Статья "Концепция развития Валлона"

В статье приводятся основные тезисы, содержание и суть  концепции развития Валлона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vallon.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция развития Валлона.

Современник и оппонент Ж. Пиаже Анри Валлон разделял взгляд на развитие психики ребёнка, выдвинутый Пиаже, как попытку преодолеть традиционный, описательный метод исследования психики ребёнка. Но в то же время Валлон не нашёл в концепции Пиаже ответа на вопрос: «как и когда в ходе развития ребёнка движения, моторные схемы превращаются в сознание». [4, c.58]

С точки зрения концепции Валлона при исследовании психики важно обратить внимание не на взаимосвязи переходов от одного состояния к другому, а на причины их различия. Одна из противоречий развития психики состоит в том, как соотносятся душа и тело, как осуществляется переход от органического к психическому? Для того, чтобы попытаться ответить на этот вопрос, А. Валлон выделяет четыре критерия: «эмоция», «моторика», «подражание», «социум».

А. Валлон предлагает взгляд на развитие психики как чередование анаболизма и катаболизма, которые повторяются на каждом новом этапе развития и сопровождаются образованием нового качества. Где анаболизм – это реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния, а катаболизм – реакция, направленная на окружающую среду с целью изменить её.

Так раньше всего остального в генезисе психической жизни появляются эмоции. Благодаря им ребёнок способен к психической жизни, эмоции объединяют ребёнка с социумом, ребёнок обретает опору для своей биологии, «в эмоции осуществляется симбиоз органического и психического». [4, с.59]

У Валлона эмоция связана с движением, он говорит, что из всех функций и форм движения, одна связана с «эмоцией» - тоническая. Другая – кинетическая, направленная во внешний мир. Благодаря ей осуществляется локомоция, схватывание и манипуляции. Дифференциация моторных функций появляется под влиянием взрослого, удовлетворяющего потребности ребёнка.

Здесь А. Валлон выделяет психомоторные типы развития ребёнка, что станет основой для дифференциальной психологии. «Связь эмоций и движений показывает, что психика рождается из органических реакций, благодаря социальному запечатлению». [4, с. 60]

Следующий переход – от действия к мысли, который возможен благодаря подражанию. Для понимания перехода от действия к мысли, т.е. от плана сенсомоторных функций к плану сознания, нужно такое условие, при котором слитность поведения сенсомоторного и первичная слитность субъекта и объекта разрывается. Источник формирования плана субъективности, представления лежит во взаимодействии с окружающими людьми. Таким образом социум необходим для ребёнка, для того, чтобы ему стать самостоятельным. Здесь очевидна связь подражания и социума. Таким образом «социальная природа человека не насаждается путём внешних влияний, социальное уже включено в биологию как абсолютная необходимость». [4, с. 61] Также важна роль созревания нервной системы в развитии психики индивида, которая создает последовательность типов и уровней активности.

Так концепция А. Валлона намечает следующие стадии развития личности:

- стадия внутриутробной жизни характеризуется полной зависимостью зародыша от организма матери;

- стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 мес.) характеризуется потребностью ребенка в питании и двигательной активности, на основе которых вырабатываются элементарные условные рефлексы;

- эмоциональности (от 6 мес. до 1 года) характеризуется установлением отношений с окружающими людьми и прежде всего с матерью, которая является основным стимулом к развитию;

- сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет) характеризуется интересом к внешнему миру, выходящему за пределы отношений с близкими взрослыми; этому в значительной степени способствуют хождение и речь;

- стадия персонализма (от 3 до 5 лет) характеризуется кризисом 3 лет, возникновением чувства «Я», самостоятельностью в действиях, желанием быть в центре внимания;

- стадия различения (от 6 до 11 лет) характеризуется расширением круга взаимоотношений, осознанием своего статуса притязаниями на признание, развитием умственных способностей;

- стадия полового созревания и юношества характеризуется неуравновешенностью личности, внутренними противоречиями возникновением диаметрально противоположных чувств к окружающим, развиваются самоанализ и самооценка.

Список использованной литературы.

  1. Регуш А.Л. Педагогическая психология / Регуш А. Л., Орлова А. В. – Учебное пособие. – СПб. Питер. 2016 – 416 с.
  2. Фоминова А. Н. Педагогическая психология / Фоминова А. Н., Шабанова Т.Л. – Учебное пособие. – 3-е изд. стер. – М.: ФЛИНТА, 2016 – 320 с.
  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология [Электронный ресурс] – учебное пособие - Режим доступа: http://sdo.mgaps.ru/books/KP1/M4/file/2.pdf Дата обращения: 19.03.19
  4. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология [Электронный ресурс]– Учебник. – М., Российское педагогическое агентство. 1996 – 374 с. Режим доступа: http://univer.nuczu.edu.ua/tmp_metod/969/Obuhova.pdf Дата обращения: 19.03.19