Рабочая программа "Я в мире профессий"

Документ содержит информацию о программе  "Я в мире профессий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение        

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

Пункт 2.2. Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования

(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря   2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), утверждённой приказом от «30» августа 2017 г. № 368

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: коррекционно-развивающее

Название: «Я в мире профессий»

Класс: 9  

г. Нефтеюганск

Особые образовательные потребности учащихся с задержкой психического развития

Для учащихся с задержкой психического развития, осваивающих адаптированную основную образовательную программу основного общего образования характерны следующие специфические образовательные потребности:

• наглядно-действенный характер содержания образования;

• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического развития;

• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;

• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;

• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

• специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;

• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса

Личностные:

- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии;

- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

- ставить цели и планировать действия для их достижения;

- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- анализировать информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности);

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

                Метапредметные:

- работать с различными источниками информации;

- использовать навыки учебно-исследовательской деятельности в своей работе;

- участвовать в деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;

- развитие навыков взаимодействия со взрослыми людьми;

- применять коммуникативные и презентационные навыки.

                Предметные:

- расширить знания об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; 

- расширить знания о понятии темперамента, характера, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей;

  •  знать требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
  •  расширить знания о понятии рынок профессионального труда, профессионализм и востребованность профессий в современном обществе.  

                

Планируемые результаты изучения коррекционно-развивающего курса

Ученик научится:

- понимать смысл и значение труда в жизни человека и общества;

- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

- проектировать образ своего профессионального будущего и дальнейшего образовательного маршрута;

- ориентировать  себя на реализацию замыслов и личностных ресурсов в реальных социальных условиях;

- анализу социально-экономических особенностей и проблем развития г. Нефтеюганска, перспектив развития регионального рынка труда.

Содержание коррекционно-развивающего курса

Тема 1. Понятие о профессии. Характеристики профессии – 1 ч. 

                Трудовая деятельность человека и профессии. «Профессионал», «любитель», «дилетант». Технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики профессии. Профессии вымирающие. Психологическая карта профессий. Психологические типы и классы профессий. Как можно познакомиться с разными профессиями?

Тема 2. Понятие о профессии. Характеристики профессии – 1 ч. 

                Трудовая деятельность человека и профессии. «Профессионал», «любитель», «дилетант». Технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики профессии. Профессии вымирающие. Психологическая карта профессий. Психологические типы и классы профессий. Как можно познакомиться с разными профессиями?

Тема 3. Многообразие мира профессий - 1 ч.

                Разнообразие списка профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

Тема 4. Секреты выбора профессии – 1ч.

Личность. Профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждение личности. «Хочу, могу, надо». Упражнение «Выбор». Игра «Один день из жизни профессионала».

Тема 5. Мои возможности. Темперамент – 1ч.

Профессиональные возможности. Задание «Моё Я?». Значение темперамента в профессиональной деятельности. «Тест Айзенка» на определение типа темперамента.

Тема 6.  Самооценка и уровень притязаний – 1ч.

         Понятие самооценка и уровень притязаний, их роль в профессиональной деятельности. Практическая работа «Какой Я?».

Тема 7. Профпригодность. Мои возможности – 1 ч.

Что это – Профпригодность?». Взаимосвязь возможностей, здоровья и желаний с профессиональной пригодностью. Игра «Поезд».

Тема 8. Мои интересы и склонности в выборе профессии – 1 ч.

Интересы, склонности и успех в профессиональной деятельности». Методика «Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А. Климова. Методика «Карта интересов» А.Е.Голомштока.

Тема 9.Профессионалльный тип личности – 1 ч.

          Профессиональные типы личности, их взаимосвязь с профессиональной деятельностью. Теста Дж. Голланда «Социальная направленность личности».

Тема 10. Психологическая суть выбора профессии. Формула выбора профессии – 1 уч.

                Психологическая сторона при выборе профессии. Упражнение «Деловые качества». Упражнение «Веер». Составление формулы выбора профессии.

Тема 11. Ошибки при выборе профессии – 1 ч.

 Всевозможные ошибки в выборе профессии. Игра «Оптимисты и скептики». Упражнение «Объявление».

Тема 12. Социальные проблемы труда - 1ч.

                Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация, специализация, квалификация. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу». Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер и культура труда. Современные требования к труду. Предметы, средства и условия труда.

Тема 13. Профессиограмма – 1 ч. 

Профессии разного типа. Выбор профессии. Скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа. «Что такое профессиограмма?». Игра «Угадай профессию». Составление профессиограмм.

Тема 14. Эмоциональное отношение к выбору профессии – 1ч.

        Упражнения: «Мои эмоции и чувства…», «Шестое чувство», «Руанский монастырь». Рефлексия.

Тема 15. Мои способности и выбор профессии – 1 ч.

        Что такое общие и специальные способности? Оценка уровня физических способностей. Оценка умственных способностей и особенностей характера. Почему так важно знать свои профессиональные способности? Методика по оценке профессиональных способностей «Ориентир» И.Л. Соломина.

Тема 16. Самовоспитание и достижение целей – 1 ч.

                Понятие самовоспитание, его значение в жизнедеятельности человека. «Что значит достичь цели?» Важность достижения целей в профессиональной деятельности. Характерологическая анкета В.Конышева. Определение воли, значения силы воли в жизни людей. Аналитическая таблица «Мои жизненные цели».

Тема 17. Личный профессиональный план – 1ч.

                Понятие «Профессиональный план», его важность в жизнедеятельности человека. Активизирующая профориентационная методика Н. В. Пряжникова «Будь готов!». Аналитические таблицы «Богатства моей личности» и «Личный профессиональный план».

Тема 18. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда – 1ч.

        Понятия «Интеллектуальная способность», «Профессиональный труд», «Успешность», их взаимосвязь и значение в жизнедеятельности человека. Методика В.Ю. Ряховского по изучению интеллектуальных способностей учащегося. Упражнения по составлению плана, направленного на развитие ситуации успеха в деятельности.

Тема 19. Информационная карта профессий – 1ч.

        Знакомство с информационной картой профессий. Деловая игра «Кадровый вопрос».

Тема 20. Роль жизненных ценностей при выборе профессии – 1ч.

                Упражнение «Отдел кадров». Опросник С.В. Милена «Мои ценности», Опросник Н. В. Пряжникова «Мои цели». Рефлексия.

Тема 21. Здоровье и выбор профессии – 1ч.

                Учёт состояния при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий режима работы.

Тема 22. Характер и выбор профессии – 1 ч.

        Характер. Свойства характера. «Характерологический опросник характера» К. Леонгард. Упражнение «Не от своего лица».

Тема 23. Коммуникативные и организаторские способности – 1 ч.

                Коммуникативные и организаторские способности, их значение и взаимосвязь с успешностью в жизнедеятельности человека. Методика «КОС» В. Синявский, В.А. Федорошин. Игра «Мафия».

Тема 24. Современый рынок труда и его требования к профессионалу – 1 ч.

Понятия «рынок труда», «спрос и предложение на рынке труда». Механизм функционирования рынка труда. Возможные ситуации на рынке труда. Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Задание «Востребованные профессии города».

Тема 25. Характеристика списка особо опасных профессий - 1ч.

                Понятие и виды особо опасных профессий. Необходимость и готовность людей к работе, связанной с риском.

Тема 26. Пути получения профессий – 1ч.

                Профессиональные средние учебные заведения города Нефтеюганска, ХМАО-Югры. Возможные варианты профессионального пути.

Тема 27. Профессия, должность, специальность – 1ч.

        Профессия, должность и специальность. Определение должностей и специальностей в разных сферах профессиональной деятельности людей.

Тема 28. Планирование профессионального пути – 1ч.

                Определение профессионального пути с учётом всех актуальных возможностей современного мира. Анализ взаимосвязи личных возможностей с профессиональной деятельностью. Составление плана своего профессионального пути. Создание и презентация рекламной модели «Я профессионал».

Тема 29. Составление резюме – 1ч.

        «Что такое резюме?». «Что такое интервью?». Составление личного резюме с учётом требований к профессиям. Ролевая игра «Интервью».

Тема 30. Профессиональные учебные заведения ХМАО - 1ч.

                Государственная аккредитация. Лицензия. Форма обучения. Специальности. Условия приема в учебные заведения. Написание заявлений. Сбор документов для поступления. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».

Тема 31. Характеристика списка дефицитных профессий - 1ч.

                Понятие и виды дефицитных профессий. Важность и причины отсутствия желания людей работать в этих сферах жизнедеятельности.

Тема 32. Характеристика списка новых профессий - 1ч.

                Характеристика видов новых профессий. Их востребованность в повседневной жизнедеятельности человека.

Тема 33. Планирование жизненного пути - 1ч.

                Жизненный путь. Цели жизненного пути. Творческое задание «Я через 10 лет».

Тема 34. Мои знания и достижения. Подведение итогов курса.

        Задание «Мои знания и достижения». Проективный рисунок «Моё эмоциональное отношение к выбору профессии». Упражнение «Моя будущая профессия». Упражнение «Багаж в дрогу». Рефлексия.

Основные формы организации и виды внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно – ценностное общение

Формы внеурочной деятельности:

 Общеинтеллектуальное:

  • Деловые и ролевые игры;
  • Дискуссии;
  • Практикум.

Социальное:

  • Беседы;
  • Дискуссии;
  • Психологические упражнения;
  • Консультации;
  • Тренинги

Тематическое планирование коррекционно-развивающего курса

№ п/п

Название темы

Основные виды деятельности

1.

Вводное занятие.

- выполняют упражнения «Кто Я?», «несуществующее животное»;

- отвечают на вопросы анкеты «Профессиональные намерения».

2.

Понятие о профессии. Характеристики профессии.

- знакомятся с понятиями: трудовая деятельность, профессия, профессионал, любитель, дилетант;

- расширяют знания о технологических, экономических, педагогических, медицинских и психологических характеристиках профессий;

- составляют психологическую карту профессий;

- анализируют источники информации о профессиях.

3.

Многообразие мира профессий.

- знакомятся с понятием «Классификация профессий»;

- расширяют знания через беседу и презентацию о разнообразии мира профессий;

- выполняют задание на сбор портфеля профессионально важных качеств;

 - выполняют упражнение «Формула профессий»;

- участвуют в игре «Какая это профессия?».

4.

Секреты выбора профессии.

- анализируют понятия «Личность» и «Профессиональное самоопределение», «Профессиональная деятельность» как способ самореализации и самоутверждение личности;

- расширяют знания через беседу на тему «Хочу, могу, надо»;

- выполняют упражнение «Выбор»;

- участвуют в игре «Один день из жизни профессионала».

5.

Мои возможности. Темперамент.

- выполняют задание «Моё Я?»;

- расширяют знания через беседу на тему «Темперамент»;

 - отвечают на вопросы «Тест Айзенка» на определение типа темперамента.

6.

 Самооценка и уровень притязаний.

- знакомятся с понятиями «самооценка» и «уровень притязаний»;

- выполняют задания практической работы «Какой Я?».

7.

Профпригодность. Мои возможности.

- расширяют знания через беседу на тему «Профпригодность – что это?»;

- анализируют свои возможности, находят взаимосвязь с профессиями;

- участвуют в игре «Поезд».

8.

Мои интересы и склонности в выборе профессии.

- расширяют знания через беседу на тему «Интересы и успех в профессиональной деятельности»;

- отвечают на вопросы по методикам «Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А. Климова,

«Карта интересов» А.Е. Голомштока.

9.

Профессиональный тип личности.

- расширяют знания через беседу на тему «Профессиональные типы личности»;

- отвечают на вопросы теста Дж. Голланда «Социальная направленность личности».

10.

Психологическая суть выбора профессии. Формула выбора профессии.

- расширяют знания через беседу на тему о психологической стороне при выборе профессии;

- выполняют упражнения «Деловые качества»; «Веер»; «Формула выбора профессии».

11.

Ошибки в выборе профессии.

- расширяют знания через беседу на тему «Ошибки в выборе профессии»;

- участвуют в игре «Оптимисты и скептики»;

- выполняют упражнение «Объявление».

12.

Социальные проблемы труда.

- расширяют знания об общественном разделение труда, его формах, содержании, характере трудовых функций, профессионализации, специализации и квалификации;

- выполняют упражнение «Профессионал».

13.

Профессиограмма.

- знакомятся с понятием «Профессиограмма»;

- участвуют в игре «Угадай профессию!»;

- выполняют упражнение «Матрица выбора»;

- работают с профессиограммами.

14.

Эмоциональное отношение к выбору профессии

- на листке бумаги рисуют рисунок «Моя профессия»;

- участвуют в игре «Шестое чувство».

15.

Мои способности и выбор профессии.

- расширяют знания на тему «Способности», «Виды способностей»;

- отвечают на вопросы методики по оценке профессиональных способностей «Ориентир» И.Л. Соломина.

16.

Самовоспитание и достижение жизненных целей.

- знакомятся с понятиями «Самовоспитание», «Жизненные цели»;

- отвечают на вопросы «Характерологическая анкета»;

- отвечают на вопросы теста «Есть ли у вас сила воли?»;

- заполняют таблицу «Мои жизненные цели».

17.

Личный профессиональный план.

- знакомятся с понятием «Профессиональный план»;

- отвечают на вопросы активизирующей профориентационной методики «Будь готов!» Н. Пряжников;

- заполнение таблиц «Богатства моей личности» и «Личный профессиональный план».

18.

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.

- расширяют знания и анализируют на темы: «Интеллектуальная способность», «Профессиональный труд», «Успешность»;

- выполняют задания, направленные на изучение интеллектуальных способностей;

- выполняют упражнения на развитие ситуации успеха в деятельности.

19.

Информационная карта профессий.

- участвуют в деловой игре «Кадровый вопрос».

20.

Роль жизненных ценностей при выборе профессии.

- участвуют в деловой игре «Отдел кадров»;

- отвечают на вопросы Тест ценностных ориентаций, Опросник “Мои цели”

21.

Здоровье и выбор профессии. Свойства нервной системы. Работоспособность.

- рассуждают на темы «Здоровье», «Выбор профессии», «Нервная система», «Работоспособность»;

- отвечают на вопросы опросника «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка;

- изучают рекомендуемые показания и противопоказания к различным сферам профессиональной деятельности.

22.

Характер и выбор профессии.

- расширяют знания на тему «Характер», «Свойства характера»;

- отвечают на вопросы «Характерологический опросник характера» К. Леонгард;

- выполняют упражнение «Не от своего лица».

23.

Коммуникативные и организаторские способности.

- отвечают на вопросы методик «Комуникативные и организаторские склоности» В. Синявский, В.А. Федорошин;

- участвуют в игре «Мафия».

24.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

- знакомятся с понятием «Рынок труда», анализируют современные требования к профессионалу;

- выполняют задание «Востребованные профессии города».

25.

Характеристика списка особо опасных профессий.

- знакомятся с понятием и списком особо опасных профессий;

- анализируют необходимость и готовность людей и себя к работе, связанной с риском.

26.

Пути получения профессий.

- расширение знаний о средних профессиональных учебных заведениях города Нефтеюганска, ХМАО-Югры.

27.

Профессия, должность, специальность.

- знакомятся с понятиями «Должность», «Специальность»;

- выполняют задания, направленные на расширение знаний о профессиях, анализ и определение должностей и специальностей в профессиональной деятельности.

28.

Планирование профессионального пути.

- выполняют задание по планированию своего профессионального пути;

- составляют и презентуют рекламную модель
«Я профессионал».

29.

Составление резюме.

- расширяют знания через беседу на тему «Что такое резюме, интервью»;

- выполняют упражнение «Резюме»;

- участвуют в ролевой игре «Интервью».

30.

Профессиональные учебные заведения ХМАО

- знакомятся с понятиями государственная аккредитация, лицензия, форма обучения, специальности;

- расширяют знаний об условиях приема в учебные заведения, написание заявлений и сбор документов для поступления;

- участвуют в игровой дискуссии «Кто нужен нашему городу?».

31.

Характеристика списка дефицитных профессий.

- знакомятся с понятием и видами дефицитных профессий;

- анализируют важность и причины отсутствия желания людей и себя работать в этих сферах жизнедеятельности.

32.

Характеристика списка новых профессий.

- знакомятся с видами новых профессий;

- анализируют востребованности новых профессий в повседневной жизнедеятельности человека.

33.

Планирование жизненного пути.

- расширяют знания и рассуждают на тему «Жизненный путь»;

- выполняют задание по определению целей своего жизненного пути;

- выполняют задание «Я через 10 лет».

34.

Мои знания и достижения. Подведение итогов курса.

- выполняют задание «Мои знания и достижения»;

- анализируют эффективность курса для построения своей профессиональной карьеры.