Главные вкладки
Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов, занимающихся подготовкой обучающихся к ГИА, «Психологическая подготовка к ГИА»
Данный материал поможет педагогам подготовить психологически учащихся выпускных классов к ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_seminar_praktikum.docx | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов,
занимающихся подготовкой обучающихся к ГИА,
«Психологическая подготовка к ГИА»
Цель: интеграция усилий педагогов по психологической поддержке учащихся в период подготовки к экзаменам в выпускных классах.
Задачи: оценка значимости и действенности поддержки учащихся при подготовке к ЕГЭ со стороны педагогов;
ознакомление педагогов с основными способами снижения тревоги у учащихся в стрессовой ситуации, развития у них навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы;
проигрывание с педагогами упражнений, направленных на профилактику нарушений психоэмоционального состояния учащихся при подготовке к экзаменам.
Ход семинара
-Добрый день, уважаемые участники семинара. Я хочу предложить вашему вниманию практикум с элементами тренинга для педагогов, занимающихся подготовкой обучающихся к ГИА.
Слайд №2
Упражнение «Ассоциации»
-Уважаемые коллеги, назовите, пожалуйста, ассоциацию, которая возникает у вас в связи со словом «ГИА».
-Как вы думаете, какие были высказывания детей?
Подытоживаю: Экзамены всегда были, есть и будут. Если мы посмотрим на ситуацию ГИА не воспринимая её как катастрофу, трагедию, а отнесёмся к ней адекватно и рассмотрим как важный этап в жизни человека, открывающий возможности для дальнейших путей развития, то такое восприятие экзамена и позволит эффективно преодолеть все сложности, возникающие на пути к цели, сохранив при этом и своё здоровье, и здоровье наших детей.
Я хочу вам рассказать о том, как мы оказываем психологическую поддержку детей при подготовке к ГИА.
Слайд №3
Программу психологическое сопровождение выпускных классов при подготовке к ГИА я осуществляю по авторской программе Марины Юрьевны Чибисовой
На начальном этапе провожу анкетирование «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» (модификация методики М. Ю. Чибисовой).
Далее по разработанному плану провожу занятия, с периодичностью 1 раз в месяц, темы которых: «Что такое ЕГЭ и что он значит для меня?», «Как справиться со стрессом на экзамене?», «Способы снятия нервно-психического напряжения» и т.д.
Уважаемые коллеги ваши правильные действия во многом будут определять успешность психологического настроя выпускника. При этом важно помнить, что мы сможем поддерживать его лишь в том случае, если сами будете излучать положительные посылы, будем спокойны и уверены. Т.е. сначала нужно обратить внимание на свой настрой и только потом помогать детям.
Слайд №4
Факторы, определяющие успех на экзамене
1.Интеллектуальный фактор – знание учебного предмета, обусловленное особенностями психического развития учащихся, уровнем развития памяти, логического мышления. Это один из мощных факторов, влияющий на результат сдачи экзамена.
2.Мотивационный – нацеленность на выполнение учебных задач и преодоление возможных трудностей. Это индивидуальный, личностный фактор, определяется волевой зрелостью, прилежанием и трудолюбием. 3.Знакомство с процедурой проведения экзамена. Эту задачу решают пробные экзамены, занятия по текстам ЕГЭ.
4.Стратегия подготовки к экзамену. Важно познакомить выпускников с приемами, техниками подготовки к экзамену, чтобы они смогли выработать свой индивидуальный стиль подготовки.
5.Эмоциональный фактор – это уровень тревоги, способность не терять самообладание в стрессовых ситуациях. Зависит от индивидуальных особенностей нервной системы.
- На какие моменты на этапе подготовки к экзаменам мы - педагоги, прежде всего, должны обратить внимание учащихся? Найдём ответ на этот вопрос в процессе выполнения упражнений, которые мы можем использовать при оказании поддержки выпускников при подготовке к сдаче ГИА.
1.Упражнение «Трехминутный тест»
-Предлагаю вам пройти трухминутный тест.
Инструкция: Сейчас я объявлю условия выполнения теста, и после этого вы все по команде перевернете бланки и приступите к выполнению. Тест длится ровно три минуты и по истечении времени должен быть прекращен. Вы внимательно читаете задание и выполняете его. Все задания выполняются в тишине. Пожалуйста, не мешайте другим участникам группы. У каждого из нас разная скорость работы. Те, кто закончат раньше других МОЛЧА ждут окончания теста всей группы. Итак, время пошло! .
Далее по времени, строгим и энергичным голосом тренер сообщает "Осталась 1 минута,..30 секунд...Время вышло!".
Анализ выполнения теста.
-Поднимите руку, кто успел выполнить 15 заданий? От 10 до 15? Кто выполнил 2 задания? Нужно ли было выполнять остальные задания?
(Нет, нужно выполнить только первые два).
Вывод после упражнения: так и на экзамене: важно придерживаться определенных правил, быть внимательным, думать и только потом действовать!
- Слайд №5
-А сейчас я предлагаю вам выполнить кинезиологические упражнения, которые которые способствуют стимуляции познавательных способностей.
Упражнение: «Составьте кисти рук в «замок».
- Составьте кисти рук в «замок». Теперь посмотрите внимательно на большие пальцы. Палец какой руки у вас сверху? Вы сделали это автоматически - так, как вам удобно, привычно. А теперь сложите руки наоборот: если сверху был палец правой кисти, то сейчас пусть будет левой.
Если у вас появилось ощущение неудобства и дискомфорта, то это говорит о том, что одно из полушарий чуть более развито, чем второе. Каждая рука связана со своим полушарием мозга и является индикатором его деятельности. Развить функции «отстающего» полушария можно с помощью простых кинезиологических упражнений.
Например,
1.Складываем левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук.
2.Взяться одной рукой за кончик носа, второй — за противоположное ухо. Хлопнуть в ладоши и менять положение рук с точностью наоборот.
3.Двумя руками одновременно рисовать круг, квадрат, слово ГИА, будто руки «зеркалят» друг друга.
-Современному человеку важно обладать стрессоустойчивостью, психологи рекомендуют овладеть методами саморегуляции поведения в стрессовой ситуации. Важно научить выпускников снимать напряжение простыми психологическими способами.
Одним из приемов снятия психологического напряжения является расслабление, которое позволит уменьшить внутреннее беспокойство.
Наиболее популярные из них: дыхательные, метод самовнушения, т.е. убеждение словом, способы саморегуляции с использованием образов. Техники нужно опробовать заранее, потому что они для всех индивидуальны, кому-то подходит одна, кому-то другая и важна практика.
- Слайд №6
-Сейчас предлагаю выйти 5 человек
-Для снятия эмоционального напряжения может помочь психологическая зарядка.
-Повторите пожалуйста слова с движениями, написанные у вас на карточках.
Упражнение «Психологическая зарядка»
Цель: снятие чрезмерного эмоционального напряжения, поднятия настроения.
1.Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигнув левым, потом правым глазом повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
2.Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторить:
«Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача».
3.Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я принимаю удачу, с каждым днём становлюсь богаче».
4.Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрет(а) солнечным лучиком, я достоен(йна) самого лучшего».
5.Руки в стороны, кулаки сжаты, делая вращение руками: «На пути у меня нет преграды, всё получиться так, как надо».
6.Руки на поясе, делая наклоны вправо-влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».
7.Руки на поясе наклоны вперёд-назад, повторять: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасен(на)».
8. Подпрыгивая на правой, затем левой ноге, повторить: «Я бодр(а) и энергичен(на), и дела идут отлично».
9.Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и всё у меня получается»!
4. Слайд №7
-Показать учащимся, как ещё можно усилить своё ощущение уверенности можно с помощью упражнения на самовнушение.
Упражнение «Самоприказ»
-Данное упражнение действует как самовнушение, для этого необходимо сформулировать самому себе внутренний приказ о том, что нужно успокоиться и принять данную ситуацию.
Предлагаю всем вместе повторить за мной слова вслух:
-«Я спокойна!»,
-«Я внимательна!»,
-«У меня всё получается!»
Слайд №8
-Когда происходит какая либо стрессовая ситуация, наш организм включает мышечные зажимы лица и верхних конечностей. Я предлагаю вам несколько упражнений на снятие зажимов.
Упражнения на снятие мышечных зажимов
1)Соедините ладони перед собой и давите одной рукой на другую в течение 1-2 минут.
2)Сцепите руки за головой и давите ладонями на затылок, не меняя положения головы.
3) Ухватитесь руками за сиденье стула, на котором сидите, и сильно потяните его к себе, спину держите прямо.
4)Обхватите ладонями и сильно прижмите руки к груди. Это поза выдержанного человека.
Слайд №9
Упражнения на дыхание с использованием образов
Меняя частоту и глубину дыхания, мы влияем на тонус мышц и деятельность головного мозга. Медленное и глубокое дыхание способствует расслаблению и успокоению.
1) Упражнение «Пушинка»
Инструкция: представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, что пушинка не должна колыхаться. Делаем глубокий вдох и выдох длиннее вдоха в два раза.
- И на этой лёгкой ноте, хочу закончить своё выступление и пожелать успехов вам и вашим ученикам!
Фамилия________________________Имя___________________
1.Прочтите все пункты, прежде, чем что бы то ни было делать.
2.Напишите своё имя в правом верхнем углу листа после слова «ИМЯ».
3.Обведите кружочком слово «ИМЯ» во втором пункте.
4.Нарисуйте ПЯТЬ МАЛЕНЬКИХ КВАДРАТОВ в верхнем левом углу листа.
5.Поставьте крестик в каждом квадрате, описанном в пункте 4.
6.Обведите каждый квадрат тремя концентрическими окружностями.
7.Впишите свою ФАМИЛИЮ под заголовком этого текста на соответствующую линейку.
8.Справа от заголовка напишите слово ДА на трех разных языках по одному разу или на Вашем родном языке пять раз.
9.Обведите КРУЖОЧКОМ пункты 7 и 8.
10.Поставьте КРЕСТИК в левый нижний угол листа.
11.Нарисуйте над этим крестиком РАВНОБЕДРЕННЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК.
12.Обведите кружочком слово ВЕРХНЕМ в четвертом пункте.
13.Сложите в столбик на обратной стороне листа числа 896 и 472.
14.Если Вы уже дошли до этого пункта отчётливо произнесите своё полное ИМЯ.
15.Если Вы уверены, что правильно выполнили все предыдущие инструкции, то произнесите отчетливо вслух: «Я ТОЧНО ВЫПОЛНИЛ ВСЕ ИНСТРУКЦИИ».
16.Разделите на обратной стороне листа сумму, полученную в п. 13 на 12.
17.Обведите кружочком результат вычисления в п.16 и умножьте его на обратной стороне листа на 17.
18.С нормальной скоростью досчитайте вслух до ДЕСЯТИ.
19.Проделайте ручкой ТРИ ДЫРОЧКИ правом нижнем углу листа.
20.Если Вы выполнили упражнение раньше остальных, громко произнесите вслух «Я ПЕРВЫЙ!». Если вторым, то – «Я ВТОРОЙ!» и т.д.
Теперь, когда Вы согласно п.1 внимательно прочитали весь текст, выполните только то, что написано в пунктах 1 и 2.