Методическая разработка занятия - семинара "Повторение и обобщение знаний по дисциплине "Статистика"

СТАХИРЯК ЕЛЕНА ИГОРЕВНА

В методической разработке составлены базовые вопросы программы ОП.02 "Статистика" для специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учёт  (по отраслям)" ба зовой подготовки. В работе содержится перечень вопросов и заданий для проведения занятия - семинара по теме "Повторение и обобщение знаний по дисциплине "Статистика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9._metod._razr._seminara_po_stat.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Государственный университет морского и речного флота

имени адмирала С.О. Макарова»

Печорское речное училище –

филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Учебно-методический комплекс дисциплины

ОП.02 Статистика

СТАТИСТИКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЗАНЯТИЯ - СЕМИНАРА

«ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТАТИСТИКА»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КУРСА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.01

«ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ (ПО ОТРАСЛЯМ)»

базовой подготовки

Печора, 2017 г.

Стахиряк Е. И.

Математика: методическая разработка занятия - семинара «Повторение и обобщение знаний по дисциплине «Статистика» – Печора, 2017 г. – 15 с. В методической разработке составлены все базовые вопросы программы дисциплины ОП.02. «Статистика» для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» базовой подготовки.

Предназначено для преподавателей и обучающихся.

Рассмотрено на заседании ПЦК общетехнических дисциплин, протокол № ____ от « ___» ________2017 г.

Составитель: Стахиряк Елена Игоревна, преподаватель ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»


АННОТАЦИЯ

1.1. Нормативная база

Методическая разработка «Повторение и обобщение знаний по дисциплине «Статистика» разработана на основании следующих нормативных документов:

- программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ),  федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» базовой подготовки.

– рабочей программы учебной дисциплины ОП. 02. « Статистика».

1.2 Общие положения

Данная разработка рекомендована для преподавателей и учащихся 2 курса заочной формы обучения.

Занятия по учебной дисциплине «Статистика» проводятся за счет учебного времени, выделяемого ППСЗ ФГОС СПО.

Содержание методической разработки отвечает требованиям к уровню подготовки обучающихся, предусмотренных ППСЗ ФГОС СПО.


СОДЕРЖАНИЕ:

Пояснительная записка

5

1.

Сводка и группировка статистических данных

7

2.

Способы наглядного представления статических данных

8

3.

Абсолютные и относительные величины в статистике

9

4.

Средние показатели и показатели вариации

10

5.

Экономические индексы

11

6.

Выборочное наблюдение

12

7.

Статистическое изучение связей между явлениями

13

8.

Ряды динамики

14

Список используемой литературы и интернет-ресурсы

15


Пояснительная записка

Статистика – это наука, которая изучает социально-экономические явления в жизни общества с их количественной стороны, разрабатывает приемы и методы для  анализа структуры, динамики и взаимосвязей социально-экономических явлений. Все закономерности и взаимосвязи выявляются с помощью различных математических расчетов.

Учебная дисциплина «Статистика» входит в общий профессиональный цикл (ОП.02) дисциплин обязательной части циклов ППССЗ. Учебная дисциплина «Статистика» является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.

Изучение дисциплины ориентировано на достижение следующих целей:

  • раскрыть предмет и метод статистики как науки, задачи её организации в условиях рыночной экономики;
  • помочь студентам овладеть основными приёмами обработки статистических данных, приобрести навыки вычисления статистических показателей;
  • познакомить с формами и порядком статистической отчётности.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.

При изучении дисциплины обращается внимание на её прикладной характер, показывается, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала ведётся в форме, доступной пониманию студентов.

Статистика требует знаний в области экономической теории, экономики отрасли, экономики предприятия, математической статистики и теории вероятностей.

Дисциплина «Статистика» призвана ознакомить студентов с методологией расчета важнейших статистических аналитических показателей, научить использовать данные методы в прикладных исследованиях, делать правильные выводы на основе анализа тщательно собранных и обработанных цифровых данных.

Изучение дисциплины предусматривает лекционные и практические знания, выполнение контрольной работы, экзамен.

В данной методической разработке содержится перечень вопросов и заданий для проведения занятия-семинара по теме: «Повторение и обобщение знаний по дисциплине «Статистика».


1. СВОДКА И ГРУППИРОВКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

I. Вопросы:

1) Определение статистической сводки.

Виды сводки. Программа статистической сводки. Результаты сводки.

2) Группировка статистических данных. Группировочные признаки. Формулы Стерджесса. Виды группировок. Факторные и результативные признаки. Перегруппировка статистических данных.

3) Ряд распределения. Виды рядов, их элементы. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята и огива.

II. Тесты и задачи.

Стр. 54 – 57.


2. СПОСОБЫ НАГЛЯДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

I. Вопросы:

1) Статистические таблицы. Подлежащее  и сказуемое  статистической таблицы.  Простые, групповые и комбинированные статистические таблицы.

Правила построения таблиц.

Структурный и содержательный анализ статистических таблиц.

2) Статистические графики.

Элементы статистического графика: графический образ; поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика. Виды графиков.

3)Классификация графиков. Диаграмма сравнения. Статистические карты.

II. Тесты и задачи.

Стр. 87 – 88.


3. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ В СТАТИСТИКЕ

I. Вопросы:

1) Статистический показатель. Виды показателей.

2) Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей.

3) Коэффициенты, проценты, промилле в статистике.

4) Относительные показатели динамики, плана, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения.

II. Тесты и задачи.

Стр. 98 – 100.


4. СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАЦИИ

I. Вопросы:

1) Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая.

2) Правило мажорантности степенных средних в статистике. Расчёт среднего показателя способом моментов.

3) Взвешенные и невзвешенные (простые) средние степенные величины в статистике.

4) Вариация. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратичное отклонение. Способы расчёта дисперсии. Относительные показатели вариации: коэффициенты осцилляции, вариации.

5) Структурные средние: мода, медиана. Квартили, децили и перцентили. Квартальные и децильные коэффициенты.

II. Тесты и задачи.

Стр. 119 -121.


5.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ

I. Вопросы:

1) Индексы. Классификация индексов в статистике по степени  охвата явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления.

2) Индивидуальные и общие индексы.

Агрегатный индекс. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов.

3) Факторный анализ.

II. Тесты и задачи.

Стр. 140 -142.


6. ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

I. Вопросы:

1) Выборочное наблюдение. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Бесповторный и повторный отбор.

2) Виды выборки: собственно – случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике.

3) Генеральная и выборочная совокупности, их характеристики.

4) Определение объёма выборки.

5) Методы оценки результатов выборочного наблюдения.

II. Тесты и задачи.

Стр. 178 -181.


7.СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ

 I. Вопросы:

1) Причинно – следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи. Функциональная  связь и статистическая зависимость. Прямая и обратная связь. Линейные и нелинейные связи.

2) Корреляция. Парная, частная  и множественная корреляция. Корреляционный анализ. Коэффициенты корреляции.

3) Корреляционно - регрессивный анализ. Линейная и нелинейная регрессия. Прямая (положительная)  и обратная (отрицательная) регрессия. Парная регрессия. Множественная регрессия. Уравнение регрессии. Коэффициенты регрессии.

II. Тесты и задачи.

Стр. 201 -204.


8. РЯДЫ ДИНАМИКИ

 I. Вопросы:

1) Ряды динамики. Классификация рядов.: моментальные и интервальные; абсолютных, относительных и средних величин; с равностоящими уравнениями и неравностоящими уравнениями по времени; стационарные и нестационарные.

2) Показатели изменения уровней рядов динамики: базисные, цепные и средние абсолютные приросты, коэффициенты и темпы роста.

3) Основные компоненты динамического ряда: основная тенденция (тренд); динамические (коньюктурные), сезонные и случайные колебания.

4) Методы анализа основной тенденции в рядах динамики.

II. Тесты и задачи.

Стр. 247 -250.


Список используемой литературы и интернет - ресурсы

Основная литература:

  1. Статистика: Уч. для СПО / Мхитарян В.С. – М.: «Академия», 2013.
  2. Годин А.М. Статистика: Уч. для СПО: «Дашков», 2014.
  3. Спирина М.С. Теория вероятностей и математическая статистика: Уч. для СПО.- М.: «Академия»,2013.
  4. Харченко Н.М. Экономическая статистика. Уч. – М.: «Дашков», 2014.

Электронные фонды:

  1. Книгафонд. ЭБС,  www.knigafund.ru. Кузнецова Е.И., Гусаров. Статистика: учебное пособие – М.: Юнити – Дана, 2015.
  2. ЭБС издательства «Лань»http: //e.lanbook.com. Годин А.М. Статистика. – М.: Дашков, 2015. – 460с.