Психологическое сопровождение ФГОС НОО в начальной школе
Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка:
• начинается систематическое обучение в общеобразовательном учреждении;
• расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром;
• изменяется социальный статус;
• увеличивается потребность в самовыражении.
Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологическое сопровождение ФГОС НОО в начальной школе | 972.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка: -начинается систематическое обучение в общеобразовательном учреждении; - расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром; - изменяется социальный статус; -увеличивается потребность в самовыражении.
I этап (1 класс) – поступление ребенка в школу. Он начинается в сентябре месяце и заканчивается в начале ноября. II этап – (1-2 классы). Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации и детьми «группы риска». Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и целого года 2-го класса. III этап (3 класс) – промежуточная диагностика и корректировка дальнейшей работы. IV этап - (4 класс) итоговая диагностика, подготовка учащихся к переходу в 5 класс, осмысление результатов проведенной работы в начальной школе.
Целью психологического сопровождения является создание социально- психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
Задачи систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения; формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; создавать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Диагностико –коррекционная работа Психопрофилактическая работа Психологическое просвещение Психологическое консультирование
Основные направления деятельности 1 . Диагностико –коррекционная работа (развивающая)- выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. - изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования); - формулировка заключения об основных характеристиках изучавщихся компонентов пчихического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза ); - разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
Основные направления деятельности 2. Психопрофилактическая работа – обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей: - разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа; - выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; - предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
3. Психологическое консультирование - помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители. Основные направления деятельности 4 . Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре: - участие в организации введения ФГОС; - участие в методическом сопровождении введения ФГОС; - проведение мониторинговых исследований формирования универсальных учебных действий и особенностей адаптации учащихся первых классов; - участие в организации и проведении курсов повышения квалификации (кадровое обеспечение введения ФГОС); - участие в информационно- аналитическом обеспечении введения ФГОС.
План диагностических мероприятий в рамках психолого-педагогического сопровождения ФГОС Психолого-педагогическая диагностика, направленная на определение школьной готовности первоклассников и сформированности некоторых универсальных учебных действий . Сентябрь Диагностика обследования процесса адаптации уч-ся 1-х классов. Октябрь-декабрь Диагностика уровня подготовленности обучающихся 4-х классов к переходу в среднее звено. Апрель Диагностика уровня тревожности, самооценки, социометрического статуса учащихся 1-4 классов. Май Мониторинг оценки достижения планируемых результатов учащихся 1-4 классов ( личностные, метапредметные). Сентябрь-апрель Диагностика интеллектуального развития учащихся 1-4 классов. Март-апрель Анкетирование, опрос родителей по вопросам обучения и воспитания учащихся 1-4 классов в учебно-воспитательном процессе. В течение года Анкетирование, опрос педагогов по вопросам обучения и воспитания ребенка в учебно-воспитательном процессе. В течение года
План коррекционно-развивающих мероприятий в рамках психолого-педагогического сопровождения ФГОС 1. Занятия в « Школе будущего первоклассника» Январь-май 2. Адаптационные классные часы. Сентябрь-октябрь 3. Проведение индивидуальных и групповых занятий для дезадаптированных детей. В течение года 4. Проведение индивидуальных и групповых занятий по развитию интеллектуальных качеств и коррекции поведения. В течение года 5. Проведение тематических классных часов. В течение года
План мероприятий по консультированию участников образовательного пространства в рамках психолого-педагогического сопровождения ФГОС. 1. Групповое консультирование педагогов о результатах диагностической работы. В течение года. 2. Групповое консультирование родителей о результатах диагностической работы. В течение года. 3. Индивидуальная консультативная работа по вопросам, связанным с проблемами в обучении, поведении и общении с педагогами, родителями и учащимися. В течение года.
План просветительских и профилактических мероприятий в рамках психолого-педагогического сопровождения ФГОС. 1. Выступления на родительских собраниях учащихся 1-4 классов по вопросам психологического сопровождения ФГОС. В течение года 2. Выступления на педагогических советах, совещаниях, круглых столах и т.д. В течение года 3. Проведение обучающих семинаров с педагогами по вопросам психологического сопровождения ФГОС. В течение года 4. Участие в методических совещаниях по преемственности 1-х классов (психологическая готовность и результаты адаптации) и 4-х классов (подготовка к переходу в среднее звено). 1-е классы – ноябрь; 4-е классы - апрель
Главное ! По каким бы стандартам ни учился ребенок, любовь и внимание необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его!