Практическое задание "Инклюзивное образование детей с ОВЗ"

Картавкина Татьяна Андреевна

Практическое задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskoe_4_vopros_1.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие 4 – 06.04

Тема II.2 Инклюзивное образование детей с нарушениями зрения

Вопрос 1. Условия эффективной реализации инклюзивного образования детей с нарушениями зрения.

Среди детей с нарушениями зрения выделяются две группы — слепые (незрячие) и слабовидящие. При характеристике и тех, и других детей большое значение имеет время, когда произошла утрата или нарушение зрительного анализатора. Дифференциация детей по времени нарушения зрения позволяет выделить следующие категории: слепорожденные и ослепшие (рано ослепшие, ослепшие в дошкольном, школьном возрасте). Чем раньше возник зрительный дефект, тем более ярко выражены вторичные отклонения, психологические особенности и своеобразие психофизического развития.

Зрительная депривация обусловливает возникновение у слепых и слабовидящих детей специфических трудностей в учебно-познавательной деятельности, которые и определяют их особые образовательные потребности:

  • в модификации учебных планов и программ, в ряде случаев — в увеличении сроков обучения;
  • в обучении на основе специальных методов и приемов, с применением особого дидактического материала и средств наглядности;
  • в соблюдении офтальмо-гигиенического режима в учебно-воспитательном процессе;
  • в адекватных зрительных образах вследствие трудности в определении цвета, формы, размера предметов
  • в развитии восприятия пространства и ориентировки (в своем теле, на рабочей поверхности, в микро- и макропространстве и др.), в развитии общей и мелкой моторики, выработке координации во взаимодействии глаз-рука; в общем физическом развитии;
  • в формировании навыков письма и чтения, в том числе на основе шрифта Брайля и с применением соответствующих технических средств письма; в пользовании соответствующими компьютерными программами;
  • в специальном развитии познавательной деятельности с опорой на сохранные анализаторы;
  • в овладении широким спектром практических навыков, которые у зрячих ровесников формируются спонтанно, на основе зрительного восприятия;
  • в освоении многих социальных и коммуникативных навыков и контактов, в развитии эмоциональной сферы.

Выбор модели инклюзивного или интегрированного обучения ребенка с нарушением зрения определяется на основе заключения ПМПК. При этом важными показателями для выбора инклюзивной модели (т.е. обучение в обычном классе вместе со зрячими учащимися) являются:

  • характер, степень и время появления нарушения зрения;
  • степень самостоятельности, уверенности в себе;
  • сохранность интеллекта, хорошая память, сообразительность, волевые качества;
  • получение раннего и дошкольного специального развивающего обучения;
  • наличие учебной мотивации;
  • благоприятные условия жизни в семье, готовность родителей участвовать в обучении и развитии ребенка;
  • позитивное социальное поведение, психологическая устойчивость.

Инклюзивная форма обучения (включение одного или нескольких учащихся с нарушением зрения в обычный класс массовой школы) продуктивна только для детей с сохранным интеллектом, имеющих легкую форму нарушения развития, что соответствует I уровню специального образовательного стандарта (слабовидящих).

Для детей с нарушениями зрения большей тяжести (врожденная слепота, сочетание нарушения зрения с другими нарушениями, например, с умственной отсталостью и др.):

  • вследствие которых требуется значительное увеличение сроков обучения;
  • модификация содержания общеобразовательнх предметов, включение в учебный план ряда специфических учебных предметов, отсутствующих в учебном плане для детей с нормативным развитием и необходимых для углубленной и разносторонней коррекционной работы;
  • реализация целого комплекса индивидуальных коррекционных занятий;
  • привлечение учителя-дефектолога соответствующего профиля (тифлопедагога) к реализации учебного процесса;
  • по указанным выше объективным причинам наиболее продуктивной моделью учебного процесса будет обучение в общеобразовательной организации в отдельном классе (интеграция), но с участием в некоторых общеобразовательных уроках с обычными учащимися (например, уроки пения, экскурсии и др.) и во всех видах и формах социальной и культурной жизни общеобразовательной организации (праздники, концерты, олимпиады).

Нарушение зрения создает значительные препятствия в ориентировке в пространстве — на территории общеобразовательной организации, в ее здании, в учебных, социально-бытовых и рекреационных помещениях, а также в пределах рабочего учебного места. Обеспечение безбарьерной образовательной среды для учащегося с нарушенным зрением начинается со снятия барьеров в его ориентировке и передвижении в окружающей среде (сенсорные индикаторы доступных для восприятия незрячего или слабовидящего ребенка). В инклюзивном классе, где обучаются дети с нарушениями зрения, должна быть предусмотрена и возможность их сопровождения в тех случаях, когда имеются какие-либо временные препятствия на пути передвижения детей, либо когда окружающая среда недостаточно оборудована под потребности в ориентировке.

Инклюзивная образовательная организация обязана обеспечить для комфортного обучения учащегося с нарушением зрения адаптированное к его потребностям и особенностям учебно-познавательной деятельности специальное автоматизированное рабочее место, на котором присутствуют: сканирующее устройство, персональный мультимедийный компьютер, брайлевский дисплей, принтеры для печати текста в плоскопечатном варианте и по системе Брайля, синтезатор голоса, библиотека соответствующих компьютерных программ, условия для пользования аудиокнигами и др.

Содержание учебных пособий практически не отличается от содержания таких же пособий для обычных учащихся. Тексты в учебниках для слепых напечатаны рельефноточечным шрифтом по системе Брайля и снабжены рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное зрение, необходимы учебники, сочетающие рельефную и цветную печать. В учебниках для слабовидящих используется более крупный плоскопечатный шрифт и используются адаптированные цветные иллюстрации.

Психофизические и познавательные особенности учащихся с нарушением зрения требуют внесения корректив в учебные планы и программы, а также применения специальных методов и приемов обучения.

  • при первоначальном обучении уделяется особое внимание установлению правильного соотношения чувственных и словесных систем связей.
  • необходимо чаще использовать раздаточный дидактический материал.
  • необходима постоянная работа, направленная на конкретизацию представлений, установление соответствия между словом и конкретным образом предмета (преодоление вербализма), на развитие наглядно-образного мышления в контексте изучения всех учебных дисциплин.
  • Построение учебных планов и программ должно осуществляться на блочно-модульной основе, обеспечивая учащимся возможность поэтапного прохождения определенных уровней, этапов освоения значимых компетенций с последующим их закреплением в практической деятельности и формированием предпосылок для перехода на следующий уровень.
  • При реализации адаптированных программ учебных предметов для незрячих школьников начальных классов необходимо обеспечивать коррекционную направленность всего учебного процесса. Например, русский язык, развитие речи — изучение системы Брайля и плоскопечатной системы (Гебольд); в математике — системы математического кодирования (Марбургская и ВОС), чтение рельефных чертежей; в музыке — нотная грамота; в изобразительном искусстве — система чтения рельефного рисунка; в географии — работа с рельефными картами и глобусом и т.д.
  • Обучение русскому языку должно начинаться с работы по формированию представлений на основе обогащения зрительного опыта учащихся, установлению соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовки глаза и руки к письму.
  • В содержание обучения по математике должен быть включен материал на обогащение пространственных представлений, навыков ориентировки в микро- и макропространстве. Значительно большее время отводится формированию представлений о величине, форме, количестве, пространственном положении предметов и о чертежноизмерительных действиях. Для слепых учащихся большое значение имеет формирование временных представлений, связанных с движением солнца, сменой дня и ночи.
  • Важно включить в содержание обучения для детей с нарушениями зрения изучение специальных приемов и способов ориентирования в пространстве и выполнения правил дорожного движения для обеспечения безопасного передвижения по улицам (для этого необходимо предусмотреть обеспечение занятий рельефными схемами улиц, площадей с обозначениями переходов, маршрутами движений, звуковыми светофорами и локаторами, а также предусмотреть практические занятия в реальной обстановке).
  • Важную роль в общем развитии учащихся с нарушением зрения, в компенсации вторичных нарушений (малоподвижность, затруднения в ориентировке в пространстве, нарушения осанки, походки, снижение антропометрических показателей, проблемы с формированием двигательных качеств — быстрота движения, задержка в развитии статической выносливости и т.п.) играют занятия адаптивной физической культурой, а также разнообразная двигательная активность в течение дня: прогулки, игры на воздухе, походы и экскурсий. Для занятий физической культурой необходимо специализированное спортивное оборудование: специальные тренажеры, звуковые мишени, звучащие мячи, велосипеды-тандемы и многое другое.
  • Наряду с коррекционными занятиями по развитию зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, мимики и пантомимики, по ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке, развитию коммуникативной деятельности и др., учащиеся с нарушениями зрения должны быть включены во все сферы жизнедеятельности коллектива общеобразовательной организации (школы).