Преодоление школьной неуспеваемости.

Алексеева Альбина Равильевна

«Когда люди говорят, чего они хотят друг от друга,

вместо того чтобы говорить о том, что не так в другом,

 появляется возможность примирения»

Маршалл Розенберг

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преодоление школьной неуспеваемости.

«Когда люди говорят, чего они хотят друг от друга,

вместо того чтобы говорить о том, что не так в другом,

 появляется возможность примирения»

Маршалл Розенберг

Отношение между учителем и учеником играют огромную роль в процессе обучения. Важно понимать, что обучение не сводится только к передаче информации, но также включает формирование личности ученика через доверие и уважение друг к другу. В этом взаимодействии ученик чувствует себя комфортно, научается выражать свои мысли и идеи, что помогает лучше понимать материал и усваивать его.

Так как же сформировать безопасное общение между учителем и неуспешным учеником?  Учитель может справится, если обладает стабильной психикой, умеет быть сопереживающим и понимающим.

Первое, что необходимо - это формирование ненасильственного общения между родителями, учителями и неуспевающим учеником, чтобы, приходя в школу, ребенку не приходилось защищаться, а всю энергию тратить на учебный процесс.

Крайне важно создать атмосферу ненасильственного общения, где ученик остается понятым и услышанным, когда ему не страшно задавать вопросы и при ошибках иметь возможностью их исправить, а не быть посмешищем в глазах сверстников.

Другими словами, преодолеть школьную неуспеваемость можно в условиях положительного эмоционального климата, развивая при этом личную ответственность каждого. Выбирая при этом такие способы взаимодействия как: партнерство, связь и понимание, чувство собственной безопасности с помощью душевной близости.  

Чего категорически нельзя использовать при преодолении школьной неуспеваемости:

  • Доминировать
  • Заставлять делать только то, что хочет учитель
  • Употреблять двойственный формулировки (или/или) в рамках наказания
  • Использовать оценки и осуждения (плохо, неправильно)
  • Требовать послушания
  • Использовать кастовую систему или иерархию, власть, поражение.

Любому ученику, а особенно тому, который испытывает каждый день трудности в школе, важно не поддаваться гневу, не быть в стрессе, не испытывать чувство вины и стыда, не боятся ошибаться, при этом понимать, что ошибки исправимы. Неуспевающему ученику важно быть понятым и услышанным, всегда, везде и со всеми находить общий язык.

Очень важно для неуспевающего ученика использовать разные виды оценивания, например, повышать балл за старательность, за регулярное посещение уроков, не ставить однотипны е оценки постоянно, картина баллов должна меняться. Тогда ребенок будет понимать, что он «ВЫРОС», относительно вчерашнего дня.

Мы, взрослые участники образовательного процесса должны помнить, что чем хуже ученик чувствует себя внутренне, тем отвратительнее он себя ведет. Чем хуже он о себе думает, тем более проблемное у него поведение. Со многими взрослыми происходить так же, но у учеников это совсем неприкрыто.

Если мы со своим уровнем конфликтности, большим количеством замечаний, акцентированием внимания на неуспешности в той или иной сфере занижаем самооценку ребенка, его поведение будет сложным.

Мы понимаем, что ребенок с трудностями в обучении неизбежно находится в стрессе, поэтому не лишним будет подходить к нему и спокойным тоном спросить его «как ты себя чувствуешь?», «как ты?», можно использовать прикосновения по голове, по плечу.

Родителям с таким ребёнком нужно быть эмоционально теплыми. Где много объятий, где много поглаживаний в доме, в таких семьях с ребенком все спокойно.

В заключении я бы хотела привести яркий пример эффекта Пигмалиона, или эффект Розенталя, - это психологический феномен, при котором высокие ожидания приводят к улучшению результатов в данной области.

Психологи Роберт Розенталь и Ленора Якобсон провели эксперимент: в начале учебного года они выделили учеников из разных классов начальной школы, которые по результатам теста оказались более талантливыми и обладали более высоким IQ, чем их одноклассники. На самом деле никаких выдающихся способностей у них обнаружено не было, и ученики были выбраны случайно, однако учителям сообщили обратное. Повторное тестирование в конце года показало, что результаты «одарённых» учеников в среднем улучшились, а показатель IQ увеличился.

По мнению психологов, завышенные ожидания учителей повлияли на прогресс учеников.

Преподаватели, ожидая высоких результатов, подходили к процессу обучения выбранной группы иначе, допуская больше свободы творчества и стараясь вдохновить учеников. Розенталь и Якобсон отнесли этот феномен к эффекту Пигмалиона.