Рекомендации родителям и педагогам детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Холоимова Ольга Николаевна

В статье раскрывается признаки гиперактивности и даются рекомендации родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_i_pedagogam_pri_giperaktivnosti.docx40.01 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям и педагогам детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью


Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) характеризуется двумя компонентами:http://www.odb.tambov.gov.ru/images/doctors/0529.jpg

         Невнимательность:

o    С трудом удерживает внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр

o    Часто допускает ошибки из-за небрежности

o    Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь

o    Часто оказывается  не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца

o    Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания

o    Избегает задания, требующие длительной концентрации

o    Часто теряет свои вещи

o    Легко отвлекается на посторонние стимулы

o    Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях

         Гиперактивность:

Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках

Часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на  месте

Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает,       пытается куда-то залезть и т.д.

Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге

Часто находится в постоянном движении, «будто к нему  прикрепили мотор»

Часто бывает болтливым

Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца

Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях

Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места

Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Прежде всего, помните, гиперактивность ребенка в данном случае  – не поведенческая проблема, и не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми самостоятельно не может. Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребенка, а скорее ухудшат его. 

 

Рекомендации родителям:

 

-  проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;

-  повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

   - выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

   - для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

   -  не допускайте ссор в присутствии ребенка.

- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности;

-  чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

- оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;

- избегайте,  по возможности,  больших скоплений людей; 

- во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. 

-Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть.

-  Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля.

-Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка.

-Чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.

   -  Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком.

-  Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям.

 Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.