Современные проблемы науки и образования "Современные технологии психологической помощи семье ребенка с ОВЗ"
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ - Современные технологии психологической помощи семье ребенка с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_problemy_nauki_i_obrazovaniya.docx | 26.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные проблемы науки и образования
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ РЕБЕНКА
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Семья в России издавна рассматривалась как институт, осуществляющий руководство воспитанием подрастающего поколения. В течение многих столетий воспитательный потенциал семьи подпитывался и поддерживался традициями русской культуры и усилиями выдающихся отечественных педагогов (Ш.А. Амонашвили, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, С.И. Гессен, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, М.В. Ломоносов. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).
Проблемы, возникающие в семьях обычных детей, безусловно, сложны, но те трудности, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеют особенный характер. Конец XX и начало XXI столетий в отечественной коррекционной педагогике и психологии ознаменовался поиском новых эффективных путей социальной адаптации детей, страдающих физическими и психическими недостатками. В этой связи проблема оказания помощи семье ребенка с нарушениями в развитии и с особыми образовательными потребностями становится все более актуальной и востребованной дефектологическим сообществом. Интерес специалистов не ограничивается теперь лишь методическими вопросами формирования у детей тех или иных знаний и навыков. Акцент коррекционного воздействия переносится на семью больного ребенка. При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка с проблемами в развитии, созданию благоприятных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и дома [3, 11]. Активное развитие нового направления в российской науке позволило в течение первого десятилетия XXI столетия получить сведения, характеризующие в той или иной степени семейную атмосферу и влияние ближайшего социального окружения на особенности практически каждой категории детей с ОВЗ (И.С. Багдасарьян, 2000; Т.Г. Богданова, Н.В. Мазурова, 1997; Н.П. Болотова, 2011, О.В.Булатова, 2007; О.В. Залесская, 2009; В.З. Денискина, 2004; М.Н. Елиашвили, 2012; О.Г.Калина, 2007; Н.В. Мазурова, 2014, Д.Ю. Мостовой, 2005; В.В. Ткачева, 1999, 2005; Е.В.Устинова, 2006; А.Ю. Хохлова, 2007; Т.И. Целевич, 2008 и др.).
Первые исследования, представляющие комплексное изучение семей всех известных нозологических групп детей с ОВЗ, позволили сформулировать концепцию психологической помощи таким семьям, открывающую новое перспективное направление в специальной психологии; определить теоретико-методологические основы системы психологической помощи семье ребенка с ОВЗ, включающие основные концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления диагностической, консультативной и коррекционной работы [3,6].
Нам удалось разработать и апробировать на практике инновационную модель организации психологической помощи семье ребенка с ОВЗ (В.В. Ткачева, 1999, 2005). С целью изучения особенностей внутрисемейных условий и психологических особенностей родителей детей с нарушениями развития был разработан специальный психодиагностический инструментарий, а также комплекс групповых психокоррекционных занятий для родителей детей, имеющих отклонения в развитии [10,12,13]. В результате изучения психологических особенностей родителей были выделены три психологических типа, характеризующие особенности личностных девиаций родителей детей с нарушениями развития, а именно: авторитарный тип, невротичный тип и психосоматичный тип (В.В. Ткачева, 1999, 2005). Было доказано, что на отношение к ребенку с ОВЗ и его личностное развитие оказывают влияние следующие факторы:
- дефект ребенка, его выраженность, необратимость и внешние проявления;
-особенности личности родителей как лиц, организующих взаимодействие с проблемным ребенком, при этом важную роль в выборе родителями модели воспитания (модель «сотрудничество» или модель «отказ от взаимодействия») выполняют характеристики их психотипа (авторитарный, невротичный, психосоматический тип);
-ценностные ориентации родителей в отношении ребенка, специфический характер влияния родительских установок на процесс воспитания ребенка, их зависимость от семейных, национально-этнических традиций, социального уровня и образованности родителей;
-социальная среда и условия, которые способствуют или препятствуют реализации родителями своих воспитательных задач.
Концептуальные основы психологической помощи семье ребенка с ОВЗ, как направления в специальной психологии, строятся на известных положениях отечественной дефектологической науки: культурно-исторической теории Л.С. Выготского; теории деятельности А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; теории отношений Б.Г. Ананьева, М.М. Кабанова, В.Н. Мясищева; теории личности и концепции неврозов В.Н. Мясищева; учении об акцентуациях характера К. Леонгарда и А.Е. Личко [4]. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, опирается на системный подход, позволяющий оказывать семьям комплексную всестороннюю психокоррекционную помощь, включающую их психологическое изучение, консультирование и психокоррекцию [11,14].
Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у них ценностного отношения к ребенку с ОВЗ и позитивного взгляда на его будущее [7, 8]. Психолог также осуществляет коррекцию психологического состояния родителей. Задача психолога в этой области заключается в профилактике невротизации или психопатизации родителей (особенно матерей и бабушек), оптимизации межличностных отношений в семье. Коррекция неадекватных поведенческих стратегий у членов семей включает:
-формирование адекватных моделей взаимодействия и воспитания ребенка с ОВЗ в семье;
-преодоление межличностной внутрисемейной конфронтации;
-формирование адекватных моделей взаимодействия родителей в социуме;
-оптимизацию внутреннего психологического состояния родителей, установление гармоничного взаимодействия родителя с внешним миром, предупреждение псевдоаутизации и «замыкания» на своей собственной проблеме;
-адаптацию родителя в коллективе родителей группы, класса и всего образовательного учреждения.
Методика психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, разработанная нами – первая отечественная технология психокоррекционной работы, обеспечивающая оптимизацию самосознания родителей и внутрисемейных условий развития ребенка с ОВЗ [11,14].
В качестве субъектов личностной психологической коррекции выступают: ребенок с нарушениями в развитии, его родители или лица их замещающие, другие члены семьи [7,9]. Предметом психологической коррекции в межличностных взаимодействиях являются отношения между членами семьи. Методика основывается на интегративном подходе, включающем использование психокоррекционных техник различных направлений и комплексном подходе, позволяющем преодолевать проблемы не только ребенка с ОВЗ в семье, но и всех ее членов. В соответствии с особенностями субъектов психокоррекционного воздействия в методике выделяются следующие направления работы:
-коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с нарушениями в развитии;
-коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах их родителей. Последнее направление представлено, в свою очередь, двумя блоками: психолого-педагогической коррекцией и психокоррекцией (индивидуальной и групповой). В процессе проведения коррекционных занятий на самосознание родителей детей с ОВЗ оказывается психокоррекционное воздействие с целью его оптимизации. Этот процесс направлен на раскрытие внутреннего психологического конфликта (недуг ребенка с выраженными нарушениями развития может быть неизлечим), на переориентировку сознания, в первую очередь, матери ребенка, с общепризнанных моделей ценностей (ребенок не может быть неполноценным, он должен родиться здоровым, интеллектуально и физически сохранным), которые были у нее сформированы в виде родительских репродуктивных установок до рождения больного ребенка, на общечеловеческие ценности: не важно, какими недугами страдает ребенок, важно то, что ОН ЕСТЬ, и он нуждается в любви и помощи родителей. У родителей происходит формирование новых жизненных ориентиров относительно будущего ребенка с ОВЗ и перспектив своей собственной жизни [14].
В начале второго десятилетия XXI столетия под нашим руководством Н.П. Болотовой была разработана психокоррекционная технология МОЗАРТ [1,2]. Эта технология представлена 3-мя методиками. Методика «Мозарт-развитие» используется в работе с детьми с ОВЗ дошкольного, школьного и подросткового возраста. Коррекционный потенциал этой методики направлен на развитие когнитивных процессов, продуктивных форм общения и сотрудничества, самоконтроля. Большое внимание уделяется развитию у детей с ОВЗ эстетического вкуса. Задания предлагаются детям в игровой форме, но с использованием средств искусства, в частности, живописи. Методика «Мозарт-развитие» эффективна в работе с детьми с ОВЗ с целью коррекции как общего психического развития, так и в области преодоления внутриличностных конфликтов.
Игровые пособия технологии «Мозарт» серии «Мозартика» – «Витраж», «Усадьба», «Подмосковный городок», «Туманы», «Русское чудо», «Дорога в космос», способствуют усвоению ребенком основных и смешанных цветов, геометрических форм, стимулируют аналитико-синтетическую деятельность мозга, развивают способность к моделированию. Игровые пособия могут быть использованы для развития речи, воображения, умения фантазировать, сочинять и т.д.
При выполнении игровых заданий и композиций из карточек с художественной составляющей у ребенка стимулируется потребность к самовыражению с помощью средств искусства. У детей с сенсорными и двигательными нарушениями в силу ограниченности своего жизненного пространства возможной компенсацией фрустрированной потребности в межличностных контактах может служить общение через обобщенные и структурированные по базовым социальным ценностям образы: природа, дом, город, деревня и др., которые заложены в «Мозарте». Дети с помощью воображения и фантазии расширяют внутреннее психологическое пространство, что позволяет снять психологические проблемы, связанные с ограничением поведенческой активности.
Методика «Мозарт-терапия» позволяет нейтрализовывать эмоциональные и поведенческие проблемы, стимулирует межличностное взаимодействие, формирует навыки коммуникации, инициируемые в процессе творчества при помощи изобразительных ресурсов.
Методика «Мозарт-терапия» может применяться как проективная психодиагностическая методика. Также может использоваться с психокоррекционными и психотерапевтическими целями. С помощью методики «Мозарт-терапия» могут быть смягчены или полностью разрешены различные проблемы: страхи, тревоги, неуверенность, низкая самооценка, трудности коммуникации, социальной дезадаптации, невротические расстройства, нетолерантное отношение к чужому мнению, иной точке зрения, внутриличностные и межличностные конфликты, психосоматические заболевания, постстрессовые расстройства, кризисные состояния, утрата, горе. Методика «Мозарт- терапия» может сочетаться с другими методиками.
Важным аспектом в психолого-педагогической коррекции детей и подростков является активное включение всех членов семьи в процесс формирования и воспитания подрастающего поколения. Методика «Мозарт – семейный ресурс» создает условия для оптимизации личностного развития детей и подростков с помощью гармонизации микросоциальной среды. Она позволяет корректировать негативные формы взаимоотношений, снимает эмоциональное напряжениев межличностных и внутрисемейных отношений.
Методика «Мозарт – семейный ресурс» корректирует детско-родительские и родительско-детские отношения, формирует принятие родителями ребенка с ОВЗ; «реанимирует» и устанавливает гармоничные супружеские отношения; оптимизирует межпоколенные отношения. Методика «Мозарт-терапия» также может сочетаться с другими методиками.
Неоспоримое значение для развития ребенка имеет и ценностное отношение к нему его родителей. Обнаружение у ребенка выраженных двигательных нарушений, осознание их стойкости, длительности, а иногда и необратимости вызывает у родителей глубокое психологическое потрясение, чувство одиночества и страха, потерянности и ощущения «конца» жизни. Психическая травматизация родителей в начальный период осознания факта заболевания ребенка оказывается более глубокой и ощущается острее в том случае, если они сами психически здоровы и не имеют психофизических отклонений, и если, помимо двигательных нарушений, у ребенка обнаруживаются интеллектуальные проблемы и внешние косметические дефекты.
Дифференцированный подход по гендерному принципу в работе с родителями детей с двигательными нарушениями разработан Е.В. Устиновой [15]. Автор подчеркивает различия в позициях матерей и отцов детей с детским церебральным параличом (ДЦП) и предлагает приемы коррекционной работы, позволяющие преодолевать возникающие конфликты в межличностных отношениях между членами семьи. Так, например, отцы чаще стремятся устанавливать психологическую дистанцию между собой и ребенком с ДЦП, демонстрируют тенденцию сужения родительских чувств и утрату глубокой эмоциональной привязанности к ребенку. В то же время матери в большей мере демонстрируют расширение сферы родительских чувств, фиксированы на проблемах своего ребенка, его настроении и состоянии здоровья, проблемах реабилитации и обучения, боятся потерять с ним эмоциональный контакт. Они предпочитают чрезмерно удовлетворять психосоциальные и материальные потребности детей с ДЦП и предъявляют к ним недостаточно требований и запретов. Все эти особенности требуют использования различных подходов к коррекции выявленных нарушений.
Библиографическая ссылка
Ткачева В.В. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24935 (дата обращения: 29.05.2023).