Главные вкладки
Мастер-класс для педагогов "Трансформируемый игровой конструктор - "ТИКО"
Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и конструкторы ТИКО дают им возможность для экспериментирования и самовыражения
Конструктор ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_tiko.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 144»
Мастер-класс для педагогов
«Трансформируемый игровой конструктор – «ТИКО»
Подготовили:
воспитатель Богайчук Н.И.
воспитатель Гегешко С.К.
учитель-логопед Гайдарова Р.Г.-Г.
педагог-психолог Сиукаева Т.Е.
г.Саратов, 2024
Мастер-класс для педагогов
«Трансформируемый игровой конструктор – «ТИКО»
Целевая аудитория: педагоги ДОО.
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников
мастер-класса в процессе использования ТИКО-конструктора.
Задачи:
- Познакомить педагогов с конструктором «ТИКО», с возможностями использования.
- Обучить участников мастер-класса навыкам применения конструктора «ТИКО» в работе с детьми разных возрастных групп.
- Формировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в образовательной деятельности с детьми конструктора «ТИКО».
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, схемы, конструктор «ТИКО».
«Конструируя, ребенок действует как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта»
Жан Жак Пиаже
Уважаемые коллеги!
Мы рады Вас приветствовать на нашем мастер-классе.
Посмотрите пожалуйста на слайд. Вам знаком такой конструктор? (3 слайд)
Это конструктор «ТИКО» - трансформируемый игровой конструктор для обучения. Сегодня мы хотим познакомить вас с методами и приёмами работы с данным конструктором.
Идея создания конструктора ТИКО принадлежит доктору физико-математических наук профессору МГУ Иджаду Хаковичу Сабитову, выдающемуся геометру.
По инициативе Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере с 2002 года научно-производственное объединение «РАНТИС» изготовило Конструктор для объемного моделирования «ТИКО». Автор технологии ТИКО-моделирования Логинова Ирина Викторовна. (слайд 4)
Что же такое ТИКО? (слайд 5)
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.
Конструктор ТИКО развивает – творческие умения, интеллектуальные умения, коммуникативные умения, организаторские и оценочные умения. (слайд 6)
При работе с конструктором решаются следующие задачи: (слайд 7)
1. Систематизация знаний детей о счёте, о цвете, размере, о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры).
2. Улучшается восприятие информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия).
3. Формируются навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
4. Формируются навыки обучения грамоте.
5. Развивается моторика рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора).
6. Развиваются творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции), художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
Существует 12 наборов конструктора ТИКО: (Слайды 8)
1. Фантазёр
2. Геометрия
3. Школьник
4. Архимед
5. Класс
6. Шары
7. Платоновы тела
8. Малыш
9. Арифметика
10. Грамматика
11. Эрудит
12. Английский язык
(слайд 9)
Конструктор для объемного моделирования «ТИКО» представляет собой скомплектованные в наборы многоугольники, которые соединяются между собой.
(слайд 10-14)
В состав конструктора «ТИКО» входят: квадраты, треугольники, трапеции, ромб, прямоугольники, пятиугольники, шестиугольники, восьмиугольники разных размеров, цифры и знаки, буквы и знаки препинания.
Шарнирное соединение ТИКО-деталей позволяет скреплять многоугольники под любым углом и вращать их один относительно другого. (слайд 15)
Наличие дополнительных креплений на некоторых деталях ТИКО делает возможным их перпендикулярное соединение. (слайд 16)
Можно сначала собрать плоскую фигуру, например, развертку куба, а затем перейти в пространство или объем. Поднимая грани-квадраты и соединяя их, собираем куб. (слайд 17)
Отверстия внутри больших фигур конструктора можно использовать как «окошко» или «дверной проем» при сборе игровых форм. (слайд 18)
В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. (слайд 19)
Использовать конструктор ТИКО в детском саду можно с детьми всех возрастов в рамках:
- индивидуальной, подгрупповой, коллективной работы;
- проектной деятельности;
- игры-драматизации;
- свободной деятельности;
- сюжетно-ролевой игры;
- и во всех видах деятельности.
Сегодня на нашем мастер – классе хотим познакомить вас с некоторыми видами конструктора ТИКО и поделиться своим опытом работы с этим конструктором.
Конструктор «Фантазер».
Сначала мы рассматриваем конструктор, классифицируем конструктор: по цвету, форме, размеру. В игре изучаем названия плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). (слайд 20)
Играем в такие игры, как «Разложи по цвету, форме, размеру», «Большие и маленькие», «Продолжи ряд», «Логические цепочки», «Длинная и короткая дорожка», «Узкая, широкая дорожка» и другие игры.
Обращаем внимание, что в процессе игры обязательно называем ребенку все фигуры. Так обогащается его словарный запас и в будущем ребенок легче овладеет геометрией.
После того как конструктор изучен приступаем к обучению детей конструированию. Учим правильно соединять детали. Детали соединяются шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов по отношению друг к другу. Расположение соединительных элементов ТИКО – деталей – шарик под дугой; дугу накладываем на шарик, слегка надавливаем.
Сначала дети выкладывают по схемам плоские фигуры. (Слайд 21)
Затем плоскостные фигуры превращаются в объемные. (слайд 22)
А сейчас уважаемые педагоги предлагаю Вам попробовать сконструировать фигуры по схемам. Приглашаю 5 педагогов.
- Педагоги собирают плоскую фигуру по схеме.
- Педагоги превращают плоскую фигуру в объёмную.
Конструктор «Грамматика».
В своей работе использую набор «ТИКО - Грамматика», который состоит из 112 пластмассовых квадратов, на них изображены буквы русского алфавита и знаки препинания. На красных квадратах - гласные звуки, на синих квадратах - твердые согласные звуки, на зеленых квадратах - мягкие согласные звуки, на белых квадратах - Ъ и Ь знаки, знаки препинания. Конструктор ТИКО «Грамматика» в логокоррекционной работе помогает обогатить словарный запас детей, развить интерес к слову, расширить знания и кругозор, учить ребенка соединять буквы в слоги, что послужит хорошей базой для успешного обучения в школе. Работа с конструктором ТИКО «Грамматика» проводится поэтапно:
1 этап: знакомство с конструктором, обучение правильному соединению деталей, цветовое обозначение звуков и букв.
2 этап: применение знаний о буквах и звуках в выполнении предложенных учителем – логопедом упражнений и игр.
3 этап: использование конструктора в свободной деятельности (в группе с воспитателями). Вначале дети выполняют все упражнения совместно с педагогом, проговаривая каждый звук, слог, слово. Затем дошкольники переходят к самостоятельному выполнению заданий по мере становления правильного звукопроизношения, увеличения объема знаний о звуках и буквах, правилах слитного чтения слогов и слов. Формы работы с конструктором ТИКО «Грамматика».
1. Характеристика звука.
2. Характеристика буквы.
3. Развитие фонематического слуха.
4. Формирование звуко – слоговой структуры слов.
5. Звуко – буквенный анализ и синтез слогов и слов.
6. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах.
7. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах, словах.
8. Развитие мелкой моторики.
Таким образом, деятельность с ТИКО конструктором обеспечивает включение педагога и детей в увлекательную, творческую деятельность, что дает толчок развитию познавательной активности и позволяет решать задачи коррекционно-развивающей работы.
А теперь давайте познакомимся, как можно использовать конструктор «ТИКО – ГРАММАТИКА» в работе с детьми.
Приглашаю 4 педагогов.
- «Составь или напиши слово».
- «Разгадай ребус».
- «Найди все слова в цепочке»
Конструктор «Арифметика».
Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным, только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Тико решает эту проблему в игровой форме.
Набор «ТИКО «Арифметика» содержит цифры и арифметические знаки. Предназначен для обучения детей счёту (количественному и порядковому), позволяет составлять примеры на арифметические действия. Также с помощью данного набора конструктора можно записывать решение задач с различными вычислительными действиями.
Используем упражнения и игры с конструктором ТИКО: «Количество и счет», «Цифровая дорожка», «Цифровой конструктор», «Какое число рядом», «Найди пару», «Реши примеры», «Сравни числа», «Реши задачи», «Состав числа».
Приглашаю 4 педагогов.
1. «Сравни числа»
2. «Реши задачу».
3. «Найди пару»
Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и конструкторы ТИКО дают им возможность для экспериментирования и самовыражения
Конструктор ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
ТИКО - это мир фантазий!
Мир идей, разнообразий.
Изучая схемы в нём,
Может получиться дом.
Или мы построим замок,
Где живёт большой дракон.
Он принцессу сторожит
И огнём на всех рычит.
ТИКО, руки развивает
И мечтать нам не мешает.
И скажу про ТИКО я
Это лучшая игра!