Адаптация школьников

Насырова Анастасия Валентиновна

Программа адаптации учеников 1-го и 5-го года обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

“Я – школьник ”

Программа психологического сопровождения учащихся 1 класса, имеющих трудности с адаптацией.

«Я - школьник».

Актуальность: Одним из наиболее значимых моментов в жизни человека является начальное обучение в школе. В основном дошкольное обучение основано на тренировки детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Как правило чувства, переживания, размышления ребенка уходят на второй план. А для успешной адаптации к обучению в школе по ФГОС требуется, чтобы первоклассник овладел основными УУД, т.е. совокупностью способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая организацию этого процесса, т.е. умению учиться.

Занятия по программе помогают учащимся в понимании самих себя, своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами, учителями. Помогают преодолеть основные школьные трудности, способствуют формированию адекватной самооценки, овладению основными компетенциями: коммуникативными (умением выражать свои мысли, умением взаимодействовать с другими людьми), личностными (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание), социокультурными, регулятивными (обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности).

Цель: психологическое сопровождение первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению

Задачи:

  1. Содействовать осознанию позиции школьника
  2. Развитие ключевых компетенций учащегося (регулятивных, коммуникативных, социокультурных).
  3. Способствовать формированию дружеских отношений в классе. Развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия с одноклассниками.
  4. Развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях.
  5. Обучить учащихся распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.

Предполагаемый результат:

  1. Развитие позиции школьника
  2. Развитие умения распознавать и владеть собственными эмоциями, обучение навыкам саморегуляции (способности эмоционального интеллекта)
  3. Повышение самооценки детей.
  4. Повышение уровня развития ключевых компетенций
  5. Развитие сплоченности детского коллектива
  6. Снижения уровня тревожности учащихся, связанной с процессом адаптации к обучению в школе

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

• установление контакта с учащимися, с учителем;

• формирование адекватного поведения;

• овладение навыками учебной деятельности.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.

Проявление школьной дезадаптации у младших школьников

Форма дезадаптации

Причины

Коррекционные мероприятия

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности

Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей

Беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям

Неспособность произвольно управлять своим поведением

Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений)

Работа с семьей; анализ собственного поведения с целью предотвратить возможное неправильное поведение

Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с ЗР, слабым типом нервной системы)

Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей

Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика

Школьный невроз, или «фобия школы», - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы»

Ребенок не может выйти за границы семейной общности - семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем)

Необходимо подключение школьного психолога - семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей

Структура программы: Цикл включает 10 объединенных занятий. Программа рассчитана на учащихся 1-х классов.

Характер программы: профилактическая, рекомендована для проведения в рамках уроков здоровья.

Количество часов: 10

Технология реализации программы:

1 этап: Организационный

Проведение установочно-организационных встреч с родителями учащихся

Проведение установочно-организационных встреч с классными руководителями.

Получение информированного согласия родителей на участие детей в занятиях по программе.

Составление плана-графика занятий.

2 этап: Проведение программы

Проведение программы адаптации первоклассников к обучению в школе «Я - школьник».

Проведение консультационных встреч с классными руководителями.

3 этап: Аналитический

Подготовка отчета для образовательного учреждения, в котором отражена информация о динамики адаптации первоклассников к школе, рекомендации по сопровождению учащихся, нуждающихся в психологической помощи.

Формы и психолого-педагогические методы используемые при проведении курса:

1. Ролевые игры для младших школьников

2. Рисуночные методы. Задания могут быть предметно тематические («Я в школе») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов («Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства.

3. Метафорические истории и притчи

4. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

5. Работа с заданиями в парах (развитие навыка сотрудничества)

6. Диагностические методы

7. Упражнения на развитие основных компетенций

Тематическое содержание занятий в рамках программы

«Я - школьник»

Название занятия

Содержание

Занятие 1.

Знакомство. Введение в мир психологии

Первичная диагностика

С учащимися проводится беседа о том, что такое психология и зачем она нужна человеку. Проводится диагностика актуального эмоционального состояния детей, сформированности адекватных копинг-стратегий преодоления учебного стресса.

Занятие 2.

Я и мои одноклассники

В процессе занятия ребята знакомятся со своими одноклассниками, учатся общаться и взаимодействовать друг с другом.

Занятие 3.

Правила школьной жизни

Учащиеся в игровой форме знакомятся с основными правилами школьной жизни; осознают, чем школьник отличается от ребенка дошкольного возраста. Обсуждаются трудности с которыми учащиеся столкнулись в школе, находим пути их преодоления

Занятие 4

Зачем мне нужно ходить в школу

В процессе занятия учащиеся задумываются над такими вопросами: «для чего я хожу в школу?», «Какой урок важнее?», «Что значит стать всем полезным?», что способствует повышению учебной мотивации. В конце занятия учащиеся рисуют рисунок «Я в школе», который является информативным о том, как ребенок адаптируется к школе.

Занятие 5

Мой класс

Ребята учатся ориентироваться в школе (где находиться класс, столовая, спортивный зал и др.). Занятие способствуют сплочению детского коллектива, учит конструктивным формам межличностного взаимодействия внутри класса.

Занятие 6

Какие ребята в моем классе

Занятие способствует формированию у ребят чувства «Мы», гордости за принадлежность к своему такому замечательному классу; учит взаимодействовать с одноклассниками.

Занятие 7

Мои друзья в классе

Учащиеся учатся дружить с одноклассниками; понимать свои чувства и чувства других ребят.

Занятие 8

Моя школьная жизнь

Учащиеся в игровой форме осознают для чего они ходят в школу, понимают значимость их школьной жизни для настоящего и будущего, что способствует повышению мотивации учения.

Занятие 9

Мои успехи в школе

В процессе занятия ребята осознают свои сильные и слабые стороны в учебной деятельности, научаются преодолевать трудности. Осознают, кто из взрослых помогает им в учебном процессе.

Занятие 10.

Моя «учебная сила»

Вторичная диагностика

На занятии учащиеся осознают свои сильные качества, которые позволяют им быть успешными в учебе. А также учатся видеть сильные стороны в других. Знакомятся с такими важными понятиями, как трудолюбие, терпение, желание, любознательность и др.

Занятие 1. Знакомство. Введение в мир психологии.

Ведущий проводит беседу о том, что такое психология и зачем она нужна человеку. Он показывает детям цветок и спрашивает у них, каквырастает этот цветок и что для этого нужно. Из ответов детей он делает вывод, что большой красивый цветок вырастает из маленького семечка. А для того, чтобы он вырос большим, красивым, радовал окружающих, ему необходим дождик и солнышко. Так же и у людей. Чтобы из мальчика или девочки вырос красивый, умный, счастливый, здоровый взрослый , ему необходимо тепло , поддержка, а также умение понимать себя и других.

Психология изучает мысли и чувства людей. Для чего это необходимо знать? Для того чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно и весело, помогать друг другу.

«Правила занятий по психологии»

Психолог говорит с детьми о правилах занятий: конфиденциальности (или «секретности») – то, что обсуждается на занятий, не должно выходить за пределы класса; безоценочности – на уроках психологии нет отметок и оценок, правильных и неправильных ответов, каждый имеет право выражать свое мнение, «правиле одного микрофона» - когда один человек говорит, другие слушают и не перебивают. После этого ученикам раздают альбомы.

«Знакомство»

Дети кидают друг другу мячик, называя перед броском свое имя, а затем по сигналу ведущего – имя того, кому бросают мячик.

Диагностика.

Рисуночная методика «Я в школе»

Детям предлагается нарисовать рисунок на тему «Я в школе».

Ведущие помогают детям подписать свои работы и уточняют у них где в образовательном учреждении они себя нарисовали (на уроке; на перемене, в столовой, во время прогулки в ГПД, по дороге в школу или из школы).

Рисуночная методика «Человек под дождем».

Детям предлагается нарисовать человека под дождем, так как они себе его представляют. Ведущие уточняют у учащихся, где находиться человек и что с ним происходит.

Занятие 2. Как зовут ребят моего класса.

«Ролевая гимнастика».

Дети по очереди изображают различных животных, карточки которых показывает ведущий.

«Имя начинается с буквы…»

Ведущий называет те буквы алфавита, с которых начинаются имена детей из класса. Когда звучит «их буква», дети встают и хлопают в ладоши.

«Ласковое имя»

Ведущий предлагает на занятиях психологией называть друг друга ласково. Каждое имя можно сделать ласковым. Дети должны придумать разные варианты ласкового обращения к каждому участнику.

«Я – солнышко»

На доску прикрепляется рисунок солнышка, вокруг которого расположено несколько планет. Детям нужно представить себя солнышком, посылающим тепло окружающим планетам – людям, и назвать тех ребят, которые сидят рядом с ним. Можно спросить детей, чьи имена были названы, чувствуют ли они тепло, исходящее от ребенка-солнышка.

«Имя оживает»

Участники представляют себе Страну Имен, в которой все имена превратились в животных (растения). Придумывают, в какое животное (растение) могло бы превратиться их собственное имя и рисуют его.

Занятие 3. Правила школьной жизни

«1-2-3 шепчи!»

Дети встали в круг. Ведущий задает им простые ваопросы: какой сегодня день недели, месяц, число, время года и т.д. Но дети должны отвечать на этот вопрос, только если психолог покажет палец и скажет: «1-2-3 шепчи». Тогда дети шепотом все вместе произносят ответ на вопрос.

Правила школьной жизни. Психолог беседует с детьми о том, какие правила существуют в школе (не разговаривать на уроках, не кричать на уроке с места, не подсказывать, поднять руку, если хочешь что-то спросить, работать дружно и др.) Ведущий показывает таблички со схематичным изображением правил (их можно изготовить самостоятельно или воспользоваться набором знаков из Приложений 1-5 пособия под редакцией Н.В.Пилипко. Можно поговорить с детьми о том какие правила им сложнее всего соблюдать и почему, и дать им задание – за неделю поработать над выполнением «трудного» правила.

Игра «Светофор»

Для игры нужно иметь 3 вырезанных из картона круга: красный, желтый, зеленый. Когда психолог показывает зеленый круг светофора, дети могут громко хлопать в ладоши и разговаривать; когда он показывает желтый сигнал светофора, дети должны передвигаться тихо, медленно и разговаривать только шепотом, а красный круг светофора означает, что они должны замереть на месте в той позе, в которой находились. В ходе игры ведущий в произвольном порядке меняет круги светофора с начало медленно, потом все быстрее и быстрее. Тот, кто нарушает правила игры, из нее выбывает. Заканчивается игра на красном сигнале светофора.

Игра «Угадай»

Ведущий загадывает одного из детей и начинает описывать его классу по внешним признакам (во что одет, какого цвета волосы, глаза и др.). Задача того из детей, кто догадался, о ком идет речь, поднять руку и молча ждать , пока ведущий его спросит. В конце игры обсуждаем, какие правила школьной жизни использовались в этой игре.

Занятие 4. Зачем мне нужно ходить в школу

Детям предлагается загадать и изобразить без слов какое-нибудь действие, которое совершает ученик в школе, а остальные должны догадаться, что он показывает.

Игра «Для чего ходят в школу».

Ведущий показывает детям персонажа из кукольного театра и говорит, что он совершенно забыл, зачем дети ходят в школу.. Чтобы помочь ему вспомнить , поиграем: я буду называть разные версии того, зачем дети ходят в школу, а вы, если согласны, будете хлопать в ладоши, а если не согласны – топать ногой:

Дети ходят в школу, чтобы играть.

Дети ходят в школу, чтобы читать.

Дети ходят в школу, чтобы разговаривать с соседом по парте.

Дети ходят в школу, чтобы учиться.

Дети ходят, в школу, чтобы драться.

«Какой урок важнее?»

На роль каждого из предметов, изучаемых в школе, выбираются дети. Им нужно рассказать остальным, чему они учат на своем уроке, постараться доказать, что он важнее всех. Ведущий помогает каждому ребенку.

Работа со сказкой

Дети слушают и обсуждают сказку в стихах «Про Колю» (Н.Селезнева)

Вопросы для обсуждения

- почему Коля не хотел идти в школу?

- Какой сон он увидел?

- Почему он потом захотел учиться?

- Что значит «стать всем полезным»?

«Один день из моей школьной жизни»

Детям предлагается вспомнить один запомнившийся день из их школьной жизни и нарисовать комикс на эту тему. Для этого необходимо разделить лист на 6-8 равных частей и последовательно нарисовать события одного дня в каждом из квадратов. Чтобы дети лучше поняли задание , ведущий может показать детям пример комикса.

Занятие 5 Мой класс

Ролевая гимнастика. Дети по очереди играют роли различных диких животных, изображения которых им предварительно демонстрирует ведущий.

«Сколько в нашем классе…?» Ведущий просит детей оглядеться вокруг и подсчитать, сколько в классе окон, шкафов и … (выбираются те предметы, которых в наличии немного).

«Какого цвета?» Дети закрывают глаза. Ведущий предлагает им вспомнить и сказать, какого цвета в классе стены, шторы, доска и другие предметы.

«Зайчик хочет к нам в гости» Ведущий рассказывает о том, что Зайчик очень хочет прийти в класс к детям, но не знает как пройти от дверей школы. Нужно рассказать Зайчику, как найти дорогу в класс. Можно предложить детям нарисовать схематичный план помещения и стрелочкой обозначить, как дойти до класса.

«Делаем Зайчику подарок»

Один из ведущих играет роль Зайчика (из кукольного театра). Зайчик приветствует ребят, говорит им спасибо за то, что они помогли ему добраться до класса. Если упражнение проводиться в преддверии новогодних праздников, то зайчик приносит нарисованную на ватмане Елку, которую дети должны украсить нарисованными игрушками (каждый из ребят рисует по одной игрушки и с помощью ведущего прикрепляет ее к елки).

Если занятие проводиться в осенне-зимний период, то зайчик приносит нарисованные варежки, расположенные на одном листе. Ксерокопия варежек раздается каждой паре детей в классе. Ведущий дает детям задание сделать эти варежки красивыми и одинаковыми, а в конце упражнения предлагает подарить их зайчику, чтобы ему было тепло зимой.

Зайчик благодарит детей за красивые подарки.

Занятие 6. Какие ребята в моем классе.

«Ролевая гимнастика»

Дети самостоятельно по очереди исполняют роли различных диких и домашних животных.

«Сколько в моем классе…?» Дети по одномувыходят к доске, чтобы видеть класс. Каждый отвечает на один вопрос: «Сколько в нашем классе девочек?»… мальчиков?...детей со светлыми волосами?... детей с темными глазами?...в одежде которых есть белый цвет? И т.п.

«Закончи предложение» Дети завершают предложения, которые произносит ведущий:

«В моем классе ребята…»

«На перемене наши ребята…»

«На уроке наш класс»

«Мы»

Ведущий просит ребят придумать и сказать, какие они, и приводит образец: «Мы – веселые». Дети хором выкрикиваютпридуманные фразы: «Мы – умные», «Мы – аккуратные», «Мы – трудолюбивые», «Мы – дружные» и др. Если у ребят возникают затруднения, ведущий помогает им.

«Вспомним хорошие поступки»

Дети обсуждают, какие поступки можно назвать хорошими. Затем вспоминают хорошие поступки, совершенные на этой неделе. Отмечают тех учеников, чьих поступков они вспомнили больше всего.

«Мы любим»

Ведущий бросает ребятам мячик, каждый из них заканчивает предложение, начинающееся со слов «Я люблю…». Затем ведущий просит детей спомнить все названные варианты и повторяет их со словами «мы любим»: «Мы любим играть! Мы любим смотреть телевизор, …читать, …гладить собаку» и т.п.

Работа со сказкой.

Дети слушают и обсуждают сказку «Кто самый лучший (Е.Жарова)

Вопросы для обсуждения

- почему заспорили зверята?

- что объяснил им Гном Гномыч?

- Как понимать фразу «Каждого можно назвать лучшим»?

Занятие 7 Мои друзья в классе.

«Ролевая гимнастика»

Дети по очереди изображают различных животных. По заданию ведущего их животные могут быть радостными или грустными.

«Кто умеет хорошо…»

Ведущий предлагает найти детей, которые хорошо умеют справляться с разными делами. Затем он называет различные умения. Те дети, которые считают, что обладают называемым умением, встают и говорят: «Это Я». Возможные вопросы : «Кто умеет хорошо сидеть на уроках?»…чисто писать?... быстро считать?...хорошо рисовать?...быстро бегать на физкультуре?...громко петь?... весело играть?...дружить?»

Закончи предложения.

«я подружился в школе с….»

«я хочу подружиться с…»

«Тропинка к сердцу»

Для упражнения заранее готовятся небольшие сердечки из бумаги, на которых написаны имена детей из класса. Если в классе много не читающих детей, вместо имен можно приклеить фотографии детей. Сердечки на некотором расстоянии прикрепляются магнитами к доске. Ведущий говорит детям , что каждый из них уже подружился с кем-то в классе, то есть нашел тропинку к его сердцу. Нужно подойти к доске и мелом нарисовать тропинку от своего «сердечка» к «сердечкам» тех ребят, с которыми он подружился. Если в классе есть дети , которые еще не с кем не дружат, можно предложить им нарисовать тропинки к тем ребятам, которые им нравятся.

«Портрет моего друга»

Для задания нужно заранее подготовить открытки по числу учеников, разрезанные на две части ломанной линией. Дети сначала ищут другую часть своей открытки, а потом рисуют обладателя второй половинки. Ведущий побуждает их к тому, чтобы они нарисовали партнера, как можно красивее.

«Интервью»

Ребятам раздаются заранее заготовленная распечатка домика из кубиков, где каждый из них должен нарисовать или написать то, что любит его друг (для этого ребята делятся на пары).

Вопросы интервью: любимое занятие, любимая еда, любимая игрушка, любимый цвет, любимая книга, любимый герой фильма.

Занятие 8 Моя школьная жизнь

Игра «День-ночь». По команде ведущего «день» дети могут шуметь, бегать, прыгать, играть. По команде «ночь» - они должны резко остановиться и «заснуть». Сначала ведущий в медленном темпе меняет команды, потом все быстрее и быстрее. Тот, кто нарушает правила игры, из нее выбывает.

Заканчивается игра на команде «Ночь».

«Правила и права школьной жизни»

Психолог повторяет с детьми те правила, которые они изучали на одном из занятий, снова показывая таблички с их изображением. Он спрашивает у детей знают ли они, что такое права, приводит примеры прав человека. Вместе с детьми он составляет основные права ребенка в школе (например: право на ошибку, право на собственное мнение, право играть на перемене, право самостоятельно выбирать друзей, право на отдых и др.) Ведущий показывает таблички со схематичным изображением прав детей. Делаем вывод, что ребенок не только обязан соблюдать правила школы, но и имеет свои права в ней.

Рисунок «Правила школы и мои права»

Дети сначала рисуют то, как они соблюдают одно из правил школы (на их выбор), а потом одно из своих прав (тоже на выбор). При этом таблички с правилами и правами висят на доске.

«Школа моей мечты»

Ведущий делит детей на две команды, каждая команда получает лист А3, фломастеры, пластилин, ножницы и за10 минут должны создать рисунок Школы мечты. Перед тем как дети начнут работу, психолог проговаривает с каждой группой, какие школьные правила они будут соблюдать в процессе работы (работать дружно, не кричать и др.)

«Выставка»

Открывается выставка, на которой каждая команда представляет свой рисунок, рассказывает, что на нем изображено, а также констатирует, могли ли они соблюдать правила в процессе работы, говорит, как им работалось вместе, были ли сложности и т.д.

Занятие 9. Мои успехи в школе

«Ролевая гимнастика»

Дети по очереди принимают роли различных животных. По заданию ведущего они могут быть смелыми или трусливыми.

«Закончи предложение»

Дети завершают предложения, которые произносит ведущий:

«У меня хорошо получается в школе…»

«В школе я научился..»

«Мне помогли»

Ведущий обсуждает с детьми, кто и как помогает им учиться в школе: родители, учительница, повар школьной столовой, нянечка и т.п. Затем им просят нарисовать в центре листа бумаги кружочек, а в нем свое лицо. Вокруг расположить другие кружочки и нарисовать в них лица тех людей, которые больше всего помогают им учиться. Затем дети рассказывают, кого они нарисовали.

Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку «Яшок и «звездная болезнь»» (И.Самойлова)

Вопросы для обсуждения:

- Что такое Дом Учености?

- В чем была главная ошибка Яшока?

- Почему в первый раз не удалось украсить класс?

- Что понял Яшок?

- Объясните фразу «Каждый должен быть мастером своего дела».

Занятие 10. Моя «учебная сила»

«Ролевая гимнастика» Дети по очереди изображают различных животных: больших и трусливых, маленьких и смелых. Например, смелую мышку и трусливого льва, смелого воробья и трусливого орла.

«Встаньте, у кого это есть»

Ведущий говорит детям, что сейчас он будет перечислять все необходимое для хорошей учебы. Дети должны быстро вставать, если то, что названо, у них есть (глаза, уши, терпение, рука, ум, желание, трудолюбие и т.п.).

«Главная учебная сила».

Ведущий говорит детям, что у каждого есть какое-то умение или качество, которое позволяет ему учиться хорошо: кто-то быстро думает , кто-то хорошо читает, кто-то легко запоминает, кто-то очень старателен, а кто-то внимательно слушает учителя. В этом качестве заключается его сила. Затем он просит каждого из детей подумать, что является его главной «учебной силой». После этого ребята пытаются догадаться, какое сильное качество задумал каждый из них.

Работа со сказкой.

Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку «Козленок Хрюпигав (Е. Елпидинская)

Вопросы для обсуждения

- почему одноклассники дразнили Хрюпигава?

- почему он стеснялся отвечать на уроках?

- как он сумел победить свой страх?

- почему одноклассники стали уважать его?

Список литературы:

  1. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2011.
  2. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М., 2001.
  3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «я»: программа формирования психологического здоровья у младших школьников. – М.,2001.
  4. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. 1-4 классы – М.: Эксмо, 2009.
  5. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе / Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.
  6. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Часть 1. Тетрадь 1 - М.: УЦ «Перспектива», 2008.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Ч. 1-4. Издательство «Генезис», 1998.



Предварительный просмотр:

Программа психологического сопровождения учащихся 5 класса, имеющих трудности с адаптацией.

«Я – пятиклассник».

I. Аннотация:

1. Научная обоснованность

В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых ставят перед ними не только проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства, но и эколого-экономические проблемы, напрямую связанные с их благосостоянием и здоровьем.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.

Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и т. д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Переход из начальной школы в среднее звено предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. У многих наблюдается:

• снижение показателей обученности;

• снижение интереса к учебе;

• напряженные отношения между собой;

• повышенная тревожность;

• непредсказуемые реакции;

• отстранение от взрослых.

Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.

Причины медленной адаптации:

  1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.
  2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
  3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не всегда удается уделить всем необходимое внимание.
  4. Привычка к контролю. В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога. Дети, привыкшие к постоянному контролю со стороны взрослых, должны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь.

2. Актуальность

Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным – адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики результатам, или негативным – стресс. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). Именно поэтому необходимо проведение психологических занятий с учащимися, которые приводили бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению к новым условиям, которые позволяли бы формировать положительное отношение к школе, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Признаки возникшей дезадаптации учащихся:

• усталый, утомленный вид ребенка;

• нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне;

• стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы;

• нежелание выполнять домашнее задание;

• негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;

• жалобы на те или иные события, связанные со школой;

• беспокойный ночной сон;

• трудности утреннего пробуждения, вялость;

• постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Проблема школьной дезадаптации пятиклассников в настоящее время является очень актуальной. Переход учащихся из начальной школы в среднее звено — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Исходя из этого, я предлагаю один из возможных вариантов сохранения психологического здоровья младших подростков при переходе из начальной школы в среднее звено – программу психолого-педагогического сопровождения «Я – пятиклассник».

3. Практическая направленность

Профилактическая психолого-педагогическая программа направлена на предупреждение школьной дезадаптации учащихся 5 класса к условиям обучения в основной школе.

4. Целью данной программы является создание условий для успешной адаптации учащихся 5 класса к новым условиям обучения в средней школе.

5. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Формирование у учащихся адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, а также представлений о себе как о человеке с большими возможностями развития.
  2. Развитие навыков уверенного поведения.
  3. Усвоение навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.
  4. Ознакомление учащихся с разными формами коммуникации.
  5. Создание условий для снижения тревожности, а также выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.

6. Продолжительность курса

Программа рассчитана на 7 занятий продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Сроки реализации программы: октябрь – ноябрь.

Реализация программы проходит в три этапа:

Первый этап – диагностический. Включает в себя психологические тесты и проективные методики, позволяющие исследовать личностные особенности учащихся и эмоциональное состояние каждого ребенка.

Анкета для пятиклассников.

Цель – изучить трудности адаптационного периода (учебные затруднения, межличностные отношения, мотивация).

Проективная методика «Несуществующее животное».

Цель – диагностика личностных особенностей.

Анкета для учащихся «Вот я какой!».

Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус».

Цель – определение эмоционального состояния ребенка, наличие агрессивности, ее проявления и интенсивности.

Проективная методика «Дерево».

Цель – исследование особенностей личности ребенка.

Второй этап – информационно-практический. Включает в себя психологические занятия для пятиклассников, родительские собрания, семинар для педагогов, индивидуальные и групповые консультации для всех участников образовательного процесса.

Третий этап – итоговый. Включает в себя подведение итогов реализации программы, которое проходит на основе сравнительного анализа диагностических данных.

8. Ожидаемые результаты реализации программы

Промежуточные результаты реализации программы:

  • Умение самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.
  • Умение владеть своими эмоциями.
  • Повышение уровня самооценки.
  • Овладение основными способами самопознания.
  • Осознание каждым учащимся своей уникальности.
  • Овладение навыками уверенного поведения.
  • Достижение внутригруппового сплочения.

Итоговые результаты реализации программы:

  • Снижение уровня школьной тревожности.
  • Овладение способами взаимодействия со сверстниками.
  • Формирование представлений о себе, о своих внутренних резервах.
  • Повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.

Учебный план

психолого-педагогической программы

«Я – пятиклассник»

Цель данной программы: создание условий для успешной адаптации учащихся 5 класса к новым условиям обучения в средней школе.

Категория обучающихся: учащиеся 5 класса, имеющие трудности с адаптацией.

Срок обучения: октябрь – ноябрь.

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Наименование тем

Всего часов

в том числе

Форма контроля

Теоретических

Практических

I

этап

Диагностический

1 ч.

1 ч.

Анкета для родителей пятиклассников

II

этап

Информационно-практический

8 ч.

5 ч.

3 ч.

Протокол родительского собрания, протокол педсовета, рисунок несуществующего животного, анкета для пятиклассников, анкета «Вот я какой!», графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус», рефлексивные высказывания учащихся, рисунки учащихся, проективная методика «Дерево»

III

этап

Итоговый

1 ч.

1 ч.

Сравнительный анализ диагностических данных

Итого:

10 ч.

5 ч.

5 ч.

Учебно-тематический план

психолого-педагогической программы

«Я – пятиклассник»

Цель данной программы: создание условий для успешной адаптации учащихся 5 класса к новым условиям обучения в средней школе.

Категория обучающихся: учащиеся 5 класса, имеющие трудности с адаптацией.

Срок обучения: октябрь – ноябрь.

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теоретических

Практических

I

этап

Диагностический

1 ч.

1 ч.

Анкета для родителей пятиклассников

II

этап

Информационно-практический

1

Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в среднем звене школы»

1 ч.

1 ч.

Протокол родительского собрания

2

Психологические занятия с учащимися

6 ч.

3 ч.

3 ч.

«Знакомство»

2 ч.

1 ч.

1 ч.

«Давайте познакомимся!»

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

Рисунок несуществующего животного

«Что такое 5 класс?»

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

Анкета для пятиклассников

«Я в этом огромном мире…»

2 ч.

1 ч.

1 ч.

«Какой я и чем я отличаюсь от других?»

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

Анкета «Вот я какой!», графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»

«Я могу»

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

Рисунки учащихся

«Мы – единое целое!»

2 ч.

1 ч.

1 ч.

«Понимаем ли мы друг друга?»

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

Рисунки учащихся

«Мы и наш класс»

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

Проективная методика «Дерево»

3

Семинар для педагогов, работающих в 5-х классах

1 ч.

1 ч.

III

этап

Итоговый

1 ч.

1 ч.

Сравнительный анализ диагностических данных

Итого:

10 ч.

5 ч.

5 ч.

IV. Учебная программа:

  1. Пояснительная записка

Школьные годы являются важным этапом в жизни каждого человека, очень хотелось бы, чтобы он был ценным и позитивным. В современной школе, как у учеников, так и у педагогов отмечается состояние эмоциональной напряжённости, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряжённости на обучающихся в период адаптации к новым условиям обучения.

Одним из наиболее стрессогенных периодов в жизни школьника является переход из начального звена в среднее, когда максимально усиливается воздействие неблагоприятных факторов на ребенка, что ведет к снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания), работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению успеваемости, повышению уровня тревожности и агрессивности и т.д. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля, что ведёт к конфликтным ситуациям в школьном коллективе.

К сожалению, иногда, при недостаточном знании индивидуально-личностных особенностей пятиклассников, дети остаются без должной психолого-педагогической поддержки.

Зачастую родители не принимают во внимание сочетание физиологических изменений и психологических факторов, влияющих на ребенка в новой социальной ситуации. Кроме того, у родителей не всегда сформировано понимание важности этого периода в жизни младшего подростка для успешного обучения и социализации.

Следовательно, работа психолога по созданию психологической комфортности в период адаптации пятиклассников должна начинаться с первых недель обучения.

Целью данной программы является создание условий для успешной адаптации учащихся 5 класса к новым условиям обучения в средней школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Формирование у учащихся адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, а также представлений о себе как о человеке с большими возможностями развития.
  2. Развитие навыков уверенного поведения.
  3. Усвоение навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.
  4. Ознакомление учащихся с разными формами коммуникации.
  5. Создание условий для снижения тревожности, а также выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.

Для учащихся занятия проводятся в форме психологических часов. В программе используются такие методы как: диалоги, рисунок, рассказ, ролевые и подвижные игры, групповая дискуссия, групповая беседа, развивающие упражнения или игры и их обсуждение.

Занятия имеют определенную структуру. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Далее следует короткое, динамичное упражнение, задача которого создать благоприятную атмосферу. Затем идет работа по теме. Завершается занятие ритуалом прощания.

Работа с родителями проводится через родительское собрание, а с педагогами – через консультации и семинар.

Данная программа рассчитана на 14 часов продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Сроки реализации программы: сентябрь – ноябрь.

Реализация программы проходит в три этапа:

Первый этап – диагностический. Включает в себя психологические тесты и проективные методики, позволяющие исследовать личностные особенности учащихся и эмоциональное состояние каждого ребенка.

Анкета для пятиклассников.

Цель – изучить трудности адаптационного периода (учебные затруднения, межличностные отношения, мотивация).

Проективная методика «Несуществующее животное».

Цель – диагностика личностных особенностей.

Анкета для учащихся «Вот я какой!».

Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус».

Цель – определение эмоционального состояния ребенка, наличие агрессивности, ее проявления и интенсивности.

Проективная методика «Дерево».

Цель – исследование особенностей личности ребенка.

Второй этап – информационно-практический. Включает в себя психологические занятия для пятиклассников, родительские собрания, семинар для педагогов, индивидуальные и групповые консультации для всех участников образовательного процесса.

Третий этап – итоговый. Включает в себя подведение итогов реализации программы, которое проходит на основе сравнительного анализа диагностических данных.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • Снижение уровня школьной тревожности.
  • Овладение способами взаимодействия со сверстниками.
  • Формирование представлений о себе, о своих внутренних резервах.
  • Повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.

Качественные критерии оценки достижения планируемых результатов:

  • Эмоциональное благополучие каждого ребенка в классе.
  • Овладение необходимыми коммуникативными навыками в общении с педагогами и старшеклассниками.
  • Достижение необходимого уровня психологической компетентности педагогов и родителей по проблемам адаптационного периода.

Количественные критерии оценки достижения планируемых результатов:

  • Уменьшение количества учащихся с высоким уровнем тревожности.

  1. Основное содержание

I раздел: «Знакомство»

Занятие 1. «Давайте познакомимся!»

Цель: познакомить детей с целями занятий, формой работы; принять правила поведения на занятиях.

  1. Ритуал приветствия: Здравствуйте (дети начинают приветствие, держась за руки, на последнем слоге хлопают в ладоши).
  2. Работа по теме.

Психолог сообщает учащимся о начале занятий психологией, спрашивает, известно ли им это слово, и, получив утвердительный ответ, предлагает подумать над тем, зачем ее нужно изучать. Как правило, ребята говорят о том, что психология нужна, чтобы быть спокойными, успешными, уметь общаться. Психолог подводит их к выводу, что знание психологии необходимо человеку, чтобы быть счастливым и рассказывает притчу о счастье.

Притча «Если хочешь быть счастливым, будь им» (Приложение 1).

Вопросы и задания по прочитанному:

• Почему счастье улетело прочь от человека?

• Как вы думаете, счастье приходит к каждому человеку?

• Почему одни люди всю жизнь чувствуют себя несчастными, а другие, наоборот, считают себя счастливыми?

Что такое счастье?

Психолог подводит детей к выводу, что счастье каждый понимает по-своему, но есть и общие моменты в понимании счастья: получение радости от того, что ты живешь на Земле; твоя необходимость, полезность окружающим; хорошее здоровье.

«Чтобы работа в нашей группе была плодотворной и принесла пользу, необходимо соблюдать правила. Я буду называть правило, а вы, если согласны, то говорите «Да-да-да» и хлопайте в ладоши, если не согласны, то говорите «Нет-нет-нет» и топайте ногами.

  • Внимательно слушать, когда говорят другие – «Да»
  • Драться – «Нет»
  • Уважать чужое мнение – «Да»
  • Шуметь – «Нет»
  • Шутить и улыбаться – «Да»
  • Дуться и быть «букой» - «Нет»
  • Говорить по одному – «Да»
  • Перебивать говорящего – «Нет»
  • Смотреть на того, к кому ты обращаешься – «Да»
  • Смеяться над говорящим – «Нет»

Проективная методика «Несуществующее животное».

Занятие 2. «Что такое 5 класс?»

Цель: профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Работа по теме.

Упражнение «Продолжи фразу».

На доске или в середине круга укрепляется рисунок «Школьный путь». На нем изображена гора, отображающая школьный путь с 1-го по 10-й класс. Участникам предлагается продолжить фразу: «В начальной школе мне больше всего запомнилось...»; «В пятом классе мне хотелось бы...». Все высказываются по кругу, передавая друг другу мяч или игрушку. Ведущий отмечает наиболее интересные высказывания и оптимистические ожидания, обращает внимание на то, что все участники имеют довольно большой школьный опыт, поэтому дальнейший путь должен быть легче. Каким он будет? Психолог предлагает поговорить о том, что нового появилось в школьной жизни учащихся в связи с переходом в 5-й класс.

Упражнение «Те, кто…»

Делают шаг вперед те, кто любит сладкое; поднимают правую руку те, у кого есть кошка; приседают те, кому нравится играть в футбол и т.д. После окончания упражнения предлагается взяться за руки всем, кто является учеником 5-го класса. При этом психолог подчеркивает, как много общего у участников.

Упражнение «Школьный путь» (Родионов, Ступницкая).

Ведущий проводит беседу с ребятами о пройденном отрезке пути и о том, что еще предстоит.

Упражнение «Что важно для меня?»

Ребятам необходимо представить, что они с родителями надолго уезжают, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители предлагают детям взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для них. Названия этих вещей необходимо написать на листе бумаги. Далее ребята читают список и рассказывают, почему они выбрали именно эти три вещи.

Анкета для пятиклассников (Приложение 2).

Рефлексия.

Притча «Одноклассники» (Приложение 1).

II раздел: «Я в этом огромном мире…»

Занятие 3. «Какой я и чем я отличаюсь от других?»

Цель: осознание ценности и уникальности личности каждого.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Работа по теме.

Упражнение «Ласковое имя».

Дети стоят в кругу. Психолог просит вспомнить, как их ласково называют дома. Затем дети, передавая мяч, называют свое ласковое имя. После того как все назовут свои имена, мяч передается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому передаешь мяч.

Анкета «Вот я какой!» (Приложение 2).

Упражнение «Поменяйтесь местами те …»

Дети сидят на стульях в кругу. Начинает игру психолог. Он ведущий стоит в центре круга, стула у него нет. Ведущий по желанию выбирает какой – либо признак, имеющийся у некоторых детей, и просит их поменяться местами. Например: «Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы». Те, у кого светлые волосы меняются местами друг с другом. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим.

«Кактус». Графическая методика М.А. Панфиловой.

Рефлексия.

Занятие 4. «Я могу».

Цель: формирование учебных умений, повышение самооценки.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Работа по теме.

Упражнение «Догадайся».

Водящий садится на стул лицом к классу, держа раскрытыми ладони; закрывает глаза. Один из членов группы тихонько подходит к нему и на несколько секунд кладет свои руки на руки водящего. Водящему необходимо догадаться, чьи ладони прикасались к нему.

Упражнение «Ладонь».

Учащимся предлагается обвести свою ладошку на листе бумаги, посередине рисунка написать «Я», а на каждом пальчике рисунка что – либо хорошее о себе. Затем психолог собирает детские работы, по очереди зачитывает их, а ребята определяют, кому какая ладошка принадлежит.

Упражнение «Я могу, я умею».

Ребята в быстром темпе перебрасываются мячом. Тот, кому в руки попадает мяч, быстро называет какое – либо свое умение («я умею петь», «я умею бегать» и т. п.)

Слушание сказки О. Горьковой «Фламинго» (Приложение 3).

Обсуждение сказки и выполнение иллюстраций к ней.

Рефлексия.

III раздел: «Мы – единое целое! »

Занятие 5. «Понимаем ли мы друг друга».

Цель: показать значимость собственного «Я»; подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Работа по теме.

Упражнение «Мне в тебе нравится».

Психолог задумывает какое – то качество, которое ему нравится в подростке, прикасается к нему, пытаясь передать, таким образом, задуманное качество. Подросток пытается угадать, какое качество задумано (можно привлечь к угадыванию всю группу). Затем водящими становятся сами подростки. При последующих выполнениях задуманные качества можно передавать взглядом.

Упражнение «Рисунок по инструкции».

Сначала все рисуют свой дом. Потом, убрав рисунок, достают чистый лист и работают в парах – один рисует с закрытыми глазами дом под диктовку соседа-автора. В конце сравнивают, похож ли рисунок на авторский. Затем ребята меняются местами. После упражнения обмениваются впечатлениями.

Упражнение «Кораблик успехов».

Участникам предлагается нарисовать корабль (один на всех) с тем условием, чтобы каждая проведенная ребенком линия означала какое – то его положительное качество. Каждый по очереди рисует одну линию, называя вслух свою хорошую черточку.

Упражнение «Пойми меня».

Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.

Игра-шутка «Пойми меня».

Участники объединяются в группы по три человека, изображая «глухого и немого», «глухого и неподвижного», «слепого и немого». Им дается задание договориться о подарке другу.

Игра «Гомеостат».

Участники выстраиваются в шеренгу. По сигналу психолога можно прыгнуть, повернувшись в любую из четырех сторон. Задача – добиться того, чтобы вся группа смотрела в одну сторону.

Рефлексия.

Занятие 6. «Мы и наш класс».

Цель: снижение тревожности, достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы».

  1. Ритуал приветствия.
  2. Работа по теме.

Упражнение «Коллаж класса».

Школьникам предлагается создать свою эмблему - визитку, на которой должно быть написано имя участника и какое-либо его положительное качество, форму каждый выбирает свою. Пока дети работают, на доске перед ними висит плакат с надписью в центре «Мы и наш класс». Выполнив задание, каждый подходит к плакату и приклеивает свою эмблему на общий шаблон. Психологу необходимо подвести участников к идее, что каждый из них - частичка целого класса, что все отдельные «Я» составляют общее «Мы».

Упражнение «Какие мы».

Все хором произносят «Мы все», а отдельные участники по очереди читают качества, записанные на индивидуальных гербах, но только во множественном числе. Например: «Мы все сильные, умные, красивые, добрые...»

Делается общая фотография группы.

Проективная методика «Дерево».

Оценка эффективности занятий.

Каждый участник заполняет анкету для оценки эффективности цикла занятий.

V. Список литературы

  1. Битянова М. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено / М. Битянова // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". – 2001. - №33.
  2. Владимирова Ю. Новичок в средней школе: Программа адаптационных встреч для пятиклассников / Ю. Владимирова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября», - 2004. - №9.
  3. Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу / Д. Журавлев // Народное образование. - 2002. - №8.
  4. Иванова Н. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт / Н. Иванова // Новые ценности образования. - М., 1997 г.
  5. Коблик Е. Г. Первый раз в 5 класс. Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003. – 122 с.
  6. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / авт.-сост. С. А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 238 с.
  7. Крылова М. На новой ступени: трудности адаптации пятиклассников к школе / М. Крылова // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете "Первое сентября". - 2009. - №16.
  8. Останина Н. Я и школа: Программа развития адаптивных возможностей учащихся при переходе в среднее звено / Н. Останина // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2003. - №41.
  9. Прихожан А. Пятиклассники: Собрание для родителей пятиклассников (психологические аспекты): методический материал / А. Прихожан // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2002. - №12.

VI. Методические рекомендации

Переход учеников из начальной школы в среднее звено — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.

Данная психолого-педагогическая программа предполагает работу одновременно со всем классом, так как занятия направлены на сплочение коллектива, создание в классе благоприятной атмосферы, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом, развитие эмоционально-волевой сферы и нравственных представлений. Такая форма работы позволяет выявить детей с личностными проблемами.

Программа включает в себя 14 занятий. Продолжительность каждого занятия составляет 40 минут.

Параллельно с проведением занятий для учащихся необходимо осуществлять индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов по проблеме адаптации пятиклассников.

Для выявления личностных особенностей учащихся и определения эмоционального состояния каждого ребенка на занятиях проводятся такие проективные методики, как «Несуществующее животное», «Кактус» и «Дерево».

На занятиях необходимо создать теплую, дружескую, но в тоже время рабочую атмосферу, чтобы адаптация пятиклассников прошла успешно.

Приложение 1

Притчи

«Если хочешь быть счастливым, будь им»

- Горе мне, горе, - вздыхал человек, сидя на лавке, и слезы ручьем катились по его лицу.

- Что ты все ноешь? - рассердилась жена. - Если хочешь быть счастливым, будь им.

- Как же мне быть счастливым, если счастье не приходит ко мне. Зато несчастья одним за другим сыплются на мою бедную голову. Урожай не созрел, крыша прохудилась, забор сломался, ноги болят. Ох, горе мне, горе, - плакал человек.

Услышало Счастье эти стенания и пожалело беднягу. Решило оно заглянуть к нему в дом.

Постучало Счастье в окошко и проговорило: «Если хочешь быть счастливым, будь им».

- Подожди плакать, посмотри, что-то сияет в нашем окошке, - остановила человека жена.

- Закрой шторы. Этот свет слепит меня и мешает горевать, - велел человек жене и снова зарыдал. Жена закрыла шторы, села рядом на скамейку и тоже заплакала.

Удивилось Счастье и улетело прочь.

«Одноклассники»

Повстречал однажды богатый человек нищего, и узнал в нем своего бывшего одноклассника.

- Повезло тебе, - сказал ему нищий, - Все у тебя есть, а я голодаю и ночую под открытым небом. А ведь наш учитель любил меня гораздо больше, чем тебя. Он задавал тебе невероятно сложные задания, а меня освободил от всех занятий.

- Да, ты прав, - сказал второй, с жалостью и состраданием глядя на товарища, - учитель любил тебя, и поэтому сделал так, как ты его просил. Но именно его самые сложные задания и научили меня тому, как обеспечить всю свою будущую жизнь.

«Два волка»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

«Обида на песке»

Жили два друга. В один момент они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину". Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь". Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: "Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему"? Друг ответил: "Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что- либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это".

Приложение 2

Анкета для пятиклассников

Анкета используется для изучения трудностей адаптационного периода (учебные затруднения, межличностные отношения, мотивация). Внимание! Вторая часть анкеты – анонимна.

Продолжи, пожалуйста, предложения:

  1. Когда я прихожу в школу_____________________________________
  2. Самое интересное в школе это_________________________________
  3. Самый трудный предмет для меня_____________________________
  4. Мне мешает учиться_________________________________________
  5. Мне помогает учиться_______________________________________
  6. Мой класс__________________________________________________
  7. Я бы хотел сидеть за одной партой с (напиши 2-3 фамилии) ___________________________________________________________
  8. Я бы не хотел сидеть за одной партой с (напиши 2-3 фамилии) ___________________________________________________________
  9. К себе на день рождения я бы пригласил (напиши 2-3 фамилии) ___________________________________________________________
  10. К себе на день рождения я бы не пригласил (напиши 2-3 фамилии) ___________________________________________________________
  11. Я учусь в школе для того, чтобы______________________________
  12. Я___________________________

Я___________________________

Я___________________________

Я___________________________

Я___________________________

Спасибо!

……………………………………………………………………………………….

Линия отреза

  1. Мне нужна помощь учителя по (укажи предмет) ________________
  2. Я не понимаю объяснения учителя на (укажи предмет) __________
  3. Я часто боюсь, что могу получить не только тройку, но и двойку на (укажи предмет) ___________________________________________
  4. Особенно много заданий задают по (укажи предмет) ____________
  5. На выполнение домашнего задания обычно я трачу (укажи время) ___________________________________________________________
  6. Учитель больше спрашивает, чем объясняет на (укажи предмет) ___________________________________________________________
  7. Я боюсь отвечать на уроке ___________________________________

Спасибо!

Анкета «Вот я какой!»

  1. Меня зовут___________________________________________________
  2. Мне _____лет
  3. У меня_______________глаза
  4. У меня_______________волосы
  5. Я проживаю по адресу_________________________________________
  6. Моя любимая еда _____________________________________________
  7. Мой любимый цвет ___________________________________________
  8. Мое любимое животное _______________________________________
  9. Моя любимая книга ___________________________________________
  10. Моя любимая телевизионная передача ___________________________
  11. Самый прекрасный фильм, который я видел (а) ___________________
  12. В себе я люблю ______________________________________________
  13. Моя любимая игра ____________________________________________
  14. Моего лучшего друга зовут ____________________________________
  15. Лучше всего я умею ___________________________________________
  16. Больше всего я боюсь _________________________________________
  17. Самая заветная мечта _________________________________________

Приложение 3

Сказка О. Горьковой «Фламинго»

В далеких жарких странах живут прекрасные птицы, которые называются фламинго. Днем они гуляют, гордо вышагивая по берегу реки, а вечером, когда солнце катится к горизонту, они взлетают к нему и парят под облаками. Закат окрашивает их розовые крылья в багровый цвет, и любой, кто видит это зрелище, никогда этого не забудет.

Тебе интересно узнать, откуда появились фламинго? Тогда слушай.

Жило – было маленькое облачко. Оно, как и каждое облачко, целый день летало по небу с другими облаками туда, куда дует ветер, и больше всего на свете оно любило смотреть на закат. Однажды мимо облачка пролетали маленькие цветные птички. Они ему очень понравились, ему захотелось полетать с ними, посмотреть на закат поближе, и оно решило поговорить с птичками.

- Куда вы летите? – спросило облако.

- Мы, птички, куда хотим, туда и летаем, - сказала одна.

- Да-да, - подтвердила другая. – Мы можем летать, куда нам хочется.

- Возьмите меня с собой, - попросило облачко.

- Ха-ха-ха, - засмеялись птички, - да ты же не умеешь летать, и у тебя это никогда не получится. Ты просто маленькое глупое облако, которое летит туда, куда дует ветер, - сказали птички и улетели.

Облаку стало очень грустно. Потянулись серые дни. Оно больше ничему не радовалось и только медленно и лениво передвигалось по небу. Оно почти ни с кем не разговаривало и все время думало: «Какое я несчастное, неуклюжее, серое облако. Я даже не умею летать». А ночью ему снилось, что маленькие разноцветные птички летают вокруг него, смеются и говорят: «Маленькое, глупое, неуклюжее серое облако».

Однажды вечером, когда приближался закат, облачко, как всегда, летало по небу и, задумавшись, не заметило, что оно давно отделилось от других облаков и его гонит уже совсем другой ветер. Когда оно это заметило, то не стало сопротивляться.

- Какая разница, - подумало облако. – Я ведь все равно не умею летать, буду одиноким серым облаком.

Солнце уже окрасило небо в розово-красные тона, как вдруг невероятно сильный ветер подхватил облачко и очень быстро понес к самой большой горе.

- Как ты посмело забраться на мою территорию? Вы, облака, только мешаетесь нам – ветрам. За это я разобью тебя о скалу, - сказал ветер.

Облачко пыталось оправдаться, сказать, что это какой – то случайный, озорной ветерок занес его сюда, но ветер не хотел ничего слушать. Облачко подумало: «Ну и пусть я разобьюсь о скалу, я все равно не смогу никогда летать».

Ветер нес его с огромной скоростью, скала была все ближе и ближе. Облачко решило последний раз посмотреть на закат. Ему показалось, что сегодня закат особенно красив.

- Неужели я его больше не увижу, - подумало облачко и испугалось. Ему очень захотелось жить и видеть закат каждый день.

- Что же мне делать? Надо попробовать улететь от ветра.

В этот момент ветер со всей силы кинул облачко в скалу. Облачко оттолкнулось и попыталось улететь, но ветер схватил его и опять швырнул в скалу. Облачко подумало: «Мне надо постараться, у меня обязательно получится». Оно опять оттолкнулось и попробовало улететь. Ветер снова схватил облачко, разогнался и кинул его на скалу. «У меня все получится. Я не сдамся», - решило облачко и почувствовало себя невероятно сильным. Оно собрало все свои силы, оттолкнулось и взмыло в небо. Оно постаралось вытянуться, как птица. Ветер сначала растерялся, но спустя секунду опять погнался за облачком. Облачко старалось лететь скорей, оно тянулось за уходящими лучами солнца. Оно подумало: «Вот бы сейчас крылья, я бы улетело прочь от ветра». И вдруг у облака появились крылья. Оно превратилось в прекрасную белую птицу и полетело очень быстро. Ветер не успевал за птицей, начал отставать, устал и перестал за ней гнаться. Произошло чудо, потому что облачко столкнулось с волшебной Скалой Желаний, о которую мечты либо разбиваются, либо становятся реальностью.

Облачко думало: «Какое же это чудо! Я – птица, я могу летать, я могу летать, я могу полететь к самому солнцу!» Ему было легко, хорошо и очень весело. Оно никогда не видело закат так близко. Вечернее солнце окрасило его перья в розовый цвет. Маленькие цветные птички, увидев его, сказали: «Какая красивая птица и как хорошо она летит!»

Маленькое серое облачко превратилось в прекрасную розовую птицу, которую люди назвали «фламинго».

Приложение 4

Пословицы и поговорки о дружбе

Дружба — дело святое.

Дружбу за деньги не купишь.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Гору разрушает ветер, людскую дружбу — слово.

Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Дружба дружбе рознь — иную хоть брось.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не мил и свет, когда друга нет.

Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Ищущий друга без изъяна остается без друга.

Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

Легче друга потерять, чем найти.

Верному другу цены нет.

Верный друг — ценнейший клад.

Когда друг просит — не существует «завтра».

Сам погибай, а товарища выручай.

Друга любить — себя не щадить.

Не бросай друга в несчастье.

Друзья познаются в беде.

Без беды друга не узнаешь.

Конь познается при горе, а друг при беде.

Не тот друг, что медом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

Приложение 5

Родительское собрание

«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в среднем звене школы»

План собрания:

  1. Вступительное слово классного руководителя.
  2. Выступление педагога-психолога:
  • Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
  • Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
  1. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период их адаптации к новым условиям обучения.
  • Ролевая игра «Услышать ребенка».
  • Анкета для родителей пятиклассников.
  1. Рефлексия

Ход собрания:

II. Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период происходит: снижение показателей обученности, снижение интереса к учебе, напряженные отношения между собой, повышенная тревожность, непредсказуемые реакции, отстранение от взрослых.

Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами. Главной задачей адаптационного периода является обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в основное звено школы.

Что может затруднить адаптацию детей к средней школе?

1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.

2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

3. Чувство одиночества из – за отсутствия первой учительницы.

Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

Возрастные особенности младшего подростка:

  • Восприимчивость к промахам учителей.
  • Переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем.
  • Отсутствие адаптации к неудачам.
  • Отсутствие адаптации к положению «худшего».
  • Ярко выраженная эмоциональность.
  • Требовательность к соответствию слова делу.
  • Повышенный интерес к спорту.
  • Увлечение коллекционированием, музыкой и киноискусством.

Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

Педагог-психолог знакомит родителей с проблемами, возникающими при переходе детей в среднее звено:

  • Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.
  • Повышение уровня тревожности самого ребенка.
  • Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.
  • Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.
  • Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и вне учебные контакты.
  • Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.
  • Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе.

Рекомендации для родителей:

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания.
  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.
  • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
  • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи.
  • Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

III. Ролевая игра «Услышать ребенка».

В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли ребенка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору»

Родителям-актерам даются следующие установки к исполнению ролей (перед собранием):

  1. «Ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты.
  2. «Отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы).
  3. «Мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем, обвиняет учителей в несправедливости и т.п.).
  4. «Бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.п.).

Остальным родителям дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.

Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»:

  1. Что вы чувствуете сейчас?
  2. Что вы чувствовали, исполняя свою роль?
  3. Какие выводы вы для себя сделали?

2 ситуация:

Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».

Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:

  1. Это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»).
  2. Морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать.
  3. Критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня. … И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!, «Если ты еще раз так сделаешь, то …!»).
  4. Выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.).
  5. «Стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя.
  6. Предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…»), которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.

И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут перерасти в конфликт.

Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?

Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба детей и подростков на своих родителей: «Они меня не слушают!».

Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Родителям предлагается заполнить анкету.

IV. Рефлексия

Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:

  1. Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
  2. Какая часть вызвала особый интерес?
  3. Ваши предложения и пожелания на будущее.

Фамилия, имя ребенка____________________________

Классный руководитель___________________________

  1. Охотно ли ваш ребенок идет в школу?
  • Неохотно
  • Без особой охоты
  • Охотно, с радостью
  • Затрудняюсь ответить
  1. Вполне ли Ваш ребенок приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
  • Пока нет
  • Не совсем
  • В основном да
  • Затрудняюсь ответить
  1. Переживает ли Ваш ребенок свои учебные неудачи?
  • Скорее нет, чем да
  • Не вполне
  • В основном да
  • Затрудняюсь ответить
  1. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
  • Иногда
  • Довольно часто
  • Затрудняюсь ответить
  1. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
  • В основном отрицательные впечатления
  • Положительных и отрицательных примерно поровну
  • В основном положительные впечатления
  1. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий?
  2. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
  • Довольно часто
  • Иногда
  • Не нуждается в помощи
  • Затрудняюсь ответить
  1. Как ребенок преодолевает трудности в работе?
  • Перед трудностями сразу пасует
  • Обращается за помощью
  • Старается преодолеть сам, но может отступить
  • Настойчив в преодолении трудностей
  • Затрудняюсь ответить
  1. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
  • Сам этого сделать не может
  • Иногда может
  • Может, если его побудить к этому
  • Как правило, может
  • Затрудняюсь ответить
  1. Часто ли ребенок жалуется на своих одноклассников, обижается на них?
  • Довольно часто
  • Бывает, но редко
  • Такого практически не бывает
  • Затрудняюсь ответить
  1. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
  • Нет
  • Скорее нет, чем да
  • Скорее да, чем нет
  • Затрудняюсь ответить
  1. Какие предметы, на Ваш взгляд, являются самыми трудными для Вашего ребенка? ____________________________________________________________
  2. В чем Вы видите причину этих трудностей? ______________________________

Приложение 6

Рекомендации для педагогов

Переход из младшей школы в среднюю – важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: новые учителя, новые требования, предметная форма обучения.

Адаптационный период – период привыкания к новым условиям. В это время у детей возможно появление признаков дезадаптации: дети становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся, по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями. Протекание адаптационного зависит не только от индивидуальных личностных особенностей, но и от сформированности некоторых умений и навыков: умений осознавать требования учителя и соответствовать им, устанавливать межличностные отношения с педагогами, принимать и соблюдать правила жизни класса и школы, навыков общения и достойного поведения с одноклассниками, уверенного поведения, совместной деятельности, самостоятельного разрешения конфликтов, адекватной оценки собственных возможностей. В этот период пятиклассники нуждаются не только во внимательном отношении со стороны родителей, но и в единых требованиях к организации учебно-воспитательной деятельности, учитывающей особенности протекания адаптации.

Чтобы облегчить ученикам непростой процесс запоминания имен и отчеств новых учителей желательно в течение 2-3 недель педагогам носить бейджики с именами.

Классным руководителям обязательно прописывать в дневниках расписание с номерами кабинетов. В первые дни познакомить класс с новенькими. Всем педагогам, работающим в 5-х классах, следует добиваться соблюдения следующих правил:

1. После первого звонка на первом уроке или во время перемены организуется учебное пространство: на парте аккуратно выкладываются учебники тетради и канцтовары.

2. Урок начинается с уточнения организационных вопросов. Четко предъявляются учебные требования. Первое время дети привыкают к правилам, а затем нужно строго отслеживать их выполнение.

3. В начале урока необходимо озвучивать его цели.

4. Инструкции нужно давать очень четко, полно, последовательно. Не стоит давать несколько инструкций сразу. Нужно контролировать их выполнение.

5. Следует делать паузы между инструкциями, заданиями, потому что детям сложно быстро переключать внимание.

6. Необходимо учить детей поднимать руку для ответа, пресекать выкрики с места.

7. Ученики 5-х классов пишут медленно, поэтому на устных предметах стоит записывать в тетрадь только самое главное, лучше использовать тетради на печатной основе или вклейки. Если делаются записи, обязательно проверять в них ошибки.

8. Желательно своевременно выставлять оценки в дневник. На уроке необходимо аргументировать оценки, давать им развернутые комментарии.

9. Домашнее задание лучше писать на доске до звонка, проверять, чтобы дети перенесли его в дневник. При необходимости стоит акцентировать внимание ребят на отдельных заданиях, сделать необходимые пояснения.

10. Выполненное домашнее задание необходимо разбирать на уроке.

11. Урок нужно заканчивать вовремя.

12. Во время перемены пятиклассники должны находиться рядом с кабинетом, где проводится следующий урок.

13. В столовую ребята приходят вместе с классным руководителем, убирают посуду за собой.

14. Классный руководитель организует дежурство по классу, разъясняет обязанности дежурных.