Главные вкладки
Мастер класс "Об игрушках серьёзно"
Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас. Наш практикум посвящен игрушке и не только.
Развитие ребёнка немыслимо без игрушек. Они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек – дело серьёзное и ответственное. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, темноты.
Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, пупс, кукла и т.д.
Упражнение «Вспомни любимую игрушку»
По кругу передаётся мяч и тот, у кого он в руках, рассказывает о своей любимой игрушке в детстве.
Если говорить о влиянии традиционной игрушки на сознание ребенка, то она воздействует на все уровни ощущений: тактильный, звуковой, визуальный.
Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.
1. Сюжетные, или образные, игрушки.
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Кукла)
Это куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи.
2.Технические игрушки.
У братишки есть их много:
Легковая, грузовая и специальная такая.
В этой открываю дверцу
В эту грузиться песок…
Мы с братишкой, если честно
В них играем весь денёк.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Машинки)
К ним относятся: транспорт, конструкторы.
3.Игрушки-забавы.
Вот игрушка не простая,
А бывает как живая.
Сбоку ключик покручу
Побежит, куда хочу.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Заводная игрушка)
Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность.
4.Спортивные игрушки.
Он резиновый, упругий
Так и проситься на руки,
Чтоб подбросить и поймать, по дорожке покатать.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Мяч)
Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
5.Театральные игрушки.
Эти игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение - служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения.
6.Музыкальные игрушки.
Это: погремушки, колокольчики, дудочки, гусли, балалайки и др. музыкальные инструменты.
7.Дидактические игрушки.
С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной , они воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.
8.Строительные игрушки.
Я достану их скорей,
Дом построю для зверей,
В доме будут стол и стул,
Чтоб уютней было в нем.
Для машинки я гараж с мостиком построю…
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Строительные кубики)
Они состоят из геометрических тел, развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, воображение, творчество.
Сталкивались ли вы с тем, что у ребенка имеются разные игрушки, но он не играет с ними? (ответы родителей)
Детский психолог А.С. Спиваковская отмечает: “Чем меньше возраст ребенка, тем меньшее число игрушек должно одновременно находиться в поле зрения”. Объем внимания ребенка еще невелик, поэтому большое количество игрушек отвлекает его. Взяв в руки мяч, ребенок тут же перед собой видит интересную машинку, и желание играть с мячом у него пропадает. А если рядом с машинкой лежит старая погремушка, то и машинка оказывается в стороне. Вот и создается впечатление, что ни одна из имеющихся игрушек не подходит малышу.
Следует заметить , что сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.
Покупая своему ребёнку очередную игрушку, задумывались ли Вы над тем, чему она научит ребёнка? Какие чувства возникнут у него? Не испугает ли она его? Надо помнить, что игрушка должна не только чему-либо научить ребёнка, но и пробуждать в нём радостные, тёплые чувства. Увлекаясь игрой с игрушкой, ребенок чаще всего отождествляет себя с ней, ее «повадками», внешностью, ее скрытой сутью.
Давайте познакомимся с «антиигрушками». Они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление ко злу, насилию, ненависти, бездуховности, стяжательству.
«— Я уже всех расстрелял. Чудище устало.
— Хорошо, вот возьми человека, попробуй вытащить все его внутренние органы, не разбудив. »
Странный диалог, не находите? Кто и о чем может так разговаривать? Всего лишь папа и сын, окруженные современными игрушками.
1. Технологические насыщенные игрушки.
Функция игрушки – это развивать способности ребёнка, трудолюбие, заботу о близких и самостоятельность. Она должна стимулировать деятельность ребёнка, будить его фантазию. А чем более технологична игрушка, тем более она забирает на себя детскую активность. Она всё сама умеет, ребёнку остаётся только наблюдать за ней.
2. Чрезмерно детализированные игрушки.
Детализация - это проблема не только монстров, но и вообще большинства современных игрушек. Раньше детям делали кукол из носков, с пуговками вместо глаз, и эти игрушки были самыми любимыми – малыш сам придумывал и представлял себе недостающие детали, характер куклы и ее историю.
Современных кукол иногда трудно отличить от живых людей – настолько тщательно проработаны их тела, одежда, лица с ярко выраженными эмоциями. «Додумывать» здесь уже нечего. Если же игрушка – это герой популярного мультфильма или книги, то и историю придумать не получается. Часто ребенок, играя, раз за разом повторяет эпизоды из мультфильма, не придумывая ничего нового. Это негативно влияет на развитие фантазии и воображения малыша.
3. Барби
Почему? Во-первых, в игре в куклы, особенно для маленьких детей, главное – это проявление заботы, нежности. Такие игры являются самой ранней подготовкой девочек к материнству. Кукла Барби не похожа на ребенка и не вызывает желания понянчиться и позаботиться о ней, не развивает в девочках материнского инстинкта.
Эта игрушка начисто лишена индивидуальности, при том, что обладает одним общим именем.
Кроме того, эти куклы реалистичны, но при этом пропорции их лица и тела искажены: чрезмерно большие глаза, слишком длинные ноги, слишком тонкая талия. И у большинства девочек игры с такими куклами порождают недовольство собственной внешностью.
4. Страшные игрушки
Искажаются пропорции лица, частей тела, используются неестественные цвета и формы. Куклы с несоразмерно большими головами, глазами на пол-лица, розовые зайчики, ядовито-зеленые медведи, красные мышки нарушают представление ребенка о реальной картине мира. Игрушка, не имеющая аналогов в реальном мире, порождает страхи у ребенка.
5.Игрушки-монстры, сказочные персонажи
В русских сказках встречаются и драконы, и чудовища, но они всегда выступают на стороне зла, положительные же герои никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу. Предлагаемые сейчас различные монстры и др. участвуют в игре как на стороне добрых, так и злых сил, поэтому ребенку иногда бывает трудно и невозможно отличить добро от зла, «плохих» от «хороших». Стирается граница между добром и злом.
«Антиигрушки» могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к другим. Игры и игрушки, основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками – монстрами, формируют в детях агрессию. Насилие воспринимается ребенком как что-то совершенно нормальное, даже героическое.
Для возбудимых детей, игра с чудовищами- способ выбросить лишнюю энергию, отрицательные эмоции. Однако игрушка не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка, формирует эмоциональную зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как нельзя запретить детские страхи и тревожность. Можно только помочь ребенку создать иное игровое пространство, в котором будут реализованы потребности мальчиков ощущать себя могущественными и бесстрашными героями, воюющими на стороне добра.
Упражнение «Экспертный совет»
На столе разложены картинки с изображениями игрушек. Каждая команда получает задание выбрать из всех, только «свои» и аргументировать, почему та или иная игрушка оказалась в данной группе:
- 1-я команда – «полезные игрушки», то есть игрушки, необходимые для развития детей дошкольного возраста.
- 2-я команда – «антиигрушки»
Обсуждение начнём со второй команды. Какими критериями Вы руководствовались, отбирая вредные, для рёбёнка игрушки?
Родители показывают отобранные ими игрушки по одной или группами и объясняют критерий, по которому они их выбрали. Да, отрицательный герой нужен. Только должно быть ясно, что он плохой: как правило, это создается за счет одежды, но никак не за счет злой гримасы. Пистолеты, автоматы и иное в принципе агрессивное оружие может стать хорошей игрушкой?
— Да, может, если это условный пистолет, а не реалистичная модель. Он не должен издавать никаких звуков, не должен светиться. Если это просто маркер оружия, то почему бы и нет? Мальчики чувствуют себя мужественно с оружием. Раньше делали хорошие игрушечные сабли, они были пластмассовые, разных цветов и совсем не острые, мальчики даже спали с такими саблями. Сегодняшнее детское оружие часто выглядит слишком угрожающим.
Первая команда выбирала игрушки, необходимые для развития детей. Какими критериями руководствовались Вы при выборе игрушек?
Игрушка должна, с одной стороны, развивать способности ребёнка, а с другой – приносить ему радость и удовольствие. Для того, чтобы игрушка способствовала развитию, она должна соответствовать интересам и потребностям самого ребёнка. Игрушка должна привлекать внимание ребёнка и вызывать желание действовать с ней.
Основными критериями с точки зрения детской психологии в отборе игрушек должны стать:
- необходимость развития познавательных процессов, начиная с периода новорожденности при помощи игрушек и предметов-заместителей;
- соответствие игрушки возрасту ребенка;
- использование игрушки как средства развития специальных способностей.
Игрушка должна быть:
- Безопасной (просмотрите качество изготовления, материал из которого она сделана)
- Эстетичной на вид
- Многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше; естественно это не касается погремушек для малышей)
Как вы думаете, стоит ли брать с собой ребёнка в магазин игрушек?
Психологи не рекомендуют брать в магазин за покупкой игрушек малышей до трёх лет. Дети от трёх до пяти лет могут выбирать себе игрушки, но не ежедневно, а по какому-либо случаю (день рождения, к празднику, по случаю «дня новой игрушки» в семье и т.д.).
Решение ситуаций.
Ситуация 1. Вы постарались учесть всё и купили отличную игрушку! Придя домой, вы протягиваете малышу разноцветную коробку, он с горящими глазами начинает её теребить, пытаясь поскорее заглянуть во внутрь. Наконец, извлек игрушку наружу. Покрутил, повертел в ручках с озадаченным видом, подёргал и через пару минут забыл о ней,
Ситуация 2. ребёнок самостоятельно играет в комнате. Заглянув к нему, вы обнаруживаете беспорядок. Игрушки разбросаны по всей комнате. Убирать игрушки ваш ребёнок не любит.
Родители высказывают свои варианты поведения в данных ситуациях и зачитывают памятку.
Ситуация 1 : прежде чем вручать ребёнку игрушку, познакомьте его с ней, скажите как её зовут. При этом, вы одновременно заинтересуете его. Затем покажите, как, с этой игрушкой обращаться, немного поиграйте вместе. Если малыш не проявляет инициативы, можно поиграть вместо него – пусть пока побудет сторонним наблюдателем. Лучше всего родителям воздержаться от преждевременных выводов, подождать какое-то время и проявить немножко хитрости и изобретательности. Используйте эффект неожиданности, положив игрушку в непривычное для них место.
Ситуация 2: предложите малышу отправиться в путешествие, а каждая игрушка-пассажир должна занять своё место.
Занимайтесь уборкой игрушек вместе с ребёнком. Неважно сколько игрушек уберёт на место малыш и сколько вы; главное – дать почувствовать ребёнку, что он участник очень важного дела.
Заранее сообщите о том, что пора убирать игрушки.
Малыша надо непременно похвалить за сделанную работу. Перечислите, что он сделал. Полюбуйтесь комнатой.
Обозначьте места для его игрушек. Например, полки – для книжек и кукол, гараж – для его машинок, сундучки или коробки – для сокровищ.
Расскажите, как устали игрушки и хотят отдохнуть.
Детское воображение может легко превратить обыкновенную палочку и в ложку, и в телефонную трубку, и в градусник. Ленточка станет речкой, буксирным тросом для машины, бинтом в игрушечной больнице.
Давайте проверим: не разучились ли вы фантазировать.
Упражнение «Придумай игру»: чем в игре может быть - кирпич, лоскуток, крышка от пузырька, баночка и т.п. (ответы родителей)
То, что сделано своими руками и руками близких, несёт в себе отпечаток их чувств и эмоций, вдыхает в игрушку часть души. Попробуйте создавать игрушки вместе с ребенком: они не обязательно должны быть высокохудожественными. (демонстрация изготовления игрушки «осьминог » из ткани и игрушки «клоун-балансир»).
Игра-тест
Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то ставите галочку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.
- Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
- Рассказываю о своих играх в детстве
- Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
- Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
- Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
- Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
- Часто дарю ребёнку игру, игрушку
Если у вас больше красных отметок, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка, желтого - стоит задуматься, распределить свое время так, чтобы хватало на игру и общение с ребенком, синего - все в ваших руках, начать, желательно, сегодня.
Игрушка – это не просто забава. Она формирует первоначальные понятия добра и зла, влияет на развитие морально-нравственных представлений и качеств личности.
Итак, игрушка доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.
Играем вместе с ребёнком и учим его играть.
Обучаем ребёнка действиям с игрушками, усложняя их в соответствии с возрастом и имеющимся у малыша игровым опытом:
- объединять в несложный сюжет,
- придумывать сюжет игры самостоятельно,
- развёртывать игровой сюжет в соответствии с замыслом игры,
- в ходе игры вносить изменения в игровую обстановку, убирая или пополняя разнообразными предметами или игрушками.
Играем вместе с ребёнком, принимая позицию партнёра!
Выполняем игровые действия, поясняя их смысл!
Учим ребёнка переносить знакомые действия с игрушками на новые игровые ситуации.
Обучаем ребёнка ролевым взаимодействиям:
- в сюжетной игре с несколькими действующими лицами,
- в индивидуальной игре с партнёрами – игрушками (проигрывать роль и за себя и за игрушку).
Спасибо за участие и внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ob_igrushkah_serezdno.docx | 31.16 КБ |
ob_igrushkah_serezdno_wecompress.com_.pptx | 250.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс ЗАПАД»
(ГБПОУ МОК ЗАПАД)
Бобруйская ул., д. 23, Москва, 121359 Телефон: 8(499) 141-24-86, Факс: 8(499) 141-24-86 ОКПО 75605100, ОГРН 1057729005443, ИНН/КПП 7729434070/773101001 | E-mail: zapad@edu.mos.ru http://zapad.mskobr.ru/ |
Мастер класс "Об игрушках серьёзно"
- Королева Светлана Николаевна, педагог-психолог
- Рабкова Евгения Владимировна, педагог-психолог
Москва 2018
Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас. Наш практикум посвящен игрушке и не только.
Развитие ребёнка немыслимо без игрушек. Они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек – дело серьёзное и ответственное. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, темноты.
Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, пупс, кукла и т.д.
Упражнение «Вспомни любимую игрушку»
По кругу передаётся мяч и тот, у кого он в руках, рассказывает о своей любимой игрушке в детстве.
Если говорить о влиянии традиционной игрушки на сознание ребенка, то она воздействует на все уровни ощущений: тактильный, звуковой, визуальный.
Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.
1. Сюжетные, или образные, игрушки.
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Кукла)
Это куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи.
2.Технические игрушки.
У братишки есть их много:
Легковая, грузовая и специальная такая.
В этой открываю дверцу
В эту грузиться песок…
Мы с братишкой, если честно
В них играем весь денёк.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Машинки)
К ним относятся: транспорт, конструкторы.
3.Игрушки-забавы.
Вот игрушка не простая,
А бывает как живая.
Сбоку ключик покручу
Побежит, куда хочу.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Заводная игрушка)
Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность.
4.Спортивные игрушки.
Он резиновый, упругий
Так и проситься на руки,
Чтоб подбросить и поймать, по дорожке покатать.
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Мяч)
Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
5.Театральные игрушки.
Эти игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение - служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения.
6.Музыкальные игрушки.
Это: погремушки, колокольчики, дудочки, гусли, балалайки и др. музыкальные инструменты.
7.Дидактические игрушки.
С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной , они воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.
8.Строительные игрушки.
Я достану их скорей,
Дом построю для зверей,
В доме будут стол и стул,
Чтоб уютней было в нем.
Для машинки я гараж с мостиком построю…
С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Строительные кубики)
Они состоят из геометрических тел, развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, воображение, творчество.
Сталкивались ли вы с тем, что у ребенка имеются разные игрушки, но он не играет с ними? (ответы родителей)
Детский психолог А.С. Спиваковская отмечает: “Чем меньше возраст ребенка, тем меньшее число игрушек должно одновременно находиться в поле зрения”. Объем внимания ребенка еще невелик, поэтому большое количество игрушек отвлекает его. Взяв в руки мяч, ребенок тут же перед собой видит интересную машинку, и желание играть с мячом у него пропадает. А если рядом с машинкой лежит старая погремушка, то и машинка оказывается в стороне. Вот и создается впечатление, что ни одна из имеющихся игрушек не подходит малышу.
Следует заметить , что сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как с ними играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.
Покупая своему ребёнку очередную игрушку, задумывались ли Вы над тем, чему она научит ребёнка? Какие чувства возникнут у него? Не испугает ли она его? Надо помнить, что игрушка должна не только чему-либо научить ребёнка, но и пробуждать в нём радостные, тёплые чувства. Увлекаясь игрой с игрушкой, ребенок чаще всего отождествляет себя с ней, ее «повадками», внешностью, ее скрытой сутью.
Давайте познакомимся с «антиигрушками». Они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление ко злу, насилию, ненависти, бездуховности, стяжательству.
«— Я уже всех расстрелял. Чудище устало.
— Хорошо, вот возьми человека, попробуй вытащить все его внутренние органы, не разбудив. »
Странный диалог, не находите? Кто и о чем может так разговаривать? Всего лишь папа и сын, окруженные современными игрушками.
1. Технологические насыщенные игрушки.
Функция игрушки – это развивать способности ребёнка, трудолюбие, заботу о близких и самостоятельность. Она должна стимулировать деятельность ребёнка, будить его фантазию. А чем более технологична игрушка, тем более она забирает на себя детскую активность. Она всё сама умеет, ребёнку остаётся только наблюдать за ней.
2. Чрезмерно детализированные игрушки.
Детализация - это проблема не только монстров, но и вообще большинства современных игрушек. Раньше детям делали кукол из носков, с пуговками вместо глаз, и эти игрушки были самыми любимыми – малыш сам придумывал и представлял себе недостающие детали, характер куклы и ее историю.
Современных кукол иногда трудно отличить от живых людей – настолько тщательно проработаны их тела, одежда, лица с ярко выраженными эмоциями. «Додумывать» здесь уже нечего. Если же игрушка – это герой популярного мультфильма или книги, то и историю придумать не получается. Часто ребенок, играя, раз за разом повторяет эпизоды из мультфильма, не придумывая ничего нового. Это негативно влияет на развитие фантазии и воображения малыша.
3. Барби
Почему? Во-первых, в игре в куклы, особенно для маленьких детей, главное – это проявление заботы, нежности. Такие игры являются самой ранней подготовкой девочек к материнству. Кукла Барби не похожа на ребенка и не вызывает желания понянчиться и позаботиться о ней, не развивает в девочках материнского инстинкта.
Эта игрушка начисто лишена индивидуальности, при том, что обладает одним общим именем.
Кроме того, эти куклы реалистичны, но при этом пропорции их лица и тела искажены: чрезмерно большие глаза, слишком длинные ноги, слишком тонкая талия. И у большинства девочек игры с такими куклами порождают недовольство собственной внешностью.
4. Страшные игрушки
Искажаются пропорции лица, частей тела, используются неестественные цвета и формы. Куклы с несоразмерно большими головами, глазами на пол-лица, розовые зайчики, ядовито-зеленые медведи, красные мышки нарушают представление ребенка о реальной картине мира. Игрушка, не имеющая аналогов в реальном мире, порождает страхи у ребенка.
5.Игрушки-монстры, сказочные персонажи
В русских сказках встречаются и драконы, и чудовища, но они всегда выступают на стороне зла, положительные же герои никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу. Предлагаемые сейчас различные монстры и др. участвуют в игре как на стороне добрых, так и злых сил, поэтому ребенку иногда бывает трудно и невозможно отличить добро от зла, «плохих» от «хороших». Стирается граница между добром и злом.
«Антиигрушки» могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к другим. Игры и игрушки, основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками – монстрами, формируют в детях агрессию. Насилие воспринимается ребенком как что-то совершенно нормальное, даже героическое.
Для возбудимых детей, игра с чудовищами- способ выбросить лишнюю энергию, отрицательные эмоции. Однако игрушка не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка, формирует эмоциональную зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как нельзя запретить детские страхи и тревожность. Можно только помочь ребенку создать иное игровое пространство, в котором будут реализованы потребности мальчиков ощущать себя могущественными и бесстрашными героями, воюющими на стороне добра.
Упражнение «Экспертный совет»
На столе разложены картинки с изображениями игрушек. Каждая команда получает задание выбрать из всех, только «свои» и аргументировать, почему та или иная игрушка оказалась в данной группе:
- 1-я команда – «полезные игрушки», то есть игрушки, необходимые для развития детей дошкольного возраста.
- 2-я команда – «антиигрушки»
Обсуждение начнём со второй команды. Какими критериями Вы руководствовались, отбирая вредные, для рёбёнка игрушки?
Родители показывают отобранные ими игрушки по одной или группами и объясняют критерий, по которому они их выбрали. Да, отрицательный герой нужен. Только должно быть ясно, что он плохой: как правило, это создается за счет одежды, но никак не за счет злой гримасы. Пистолеты, автоматы и иное в принципе агрессивное оружие может стать хорошей игрушкой?
— Да, может, если это условный пистолет, а не реалистичная модель. Он не должен издавать никаких звуков, не должен светиться. Если это просто маркер оружия, то почему бы и нет? Мальчики чувствуют себя мужественно с оружием. Раньше делали хорошие игрушечные сабли, они были пластмассовые, разных цветов и совсем не острые, мальчики даже спали с такими саблями. Сегодняшнее детское оружие часто выглядит слишком угрожающим.
Первая команда выбирала игрушки, необходимые для развития детей. Какими критериями руководствовались Вы при выборе игрушек?
Игрушка должна, с одной стороны, развивать способности ребёнка, а с другой – приносить ему радость и удовольствие. Для того, чтобы игрушка способствовала развитию, она должна соответствовать интересам и потребностям самого ребёнка. Игрушка должна привлекать внимание ребёнка и вызывать желание действовать с ней.
Основными критериями с точки зрения детской психологии в отборе игрушек должны стать:
- необходимость развития познавательных процессов, начиная с периода новорожденности при помощи игрушек и предметов-заместителей;
- соответствие игрушки возрасту ребенка;
- использование игрушки как средства развития специальных способностей.
Игрушка должна быть:
- Безопасной (просмотрите качество изготовления, материал из которого она сделана)
- Эстетичной на вид
- Многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше; естественно это не касается погремушек для малышей)
Как вы думаете, стоит ли брать с собой ребёнка в магазин игрушек?
Психологи не рекомендуют брать в магазин за покупкой игрушек малышей до трёх лет. Дети от трёх до пяти лет могут выбирать себе игрушки, но не ежедневно, а по какому-либо случаю (день рождения, к празднику, по случаю «дня новой игрушки» в семье и т.д.).
Решение ситуаций.
Ситуация 1. Вы постарались учесть всё и купили отличную игрушку! Придя домой, вы протягиваете малышу разноцветную коробку, он с горящими глазами начинает её теребить, пытаясь поскорее заглянуть во внутрь. Наконец, извлек игрушку наружу. Покрутил, повертел в ручках с озадаченным видом, подёргал и через пару минут забыл о ней,
Ситуация 2. ребёнок самостоятельно играет в комнате. Заглянув к нему, вы обнаруживаете беспорядок. Игрушки разбросаны по всей комнате. Убирать игрушки ваш ребёнок не любит.
Родители высказывают свои варианты поведения в данных ситуациях и зачитывают памятку.
Ситуация 1 : прежде чем вручать ребёнку игрушку, познакомьте его с ней, скажите как её зовут. При этом, вы одновременно заинтересуете его. Затем покажите, как, с этой игрушкой обращаться, немного поиграйте вместе. Если малыш не проявляет инициативы, можно поиграть вместо него – пусть пока побудет сторонним наблюдателем. Лучше всего родителям воздержаться от преждевременных выводов, подождать какое-то время и проявить немножко хитрости и изобретательности. Используйте эффект неожиданности, положив игрушку в непривычное для них место.
Ситуация 2: предложите малышу отправиться в путешествие, а каждая игрушка-пассажир должна занять своё место.
Занимайтесь уборкой игрушек вместе с ребёнком. Неважно сколько игрушек уберёт на место малыш и сколько вы; главное – дать почувствовать ребёнку, что он участник очень важного дела.
Заранее сообщите о том, что пора убирать игрушки.
Малыша надо непременно похвалить за сделанную работу. Перечислите, что он сделал. Полюбуйтесь комнатой.
Обозначьте места для его игрушек. Например, полки – для книжек и кукол, гараж – для его машинок, сундучки или коробки – для сокровищ.
Расскажите, как устали игрушки и хотят отдохнуть.
Детское воображение может легко превратить обыкновенную палочку и в ложку, и в телефонную трубку, и в градусник. Ленточка станет речкой, буксирным тросом для машины, бинтом в игрушечной больнице.
Давайте проверим: не разучились ли вы фантазировать.
Упражнение «Придумай игру»: чем в игре может быть - кирпич, лоскуток, крышка от пузырька, баночка и т.п. (ответы родителей)
То, что сделано своими руками и руками близких, несёт в себе отпечаток их чувств и эмоций, вдыхает в игрушку часть души. Попробуйте создавать игрушки вместе с ребенком: они не обязательно должны быть высокохудожественными. (демонстрация изготовления игрушки «осьминог » из ткани и игрушки «клоун-балансир»).
Игра-тест
Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то ставите галочку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.
- Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
- Рассказываю о своих играх в детстве
- Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
- Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
- Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
- Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
- Часто дарю ребёнку игру, игрушку
Если у вас больше красных отметок, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка, желтого - стоит задуматься, распределить свое время так, чтобы хватало на игру и общение с ребенком, синего - все в ваших руках, начать, желательно, сегодня.
Игрушка – это не просто забава. Она формирует первоначальные понятия добра и зла, влияет на развитие морально-нравственных представлений и качеств личности.
Итак, игрушка доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.
Играем вместе с ребёнком и учим его играть.
Обучаем ребёнка действиям с игрушками, усложняя их в соответствии с возрастом и имеющимся у малыша игровым опытом:
- объединять в несложный сюжет,
- придумывать сюжет игры самостоятельно,
- развёртывать игровой сюжет в соответствии с замыслом игры,
- в ходе игры вносить изменения в игровую обстановку, убирая или пополняя разнообразными предметами или игрушками.
Играем вместе с ребёнком, принимая позицию партнёра!
Выполняем игровые действия, поясняя их смысл!
Учим ребёнка переносить знакомые действия с игрушками на новые игровые ситуации.
Обучаем ребёнка ролевым взаимодействиям:
- в сюжетной игре с несколькими действующими лицами,
- в индивидуальной игре с партнёрами – игрушками (проигрывать роль и за себя и за игрушку).
Спасибо за участие и внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Это куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи.
К ним относятся: транспорт, конструкторы.
Это смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность.
Спортивные игрушки Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
Театральные игрушки. Эти игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение - служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения .
Музыкальные игрушки. Это: погремушки, колокольчики, дудочки, гусли, балалайки и др. музыкальные инструменты.
Дидактические игрушки. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной , они воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы , лото и др.
Строительные игрушки. Они состоят из геометрических тел, развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, воображение, творчество
Антиигрушки Технологические насыщенные игрушки . Чрезмерно детализированные игрушки . Барби. Страшные игрушки. Игрушки-монстры, сказочные персонажи.
« Антиигрушки » могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к другим. Игры и игрушки, основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками – монстрами, формируют в детях агрессию. Насилие воспринимается ребенком как что-то совершенно нормальное, даже героическое. Для возбудимых детей, игра с чудовищами- способ выбросить лишнюю энергию, отрицательные эмоции. Однако игрушка не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка, формирует эмоциональную зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как нельзя запретить детские страхи и тревожность. Можно только помочь ребенку создать иное игровое пространство, в котором будут реализованы потребности мальчиков ощущать себя могущественными и бесстрашными героями, воюющими на стороне добра.
Игрушка должна быть: Безопасной (просмотрите качество изготовления, материал из которого она сделана ). Эстетичной на вид. Многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше; естественно это не касается погремушек для малышей ).