Рабочая программа "Я в мире профессий"
Документ содержит информацию о программе "Я в мире профессий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Я в мире профессий" | 38.04 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
Пункт 2.2. Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), утверждённой приказом от «30» августа 2017 г. № 368 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: коррекционно-развивающее
Название: «Я в мире профессий»
Класс: 9
г. Нефтеюганск
Особые образовательные потребности учащихся с задержкой психического развития
Для учащихся с задержкой психического развития, осваивающих адаптированную основную образовательную программу основного общего образования характерны следующие специфические образовательные потребности:
• наглядно-действенный характер содержания образования;
• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического развития;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
• специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;
• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса
Личностные:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности);
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Метапредметные:
- работать с различными источниками информации;
- использовать навыки учебно-исследовательской деятельности в своей работе;
- участвовать в деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;
- развитие навыков взаимодействия со взрослыми людьми;
- применять коммуникативные и презентационные навыки.
Предметные:
- расширить знания об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- расширить знания о понятии темперамента, характера, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей;
- знать требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
- расширить знания о понятии рынок профессионального труда, профессионализм и востребованность профессий в современном обществе.
Планируемые результаты изучения коррекционно-развивающего курса
Ученик научится:
- понимать смысл и значение труда в жизни человека и общества;
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
- проектировать образ своего профессионального будущего и дальнейшего образовательного маршрута;
- ориентировать себя на реализацию замыслов и личностных ресурсов в реальных социальных условиях;
- анализу социально-экономических особенностей и проблем развития г. Нефтеюганска, перспектив развития регионального рынка труда.
Содержание коррекционно-развивающего курса
Тема 1. Понятие о профессии. Характеристики профессии – 1 ч.
Трудовая деятельность человека и профессии. «Профессионал», «любитель», «дилетант». Технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики профессии. Профессии вымирающие. Психологическая карта профессий. Психологические типы и классы профессий. Как можно познакомиться с разными профессиями?
Тема 2. Понятие о профессии. Характеристики профессии – 1 ч.
Трудовая деятельность человека и профессии. «Профессионал», «любитель», «дилетант». Технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики профессии. Профессии вымирающие. Психологическая карта профессий. Психологические типы и классы профессий. Как можно познакомиться с разными профессиями?
Тема 3. Многообразие мира профессий - 1 ч.
Разнообразие списка профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
Тема 4. Секреты выбора профессии – 1ч.
Личность. Профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждение личности. «Хочу, могу, надо». Упражнение «Выбор». Игра «Один день из жизни профессионала».
Тема 5. Мои возможности. Темперамент – 1ч.
Профессиональные возможности. Задание «Моё Я?». Значение темперамента в профессиональной деятельности. «Тест Айзенка» на определение типа темперамента.
Тема 6. Самооценка и уровень притязаний – 1ч.
Понятие самооценка и уровень притязаний, их роль в профессиональной деятельности. Практическая работа «Какой Я?».
Тема 7. Профпригодность. Мои возможности – 1 ч.
Что это – Профпригодность?». Взаимосвязь возможностей, здоровья и желаний с профессиональной пригодностью. Игра «Поезд».
Тема 8. Мои интересы и склонности в выборе профессии – 1 ч.
Интересы, склонности и успех в профессиональной деятельности». Методика «Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А. Климова. Методика «Карта интересов» А.Е.Голомштока.
Тема 9.Профессионалльный тип личности – 1 ч.
Профессиональные типы личности, их взаимосвязь с профессиональной деятельностью. Теста Дж. Голланда «Социальная направленность личности».
Тема 10. Психологическая суть выбора профессии. Формула выбора профессии – 1 уч.
Психологическая сторона при выборе профессии. Упражнение «Деловые качества». Упражнение «Веер». Составление формулы выбора профессии.
Тема 11. Ошибки при выборе профессии – 1 ч.
Всевозможные ошибки в выборе профессии. Игра «Оптимисты и скептики». Упражнение «Объявление».
Тема 12. Социальные проблемы труда - 1ч.
Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация, специализация, квалификация. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу». Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер и культура труда. Современные требования к труду. Предметы, средства и условия труда.
Тема 13. Профессиограмма – 1 ч.
Профессии разного типа. Выбор профессии. Скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа. «Что такое профессиограмма?». Игра «Угадай профессию». Составление профессиограмм.
Тема 14. Эмоциональное отношение к выбору профессии – 1ч.
Упражнения: «Мои эмоции и чувства…», «Шестое чувство», «Руанский монастырь». Рефлексия.
Тема 15. Мои способности и выбор профессии – 1 ч.
Что такое общие и специальные способности? Оценка уровня физических способностей. Оценка умственных способностей и особенностей характера. Почему так важно знать свои профессиональные способности? Методика по оценке профессиональных способностей «Ориентир» И.Л. Соломина.
Тема 16. Самовоспитание и достижение целей – 1 ч.
Понятие самовоспитание, его значение в жизнедеятельности человека. «Что значит достичь цели?» Важность достижения целей в профессиональной деятельности. Характерологическая анкета В.Конышева. Определение воли, значения силы воли в жизни людей. Аналитическая таблица «Мои жизненные цели».
Тема 17. Личный профессиональный план – 1ч.
Понятие «Профессиональный план», его важность в жизнедеятельности человека. Активизирующая профориентационная методика Н. В. Пряжникова «Будь готов!». Аналитические таблицы «Богатства моей личности» и «Личный профессиональный план».
Тема 18. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда – 1ч.
Понятия «Интеллектуальная способность», «Профессиональный труд», «Успешность», их взаимосвязь и значение в жизнедеятельности человека. Методика В.Ю. Ряховского по изучению интеллектуальных способностей учащегося. Упражнения по составлению плана, направленного на развитие ситуации успеха в деятельности.
Тема 19. Информационная карта профессий – 1ч.
Знакомство с информационной картой профессий. Деловая игра «Кадровый вопрос».
Тема 20. Роль жизненных ценностей при выборе профессии – 1ч.
Упражнение «Отдел кадров». Опросник С.В. Милена «Мои ценности», Опросник Н. В. Пряжникова «Мои цели». Рефлексия.
Тема 21. Здоровье и выбор профессии – 1ч.
Учёт состояния при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий режима работы.
Тема 22. Характер и выбор профессии – 1 ч.
Характер. Свойства характера. «Характерологический опросник характера» К. Леонгард. Упражнение «Не от своего лица».
Тема 23. Коммуникативные и организаторские способности – 1 ч.
Коммуникативные и организаторские способности, их значение и взаимосвязь с успешностью в жизнедеятельности человека. Методика «КОС» В. Синявский, В.А. Федорошин. Игра «Мафия».
Тема 24. Современый рынок труда и его требования к профессионалу – 1 ч.
Понятия «рынок труда», «спрос и предложение на рынке труда». Механизм функционирования рынка труда. Возможные ситуации на рынке труда. Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Задание «Востребованные профессии города».
Тема 25. Характеристика списка особо опасных профессий - 1ч.
Понятие и виды особо опасных профессий. Необходимость и готовность людей к работе, связанной с риском.
Тема 26. Пути получения профессий – 1ч.
Профессиональные средние учебные заведения города Нефтеюганска, ХМАО-Югры. Возможные варианты профессионального пути.
Тема 27. Профессия, должность, специальность – 1ч.
Профессия, должность и специальность. Определение должностей и специальностей в разных сферах профессиональной деятельности людей.
Тема 28. Планирование профессионального пути – 1ч.
Определение профессионального пути с учётом всех актуальных возможностей современного мира. Анализ взаимосвязи личных возможностей с профессиональной деятельностью. Составление плана своего профессионального пути. Создание и презентация рекламной модели «Я профессионал».
Тема 29. Составление резюме – 1ч.
«Что такое резюме?». «Что такое интервью?». Составление личного резюме с учётом требований к профессиям. Ролевая игра «Интервью».
Тема 30. Профессиональные учебные заведения ХМАО - 1ч.
Государственная аккредитация. Лицензия. Форма обучения. Специальности. Условия приема в учебные заведения. Написание заявлений. Сбор документов для поступления. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».
Тема 31. Характеристика списка дефицитных профессий - 1ч.
Понятие и виды дефицитных профессий. Важность и причины отсутствия желания людей работать в этих сферах жизнедеятельности.
Тема 32. Характеристика списка новых профессий - 1ч.
Характеристика видов новых профессий. Их востребованность в повседневной жизнедеятельности человека.
Тема 33. Планирование жизненного пути - 1ч.
Жизненный путь. Цели жизненного пути. Творческое задание «Я через 10 лет».
Тема 34. Мои знания и достижения. Подведение итогов курса.
Задание «Мои знания и достижения». Проективный рисунок «Моё эмоциональное отношение к выбору профессии». Упражнение «Моя будущая профессия». Упражнение «Багаж в дрогу». Рефлексия.
Основные формы организации и виды внеурочной деятельности
Виды внеурочной деятельности:
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность
- Проблемно – ценностное общение
Формы внеурочной деятельности:
Общеинтеллектуальное:
- Деловые и ролевые игры;
- Дискуссии;
- Практикум.
Социальное:
- Беседы;
- Дискуссии;
- Психологические упражнения;
- Консультации;
- Тренинги
Тематическое планирование коррекционно-развивающего курса
№ п/п | Название темы | Основные виды деятельности |
1. | Вводное занятие. | - выполняют упражнения «Кто Я?», «несуществующее животное»; - отвечают на вопросы анкеты «Профессиональные намерения». |
2. | Понятие о профессии. Характеристики профессии. | - знакомятся с понятиями: трудовая деятельность, профессия, профессионал, любитель, дилетант; - расширяют знания о технологических, экономических, педагогических, медицинских и психологических характеристиках профессий; - составляют психологическую карту профессий; - анализируют источники информации о профессиях. |
3. | Многообразие мира профессий. | - знакомятся с понятием «Классификация профессий»; - расширяют знания через беседу и презентацию о разнообразии мира профессий; - выполняют задание на сбор портфеля профессионально важных качеств; - выполняют упражнение «Формула профессий»; - участвуют в игре «Какая это профессия?». |
4. | Секреты выбора профессии. | - анализируют понятия «Личность» и «Профессиональное самоопределение», «Профессиональная деятельность» как способ самореализации и самоутверждение личности; - расширяют знания через беседу на тему «Хочу, могу, надо»; - выполняют упражнение «Выбор»; - участвуют в игре «Один день из жизни профессионала». |
5. | Мои возможности. Темперамент. | - выполняют задание «Моё Я?»; - расширяют знания через беседу на тему «Темперамент»; - отвечают на вопросы «Тест Айзенка» на определение типа темперамента. |
6. | Самооценка и уровень притязаний. | - знакомятся с понятиями «самооценка» и «уровень притязаний»; - выполняют задания практической работы «Какой Я?». |
7. | Профпригодность. Мои возможности. | - расширяют знания через беседу на тему «Профпригодность – что это?»; - анализируют свои возможности, находят взаимосвязь с профессиями; - участвуют в игре «Поезд». |
8. | Мои интересы и склонности в выборе профессии. | - расширяют знания через беседу на тему «Интересы и успех в профессиональной деятельности»; - отвечают на вопросы по методикам «Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А. Климова, «Карта интересов» А.Е. Голомштока. |
9. | Профессиональный тип личности. | - расширяют знания через беседу на тему «Профессиональные типы личности»; - отвечают на вопросы теста Дж. Голланда «Социальная направленность личности». |
10. | Психологическая суть выбора профессии. Формула выбора профессии. | - расширяют знания через беседу на тему о психологической стороне при выборе профессии; - выполняют упражнения «Деловые качества»; «Веер»; «Формула выбора профессии». |
11. | Ошибки в выборе профессии. | - расширяют знания через беседу на тему «Ошибки в выборе профессии»; - участвуют в игре «Оптимисты и скептики»; - выполняют упражнение «Объявление». |
12. | Социальные проблемы труда. | - расширяют знания об общественном разделение труда, его формах, содержании, характере трудовых функций, профессионализации, специализации и квалификации; - выполняют упражнение «Профессионал». |
13. | Профессиограмма. | - знакомятся с понятием «Профессиограмма»; - участвуют в игре «Угадай профессию!»; - выполняют упражнение «Матрица выбора»; - работают с профессиограммами. |
14. | Эмоциональное отношение к выбору профессии | - на листке бумаги рисуют рисунок «Моя профессия»; - участвуют в игре «Шестое чувство». |
15. | Мои способности и выбор профессии. | - расширяют знания на тему «Способности», «Виды способностей»; - отвечают на вопросы методики по оценке профессиональных способностей «Ориентир» И.Л. Соломина. |
16. | Самовоспитание и достижение жизненных целей. | - знакомятся с понятиями «Самовоспитание», «Жизненные цели»; - отвечают на вопросы «Характерологическая анкета»; - отвечают на вопросы теста «Есть ли у вас сила воли?»; - заполняют таблицу «Мои жизненные цели». |
17. | Личный профессиональный план. | - знакомятся с понятием «Профессиональный план»; - отвечают на вопросы активизирующей профориентационной методики «Будь готов!» Н. Пряжников; - заполнение таблиц «Богатства моей личности» и «Личный профессиональный план». |
18. | Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. | - расширяют знания и анализируют на темы: «Интеллектуальная способность», «Профессиональный труд», «Успешность»; - выполняют задания, направленные на изучение интеллектуальных способностей; - выполняют упражнения на развитие ситуации успеха в деятельности. |
19. | Информационная карта профессий. | - участвуют в деловой игре «Кадровый вопрос». |
20. | Роль жизненных ценностей при выборе профессии. | - участвуют в деловой игре «Отдел кадров»; - отвечают на вопросы Тест ценностных ориентаций, Опросник “Мои цели” |
21. | Здоровье и выбор профессии. Свойства нервной системы. Работоспособность. | - рассуждают на темы «Здоровье», «Выбор профессии», «Нервная система», «Работоспособность»; - отвечают на вопросы опросника «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка; - изучают рекомендуемые показания и противопоказания к различным сферам профессиональной деятельности. |
22. | Характер и выбор профессии. | - расширяют знания на тему «Характер», «Свойства характера»; - отвечают на вопросы «Характерологический опросник характера» К. Леонгард; - выполняют упражнение «Не от своего лица». |
23. | Коммуникативные и организаторские способности. | - отвечают на вопросы методик «Комуникативные и организаторские склоности» В. Синявский, В.А. Федорошин;- участвуют в игре «Мафия». |
24. | Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | - знакомятся с понятием «Рынок труда», анализируют современные требования к профессионалу; - выполняют задание «Востребованные профессии города». |
25. | Характеристика списка особо опасных профессий. | - знакомятся с понятием и списком особо опасных профессий; - анализируют необходимость и готовность людей и себя к работе, связанной с риском. |
26. | Пути получения профессий. | - расширение знаний о средних профессиональных учебных заведениях города Нефтеюганска, ХМАО-Югры. |
27. | Профессия, должность, специальность. | - знакомятся с понятиями «Должность», «Специальность»; - выполняют задания, направленные на расширение знаний о профессиях, анализ и определение должностей и специальностей в профессиональной деятельности. |
28. | Планирование профессионального пути. | - выполняют задание по планированию своего профессионального пути; - составляют и презентуют рекламную модель |
29. | Составление резюме. | - расширяют знания через беседу на тему «Что такое резюме, интервью»; - выполняют упражнение «Резюме»; - участвуют в ролевой игре «Интервью». |
30. | Профессиональные учебные заведения ХМАО | - знакомятся с понятиями государственная аккредитация, лицензия, форма обучения, специальности; - расширяют знаний об условиях приема в учебные заведения, написание заявлений и сбор документов для поступления; - участвуют в игровой дискуссии «Кто нужен нашему городу?». |
31. | Характеристика списка дефицитных профессий. | - знакомятся с понятием и видами дефицитных профессий; - анализируют важность и причины отсутствия желания людей и себя работать в этих сферах жизнедеятельности. |
32. | Характеристика списка новых профессий. | - знакомятся с видами новых профессий; - анализируют востребованности новых профессий в повседневной жизнедеятельности человека. |
33. | Планирование жизненного пути. | - расширяют знания и рассуждают на тему «Жизненный путь»; - выполняют задание по определению целей своего жизненного пути; - выполняют задание «Я через 10 лет». |
34. | Мои знания и достижения. Подведение итогов курса. | - выполняют задание «Мои знания и достижения»; - анализируют эффективность курса для построения своей профессиональной карьеры. |