Тренинг как метод социально - психической адаптации студентов 1 курсов ВУЗа
Тезисы выступления на конференции в ННГУ, секция 4
"Социально-психологическая и медико-социальная адаптация и реабилитация"
Брылова Е.В.
Дата выступления 14.10.2009г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на конференции | 387 КБ |
Предварительный просмотр:
Брылова Е.В.
Секция 4.
Социально-психологическая и медико-социальная адаптация и реабилитация.
Тренинг как метод социально - психической адаптации студентов
1 курсов ВУЗа
Анализ жизнедеятельности молодого поколения, которые обучаются в Вузах России, показывает, что сегодня наряду с активизацией в них молодежной работы, часто можно увидеть нежелание молодежи повышать свою квалификацию, отсутствие мотивации к обучению и последующему трудоустройству.
К сожалению, характерными чертами молодых работников предприятий и организаций остаются пока низкий уровень патриотизма и корпоративной культуры, правовая безграмотность, неумение проявить себя, низкий уровень общения молодых людей, нежелание работать по специальности после окончания вуза.
Анализ положения молодежи позволяет выделить три взаимообусловленных блока ее проблем: социально-экономический, производственный и молодежный. И если первые две группы проблем касаются как молодых людей, так и других возрастных категорий работников предприятий, то третий блок проблем относится исключительно к молодежи как социально-демографической группе, имеющей свои особенности. Однако молодежная политика ВУЗа должна включать в себя реализацию всех обозначенных блоков проблем.
Важно знать, что многие общероссийские проблемы сказываются на положении работающей молодежи. Среди них: экономическая нестабильность, влияющая на безработицу и уровень заработной платы, сложности приобретения жилья. К тому же политические коллизии способствуют созданию ситуации, которая воспринимается как аполитичность молодежи.
В силу пассивности и низкой мотивации части молодежи она является пока в основном не субъектом деятельности, а объектом воздействия, не став в полной мере главным действующим лицом в реализации молодежной политики.
В этой связи особое внимание следует уделить работе, направленной на привлечение к молодежной политике все большего количества молодых людей, расширение актива, подготовку молодежных лидеров.
Задачами каждого ВУЗа должны стать оказание помощи молодому человеку в раскрытии его внутреннего потенциала, содействие в самоопределении, самоутверждении, самореализации, инициативности и самостоятельности.
В настоящее время ряд проблем, стоящих перед ВУЗом, имеют чисто психологические корни и могут быть решены только с применением новых психологических методов оценки и коррекции особенностей личности студентов первых курсов. К этим проблемам относятся:
- Неадекватная структура мотивов студентов в процессе обучения в вузе;
- Низкий уровень осознания студентами своих возможностей, способностей, особенностей личности;
- Отсутствие методов, развивающих личность студента в процессе обучения в вузе;
- Низкий уровень психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности;
- Недостаточный уровень развития навыков взаимодействия с другими людьми;
- Недостаточный учет в процессе профессиональной подготовки склонностей, возможностей и типа личности студента.
Конечно, современная молодежная политика в ВУЗе должна быть научно обоснованной, включать в себя специальные органы управления, отличаться новым содержанием, целостностью, последовательностью, скоординированностью, иметь достаточные материальные, организационные и правовые гарантии. Данная политика должна осуществляться на таких принципах, как:
- принцип доверия;
- принцип комплексного подхода к решению молодежных проблем;
- принцип участия молодежи и ее организаций в управлении общественными делами;
- принцип поддержки общественно значимых молодежных инициатив.
Активный характер экспериментального метода в социальной психологии, к которой и относится тренинг, понимается весьма широко, особенно большое значение придается активности экспериментатора (тренера) - как возможности моделирования реальной ситуации. Кроме того, эксперимент должен быть обоснован теоретически, решать конкретную теоретическую задачу и устанавливать некоторую закономерность.
Генеральный путь научного исследования в социальной психологии, таким образом, заключается в движении от теории к эксперименту, цель которого – нахождение психологических закономерностей, установление законов, предсказание психологических явлений - психологический прогноз.
Мы считаем, что применение метода тренинга в работе со студентами 1курса ВУЗа позволяет изучить обычно не рассматриваемые социально-психологические аспекты совместной деятельности молодежных групп в ситуациях обучения:
- мотивационный,
- ценностный,
- субъектность группы как проявление инициативы и творчества в плане совершенствования организации и повышения культуры совместной деятельности,
- активность группы по оптимизации совместной деятельности и выделение себя из ситуации.
Осуществление метода тренинга позволяет обратиться к идеям о саморазвитии группы, о ее самодвижении, о группе как о субъекте совместной деятельности, развиваемых рядом отечественных психологов.
Б.М. Теплов, анализируя проблему соотношения естественного и лабораторного эксперимента с точки зрения использования объективного метода в психологии, считал некорректным их противопоставление, т.к. они решают различные задачи при осуществлении научного исследования в психологии. Естественный эксперимент помогает ставить жизненно важные проблемы, позволяет наметить гипотезы, дает возможность применения уже устоявшихся закономерностей к объяснению некоторых сложных задач, исследования содержательных сторон деятельности. Используя же лабораторный же эксперимент, в данном случае – тренинг - можно не только мысленно, но и на деле осуществить научную абстракцию, доказать выдвинутые гипотезы, вскрыть механизм изучаемых явлений.
Структура социального эксперимента может быть представлена следующим образом:
1. Экспериментатор. Это обычно исследователь или группа исследователей, которые разрабатывают и проводят эксперимент.
2. Экспериментальный фактор (или независимая переменная) - условие или система условий, которые вводятся социологом. Независимая переменная должна быть, во-первых, управляемой, т.е. ее направление и интенсивность действия должны находиться в соответствии с программными установками; во-вторых, контролируемой, если ее качественные и количественные характеристики раскрываются в пределах программы эксперимента.
3. Экспериментальная ситуация - ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента. В условия экспериментальной ситуации не включается экспериментальный фактор.
4. Экспериментальный объект - это группа лиц, согласившихся участвовать в экспериментальном исследовании.
Проводимые в социологии эксперименты различаются:
1) по характеру объекта и предмета исследования;
2) по специфике поставленной задачи;
3) по характеру экспериментальной ситуации;
4) по логической структуре доказательства гипотезы.
Таблица 1 Классификация социологических экспериментов
Основания для классификации | Виды экспериментов |
Характер объекта и предмета исследования | Реальные (натуральные) на генеральной совокупности на выборочной совокупности Мысленные на математической модели эксперименты "экс-постфактум" |
Специфика поставленной задачи | Научные: теоретические и методические Прикладные Проективные Ретроспективные Однофакторные Многофакторные |
Характер экспериментальной ситуации | Контролируемые Неконтролируемые Лабораторные Полевые Активно направленные Естественные |
Логическая структура доказательства | Параллельные Последовательные |
Социальная зрелость представляет собой целостность осознания и реализации в деятельности личности её основных социальных и психологических качеств и свойств. Также нужно учитывать отношение личности к своим потенциальным возможностям. И на первых курсах обучения в Вузе это наиболее важно. При использовании метода социально-психологического тренинга можно не только проследить, когда у человека появляются собственные взгляды и отношения, какие для него характерны требования, оценки и самооценки, но и вовремя скорректировать процесс социализации личности студента. Причём, как с профессиональных, так и с личностных позиций.
Вероятно, многие ошибки в воспитании молодёжи определяются тем, что мы стремимся решать частные вопросы (профессиональной подготовки, моральной стойкости, умения соблюдать законы и другие), не сформировав главного: умения критично размышлять над непростыми проблемами современной жизни и действовать в ней, ориентируясь на общечеловеческие ценности и своё собственное совершенствование.
Молодые люди, а особенно студенты 1 курса Вуза, - это, в большинстве своём, вчерашние школьники. Формула «учитель сказал – ученик сделал» для них теряет свою действенность. Но, потеряв одну модель общения и взаимодействия с учителями, молодому человеку нужна новая – пустоты тут быть не может. Авторитарные методы воздействия оказываются в этой ситуации неэффективными.
Метод тренинга – это работа «на равных». Здесь нет учителя и ученика. В тренинге реализуются партнерские позиции участников. Тренинг не учит – участники сами находят и проверяют инструменты и положения, которые впоследствии помогут им успешно идентифицировать себя во взрослой жизни, повысить собственную самооценку и развить критичность ума.