контрольная работа по технологии социальной работы, тема «Социальное моделирование и прогнозирование в социальной работе»

Мусенко Ирина Леонидовна

Для российского общества обеспечение обоснования и эффективности управления социальным развитием стало одной из актуальнейших задач как в области теоретических разработок, так и в области практики. Данная проблема всегда привлекала внимание исследователей, но современный этап, характеризующийся направленностью на инновации и новые технологии работы в любой сфере жизнедеятельности российского общества, делает эту задачу особенно актуальной.

Современное российское общество находится в условиях трансформации всей системы общественных отношений, связанных с развитием рыночной экономики и процессами демократизации. Значительные по численности социальные группы в силу действия объективных факторов и многих индивидуальных жизненных обстоятельств, становятся объектом социальной работы. В данном контексте особенно важно понимать закономерности современных социальных трендов, что невозможно, в свою очередь, без овладения знаниями и навыками в области социального прогнозирования, моделирования.

Прогнозирование и моделирование осуществляется на всех этапах разработки и реализации социальной политики и находятся в особой взаимосвязи с социальной политикой и социальной работой. Социальная политика и социальная работа являются «полем» для деятельности специалистов в области социального прогнозирования и моделирования, т.е. дает материал для построения прогнозов, проектов и моделей, и, в свою очередь, получает обратную связь об эффективности осуществляемой социальной политики и социальной работы для своевременной коррекции их хода и дальнейшего выбора путей и стратегий их осуществления

Социальное прогнозирование и моделирование  может нам ответить на вопросы о том, какие изменения последуют при внедрении тех или иных социальных проектов, какие последствия можно ожидать в сфере ведения того или иного вида социальной работы, и в целом, к чему приведет осуществления социальной политики в заданном русле. Модель дает возможность проверить будет ли верен наш прогноз, об эффективности работы какого-то социального проекта или линии социальной работы и социальной политики в целом. Прогнозом является вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. В нем предсказание перспектив опирается на накопленный опыт и предположения относительно будущего.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiy_sotsialnoy_raboty_1.docx58.74 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный институт

Кафедра педагогики и психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 по дисциплине «Технология социальной работы»

на тему: «Социальное моделирование и прогнозирование в социальной работе»

Выполнила: студентка группы Збу-3561

                                                                Мусенко Ирина Леонидовна        

Проверил: преподаватель

кафедры педагогики и психологии

А.Д.Устьянцева

                                        

                                                                                               (подпись, дата)

                                                        

Ханты-Мансийск 2017


СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение        3

Глава 1  Сущность социального прогнозирования        5

1.1. Алгоритм социального прогнозирования.        5

1.2. Этапы социального прогнозирования.        10

1.3. Методы социального прогнозирования.        14

1.4. Эффективность прогнозов        16

ГЛАВА 2. Сущность моделирования в социальной работе.        18

2.1. Структурно-функциональный подход к моделированию.        18

Заключение        26


Введение

Для российского общества обеспечение обоснования и эффективности управления социальным развитием стало одной из актуальнейших задач как в области теоретических разработок, так и в области практики. Данная проблема всегда привлекала внимание исследователей, но современный этап, характеризующийся направленностью на инновации и новые технологии работы в любой сфере жизнедеятельности российского общества, делает эту задачу особенно актуальной.

Современное российское общество находится в условиях трансформации всей системы общественных отношений, связанных с развитием рыночной экономики и процессами демократизации. Значительные по численности социальные группы в силу действия объективных факторов и многих индивидуальных жизненных обстоятельств, становятся объектом социальной работы. В данном контексте особенно важно понимать закономерности современных социальных трендов, что невозможно, в свою очередь, без овладения знаниями и навыками в области социального прогнозирования, моделирования.

Прогнозирование и моделирование осуществляется на всех этапах разработки и реализации социальной политики и находятся в особой взаимосвязи с социальной политикой и социальной работой. Социальная политика и социальная работа являются «полем» для деятельности специалистов в области социального прогнозирования и моделирования, т.е. дает материал для построения прогнозов, проектов и моделей, и, в свою очередь, получает обратную связь об эффективности осуществляемой социальной политики и социальной работы для своевременной коррекции их хода и дальнейшего выбора путей и стратегий их осуществления

Социальное прогнозирование и моделирование  может нам ответить на вопросы о том, какие изменения последуют при внедрении тех или иных социальных проектов, какие последствия можно ожидать в сфере ведения того или иного вида социальной работы, и в целом, к чему приведет осуществления социальной политики в заданном русле. Модель дает возможность проверить будет ли верен наш прогноз, об эффективности работы какого-то социального проекта или линии социальной работы и социальной политики в целом. Прогнозом является вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. В нем предсказание перспектив опирается на накопленный опыт и предположения относительно будущего.


Глава 1  Сущность социального прогнозирования

1.1. Алгоритм социального прогнозирования.

В научной литературе существует несколько подходов к объяснению сущности прогнозирования. Наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача иная: содействовать научному обоснованию планов и программ развития. При прогнозировании характеризуется возможный набор необходимых путей и средств, претворения в жизнь намечаемой программы действий. В этой связи ряд авторов считают, что под прогнозом следует иметь в виду вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. В отличие от предвидения прогнозирование трактуется как невероятное утверждение о будущем, основанное на абсолютной̆ достоверности, или представляет собой логически сконструированную модель возможного будущего с пока не определенным уровнем достоверности. Но очевидно одно: прогнозирование исходит из многозначности развития.

Выявляя сущность прогнозирования, необходимо сказать о трех основных функциях и трех его стадиях:

1) исследовательская стадия – это выявление закономерностей и факторов, обусловливающих возможные перемены;

2) стадия обоснования управленческих решений- это выявление альтернативных вариантов развития, их динамики в результате принятия тех или иных решений

3) стадия контроля и коррекции – это оценка хода и последствий реализации управленческих решений, непредвиденных изменений внешней среды, ситуаций для своевременного уточнения действий в случае необходимости

 Эти функции и стадии взаимно обусловлены, являясь составными элементами прогнозной деятельности в любой сфере.

Что касается типологии прогнозов, то она может строиться по различным основаниям в зависимости от целей, объектов, проблем, периода упреждения, характера и т.д. Итак, в зависимости от целей различаются два типа прогнозов: поисковые (изыскательские, трендовые, генетические) и нормативные (целевые, регулятивные).

Поисковый прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет при условии сохранения тенденции развития общества.

Нормативный прогноз представляет собой определение путей и сроков достижения желаемых состояний объекта, процесса или явления.

По времени упреждения прогнозы подразделяются на краткосрочные (день, год), среднесрочные (три–пять лет) и долгосрочные (на десятки лет). Первые носят детализированныӗ характер.

По характеру прогнозы бывают функциональные (описание одного из компонентов) или комплексные (при анализе любого объекта, процесса или явления в целом).

В зависимости от объекта видоизменяются возможности прогнозирования. У прогнозируемых природных или технических объектов (землетрясения, ураган, пожары) эти возможности могут быть близки к нулевым, так как никакие теоретические знания или управленческие решения на нынешнем этапе развития научного знания не способны упредить конкретную ситуацию. В таких случаях прогноз ограничивается предвидением и рекомендациями минимизировать последствия. У прогнозируемых социальных объектов интенсивность взаимосвязей в предвидении может быть настолько высокой, что может изменять предсказанное состояние путем предпринятых действий на основе управленческих решений. Иными словами, управленческие решения приводят к самоосуществлению или саморазрушению (эффект Эдипа).

У социального прогнозирования есть и отличительные особенности.

  1. Формулировка цели носит сравнительно общий и абстрактный характер: она допускает большую степень вероятности даже альтернативности. Цель прогнозирования – на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемый процесс или явление, определить вероятностные количественные и качественные параметры их развития в перспективе, а также раскрыть варианты возможных их изменений.
  2. Социальное прогнозирование не обладает директивным характером. Другими словами, качественное отличие вариантного прогноза от конкретного плана заключается в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов управления.
  3. Социальное прогнозирование использует специфические методы: сложную экстраполяцию, моделирование, эксперимент. Их ценность состоит в глубоком анализе степени вероятности наступления тех или иных событий.

Итак, социальное прогнозирование – это определение (выявление) вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию; это работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и возможных решений, а если сказать коротко – это будущее в вариантах.

Рассмотрим алгоритм процесса прогнозирования:

  1. 1.Предпрогнозная ситуация: определение объекта, предмета, проблемы, цели, задач, структуры, рабочих гипотез, времени основания и упреждения прогноза, возможных методов исследования. Научно-аналитическая подготовка прогноза включает ряд операций, направленных на формирование баз знаний и данных об объекте. В них входят опросы экспертов, изучение отечественного и зарубежного опыта, анализ статистических данных, результатов социологических исследований, анализ документов и т.д.
  2. 2.Построение базовой модели объекта: выявление тенденций динамики объекта в ретроспективе (период основания прогноза должен превышать время упреждения), определение «точек роста» и «спада» в предшествующем развитии объекта, уточнение пара- метров «проблемного поля», формулирование альтернативных вариантов, их ранжирование; построение модели прогнозного фона, определение резонансного воздействия внешних факторов, их характера и силы (веса) корреляционных связей. Надежность модели зависит от полноты и репрезентативности показателей, результатом сведения которых в определенную упорядоченную совокупность является индикация объекта. Подбор показателей̆ осуществляется сравнительным анализом аналогичных моделей, очным, заочным и имитационным опросом экспертов и/или населения, средствами моделирования и т. д.
  3. Поисковая разработка параметров базовой модели: определение возможных вариантов развития прогнозируемого объекта в заданной перспективе на основе выявленных тенденций. При этом исследуются: динамика объекта в «чистом виде», под влиянием структурных сдвигов и взаимодействий профильных факторов экстраполяция с учетом минимизирующих и максимизирующих факторов внешней среды; вероятностный тренд с учетом воздействия всех возможных факторов внешней среды и «тесноты связей». На этой основе строится веер возможных альтернатив будущей динамики объекта – от оптимистических до пессимистических, причем ни один из вариантов не нужно априорно игнорировать. Определяется «дерево проблем», которые возникают в процессе развития объекта под влиянием внутренних и внешних факторов. Возможные альтернативы, определенные экспертами, выражаются в модельном (каузальном, сетевом, логическом и т.д.) или сценарном виде.
  4. Нормативная разработка параметров базовой модели: определение возможных путей решения проблем, выявленных прогнозным поиском, и последствий намечаемых решений. Нормативный̆ прогноз дает несколько значений возможного будущего по заранее заданным критериям: идеальное состояние объекта; оптимальное состояние, с учетом ограничений прогнозного фона; нормативное – желательное состояние, реально доступное при существующих обстоятельствах. Значения могут выражаться через матрицу, многофакторную модель, сценарии. Определяются пути и средства влияния на траекторию объекта, обеспечивающие его движение в желательном направлении.
  5. Верификация полученных данных: проведение независимой̆ экспертизы полученных данных, их оценка. Выработка рекомендаций для использования при обосновании проектов, программ, планов, текущих управленческих решений


1.2. Этапы социального прогнозирования.

Технология социального прогнозирования включает в себя 7 этапов:

  1. Разработка программы исследования (прогнозная ориентация).

Цель: определение и уточнение объекта, предмета, цели, задач, структуры, рабочих гипотез, методики и организации исследования.

Этап включает ряд операций:

  • уточнение задания на прогноз. Формулировка целей и задач, предмета и проблем и рабочих гипотез, определение методов, структуры и организации исследования;
  • сбор предварительной информации по предмету;
  • систематизация собранной информация;
  • предварительное обсуждение систематизированной информации, уточнение масштабов, особенностей исследуемого объекта и инструментарий социологического исследования;
  • составление краткого проспекта программы исследования;
  • обсуждение проспекта программы исследования;  
  • составление развернутой программы исследования;
  • составление приложения к программе на основе краткого обзора специальной литературы по теме;
  • обсуждение каждого рабочего документа с целью доработки программы и разработки календарно-тематического плана.

2. Построение исходной (базовой) модели и ее анализ:

Цель:  уточнение параметров нововведения, формулирование альтернативных вариантов и их ранжирование (расположение по степени важности.

Ход этого этапа делится на две части:  

I часть. Составление первичного перечня возможных показателей исходной модели.

Показатели содержат индикатумы и индикаторы: индикатум – это носитель показателя, индикатор – критерий показателя, который несет в себе числовую информацию.

II часть. Минимизация числа показателей исходной модели одним из трех способов:

  • замена группы однородных показателей обобщающими индексами;
  • агрегация (объединение) групп однородных показателей;
  • выделение в каждой группе однородных показателей проблемного показателя.

3. Построение модели прогнозного фона и ее анализ.

Цель: уточнение параметров прогнозного фона.

Прогнозный фон – совокупность внешних факторов, влияющих на развитие объекта исследования.

Операции этапа:

  • составление предварительного перечня показателей;
  • сведение перечня к состоянию, пригодному для дальнейших операций;
  • обсуждение с целью уточнения поученной модели;
  • доработка модели прогнозного фона методом системного анализа;
  • индикация модели (привлечение количественной информации в имеющейся литературе, данных состояния аспектов прогнозного фона);
  • прогнозная ретроспекция фоновых данных;
  • прогнозный анализ фоновых данных, заключающих в себе не только данные периода основания прогноза, как в исходной модели, но и тренды периода упреждения до получения готовых данных; Тренд – изменение, определяющее общее направление развития, основную тенденцию динамических рядов.  Динамический ряд – временная последовательность ретроспективных и перспективных значений переменной объекта прогнозирования.  

4. Поисковый прогноз: вариативное непосредственное взвешивание последствий намечаемого нововведения.

        Основные операции:

  • экстраполяция динамических рядов показателей исходной модели на период упреждения прогноза с целью создания первой ориентирующей поисковой модели;
  • вычисление верхней экстремы. Экстрема – критическое значение. За верхней экстремой простирается область абсолютно нереального, фантастического, а за нижней – абсолютной невозможности функционирования прогнозируемого объекта, область катастрофического;  
  • вычисление нижней экстремы;
  • вычисление наиболее вероятного тренда (экстраполированной в будущее тенденции) и создание заключительной поисковой модели прогноза;
  • обсуждение поисковой модели путем опроса экспертов;
  • доработка поисковых моделей прогноза на основе обсуждения.    

5. Нормативный прогноз: определение возможных путей решений проблем, выявленных прогнозным поиском, идеального (без учета ограничений прогнозного фона) и оптимального (с учетом этих ограничений) состояния системы, в которую вводится инновация; коррекция данных «взвешивания последствий», полученных в прогнозном поиске.

        Основные операции:

  • определение абсолютного оптимума, т.е. конкретного идеала, без ограничений прогнозного фона и создание первой нормативной модели прогноза;
  • выявление критериев оптимума прогнозного фона с учетом особенностей предмета исследования;
  • определение относительного оптимума, т.е. конкретного идеала, с учетом ограничений прогнозного фона и создание последней нормативной модели прогноза;      
  • обсуждение нормативной модели;
  • обсуждение и параллельный опрос населения с целью проверки степени объективности экспертных оценок;
  • доработка нормативных моделей прогноза на основе предыдущих обсуждений и сведение их в единую систему.

6. Верификация прогноза: определение степени его достоверности.

        Основные операции:

  • верификация поискового и нормативного прогнозов;
  • доработка прогнозов на основе их обсуждения.

7. Выработка рекомендаций для управления.           

Основные операции:

  • составление предварительных рекомендаций;
  • обсуждение составленных рекомендаций;
  • составление сценария состояния объекта исследования в случае реализации предложенных рекомендаций с указанием позитивных и  негативных последствий;
  • написание предварительного отчета об исследовании в 3-х вариантах: краткий (3-5 стр.); развернутый (20-25 стр.), полный (10-15 п.л.);
  • обсуждение представленного отчета;
  • доработка отчета на основе обсуждения;
  • сдача отчета заказчику.


1.3. Методы социального прогнозирования.

Подробнее остановимся на методах, исторически метод экстраполяций является одним из первых, который̆ широко используется в прогнозировании. Его суть – построение динамических (статистических или логических) рядов показателей прогнозируемого процесса с возможно более ранней даты в прошлом (ретроспективы) вплоть до даты упреждения (перспективы) прогнозов. При таком подходе осуществляется выбор оптимального вида функций (учет времени, условий и т.д.).

Ассоциативные методы – процедуры прогнозирования на базе построения специфических аналоговых моделей реальных объектов и процессов.

Игра – метод, используемый в непосредственных предплановых исследованиях, а также для верификации прогнозов.

Имитирование — построение математических моделей в целях обучения и верификации решений как результатов прогнозного исследования.

Индивидуальное предсказание эксперта – оценка ведущего специалиста-лидера, эксперта в данной области анализа, исследования.

Интуитивные методы (предвидение) – наиболее широко используются в целом в системе управления, а также при прогнозировании различных социальных явлений, базируются на широком привлечении наиболее компетентных экспертов и постоянном повышении их квалификации и ответственности за экспертизу.

Историческая аналогия – перенесение во времени или из других областей знания выявленных закономерностей, тенденций развития схожих событий.

Каузальное моделирование – установление причинно-следственных связей известных фактов.

Метод Дельфи предполагает несколько этапов автономного опроса экспертов, объединенных в группы. Имеются несколько специальных методик обработки и отбора результатов экспертных опросов.

Метод математического моделирования – поиск различных вариантов развития, что дает возможность отобрать оптимальный для данных условий вариант

Метод экспертных оценок – дает объективную характеристику качественных и количественных сторон объекта прогнозирования на основе обработки и анализа совокупности индивидуальных мнений экспертов.

Мозговая атака – коллективная оценка, регламентированная особыми правилами, основанная на стимулировании творческой деятельности экспертов путем совместного обсуждения проблемы.

Статистическое моделирование – разработка и анализ моделей, создаваемых на базе статистического материала прошлого и настоящего.

Сценарий – разработка и описание вероятного курса событий в исследуемой сфере (среде, системе) и ее окружении, начиная с конкретного данного исходного этапа и оканчивая временем упреждения прогноза.

Эвристические методы – основываются на анализе исторических и системных детерминирующих связей. Механизм предвидения базируется на экстраполяционных, сценарных, вероятностных прогнозах, статистическом моделировании.


1.4. Эффективность прогнозов

Познакомившись с методами прогнозирования, остановимся на эффективности прогнозирования − комплексный критерий качества прогнозирования, подразумевающий достоверность, точность прогноза на этапе его построения.

Эффективность и надежность прогнозов предопределяются многими факторами, в том числе и соблюдением основных принципов подхода и самого процесса исследования. К числу важнейших принципов относятся:

  •  выбор основных факторов и элементов данной системы, определение их роли и значимости в социальной сфере;
  •  выявление на основе анализа основных тенденций (“траекторий”) развития исследуемых процессов (безработицы, социальной защиты, положения студенчества и т.д.);
  •  экстраполяция этих тенденций на будущее;
  •  синтез этих будущих траекторий в настоящих социальных процессах;
  •  интеграция с прогнозами в других сферах общественной деятельности;
  •  составление комплексного, многоуровневого прогноза, как в целом, так и по отдельным процессам и направлениям;
  •  непрерывная корректировка прогнозов.

К числу основных условий надежности прогнозов следует отнести:

  • − глубину и объективность анализа;
  • − знание конкретных условий;
  • − оперативность и быстроту в проведении и обработке материалов.
  • Особое значение при прогнозировании имеют исходная информация, банк данных статического материала.

В теоретико-методологическом отношении необходимо учитывать ряд важнейших положений:

  •  восприятие социальных процессов как объективной реальности;
  •  целостный системный подход к исследованию;
  •  исторический детерминизм - признание причинно-следственных связей данных процессов.


ГЛАВА 2. Сущность моделирования в социальной работе.

2.1. Структурно-функциональный подход к моделированию.

Наряду с социальным прогнозированием используется социальное моделирование. Моделирование – многоплановый метод исследования, один из путей познания.

 Моделирование – специфическое многофункциональное исследование. Его главными задачами является воспроизводство на основании сходства с существующим объектом другого заменяющего его объекта (модели).

Модель – это аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как в этом случае само моделирование теряет смысл.

Каждая модель может представлять собой один из вариантов развития системы, это означает, что модели, с одной стороны, отражают протекание процесса в настоящем, с другой – помогают познать, как они будут проистекать в будущем. Следовательно, моделирование выполняет функции поиска оптимальных средств управления. 

К модели предъявляются следующие требования:

  • Простота
  •  Удобство
  •  Информационность
  • способствование определению или улучшению характеристик объекта;
  • рационализации способов построения;

Однако модель имеет известный недостаток – упрощенность. Свойства и характеристики реального объекта в модели огрубляются или вовсе не принимаются в расчет как несущественные. В этом кроются возможные ошибки приложения моделирования к социальному проектированию и прогнозированию.

В связи с этим к моделям предъявляют следующие требования:

  1. Модель должна удовлетворять требованиям полноты, адекватности и эволюционности.
  2. Модель должна быть достаточно абстрактной, чтобы допускать варьирование большим числом переменных.
  3. Модель должна удовлетворять условиям, ограничивающим время решения задачи.
  4. Модель должна ориентироваться на реализацию с помощью существующих возможностей.
  5. Модель должна обеспечивать получение новой полезной информации о социальном объекте в плане поставленной задачи исследования.
  6. Модель должна, строится с использованием установившейся терминологии.
  7. Модель должна предусматривать возможность проверки ее истинности.    

В литературе рассматриваются различные типы моделей:

  • модели состояния социального объекта на данный момент;
  • модели возможного состояния, строящиеся на основе определения тенденций развития социального объекта в будущем (прогностические модели);
  • модели желаемого состояния.  
  1. Структура модели

В структуру модели входят три основных компонента:

- совокупность направлений развития объекта познания;

- побудительные силы развития;

- факторы внешних воздействий.  

Одна из практических задач в социальной сфере и практике моделирования – определение значимой проблемы и цели ее исследования. Функциями моделирования являются эвристические, прогностические, прагматические. 

Виды моделирования

В зависимости от конкретных задач исследования на основе моделирования и используемых моделей можно выделить различные виды моделирования:

1. Предметное моделирование, когда модель воспроизводит определенные геометрические, физические, динамические либо функциональные характеристики оригинала.

2. Аналоговое моделирование используется в тех случаях, когда оригинал и модель описываются едиными математическими отношениями.

3. При знаковом моделировании моделью могут служить схемы, чертежи, формулы.    

2. Этапы моделирования

Традиционно выделяется 4 этапа моделирования:

  1. Исходный этап  - осуществление поиска объекта моделирования и обозначение контура первичной модели;
  2. Второй этап – обозначение существенных характеристик модели;
  3. Третий этап – практическое использование модели;
  4. Заключительный этап – соотношение полученного результата функционирования модели с реальным социальным объектом.  

3. Визуализация модели

Эффективность анализа информации может значительно возрасти при использовании визуализации модели.

Можно выделить различные формы представления информации. Наиболее часто используются две формы:

1. Табличная форма, которая  позволяет структурировать текстовую и цифровую информацию, в компактной форме сосредоточить вместе ряд связанных между собою элементов. Информацию, содержащуюся в смежных клетках таблицы, удобно сопоставлять , противопоставлять и сравнивать.

2. Сети причинно-следственных связей. Вершины сети содержат блоки информации, распределенные на листе бумаги или экране монитора так, что взаимоотношение вершин позволяет охватить целое и наглядно представить структуру локальных взаимоотношений элементов модели.      

Кроме того модель может быть представлена в виде системы графиков, диаграмм и гистограмм или в форме компьютерной программы.

Проблемная ситуация есть основа всякого анализа, именно она является и предметом моделирования. Любая проблемная ситуация имеет как объективную, так и субъективную основу, и важно не допускать абсолютизации ни одной из них.

Применительно к социальной сфере в число субъективных факторов при выявлении и определении проблемной ситуации, ее описании, выработке путей и средств решения входит, прежде всего, понимание ее значимости, целесообразность ее решения, мотивы и интересы людей, пересекающиеся в ней и нуждающиеся в ее решении.

Необходимо учитывать, что моделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными и специальными методами на основе междисциплинарного подхода, особенно, когда оно используется для исследования глобальных проблем, отличающихся своей многоплановостью, охватывающей, по сути, всю жизнедеятельность человека. Так как идут сложные процессы миграции, появления безработных срезов (образование, здравоохранение, сфера услуг, жилье и т. п.), они в сущности своей являются сложными социальными компонентами.

В качестве проблемных моделей могут быть:

– уровень жизни пенсионеров;

– оценка состояния вузовского образования и его тенденции;

– женщина и семья в условиях социальных реформ;

– моделирование духовно-нравственного поведения личности в системе рыночных отношений;

– компьютерная система в прогнозировании и моделировании здоровья населения в условиях экологической опасности;

– моделирование системы переквалификации работников из различных социальных групп в системе рыночных отношений;

– прогнозирование и моделирование экономики здоровья человека;

– профессиональная модель социального работника;

– нравственная модель социального работника;

– моделирование экологии человека и др.

Моделирование социальных процессов преследует множество различных целей и задач. Оно позволяет определить оптимальные размеры, предопределить поведение системы (например, системы социальной защиты многодетных семей в условиях рыночных отношений). Анализируется целый ряд факторов, в результате которых обеспечиваются разные уровни жизни. Так, в современной отечественной и зарубежной литературе принято различать 4 уровня:

– прожиточный;

– достаточный;

– социально необходимый;

– социально комфортный.

Каждый из них содержит в себе целый ряд показателей; рассчитываются возможности их осуществления (экономические, организационные, духовные и т. д.); определяются предполагаемые сроки реализации, их прогнозное видение.

Наиболее распространенными методами моделирования в социальной работе являются:

– разработки;

– анализ и исследование проблемной ситуации;

– модели нововведений;

– эвристические модели;

– специальные и математические модели.

Суть данного подхода заключается в представлении процесса моделирования социальной деятельности в виде отдельных, относительно самостоятельных структурно-функциональных блоков, объединенных в конкретную последовательность операций, исходя из внутренней логики процесса социального моделирования и прогнозирования на базе поисковых и нормативных прогностических моделей. Логическая связка операций социального моделирования и прогнозирования в единый системно-функциональный подход теоретически обусловлена и практически предопределена следующими обстоятельствами.

Во-первых, одной из основных операций процесса социального прогнозирования является разработка прогностических моделей изучаемого социального объекта, явления или процесса и выбор наиболее вероятного варианта их изменения в пределах выбранного  периода упреждения, т.е. в конечном счете, речь идет об альтернативных изменениях в определенных временных интервалах и в рамках рассматриваемого фрагмента социального пространства.

Во-вторых, как правило, конечной целью построения социальных моделей, помимо получения новых знаний, интересующих исследователя, качествах социального объекта, явления или процесса, является изучение их возможных видоизменений и трансформаций в будущем.

В-третьих, самое главное − социальное моделирование и социальное прогнозирование социальной деятельности сами по себе не являются самоцелью, а входят важнейшими взаимосвязанными и взаимодополняющими друг друга составными элементами единого контура социального менеджмента.

За исходный пункт рассматриваемой логической последовательности операций социального моделирования принимается момент получения государственного задания или заказа от заинтересованных ведомств на проведение исследования. Под социальным пространством в данном случае понимается совокупность мест обитания, систем расселения и освоенной человеком природной среды, в рамках которой осуществляется социальная деятельность индивида, группы и социума в целом. Социальное время рассматривается как фундаментальная форма социально-исторического существования людей и необходимый ресурс их деятельности.

При этом следует исходить из предположения, что все аспекты взаимодействия и взаимовлияния как социальных систем или их отдельных компонентов, так и поведение личности или социальной группы условно ограничены рамками определенного социального поля. В рамках этого поля свойства любого события будут детерминированы его связями с системой событий, компонентом которого оно является.

В качестве предмета исследовании может рассматриваться любой аспект социальной действительности − социальный объект, социальное явление, социальная функция или социальный процесс.

Приведем последовательность исследования.

  1. Вначале проводится предварительная ориентация. В ходе предварительной ориентации выполняются следующие действия:
  • уточняются исходные цели и задачи;
  • формируется общий информационный банк данных;
  • определяется структура организации (рабочей группы), привлекаемой для выполнения социального моделирования настоящего и будущего.
  1. Второй блок − информационный, оценочно-аналитический. Он включает в себя всю полноту интеллектуально-логических действий по обработке, классификации, анализу, синтезу, сравнению, обобщению, формализации собранного массива информации в интересах исследования заданной социальной проблемы.
  2. Третий − моделирующе-прогнозирующий − блок. Обработав информационные потоки, поступающие из двух предыдущих, выполняет собственную последовательность моделирующих прогностических операций, в результате которых строится исходная модель и проводится ее всесторонний анализ.
  3. Четвертый блок− экспертно-рекомендательный. Он включает в себя логическую последовательность операций по анализу, оценке качества, надежности, достоверности (верификации) экспертом или группой экспертов разработанных вариантов прогностических моделей. При этом особое внимание уделяется предполагаемой динамике изменения исследуемых объектов, явлений, процессов или отдельных аспектов социальной деятельности.
  4. Пятый блок − социально-управленческий. Любая задача социального моделирования и прогнозирования выполняется с целью конечной реализации в системе социального управления в интересах изменения в требуемых пределах соответствующей социальной реальности.

Поскольку каждый из пяти системно-функциональных блоков, сведенных в единый структурно-логический управленческий цикл, в известной мере самостоятелен, возможно отдельное использование данных блоков для решения тех или иных функциональных задач.


Заключение

Прогнозирование  и моделирование – один из важнейших этапов проектной деятельности. Человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и находит пути решения. Сначала – охота и собирание, потом – переход к земледелию и скотоводству, от кочевого до оседлого образа жизни, от сел до городских поселений; освоения ресурсов Мирового океана и т.д. Прогнозирование и моделирование  в широком смысле – предвидение, вообще полученной любой информации о будущем. В узком смысле – специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

Одним из важнейших видов прогнозирования и моделирования  является социальное прогнозирование и социальное моделирование  – это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. По мнению Ж.П. Тощенко, «социальное прогнозирование – это определение вариантов развития и видов наиболее приемлемого, оптимального, исходя их ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию». [6, с.402]

Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление, эффективным – проектирование.

Социальное прогнозирование может нам ответить на вопросы о том, какие изменения последуют при внедрении тех или иных социальных проектов, какие последствия можно ожидать в сфере ведения того или иного вида социальной работы, и в целом, к чему приведет осуществления социальной политики в заданном русле.

Модель дает возможность проверить будет ли верен наш прогноз, об эффективности работы какого-то социального проекта или линии социальной работы и социальной политики в целом.


  1. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: Методология, теория практика. Киев, 1986. С.197;
  2. Добров Г.М. Рабочая книга по прогнозированию. - М.: 1998
  3. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2007 – 480с. – (Бакалавр)
  4.  Луков В.А. Социальное проектирование. - М.: 1997
  5. Основы социального прогнозирования: Учеб метод, пособие / Под ред Г.Э. Шепитько - М, 2001 2001.
  6. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
  7. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.
  8. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд. – М., 1998
  9. Тюптя Л.Т, Иванова ИБ Социальная работа (теория и практика): Учеб пособие - М.: ВМУРОЛ"Украина\", 2004 - С 237 - 242004. — С. 237— 242.
  10. Холостова, Е.И. Социальная работа: учеб. пособие / Е.И. Холостова. – Изд. 4-е. – М.: Дашков и К, 2007. – 668 с.
  11. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – М., 1995

http//www.i – u/biblio/archive/socprogn