Статья на тему "ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ"

Гапоненко Диана Олеговна
Аннотация.  Данная статья поможет рассмотреть проблему особенностей психозащитного поведения у интеллектуально одаренных старшеклассников. Общая интеллектуальная одаренность оказывает влияние на психозащитное поведение обучающихся. Проблема о которой идет речь, пока изучена мало, поэтому требует более тщательных изучений, в данном исследовании, мы обобщили результаты психозащитного поведения у одаренных старшеклассников. Проанализирован опыт организации воспитательной работы в МКОУ «Песочнодубровской СОШ». В статье также раскрыто понятие одаренность и психозашитное поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_psihozashchitnogo_povedeniya_intellektualno.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24

ГРНТИ 15.31.31

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЗАЩИТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

FEATURES OF PSYCHO-PROTECTIVE BEHAVIOR OF INTELLECTUALLY GIFTED STUDENTS

Яковлева Диана Олеговна

ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск, Россия

Научный руководитель: доктор псих. наук, профессор, заведующий кПРЛ Г.С.Корытова.

___________________________________________________

Ключевые слова: психозащитное поведение, одаренность, коппинг-стратегии, механизмы реагирования индивидуума.

Key words: psycho-protective behavior, coping strategies, individual response mechanisms.

Аннотация.  Данная статья поможет рассмотреть проблему особенностей психозащитного поведения у интеллектуально одаренных старшеклассников. Общая интеллектуальная одаренность оказывает влияние на психозащитное поведение обучающихся. Проблема о которой идет речь, пока изучена мало, поэтому требует более тщательных изучений, в данном исследовании, мы обобщили результаты психозащитного поведения у одаренных старшеклассников. Проанализирован опыт организации воспитательной работы в МКОУ «Песочнодубровской СОШ». В статье также раскрыто понятие одаренность и психозашитное поведение.

В настоящее время  тема психозащитного поведения одаренных старшеклассников является весьма  значимой и своевременной. Во все исторические эпохи одаренные и талантливые дети были уникальным явлением для своего окружения и  социума в целом. Как отмечают многие педагоги и психологи, одаренных детей отличают от остальных не только хорошие и широкие способности к разным видам деятельности, но, в первую очередь, – их личностные особенности, психологические качества и характеристики, которыми они выделяются среди своих сверстников. 

Психологические защиты рассматриваются как личностные свойства, проявляющиеся в различных формах (механизмах) реагирования индивида на стрессовые ситуации. Как известно еще из классических работ Зигмунда Фрейда, Анны Фрейд, Альфреда Адлера, ослабление психического дискомфорта, образующегося в ситуациях эмоционального стресса, осуществляется в рамках неосознанной деятельности психики с помощью целой системы механизмов психозащитного поведения (отрицание, вытеснение, проекция, регрессия, замещение и др.).

Стоит отметить, что в настоящее время в России отмечается выявление и наличие достаточно большого количества детей с признаками интеллектуальной одаренности. Данное обстоятельство обусловливает актуальность проводимого нами исследования психозащитного поведения у данной категории обучающихся, поскольку психологические защиты рассматриваются как важнейшие формы реагирования индивида на стрессовые ситуации. Как известно, развитие и социализация одаренных детей зачастую проходит в условиях психоэмоционального напряжения, обусловленного рядом объективных факторов и субъективных причин.

Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей. Один человек обладает одаренностью преимущественно в такой-то области, другой – в другой, и даже люди с особыми способностями в одной и той же сфере деятельности различаются по составу и структуре своих способностей. В то же время компенсация одних способностей другими возможна в широком диапазоне. Одаренность сейчас все более и более актуальной. В первую очередь это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной среды требует не только высокой активности человека, но и его навыков, умения нестандартного поведения[4].

Психологическая защита – это механизм реагирования индивидуума на какой-нибудь раздражитель. Возникает неосознанно на настоящую или скрытую опасность. Таким образом, человеческая психика защищает себя от негативных внутренних или внешних воздействий. У каждого индивидуума имеется своя психологическая защита. Правда, у неё может быть слабый или выраженный уровень интенсивности. Защитные процессы охраняют психику человека от тревожности, стресса, беспокойства, негативных и часто деструктивных мыслей [1; 6].

Отмечается, что наиболее типичными в ранней юности, в том числе и для одаренных, являются трудности взаимоотношений с окружающими. В связи с отсутствием исследований на эту тему в российской психологии ставится проблема изучения психопротекторного поведения одаренных людей, его специфики и предикторов [5].

Цель данного исследования является изучение особенностей психозащитного поведения интеллектуально одаренных обучающихся старших классов общеобразовательной школы.

Нами была выдвинута следующая гипотеза, мы предполагаем, что общая интеллектуальная одаренность оказывает влияние на психозащитное поведение обучающихся. В частности, для психозащитного поведения интеллектуально одаренных старшеклассников характерно доминирование зрелых и адаптивных механизмов психологической защиты («реактивные образования», «рационализация», «компенсация»).

Для исследования данной проблемы, были поставлены следующие задачи.

1. Провести аналитический обзор научных работ зарубежных и отечественных авторов, отражающих теоретические воззрения исследователей на феноменологию психозащитного поведения как устойчивую индивидуальную систему неосознаваемых механизмов психологической защиты.

2. Систематизировать имеющиеся научные знания о психологических особенностях одаренных старшеклассников, особенностях взаимоотношений с окружающей их средой.

3. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования особенностей психозащитного поведения у интеллектуально одаренных старшеклассников (9–11-е классы общеобразовательной школы).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был сформирован диагностический комплекс, включающий личностные опросники:

1) «Индекс жизненного стиля» («LSI»), разработанный Робертом Плутчиком, Генри Келлерманом;

2) «Опросник способов совладания» («WSQ»), разработанный Ричардом Лазарусом;

Диагностика проявлений общей одаренности у старшеклассников осуществлялась с помощью взаимодополняющих психологических тестов-заданий:

1) «Школьный тест умственного развития» («ШТУР), разработанный в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР;

2) «Краткий оценочный тест» («КОТ»), разработанный Элдоном Вандерликом (в адаптации Владимира Николаевича Бузина).

Мы получили первичные психодиагностические данные. В частности, 39% обучающихся, составивших нашу выборочную совокупность, имеют высокий показатель умственных способностей. 48% процентов испытуемых продемонстрировали средний показатель умственных способностей. И наконец, 12% имеют низкий показатель умственных способностей. Можно констатировать, что испытуемые с высоким интеллектуальным показателем умеют устанавливать аналогии, производить логические классификации и обобщения. У них высокий уровень знаний научно-культурных и общественно-политических терминов и понятий. Как было отмечено выше, таких испытуемых в нашей выборке – 39 %, т.е. практически каждый третий испытуемый. Большинство же наших испытуемых (практически каждый второй) продемонстрировали подобные интеллектуальные способности на среднем уровне развития.

Для взаимной дополняемости и взаимопроверки результатов нашего исследования была проведена диагностика испытуемых с помощью еще одного теста-задания, выявляющего уровень интеллектуального развития – методики «КОТ» Элдона Вандерлика.

Обучающиеся в ходе диагностики и выполнения поставленной перед ними задачи проявляли сосредоточенность и устойчивость внимания. Полученные эмпирические результаты по методике «КОТ» свидетельствуют о том, что 37% подростков имеют высокий уровень общих способностей, 7% – выше среднего, 37% – средний уровень и 18% исследуемых лиц характеризуются ниже среднего и низким уровнем общих способностей.         Проанализировав полученные данные и определив соотношение результатов в процентах, мы видим, что наибольшему количеству обучающихся в нашей выборке присущ средний и высокий уровень общих (умственных) способностей. Высокий уровень интеллектуальных способностей говорит о наличии у испытуемых умений быстро и точно производить вычисления, логически рассуждать, о владении арифметическими навыками, понимании математических операций. У них развиты логические способности: понимание причинно-следственных связей, поиск закономерностей, умение делать правильные выводы. А также хорошо развито пространственное мышление: пространственное воображение, знание и понимание смысла геометрических понятий, умение мысленно оперировать с объектами на плоскости и в пространстве. Имеют место и высокая концентрация и распределение внимания[3].

Согласно результатам нашей психодиагностики посредством методики «КОТ», из 43-х обучающихся 17 имеют высокий уровень общих способностей. При этом низкий уровень интеллектуальных способностей обнаружен у меньшего количества обучающихся.

Таким образом, на начальном – диагностическом этапе нашего исследования нам удалось выявить группу одаренных старшеклассников, с которыми в дальнейшем проводился комплекс развивающе-коррекционных мероприятий в рамках формирующего эксперимента.

Первой тестовой методикой, которую мы в рамках наших исследовательских задач проводили для изучения особенностей психозащитного поведения у одаренных старшеклассников, был личностный опросник Р. Плутчика и Г. Келлермана «Индекс жизненного стиля» (LSI). Результаты диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Оценки общей напряженности механизмов психологической защиты (по методике LSI Р. Плутчика и Г. Келлермана), в %

Шкала

1

2

3

4

5

6

7

8

Среднее значение

8

8

16

20

12

16

8

12

Примечание: Цифрами в таблице обозначены названия шкал опросника «LSI»:

1 – Отрицание; 2 – Вытеснение; 3 – Регрессия; 4 – Компенсация; 5 – Проекция; 6 – Замещение; 7 – Интеллектуализация; 8 – Реактивные образования.

Можно сделать вывод, что преобладающим механизмом защиты у обследуемой выборки является «компенсация» (20%), которая интерпретируется как зрелый, разумный защитный механизм, который приводит к успешной адаптации. Человек с доминирующим механизмом «компенсация» стремится быть успешным в тех областях, в которых он может преуспеть. Личности, отдающие приоритет в своем поведении механизму психозащиты «компенсация» способны избегать конфликты при помощи фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другого индивида.

На втором месте зафиксированы механизмы психологической защиты «регрессия» (16%) и «замещение» (16%). Из научной литературы известно, что механизм «регрессия» трактуется как желание избежать тревогу посредством перехода на более ранние стадии онтогенетического развития, когда индивид стремится к использованию более простых и привычных поведенческих стереотипов при разрешении возникающих противоречий. «Замещение» характеризуется подавлением своих негативных эмоций, направленных на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства.

Проанализировав и обобщив полученные в нашем исследовании эмпирические результаты мы выявили, что 18% обучающихся имеют высокий индекс психозащитной напряженности. Средний уровень общей напряженности всех измеряемых защит обнаружен у 76% обучающихся. 6% имеет обучающихся в нашем исследовании имеют низкий показатель общей психозащитной напряженности.

На следующем этапе нами была проведена психодиагностика с помощью тестовой методики «Опросник способов совладания» (WCQ), разработанной Ричардом Лазарусом, предназначенной для определения копинг-механизмов, т.е. способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности (в терминологии авторов теста – «копинг-стратегий). Результаты диагностики представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Средние значения  шкал опросника «WCQ» Р. Лазаруса,

в баллах

Шкала

1

2

3

4

5

6

7

8

Средние

значение

45

26

47,33

31

24,02

48,28

63,75

65,16

Примечание: Цифрами в таблице обозначены названия шкал опросника «WCQ»:

1 – Конфронтация; 2 – Дистанцирование; 3 – Самоконтроль; 4 – Поиск социальной поддержки; 5 – Принятие ответственности; 6 – Бегство (избегание) от проблем; 7 – Планирование решения проблемы; 8 – Положительная переоценка.

При выборе копинг-стратегий для преодоления психологического стресса наибольшая часть опрошенных пользуется механизмом «положительная переоценка». Такие люди обычно пытаются найти плюсы в отрицательных моментах и ситуациях, надеясь на лучшее. На втором месте в борьбе со стрессом стоит механизм совладания «копинг-планирование решения проблем»: респонденты данной группы предпочитают тщательно проанализировать сложную ситуацию, оценить все условия в выработке стратегии поведения при совладании со стрессом. На третьем месте – «бегство или избегание» как копинг-механизм. Индивиды с таким подходом предпочитают уйти от проблемы, не разобравшись и не осознав ее наличие.

К деструктивным копинг-стратегиям, как известно из научной литературы, относят защитные механизмы «бегство/избегание от проблем», «дистанцирование» и «конфронтация». В то время, как в ряду положительных или конструктивных копинг-защит обозначают «положительную переоценку», «планирование», «самоконтроль», «поиск социальной поддержки».

Механизм психологической защиты в настоящее время принимается как эмпирически доказанный психологический феномен. В то же время, со времени первого описания в рамках психоаналитической модели личности и по сей день психологическая защита остается одной из наиболее противоречивых научных и психологических концепций. В вопросе о механизмах психологической защиты есть много неясных аспектов, по поводу которых высказываются противоречивые суждения[3].

В российской психологической науке общая теория психозащиты представляет собой совокупность отдельных положений, гипотез, эмпирических исследований, сформированных в системную концепцию адаптивной деятельности. Его построение и экспериментальная проверка остаются актуальными задачами теоретических разделов психологии и психологической практики. В настоящее время наблюдается методологический кризис в развитии научных знаний о психологической защите, которая является одним из базовых понятий в психологии человека, своего рода универсальным феноменом, закрепленным во всех психологических мировоззрениях и научных представлениях о природе человеческой психики [6].

Литература

  1. Корытова, Г. С. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия / Г. С. Корытова, Ю. А. Еремина // Вестник Томского государственного педагогического университета,  2015. – Вып. 3 (156). – С. 42–48.
  2. Корытова, Г. С. Психологическая защита: концептуализация и понятийно-типологический анализ / Г. С. Корытова // Прикладная психология и психоанализ : электронный научный журнал. – 2015. – № 2. – URL: http://ppip.idnk.ru
  3. Корытова, Г. С. Профессиональный стресс: психологическая защита и копинг в педагогической деятельности : монография / Г. С. Корытова. –Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2015. – 452 с.
  4. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шад-риков, Ю. Д. Бабаева [и др.] ; под редакцией Д. Б. Богоявленской. – Москва : Молодая гвардия, 2003. – 95 с.
  5. Шадриков, В. Д. Способности и одаренность человека.  Москва : Институт психологии РАН, 2019.  273 с.
  6. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность / В. С. Юркевич. – Москва : Просвещение, 1996. – 136 с.