Исследовательская работа "Школьная форма: за и против"
Цель: Выяснить отношение учащихся к школьной форме.
Объект исследования: учащиеся МСОШ
Предмет исследования: школьная форма
Актуальность: Я выбрала эту тему, потому что большинство школьников до сих пор игнорируют устав школы и не соблюдают требования к ношению единой школьной формы.
Гипотеза: Большинство учеников считают, что у них должен быть выбор, какую форму им носить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_shkolnaya_forma_za_i_protiv.docx | 196.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский
Автономный округ Югра,городское поселение Междуреченский,
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Тема:
«Школьная форма: за и против»
Авторы: Медведева Мария Андреевна
обучающаяся объединения
«Пресс - Центр»
« Центрдополнительного
образования»
Руководитель: Крупина Марина Михайловна,
педагог дополнительного образования.
г.п. Междуреченский,
2016 год
Тема «Школьная форма - за и против».
1.Аннотация
В нашей стране, во многих школах в прошлом учебном году ввели единую школьную форму. В каждой школе образцы моделей формы и варианты одежды, соответствующие деловому стилю, утверждаются родительским комитетом школы и администрацией школы.
В школе посёлка Междуреченский с 1 сентября прошлого учебного года введена единая школьная форма. Значит, каждый ученик должен одеваться согласно требованиям, которые установлены директором. Школьная форма в нашей школе должна быть тёмно синего цвета.
Во многих школах нашей страны и других образовательных учреждениях (колледжах, лицеях, гимназиях) давно установлены такие нормы.
Но всё равно большинство учеников нашей школы отказываются носить школьную форму. Психологами доказано, что школьная форма вредит гармоничному развитию личности. Но т.к. в нашей стране ввели единую школьную форму, у детей и подростков не осталось права выбора. Из-за этого у детей понижается не совсем сформировавшаяся самооценка, потому, что ребёнок считает себя не очень привлекательным и современным в школьной форме. У них должен быть выбор!
Лично я считаю, что ученики должны ходить в школу, в той одежде, в которой им удобно и комфортно.
Я решила написать исследовательскую работу по этой теме т.к она сейчас очень актуальна.
Цель: Выяснить отношение учащихся к школьной форме.
Объект исследования: учащиеся МСОШ
Предмет исследования: школьная форма
Актуальность: Я выбрала эту тему, потому что большинство школьников до сих пор игнорируют устав школы и не соблюдают требования к ношению единой школьной формы.
Гипотеза: Большинство учеников считают, что у них должен быть выбор, какую форму им носить.
2.План исследований.
Вопросы анкеты
1.Как ты считаешь, нужна ли школьная форма
Да. Нет. Не знаю
2.Нравится тебе вариант школьной формы, который введён в нашей школе?
Да. Нет. Не знаю
3.Соблюдаешь ли ты школьную форму?
Да. Нет.
4.Какой бы ты хотел видеть школьную форму?
Результаты анкетирования
Всего опрошено 71 человек
1.Как ты считаешь, нужна ли школьная форма?
Да-30 человек
Нет-32 человека
Не знаю-9 человек
2.Нравится ли тебе вариант школьной формы, который введён в нашей школе?
Да- 24 человека
Нет- 40 человек
Не знаю- 7 человек
3. Соблюдаешь ли ты школьную форму?
Да- 30 человек
Нет- 6 человек
Не всегда- 35 человек
4.Какой бы, ты хотел видеть школьную форму?
1- за свободную- 35 человек
2-не знают- 26 человек
3- такая, какая сейчас- 7 человек
4- свой вариант- 3 человека
3.Научная статья
1.История.
У школьной формы в России богатая история. До 1917 года она была сословным признаком, т.к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей.Точная дата введения школьной формы в России - 1834 году. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табеля о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.
Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.
Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой. Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.
И с этого времени, до 1917 года , фасон формы менялся несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) - соответственно веяниям моды. Но всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско-военного костюма.
В то же время началось развитие и женского образования. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. Девчачья форма была утверждена на целых 60 лет позже мальчуковой – в 1986 году, и.. в результате появился первый наряд для учениц. Это был весьма строгий и скромный наряд. Но форма для девочек порадует нас знакомыми коричневыми платьями и фартучками - именно эти костюмы явились основой для формы советских школ. И те же самые белые воротнички, та же скромность фасона.
В 1880 году в Бийске на деньги купца А.Ф.Морозова
Для посещения гимназии у них было предусмотрено уставом три вида одежды. Во-первых «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета. Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника». Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. В парадной форме гимназистки посещали театр, Еленинскую церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера. Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь».
Но цветовая гамма была разной у каждого учебного заведения:
Например ,из воспоминания выпускницы 1909 г. гимназия № 36 Валентиной Савицкой, мы знаем, что цвет ткани платьев у гимназисток был разным, в зависимости от возраста: у младших он был темно-синим, для 12-14-летних – почти цвет морской волны, а у выпускниц – коричневый. А Воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев других цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 - 9 лет - коричневый (кофейный), 9 - 12 лет - голубой, 12 - 15 лет - серый и 15 - 18 лет - белый.
Однако вскоре после революции, в рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима в 1918 был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.
Из воспоминания выпускницы 1909 г. гимназия № 36 Валентиной Савицкой:
Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — “гимназистка”). Считалось, что форма символизирует несвободу, униженное, подневольное положение ученика. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная причина — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители».
Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А по факту, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в форму.
Период "бесформенности" длился аж до 1949 года.
Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной в СССР вводится единая школьная форма. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником. Стоит отметить, что, в общем, школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России.
Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манжеты - со временем несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки).
Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.
1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, но милитаризированного вида они не потеряли. Важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Строго регламентировались причёски - под машинку, как в армии. А форма девочек осталась старая.
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.
Для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.
У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук
Вот уже больше десяти лет российские школьники обходятся без форменной одежды, а на занятия приходят, кто во что горазд: в джинсах, футболках и спортивных костюмах.
Все родители, конечно же, прекрасно помнят свои школьные годы, синие костюмы-двойки у мальчиков, чопорные коричневые платья с белыми манжетами, черные и белые фартуки у девочек. Хорошо помнится, что обязанность носить школьную форму «советского образца» восторга среди учащихся не вызывала. Это история нашей Родины, и мы видим, что вопрос введения в школы «школьной формы» всегда был тесно связан с политической ситуацией в нашей стране.
2.Варианты школьной формы в других школах нашей страны, в том числе Междуреченской МСОШ
3.Школьная форма в других странах отличается от нашей: где-то она более консервативна, а где-то - очень модная и необычная. Например:
Японская школьная форма для каждого образовательного учреждения разрабатывается индивидуальная форма, хотя все должны подчиняться общепринятым требованиям.
Если в стране вариант школьной классики? Да. Форма школьниц в Японии – «сэйлор-фуку», по-нашему – матроски, которая знакома российским школьникам по множественным анимационным произведениям. За пределами школы девочки тоже одеты по-школьному, потому что альма-матер – это эталон и образец для подражания. Не многим известно, что в школьную форму в разных странах, в частности в Японии, включены носки, шарф и даже нижнее белье.
Мальчики носят «гакуран»: брюки и темный пиджак с воротником-стойкой и рядом пуговиц. Фасон, кстати, имеет прусские корни: такую форму носили солдаты прусской армии XIX века. Это, ни много ни мало, отголоски тех времен, когда Япония заимствовала идеи, в том числе и образовательные, у стран просвещенной Европы.
Школьники Англии с большим уважением относятся к форме, и многие даже умудряются искренне гордиться ею. Учитывая британский консерватизм, легко поверить в то, что долгое время классическая форма для школьников здесь включала в себя верхнюю одежду, обувь и даже носки...
Каждая престижная школа имеет свой собственный логотип, воспроизведенный на галстуках учеников. Так что сорочки и галстуки, блейзеры и шляпки – стандартный набор для юных британцев.
В США каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. Джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой - вот что предпочитают ученики американских школ.
В некоторых школах Германии введена единая школьная одежда. Но, по сути, она таковой не является, потому что каждый ученик может участвовать в ее разработке.
В большинстве европейских стран также нет единой формы, всё ограничивается достаточно строгим стилем. Во многих странах мира вопрос о школьной форме, как и у нас, остается открытым.
Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1994 года, однако с 1 сентября 2013 года вновь была введена обязательная школьная форма, но каждое образовательное учреждение само решает, как должна выглядеть форма.
В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. В ряде школ нет формы, принятой официально, но форма может вводиться на уровне класса, по согласованию с родителями учеников (обычно такую «классную» форму вводят в младших классах). Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды делового стиля.
Выводы: После проведённого исследования, можно сделать вывод, что школьники предпочитают носить свободную форму.
4. Список литературы
Источники литературы:
- интернет;
- журналы и источники литературы газеты и журналы.