Иӈудота’’ вади’’хара’’» ( Слово заветное, заповедное)
Программа "Слово заветное, заповедное"(Иӈудота’’ вади’’ хара’’) направлена на популяризацию краеведческих знаний. Она является эффективным вспомогательным средством для расширения кругозора учащихся, позволяет дополнять и развивать комплекс знаний, приобретенных в основной системе образования в рамках реализации краевого НРК на различных ступенях общего образования при изучении обязательных предметов «Культура народов Ямала».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_slovo_zavetnoe_zapovednoe.docx | 145.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыскаменская школа-интернат»
Рабочая программа дополнительного образования
«Иӈудота’’ вади’’хара’’»
( Слово заветное, заповедное)
Направление: культурологическое
(Для возрастной категории 7 – 15 лет)
на 2018 – 2019 учебный год
Автор-составитель:
воспитатель МКОУ «Мыскаменская школа-интернат»
Борискина Майя Дмитриевна
с.Мыс Каменный
2018год
Пояснительная записка
Рабочая программа по дополнительному образованию «Иӈудота’’ вади’’хара’’»разработана в соответствии с:
- ФЗ № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;
- Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утвержденным 26.06.2012 года приказом Мин.обр №504);
- Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Мин.обр.науки России от 11.12.2006 № 06-1844);
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Уставом МКОУ "МШИ" (далее ШИ);
- СанПин, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно- воспитательного процесса» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189)
Рабочая программа соответствует требованиям Стандарта второго поколения; учитывает особенности образовательного учреждения, его организационную структуру, запросы участников образовательного процесса; предоставляет возможность взаимодействия с социальными партнерами, использования ресурсов социума.
Рабочая программа дополнительного образования «Иӈудота’’ вади’’ хара’’»разработана на основе научно-методического пособия Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. «Ненцы. Уроки предков»;Бочкарева С.В. «Природосообразность жизненного уклада народов Крайнего Севера, основанного на эмпатическом познании природы. Элективный курс; Окотэтто Е.Н. Пособие для воспитателей «Ненецкий фольклор для детей»,
Актуальность:
В современном поликультурном мире необходимо помочь детям не потерять свои корни. В связи с этим, особую актуальность приобретает проблема приобщения детей к истории и культуре своего народа, воспитание у них бережного и уважительного отношения к духовному наследию народов России.
Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями своего народа, духовно нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.
Педагогическая целесообразность.
Поэтому одним из приоритетных направлений моей работы по приобщению детей к культуре своего народа является ознакомление детей младшего школьного возраста с традициями и обычаями, малыми фольклорными формами:
Пословицы и поговорки ( вади’’хара’’);
Наставления и заповеди (Табеко’мэтавада’’хара’’);
Поверья, обереги (Пунрава’, лэтрева’вада’’);
Приметы (Пунӈэмэтавада’’);
Напутствия, пожелания, просьбы (Табекова’, хынумдава’вада’’).
Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к пониманию, что их край – это частица Родины. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих на этой земле народностей. Ибо лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.
Хотя жизнь в тундре детям знакома не понаслышке, в ходе реализации программы дети приобретут углубленные знания об этикете, обычаях, обрядах, привычках.
Программа «Иӈудота’’ вади’’ хара’’»( слово заветное, заповедное) направлена на
популяризацию краеведческих знаний. Она является эффективным вспомогательным средством для расширения кругозора учащихся, позволяет дополнять и развивать комплекс знаний, приобретенных в основной системе образования в рамках реализации краевого НРК на различных ступенях общего образования при изучении обязательных предметов «Культура народов Ямала».
Цель программы:
Приобщение детей к уникальной культуре своего народа и сохранение опыта предков для подрастающего поколения через малые формы детского фольклора.
Задачи:
Обучающие:
- обобщить и расширить знания детей о традициях, этикете, обычаях, обрядах, играх народов Севера;
- формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;
- совершенствовать у детей исследовательские умения: умение анализировать, задавать вопросы, обобщать, сравнивать, делать выводы;
- прививать уважение к женщине и формировать чувство долга перед потомками, т.к. прошлое и будущее неразрывно;
- научить применять полученные знания и умения для адаптации в будущей жизни.
Развивающие:
- развивать владеть исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы;
- развивать познавательную активность учащихся;
- расширять кругозор, углублять знания об истории своего народа, роли национальной культуры в современной жизни человека;
- развивать творческие способности воспитанниковпосредством применения исследовательского метода и метода проектов
- развивать чувство красоты, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
- формировать зрительскую культуру воспитанников через восприятие произведений искусства;
- раскрывать творческий потенциал детей через свободу творчества при создании образов этнических групп.
Воспитательные:
- формировать представление о духовных ценностях народа, об истории развития и взаимодействия национальных культур Ямала;
- формировать у учащихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;-
- воспитывать и формировать эстетические вкусы подрастающего поколения на основе традиционной культуры;
- воспитывать творчески активную и самостоятельную личность с нравственной позицией и нравственным самопознанием;
- воспитывать в детях доброе отношение к своим близким и родным, окружающим детям, взрослым;
- развивать самооценку ребенка;
- воспитывать художественный вкус, культуру поведения, интерес и любовь к родной культуре;
- формировать навыки здорового образа жизни, создать условия для развития личности ребенка.
Новизной и отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является ее многофункциональность: в ней решается не только образовательная задача, но еще идет процесс воспитания.
Важным принципом, на котором основывается данная программа, является принцип взаимосвязи обучения и развития, то есть программа построена на основе обучения, которое носит развивающий характер.Идет формирование просвещенной личности, ребенок познает и общечеловеческие ценности, которые способствуют уважению своего народа, развивает чувство любви и нежности, гордости.
Содержание знаний в программе построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается изучением предыдущих.
Таким образом, новые знания будут опираться на пройденный учебный материал.
Программа составлена с учетом требований современной педагогики, знания возрастных, психолого-педагогических, физических и национальных особенностей детей данного возраста.
Рабочая программа«Иӈудота’’вади’’ хара’’» (слово заветное, заповедное)рассчитана на детей начальных классов, но не исключается возможность посещения занятий детьми более позднего возраста. Она соответствует данной возрастной группе, посильна, доступна, предназначена для педагогов дополнительного образования, воспитателей, преподавателей предметов регионального цикла.
Организационно-педагогические условия.
Целевая аудитория:возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7-10 лет, оптимальное количество детей в группе 10–15 человек.
Объём программы:35 часов.
Программа реализуется в течение годаиз расчёта 1 час в неделю, продолжительность занятий составляет 40 минут.Она может быть полностью реализована на базе определенного образовательного учреждения или частично, когда различные образовательные учреждения используют только интересующие их отдельные разделы и темы программы.
Программа содержит опыт работы автора программы по приобщению детей к региональному компоненту.
Планируемые результаты реализации программы
В ходе решения системы программных задач у воспитанников могутбыть сформированы следующие способности:
Предметные результаты:
- участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами;
- разыгрывать народные сказки и инсценировать произведения малых фольклорных форм;
- уметь применить речевые фольклорные обороты в быту;
- иметь представления о народных праздниках северных народов, их обрядах и традициях (Вороний день, Медвежьи игрища, Масленица)
- использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы);
- инсценировать и уметь импровизировать;
- знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом;
- владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания колыбельной песни;
Метапредметные результаты:
- - участие в локальных мероприятиях
- -просмотр инсценировок, подготовленных обучающимися - воспитанниками;
- - участие в тематических праздничных программах в школе;
- - участие в районных конкурсах.
Личностные результаты:
- - четкая разработанность критериев оценивания сформированности компетентности учащихся;
- - ориентация на проверку реальных достижений учащихся (степень продвижения учащегося в овладении предметных и метапредметных умений и навыков);
- - использование новых видов, форм, методов учитывающих индивидуальные особенности обучающихся.
Ожидаемые результаты обучения
Работа по приобщению детей к национальной культуре народов Севера предполагает ожидать следующие результаты:
- воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего свой народ, культуру и традиции;
- осознанию ребенком себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Ямала, желающие внести свой вклад в его развитие.
Изучая традиции, жизнь и быт своего народа дети усваивают:
- нравственные ценности и нормы поведения в обществе;
- гуманность человеческих взаимоотношений;
- начало интернационализма, которое предполагает уважительное отношение ко всем жителям нашего региона;
- проявление любви к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения;
- учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.
У детей формируются
- мировоззрение,
- национальное самосознание,
- нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине.
Дети свободно могут использовать знания фольклора, применять в повседневной жизни. Будут иметь представления об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни коренных народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа. Чувствовать свою сопричастность к миру, осознавать родовую связь с природой. Адаптироваться в любом регионе России независимо от национальности.
Выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе
Требования к уровню подготовки
По окончании обучения обучающиеся
Должны знать:
- детский фольклор, малые фольклорные формы; (потешки, дразнилки, молчанки, считалки, игры);
- устный фольклор (пословицы и поговорки, загадки, сказки);
- короткие попевки для выработки певческого дыхания;
- знать 2-3 национальных танца.
- традиции, обычаи, игры;
Должны уметь:
- использовать в своей речи устный фольклор:
- Пословицы и поговорки (вади’’хара’’);
- Наставления и заповеди (Табеко’мэтавада’’хара’’);
- Поверья, обереги (Пунрава’, лэтрева’вада’’);
- Приметы (Пунӈэмэтавада’’);
- Напутствия, пожелания, просьбы (Табекова’, хынумдава’вада’’);
2. петь короткие попевки для выработки певческого дыхания;
3. исполнять 3-4колыбельных песен, разученных по слуху;
4. исполнять 2-3 национальных танца.
Планируемый результат: литературно – музыкальная композиция по сказке
Методы и приемы обучения:
- наглядный, словесный, практический;
- - беседы с детьми;
- - наблюдение за природой;
- - слушание национальных песен, сказок;
- - разыгрывание для детей и самими детьми сказок взрослыми с привлечением родителей;
- - инсценировки песен и малых фольклорных форм.
Принципы построения педагогического процесса:
- Индивидуальный подход - учет индивидуальных особенностей ученика в процессе обучения.
- Доступность – подача информации с учетом возрастных особенностей развития памяти, внимания и мышления.
- Целенаправленность – соответствие результатов определенной цели.
- Преемственность – опора на ранее полученные знания и опыт учащегося.
- Результативность – овладение процессуальными знаниями умениями.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
Ценностные установки:
- уважение ко всем;
- стремление к познанию и истине;
- целеустремлённость;
- настойчивость;
- бережливость;
- трудолюбие.
Формы и виды контроля
Основной формой работы с детьми являются:
- групповые занятия для изучения теоретического материала по темам;
- практические занятия с индивидуальным подходом к каждому ребёнку, так как каждый обучающийся может проходить программу со своим темпом (в зависимости от персональных способностей и частоты посещения занятий).
- творческое применение полученных знаний, умений, навыков в игровой, театральной и продуктивной деятельности; проектной деятельности по темам курса;
- взаимодействие с родителями, с старшими воспитанниками: организация игр, праздников, мастер-классов и др.;
- индивидуальная деятельность (получаемый продукт) – результат работыодного человека. В дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ воспитанников для использования в перспективе для театральных постановок).
Содержание программы
- Вводное занятие по теме«История народных промыслов, обрядов и традиций народов Ямала».
- «Человек – как часть природы». Экскурсия в тундру. Просмотр отрывка из фильма «Уроки предков».
- Фольклор - как объект исследования. Что такое фольклор. Жанры фольклора. Содержание работы объединения, цели и задачи.
- Детский фольклор. Потешки и пестушки как один из видов народного творчества, их назначение. В чем разница между потешками и пестушками. Примеры из жизненного опыта детей. Колыбельная песня – первое знакомство ребенка с музыкальным народным творчеством. Разучивание колыбельной песенки. Виды игр и их особенности. Игры с детьми.
Устное народное творчество. Предписания, разрешения и запреты в ненецких пословицах и поговорках. Аукцион пословиц и поговорок. Загадки, как один из самых поэтических жанров устного народного творчества. Аукцион загадок. Жанровые особенности ненецких сказок. Преемственность традиций в семье сказителей. Чтение сказок и их обсуждение: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки, мифы и легенды.Просмотр отрывка из фильма «Уроки предков».
- Обряды, обычаи, праздники. Правила поведения женщины в чуме, в стойбище. Правила поведения детей: девочек, мальчиков. Гостевой этикет. Обряд, связанный с рождением ребенка. Обряд очищения. Погребальный обряд. Просмотр отрывка из фильма «Уроки предков», «Удивительное путешествие в тундру».
- Театральная постановка. Работа над театральной постановкой. Выработка чувства ритма. Обучение умению подражать голосам птиц, сочетать пение с движением и игрой. Выработка осанки, пластики движений. Разучивание движений животных, птиц для дальнейшего использования в танцах.
- Аттестация обучающихся. Показ театрально – музыкальной композиции по мотивам сказок.
- Итоговое занятие.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Название темы | теория | практика | всего |
1. | Вводное занятие. | 1 | - | 1 |
2 | Человек – как часть природы. | 2 | 1 | 1 |
2. | Детский фольклор. | 19 | 2 | 17 |
3. | «Обряды, обычаи, праздники» | 5 | 2 | 7 |
4. | Театральная постановка. | 1 | 4 | 5 |
6. | Итоговое занятие. | 1 | - | 2 |
Итого: | 35 | 26 | 9 | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы / Тема | Количество часов | ||
На раздел | На теорию | На практику | ||
I | Вводное занятие по теме: | 1 | 1 | - |
1 | «История народных промыслов, обрядов и традиций народов Ямала» | 1 | - | |
II | «Человек – как часть природы» | 2 | 1 | 1 |
2 | Экскурсия в тундру. | - | 1 | |
3 | Просмотр отрывка из фильма «Уроки предков» с последующим обсуждением. | 1 | - | |
III | 3. Фольклор - как объект исследования. Что такое фольклор. Жанры фольклора. | 19 | 17 | 2 |
4-5 | Колыбельная - нюкубц (Слова - педпевки) | 2 | - | |
6 | Потешки ипестушки | 1 | - | |
7 | Устное народное творчество | 1 | - | |
8 | Пословицы и поговорки (вади’’хара’’); | 1 | - | |
9 | Наставления и заповеди (Табеко’мэтавада’’хара’’); | 1 | - | |
10 | Поверья, обереги (Пунрава’, лэтрева’вада’’); | 1 | - | |
11 | Приметы (Пунӈэмэтавада’’); | 1 | - | |
12 | Напутствия, пожелания, просьбы (Табекова’, хынумдава’вада’’). | 1 | - | |
13 | Итоговая викторина по теме раздела. | 1 | - | |
14-15 | Работа над мини - проектом «Ненецкий фольклор для детей» | - | 2 | |
16 | Сказки – Лаханако. | 1 | - | |
17 | Жанровые особенности ненецких сказок. | 1 | - | |
18-19 | Чтение сказок и их обсуждение: бытовые сказки. | 1 | - | |
20-21 | Чтение сказок и их обсуждение: сказки о животных. | 2 | - | |
22 | Итоговая викторина по теме раздела. | 1 | - | |
IV | «Обряды, обычаи, праздники» | 7 | 5 | 2 |
23 | Правила поведения женщины в чуме, в стойбище. Просмотр отрывка фильма «Удивительное путешествие в тундру» | 1 | - | |
24 | Гостевой этикет | 1 | - | |
25 | Обряд, связанный с рождением ребенка. | 1 | - | |
26 | Обряд очищения | 1 | - | |
27 | Итоговая викторина «Обряды, обычаи, праздники» | 1 | - | |
28-29 | Работа над мини – проектом «Обряды. Обычаи. Праздники». | - | 2 | |
IIV | Театральная постановка. | 5 | 1 | 4 |
30-31 | Работа над театральной постановкой. | 1 | 1 | |
32-33 | Чувство ритма. Пластика. Подражание повадкам птиц и животных севера. | - | 2 | |
34 | Аттестация обучающихся.Показ театрально – музыкальной композиции по мотивам сказок. | - | 1 | |
35 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | - |
Итого за год: | 35 | 26 | 9 | |
Формы контроля промежуточных результатов:
В течение учебного года осуществляется текущий контроль освоения учебной программы и развития творческих способностей детей, тестирование с целью проверки усвоения теоретических знаний и приобретения практических навыков.
После прохождения каждой темы осуществляется тематический контроль:
викторины, мини-проекты по темам раздела с целью закрепления знаний и проверки
навыков.
А в конце учебного года показ литературно – музыкальной композиции на основе пройденных тем, чтобы показать работу объединения родителям, обучающимся других объединений, коллегам.
По окончании курса обучения учащиеся расширяют свой кругозор, овладевая определенным комплексом знаний и умений:
- Формируется навык творческой деятельности;
- Умеют понимать и применять термины;
- Приобретают навык коллективной работы
- Формируется дружеское, доброжелательное общение в коллективе.
Этапы педагогического контроля
№ п/п | Вид | Цель | Форма методы диагностики | Сроки |
1 | Вводный | Анкетирование (это не цель) в начале учебного года | Анкетирование | Октябрь |
2 | Текущий | Отслеживание знаний, умений и навыков, полученных в ходе проведения занятий | Беседы Педагогическое наблюдение | Еженедельно |
3 | Промежуточный | Отслеживание результатов усвоения учащимися знаний, умений, навыков, полученных при прохождении определенного раздела программы | Викторина, мини - проект | Конец каждой четверти |
4 | Итоговый | Участие учащихся в выставках детского творчества разного уровня | Театральная постановка с использованием полученных ЗУН | Апрель |
Методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Для успешной реализации образовательного процесса необходимо иметь
следующие материалы и оборудование:
Просторный, светлый кабинет, разделенный на функциональные зоны:
- зона для занятий;
- библиотечная зона для методической литературы;
- офисная бумага формата А4;
-канцелярские принадлежности: тетради, карандаши цветные, карандаши простые, ластики, альбомы;
-мультимедиа: компьютер, проектор.
Литература для детей:
- Бармич М.Я, В.Н.Няруй. Ненецявада. Просвещение ,2005г.
- Лапцуй Л.В. Песни мои – детям. М.: Просвещение, 2001. – 89 с.
- Няруй В.Н., СэрпивоВ.М. «Ненцы. Уроки предков»//научно-методическое пособие для педагогов и родителей. Санкт- Петербург 2005г.
- Окотэтто Е.Н. «Ненецкий фольклор для детей» Пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: «Алмаз – граф», 2013. – 63с.
- Приходько «Хомани». Изд. Светлячок.2005г.;
- Северные родники / Автор – составитель Л.В. Федорова, Тюмень: Изд-во Института проблем освоения народов севера СО РАН, 2001.448с., 16 цв.ил.
- Явтысый П.А. Вына '' Я Ненэйвадавнападвылаханама”./ Прокопий Явтысый. - Таллин, 2005. - 127с.
- Явтысый П.А. Тундровичок : [книга для дополнительного чтения] / П. А. Явтысый, М. И. Ледкова. - Изд. 2-е, перераб. - Ленинград : Просвещение, 1985. - 80 c.
- Явтысый П.А. Зов морошковой земли : стихи и рассказы / П.А. Явтысый; пер. с ненец. В. Гордеева. - Москва: Детская литература, 1989.-143с.
- Явтысый П.А. Проталинки : стихи для детей / П.А. Явтысый; пер. с ненец. Владимира Гордеева ; предисл. Р. Канюкова. - Нарьян-Мар , 2008-28с.
- Ямальскийкалейдоскоп / Автор – составитель Л.В. Федорова, Тюмень: Изд-во Института проблем освоения народов севера СО РАН, 2003. 263,12 цв. ил
Литература для педагогаи интернет - источники:
- 2. Ахадов Э. Золотые страницы ненецкого народа ( http://www.stihi.ru/2006/08/29-2285 )
- 3. Бармич М.Я. Семантика личных имён ненцев // Лексико-грамматические исследования языков народов севера СССР. - Л.: ЛГПИ, 1980, с. 83-102.
- Бармич М.Я, В.Н.Няруй. Ненецявада. Просвещение ,2005г.
- Борго Т.И., В.Т.Галкин. Культура народов Ямала. Просвещение, 2004.
- Васильев В.И.Проблемы формирования северо самодийских народностей. //М.-1979
- Василевич Г.М. «Домашние и шаманские верования коренных народов Севера», 1971.
- Головнёв А.В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. - Екатеринбург: УрО РАН, 2004.-344 с.
- Головнев А.В. «История Ямала» Тобольск 1992 г. ГОУ ДПО «ЯНОИПКРО», г. Салехард;
- Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995г.;
- Долгих Б.О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. М.,Л., 1970.;
- Куприянова З.Н. Основные жанры ненецкого (юрако-самоедского) фольклора: Дисс. канд. филол, наук. Л., 1947. 150 с.
- Куприянова З.Н. К характеристике ненецкого эпоса. - Учен.зап.Лен.гос.пед.ин-та им.А.И.Герцена, 1954, т. 101.
- Куприянова З.Н. Ненецкий фольклор. Л.: Просвещение, 1960
- Куприянова З.Н. Эпические песни ненцев . М., 1965.
- Куприянова З.Н. Историко-бытовые основы ненецкого эпоса. //Языки и фольклор народов Крайнего Севера. Л., 1965.
- Лар Т. Давайте любить свою землю: Сборник песен. Новосибирск: НГУ, 2012. 22 с.
- Леонид Лапцуй «Иӈудота’’вади’’ хара’’». Слово заветное, заповедное: Поэтические афоризмы (на ненецком языке) / Составитель Е.Г.Сусой. Санкт – Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2004. - 207 с.
- Мухачёв А.Д. Путешествие в мир оленеводов. Новосибирск, 2001. 257с.
- Мухачёв А. Ненцы: психология аборигена, традиции и современность // Ямальский Меридиан, 2002, № 1 с.34 - 37.
- Неркаги А.П. «Молчащий» Тюмень «Софт Дизайн» 1996 г.
- Няруй В.Н., СэрпивоВ.М. «Ненцы. Уроки предков»//научно-методическое пособие для педагогов и родителей. Санкт- Петербург 2005г.
- Окотэтто Е.Н. «Ненецкий фольклор для детей» Пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: «Алмаз – граф», 2013. – 63с.
- Ю.Попов, Н.Цимбалистенко. Мифология, фольклор Ямала. Просвещение.2005.
- Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994. 178 с.
- Харючи С.Н. Современные проблемы коренных народов Севера. Томск, 1999. 78 с. Приложение к работе : Тематическая презентация.
- Хомич Л.В.Ненцы. Историко-этнографические очерки. М., Л, 1966, 2-е изд. Спб., 1995г.;
- . Терещенко Н.М. Ненецкий эпос. 1990.
- 20. Тонков 164--171, 181--185; Щербакова, 1960, с. 37-^0, 75--84, 84-- 87; Ненянг, 1992, с. 81--84
- Хомич Л. В. Ненецкие предания о сихиртя // Фольклор и этнография. Л., 1970.
- Хомич Л. В. О некоторых предметах культа надымских ненцев // Сб. МАЭ. Л., 1971. Т. XXVII.
- Хомич Л. В. Представления ненцев о природе и человеке // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., 1976.
- Хомич Л. В. Религиозные культы у ненцев // Памятники культуры народов Сибири и Севера(вторая половина XIX-начало XX в.). Л., 1977.
- Хомич Л.В. Шаманы у ненцев.//Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л., 1981.
- Хомич Л.В. Реальность и фантазия в фольклоре ненцев // Фольклор и этнография . У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Л.: Наука, 1984. С. 142--149
- Хомич Л.В. Ненцы. - СПб.: Русский двор, 1995
- Хомич Л.В. Сборник ранних научных статей.-Салехард: ГУП ЯНАО «Издательство «Красный Север»», 2008.-224с.
- Хомич Л.В Влияние христианизации на религиозные представления и культы ненцев // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина ХIХ-ХХ в.). Ленинград, 1979. С. 12-28.;
- Харючи Г.Г. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»
- Щербакова Л.М. Ненэця " вадако'. Л., 1960. 70 с.
- Янгасова Н.М. Ненецкие сказки и эпические песни сюдбабц", ярабц". [ред М. Я. Бармич] ; Научный центр гуманитарных исследований коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа. - Томск : Издательство Томского университета, 2001. - 289, [3]