Музыкотерапия колыбели - исследовательская работа.

Луценко Лариса Николаевна

Посмотрите на небо или внутрь себя... и вы увидите там много интересного и манящего. Если вы захотите, то увидите там себя такими, какие вы есть на самом деле. А какие мы в действительности? И что так повлияло на нас? Как часто мы задаем себе эти и другие вопросы, пытаясь найти ответ. Но где он? И как его найти? Наверное, нужно присмотреться внимательнее, и, увидеть сказку нашего далекого детства или прислушаться и услышать колыбельную песню, песню материнской мечты, созидающей маленького человека как личность. Как же сделать так, чтобы песня родительской мечты стала реальной историей жизни. Вот такой, например, как эта история-песня маленького ручейка, ставшего облаком.  Ветер перемен подхватывает нас и несет дальше. И только клубы серой пыли матовой полупрозрачной завесой скрывают прошлое. Но где-то там мы стоим возле дома своего детства и думаем  о нём и о будущем. Как странно устроена жизнь. Можно мчаться потоком, смывая все препятствия, а можно смотреть на небо или свой дом.  Нам  предстоит увлекательное путешествие в мир колыбели, в мир  детства!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Музыкотерапия колыбели.820.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Краевая конференция молодых исследователей: «Будущее Алтая – 2014»

Тема:

Музыкотерапия  колыбели.

                                                                Автор:  Третьякова Юлия, ученица 9 класса    

                                                                                  МБОУ«Нововознесенская средняя

                                                                                   общеобразовательная школа»

                                               

                                                                     Руководитель: Луценко Лариса Николаевна,

                                                                                    учитель истории и обществознания.

с.Нововознесенка, г. Славгород, 2013

                                             Структура работы.

1.Введение

2.Основное содержание.

Глава 1:

Мать – это вселенная ребёнка. 

Глава 2.

 Музыкотерапия колыбельной песни.

Глава 3.  

Об истории   «баюльной песни».

3.Заключение.

4. Информаторы.

5. Список литературы.

6.Приложение.

                                       

 

                                                            Введение

Посмотрите на небо или внутрь себя... и вы увидите там много интересного и манящего. Если вы захотите, то увидите там себя такими, какие вы есть на самом деле. А какие мы в действительности? И что так повлияло на нас? Как часто мы задаем себе эти и другие вопросы, пытаясь найти ответ. Но где он? И как его найти? Наверное, нужно присмотреться внимательнее, и, увидеть сказку нашего далекого детства или прислушаться и услышать колыбельную песню, песню материнской мечты, созидающей маленького человека как личность. Как же сделать так, чтобы песня родительской мечты стала реальной историей жизни. Вот такой, например, как эта история-песня маленького ручейка, ставшего облаком.  Ветер перемен подхватывает нас и несет дальше. И только клубы серой пыли матовой полупрозрачной завесой скрывают прошлое. Но где-то там мы стоим возле дома своего детства и думаем  о нём и о будущем. Как странно устроена жизнь. Можно мчаться потоком, смывая все препятствия, а можно смотреть на небо или свой дом.  Нам  предстоит увлекательное путешествие в мир колыбели, в мир  детства!

  Актуальность: 

Колыбельная песня является инструментом педагогического воздействия на ребёнка. Предлагаемое исследование показывает, насколько важна та информация, которую получает в момент укачивания маленький ребенок для последующей жизни в обществе. Исследование колыбельных песен, оберегов своевременно и актуально в виду духовного кризиса современного общества.

  Целью данного исследования является показ смысла колыбельных песен, история колыбели и люльки. В ходе раскрытия своей темы меня заинтересовал ещё один вопрос:  как сопровождалось рождение ребёнка,  какие обряды совершались раньше и  насколько они сохранились в наши дни.

Поставленная      цель решается осуществлением следующих задач:

-формирование позитивного отношения к материнству, отцовству и детству у подрастающего молодого поколения,

-пропаганда и сохранение народных знаний,

  -обучение молодого поколения основам народной культуры детства,

- раскрытие позитивного отношения к культуре детства путем приведения обрядовой характеристики  колыбельных песен;

  Описание классификации народной национальной  колыбельной песни  - эта область тайного знания осталась вне сферы моего исследования.

  Предметом  исследования являются приметы, предохранительная магия, направленная на благополучный исход.

  Объектом исследования выступает песня, родившаяся в колыбели.

  Базой исследования послужили, содержащиеся материалы в трудах лингвистов, фольклористов, этнографов, археологов.

  Гипотеза исследования состоит в том, что данная исследовательская работа окажет плодотворное положительное влияние народных знаний и умений в области детства на формирование личности ребенка.

   Методика исследования

В настоящей работе используются следующие методы: метод анализа, метод описания, метод сравнения и метод сопоставления.

   Структура и объём работы

Моя работа, кроме введения, заключения, списка использованной литературы, информаторов и приложений состоит из 3 глав.

     Практическая значимость исследования определяется  возможностью          применения полученных результатов в разных отраслях знания: фольклористике, психологии, медицине, педагогике, а также в повседневной жизни человека. Примечательно, что в собранных нами колыбельных песнях практически нет таких, которые программировали бы на неудачу, или на безысходное положение. Это позволяет использовать колыбельную песню как один из самостоятельных видов психотерапии.

Использование народных колыбельных песен позволяет снизить, как говорит Клишина Любовь Александровна - детский педиатр села Нововознесенки, медикаментозное лечение детских заболеваний в медицинской практике, имеющих психосоматическую основу. Собранный материал уникален, он может использоваться в качестве источника для других исследователей.

Культура детства рассматривается как особый вид социокультурной коммуникации, который обеспечивает воспроизведение коллективной традиции. Изучение такой коммуникации закономерно, поскольку рассматривает нормативно формализующие механизмы жизни и культуры, стратегии повседневного поведения человека. Такой подход является новаторским, поскольку позволяет вскрыть глубинные процессы в сознании человека, применить народные знания и умения в области материнства и детства.

  Дальнейшее развитие проекта. Результаты данного исследования  могут использоваться в психолого-педагогической практике: в детских художественных школах и студиях, музыкальных школах, детских садах и яслях, домах ребенка, детских домах, интернатах.

 Сроки эксперимента: 2009- 2013 г

                                      Глава 1      Мать - это первая вселенная ребенка.

                                                                            "Песня матери - главная песня в мире

                                                                               Начало всех человеческих песен".

                                                                                                                  Расул Гамзатов

   Современные мамы… Все расписано по часам, и ребенок живет строго по расписанию. Сейчас мамы если и поют своему ребенку колыбельные песни, то только для того, чтобы уложить его спать. А часто вместо колыбельной просто ставится тихая музыка, или ребенок засыпает под звук телевизора. В современном мире, где магазины завалены развивающими игрушками, мало кто из мам понимает важность колыбельной как средства развития ребенка и общения с ним. И первый вопрос возник у меня: « А что же несли колыбельные песни?»

Я встретилась со «старожилой» села Волковой Евдокией Ивановной, 1929 года рождения и выяснила, что воспевалось в них   приобщение к родным мелодиям,

описание богатой счастливой жизни, прогнозы на будущее и  описание опасностей. Провела блиц – опрос.  ( Приложение № 8).  Опросила 100 человек. Причем опрошены были не только жители села, но и г. Славгорода. Результаты опроса оказались предполагающими. Я так и думала, что больше всего исполнялись народные колыбельные песни,  их составило 80 %.  «Довольно часто пели»  - ответило 75 % жителей, а 35% ответили, что редко.  На вопрос: «Влияют ли колыбельные песни на сон ребёнка?», получила ответ утвердительный.

Решила выявить уровень  людей знающих и поющих, колыбельные песни среди разных поколений.  Из диагностики видно, что поющих в 50 годы – 100 %,  в 70 годах – 93%, в 90г. -  86 % и 2000 годы снизился до 41%. (Приложение 5)

   Проанализировав, составив диагностику на выявление уровня, поющих колыбельные песни,  хочу предложить вам творить своего ребенка, как творят искусники, волшебники и маги. И хочется мне сказать всем мамам:  «Пойте, мамы!»      Ведь образ мамы – один из самых светлых в сердце. Кто, как не мама поможет в трудную минуту, поддержит, утешит. Их строгие, но любящие голоса звучат в наших сердцах даже тогда, когда они не рядом с нами. Их проникновенные, ласковые голоса звучат в наших сердцах с той далекой поры детства, когда хотелось прижаться к маминому теплому платью и почувствовать себя самым любимым ребенком под тихую материнскую песню…

Обзор мнений о значении колыбельных песен.  (Приложение 6)              

Между тем специалисты утверждают: дети, которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдают психическими расстройствами.            Летом, при беседе с психологом из Краснодарского края  Белоножко И.Н.  я выяснила, что психологи проводили исследование, в ходе которого наблюдали за двумя группами детей. (Приложение № 1) Малышам из первой группы мамы пели колыбельные песни, малышам из второй вместо колыбельных просто включали спокойную музыку. Результаты оказались неожиданными и впечатляющими. Дети из первой группы были более спокойными, послушными, интеллектуально развитыми. Они  объясняют такие результаты несколькими причинами. Одна из самых важных - это установление особых эмоциональных отношений между мамой и малышом. Ведь мама, убаюкивая ребенка, оставляет далеко от его колыбели все накопившиеся за день тревоги и волнения, полностью обращена к нему, передает ему своё тепло и нежность, ласково поглаживает малыша. Малыш воспринимает её интонации, тембр её голоса, такой родной и любимый, который дает ему чувство тепла и защищенности, очень важные для завершения дня и спокойного сна.       Поэтому если мама не уверена в своих музыкальных способностях, это не повод лишать малыша колыбельных песен перед сном. Несравнимо более важен эмоциональный посыл, который она направляет ребенку. Колыбельные песни всех народов имеют схожие черты: высокий тембр, медленный темп и характерные интонации. Но в песне каждого народа много своих «секретов». В них заключается свой взгляд на жизнь, отражают модель мироздания своего народа, по которой ребёнок в первый раз знакомится с миром.

    Эти песни, словно нити в клубке жизни, намотаны одна на другую. И у каждой нитки свой цвет, своя фактура. Как справедливо указывает Г.М.Науменко, “тысячелетний опыт становления и развития человечества включает в себя особую область – опыт становления и развития отдельной человеческой личности как родового существа, несущего в себе - в свернутом виде - этнически определенную память об этапах развития человеческого начала. Это область народной педагогики и особая культура материнства, отцовства и детства. Без этой части общей человеческой культуры невозможно существование культуры вообще, невозможна ее органическая передача от поколения к поколению” [Науменко 1998: 3]. Но самое главное - это выявление глубокой нравственной сути в поэзии материнства, отцовства и детства.

    Рожденная в недрах теплой семейной жизни, народная культура отцовства, материнства и детства должна и может быть освоена современными людьми в самых разнообразных формах. “За прелестью народных колыбельных, за магией и поэзией заговоров стоят не более или не менее интересные частности народного быта, а слагаемые народной души, народного характера, которые вырастают в семье и затем творят историю отдельного человека, народа и, в конечном счете, - человечества” [Науменко 1998: 13].

    Дети любят и слушают колыбельные до сих пор с удовольствием, но взрослые почти перестали их петь. Колыбельная это добрая, нежная, пропитанная любовью, частичка русского человека, и мы, потомки, обязаны беречь наследие наших предков.

    Взрослые люди могут с легкостью вспомнить волшебные мелодии колыбельных песен. Это не просто первое знакомство с миром музыки, который закладывает фундамент эстетического развития личности, но и вхождение в социум. Сегодняшнее общество с его стрессами и скоростью обмена информации заставляет нас обратиться к уникальному опыту прошлого, который позволяет сформировать общество мечты и удивительных возможностей реализации себя как творческого человека.

   Формирование личности и речи ребенка проходит при непосредственном участии матери. Именно мать дает ребенку первые знания о языке и культуре своего народа.  

    Современные исследователи говорят об отсутствии данных по формированию речи у детей без особых проблем [Фрумкина 2001: 104-106]. Вместе с тем особое внимание уделяется роли родителей в формировании предречевых навыков ребенка. Именно мать является активным посредником между ребенком и внешним миром. Последние научные данные позволяют говорить о наличии эмоционального следа плода в психике взрослого человека. Негативная информация может быть одной из причин таких дефектов развития детей и подростков, как агрессивность, заторможенность, расстройство внимания и т.д. Наоборот - радость заставляет петь наше сердце. Уже от родителей зависит каков он будет, этот эмоциональный след.

С декабря 2011 г. я провела эксперимент в детской поликлинике ЦРБ  г.Славгорода по внедрению колыбельных песен в педиатрическую практику.  Динамика заболеваемости детей первого года жизни до эксперимента и в ходе эксперимента (2009г.) – применение колыбельных в педиатрической практике чётко прослеживается в таблице, сопоставленной на сравнении. (Приложение 2)

Первые результаты позволяют говорить о положительном воздействии народной колыбельной песни на динамику заболеваемости детей первого года жизни. (Приложение 3)

    Результаты исследования могут использоваться в виде обучающей и коррекционной программы для будущих и молодых родителей.

    Хочется подчеркнуть, что Вселенная всегда благодарит родителей за их сознательные усилия. Любой поступок - злой или добрый - возвращается к его создателю. Поэтому дети являются неким барометром, по которому можно судить о семье. Больные дети, с изломанной судьбой - все это “отзвук” психологических катаклизмов внутри семьи. Однако социальные катаклизмы привели к тому, что в современном обществе гораздо больше неполных семей. Так, в 2010 г. каждый третий ребенок в Славгородском районе рожден вне зарегистрированного брака. Настораживает тот факт, что большую часть внебрачных детей дают не молодежь до 20 лет и отчаявшиеся женщины после 35 лет, а люди в основных репродуктивных возрастах (25 -34 года) Количество детей, рожденных вне брака, постоянно растет. В этих трудных обстоятельствах самый надежный щит от всяких напастей - это безусловная любовь к ребенку, идущая прямо из сердца. Любовь только за то, что он есть на свете.  (Приложение 4)

   


Глава 2. Музыкотерапия колыбельной песни

        

   Колыбельные песни – один из фольклорных жанров, стоящих "на грани быта и искусства" (Чистов К.В., 1960, стр.7), что не раз отмечали исследователи. В. А. Пропп выделил такие критерии определения жанров в фольклоре, как особенности поэтики, "указание на бытовое применение", форма исполнения и отношение к музыке (Пропп В.А., 1964, стр.149). Бытовое применение в данном случае является определяющим для колыбельных песен, обусловливая форму исполнения, структурные особенности поэтики и музыкальное оформление, а также связь с другими жанрами фольклора.

    Я  вновь встретилась с жителями села. В результате краеведческого поиска были собраны воспоминания информаторов о значении колыбельных песен.  На основании их мнения я составила таблицу и решила продолжить работу над данной главой. (Приложение 6)

   Колыбельные песни исполняются над колыбелью с младенцем во время его укачивания и укладывания спать взрослым человеком – бабушкой, дедушкой, матерью, няней или же ребёнком-подростком, которого называют баяльщиком или качельником. Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает и засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные, тёплые интонации голоса, ласковое обращение, монотонность пения. Многие из нас, наверняка, обращали внимание, что одним только голосом, независимо от произносимых слов, можно усыпить и пробудить, утешить и разозлить, обрадовать и опечалить - то есть, вызвать целую гамму эмоций. Различно воздействие крика и шепота, невнятного бормотания и уверенной речи, тихого баюканья ребенка у колыбели и пения перед большой аудиторией. Все это и есть магия голоса.

        Г.С. Виноградов называет колыбельные "созданием женщины-матери и пестуньи", считая их особым жанром - "материнской поэзией или поэзией пестования" (Виноградов Г.С., 1970, стр. 168). М.Н. Мельников считает, что колыбельная песня является инструментом "педагогического воздействия на ребёнка, а для последнего - первичной формой освоения действительности, познания простейших форм взаимосвязи предметов окружающего мира" (Мельников Г.С., 1987, стр. 125).

        Поются колыбельные песни с давних времён, они передаются из поколения в поколение и существуют у всех народов. Колыбельные песни нужно любить и сохранять, ведь это удивительный дар прошлого, а "прошлое надо хорошо понимать, чтобы смотреть на сегодня из будущего", как справедливо отметил когда-то  М. Горький.

        Следовательно, глубокое понимание колыбельной песни даёт возможность лучше понять красоту и выразительность изучаемого языка, глубже воспринять национальную специфику культуры народа-носителя.

 Молодежь безразлична к миру взрослых и к будущему, безразлична практически ко всему, кроме развлечений и насилия. Школьники двадцать первого века не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, у них весьма смутные представления и о прошлом, и о будущем. Они с подозрением относятся к близким доверительным отношениям, потому что часто лишены настоящего внимания. Они боятся одиночества, они жестоки, прагматичны, зависимы, пассивны, агрессивны и трусливы перед лицом неожиданности.


  Глава 3.   Об истории   «баюльной песни».

     Колыбельные песни предназначены для укачивания в колыбели. Выясним вначале, что же такое колыбельная. Cлово “колыбель” этимологически происходит от глаголов “колебать”, “колыхать”, “качать”.

Колыбельные песни в народе ещё зовут байками, как говорит Вибе Л.И.  Это название произошло от глагола баять, баить – «говорить». Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать». Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребёнку, имеют вполне определённую цель – усыпить его. Этому способствует спокойный, размеренный ритм и монотонный напев.         

Зыбке сопутствовала колыбельная песня, которую пел тот, кто “укачивал” малыша.      Обычно это были мама, бабушка, няня, старшие - брат или сестра. Колыбельная – это беседа с ребёнком перед сном, а он - самый внимательный слушатель.                          

И помнит она как её мама в начале 60-х годов прошлого века “качала” в зыбке её младших брата и сестру, напевая при этом простенькие колыбельные. Остальные, кто был в доме, “замирали”: вели себя тихо-тихо, ходили на цыпочках. В городе зыбок в это время уже не было. “Баюльная песня” была  более понятна детям, чем  колыбельная, так как в современном быту колыбели давно сделались редкостью.

А тем временем жизнь не стоит на месте. Меняется быт, культура и сами люди. Появилось радио. Потом гордо явился телевизор и порадовал детей программой – долгожительницей “Спокойной ночи, малыши”. Над программой работают специалисты: педагоги, психологи, артисты и другие. Дети бегут с радостью смотреть свою любимую программу и слушать свою обожаемую колыбельную. Потом мама отведёт ребёнка в свою комнату, уложит в кроватку, поцелует, пожелает “Спокойной ночи” и всё…

А ведь ребёнок, особенно малыш, нуждается в присутствии мамы. Он и засыпает быстрее, и спит спокойнее, если мама найдёт время и споёт колыбельную песенку перед сном.

Тронули за душу слова Багдасарян Ф. А. 1928 г.р “Малышу необходимо, чтобы его ласкали, теребили, нежили. Не лишайте и себя этой радости. Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить”.                      

А Волкова Е. И.  1929 г.р , когда я брала у неё интервью сначала задумалась, а потом посетовало на то, что время стремительно летит, его катастрофически не хватает, мамы торопятся всё успеть. А потом, в минуты раскаяния, рождается вот такая колыбельная исповедь.

“Прости, дитя моё, прости.

За то, что вновь я уезжаю…

За то, что вечно я в пути,

А для чего - сама не знаю» (Приложение 10).

                                                               Заключение.

Аудитория "Колыбельных" - это и взрослые, и дети,  которые не без интереса узнают, что и на другом краю земли тоже есть дети, которым мама поет колыбельную песню.

Таким образом, наше исследование показывает, что тема колыбельной осталась не только в истории  фольклора, не только нашла свое развитие в литературных и музыкальных произведениях, но и продолжает обретать новые современные формы, не теряя при этом своего изначального назначения и смысла, а это значит – колыбельная была, есть и будет!!!

Хочу   принести  искреннюю благодарность всем тем, кто помог в написании моей исследовательской работы: людям, исполнителям, которые сберегли уникальные жемчужины народной культуры. В каждом доме мы всегда встречали теплый прием.

Спасибо сказительницам  Волковой Е.И., Багдасарян Ф.А., Вибе Л.И., Смарженюк Т.М., Титовой Г.М. за оказанную помощь и поддержку в сборе материала. Особое спасибо моему руководителю Луценко Л.Н. за предоставленные  материалы  из личного архива. (Приложение 11).

Низкий поклон  моим  бабушкам Червонной Л.И. и Третьяковой Т.П., чьи песни зажгли в моём  сердце  огонь любви.

Список литературы.

  1. Аникин В.П. Русский фольклор. М.: «Высшая школа», 1987.
  2. Барто А.Л. Четыре колыбельные. М.: Госиздат, 1928
  3. Виноградов Г.С.,      1970, стр. 168
  4. Гагенторн Н. Колыбельная песня как отражение быта русской деревни // Художественный фольклор. 1930. № 6—7.
  5. Головин В. Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе. 2000.
  6. Герасимов М.П. Колыбельная // Обо всем понемногу. Харьков, 1924.
  7. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: «Высшая школа», 1977.
  8. Мельников Г.С.,         1987, стр. 125
  1.  Науменко  Г.М.     1998:
  1.  В.Новичихина    Алтайская правда от 30.05.1992года.
  2. Шостакович Д.Д. Колыбельная / Стихи М.А. Светлова. М.: Музфонд СССР, 1946;
  3. Фрумкина                      2001: 104-106
  4.  Чистов К.В.,                1960, стр.7

                                                           

                     

                 

                 

                                                             Информаторы:

1.Багдасарян Федора Антоновна. 1928 г.р. Славгородский район, с.Нововознесенка//

                                                                Архив музея Нововознесенской средней школы.

                                                                 Фонд устных источников. Меморат № 1.

2.Белоножко Ирина Николаевна   1965 г.р. Краснодарский край, г.Гулькевичи

3.Вибе Лукерья Ивановна.   1932 г.р. . Славгородский район, с.Нововознесенка//

                                                                Архив музея Нововознесенской средней школы.

                                                                 Фонд устных источников. Меморат № 2.

4.Волкова Евдокия Ивановна.  1929 г.р. Славгородский район, с.Нововознесенка//

                                                                Архив музея Нововознесенской средней школы.

                                                                 Фонд устных источников. Меморат № 3.

5.Клишина Любовь Александровна 1946 г.р.

                                                               Славгородский район,       с.Нововознесенка//

                                                                Архив музея Нововознесенской средней школы.

                                                                 Фонд устных источников. Меморат №7.

6.Луценко Мария Фёдоровна. 1950 г.р. Славгородский район, с.Нововознесенка.

7.Смарженюк Татьяна Михайловна.1929 г.р. Славгородский район, с.Нововознесенка.

8. Титова Галина Михайловна.1924 г.р. Славгородский район, с.Нововознесенка//

                                                                Архив музея Нововознесенской средней школы.

                                                                 Фонд устных источников. Меморат № 11.

9.Червонная Любовь Ивановна. 1954 г.р. Славгородский район, с.Нововознесенка//

                                                                Архив музея Нововознесенской средней школы.

                                                                 Фонд устных источников. Меморат № 12                                                                                                                     

                                                                                                                         Приложение 1.

Результаты исследования психолога Краснодарского края г. Гулькевичи

И.Н. Белоножко.   (из 50 опрошенных жителей города)

                                                                                                                         

                                                                                                                                     

                                                                                                                                               Приложение 2.

Динамика заболеваемости детей первого года жизни до эксперимента и в ходе эксперимента (2009г.) – применение колыбельных в педиатрической практике (показатели заболеваемости пневмонией, диарейными заболеваниями и анемией в возрастной группе 0-12 мес. по детской поликлинике  г. Славгорода  на  2009 – 2011гг.(%)):

2009г

2010г

2011г

Пневмония

39,6

16,4

17,6

Диарея

6,2

6,0

5,7

Анемия

138,8

79,3

107,1

                                                                                                            Приложение 3.

Результаты, позволяющие говорить о положительном воздействии народной колыбельной песни на динамику заболеваемости детей первого года жизни.

                                                                                                                                  Приложение 4.

Диагностика показа статистики бывшего Славгородского района,  рождённых детей вне зарегистрированного брака.

                   

                                                                                                            Приложение 5.

Диагностика жителей с.Нововознесенка на выявление уровня поющих колыбельные песни.

                                   

                                                                                                         Приложение 6.

Таблица:  Обзор мнений о значении колыбельных песен.

Ф.И.О.

Пели ли вы своим детям?
Что пели?

Значения колыбельных песен

Титова Анна Михайловна

Сыну пела сборку собственного сочинения типа "баю - баюшки- баю, баю деточку мою....

По- моему, они думают, что если мама спокойна и тихо напевает, значит все хорошо, можно заснуть. Детям нравится мамин спокойный голос перед сном.

Багдасарян Федора Антоновна.

Мой сыночек очень любил, когда я пела ему и не только перед сном.

Он затихал и слушал, ему было спокойно, мама рядом.

Вибе Лукерья Ивановна.  

Старшему сыну пела без выходных и отпуска - надо же чем-то себя занимать, пока три часа качаешь на руках увесистый кулек. С «мелкой» сразу поняла, что спит она в кровати, засыпает там же и никаких рук. Так что моих песен ей почти не доставалось.

Просто дитя тогда затихает и слушает. А если затих и лежит тихонечко, значит полдела сделано. Так полежит-полежит и засыпает.

Колчина Анна Ивановна

Малая долго толкалась по мне, не могла заснуть, а я строила из себя «спящую» А потом она начала мурчать, и мне так стыдно вдруг стало, что давно ребёнку колыбельных не пела.

Очень успокаивает и создает приятную атмосферу в доме.

Луценко Мария Фёдоровна.

Я разные колыбельные пою, сама придумываю на ходу.

Гипнотизирующее, монотонное, чередование звуков. Сама была готова заснуть.

Червонная Любовь Ивановна.

Пела своей дочери колыбельные "Зеленая карета", "Спи моя радость усни" ну и т.д.

Они чувствуют себя защищенными

Зейбель Галина Николаевна

Ещё когда, ребёнок находится в животике у мамы, тогда врачи начинают просить маму, что бы она пела, чтобы ребёнок слышал голос матери.

Мелодичность, нежность и спокойный напев убаюкивают и успокаивают малышей

Гаан Лариса Афанасьевна

Я пела и пою. Иногда известные песни, иногда сама придумываю на ходу.

Голос мамы успокаивает  всегда, и именно в детстве перед сном необходим нежный голос матери.

Клишина Любовь Александро-вна

Для нас это - часть жизни, еще одна грань общения.

Не знаю, какой смысл, но детям нравится. Пока они маленькие и не понимают слов, можно как угодно «изгаляться».

Грищенко

Елена

Николаевна

Все время пою.
А если днем, то говорит: «мама не пой, мне не нравится»

Успокаивает голос родителей.

Сулейманова Светлана

Я дочке не пела и не пою. Честно? Пыталась сначала, но её либо не устраивают мои вокальные данные, либо пение перед сном.

Детишкам всегда приятно слышать милый мамин голосок.

Зейбель Наталья

Спят усталые игрушки" - с года, наверное. Уже шесть лет, но песня на ночь обязательна.

Чувствуют мамину любовь, доброту. И сами становятся такими.

             Приложение 7.  

КОЛЫБЕЛЬ – ОТ ГЛАГОЛА «КОЛЫХАТЬ», «КАЧАТЬ».

                                                                                             

Приложение 8.

                                                           БЛИЦ – ОПРОС:

народные

современные

КАКИЕ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ ВЫ ЗНАЕТЕ?

 80 %

20 %

Довольно часто

редко

ЧАСТО ЛИ ВАМ ПЕЛИ ИХ РОДИТЕЛИ?

75 человек

35 человек

Да

нет

ВЛИЯЮТ ЛИ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ НА СОН РЕБЁНКА?

100 человек

----

   Приложение 10.

                                      Тексты  колыбельных песен

“Прости, дитя моё, прости.

За то, что вновь я уезжаю…

За то, что вечно я в пути,

А для чего - сама не знаю.

За то, что в суматохе дней,

Тебя я лаской обделила.

И с каждым годом всё больней,

Всё резче я себя казнила.

Прости за то, что я пою

Тебе сегодня песню эту.

И фотографию твою

Вожу с собой белу по свету.

Расти, дитя моё, расти.

Прости дитя мое, прости.

(Воспоминания жителя с.Нововознесенки Волкова Е. И.  1929 г.р.

Записано респондентом 19 мая 2012года)

Колыбельная для мальчика.

Спи, малыш,

                              усни скорей,

       Спит под крышей

                                     воробей,

                  Под кусточком дремлет

                                      зайчик.

       Почему не спишь

                                    мой мальчик

         Серый волк по лесу

                                             рыщет,

                 Он себе постельку ищет.

       Если ты не будешь

                                                спать.

Ляжет он

                               в твою кровать!

                                                                                                     В.Новичихина.

                                                                               Алтайская правда от 30.05.1992года.

                                                 Колыбельная моему сыну.

Мальчик очень маленький,

Мальчик очень слабенький-

дорогая деточка.

Золотая веточка!

Трепетные рученьки

к голове закинуты,

в две широких стороны,

Словно крылья, вскинуты.

Дорогая деточка,

Золотая веточка!

(Воспоминания жителя с.Нововознесенки Багдасарян Ф. А. 1928 г.р

Записано респондентом 23 апреля 2010 года)

                                                         Бай- бай, бай- бай!

Спи-ко, Костя, в зыбке новой

На периночке пуховой.

Бай- бай, люли, бай,

На периночке пуховой-

Много перья Петухова ...

Спи, усни,-

Бай, бай, бай!

Угомон тебя возьми…

Спи посыпай,

Боронить поспевай.

Мы те шапочку  купим,

Зипун сошьём;

Зипун сошьём,

Боронить пошлём

В чистые поля,

 В зелёны луга.

        (Воспоминания жителя с.Нововознесенки - Титовой Анны Михайловны, 1934 г.р.

         Записано респондентом 05 апреля 2009 года)

Баю- бай, бай- бай,

Коля, рано не вставай,

Коля, рано не вставай…

Да обряжаться не мешай.

Коля рано встаёт-

Обряжаться не даёт…

Не дадим Коле спать,

Будем рано разбужать.,

Будем рано разбужать,

На работу на таку,

Да на весёлую страду,

Будем сено косить,

Да будем в кучки носить.

        (Воспоминания жителя с.Нововознесенки - Вибе Лукерья Ивановна.   1932 г.р

         Записано респондентом 20сентября 2009 года)

                                                             Баю- бай, баюшки,

В огороде петушок.

Петя громко поёт,

Ване спать не даёт.

Люшеньки, люли,

Прилетели гули.

Стали гули ворковать,

Мою доченьку качать.

   Люшеньки, люли,

Спи, дитя, усни,

   До утренней зари,

 До свежей росы.

   Баю, баюшки, баю,

  Не ложися на краю,

  Придёт серенький волчок,

    И укусит за бочок.

     Баю- бай, баю- бай,

    Поскорее засыпай,

    Поскорее засыпай,

    Свои глазки закрывай.

 (Воспоминания жителя с.Нововознесенки - Луценко Мария Фёдоровна. 1950- 2012гг.

         Записано респондентом 08 октября  2011года)

                                                                                                             Приложение № 11.

Сказительницы собранного материала.      

     Волкова Евдокия Ивановна, 1929 г.р.

                                                         Смарженюк

Татьяна  Михайловна1929- 2012г.р.               Багдасарян Феодора Анатольевна,1928 г.р