Главные вкладки
Общение в системе "учитель - ученик": типичные ошибки и приемы их решения
"Учителю просто необходимо владеть словом, средством убеждения. Это ключ к решению многих ситуаций, а порой и конфликтов…" (В. А. Кан-Калик)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie_v_sisteme_uchitel-uchenik.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Общение в системе «учитель – ученик»: типичные ошибки и приемы их решения
Чубарова Е.Н., педагог-психолог,
МБОУ «Гимназия №25» г. Курска
Взаимоотношения между учителем и обучающимися являются важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса. Неумение или нежелание правильно общаться с детьми часто становится причиной их агрессивных проявлений, плохой дисциплины на занятиях, низкой учебной мотивации. Научно доказано, что отношение учеников к учителю переносится на предмет, который он ведет.
Образ учителя в глазах обучающихся складывается из трех составляющих:
- внешний облик (одежда, прическа, макияж и т.п.),
- личностные особенности (доброта, отзывчивость, справедливость, терпимость или вспыльчивость, резкость, торопливость/медлительность и т.д.),
- общение (вербальное, невербальное).
Давайте подробнее остановимся на коммуникации между педагогом и обучающимися. Каковы же типичные ошибки в их общении?
Типичные ошибки в общении учителей с учениками:
- Обращение к детям не по имени, даже не по фамилии, а в третьем или втором лице.
- Отсутствие извинений в адрес учеников (если учитель оговорился или допустил ошибку).
- Приказной характер общения, угрозы, необъективная критика и придирки.
- Невнимание и безразличие к результатам учебной деятельности ученика, прерывание его речи, беседа или перепалка во время ответа.
- Игнорирование психических особенностей обучающихся (флегматик – медленно думает, холерик – торопится, меланхолик – теряется, сангвиник – отвечает мгновенно, необдуманно).
- Неумение или нежелание сопереживать, выслушать, поддержать беседу.
- Отказ в помощи обучающемуся.
- Отсутствие контакта глаз.
Мы, как педагоги, знаем, что любую ошибку, при желании, возможно исправить. Так, для налаживания эффективного общения с учениками, существует ряд психологических приемов:
1. Прием «имя собственное». При взаимодействии с тем или иным обучающемся не забывайте обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени вызывает у человека не осознаваемое им чувство приятного. Причем это необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно.
2. Прием «золотые слова». К таким словам можно отнести комплименты и похвалу. Не стесняйтесь заслуженно хвалить обучающихся, так как это повышает их самооценку и учебную мотивацию.
3. Прием «терпеливый слушатель» – всегда при общении с учеником учитель должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
4. Прием «личная жизнь». При общении с обучающимися интересуйтесь их внеучебными, личными делами и используйте эти полученные знания в интересах обучения и воспитания.
5. Прием «Я-высказывание» (высказывание от своего «Я»). Использование в речи «Я-высказываний» делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. Например, «Я очень беспокоюсь за твою успеваемость, когда ты не посещаешь занятия». Если мы используем «Ты-высказывания», то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции (гнев, раздражение, обиду). «Ты-высказывание» нацелено на то, чтобы обвинить другого человека. Например, «Ты опять пропускаешь занятия!»
6. Прием «зеркало отношений». Лицо – это «зеркало», и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия.
Данный прием связан с невербальной коммуникацией. Невербальное общение – это общение без слов, с помощью мимики, жестов, поз, взгляда. Наше тело тоже способно говорить и налаживать контакт. Поэтому педагогу важно выработать правильную манеру невербального взаимодействия с обучающимися.
Прежде всего, все жесты должны говорить о вашей открытости и направленности на положительное взаимодействие. Открытыми жестами считаются те жесты, при которых ладони направлены вверх на собеседника, а руки не пересекают линию контакта (воображаемая линия от середины лба до середины живота). Стоять педагог должен лицом к классу, ноги на ширине 12-15 см, одна нога немного выдвинута вперед. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
В работе с обучающимися учитель должен стараться избегать закрытых поз (скрещенные руки, ноги), так как они воспринимаются, как не желание общаться. Не допустимы: покачивания назад, топтания на месте, раскручивание в руках посторонний предмет. Жесты педагога должны быть непринужденными, целесообразными сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов.
Помните, что между обучающимися и учителем существует некое межличностное пространство – дистанция общения. Зона от 0 до 45 см. является интимной и в нее допускаются только самые близкие люди. Комфортной для индивидуального общения или взаимодействия в малой группе (2-3 человека) педагога и подопечных можно считать зону от 45 см. до 1 м.20 см. (персональная зона). В более многочисленных учебных коллективах расстояние для коммуникации может быть увеличено до 4-7 метров (социальная и публичная зоны).
Ориентируясь на данную информацию, путем изменения дистанции общения, педагог способен привлечь внимание обучающихся на уроке. Для этого, специалисты рекомендуют двигаться по классу (мастерской) вперед и назад, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, способствует сосредоточению внимания аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает возможность слушателям отдохнуть.
Еще один важный аспект невербального общения между педагогом и обучающимися – это взгляд. Он нужен для того, чтобы ребята ощущали доброжелательное отношение и поддержку. Запомните! Визуальный контакт должен быть постоянным. Стремитесь держать в поле зрения всех обучающихся.
Резюмируя, хотелось бы отметить, что эффективность учебно-воспитательной работы зависит от того, как учитель наладит общение с обучающимися. «Учителю просто необходимо владеть словом, средством убеждения. Это ключ к решению многих ситуаций, а порой и конфликтов…» (В. А. Кан-Калик «Учителю о педагогическом общении»)
Литература
- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 2000. – 190 с.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и показывать влияние на людей: Пер. с англ./ Общ. ред. И предисл. Зинченко В.П., Жукова Ю.М. – М.: Прогресс, 2010. – 288 с.
- Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. М.: Академия, 2012. – 192 с.
______________________________________________________________
Виктор Абрамович Кан-Калик - советский педагог, основоположник исследований проблем педагогического общения.