Психологическое сопровождение подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации

Якушина Елена Сергеевна

Цель психологической подготовки– выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ГИА и сдаче ЕГЭ и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации

Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.

Проблемы психологической готовности к экзаменационным испытаниям рассматриваются прежде всего через трактовку понятия «готовность» в психологии:

Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету.

Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.

Цель психологической подготовки выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ГИА и сдаче ЕГЭ и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.

Можно выделить несколько категорий детей, которые относятся к группе риска:

  • Тревожные дети и неуверенные дети
  • Правополушарные дети
  • Дети-синтетики
  • Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации
  • Перфекционисты и  «отличники»
  • Астенические дети
  • Гипертимные дети
  • «застревающие» дети
  • Аудиалы и кинестетики

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ.

Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.).

Каким образом можно распознать тревожного ребенка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Они обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли. При выполнении индивидуального задания обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы. 

Основные трудности Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

 Стратегии поддержки тревожных детей На этапе подготовки. Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности. Задача взрослого создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».

Ежедневно в нашей жизни возникают ситуации, которые заставляют нас переживать и нервничать. Когда таких ситуаций становится все больше, то это откладывает негативный отпечаток на наше психологическое состояние. Мы начинаем нервничать все больше и больше, и скрытый стресс незаметно входит в нашу жизнь, что негативно сказывается и на нашем самочувствии, и на восприятии жизни.

Чтобы ответить на вопрос, есть ли у Вас скрытый стресс, я предлагаю Вам пройти небольшой, но весьма показательный тест.

Инструкция: внимательно прочитайте описание девяти ситуаций, которые представлены ниже. Отметьте для себя те из них, которые больше всего Вас нервируют. Вы не ограничены в своем выборе и можете выбрать любое количество от 0 до 9. В конце запишите итоговое число выбранных ситуаций.

1. Вы хотите позвонить по телефону, но нужный номер постоянно занят.

2. Вы ведете машину (или делаете другую привычную работу), а кто-то рядом постоянно дает Вам советы поп поводу того, как это лучше делать.

3. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за Вами.

4. Вы разговариваете с кем-то, но появляется кто-то, кто постоянно вмешивается в вашу беседу.

5. Вы размышляете над каким-то вопросом, а кто-то прерывает ход Ваших мыслей.

6. Вы беседуете с кем-то, кто без всякой на то причины повышает на Вас голос.

7. Вы начинаете плохо себя чувствовать, когда видите комбинацию цветов/предметов, которые, по Вашему мнению, не сочетаются друг с другом.

8. Вы здороваетесь с кем-то за руку и не ощущаете при этом никакого ответного чувства.

9. Вы разговариваете с человеком, который знает все лучше Вас.

Итоги: Если Вы пометили для себя 5 и более из предложенных ситуаций, как такие, которые заставляют Вас нервничать, то можно с уверенностью утверждать, что скрытый стресс присутствует в Вашей жизни. И если Вы не сможете изменить свое отношение к мелким неприятностям и успокоиться, то такое положение вещей окажет крайне негативное влияние на Ваше здоровье и работоспособность, а в конечном итоге, на Радость и Удовольствие, получаемое от жизни.

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ

У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.

 Основные трудности, возникающие у правополушарных детей при сдаче экзамена Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Как правило, они хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая сложности с предметами естественно-математического цикла. Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарных детей, потому что оно предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты. То есть деятельность, связанная с тестированием, «левополушарна» по своей сути.

 Стратегии поддержки правополушарных детей На этапе подготовки. Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками.

Тест на выявление «правополушарных» и «левополушарных» учащихся

Разделите эти слова на три группы

Орел, чешуя, бегать, перья, летать, рыба, шерсть, плавать, овца.

ВАРИАНТ №1

  • 1-я группа карточек: рыба, орел, овца. 
  • 2-я группа карточек: бегать, плавать, летать. 
  • 3-я группа карточек: шерсть, перья, чешуя. 
  • ВЫВОД: Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.

ВАРИАНТ №2.

  • 1-я группа карточек: рыба, плавать, чешуя. 
  • 2-я группа карточек: орел, летать, перья. 
  • 3-я группа карточек: овца, бегать, шерсть. 
  • ВЫВОД: Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария. 

ВАРИАНТ №3.

  • Одновременное выполнение теста вариантов №2 и №1.
  • ВЫВОД: Смешанный тип.

ДЕТИ-СИНТЕТИКИ

 Синтетический, или глобальный, стиль деятельности характеризуется рядом типичных моментов: Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи. Синтетики часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. 

 Основные трудности детей- синтетиков: Обычно таким детям трудно составлять планы или конспекты, некоторые из них составляют план уже после того, как работа написана. Синтетики редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать ее в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других. При сдаче ЕГЭ синтетики могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.

 Стратегии поддержки детей- синтетиков На этапе подготовки. Очень важно развивать у синтетиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности от общего к частному. При изучении каждой темы важно ее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием. При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?

Тест: Текст

       ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА

ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ

     НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ

нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе

ЗОПасНОемЕсТО;

      наК ОекцП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног

Сразу ли вы справились с заданием?

Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?

ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК

ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ

Обычно детей таких характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться. 

 Основные трудности детей с низкой произвольностью: ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. Дети с низкой произвольностью при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время. 

 Стратегии поддержки детей с низкой произвольностью На этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Психические функции формируются через наличие внешних опор. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку это им недоступно.

Примечание: Каждый участник сидит за отдельным столом, перед ним – бланк для теста, 3 карандаша: простой, синий, красный. На выполнение теста даётся 5 – 7 минут. Текст поручений зачитывается в обычном темпе. Каждое задание зачитывается только один раз, повтора не допускается. 
Инструкция: «Сейчас я буду давать вам поручения. Будьте внимательны! Нужно выполнить каждое поручение быстро и без ошибок. Перед вами восемь квадратов, Каждое поручение нужно выполнять в одном квадрате. После команды «стоп» нужно закончить задание и перейти к следующему. Если вы сделаете случайную ошибку, можете её аккуратно исправить».

Текст поручений:

1. В первом квадрате напишите первую букву слова «АРБУЗ» и проведите линию под буквой.

2. Во втором квадрате поставьте в треугольнике точку и поставьте рядом с треугольником цифру «ОДИН».

3. В третьем квадрате обведите в кружок первую букву слова и зачеркните последнюю.

4. В четвертом квадрате соедините правый верхний угол и левый нижний угол квадрата.

5. В пятом квадрате разделите пополам маленький квадрат и поставьте кружок в большом.

6. В шестом квадрате синим карандашом (выделить интонацией) нарисуйте треугольник и красным карандашом поставьте точку рядом с треугольником.

7. В седьмом квадрате (простым карандашом) поставьте крестик в большом треугольнике и соедините два треугольника одной линией.

8. В восьмом квадрате соедините две точки и под линией нарисуйте квадрат. 
Обработка результатов:

За каждое правильно выполненное поручение присуждается один балл. При выполнении части поручения или незначительном искажении балл не присуждается.

Интерпретация: 0 – 3 баллов: ниже нормы            от 4 баллов и выше: норма

Упражнение «Звезда»

ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И «ОТЛИЧНИКИ»

ЕГЭ для данной категории детей это тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее враг хорошего». Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться. Основные трудности детей- перфекционистов 

 Стратегии поддержки детей- перфекционистов На этапе подготовки. Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд.

АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ

Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены. 

 Основные трудности астеничных детей: ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени (3-4часа).Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости. 

 На этапе подготовки. При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.

Снятие напряжения, получение заряда энергии:

1. Сядьте поудобнее.
2. Плавно вращайте глазами. Дважды в одном направлении, а затем дважды в другом. Остановите своё внимание на предмете, который далеко от вас, а после переключитесь на близкий к вам.
3. Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь.
4. Широко зевните несколько раз.
5. Покачайте головой, покрутите шеей из стороны в сторону. Постарайтесь расслабить шею.
6. Поднимите плечи «к ушам» и не спеша опустите.
7. Совершите несколько круговых движений запястьями, опустите руки и постарайтесь запястья полностью расслабить.
8. Несколько раз с силой сожмите кулаки и отпустите. Расслабьте кисти рук.
9. Теперь займите позу, в которой вам будет удобно двигаться. Сделайте три глубоких и медленных вдоха и выдоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперёд-назад и из стороны в сторону.
10. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
11. То же самое проделайте с икроножными мышцами.
12. Совершите несколько круговых движений ступнями и постарайтесь расслабить лодыжки.
13. Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза.

ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ

Обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. 

Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация. 

 Основные трудности Процедура ЕГЭ требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями. 

 Стратегии поддержки гипертимных детей На этапе подготовки. Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Он все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у таких детей функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал проверь». Кроме того, необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ.

Упражение «Хочу – не хочу» «Могу – не могу»

Бланки для участников

Каждый участник заполняет таблицу: графы «я хочу, я не хочу, я могу, я не могу».

Какой пункт вызвал затруднения?

Где высказывания преобладают?

Если графа «не могу» - не уверенность в себе;

Если графа «я не хочу» - человек взваливает на себя большую ответственность, чем он может вынести по своим силам.


«ЗАСТРЕВАЮЩИЕ», МЕДЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ

 «Застревающие» дети основательны и, зачастую, медлительны. Им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше. Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая скорость протекания психических процессов. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. 

 Основные трудности медлительных детей: Процедура ЕГЭ требует высокой мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для «застревающих» детей. 

 На этапе подготовки. Навык переключения тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить 5 задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более 12 минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене.

Как помочь детям подготовиться к экзаменам Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена. Помогите детям распределить темп подготовки по дням. Приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Самое главное : это снизить напряжение и тревожность ребенка.

Упражнение «Трехминутный тест»

Цель: подвести педагогов к пониманию важной роли внимания учащихся  на экзамене.

Выполняется строго с секундомером. Бланки раздаются белой стороной вверх. Переворачивать только по команде.
Инструкция: Сейчас я объявлю условия выполнения  теста, и после этого вы все по команде перевернете бланки и приступите к выполнению. Тест длится ровно три минуты и по истечении времени должен быть прекращен. Вы внимательно читаете задание и выполняете его. Все задания выполняются в тишине. Пожалуйста, не мешайте другим участникам группы. У каждого из нас разная скорость работы. Те, кто закончат раньше других МОЛЧА ждут окончания теста всей группы. Итак, время пошло! (Тест представлен в приложении1.)

Далее по времени, строгим и энергичным голосом тренер сообщает "Осталась 1 минута,..30 секунд...Время вышло!".

Анализ выполнения теста.

-Поднимите руку, кто успел выполнить  15 заданий? От  10 до 15? Кто выполнил 2 задания? Нужно ли было выполнять остальные задания?

(Нет, нужно выполнить только первые два).

Вывод после упражнения: так и на экзамене: важно придерживаться определенных правил, быть внимательным, думать и только потом действовать!

Трехминутный тест.

Фамилия________________________Имя___________________

  1. Прочтите все пункты, прежде, чем что бы то ни было делать.
  2. Напишите своё имя в правом верхнем углу листа после слова «ИМЯ».
  3. Обведите кружочком слово «ИМЯ» во втором пункте.
  4. Нарисуйте ПЯТЬ МАЛЕНЬКИХ КВАДРАТОВ в верхнем левом углу листа.
  5. Поставьте крестик в каждом квадрате, описанном в пункте 4.
  6. Обведите каждый квадрат тремя концентрическими окружностями.
  7. Впишите свою ФАМИЛИЮ под заголовком этого текста на соответствующую линейку.
  8. Справа от заголовка напишите слово ДА на трех разных языках по одному разу или на Вашем родном языке пять раз.
  9. Обведите КРУЖОЧКОМ пункты 7 и 8.
  10. Поставьте КРЕСТИК в левый нижний угол листа.
  11. Нарисуйте над этим крестиком РАВНОБЕДРЕННЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК.
  12. Обведите кружочком слово ВЕРХНЕМ в четвертом пункте.
  13. Сложите в столбик на обратной стороне листа числа 896 и 472.
  14. Если Вы уже дошли до этого пункта отчётливо произнесите своё полное ИМЯ.
  15. Если Вы уверены, что правильно выполнили все предыдущие инструкции, то произнесите отчетливо вслух: «Я ТОЧНО ВЫПОЛНИЛ ВСЕ ИНСТРУКЦИИ».
  16. Разделите на обратной стороне листа сумму, полученную в п. 13 на 12.
  17. Обведите кружочком результат вычисления в п.16 и умножьте его на обратной стороне листа на 17.
  18. С нормальной скоростью досчитайте вслух до ДЕСЯТИ.
  19. Проделайте ручкой ТРИ ДЫРОЧКИ правом нижнем углу листа.
  20. Если Вы выполнили упражнение раньше остальных, громко произнесите вслух «Я ПЕРВЫЙ!». Если вторым, то – «Я ВТОРОЙ!» и т.д.
  21. Теперь, когда Вы согласно п.1 внимательно прочитали весь текст, выполните только то, что написано в пунктах 1 и 2.

ПРИТЧА ПРО СТАКАН

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"

- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.

- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего, - ответили студенты.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.

- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.

- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!