Исследовательская работа "Компьютерная зависимость, её влияние на подростков. Причины и последствия"
Проблема влияния компьютерных технологий на развитие личности подростков в современной социальной ситуации весьма злободневна. Несмотря на то, что компьютер вошел в нашу жизнь и коренным образом позволил изменить ее в лучшую сторону, мы, современные подростки, не всегда умеем использовать достоинства информационных технологий себе во благо, что порождает ряд негативных факторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuternaya_zavisimost.docx | 269.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский
Автономный округ Югра, городское поселение Междуреченский,
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Тема:
«Компьютерная зависимость, её влияние на подростков. Причины и последствия»
Авторы: Богданов Григорий Сергеевич-
обучающийся объединения
«Юный журналист»
« Центра дополнительного
образования»
Руководитель: Крупина Марина Михайловна,
педагог дополнительного образования.
г.п. Междуреченский,
2016 год
\
Тема «Компьютерная зависимость и её влияние на подростков.
Причины и последствия».
1.Аннотация
Информационные технологии стали неотъемлемой частью сегодняшней жизни современных подростков. Это для взрослого поколения они ещё по привычке называются новейшими технологиями. А для детей это уже обыденная нормальная составляющая жизни. И это здорово! Это сильно упростило как жизнь в целом, так и ее отдельные составляющие. Это существенно расширило возможности, в том числе и обучения.
Однако, не все изменения нашей жизни, привнесенные информационными технологиями, носят позитивный характер. Попробуем разобраться с тем, что является нормой увлеченности компьютером, а что уже признаками зависимости. Как диагностировать компьютерную зависимость? Как её предупредить? И какие меры предпринять, если всё же негативные признаки уже есть?
Цель работы – выявить причины возникновения компьютерной зависимости.
Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:
1.Провести сравнительный анализ литературных и интернет- источников.
2.Провести опрос среди подростков.
3.Полученные результаты оформить в виде памятки.
Актуальность данного исследования очевидна, так как проблема влияния компьютерных технологий на развитие личности подростков в современной социальной ситуации весьма злободневна. Несмотря на то, что компьютер вошел в нашу жизнь и коренным образом позволил изменить ее в лучшую сторону, мы, современные подростки, не всегда умеем использовать достоинства информационных технологий себе во благо, что порождает ряд негативных факторов.
Для достижения цели использовались общетеоретические методы исследования: анализ литературных источников, сравнительный анализ, опрос.
Практическая значимость работы: по результатам проведённого исследования я планирую выпустить памятку.
Гипотеза: предполагаем, что подростков.
Объект исследования – подростки в возрасте от 12 до 14 лет, учащиеся Междуреченской СОШ.
Предмет исследования – компьютерная зависимость.
2.План исследования
- сравнительный анализ литературы.
- анкетирование;
Я провел анкетирование среди учащихся Междуреченской школы 7-8 классов в количестве 50 человек.
Респондентам были заданы следующие вопросы:
- Как долго вы сидите за компьютером?
- Для чего используете компьютер?
- Пользуетесь ли вы Интернетом?
- Для каких целей вы используете интернет?
- Играете ли вы в компьютерные игры?
- Насколько часто вы пренебрегаете домашними обязанностями, чтобы подольше
побыть в сети?
- Насколько часто вы предпочитаете общение в Интернете времяпрепровождению
со своими друзьями на улице, в гостях?
- Насколько часто близкие жалуются, что вы проводите слишком много времени
on-line?
- Считаете ли вы время, проведенное вдали от компьютера, потраченным
впустую?
После проведенного анкетирования получил следующие результаты:
3. Научная статья.
1. История возникновения Интернета.
История Интернета берет свои истоки с начала разработки компьютеров (1950-е и 1960-е годы). Ее можно разделить на несколько этапов.
Один из ранних активных сторонников создания глобальной компьютерной сети, Джозеф Ликлайдер, в январе 1960-го года в своей статье "Симбиоз Человек-Компьютер", пишет: "Сеть таких компьютеров, соединены друг с другом с помощью широкополосных линий связи и выполняют функции сегодняшних библиотек вместе с ожидаемыми продвижениями в области хранения и поиска информации и других симбиотических функций.
В самый разгар холодной войны Соединенные Штаты Америки захотели иметь сеть, которая смогла бы пережить даже ядерную войну. Использовавшиеся в то время телефонные сети не обеспечивали должной стабильности (потеря лишь одного крупного узла могла разделить сеть на изолированные участки). Для решения проблемы Министерство обороны США обратилось к корпорации RAND.
Один из её работников, Пол Бэрен, разработал проект распределённой сети. В связи с тем, что на большие расстояния очень тяжело передать аналоговый сигнал без искажений, он предложил передавать цифровые данные пакетами. Пентагону понравились его идеи, и он обратился к телефонной компанииAT&T. AT&T отклонила идеи Бэрена, заявив, что подобную сеть построить невозможно.
4 октября 1957 года СССР запускает первый искусственный спутник Земли, тем самым получая преимущество в космосе. В Соединённых Штатах решили, что деньги, отпущенные Пентагоном на научные исследования, тратятся впустую. Было принято решение создать единую научную организацию под покровительством Министерства обороны — ARPA (Advanced Research Projects Agency), которая выбирала бы из предлагаемых университетами и организациями проектов наиболее перспективные и заключала контракты по ним.
Спустя время, внимание директора ARPA Ларри Робертса привлекли компьютерные сети. Заинтересовавшись идеей эксперта Уэсли Кларка о сети с коммутацией пакетов, он выступил на симпозиуме ACM SIGOPS с отчетом, касающимся этого, в 1967 году. На том же симпозиуме была представлена подобная, но уже реализованная в Национальной физической лаборатории Англии система. Ее реализация доказала, что пакетная коммутация может применяться на практике. Директор ARPA уехал оттуда с намерением создать подобное в Америке.
В декабре 1969 была создана экспериментальная сеть, соединившая четыре узла:
- Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (UCLA)
- Калифорнийский университет в Санта-Барбара (UCSB)
- Исследовательский университет Стэнфорда (SRI)
- Университет штата Юта
За несколько лет сеть постепенно охватила все Соединённые Штаты.
В 1983 году военная часть ARPANET была отделена в отдельную сеть — MILNET, которую позже преобразовали в другую — NIPRNet.
2. Что такое компьютерная зависимость? Как формируется компьютерная зависимость?
Во-первых, под общим термином «компьютерная зависимость», мы обычно объединяем такие виды зависимости, как:
- Сетеголизм (зависимость от Интернета, и в частности от социальных сетей);
- Киберрадиация (зависимость от компьютерных игр)
Во-вторых, обозначим, что такое компьютерная зависимость по сути.
Это специфический вид (внимание!) эмоциональной зависимости. В этом заключается определённая сложность и неоднозначность данного вида зависимости. Попробуем расшифровать: эмоциональная зависимость обычно связана с конкретными людьми. В компьютерной зависимости способом общения с людьми является компьютер. Он становится основным проводником, посредником между человеком и внешним миром, основным источником общения. Поэтому компьютерной зависимости может быть подвержен любой человек, так как для нас, как социальных существ, общение является необходимым условием полноценной жизни. А для подростка общение – один из ведущих видов деятельности, выступающий основным источником развития личности.
Возникает вопрос: разве это плохо, что с помощью компьютера человек получил возможность быстро находить и передавать любую информацию? Что появилось больше возможностей для взаимодействия и эмоционального контакта с людьми, находящимися в разных уголках мира? Что человек может включиться практически в любую деятельность независимо от своих интеллектуальных или физических возможностей?
Конечно, все это хорошо. Вопрос лишь в объёме такого рода общения в жизни человека и в том, есть ли у него другие способы удовлетворения своих потребностей и самореализации.
3.Как формируется компьютерная зависимость?
Общение состоит из трех компонентов: коммуникация (передача информации), взаимодействие (интеракция) и перпеция (восприятие, эмпатия и прочие эмоциональные составляющие).
Если в жизни человека существуют проблемы с реальным общением, то компьютер даёт ему возможность заменить его на виртуальное. Раньше компьютер хорошо справлялся с такой составляющей общения, как передача информации. С появлением компьютерных игр появилась возможность компенсировать недостаток интерактивной составляющей. Когда возникли социальные сети, компьютер заполнил и перцептивную нишу общения. Таким образом, сегодня человек имеет возможность компенсировать с помощью компьютера недостаток составляющей общения.
Основная проблема в том, что зачастую это – псевдообщение. Увы, современная компьютерная индустрия научилась довольно эффективно удовлетворять и другие ключевые потребности человека. Вспомним, пирамиду потребностей А. Маслоу. Если не считать нижний уровень базовых физиологических потребностей организма, компьютер в состоянии удовлетворить все остальные уровни: и потребность в безопасности( человек находится в комфортных условиях перед компьютером, анонимность даёт иллюзию защищённости), и потребность в социальной принадлежности, сопричастности (вступление в соцсетях в группы людей со сходными взглядами, интересами создаёт иллюзию единения, дружбы), и потребность в уважении и признании (рейтинги, «лайки» и пр.), и потребность в самореализации (победа в играх, возможность быть творческим, эрудированным благодаря Интернету).
Кроме того, непосредственно в подростковом возрасте доминантными являются также такие потребности, как потребность в независимости и самостоятельности в принятии решений, и потребность в удовольствии.
Итак, если у человека есть какая-то неудовлетворённая потребность, то он ищет способы её удовлетворения. Чаще, в норме, одну и ту же потребность человек удовлетворяет разными способами. Но если у него нет возможности удовлетворить свою потребность другими способами и компьютер становится единственной возможностью для этого, тогда и появляются предпосылки для формирования зависимости. А дальше зависимость формируется по следующему алгоритму:
1-й шаг. Компьютер – основной способ удовлетворения какой-то потребности.
2-й шаг. Компьютер – основной или даже единственный способ удовлетворения большинства жизненных потребностей.
3-й шаг. Компьютер сам становится потребностью, более приоритетной, чем базовые потребности.
3. Признаки компьютерной зависимости.
С появлением компьютера в жизни ребенка он проходит несколько стадий формирования отношения к нему:
- Интерес. У взрослых это есть, они что-то постоянно там делают. Мне тоже интересно.
- Увлеченность. Сколько тут всего интересного! Мне нравится. Я с удовольствием провожу время с компьютером.
- Зависимость. Только в Интернете я могу это сделать, я могу себя так чувствовать, я могу быть таким.
- Привязанность (стадия угасания). Да, хорошо, что у меня есть компьютер. Без него мне будет неудобно, некомфортно, но есть еще и другие, не менее интересные вещи.
При нормальной ситуации развития застревания на стадии привязанности не происходит, она является временным, ситуативным этапом в жизни подростка, спровоцированным склонностью к максимализму («только тут и нигде больше!»), и довольно быстро подросток переключается на другие сферы жизни, где компьютер – важная, но всего лишь одна из многих.
Но так происходит не всегда. И тогда подросток останавливается на стадии зависимости. Это можно понять по ряду признаков.
Признаки компьютерной зависимости
- Повышение эмоциональности, возбуждение при виде компьютера.
- Раздражительность, снижение тонуса при отсутствии компьютера.
- Шантаж, конфликты в ответ на запрет компьютера.
- Предпочтение компьютера другим видам досуга, общению.
- Снижение успеваемости.
- Отказ от выполнения домашних обязанностей.
- Нарушение сна, ухудшение самочувствия.
- Проведение ночи за компьютером.
- Злоупотребление кофе, энергетиками.
- Пренебрежение личной гигиеной.
- Еда за компьютером или забывание о еде.
Если вы наблюдаете два-три признаки и их характер ситуативный, то вряд ли стоит беспокоиться. Кто из нас не вспомнит, что хотя бы раз в жизни просидел всю ночь или ее большую часть за компьютером, и не из-за того, что нужно было сделать неотложную работу.
А вот если признаков больше и проявляются они регулярно, стоит обратить на это внимание. И в особенности, если подросток пренебрегает базовыми потребностями (еда, сон, состояние здоровья, внешний вид).
4.Какие методы используются для снижения уровня компьютерной зависимости:
а) в нашей стране
В Нижнем Новгороде около полутора тысяч школьников начальных классов стали участниками программы «Дети в Интернете». Во всех школах города установлены контент-фильтры, поэтому в учебном заведении ребенок не сможет попасть на запрещенные сайты. Однако не у всех дома стоят программы родительского контроля. Вот педагоги и стремятся на уроках безопасности во «всемирной паутине» рассказать ученикам, как может выглядеть потенциально опасная ссылка или страница. Главный акцент делается на полезные, познавательные сайты для школьников. Цель проекта «Дети в Интернете» - воспитать грамотно и ответственного пользователя Сети.
В 2009 году писатель Станислав Миронов опубликовал в свободном доступе на одном из литературных ресурсов роман «Virtuality», рассказывающий о проблеме интернет-зависимости, где автор классифицирует интернет-зависимость не только как психическое расстройство, но и как острую социальную проблему, предлагая пути её решения. В 2013 году по мотивам романа под эгидой администрации Владимирской области по государственному социальному заказу в рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции во Владимирской области на 2013-2015 годы» студентами Владимирского областного колледжа культуры и искусств поставлен спектакль − рок-фантазия «Точка невозврата» (режиссёр − Евгения Прозоровская). Премьера спектакля состоялась во Владимирском областном колледже культуры и искусств 15 ноября 2013 г, а затем по заданию Департамента культуры Владимирской области группа гастролировала во многих городах Владимирской области.
б) в других странах.
Китай для нас был, есть и, скорее всего, так и останется страной странной, полной непонятных вещей шокирующей Азией. Но и здесь, как и во всем развитом мире есть Интернет, а значит и молодежь, которая страдает от интернет-зависимости. Признав интернет-зависимость официальной болезнью, китайцы решили принять меры по ее лечению. Как всегда, взяться решили серьезно и организовали специальные исправительные лагеря для молодых интернет-маньяков. В исправительных лагерях царит армейский дух и строгая дисциплина. Много тренировок и большая физическая нагрузка, долгие беседы с психологом должны отвадить молодежь от поглотившего их зла - интернета. Всего в Китае планируют открыть порядка 250 специальных лагерей для исправления интернет-зависимых детей. Отчаявшиеся самостоятельно вырвать из лап Интернета своих детей родители с оптимизмом сдают малолетних больных в исправительные лагеря. Инструкторами в таких лагерях работаю бывшие военные, поэтому можно не сомневаться, что лечение от интернет-зависимости здесь будет особенно эффективным.
В лагере QideEducationCenter в Пекине страдающие компьютерной зависимостью юные китайцы изучают, в числе прочих предметов, философию Конфуция. Поскольку компьютерную зависимость считают одним из проявлений психического расстройства, некоторых подростков лечат соответствующими медикаментами. Условия проживания в лагере такие, как в армии. Самостоятельное приготовление пищи — часть лечебных процедур. Закончившие курс лечения рады наконец вернуться домой.
В США ведущим специалистом в изучении интернет-зависимости сейчас считается Кимберли Янг — профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде (США), автор известной книги «Пойманные в Сеть», переведённой на многие языки. Она также является основателем Центра помощи людям, страдающим интернет-зависимостью. Центр, созданный в 1995 году, консультирует психиатрические клиники, образовательные заведения и корпорации, которые сталкиваются со злоупотреблением Интернетом. Центр свободно распространяет информацию и методики по освобождению от интернет-зависимости.
5. Что делать, если она возникла. Предложения.
Если признаки компьютерной зависимости налицо, важно в первую очередь сделать три основных шага:
- Провести анализ игры, Интернет-ресурсов, которые увлекают ребенка. Сыграть в них хотя бы раз. (Что это? Какие потребности это удовлетворяет?)
- Провести анализ своей семейной ситуации. (Что заставляет ребенка испытывать трудности в удовлетворении этих потребностей? Какие у ребенка были интересы в более раннем возрасте?)
- Сделать шаг навстречу ребенку. (Помочь организовать досуг, наладить взаимоотношения со сверстниками, наладить контакт в семье.)
- Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости. Ведение здорового образа жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.
- Возможно использование техник аутотренинга, таких как медитация, управление дыханием, а также применение блокирующих Интернет - программ.
4. Список литературы
Источники литературы:
- интернет;
- журналы и источники литературы газеты
и журналы.
1.Семья и школа. Журнал для родителей. №1-2/2013
- Ольга Шульга. Скованные одной сетью. 6-9стр.
- Наталья Анохина. Советы родителям. 10-11стр.
2.Школьный психолог. Март 2014.
- Поколение гаджетов. Ирина Телегина. 14-16стр.
3.Как справиться с компьютерной зависимостью. – М.:Эксмо, 2008.-224 с.
4. Вопросы психологии. Март-апрель 2013
- Роль родителей в повышении безопасности ребёнка в Интернете. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И.3-14 стр.
- Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. 15-23 стр.
5. Семья и школа. Журнал для родителей. № 7-8/2013.
-Школа волшебного дня. Ефим Рачевский. 32-35стр.;
-Конспект Образование: что нового? По материалам сайтов 5 баллов.ру, ria.ru, умная школа.рф, минобрнауки.рф и др. подготовил Илья Медовой.