Главные вкладки
Технология эффективной социализации детей
«Волшебный телефон»- телефон доверия для детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 301.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Иркутска детский сад № 161
Методические рекомендации
по реализации образовательной технологии эффективной социализации Н. П. Гришаевой
«Волшебный телефон»
Автор-составитель:
педагог-психолог Н.Г. Раджабова
Иркутск
2024 г.
Пояснительная записка
Данная методическая разработка представляет собой адаптированную к реализации версию образовательной технологии эффективной социализации Н.П. Гришаевой «Волшебный телефон» - телефон доверия для детей.
Данная технология позволяет ребенку открыть воображаемому сказочному персонажу то, что он не смог доверить взрослому. Достоинством данного метода является чувство восторга, эмоциональная приподнятость ребенка, которые он испытывает после общения с любимым сказочным персонажем. Выбор мною данной технологии для работы с детьми старшего возраста основан на результатах диагностики, которая показала сниженный уровень эмоционального интеллекта, эмоциональную лабильность, неумение выражать свои мысли, чувства и эмоции.
Актуальность данной технологии заключается в том, что ребенок в любом возрасте нуждается в эмоциональной поддержке и возможности решения своих жизненных задач. Ему важно научиться действовать самостоятельно. Развитие деятельности по «Волшебному телефону» предоставляет такую возможность, где дошкольник учиться понимать свои мысли, чувства и эмоции, а также говорить об этом. Это помогает выяснить значимые для ребенка проблемы, преодолеть имеющиеся трудности, укрепить уверенность в себе и развивать социальную активность.
В результате применения данной технологии дети узнают о существовании «Волшебного телефона» и его назначении, а также учатся обращаться за помощью, выражать свои мысли, чувства и эмоции. В последующем это благоприятно отразится на отношениях между взрослым и ребенком, сформирует доверительные отношения и облегчит социализацию.
Цель применения данной технологии в дошкольном образовательном учреждении: создание условий для формирования социализации воспитанников.
Задачи:
1) развивать у детей умение самостоятельно выражать свои чувства и мысли; развивать социальную активность;
2) понять, что глубинно волнует ребёнка, в какой помощи
он нуждается, над, чем необходимо работать с ребёнком воспитателю, психологу или родителю;
3) определять степень эффективности усвоения ребёнком той или иной технологии или программы, поскольку в процессе разговора сказочный персонаж ненавязчиво задаёт ребёнку вопросы, касающиеся прошедшей «Ситуации месяца» или «Клубного часа».
4) возникает возможность от имени значимого для ребёнка персонажа дать ему позитивную инструкцию поведения или задать вопрос для дальнейшего морально-нравственного размышления.
5) своевременно реагировать на запросы воспитателей и родителей для решения детских проблем.
«Волшебный телефон» работает 1-2 раза в неделю в вечернее время. Роль ведущего выполняет педагог-психолог детского сада.
Возрастная категория: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Оборудование:
- Два игрушечных телефона соединенных между собой;
- Палатка игровая;
- Иллюстрации с изображением телефонов и ситуаций, когда
ребенок может обратиться за помощью;
- Листы бумаги и карандаши для рисования;
- Песочные часы;
- Журнал фиксации результатов.
Организации технология «Волшебный телефон»
1. В каждой группе рассказывают, что в саду появился волшебный телефон. Его приносят в группу. Детям объясняют, как им пользоваться , с кем можно поговорить и в какое время приходить в кабинет психолога. Как правило, это происходит после полдника, 2-3 раза в неделю.
2. Самое простое – установить детский игрушечный телефон или рацию. Возможна и установка спаренного телефона: один находится в кабинете психолога, другой рядом с кабинетом психолога в специально оборудованном домике, где должен располагаться телефон для детей. Домик может быть самый простой, типа палатки ( шатра ), раскрашенный ярким узором; в ней находится домик с телефоном и кресло для ребёнка, а также подсказка в виде пиктограммы, как пользоваться телефоном. Рядом – песочные часы – таким образом дети учатся следить за временем, отпущенным для разговора (обычно 5-10 минут ). Чаще всего детям удаётся соблюдать это правило.
3. Как правило, за внедрение этой технологии отвечает психолог, хотя это может быть и любой другой педагог. Предварительно психолог выясняет, какие герои популярны у детей,- для этого опрашивают детей и родителей. Затем намечает примерные вопросы, которые он мог бы задать от лица какого-либо персонажа, и определить цель общения с каждым конкретным ребёнком. Это так же может быть и диагностикой проблем ребёнка.
4. Психолог ведёт журнал, куда записывает проблемы ребёнка и свои дальнейшие действия в отношении коррекции его развития или поведения. Безусловно, вся информация конфиденциальна, психолог может лишь в обобщённой форме высказать свои пожелания и советы родителям или педагогу.
В качестве вспомогательного материала в данной работе размещены дополнительные методические рекомендации по освоению технологии (приложение 1), памятка для родителей и воспитателей (приложение 2) и примерный алгоритм беседы ребенка со сказочным героем (приложение 3).
Пример вводного занятия
Вступительная часть (до5 минут):
Педагог-психолог начинает занятие с беседы о том, что каждый ребенок иногда может чувствовать себя грустным,
испуганным или неуверенным. Он объясняет, что бывают ситуации,
когда детям нужно поделиться своими чувствами и получить помощь,
даже если рядом нет родителей. Для таких случаев существует
"Волшебный телефон, « по которому он может поговорить со своим любимым сказочным героем.
Основная часть (до 15 минут):
Обсуждение: Педагог-психолог объясняет, что такое «Волшебный телефон» как он работает и для чего нужен. Во время обсуждения психолог показывает детям телефон и рассказывает, что это особенный телефон, на который можно позвонить, если им грустно, страшно или они не знают, как поступить. Ребятам, объясняется, что этот телефон находится в кабинете психолога и в определенное время можно прийти и поговорить. Подчеркивается, что « Волшебный телефон» — это возможность поговорить с добрым сказочным персонажем, который поможет разобраться в ситуации.
Ролевые игры: Ребятам предлагают инсценировать ситуации, в
которых можно обратиться за помощью к своему герою. Например: "Ты потерял любимую игрушку и не знаешь, что делать", "Тебя кто-то обидел", "Ты боишься темноты". Каждый ребенок может позвонить по "Волшебному телефону" и пообщаться со сказочным помощником, который даст
полезный правильный совет.
Работа с иллюстрациями: Психолог показывает иллюстрации,
на которых изображены различные ситуации, и вместе с детьми
обсуждает, в каких случаях можно воспользоваться «Волшебным телефоном».
Творческая часть (до 10 минут):
Рисование: Дети рисуют, любимого сказочного персонажа, с которым
можно поделиться своими переживаниями. В конце можно устроить
небольшую выставку рисунков и выбрать популярный сказочный персонаж, который и будет использоваться в дальнейшей работе.
Заключительная часть (до 5 минут): Психолог подводит итог
вводного занятия, акцентируя внимание на том, что всегда можно обратиться за помощью, если возникла сложная ситуация. И приглашает детей 1-2 раза в неделю в свой кабинет для общения по телефону.
Список литературы
1.Технологии эффективной социализации детей 3—7 лет :
система реализации, формы, сценарии : методическое по-
собие. Н.П. Гришаева— М. : Вентана-Граф, 2017 — 320 с. — (Тропинки).
2.Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология
ОБУХОВА Л. Ф., доктор психологических наук.
Детская (возрастная) психология.
Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, -- 374 с.
3.Воронова, Армине Аршаковна.
Арт-терапия для дошкольников [Текст] : [0+] / А. А. Воронова. - Москва : ТЦ Сфера, cop. 2018. - 128 с. : портр.; 22 см. - (Библиотека воспитателя).; ISBN 978-5-9949-2000-8 : 2500 экз.
Приложение 1
Чек-лист для педагогов-психологов по освоению технологии
Н.П. Гришаевой «Волшебный телефон»
ШАГ 1. Изучение технологии.
Ознакомиться с методической литературой Н.П. Гришаевой: «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации».
Посмотреть видеоматериалы об опыте внедрения технологии в ДОУ. Повышать квалификации по данному направлению.
ШАГ 2. Создание условий для внедрения технологии.
ШАГ 3. Вводное занятие:
- Выявление популярных сказочных героев
- Ознакомление детей в группах с « Волшебным телефоном», местом его нахождения и времени работы.
- Изучение правил о пользовании « Волшебным телефоном».
ШАГ 4. Отработка технологии.
Работа с детьми, консультирование воспитателей, распространение памяток среди родителей и воспитателей. Выявление трудностей и проблем, корректировка.
ШАГ 5. Педагог-психолог ведет журнал, где записывает проблемы ребенка и в дальнейшем намечает пути работы с ним.
ШАГ6.Работа с родителями и педагогами:
- Для родителей и воспитателей составляются памятки, и проводится небольшая встреча, где обсуждаются вопросы эмоциональной поддержки детей. Им рассказывают, как важно, чтобы ребенок знал, что всегда есть кто-то, к кому можно обратиться за помощью.
ШАГ 7. Анализ эффективности, принятие решения о дальнейшем развитии и распространении. Формирование рекомендаций по внедрению и реализации технологии.
ШАГ 8. Рекомендации:
- Важно, чтобы воспитатели в группе регулярно напоминали детям о
возможности использовать телефон доверия, когда они сталкиваются с трудностями.
- Поддерживать доверительную атмосферу в группе, чтобы дети
не стеснялись рассказывать о своих переживаниях.
- Важно проводить совместные беседы с родителями, чтобы обеспечить непрерывность эмоциональной поддержки дома.
Приложение 2
Памятка для родителей
« Как можно поддержать ребенка»
Взрослые могут поддержать детей вербально:
а) похвалить,
б) подбодрить,
в) сказать слова любви,
г) рассказать какую-нибудь историю успеха из своего детства с посланием
«Я справился тогда и ты справишься».
Как могут родители поддержать детей визуально:
а) записать смешной или поддерживающий видеоролик,
б) сделать с ребёнком фотоколлаж,
в) вместе порисовать или раскрасить книги-раскраски,
г) отснять свой видеоролик со словами любви, похвалы, обращения,
д) посмотреть вместе фильм или мультфильм или интересную передачу и вместе обсудить.
Как могут родители поддержать детей физически:
Прежде чем давать детям физическую поддержку, взрослому надо поинтересоваться у детей как бы они хотели, чтобы их поддержали физически:
а). Сделать массаж спинки "Рельсы, рельсы",
б). Подержать за руку, на ручках, на коленях,
в). Поучаствовать с детьми в разных двигательных активностях,
д). Положить ребёнка на кровать, ноги на краю кровати и приложить свои ладони к детским ступням и так держать, пока не надоест детям или 3-5 минут.
е) Как можно чаще ОБНИМАТЬ и ЦЕЛОВАТЬ ребёнка.
- Слушайте и понимайте: Уделите время, чтобы прислушаться к чувствам и мнению ребенка. Помните, что их мир впервые сталкивается с множеством эмоций и испытаний, и важно показать им, что вы готовы понять их переживания.
- Давайте им право выбора: Когда ребенок чувствует, что у него есть возможность делать некоторые выборы, это способствует развитию его самостоятельности и ответственности.
- Играйте вместе: Игры - это не только развлечение, но и отличный способ познакомиться с внутренним миром ребенка и поддержать его эмоциональное развитие.
- Не стесняйтесь просить помощи: Воспитание ребенка - это сложный процесс, и никто не является идеальным. Если вам трудно справиться с трудностями, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалисту, такому как детский психолог.
Приложение 3
Алгоритм беседы с Бетмэном для ребенка старшего дошкольного возраста:
- Ребенок: Алло, здравствуйте, я хочу поговорить с Бетмэном.
- (Бетмэн): Здравствуй мальчик, Бетмэн тебя слушает.
- Ребенок: Бетмэн, я рад тебе!
- (Бетмэн): Как тебя зовут?
- Ребенок: Меня зовут Костя.
- (Бетмэн): Что у тебя случилось Костя?
- Ребенок: Я хотел тебе рассказать тебе о своей беде. Я хожу в детский сад. Я принес из дома новую машинку, а Миша из моей группы сломал ее.
- (Бетмэн): А как это произошло?
- Ребенок: Мы были на прогулке, и я собой взял свою машинку, поиграл с ней и поставил на скамейку, а сам пошел играть в песочницу, а когда я пришел взять свою машинку, ее там не было.
- (Бетмэн) И где же она оказалась?
- Ребенок: Ее взял Мишка, без моего разрешения, снял с нее колеса, и она теперь не едет, а мне ее подарила бабушка. Я об этом рассказал воспитателю, она поговорила с Мишей.
- (Бетмэн): И что она ему сказала?
- Ребенок:Она сказала ему извиниться, и что брать игрушки без разрешения нельзя.
- (Бетмэн): Так Миша перед тобой извинился?
- Ребенок: Нет, он начал называть меня ябедой и дразнить.
- Я решил рассказать тебе, ведь ты смелый, сильный и помогаешь
людям.
- (Бетмэн): Да, я тоже когда -то был ребенком, но подрос и стал
заниматься спортом.
- Ребенок: Я хочу быть похожим на тебя и решил попросить у мамы с папой купить мне костюм Бетмэна.
- (Бетмэн): Ну и что костюм тебе купили?
- Ребенок: Пока не купили.
- (Бетмэн): Не в костюме дело, не в кулаках и разборках, а в добром отношении к людям. Мой друг, а чем ты любишь заниматься?
- Ребенок: Играть с машинками, собирать конструктор.
- (Бетмэн): А ты любишь заниматься спортом?
- Ребенок: Нет.
- (Бетмэн): А почему, ведь занятия физкультурой, спортом, закаляют
силу духа, выносливость.
- Ребенок: Хорошо, попрошу родителей записать меня борьбу.
- (Бетмэн): Вот тогда ты сможешь, постоят за себя, защищать младших.
- Ребенок: Спасибо, вот тогда я стану обязательно, таким как ты!
- (Бетмэн): До свидания, мой юный друг. Я с нетерпением буду ждать твоего звонка, чтобы узнать о твоих подвигах.
- Ребенок: До свидания!
Алгоритм беседы Винни Пуха для ребенка старшего дошкольного возраста:
- Ребенок: Алло, здравствуйте, позовите пожалуйста Винни Пуха.
- (Винни-Пух): Здравствуй, я Винни-Пух, а тебя как зовут?
- Ребенок: Привет, Винни, меня зовут Катя.
- (Винни-Пух): Привет, Катя. Как твое настроение?
- Ребенок: Не очень.
- (Винни-Пух): Расскажи, что случилось тобою?
- Ребенок: Винни, я боюсь темноты, и спать одна!
- В-ль (Винни-Пух): Не бойся Катя! Я помогу тебе!
- Ребенок: А как , Винни?
- (Винни-Пух): Давай с тобой попробуем разобраться, почему ты боишься
темноты?
- Ребенок: Винни, я поздно вечером посмотрела очень
- страшный мультик и с тех пор я не могу спать в темной комнате одна!
- (Винни-Пух): Катя, постарайся не смотреть больше
страшные мультики.
- Ребенок: Хорошо.
- (Винни-Пух): Лучше попроси маму, чтобы она тебе перед сном почитала
книжку про меня и моих друзей.
Катя, когда я был совсем маленький, то тоже боялся
темноты. И тогда мама возле моей кроватки поставила ночник, он освещал комнату,
и было совсем не страшно. А у тебя есть ночник?
- Ребенок: Нет, попрошу маму, чтобы поставила.
- (Винни-Пух): Вот и замечательно. Катя, а еще я предлагаю тебе
нарисовать меня и повесить в своей комнате. Я буду всегда рядом, и ты перестанешь бояться темноты.
- Ребенок: Спасибо, Винни, я так и сделаю.
- (Винни-Пух): До свидания, Катя. Я с нетерпением буду ждать твоего
звонка, чтобы узнать как у тебя дела.
- Ребенок: Спасибо друг, пока!
Алгоритм беседы с Леонардо для ребенка старшего дошкольного возраста:
- Ребенок: Алло! Привет, Леонардо! Меня зовут Саша!
- Психолог (Леонардо): Привет, Саша, я очень рад слышать тебя!
- Ребенок: Леонардо, мне очень нравиться смотреть мультик «Черепашки ниндзя».
- Психолог (Леонардо): Это так здорово!
- Ребенок: Мне так нравится твоя команда, вы настоящие герои! Отважные и смелые! А еще очень - очень дружные!
- Психолог (Леонардо): Да, ты прав Саша, команда «Черепашки ниндзя» очень дружная и отважная команда, а иначе мы не могли бы быть спасателями! Ты только
представь, если бы мои ребята начали ссориться, когда время срочно ехать
на задания, то они не смогли бы никого тогда спасти!
А ты не ссоришься со своими друзьями?
- Ребенок: Иногда бывает, но потом обязательно миримся и больше не ссоримся.
- Психолог (Леонардо): Это хорошо, что вы всегда миритесь.
Быть спасателем - тяжелый и опасный труд! Моим ребятам все время приходиться тренироваться, чтобы быть ловкими, сильными, быстрыми и бесстрашными!
- Ребенок: Расскажи, пожалуйста, Леонардо, что же мне нужно будет делать, чтобы быть как твои друзья?
- Психолог (Леонардо):
Первое, Саша, нужно быть дисциплинированным!
Второе, нужно быть сильным и ловким, поэтому тебе нужно будет каждый
день обязательно делать зарядку, закаляться.
- Ребенок: Я в детском саду каждый день делаю зарядку, а дома играю в футбол и катаюсь на велосипеде.
- Психолог (Леонардо): Продолжай заниматься спортом и будешь сильным и ловким
как моя команда черепашек.
Еще они очень отзывчивые и поэтому нужно всегда помогать
окружающим людям, своим друзьям, родителям, бабушке, дедушке!
А ты помогаешь своим родным и друзьям?
- Ребенок: Да, мама меня попросит что-нибудь сделать, и я ей помогаю. А еще бабушке помогаю.
- Психолог (Леонардо): Ты большой молодец. Я думаю, Саша, что соблюдая мои
советы у тебя все получиться! Я верю в тебя!
- Ребенок: Большое спасибо, Леонардо! Я думаю у меня все получиться!
- Психолог (Леонардо): До свидания, рад был тебя слышать
Алгоритм беседы с Лунтиком для ребенка старшего подготовительного возраста:
- Ребенок: Алло! Здравствуйте, я хочу поговорить с Лунтиком.
- Психолог (Лунтик): Здравствуй, я Лунтик, а как тебя зовут?
- Ребенок: Я, Даша. Я так хотела тебя услышать и
поделиться с тобой новостью.
- Психолог (Лунтик): Какой?
- Ребенок: У моей подруги из детского сада Вики скоро день рождения и она пригласила меня и мою сестру на праздник.
- Психолог (Лунтик): Так чего ты расстроилась? Не любишь
праздники и веселье?
- Ребенок: Да нет люблю, но не знаю, что ей подарить? Сестра говорит, давай
подарим ей куклу, а она мне говорила, что у нее их много. А я хочу подарить воздушные шары.
- Психолог (Лунтик): А чем она любит заниматься?
- Ребенок: Рисовать, раскрашивать, браслетики плести.
- Психолог (Лунтик): А сколько твоей подруге исполнится лет?
- Ребенок: 6 лет .
- Психолог (Лунтик): А если вы подарите ей воздушные шары и набор для творчества, как тебе идея?
- Ребенок: Ну, мне нравится.
- Психолог (Лунтик): А у тебя есть еще друзья?
- Ребенок: Оля, Арина, Вероника, Катя.
- Психолог (Лунтик): А моих друзей ты знаешь?
- Ребенок: Да, Кузя, Мила, дед Шер, Вупсень, Пупсень.
- Психолог (Лунтик): Да у меня много друзей и ты их всех знаешь.
Как ты думаешь, каким должен быть настоящий друг?
А в какие игры ты любишь играть с друзьями?
- Ребенок: Гулять на улице, играть в прятки, играть в больницу и дочки-матери. А еще я научилась кататься на велосипеде? А ты Лунтик умеешь кататься на велосипеде?
- Психолог (Лунтик): Здорово , я тоже обязательно научусь.
- Ребенок: Лунтик, а ты ко мне придешь на день рождения?
- Психолог (Лунтик): Да конечно, если пригласишь.
- Ребенок: Я жду тебя летом, но какого числа я спрошу у маму и тебе позже
позвоню.
- Психолог (Лунтик): Хорошо спасибо, я буду ждать твоего звонка.
А еще тебе пожелаю хорошо и весело провести время на празднике у своей подружки.
- Ребенок: До свидания.
- Психолог (Лунтик): До свидания, рад был тебя слышать.