Методическая разработка занятия - семинара "Повторение и обобщение знаний по дисциплине "Статистика"
В методической разработке составлены базовые вопросы программы ОП.02 "Статистика" для специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)" ба зовой подготовки. В работе содержится перечень вопросов и заданий для проведения занятия - семинара по теме "Повторение и обобщение знаний по дисциплине "Статистика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9._metod._razr._seminara_po_stat.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Государственный университет морского и речного флота
имени адмирала С.О. Макарова»
Печорское речное училище –
филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
Учебно-методический комплекс дисциплины
ОП.02 Статистика
СТАТИСТИКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЗАНЯТИЯ - СЕМИНАРА
«ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТАТИСТИКА»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КУРСА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.01
«ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ (ПО ОТРАСЛЯМ)»
базовой подготовки
Печора, 2017 г.
Стахиряк Е. И.
Математика: методическая разработка занятия - семинара «Повторение и обобщение знаний по дисциплине «Статистика» – Печора, 2017 г. – 15 с. В методической разработке составлены все базовые вопросы программы дисциплины ОП.02. «Статистика» для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» базовой подготовки.
Предназначено для преподавателей и обучающихся.
Рассмотрено на заседании ПЦК общетехнических дисциплин, протокол № ____ от « ___» ________2017 г.
Составитель: Стахиряк Елена Игоревна, преподаватель ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»
АННОТАЦИЯ
1.1. Нормативная база
Методическая разработка «Повторение и обобщение знаний по дисциплине «Статистика» разработана на основании следующих нормативных документов:
- программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ), федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» базовой подготовки.
– рабочей программы учебной дисциплины ОП. 02. « Статистика».
1.2 Общие положения
Данная разработка рекомендована для преподавателей и учащихся 2 курса заочной формы обучения.
Занятия по учебной дисциплине «Статистика» проводятся за счет учебного времени, выделяемого ППСЗ ФГОС СПО.
Содержание методической разработки отвечает требованиям к уровню подготовки обучающихся, предусмотренных ППСЗ ФГОС СПО.
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка | 5 | |
1. | Сводка и группировка статистических данных | 7 |
2. | Способы наглядного представления статических данных | 8 |
3. | Абсолютные и относительные величины в статистике | 9 |
4. | Средние показатели и показатели вариации | 10 |
5. | Экономические индексы | 11 |
6. | Выборочное наблюдение | 12 |
7. | Статистическое изучение связей между явлениями | 13 |
8. | Ряды динамики | 14 |
Список используемой литературы и интернет-ресурсы | 15 |
Пояснительная записка
Статистика – это наука, которая изучает социально-экономические явления в жизни общества с их количественной стороны, разрабатывает приемы и методы для анализа структуры, динамики и взаимосвязей социально-экономических явлений. Все закономерности и взаимосвязи выявляются с помощью различных математических расчетов.
Учебная дисциплина «Статистика» входит в общий профессиональный цикл (ОП.02) дисциплин обязательной части циклов ППССЗ. Учебная дисциплина «Статистика» является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.
Изучение дисциплины ориентировано на достижение следующих целей:
- раскрыть предмет и метод статистики как науки, задачи её организации в условиях рыночной экономики;
- помочь студентам овладеть основными приёмами обработки статистических данных, приобрести навыки вычисления статистических показателей;
- познакомить с формами и порядком статистической отчётности.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.
При изучении дисциплины обращается внимание на её прикладной характер, показывается, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала ведётся в форме, доступной пониманию студентов.
Статистика требует знаний в области экономической теории, экономики отрасли, экономики предприятия, математической статистики и теории вероятностей.
Дисциплина «Статистика» призвана ознакомить студентов с методологией расчета важнейших статистических аналитических показателей, научить использовать данные методы в прикладных исследованиях, делать правильные выводы на основе анализа тщательно собранных и обработанных цифровых данных.
Изучение дисциплины предусматривает лекционные и практические знания, выполнение контрольной работы, экзамен.
В данной методической разработке содержится перечень вопросов и заданий для проведения занятия-семинара по теме: «Повторение и обобщение знаний по дисциплине «Статистика».
1. СВОДКА И ГРУППИРОВКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
I. Вопросы:
1) Определение статистической сводки.
Виды сводки. Программа статистической сводки. Результаты сводки.
2) Группировка статистических данных. Группировочные признаки. Формулы Стерджесса. Виды группировок. Факторные и результативные признаки. Перегруппировка статистических данных.
3) Ряд распределения. Виды рядов, их элементы. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята и огива.
II. Тесты и задачи.
Стр. 54 – 57.
2. СПОСОБЫ НАГЛЯДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
I. Вопросы:
1) Статистические таблицы. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Простые, групповые и комбинированные статистические таблицы.
Правила построения таблиц.
Структурный и содержательный анализ статистических таблиц.
2) Статистические графики.
Элементы статистического графика: графический образ; поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика. Виды графиков.
3)Классификация графиков. Диаграмма сравнения. Статистические карты.
II. Тесты и задачи.
Стр. 87 – 88.
3. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ В СТАТИСТИКЕ
I. Вопросы:
1) Статистический показатель. Виды показателей.
2) Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей.
3) Коэффициенты, проценты, промилле в статистике.
4) Относительные показатели динамики, плана, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения.
II. Тесты и задачи.
Стр. 98 – 100.
4. СРЕДНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАЦИИ
I. Вопросы:
1) Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая.
2) Правило мажорантности степенных средних в статистике. Расчёт среднего показателя способом моментов.
3) Взвешенные и невзвешенные (простые) средние степенные величины в статистике.
4) Вариация. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратичное отклонение. Способы расчёта дисперсии. Относительные показатели вариации: коэффициенты осцилляции, вариации.
5) Структурные средние: мода, медиана. Квартили, децили и перцентили. Квартальные и децильные коэффициенты.
II. Тесты и задачи.
Стр. 119 -121.
5.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ
I. Вопросы:
1) Индексы. Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления.
2) Индивидуальные и общие индексы.
Агрегатный индекс. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов.
3) Факторный анализ.
II. Тесты и задачи.
Стр. 140 -142.
6. ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
I. Вопросы:
1) Выборочное наблюдение. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Бесповторный и повторный отбор.
2) Виды выборки: собственно – случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике.
3) Генеральная и выборочная совокупности, их характеристики.
4) Определение объёма выборки.
5) Методы оценки результатов выборочного наблюдения.
II. Тесты и задачи.
Стр. 178 -181.
7.СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ
I. Вопросы:
1) Причинно – следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи. Функциональная связь и статистическая зависимость. Прямая и обратная связь. Линейные и нелинейные связи.
2) Корреляция. Парная, частная и множественная корреляция. Корреляционный анализ. Коэффициенты корреляции.
3) Корреляционно - регрессивный анализ. Линейная и нелинейная регрессия. Прямая (положительная) и обратная (отрицательная) регрессия. Парная регрессия. Множественная регрессия. Уравнение регрессии. Коэффициенты регрессии.
II. Тесты и задачи.
Стр. 201 -204.
8. РЯДЫ ДИНАМИКИ
I. Вопросы:
1) Ряды динамики. Классификация рядов.: моментальные и интервальные; абсолютных, относительных и средних величин; с равностоящими уравнениями и неравностоящими уравнениями по времени; стационарные и нестационарные.
2) Показатели изменения уровней рядов динамики: базисные, цепные и средние абсолютные приросты, коэффициенты и темпы роста.
3) Основные компоненты динамического ряда: основная тенденция (тренд); динамические (коньюктурные), сезонные и случайные колебания.
4) Методы анализа основной тенденции в рядах динамики.
II. Тесты и задачи.
Стр. 247 -250.
Список используемой литературы и интернет - ресурсы
Основная литература:
- Статистика: Уч. для СПО / Мхитарян В.С. – М.: «Академия», 2013.
- Годин А.М. Статистика: Уч. для СПО: «Дашков», 2014.
- Спирина М.С. Теория вероятностей и математическая статистика: Уч. для СПО.- М.: «Академия»,2013.
- Харченко Н.М. Экономическая статистика. Уч. – М.: «Дашков», 2014.
Электронные фонды:
- Книгафонд. ЭБС, www.knigafund.ru. Кузнецова Е.И., Гусаров. Статистика: учебное пособие – М.: Юнити – Дана, 2015.
- ЭБС издательства «Лань»http: //e.lanbook.com. Годин А.М. Статистика. – М.: Дашков, 2015. – 460с.