Проект " Моя сказка"
Интегрированный проект " Моя Сказка" педагога-психолога и учителя- логопеда " с детьми группы ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_proekt_pedagoga-psihologa_i_uchitelya-logopeda.docx | 34.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Иркутска детский сад №161
Проект
«В гостях у сказки»
Авторы проекта | Учитель – логопед Дворникова Е.В. Педагог – психолог Раджабова Н.Г. |
Вид проекта | Информационно-практико-ориентированный (учебный) |
Продолжительность проекта | Краткосрочный |
Участники проекта | Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитанники старшей логопедической группы ДОУ, родители |
Актуальность темы проекта
Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и выразительно рассказана, то она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Сказки – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность сказок несомненна и общепризнана. Сказка - это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления. Те уроки, которые даёт сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Расширение знаний языка, речевых оборотов, многообразие переливов литературного, художественного и разговорного стилей, воспринимаются в данных условиях, как нечто обыденное, само собой разумеющееся, как и само нахождение ребёнка в привычном ему пространстве.
Поэтому сегодня, сказки, так широко и активно применяются в различных направлениях психологии и логопедии, при изучении языка, культуры и творческого развития, далеко выходя за рамки ненаучного, развлекательного жанра.
Для того, чтобы сказка стала инструментом развития личности ребенка, необходима планомерная, систематическая совместная работа ребёнка, педагога и семьи.
Проблема
На сегодняшний день большинство наших детей воспитываются не на традиционных сказках и рассказах, а на современных мультфильмах. У многих родителей зачастую нет времени почитать с ребенком книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Опрос и беседа с родителей показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, а некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.
Также проблемой современных детей является нарушение развития всех компонентов речи. Особенно большие трудности дошкольники испытывают при составлении связного логического высказывания. Сказка в данном случае является образцом и средством развития монологической и диалогической связной речи.
Исходя из актуальности и имеющихся проблем, мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Цель проекта
Продолжать развитие психических процессов, творческих и речевых способностей детей логопедической группы через разнообразные виды деятельности по теме народного творчества.
Задачи проекта
- Продолжать знакомить детей с народным творчеством;
- Способствовать развитию интереса к русским народным сказкам (расширять представления о народных традициях, обычаях, обрядах);
- Способствовать развитию коммуникативной деятельности;
- Способствовать активизации и формированию словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи;
- Развивать просодическую сторону речи, слуховое внимание, фонематическое восприятие;
- Развивать память, внимание, мышление, пространственную ориентировку.
- Совершенствовать мелкую моторику и зрительно – пространственную координацию;
- Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать и применять свои знания в беседе;
- Развивать произвольность, навыки самоконтроля и планирования, волевые качества.
- Способствовать снятию психо - эмоционального напряжения посредством сказкотерапии;
- Способствовать повышению психологической грамотности родителей и развитию совместного творчества родителей и детей.
Взаимосвязь в реализации проекта учителя-логопеда и педагога-психолога
Взаимодействие учителя - логопеда и педагога - психолога в работе с детьми логогруппы направлено на решение комплексных вопросов коррекции психических процессов детей с ТНР, т.к. не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения.
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы является необходимым условием обеспечения результативной работы психолого-логопедической службы в детском саду.
Реализация данного проекта способствует:
- созданию модели и обозначению направлений совместной коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда;
- разработке системы и формы работы, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребёнка в коррекции речевых нарушений.
Формы реализации проекта
- Интегрированные творческие занятия педагогов с воспитанниками
- Работа с родителями
- Презентация продукта детской деятельности
Планируемые результаты реализации проекта
В ходе реализации проекта планировалось получить следующие результаты:
- Дети вспомнили названия и содержания сказок, а также узнали новые сказки;
- Дети научились узнавать русские народные и авторские сказки;
- Дети научились понимать смысл сказок, определять героев сказок и отношения между ними;
- Частично скорректировались следующие процессы: память, мышление, внимание, речевые навыки, зрительно-моторная координация;
- Частично скорректировались навыки самоконтроля и планирования, волевые качества, психо – эмоциональное состояние детей;
- Повысилось педагогическое взаимодействие с родителями.
Продукт проекта
Рисунок «Обложка для любимой сказки»: выполняется каждым ребенком совместно с родителем по рекомендациям, данными педагогами проекта.
Форма презентации проекта
Представление рисунка «Обложка для любимой сказки» на итоговом занятии, а также устная презентация данной сказки по плану, предложенному педагогами проекта.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап
Мероприятие | Содержание | Сроки выполнения | Ответственные |
Организационные вопросы |
| 01.04.2024г – 05.04.2024г | Учитель-логопед Дворникова Е.В. Педагог-психолог Раджабова Н.Г. |
Подготовка к интегрированным занятиям |
| 08.04.2024г – 12.04.2024г | Учитель-логопед Дворникова Е.В. Педагог-психолог Раджабова Н.Г. |
Работа с родителями |
| 15.04.2024г | Педагог-психолог Раджабова Н.Г. |
- Основной этап
Мероприятие | Содержание | Сроки выполнения | Ответственные |
Интегрированное занятие №1 «В гости к сказке» |
| 17.04.2024г | Учитель-логопед Дворникова Е.В. Педагог-психолог Раджабова Н.Г. |
Интегрированное занятие №2 «Сказочные герои» |
| 18.04.2024г | Учитель-логопед Дворникова Е.В. Педагог-психолог Раджабова Н.Г. |
Интегрированное занятие №3 «Из жизни одной сказки» |
| 19.04.2024г | Педагог-психолог Раджабова Н.Г. |
«Сказки на ночь» |
| 15.04.2024г - 21.04.2024г | Родители детей – участников проекта |
- Заключительный этап
Мероприятие | Содержание | Сроки выполнения | Ответственные |
Презентация детских рисунков «Обложка для любимой сказки» |
| 22.04.2024 | Учитель-логопед Дворникова Е.В. Педагог-психолог Раджабова Н.Г. |
Подведение итогов проекта | Итоговая беседа с детьми - участниками проекта | 22.04.2024 | Учитель-логопед Дворникова Е.В. Педагог-психолог Раджабова Н.Г. |
Обобщение результатов работы |
| 23.04.2024г – 24.04.2024г | Учитель-логопед Дворникова Е.В. Педагог-психолог Раджабова Н.Г. |
Выводы:
1. В результате проектной деятельности воспитанники логопедической группы приобщились к художественной литературе, расширили кругозор о сказках и их авторах, стали лучше понимать смысл сказок, определять героев сказок и отношения между ними, познакомились с русскими народными пословицами и поговорками, научились иллюстрировать сказки. Также у воспитанников с ТНР была проведена работа по коррекции психо – эмоционального состояния и развитию связной речи.
2. В результате работы над проектом повысилось педагогическое взаимодействие с родителями, которые более осознанно восприняли роль сказки в нравственном воспитании личности своего ребёнка, а также проявили интерес к чтению художественной литературы в своей семье.
3. Проектный метод способствовал дальнейшему развитию сотрудничества специалистов ДОУ и повысил интерес к различным областям знаний, необходимых педагогу детского сада для успешной реализации образовательной программы.
Приложение 1
Этапы интегрированного занятия №1 «В гости к сказке»
- Вступительная беседа с определением детской проблемы и цели. Использование «Модель трех вопросов».
На данном этапе занятия использовался сюрпризный момент: сказочный герой Мишутка предложил детям помочь ему вспомнить названия сказок, а также постепенно подвел ребят к определению детской проблемы и способам ее решения через «Модель трех вопросов»
Что знаем? | Что хотим узнать? | Где и как это можно узнать? |
Сказки бывают разные. В сказках предметы оживают. В сказках происходит волшебство. Добро побеждает зло. | Кто придумывает сказки? Кто и как рисует картинки к сказкам? | Спросить у родителей, у воспитателя, у библиотекаря |
- Беседа педагога с детьми о сказках по плану:
• Что такое сказка, чему она учит;
• Авторские и народные сказки;
• Названия сказок с описанием героев и кратким содержанием (на экране картинки, отражающие название и содержание основных сказок).
- Физминутка «Медведь» - выполняется с постепенным увеличением темпа
Шел медведь по лесу (шаги на месте)
И встретил он принцессу.
«Давай с тобой попрыгаем, (прыжки на месте)
Головой подвигаем, (повороты головой влево-вправо)
Ручками похлопаем (хлопки в ладоши)
И ножками потопаем» (топот ногами)
4. Дидактическая игра «Угадай сказку по загадке»
Педагог предлагал детям проверить, все ли сказки они вспомнили. Для этого дети делились на 2 команды и отгадывали загадки по названию и содержанию сказок.
- «Путаница»
На экране были представлены картинки - нелепицы, детям необходимо было рассказать, что перепутал Мишутка в рисунках.
- Аппликация «Портрет Мишутки»
- Рефлексия
Этапы интегрированного занятие №2 «Сказочные герои»
- Рассматривание книг, содержащих народные и авторские сказки
Педагогами проекта были подобраны книги с народными и авторскими сказками. Дети выбирали для рассматривания книги по собственному интересу.
- Дидактическая игра «Узнай героя»
В данной игре детям необходимо было угадать героя сказки по описанию (загадки в стихотворной форме). Также проводилась беседа о том, как художники изображают героев сказок:
- какие краски используют;
- как изображают характер героев;
- атрибуты.
3. Физминутка «Медведь» - выполняется с постепенным увеличением темпа
4. Изобразительная деятельность «Оживи маску»
Детям предлагалось побыть художниками – иллюстраторами. Для этого они выбирали маски героев и раскрашивали их в зависимости от того, из какой сказки их герой, и какой у него характер.
5. Речевая игра «Кто я?»
Детям предлагалось побывать в роли своего героя и рассказать о себе по предложенному картинному плану
- Кто я?
- Из какой я сказки?
- Какой я и что делаю в этой сказке?
6. Рефлексия
Этапы интегрированного занятие №3 «Из жизни одной сказки»
- Беседа на тему «Необычные слова»
Детям предлагалось прослушать поговорки, пословицы и образные выражения, которые встречаются в разных сказках, а также обсудить смысл этих высказываний.
- Чтение сказки «Волк и семеро козлят», беседа о смысле сказки
- Д/И «Собери и расскажи» (сказка «Волк и семеро козлят»)
Детям предлагалось серия картин по прочитанной сказке. Необходимо было восстановить порядок картин и рассказать сказку самостоятельно «по цепочке»
- Подвижная игра «Козлята и волк»
Детям предлагалось побыть героями сказки и поиграть в подвижную игру
- Рефлексия
Итоговые мероприятия
- Презентация детьми рисунков «Обложка для моей любимой сказки»
Выступление каждого ребенка с демонстрацией своего рисунка и кратким описанием своей любимой сказки по картинному плану:
- Название сказки
- Герои сказки
- События сказки (что происходило)
- Чему учит нас эта сказка?
2. Итоговая беседа с детьми – участниками проекта