Консультация для родителей "Игры для развития высших психических функций ребёнка"

Петрова Елена Юрьевна

Данная консультация будет полезна родителям для организации развивающих психические функции игр в домашних условиях"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

618938159c556790054221.jpg

Высшие психические функции (ВПФ) — это специфические психические функции человека: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь.

Процесс развития ВПФ у ребёнка идёт постепенно. В период от 0 до 7 лет закладывается фундамент поведенческой, эмоционально-волевой и познавательной сфер личности человека.

У каждого ребёнка процесс развития высших психических функций сугубо индивидуален. Это зависит от многих факторов: генетической предрасположенности, внутриутробного развития, родовых травм, социальной среды, воспитания, зрелости нервной системы и других.

В случае недостаточной сформированности тех или иных психических процессов, ребёнок может испытывать трудности, как в социальной, так и образовательной среде. Не у всех детей перед поступлением в школу достаточно развиты мозговые структуры, необходимые для успешного обучения.

Процесс развития высших психических функций начинается в раннем детском возрасте, задолго до прихода ребёнка в школу. Дошкольный возраст — это период интенсивного психического развития и формирования новых психических особенностей.

Развитие внимания у детей 5-7 лет

Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него.

К 5 годам совершенствуется работа головного мозга, активно идет развитие всех психических процессов. Формируется произвольность внимания. Ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном. Он ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо.

У дошкольника должны быть развиты следующие свойства внимания:

Объем внимания - это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, "схватить" с одинаковой ясностью. Объем внимания сужается, если ребенок воспринимает одновременно несколько незнакомых ему предметов или же предметов, которые близко расположены друг к другу или, наоборот, рассредоточены на большой площади.

Устойчивость внимания - показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности.

Концентрация внимания - определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам.

Переключение внимания -  определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой.

Распределение внимания - предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов.

Общие рекомендации по развитию памяти детей

Организовывая игру или занятие с ребёнком, постарайтесь убрать шумовые раздражители, продумайте смену атрибутов.

Помня о сложностях переключения внимания у дошкольника, заранее предупреждайте ребёнка об окончании игры. Дайте ему время выйти из образа и настроиться на окончание интересного дела. Ребенок психически не в состоянии сразу бросить одно дело и заняться другим.

Воспринимается лучше то, что подается в игровой форме и включено в какую-либо практическую деятельность (покрутить предмет в руках, понюхать, послушать).

Новые знания должны быть доступными, яркими и интересными

 «Данетка»

Цель: Увеличение объема внимания, развитие памяти

Описание: Взрослый загадывает слово, а ребёнок должен разгадать слово, задавая такие вопросы, на которые можно дать ответ: "да" или "нет". Заранее оговаривается категория, из которой будет загадано слово.

«Чем похожи – чем отличаются»

Цель: Развивать устойчивость и концентрацию внимания

Описание: Возьмите две игрушки, похожие по цвету или форме. Спросите у ребёнка: похожи ли игрушки друг на друга? Они одинакового цвета (размера). А чем игрушки отличаются? Например, у зайчика длинные, большие ушки, а у медведя маленькие. Для того чтобы играть в эту игру, сначала научите ребёнка правильно рассматривать игрушку. Внимательно рассмотрите все части игрушки, цвет. На ощупь определите, какая игрушка, из чего сделана.

«Что изменилось?»

Цель: Увеличение объема внимания.

Описание: Для игры можно использовать любые предметы. Подберите 4–5 наименований посуды, мебели, цветов и т.д. Расставьте в ряд и предложите ребёнку внимательно посмотреть и запомнить. Когда ребёнок закроет глаза, уберите один предмет (поменяйте два предмета местами, один замените другим) и спросите, что изменилось.

«Покажи»

Цель: Развитие распределения и концентрации внимания

Описание: Рассматривая сюжетные картинки в книжках, попросите ребёнка показывать вам предметы, особенно те, которые не сразу бросаются в глаза. Попросите показать не весь предмет, а его деталь (например, трубу дома, колесо велосипеда, бантик у девочки и т.д.).

«Искатели»

Цель: Развитие распределения внимания

Описание: Предложите ребёнку превратиться в искателя и поискать в комнате, на улице и т.д. всё, что похоже на круг, всё синее или мягкое. Меняйте задания по своему усмотрению.

«Хлоп»

Цель: Развитие устойчивости и переключения внимания.

Описание: Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. 

Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи манипулировать ими.  Воображение играет очень важную роль в моделировании, планировании, творчестве, игре.

Сущность воображения заключается в том, что оно на основе отдельных деталей строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является  создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений. Воображение помогает ребенку решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества.

Воображение ребенка развивается постепенно, в процессе накопления им жизненного опыта, и все образы деятельности воображения основываются на впечатлениях реальной жизни.  

К 5 годам основным действием остается опредмечивания (предмет действительности превращает  в другой воображаемый предмет). Однако в этом возрасте заданный элемент действительности не просто превращается в некоторый предмет, но и наполняется деталями. Сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок меняет рассказы, придумывает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры.

В 6-7 лет рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.

Старший дошкольник может придумывать себе друга - маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребенок как будто переживает приключения.

Развитие воображения в дошкольном возрасте - очень важный элемент подготовки к школе. Потому что ученик не сможет быть успешен в школе, если у него плохо развито воображение. Он просто не сможет наглядно себе представлять то, о чем говорит учитель.

Общие рекомендации по развитию памяти детей

  • Учите детей отличать реальность от вымысла. Если ребенок все время пребывает в мире сказки и не умеет застегнуть пуговицы, со временем это может привести его к оторванности от реальной жизни.
  • Воображение растет с общим психическим, интеллектуальным развитием ребенка. Поэтому важно давать ребенку как можно больше разнообразной информации о мире.
  • Не просто рассказывайте ребенку о предметах и явлениях, пусть он на практике, путем экспериментов  узнает о свойствах предметов.
  • Всегда идите от простого к сложному. Это касается выбора игр, художественных произведений, приобретения различных навыков.
  • Закрепляйте положительные результаты творческих поисков, отмечайте успехи, хвалите за нестандартные находки.

«Новая сказка»

Цель: Развитие воображения и связной речи

Описание: Перед ребенком ставится задача рассказать сказку с участием названных взрослым персонажей. Но взрослый, кроме реальных героев, называет еще и дополнительного героя, не относящегося к этой сказке. Например, Буратино, Мальвина, Пьеро и Колобок. Ребенок должен сочинить историю, в которой лишний персонаж гармонично дополнял бы сказку.

«Новое название»

Цель: Развитие воображения и умения использовать предметы-заместители.

Оборудование: Предметы неопределенного назначения (брусочки, палочки, кубики, кусочки картона и т. д.).

Описание: На столе раскладываются мелкие предметы неопределенного назначения. Ребенка просят назвать какой-то из предметов, а потом придумать для него новое название. Например, кубик может стать кирпичом, бусина – планетой и т. д. Поговорите об этом новом предмете. Что с ним можно делать, для чего он существует, возможно, о нем есть какая-то история?

«Цепочка ассоциаций»

Цель: Развитие умения комбинировать различные образы.

Описание: Эта игра напоминает известную игру «Слова». Но в отличие от нее ребенку следует подбирать не слово на последнюю букву, а слово соответствующее эпитету. Например, такая цепочка может выглядеть следующим образом: «кот-полосатый-матрас-мягкий-мех-шуба-…" Продолжать игру можно сколь угодно долго.

«Цепочка противоречий»

Цель: Развитие креативного мышления и воображения.

Описание: Называется слово. Ребенок говорит: «Это хорошо, потому что…». Взрослый опровергает аргумент: «Это плохо, потому что…». Ребенок опять хвалит аргумент взрослого и так далее. Пример: Лето - хорошо, потому что можно загорать на пляже. Загорать на пляже плохо, потому что можно сгореть на солнце. Сгореть на солнце хорошо, потому что мама будет мазать спинку кремом и угостит вкусностями.

Эта игра учит критическому восприятию истин и позволяет ребенку уйти от стереотипного мышления.

«Необитаемый остров»

Цель: Развитие воображения и умения планировать действия.

Описание: Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.

Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.

Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.

Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.

Восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие предмета включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов. Восприятие помогает объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ.

У детей 5 - 7 лет уже относительно сформированы все виды анализаторов, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений  и восприятий.

К шестилетнему возрасту значительно уменьшается количество ошибок в цветоразличении, повышается точность цветоразличения. Ребёнок 5 – 7 лет знает не только основные цвета, но и их оттенки.

Есть свои особенности в слуховой чувствительности. Острота тонального слуха ниже по сравнению с взрослыми людьми. При восприятии музыкальных произведений дошкольники улавливают преимущественно их динамическую сторону: ритм и темп.

В этот период существенно усовершенствуется кинестетическая тактильная чувствительность. Показателем их развития может служить различия тяжести предметов.

К 5 – 6 годам значительные изменения наблюдаются в восприятии пространства. Дети этого возраста всё чаще проявляют потребность разобраться во всех встречающихся формах. Они уже пробуют установить, на что похож предмет.  

Дети уже неплохо решают задачи на сравнение длины линий, хуже обстоит дело с решением сложных задач на глазомер. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, когда ребёнок подбирает недостающие детали для постройки или делит комок пластилина  при лепке, чтобы хватило на все части предмета.

Формируется способность ориентироваться во времени. Дети опираются на существенные признаки в определении времени (утро – « когда светло», «когда солнышко встаёт»). Старшие дошкольники начинают оперировать такими категориями, как раньше и позже. В возрасте 6 – 7 лет они оказываются способными понять, что оно не зависит ни от желания, ни от деятельности человека.

Восприятие ребёнка 5 лет ещё носит непроизвольный характер, то есть является непреднамеренным. К 7 годам дети уже могут ставить перед собой цель изучить свойства того или иного предмета, сравнить предметы между собой.

Развитие восприятия даёт возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснить существующие между ними связи и отношения.

Зрительное восприятие представляет собой умение увидеть и выделить в предмете форму, цвет, размер; определить пространственное положение объектов; сравнить предметы.

Слуховое восприятие представляет умение повторять звуки, сочетания звуков,  выделять из слова первый и последний звук, заменять один звук на другой.

Восприятие пространства представляет собой умение определить направление (вверх-вниз, вправо-влево); положение (перед-после, между); окружение (далеко-близко, в стороне, около, здесь, там); место (предыдущий, следующий, первый, последний).

Тактильное восприятие представляет собой умение воспринимать и опознавать предметы на ощупь.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе наибольшего набора элементов.

Восприятие времени осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности  (биение сердца, ритм дыхания, смена сна и бодрствования). Сложные формы восприятия времени опираются на вырабатываемые человеком «эталоны» оценки времени (секунды, минуты, время дня, время года и т.п.).

Общие рекомендации для развития восприятия

  • Научите различать правую и левую руку, постепенно перенося понимание «правого» – «левого» на окружающее пространство.
  • Учите детей выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим предметам.
  • Познакомьте ребенка с частями суток, их последовательностью, днями недели и их последовательностью, названиями месяцев года.
  • Формируйте умение выделять признаки  в предметах.
  • Развивайте наблюдательность, т.е. внимательно и последовательно рассматривать предмет и явление
  • Учите детей различать цвета и их оттенки

«Найди предмет»

Цель: Развитие восприятия цвета и формы

Описание: Вместе с ребёнком отыщите в группе или на улице предметы заданной формы или/и цвета. Выделяйте и называйте форму предметов (окна в доме квадратной формы, дверь прямоугольной формы, платок треугольной формы, тарелка круглой формы и т.д.)

«Понимание текста»

Цель: Развитие слухового восприятия и внимания.

Описание: Диктуется предложение: «Сережа встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошел в школу». Ребенка спрашивают о порядке действий Сережи.Можно зачитывать любые предложения состоящие из пяти последовательных действий.

«Двигательный диктант»

Цель: Развитие слухового и пространственного восприятия

Описание: Ребенку даются команды, например: один шаг вперед, два шага направо, один шаг назад. Ребенок должен четко их выполнить. Выигрывает тот, ребенок, который ни разу не ошибется.

«Белый лист»

Цель: Развитие пространственного восприятия

Оборудование: чистый лист формата А4, ручка

Описание: Ребенок по команде должен нарисовать определенные фигуры, например, в правом верхнем углу (в левом нижем углу, посередине, правее середины и т.д.).

«Кладоискатели»

Цель: Развитие тактильного восприятия, усвоение сенсорных эталонов.

Оборудование: кастрюля, крупа, мелкие предметы

Описание: Возьмите емкость (тазик или кастрюлю) насыпьте туда крупу (гречневую, манную или горох). Закопайте в крупе различные предметы. Ребенок должен найти в крупе предмет и отгадать, что это за предмет.

«Дорисуй»

Цель: Развитие зрительного восприятия и целостного образа.

Описание: Взрослый предлагает ребенку задумать какой-либо предмет, а нарисовать только его отдельную часть. Теперь предложите другому ребенку дорисовать картину, опираясь на увиденное.

«Где я?»

Цель: Развитие внимания, слухового восприятия

Оборудование: бубен или колокольчик.

Описание: Попросите ребенка закрыть глаза. Отойдите в сторону и постучите в бубен. Ребенок должен, не открывая глаз, показать рукой то место, откуда исходит звук.

Память – это способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить информацию.

У дошкольника должны быть развиты следующие виды памяти:

  • Зрительная – способность ребенка воспринимать и удерживать в памяти зрительные образы
  • Звуковая (слуховая) - способность ребенка воспринимать и удерживать в памяти слуховые образы
  • Моторная – способность запоминать и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, различные игры)

Память у детей 5 лет  приобретает элементы произвольности. В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.

Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции. Таковыми могут быть смысловые соотнесения и смысловая  группировка, схематизация, классификация, соотнесение с ранее известным материалом.

Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Общие рекомендации по развитию памяти детей

  • Новые знания должны быть доступными, яркими и интересными
  • Запоминается лучше то, что  подается в игровой форме и включено в какую-либо практическую деятельность  (покрутить предмет в руках, понюхать, послушать).
  • Должны присутствовать повторения. Например, играя в одни и те же игры, ребенок запоминает их правила.
  •  Должна быть возможность использовать полученные сведения.
  • Рассказывая новые сведения, обращайте внимание на их особенности.

«Запомни и запиши цифры»

Цель: развить зрительную и двигательную память, мелкую моторику детей.

Оборудование: карточка с 7-10 написанными на ней цифрами.

ОписаниеВзрослый показывает ребенку карточку с цифрами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить, как они идут по порядку. Затем карточка убирается, а ребенок должен назвать или написать увиденные цифры в заданном порядке.

«Вкус и запах»

Цель: развитие обонятельной памяти, умения произвольно вызывать воспоминания.

Описание: Задание № 1: Представь лимон. Каков он на вкус?         Вспомни,

как пахнет лимон? Расскажи об этом. Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь? Нарисуй лимон.

Задание № 2: Представь апельсин. Каков он на вкус? Вспомни, как пахнет апельсин. Какого цвета апельсин? Представь, что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь? Нарисуй апельсин.

Задание № 3: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.

«Загадки»

Цель: развитие слуховой памяти.

Описание: Взрослый загадывает загадку, а отгадку просит нарисовать. После этого, взрослый просит описать загаданный предмет и вспомнить и повторить загадку.

«Сделай фигуру»

Цель: Развитие зрительной памяти

Описание: Взрослый выкладывает фигуры из счетных палочек. Ребенок запоминает фигуру, после чего она закрывается.  Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Задание предлагайте в порядке возрастающей сложности.

«Назови как можно больше»

Цель:  Развитие умения произвольно вызывать воспоминания.

Описание: Попросите ребенка назвать предметы, которые можно катить (переставлять, двигать, бросать, протирать, пилить, красить и т.п.).

«Волшебный мешочек»

Цель: Развитие зрительной и моторной памяти.

Описание: Положите в непрозрачный мешочек разные предметы, которые ребенок должен узнавать на ощупь. После узнавания, пусть отдает предмет вам. Когда мешочек опустеет, попросите ребенка перечислить все вещи, которые он достал в том порядке, в котором он их доставал.

«Что пропало?»

Цель: развивать произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.

Оборудование: 7-8 игрушек

Описание. После рассматривания игрушек взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из игрушек и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какую игрушку убрали, и показать, где он находился.

«Перепутались»

Цель: Развитие зрительной памяти

Оборудование: 7 игрушек

Описание: "Игрушки стояли в очереди, они хотели прокатиться на пароходе. Первым стоял мишка, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, за поросенком еще один медведь, последний – котенок и т.д.". Взрослый выстраивает 7 игрушек в очередь друг за другом. "Потом зазвонил колокольчик - это пришел мороженщик, и все звери побежали к нему. А когда они вернулись на причал, не смогли вспомнить, кто за кем стоял. Помогите игрушкам вспомнить, кто за кем стоял ".Ребенок должен выстроить игрушки в той последовательности, в которой они стояли.

scale_1200 (1).jpeg