Проект " Моя сказка"

Раджабова Наталья Геннадьевна

Интегрированный проект  " Моя Сказка" педагога-психолога и учителя- логопеда " с детьми группы ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Иркутска детский сад №161

Проект

«В гостях у сказки»

Авторы проекта

Учитель – логопед Дворникова Е.В.

Педагог – психолог Раджабова Н.Г.

Вид проекта

Информационно-практико-ориентированный

(учебный)

Продолжительность проекта

Краткосрочный

Участники проекта

Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитанники старшей логопедической группы ДОУ, родители

Актуальность темы проекта

      Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и выразительно рассказана, то она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

      Сказки – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность сказок несомненна и общепризнана. Сказка - это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления. Те уроки, которые даёт сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких. 

      Расширение знаний языка, речевых оборотов, многообразие переливов литературного, художественного и разговорного стилей, воспринимаются в данных условиях, как нечто обыденное, само собой разумеющееся, как и само нахождение ребёнка в привычном ему пространстве.

      Поэтому сегодня, сказки, так широко и активно применяются в различных направлениях психологии и логопедии, при изучении языка, культуры и творческого развития, далеко выходя за рамки ненаучного, развлекательного жанра.

      Для того, чтобы сказка стала инструментом развития личности ребенка, необходима планомерная, систематическая совместная работа ребёнка, педагога и семьи. 

Проблема

      На сегодняшний день большинство наших детей воспитываются не на традиционных сказках и рассказах, а на современных мультфильмах. У многих родителей зачастую нет времени почитать с ребенком книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Опрос и беседа с родителей показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, а некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

      Также проблемой современных детей является нарушение развития всех компонентов речи. Особенно большие трудности дошкольники испытывают при составлении связного логического высказывания. Сказка в данном случае является образцом и средством развития монологической и диалогической связной речи.

    Исходя из актуальности и имеющихся проблем, мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Цель проекта

      Продолжать развитие психических процессов, творческих и речевых способностей детей логопедической группы через разнообразные виды деятельности по теме народного творчества.

 

Задачи проекта

  • Продолжать знакомить детей с народным творчеством;
  • Способствовать развитию интереса к русским народным сказкам (расширять представления о народных традициях, обычаях, обрядах);
  • Способствовать развитию коммуникативной деятельности;
  • Способствовать активизации и формированию словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи;
  • Развивать просодическую сторону речи, слуховое внимание, фонематическое восприятие;
  • Развивать память, внимание, мышление, пространственную ориентировку.
  • Совершенствовать мелкую моторику и зрительно – пространственную координацию;
  • Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать и применять свои знания в беседе;
  • Развивать произвольность, навыки самоконтроля и планирования, волевые качества.
  • Способствовать снятию психо - эмоционального напряжения посредством сказкотерапии;
  • Способствовать повышению психологической грамотности родителей и развитию совместного творчества родителей и детей.

Взаимосвязь в реализации проекта учителя-логопеда и педагога-психолога

      Взаимодействие учителя - логопеда и педагога - психолога в работе с детьми логогруппы направлено на решение комплексных вопросов коррекции психических процессов детей с ТНР, т.к. не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения.

      Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы является необходимым условием обеспечения результативной работы психолого-логопедической службы в детском саду.

      Реализация данного проекта способствует:

- созданию модели и обозначению направлений совместной коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда;

            - разработке системы и формы работы, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребёнка в коррекции речевых нарушений.

Формы реализации проекта

  1. Интегрированные творческие занятия педагогов с воспитанниками
  2. Работа с родителями
  3. Презентация продукта детской деятельности

Планируемые результаты реализации проекта

В ходе реализации проекта планировалось получить следующие результаты:

  • Дети вспомнили названия и содержания сказок, а также узнали новые сказки;
  • Дети научились узнавать русские народные и авторские сказки;
  • Дети научились понимать смысл сказок, определять героев сказок и отношения между ними;
  • Частично скорректировались следующие процессы: память, мышление, внимание, речевые навыки, зрительно-моторная координация;
  • Частично скорректировались навыки самоконтроля и планирования, волевые качества, психо – эмоциональное состояние детей;
  • Повысилось педагогическое взаимодействие с родителями.

Продукт проекта

Рисунок «Обложка для любимой сказки»: выполняется каждым ребенком совместно с родителем по рекомендациям, данными педагогами проекта.

Форма презентации проекта

Представление рисунка «Обложка для любимой сказки» на итоговом занятии, а также устная презентация данной сказки по плану, предложенному педагогами проекта.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап

Мероприятие

Содержание

Сроки выполнения

Ответственные

Организационные вопросы

  • Определение проблемы.
  • Постановка цели, задач.
  • Определение форм реализации проекта.
  • Выяснение возможностей, средств для реализации проекта.
  • Изучение литературы.
  • Составление плана работы, определение мероприятий с детьми и родителями

01.04.2024г – 05.04.2024г

Учитель-логопед Дворникова Е.В.

Педагог-психолог Раджабова Н.Г.

Подготовка к интегрированным занятиям

  • Подбор авторских и русских народных сказок.
  • Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала.
  • Подбор речевых и дидактических игр.

08.04.2024г – 12.04.2024г

Учитель-логопед Дворникова Е.В.

Педагог-психолог Раджабова Н.Г.

Работа с родителями

  • Подготовка и раздача родителям памятки-буклета «Сказки в жизни ребенка»

15.04.2024г

Педагог-психолог Раджабова Н.Г.

  1. Основной этап

Мероприятие

Содержание

Сроки выполнения

Ответственные

Интегрированное занятие №1

«В гости к сказке»

  1. Вступительная беседа с определением детской проблемы и цели. Использование «Модель трех вопросов».
  2.   Беседа о сказках
  3. Д/И «Угадай сказку»
  4. Речевая игра «Путаница»

17.04.2024г

Учитель-логопед Дворникова Е.В.

Педагог-психолог Раджабова Н.Г.

Интегрированное занятие №2 «Сказочные герои»

  1. Рассматривание книг, содержащих народные и авторские сказки
  2. Д/И игра «Узнай героя»
  3. Изобразительная деятельность «Оживи маску»
  4. Речевая игра «Кто я?»

18.04.2024г

Учитель-логопед Дворникова Е.В.

Педагог-психолог Раджабова Н.Г.

Интегрированное занятие №3

«Из жизни одной сказки»

  1. Беседа на тему «Необычные слова»
  2. Чтение сказки «Волк и семеро козлят», беседа о смысле сказки;
  3. Д/И «Собери и расскажи» (сказка «Волк и семеро козлят»)
  4. Подвижная игра «Козлята и волк»

19.04.2024г

Педагог-психолог Раджабова Н.Г.

«Сказки на ночь»

  • Чтение родителями сказок детям перед сном в течение недели (перечень составляется педагогами)

15.04.2024г - 21.04.2024г

Родители детей – участников проекта

  1. Заключительный этап

Мероприятие

Содержание

Сроки выполнения

Ответственные

Презентация детских рисунков  «Обложка для любимой сказки»

  • Выступление каждого ребенка с демонстрацией рисунка и кратким описанием своей любимой сказки по плану, предложенному педагогами

22.04.2024

Учитель-логопед Дворникова Е.В.

Педагог-психолог Раджабова Н.Г.

Подведение итогов проекта

Итоговая беседа с детьми - участниками проекта

22.04.2024

Учитель-логопед Дворникова Е.В.

Педагог-психолог Раджабова Н.Г.

Обобщение результатов работы

  • Анализ планируемых и полученных результатов, описание выводов работы

23.04.2024г – 24.04.2024г

Учитель-логопед Дворникова Е.В.

Педагог-психолог Раджабова Н.Г.

Выводы:

1. В результате проектной деятельности воспитанники логопедической группы приобщились к художественной литературе, расширили кругозор о сказках и их авторах, стали лучше понимать смысл сказок, определять героев сказок и отношения между ними, познакомились с русскими народными пословицами и поговорками, научились иллюстрировать сказки. Также у воспитанников с ТНР была проведена работа по коррекции психо – эмоционального состояния и развитию связной речи.

2. В результате работы над проектом повысилось педагогическое взаимодействие с родителями, которые более осознанно восприняли роль сказки в нравственном воспитании личности своего ребёнка, а также проявили интерес к чтению художественной литературы в своей семье.

3. Проектный метод способствовал дальнейшему развитию сотрудничества специалистов ДОУ и повысил интерес к различным областям знаний, необходимых педагогу детского сада для успешной реализации образовательной программы.

Приложение 1

Этапы интегрированного занятия №1 «В гости к сказке»

  1. Вступительная беседа с определением детской проблемы и цели. Использование «Модель трех вопросов».

На данном этапе занятия использовался сюрпризный момент: сказочный герой Мишутка предложил детям помочь ему вспомнить названия сказок, а также постепенно подвел ребят к определению детской проблемы и способам ее решения через «Модель трех вопросов»

Что знаем?

Что хотим узнать?

Где и как это можно узнать?

Сказки бывают разные.

В сказках предметы оживают.

В сказках происходит волшебство.

Добро побеждает зло.

Кто придумывает сказки?

Кто и как рисует картинки к сказкам?

Спросить у родителей, у воспитателя, у библиотекаря

  1. Беседа педагога с детьми о сказках по плану:

•        Что такое сказка, чему она учит;

•        Авторские и народные сказки;

•        Названия сказок с описанием героев и кратким содержанием (на экране картинки, отражающие название и содержание основных сказок).

  1. Физминутка «Медведь» - выполняется с постепенным увеличением темпа

Шел медведь по лесу (шаги на месте)

И встретил он принцессу.

«Давай с тобой попрыгаем, (прыжки на месте)

Головой подвигаем, (повороты головой влево-вправо)

Ручками похлопаем (хлопки в ладоши)

И ножками потопаем» (топот ногами)

4.        Дидактическая игра «Угадай сказку по загадке»

 Педагог предлагал детям проверить, все ли сказки они вспомнили. Для этого дети делились на 2 команды и отгадывали загадки по названию и содержанию сказок.

  1. «Путаница»

На экране были представлены картинки - нелепицы, детям необходимо было рассказать, что перепутал Мишутка в рисунках.

  1. Аппликация «Портрет Мишутки»
  2. Рефлексия

Этапы интегрированного занятие №2 «Сказочные герои»

  1. Рассматривание книг, содержащих народные и авторские сказки

Педагогами проекта были подобраны книги с народными и авторскими сказками. Дети выбирали для рассматривания книги по собственному интересу.

  1. Дидактическая игра «Узнай героя»

В данной игре детям необходимо было угадать героя сказки по описанию (загадки в стихотворной форме). Также проводилась беседа о том, как художники изображают героев сказок:

- какие краски используют;

- как изображают характер героев;

- атрибуты.

 3.        Физминутка «Медведь» - выполняется с постепенным увеличением темпа

      4.        Изобразительная деятельность «Оживи маску»

Детям предлагалось побыть художниками – иллюстраторами. Для этого они выбирали маски героев и раскрашивали их в зависимости от того, из какой сказки их герой, и какой у него характер.

5.        Речевая игра «Кто я?»

    Детям предлагалось побывать в роли своего героя и рассказать о себе по предложенному картинному плану

- Кто я?

- Из какой я сказки?

- Какой я и что делаю в этой сказке?

 6. Рефлексия

Этапы интегрированного занятие №3 «Из жизни одной сказки»

  1. Беседа на тему «Необычные слова»

Детям предлагалось прослушать поговорки, пословицы и образные выражения, которые встречаются в разных сказках, а также обсудить смысл этих высказываний.

  1. Чтение сказки «Волк и семеро козлят», беседа о смысле сказки
  2. Д/И «Собери и расскажи» (сказка «Волк и семеро козлят»)

Детям предлагалось серия картин по прочитанной сказке. Необходимо было восстановить порядок картин и рассказать сказку самостоятельно «по цепочке»

  1. Подвижная игра «Козлята и волк»

Детям предлагалось побыть героями сказки и поиграть в подвижную игру

  1. Рефлексия

Итоговые мероприятия

  1. Презентация детьми рисунков «Обложка для моей любимой сказки»

Выступление каждого ребенка с демонстрацией своего рисунка и кратким описанием своей любимой сказки по картинному плану:

- Название сказки

- Герои сказки

- События сказки (что происходило)

- Чему учит нас эта сказка?

     2.   Итоговая беседа с детьми – участниками проекта