Исследовательская работа "Подростковый вандализм. Причины и последствия".

Крупина Марина Михайловна

В данной исследовательской работе сделана очередная попытка разобраться в причинах подросткового вандализма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_podrostkovyy_vandalizm.docx180.98 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский

 Автономный округ Югра, городское поселение Междуреченский,

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей «Подросток».

Исследовательская работа:

«Подростковый вандализм.

Его причины и последствия».

        

Авторы: Перцев Артём Михайлович,

Медведева Мария Андреевна-

обучающиеся объединения

«Юный журналист»

 Центра дополнительного

образования детей «Подросток»,

Руководитель: Крупина Марина Михайловна,

педагог дополнительного образования.

г.п. Междуреченский,

«Подростковый вандализм. Его причины и последствия».

Перцев Артём Михайлович,

Медведева Мария Андреевна.

Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский Автономный округ Югра, городское поселение Междуреченский,

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей  «Подросток», объединение «Юный журналист».

Аннотация

        В последнее время в п. Междуреченский всё чаще стали встречаться акты вандализма, в частности подросткового. Эти случаи активно обсуждаются в средствах массовой информации: газетах и на телевидение. Мы решили провести исследование  цель которого – изучение проблемы подросткового вандализма.  Задачи по достижению цели направлены на установление основных причин  подросткового вандализма. Для достижения цели использовались общетеоретические методы исследования: анализ литературных источников, сравнительный анализ, опрос.

На основе полученных результатов предполагаем, что основными причинами подросткового вандализма является социальная и нравственная незрелость подростков.

Надеемся, что полученные результаты помогут найти основные способы его предупреждения.

 

        

        


«Подростковый вандализм. Его причины и последствия».

Перцев Артём Михайлович,

Медведева Мария Андреевна

Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский Автономный округ Югра, городское поселение Междуреченский,

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей  «Подросток», объединение «Юный журналист».

План исследования.

        Рассмотрев специальную литературу по теме вандализм, а также проанализировав материалы средств массовой информации, мы пришли к выводу - в последние годы в нашей стране подростковый вандализм получил широкое распространение. Эти случаи имеют место и в нашем посёлке. Мы решили исследовать проблему подросткового вандализма. Актуальность нашего исследования очевидна: вандализм отличается широкой распространённостью, так как охватывает значительную массу участников - подростков и значительное количество объектов, данный вопрос мало изучен, даже незначительные акты вандализма в дальнейшем могут привести к серьёзным последствиям.

Гипотеза: предполагаем, что основными причинами подросткового вандализма являются социальная и нравственная незрелость подростков.

Объект исследования: подростки в возрасте от 10 до 17лет – воспитанники центра «Подросток».

Предмет исследования: подростковый вандализм.

Цель: изучить проблему подросткового вандализма и выявить его основные причины.

Задачи:

1.Определиться с понятием «вандализм», его особенностями.

2.Исследовать случаи вандализма, совершенные в последние годы подростками.

3.Понять основные мотивы разрушительного поведения подростков.

4.Предложить меры, направленные  на профилактику данного социального явления.

5.Привлечь внимание взрослых и подростков к проблеме вандализма.

Методы исследования:

1.Анализ и сравнительный анализ литературы.

2.Письменный опрос - анкета.

Исходя из поставленных задач, мы наметили сроки (февраль – март 2012 года) для проведения исследования и занялись поиском информации по проблеме «Вандализм». 1.Для решения первой задачи необходимую информацию мы отыскали в сети Интернет на сайте Википедия. Также посетили районную библиотеку – отдел научной литературы и детской периодики. Изучили материалы: «Иллюстрированный энциклопедический словарь», автор А.М.Прохоров, ООО «Фирма» издательство «АСТ» и «Большая советская энциклопедия», автор А.М.Прохоров, издательство «Советская энциклопедия», 1971 г. 599стр. По литературным источникам и информации из интернета мы изучили понятие вандализма. В первой главе своей работы мы описали историю возникновения вандализма, сущность данного социального  явления, а также особенности подросткового вандализма.

2. Для решения второй задачи мы исследовали территорию главных улиц  поселка Междуреченский  – Титова, Сибирская, Волгоградская с целью выявления случаев вандализма, так как подростки чаще всего находятся в вечернее время на центральных улицах. Провели фотосъёмку актов вандализма на улицах п. Междуреченский. Все обнаруженные случаи вандализма  представили в приложении № 1.

Провели экскурсию в  редакцию газеты «Кондинский вестник с целью  проведения анализа статей о вандализме. Наиболее подробно случаи вандализма описаны в  газете «Кондинский вестник» № 19 от 6 мая 2011 года «Что имеем- не храним» - автор Л.А.Мамонтова, а также в газете «Кондинский вестник» № 4 от 27 января 2012 года «Ледовое побоище» -  автор Л.А.Мамонтова. Приложение № 5.

Посетили районную библиотеку. Подробное описание случаев вандализма мы нашли в  журнале «Огонёк» № 5 2008 год, автор - Константин Розанов в заметке «Огонь» и журнале «Огонёк» № 8 2008 год в  заметке «Ожог» - письма читателей. Приложение № 4.

Пришли к следующим выводам: случаи вандализма имеют место и в нашем посёлке: разбитые фонари, надписи на стенах, разбитые застеклённые витрины, порча мебели, разрушение стелы, разрушение ледового городка и.т.д.

3.Решая третью задачу, мы провели соцопрос среди подростков «О свободном времени замолвите слово» о том, как они проводят свободное время и получили такие результаты. Приложение № 2.

Провели опрос на тему «Вандализм». Результаты оформили в виде диаграмм.

Приложение № 3.

4.При формулировке выводов мы сравнили результаты собственных исследований с данными исследований литературных источников.

5.На основе полученных выводов предложили меры, направленные на предупреждение актов подросткового вандализма.

Описание методики.

Выявление основных причин подросткового вандализма проводилось при помощи существующего опросного метода (автор Ядов Владимир Александрович)

Опрос – метод сбора информации посредством обращения с вопросами к определённой группе людей. Бывают опросы письменные – анкеты и устные – интерью.

Респондент – тот, кто отвечает на вопросы анкеты, или тот, у кого берут интервью. Респондента также можно назвать опрошенным.

Анкета – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. Анкета может содержать несколько простых вопросов, на которые можно ответить ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ, а может быть сложным, большим с разделами и просьбами написать ответы.

Мы провели 2 опроса. В обоих опросах респондентам были заданы сложные вопросы, требующие написать ответы.

  1. Всего в опросе «О свободном времени замолвите слово»  учавствовало 47 подростков. Приложение № 2
  2. Для второго опроса на тему  «Что такое вандализм?» анкеты заполнили 42 подростка. Приложение № 3.

Результаты исследований представлены в диаграммах. Приложения № 2 и 3.

Библиография:

1.«Социология», автор А.И.Кравченко,В.Х.Анхрин, издательство «Питер», 432 стр; ООО «Питер Пресс».

2.«Иллюстрированный энцоклопедический словарь», автор А.М.Прохоров,ООО «Фирма» издательство «АСТ».

3.«Большая советская энциклопедия», автор А.М.Прохоров, издательство «Советская энциклопедия», 599стр.

4.Ядов В.А. Личность как предмет изучения // Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Сост. А.Л.Свенцицкий. СПб. 2000

        

«Подростковый вандализм. Его причины и последствия».

Перцев Артём Михайлович,

Медведева Мария Андреевна.

Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский Автономный округ Югра, городское поселение Междуреченский,

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей  «Подросток», объединение «Юный журналист».

Научная статья. (Описание работы)

        Введение. Наш посёлок Междуреченский  является районным центром. За последнее время он сильно изменился, преобразился на глазах. Асфальтированные улицы, красивые многоэтажные дома, современная площадь в центре. Однажды по дороге в школу я обратил внимание на фонари на одной из улиц. Улица была практически темная, а все фонари на ней были безжалостно разбиты. У кого поднялась рука, кто так легко смог сломать то, что сделано для комфортного проживания людей. Кто сотворил это злодеяние?  Взрослый человек вряд ли сделает такое. Неужели подросток? Почему подростки совершают такие поступки? Кто в этом виноват? Что делать, чтобы предотвратить подростковый вандализм? Эти вопросы не давали мне покоя, и я решил изучить проблему подросткового вандализма. Актуальность данной проблемы очевидна -  вандализм отличается широкой распространённостью, так как охватывает значительную массу участников - подростков и значительное количество объектов, малоизученность данного вопроса, серьёзные последствия. В проведении данного исследования мне помогали руководитель объединения «Юный журналист» Крупина Марина Михайловна и обучающаяся объединения Медведева Мария.

        Цель исследования: изучить проблему подросткового вандализма и выявить его основные причины.

        Задачи:

1.Определиться с понятием «вандализм», историей его возникновения и особенностями.

2.Исследовать случаи вандализма, совершенные в последние годы подростками.

3.Понять основные мотивы разрушительного поведения подростков.

4.Предложить меры, направленные  на профилактику данного социального явления.

5.Привлечь внимание взрослых и подростков к проблеме Вандализма.

Объект исследования: подростки в возрасте от 10 до 17лет – воспитанники центра «Подросток».

Предмет исследования: подростковый вандализм.

Методы исследования:

1.Анализ и сравнительный анализ литературы.

2.Письменный опрос - анкета.

Место проведения исследования: посёлок Междуреченский.

Сроки проведения исследования (февраль – апрель 2012 года).

Глава I. Обзор литературных источников по проблеме исследования.

  1.  Вандализм и его сущность.

В самом начале исследования мы решили выяснить: что такое вандализм и когда возникло это социальное явление?

Вандализм имеет историческое значение — «дикий, беспощадный грабёж, варварство». Данное значение связано с историей возникновения этого термина, которое восходит к восточно - германскому племени вандалов, действительно разграбивших в июне 455 года Рим. Хотя вандалы скорее грабили и вывозили ценности, чем уничтожали их.  Появление термина вандализм относится ко времени Великой Французской революции — впервые термин в современном значении использован членом конвенции Генеральных Штатов аббатом Анри Грегуаром в 1794 году, когда он выступил с «Докладом о разрушениях, творимых вандализмом, и средствах их предотвращения», призывая самым суровым образом пресекать уничтожение памятников искусства, причём Грегуар имел в виду прежде всего действия армии молодой Французской республики. В 1846 году появилась книга графа де Монталамбера, в которой автор осуждал разрушение католических церквей.

В XIX веке слово вандализм прочно вошло в употребление как обозначение бессмысленного разрушения или порчи произведений искусства, памятников архитектуры, культуры и т. д.

Современная большая советская энциклопедия определяет вандализм как "бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей" стр.  320. Сходные толкования дают и другие современные отечественные справочники и словари, акцентируя внимание на иррациональности поведения разрушителя, а также на наносимом ущербе. "Вандал – тот, кто намеренно или вследствие невежества разрушает собственность, принадлежащую другому лицу или обществу". В иллюстрированном энциклопедическом словаре стр. 543: вандалы – германские племена. В 429 – 439 г. завоевали северную Африку. В 455 г. разграбили Рим, уничтожили множество памятников античной культуры (отсюда – вандализм).

В таком смысле понятие вандализма стало распространяться на повседневные проявления хулиганства. Оно стало обозначать порчу общественной, частной, коммунальной собственности, поломки оборудования в учебных заведениях, на транспорте, нанесение рисунков и надписей на стены и т.п.

Известные случаи вандализма:

Самый известный из древних актов вандализма совершён из желания личной славы Геростратом, который сжёг храм Артемиды Эфесской в 357 год до н. э., то есть когда термин «вандализм» в современном понимании отсуствовал.

Венера с зеркалом — в 1914 году картина была повреждена суфражисткой Мэри Ричардсон, но полностью реставрирована и возвращена в галерею, где находится и по сей день.

1.2.Что такое подростковый вандализм?

В настоящее время многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершается молодыми людьми, не достигшими 25 лет. Подростковый пик вандализма приходится на 11-13 лет. Важной особенностью подросткового вандализма является присутствие сообщников, их обычно 3-4, как правило, это сверстники или разница в возрасте у них не более 2 лет. С возрастом такие дети склонны к совершению более серьезных актов, таких как поджоги, разрушения на железнодорожном транспорте и иных крупных объектах или совершают преступления против личности.

Советское законодательство до 1996 года рассматривало «вандализм» как проявление хулиганства. С 1996 года — российское законодательство выделило «вандализм» в самостоятельный состав преступления и уголовная ответственность за него наступает с 14 лет, это было обусловлено и закономерно: за последнее время случаи вандализма в Российской Федерации значительно возросли и приобрели угрожающий характер, кроме того, вандализм и хулиганство имеют существенные различия в своём проявлении.

Если хулиганство имеет целью выразить неуважение к обществу с применением силы (к гражданам или имуществу) и носит явно демонстративный, вызывающий характер, то вандализм, как правило, совершается скрытно, в расчёте на то, что окружающие не заметят или будут не в состоянии пресечь эти действия, причём чаще всего имеет целью нанесение порчи и вреда имуществу.

Уголовное преследование за вандализм выделено относительно недавно и система учёта различных проявлений вандализма полностью ещё не разработана.

Существуют латентные (неучтённые) случаи вандализма, когда граждане, чьё имущество пострадало от вандалов, не обращаются (по разным причинам) в правоохранительные органы, в итоге «вандалы» остаются не выявленными, не наказанными, то есть можно говорить о скрытой (латентной) фазе возрастания в подростках вандального поведения.

Безнаказанные случаи проявления подросткового вандализма впоследствии могут привести к более серьёзным преступлениям, таким как хулиганство, причинение побоев гражданам, умышленное уничтожение памятников культуры и истории, проявления экстремизма и другим формам агрессии.

В общественном сознании подросток-вандал — примитивное существо с отклонениями в умственном и психическом развитии и выходец из низких социальных слоёв. Подростковый вандализм на современном этапе имеет свои отличительные особенности, затрудняющие борьбу с ним: групповой характер, высокая латентностъ, внезапность, непредсказуемость, быстрота и оперативность действий, выбор бесконтрольных объектов, бездумность.

В отличие от других видов преступлений, подростковый вандализм отличается широкой распространённостью, так как охватывает значительную массу участников — подростков и достаточное количество объектов. Это связано, в первую очередь, с особенностями подросткового возраста: действием механизмов

подражания,

заражения,

самоутверждения.

Прежде всего, во всем мире случаи вандализма не полностью учитываются статистикой. Люди, чье имущество пострадало от разрушений, обычно не склонны обращаться в полицию. Даже в странах с развитой системой социальной статистики не существует учета многих форм вандализма, например, в школах. В России такой учет вообще не ведется. Уголовное преследование за вандализм введено недавно, и юридическая практика применения наказания за данное преступление еще не разработана.

1.3.Различные формы (подвиды) вандализма

1.Граффити, в той части, которая имеет аморальное, антиобщественное, расистское, фашистское и т. п. содержание;

2.Теггинг (вид граффити) (в части с аналогичным содержанием);

3.Бомбинг (вид граффити) (в части с аналогичным содержанием);

4.Сожжение книг;

5.Осквернение могил;

6.Порча памятников культуры;

7.Порча картин.

Большинство разрушений происходят в местах, недоступных для постороннего наблюдения. Исследования показали, что наибольшее количество надписей на стенах, сломанных заборов, разбитых телефонных будок, фонарей, таксофонов выявлено в местах, закрытых от постороннего наблюдения, как со стороны жилых домов, так и с дороги, имеющих боковые дорожки, удобные для отступления, в случае опасности. Торговые точки, магазины, где разбиваются застекленные витрины, расположены, как правило, неподалеку от увеселительных заведений, работающих после наступления темноты, и подвергаются разрушениям в вечернее или ночное время.

 Акты детского и подросткового вандализма в образовательных учреждениях (порча имущества, инвентаря, выставок, экспонатов) также носят скрытый характер, а при распространении причиняют значительный материальный ущерб, и вовлекают новых учащихся, дестабилизируют порядок в учреждении и провоцируют новые проявления разрушения.

1.4.Последствия подросткового вандализма.

Социологами установлено, что появление даже незначительных и случайных разрушений, надписей, рисунков чаще всего способствует последующим разрушениям этих объектов. Испорченные объекты кажутся «ничейными», стимулируют дальнейшую их порчу и снимают социальные запреты. Вот почему на восстановление испорченных объектов, ремонт, замену, смывание надписей, устранение многочисленных объявлений, требуются громадные материальные затраты и большие физические усилия.

 Существуют различные формы скрытого вандализма, когда граждане, чье имущество пострадало от вандалов, не обращаются в правоохранительные органы, скрывая по разным причинам такие проявления, когда лица, совершившие такие деяния, не выявлены, а последствия порчи и разрушения устранены, или считаются незначительными. Однако следует помнить, что оставленные безнаказанными случаи проявления детского и подросткового вандализма, приводят впоследствии к более серьезным преступлениям таким как: хулиганство, причинение побоев гражданам, умышленное уничтожение памятников культуры и истории, проявления экстремизма и другим формам агрессии. Так, по данным зарубежных исследований (Д.Эллиот, Л.Шэннон), более половины подростков, задержанных за вандализм, впоследствии совершают более тяжкие преступления, или те, кто совершал вандализм в возрасте от 6 до 17 лет, как правило, к 21 году уже имеют серьезную преступную карьеру.

 Вот почему особенно важно, при ранних проявлениях разрушительного поведения среди детей и подростков, понять их мотивацию, своевременно выявить и устранить причины, чтобы впоследствии не допустить более серьезных преступлений. Решению этих вопросов мы посвятили своё исследование.

Глава II. Результаты исследований.

2.1.Случаи вандализма, совершённые в последние годы подростками в нашей и стране и посёлке Междуреченском.

Вандализм в нашей стране приобрел свой угрожающий рост в последние десять лет. Уголовное преследование за вандализм введено недавно и система учета различных проявлений вандализма еще не разработана.

Сегодня к вандалам относят всех, кто без всякой выраженной цели бьет стекла, режет сиденья в поездах, обстреливает вагоны. Один из множества примеров последнего времени: 5 ноября 1995 года акт вандализма был совершен на Пыхтинском кладбище в Ленинском районе Подмосковья. Неизвестные преступники осквернили 33 могилы. На захоронениях были разбиты надгробия. Милиция не без оснований предположила, осквернение кладбища — дело рук подростков. Дело в том, что на одном из разрушенных захоронений была найдена коробка от игры «Денди», которая и заставила сделать подобный вывод.

В подмосковном городе Коломна, который является ровесником Москвы, есть несколько старинных монастырей и гордость города – Кремль. И в Коломенском Кремле стоит когда-то бывший величавый Успенский собор, помнящий Ивана Грозного. А внутри – старинные фрески. На них следы прямых попаданий... Нет, фашисты сюда не дошли. Следы от попаданий кирпичей, которыми целились в головы святых.

 В городе Кольчугино Владимирской области на постаменте возле вечного огня греются, пьют пиво, курят молодые люди. С обратной стороны памятник размалёван названиями музыкальных групп, кличками, похабщиной. Рядом на снегу валяются окурки, битое стекло, пустые бутылки. Однажды рабочий завода, который шёл домой с ночной смены попытался сделать подросткам замечание, за что поплатился собственной жизнью Подростки, ударив его бутылкой по голове, забили ногами, а затем ещё живого сунули головой прямо в газовое сопло, мужчина скончался от болевого шока.

                В посёлке Междуреченский в самом центре установлена стела. Надпись на мраморной доске стелы гласит: «Вы, закрывая огненные доты, для будущего Родину спасли. Страшно становится за современную молодёжь (благо, что не всю), которая в весёлом угаре сбивает эти буквы всем, что под руку попадётся – железными прутьями, ногами. Корреспондент газеты «Кондинский вестник» проходя мимо, посоветовала с издёвкой попробовать головами. Они согласились. Причём совершенно серьёзно. Рядом с пацанами девчонки, тоже, мягко говоря, не в очень трезвом виде. Четырнадцатилетние подростки крушат на своём пути всё. Скамейки на площади, которые, казалось бы, не в подъём даже взрослому мужику, разбираются на дощечки. Потом они укладываются на ступеньки мемориала и ударом ноги ломаются пополам.

Сегодня мраморная доска пуста, на ней не написано ни одного слова. Не появятся они и ко Дню Победы. Последний раз заказали в Екатеринбург сразу семь печатных знаков, пока те изготавливались, были сбиты её столько же, а каждая буква стоит столько же.

Ежегодно перед новогодними праздниками на главной площади посёлка Междуреченский сооружают ледовый городок. Ледовый городок обходится местной администрации в 700 тысяч рублей. Камеры слежения, которые были установлены на здании районной администрации и на макушке ёлки зафиксировали, как в 19.51 в ледовый городок заходи группа молодых людей ростом не ниже 180 сантиметров. В течение пяти минут они крушат фигуру дракона и спокойно покидают место правонарушения. Лица, к сожалению, установлены не были.

Из всего вышеизложенного следует вывод: случаи вандализма имеют место и в нашем посёлке: разбитые фонари, надписи на стенах, разбитые застеклённые витрины, порча мебели, разрушение стелы, разрушение ледового городка и.т.д.

2.1.Основные мотивы разрушительного поведения подростков.

Вторая глава нашего исследования посвящена основным  мотивам разрушительного поведения подростков. Чтобы выяснить основные причины этого явления мы проанализировал материалы некоторых СМИ. Журнал Огонёк № 8 2008 год. Заметка «Ожог» Из письма без подписи….

- А подросткам надо где-то быть и чем-то заниматься. Неужели в вашем городе есть доступные спортзалы, бассейны, кружки и секции, да и дискотеки тоже?

Из письма без подписи….

- Мне кажется, с каждым из нас и со всем нашим народом произошла большая беда. Мы заняты либо прожиганием неправедно нажитого, либо находимся на грани выживания. В любом случае не до духовности.

- Татьяна. Посмотрите  в наш телеящик. Какую нравственность могли воспитать тупые боевики, хлынувшие к нам в конце 80-х. Получили поколение моральных уродов, не усвоивших обычные человеческие ценности.

Мы решили, что данный анализ недостаточен для выявления основных причин подросткового вандализма. Поэтому был проведен опрос среди подростков «О свободном времени замолвите слово». Опрос проводился на базе нашего Центра «Подросток», где было опрошено 47 воспитанников в возрасте от 11 до 17 лет. Цель проведения опроса – выяснить занятость подростков в течение дня.

Из проведённого опроса сделали выводы:

- практически у каждого подростка в течение дня бывает достаточно свободного времени –  от 1-2 часов до 9-10 часов в день, ни один человек не написал, что не знает чем заняться в свободное время;

- многие подростки в свободное время играют 13 человек (мы предположили, что в компьютерные игры), гуляют – 13, смотрят ТВ – 11, отдыхают - 8;

-  у троих опрошенных даже не хватает времени на общение с родными,

-  шесть человек испытывают дефицит времени  для общения с друзьями.

Второй вопрос, который был задан респондентам:

2.«Сколько в день у вас бывает свободного времени»?

Третий вопрос, который нас интересовал, звучал так:

3.Сколько  времени вы проводите за компьютером.

Четвёртый вопрос позволял нам выяснить, сколько времени  у подростков остаётся на общение с семьёй (родителями, братьями и сёстрами.)

Пятый вопрос помог выяснить, общаются ли подростки с друзьями.

5.Хватает ли вам времени на общение с вашими друзьями?

Второй опрос позволил нам проверить знания подростков по теме «Вандализм».

 

1.Из 42 опрошенных 34 человека знаяют, что такое вандализм

2.24 респондента были свидетелями совершавшихся актов вандализма.

3.На вопрос, почему подростки занимаются вандализмом, нам ответили:

- 14 человек – нечего делать,

- 1 – ради прикола,

- 8 – не смотрят родители;

- 20 – не смогли назвать причины.

2.3. Сравнение результатов.

Далее мы сравнили результаты собственных исследований с данными социологических исследований.

1.В общественном сознании существует определенный стереотип подростка-вандала. Разрушитель предстает примитивным существом с отклонениями в умственном и психическом развитии. Эти характеристики ассоциируются с низким социальным статусом семьи. При этом разрушения считаются для них развлекательным время провождением.

2.Следующий значительный фактор, влияющий на детское агрессивное, разрушительное поведение, - это конфликт с родителями или школьными учителями, а также наличие друзей, которые часто ломают или разрушают что-нибудь. 

3. Криминологические исследования показывают, что в основе разрушительного поведения лежит потребность подростков в самоутверждении. Эта потребность присуща любой личности, однако такую уродливую форму она приобретает, когда подросток не может должным образом утвердиться в семье, школе, среди одноклассников. Поэтому он старается проявить свое «Я» в неофициальных группах сверстников, носящих вначале досуговый, а затем и криминальный характер. Мотивация разрушительного поведения состоит в вымещении затаенных обид на случайных объектах, замещенной разрядке (снятии) нервно-психического напряжения и ложного утверждения своего «Я». Зачастую эта мотивация носит детский характер - желание выделиться, показать силу, продемонстрировать вызов обществу, самоутвердиться в глазах сверстников. Статусная мотивация, стремление завоевать и упрочить свой личный авторитет среди товарищей, особенно старших по возрасту, может толкнуть на совершение акта вандализма даже благополучного подростка.

 3.Немаловажную роль в развитии детского вандализма играет отсутствие у родителей должного контроля за детьми, безразличного отношения к их время провождению, к учебе, к тому, где и как они проводят вечера, к их нуждам и проблемам. Эти факторы заставляют подростков искать понимания у таких же «детей улиц», сплачивают их в группы, которые отстаивают свой менталитет проявлением разрушительных действий.

4.Гиперопека (завышенное внимание и контроль) родителей, повышенная строгость, лишение самостоятельности, суровые наказания за незначительную провинность или непреднамеренную порчу, поломку чего-либо, также способствуют срывам в поведении, вызывают внутренний протест у ребенка, чувство несправедливости, обиду и в дальнейшем являются причиной актов вандализма и агрессии.

5. Вандализм может выступать как средство самоутверждения, исследования возможности своего влияния на общество, привлечения внимания к себе. Пожалуй, наиболее древним примером акта вандализма подобного рода является поступок Герострата, который сжег храм ради личной славы.

.

Пришли к выводу, что по двум показателям результаты сходятся:

  1. разрушения считаются для них развлекательным время провождением – ради прикола.
  2. отсутствие у родителей должного контроля за детьми, безразличного отношения к их время провождению, к учебе, к тому, где и как они проводят вечера, к их нуждам и проблемам – не смотрят родители.

Общие выводы:

1.На основании вышеизложенного можно предположить, что вандализм - это действия разрушительного характера, приводящие к гибели культурных и иных ценностей.

2.Подростковый вандализм распространён.

3.Пик вандализма приходится на 11-13 лет.

4.Мотивами вандализма  зачастую являются  гнев, скука, тяга к исследованию и эстетическое переживание.

Считаем, что цель нашей работы достигнута, мы определили основные причины разрушительного поведения подростков.

2.4.Меры, направленные на профилактику данного явления.

«Что нужно делать, чтобы таких случаев не было», большинство подростков не знают, что делать. Самые предпочтительные варианты: помощь психолога, помошь родителей и установка камер видеонаблюдения.

Предложения: Исходя из  результатов работы, можно предложить ряд мер, направленных на профилактику вандализма:

1.На наш взгляд, основная роль в профилактике вандализма все-таки отводится воспитанию в семье, которое приведет к осознанию асоциальных норм поведения или к изменению уже сложившихся деструктивных мотивов и установок.

- Людмила Мамонтова – Дитя надо воспитывать, когда оно поперёк лавки лежит. А ещё лучше начинать с себя.

- Недавно, в ещё целом городке наблюдала такую картину. Маленький мальчик пытался повредить нос одной из фигурок. Вот с этого всё и начинается. И с семьи. Ясно, что ни мама, ни папа не учили своих отпрысков такому поведению, но, наверняка, попустительствовали.

2.Предупредительные беседы с подростками - информирование о стоимости объектов, последствий их разрушения и необходимости устранения порчи своими силами способствует развитию у потенциального вандала чувства социальной и материальной ответственности. Так, например, перед посещением выставок, картинных галерей, ботанических садов, парков, музеев следует проинформировать учащихся о ценности экспонатов, их значимости для общества и материальных последствиях, которые наступят даже при неумышленном их повреждении. Как, показывают исследования, такие значительно снижают мотивацию на разрушительное поведение.

Практическая значимость работы:

По результатам исследования готовится заметка в газету «Молодёжный проспект», которая будет напечатана в майском номере. В будущем планируется создание фильма о вандмализме совместно с объединением видеомир, где планируем заснять все факты вандализма.  Фильм  предложим учителям для проведения классных часов, а также воспитателям детских садов.

 

.

Литература.

1.А.И.Кравченко, В.Х.Анхрин «Социология»,  издательство «Питер», 432 стр; ООО «Питер Пресс».

2.А.М.Прохоров «Иллюстрированный энцоклопедический словарь» ,ООО «Фирма» издательство «АСТ», 600стр.

3.А.М.Прохоров, «Большая советская энциклопедия», издательство «Советская энциклопедия», 599стр.

4.Ядов В.А. Личность как предмет изучения // Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия /  Сост. А.Л.Свенцицкий. СПб. 2000

        

Интернет – источники:

Wikipedia – свободная энциклопедия

Газеты и журналы:

1.«Молодёжный проспект» - № 20, декабрь 2011 г. «Зимние Забавы», Мила Чижик.

2.«Кондинский вестник» № 19 от 6 мая 2011 года «Что имеем-не храним», Л.А. Мамонтова.

3.«Кондинский вестник» № 4 от 27 января 2012 года «Ледовое побоище» -  автор Л.А.Мамонтова.

4. Журнал «Огонёк» № 5, 2008 год, автор - Константин Розанов  заметка «Огонь».

5. Журнал «Огонёк» № 8, 2008 год, заметка «Ожог» - письма читателей.

 

Тезисы доклада.

(Слайд 1) Здравствуйте, уважаемые члены жюри, юные исследователи! Меня зовут Перцев Артём. Вашему вниманию я представлю результаты исследования по теме «Подростковый вандализм. Его причины и последствия».

(Слайд 2 - фото) Наш посёлок Междуреченский  является районным центром. За последние годы он сильно изменился, преобразился на глазах: асфальтированные улицы, красивые многоэтажные дома, современная площадь в центре.

(Слайд 3 - фото) Однажды по дороге в школу я обратил внимание на фонари на одной из улиц. Улица была практически темная, а все уличные фонари были безжалостно разбиты. У кого поднялась рука сломать то, что сделано для комфортного проживания людей. Кто сотворил это злодеяние?  Взрослый человек вряд ли сделает такое. Неужели подросток? Почему подростки совершают такие поступки? Кто в этом виноват? Что делать, чтобы предотвратить подростковый вандализм? Эти вопросы не давали мне покоя, и я решил изучить проблему подросткового вандализма.

(Слайд 4) Актуальность данной проблемы очевидна -  вандализм отличается широкой распространённостью, так как охватывает значительную массу участников - подростков и значительное количество объектов, данный вопрос мало изучен, даже незначительные акты вандализма в дальнейшем могут привести к серьёзным последствиям.

(Слайд 5) Нахождение путей решения данной проблемы и стало целью нашего исследования.

Мы определились с задачами исследования:

(Слайд 6) Задачи вы можете увидеть на экране.

(Слайд 7) Гипотеза: предполагаем, что основными причинами подросткового вандализма являются социальная и нравственная незрелость подростков.

Объект исследования: подростки в возрасте от 10 до 17лет – воспитанники Центра «Подросток».

Предмет исследования: подростковый вандализм.

Методы исследования:

1.Анализ и сравнительный анализ литературы.

2.Письменный опрос - анкета.

Обратившись к литературным источникам и информации из интернета, изучили понятие «Вандализм». В первой главе описали историю возникновения вандализма, сущность данного социального  явления, особенности подросткового вандализма.,

(Слайд 8) Вандализм имеет историческое значение — «дикий, беспощадный грабёж, варварство». Данное значение связано с историей возникновения этого термина, которое восходит к восточно - германскому племени вандалов, действительно разграбивших в июне 455 года Рим. Хотя вандалы скорее грабили и вывозили ценности, чем уничтожали их.  

В XIX веке слово вандализм прочно вошло в употребление как обозначение бессмысленного разрушения или порчи произведений искусства, памятников архитектуры, культуры и т. д.

 (Слайд 9) Самый известный из древних актов вандализма совершён из желания личной славы Геростратом, который сжёг храм Артемиды Эфесской в 357 год до н. э.

(Слайд 10) Картина - Венера с зеркалом — в 1914 году была повреждена суфражисткой Мэри Ричардсон, но полностью реставрирована и возвращена в галерею, где находится и по сей день.

(Слайд 11) Вандализм в нашей стране приобрел свой угрожающий рост в последние десять лет. Эти случаи активно обсуждаются в средствах массовой информации: газетах и на телевидение. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершается молодыми людьми, не достигшими 25 лет. Подростковый пик вандализма приходится на 11-13 лет. Важной особенностью является присутствие сообщников, их обычно 3-4, как правило, это сверстники или разница в возрасте у них не более 2 лет.

(Слайд 11) Исследования показали, подростковый вандализм носит скрытый характер. Наибольшее количество надписей на стенах, сломанных заборов, разбитых телефонных будок, фонарей, таксофонов выявлено в местах, закрытых от постороннего наблюдения, как со стороны жилых домов, так и с дороги, имеющих боковые дорожки, удобные для отступления, в случае опасности. Торговые точки, магазины, где разбиваются застекленные витрины, расположены, как правило, неподалеку от увеселительных заведений, работающих после наступления темноты, и подвергаются разрушениям в вечернее или ночное время.

(Слайд 12) Следует помнить, что оставленные безнаказанными случаи проявления детского и подросткового вандализма, приводят впоследствии к более серьезным преступлениям таким как: хулиганство, причинение побоев гражданам, умышленное уничтожение памятников культуры и истории, проявления экстремизма и другим формам агрессии, более половины подростков, задержанных за вандализм, впоследствии совершают более тяжкие преступления, или те, кто совершал вандализм в возрасте от 6 до 17 лет, как правило, к 21 году уже имеют серьезную преступную карьеру.

Собственные результаты исследования мы представили во II главе.

(Слайд 13 - 17) Для решения второй задачи мы исследовали территорию главных улиц  поселка Междуреченский  – Титова, Сибирская, Волгоградская с целью выявления случаев вандализма, так как подростки чаще всего находятся в вечернее время на центральных улицах. Провели фотосъёмку актов вандализма на улицах п. Междуреченский, которые, к сожалению, имеют место.

Также провели экскурсию в  редакцию газеты «Кондинский вестник с целью  проведения анализа статей о вандализме. Посетили районную библиотеку. Подробное описание случаев вандализма мы нашли в  журнале «Огонёк»

 (Слайд 13) Сегодня к вандалам относят всех, кто без всякой выраженной цели бьет стекла, режет сиденья в поездах, обстреливает вагоны. Один из множества примеров последнего времени: 5 ноября 1995 года акт вандализма был совершен на Пыхтинском кладбище в Ленинском районе Подмосковья. Неизвестные преступники осквернили 33 могилы. На захоронениях были разбиты надгробия. Милиция не без оснований предположила, осквернение кладбища — дело рук подростков. Дело в том, что на одном из разрушенных захоронений была найдена коробка от игры «Денди», которая и заставила сделать подобный вывод.

(Слайд 14) В подмосковном городе Коломна, который является ровесником Москвы, есть несколько старинных монастырей и гордость города – Кремль. И в Коломенском Кремле стоит когда-то бывший величавый Успенский собор, помнящий Ивана Грозного. А внутри – старинные фрески. На них следы прямых попаданий... Нет, фашисты сюда не дошли. Следы от попаданий кирпичей, которыми целились в головы святых.

(Слайд 15) В городе Кольчугино Владимирской области на постаменте возле вечного огня греются, пьют пиво, курят молодые люди. С обратной стороны памятник размалёван названиями музыкальных групп, кличками, похабщиной. Рядом на снегу валяются окурки, битое стекло, пустые бутылки. Однажды рабочий завода, который шёл домой с ночной смены попытался сделать подросткам замечание, за что поплатился собственной жизнью Подростки, ударив его бутылкой по голове, забили ногами, а затем ещё живого сунули головой прямо в газовое сопло, мужчина скончался от болевого шока.

(Слайд 16) В самом центре установлена стела. Надпись на мраморной доске стелы гласит: «Вы, закрывая огненные доты, для будущего Родину спасли. Страшно становится за современную молодёжь (благо, что не всю), которая в весёлом угаре сбивает эти буквы всем, что под руку попадётся – железными прутьями, ногами. Корреспондент газеты «Кондинский вестник» проходя мимо, посоветовала с издёвкой попробовать головами. Они согласились. Причём совершенно серьёзно. Рядом с пацанами девчонки, тоже, мягко говоря, не в очень трезвом виде. Четырнадцатилетние подростки крушат на своём пути всё. Скамейки на площади, которые, казалось бы, не в подъём даже взрослому мужику, разбираются на дощечки. Потом они укладываются на ступеньки мемориала и ударом ноги ломаются пополам.

Сегодня мраморная доска пуста, на ней не написано ни одного слова. Не появятся они и ко Дню Победы. Последний раз заказали в Екатеринбург сразу семь печатных знаков, пока те изготавливались, были сбиты её столько же, а каждая буква стоит столько же.

(Слайд 17) Ежегодно перед новогодними праздниками на главной площади посёлка Междуреченский сооружают ледовый городок. Ледовый городок обходится местной администрации в 700 тысяч рублей. Камеры слежения, которые были установлены на здании районной администрации и на макушке ёлки зафиксировали, как в 19.51 в ледовый городок заходи группа молодых людей ростом не ниже 180 сантиметров. В течение пяти минут они крушат фигуру дракона и спокойно покидают место правонарушения. Лица, к сожалению, установлены не были.

(Слайд – 17) Из всего вышеизложенного следует вывод первой части нашего исследования: случаи вандализма имеют место и в нашем посёлке: разбитые фонари, надписи на стенах, разбитые застеклённые витрины, порча мебели, разрушение стелы, разрушение ледового городка и.т.д.

(Слайд - 18) Вторая глава нашего исследования посвящена основным  мотивам разрушительного поведения подростков. Мы проанализировали материалы некоторых СМИ. Журнал Огонёк № 8 2008 год. Заметка «Ожог».  

Из письма без подписи….

- А подросткам надо где-то быть и чем-то заниматься. Неужели в вашем городе есть доступные спортзалы, бассейны, кружки и секции, да и дискотеки тоже?

Из письма без подписи….

- Мне кажется, с каждым из нас и со всем нашим народом произошла большая беда. Мы заняты либо прожиганием неправедно нажитого, либо находимся на грани выживания. В любом случае не до духовности.

- Посмотрите  в наш телеящик. Какую нравственность могли воспитать тупые боевики, хлынувшие к нам в конце 80-х. Получили поколение моральных уродов, не усвоивших обычные человеческие ценности.  Подпись - Татьяна.

(Слайд - 19) Мы решили, что данный анализ недостаточен для выявления основных причин подросткового вандализма. Поэтому был проведен опрос среди подростков «О свободном времени замолвите слово». Всего опрошено 47 воспитанников Центра в возрасте от 11 до 17 лет.

( Слайды 22-26) Из проведённого опроса сделали выводы:

- практически у каждого подростка в течение дня бывает достаточно свободного времени –  от 1-2 часов до 9-10 часов в день, ни один человек не написал, что не знает чем заняться в свободное время;

- многие подростки в свободное время играют 13 человек (мы предположили, что в компьютерные игры), гуляют – 13, смотрят ТВ – 11, отдыхают - 8;

-  у троих опрошенных даже не хватает времени на общение с родными,

-  шесть человек испытывают дефицит времени  для общения с друзьями.

(Слайды 27, 28, 29) Второй опрос позволил нам проверить знания подростков по теме «Вандализм».

1.Из 42 опрошенных 34 человека знаяют, что такое вандализм

2.24 респондента были свидетелями совершавшихся актов вандализма.

3.На вопрос, почему подростки занимаются вандализмом, нам ответили:

- 14 человек – нечего делать,

- 1 – ради прикола,

- 8 – не смотрят родители;

- 20 – не смогли назвать причины.

(Слайд – 30) Далее мы сравнили результаты собственных исследований с данными социологических исследований.

(Слайд 31 )Основные мотивы разрушительного поведения:

- разрушения считаются для подростков развлекательным время провождением;

 - конфликт с родителями или школьными учителями, а также наличие друзей, которые часто ломают или разрушают что-нибудь;

- когда подросток не может должным образом утвердиться в семье, школе, среди одноклассников. Мотивация разрушительного поведения состоит в вымещении затаенных обид на случайных объектах;

- отсутствие у родителей должного контроля за детьми, безразличного отношения к их время провождению, к учебе, к тому, где и как они проводят вечера, к их нуждам и проблемам;

- гиперопека (завышенное внимание и контроль) родителей, повышенная строгость, лишение самостоятельности, суровые наказания за незначительную провинность или непреднамеренную порчу, поломку чего-либо, также способствуют срывам в поведении, вызывают внутренний протест у ребенка,

-вандализм может выступать как средство самоутверждения, исследования возможности своего влияния на общество, привлечения внимания к себе.

Пришли к выводу, что по двум показателям результаты сходятся:

  1. разрушения считаются для них развлекательным время провождением – ради прикола.
  2. отсутствие у родителей должного контроля за детьми, безразличного отношения к их время провождению, к учебе, к тому, где и как они проводят вечера, к их нуждам и проблемам – не смотрят родители.

Общие выводы:

1.На основании вышеизложенного можно предположить, что вандализм - это действия разрушительного характера, приводящие к гибели культурных и иных ценностей.

2.Подростковый вандализм распространён.

3.Пик вандализма приходится на 11-13 лет.

4.Мотивами вандализма  зачастую являются  гнев, скука, тяга к исследованию и эстетическое переживание.

Считаем, что цель нашей работы достигнута, мы определили основные причины разрушительного поведения подростков.

Меры, направленные на профилактику данного явления.

Самые предпочтительные варианты: помощь психолога, помошь родителей и установка камер видеонаблюдения.

Предложения: Исходя из  результатов работы, можно предложить ряд мер, направленных на профилактику вандализма:

1.На наш взгляд, основная роль в профилактике вандализма все-таки отводится воспитанию в семье, которое приведет к осознанию асоциальных норм поведения или к изменению уже сложившихся деструктивных мотивов и установок.

- Людмила Мамонтова – Дитя надо воспитывать, когда оно поперёк лавки лежит. А ещё лучше начинать с себя.

- Недавно, в ещё целом городке наблюдала такую картину. Маленький мальчик пытался повредить нос одной из фигурок. Вот с этого всё и начинается. И с семьи. Ясно, что ни мама, ни папа не учили своих отпрысков такому поведению, но, наверняка, попустительствовали.

2.Предупредительные беседы с подростками - информирование о стоимости объектов, последствий их разрушения и необходимости устранения порчи своими силами способствует развитию у потенциального вандала чувства социальной и материальной ответственности. Так, например, перед посещением выставок, картинных галерей, ботанических садов, парков, музеев следует проинформировать учащихся о ценности экспонатов, их значимости для общества и материальных последствиях, которые наступят даже при неумышленном их повреждении. Как, показывают исследования, такие значительно снижают мотивацию на разрушительное поведение.

Практическая значимость работы:        

По результатам исследования готовится заметка в газету «Молодёжный проспект», которая будет напечатана в майском номере. В будущем планируется создание фильма о вандмализме совместно с объединением видеомир, где планируем заснять все факты вандализма.  Фильм  предложим учителям для проведения классных часов, а также воспитателям детских садов.

Спасибо за внимание! Я готов ответить на ваши вопросы.