рекомендации родителям и педагогам по работе с обучающимися с ЗПР

Батищева Елена Ярославовна

рекомендации родителям и педагогам по работе с обучающимися с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов.

Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания. Однако, чем раньше создаются адекватные условия обучения и воспитания, тем успешнее преодолевается проблема в обучении и воспитании. Отставание в развитии начинается уже с внутриутробного развития ребенка. Нередко ЗПР может быть обусловлена инфекционными заболеваниями в младенческом возрасте, черепно-мозговыми травмами, тяжелыми сложными соматическими заболеваниями. Ряд авторов выделяют наследственные факторы ЗПР, к которым относятся врожденная и наследственная неполноценность.

Для детей с ЗПР характерно:

- недостаточно развитое восприятие

- неспособность концентрировать внимание на существенных признаках объектов

- существенное снижение объёма памяти

- нарушение произвольности поведения, нарушения эмоционально-волевой сферы. Сложности с управлением своим поведением и эмоциями

- нарушения логического мышления

- нарушения, недоразвитие речи

-трудности в освоении письма, чтения, математических представлений

-моторная неловкость

- недостаточное развитие представлений об окружающем мире, фрагментарность, не системность знаний

- снижена работоспособность, высокая истощаемость

Рекомендации для педагогов по работе с детьми с ЗПР 

1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.

2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 94 города Тюмени

(МАОУ СОШ № 94 города Тюмени)

Рекомендации для педагогов и родителей ребенка с задержкой психического развития.

Педагог-психолог Батищева Е.Я.

3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

 4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.

 5. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.

6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.

7. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.

 8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.

 9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы. 10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.

11. Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).

12. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память. 

13. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).

14. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.) .

 Использовать на занятиях игру и игровые ситуации.

15. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.

16. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.

17. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.

18. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку с ЗПР как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.

19. На уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.

20. Создание доверительных отношений со взрослыми.

21. Формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности.

Рекомендации для родителей ребенка с задержкой психического развития по развитию, обучению и воспитанию обучающегося

 

1. У детей с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал.

 2. Темы необходимо повторять вместе с ребенком, постепенно приучая его к самостоятельности.

3. Помощь должна носить своевременный и разумный характер. 4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься(мама/папа/бабушка/дедушка).

5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

6. Занятия должны носить занимательный характер и учитывать состояние обучающегося (здоровье/настроение).

7. При выборе задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам и ребенку все понятно.

 8. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.

9. Занятия должны быть регулярными.

10. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

11. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения. 12.Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления.

13.Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку. Не позволяйте уклоняться от работы, лениться. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны

14. Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.

15. Обязательно посещайте консультации дефектолога, логопеда, психолога.

16. Своевременно консультируйтесь у специалистов, рекомендованных педиатром и комиссией пмпк, не пренебрегайте назначенными рекомендациями.

Для развития познавательных процессов необходимо выполнять упражнения: 

  1. Развитие мелкой моторики:

  Графические упражнения

 Прописи

 Лепка

 Рисование

 Пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения

 Оригами

  1. Развитие внимания:

 выкладывание узора из мозаики;

  выкладывание фигуры из палочек по образцу;

 исключение лишнего;

 нахождение различий в двух похожих картинках;

 нахождение двух одинаковых предметов среди множества;

 нанизывание бусинок по образцу;

 срисовывание по клеточкам;

  нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

  1. Развитие восприятия:

 Различать цвета и их оттенки.

  Различать форму предметов и геометрические фигуры.

  Делить геометрические фигуры на 1, 4 равные части.

 Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).

 Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).

  Сравнивать до 10-15 (в зависимости от возраста) предметов, различных по величине.

 Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).

  Различать и называть части суток, их последовательность.

 Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра.

 Знать дни недели, месяцы года.

4. Развитие памяти:

 Заучивать небольшое стихотворение один раз в неделю;

 Находясь на кухне, спросите у ребенка, что вы забыли положить в салат или правильно вы накрыли на стол?

 Перед сном, когда вы прочли книгу, скажите ребенку: «Запомни, на какой страничке мы остановились, завтра мы продолжим с этого места», например, 4 строчка сверху, 10 станица.

 После просмотра мультфильма, фильма задайте вопросы по его содержанию;

 После уборки можно спросить у ребенка: «Все ли игрушки лежат на своих местах?», переложив одну из них в другое место;

 Придя домой с прогулки, спросите у ребенка, что он сегодня видел на улице;

  1. Развитие мышления:

 Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.

 Описывать различные свойства окружающих его предметов.

 Узнавать предметы по заданным признакам.

 Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.

 Находить противоположные по значению понятия.

 Определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.

 5. Развитие речи:

 Выполняйте артикуляционную гимнастику,

 Выполняйте упражнения: «Один-много», «Назови ласково», «Чей?» (например, чей хвост, из чего сделан предмет «Какой? Какая? Какие?»), «Посчитаем предметы».

 Составляйте рассказы по картинкам, небольшим видео фрагментам (например, передачи о животных или путешествиях).

 Пересказывайте сказки, мультфильмы, сочиняйте рассказы, тренируйтесь писать сочинения, изложения по плану, составлять опорные фразы для написания собственных текстов.

Находить и исправлять ошибки в «деформированном» тексте, дописывать и вставлять пропущенные окончания слов, предлоги.