Рабочая программа "Профориентационный модуль" для 9 классов

Документ содержит информацию о программе  "Профориентационный модуль" для 9 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

Пункт 2.2. Основной образовательной

программы основного общего образования

(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря   2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), утвержденной приказом от «31» августа» 2021 № 338

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: профориентационное

Название внеурочного курса: «Профоринтационный модуль»

 Класс 9

г. Нефтеюганск


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочного курса

Личностные:

- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии;

- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

- ставить цели и планировать действия для их достижения;

- выполнять профессиональные пробы, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;

- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- анализировать информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности);

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

                Метапредметные:

- работать с различными источниками информации;

- использовать навыки учебно-исследовательской деятельности в своей работе;

- участвовать в деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;

- развитие навыков взаимодействия со взрослыми людьми;

- применять коммуникативные и презентационные навыки.

                Предметные:

- расширить знания об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; 

- расширить знания о понятии темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей;

  •  знать требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
  •  расширить знания о понятии рынок профессионального труда, профессионализм и востребованность профессий в современном обществе.  

                

Планируемые результаты изучения внеурочного курса

Ученик научится:

- понимать смысл и значение труда в жизни человека и общества;

- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

- проектировать образ своего профессионального будущего и дальнейшего образовательного маршрута;

- ориентировать  себя на реализацию замыслов и личностных ресурсов в реальных социальных условиях;

- анализу социально-экономических особенностей и проблем развития г. Нефтеюганска, перспектив развития регионального рынка труда.

Содержание внеурочного курса «Профориентационный модуль» 

Раздел 1. Беседы по профориентации – 3 ч.

Тема 1. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

Понятия «рынок труда», «спрос и предложение на рынке труда», требования к профессионалу Механизм функционирования рынка труда. Возможные ситуации на рынке труда. Факторы, влияющие на состояние рынка труда. Список востребованных профессий города, региона, России.

Тема 2. Социальные проблемы труда.

Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация, специализация, квалификация. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу». Цель труда и его результаты Умственный и физический труд. Характер и культура труда. Современные требования к труду. Предметы, средства и условия труда.

Тема 3. Профессиональные учебные заведения ХМАО-Югры, Тюменской области.

Обзор учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области. Филиалы и негосударственные учебные заведения. Формы обучения, сроки освоения программ профессиональной подготовки с присваиваемой квалификацией. Правила приема в учебные заведения. Сбор и анализ информации, которая поможет сделать правильный выбор образовательного маршрута.

Раздел 2. Психологическое тестирование на определение склонностей и интересов – 2 ч.

Тема 1. Интересы и предпочтения.

Опросник «Карта интересов» А.Е. Голомштока, модификация Г.В. Резапкиной. Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А. Климова.

Тема 2. Тип социальной направленности личности. Способности.

Тест «Определение типа социальной направленности личности» Дж. Голланда. Методика оценки профессиональных интересов и способностей «Ориентир» И.Л. Соломина.

Раздел 3. Экскурсии на предприятия – 2 часа.

Тема 1. ФГБОУ ВПО «Нефтегазовый индустриальный колледж».

Знакомство с учреждением. Встреча с представителями образовательного учреждения. Экскурсия по учебным кабинетам.

Тема 2. БУ ПО «Нефтеюганский политехнический колледж».

Знакомство с учреждением. Встреча с представителями образовательного учреждения. Экскурсия по учебным кабинетам.

Раздел 4. Итоговое занятие – 1ч.

Тема. Мои жизненные ориентиры и планы будущего.

Анализ собственных жизненных ценностей и ориентиров, н взаимосвязь с выбором профессии. Развитие навыков планирования своего профессионального пути. Сформированность профессиональных планов.

Основные формы организации и виды внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности:

•        Игровая деятельность

•        Познавательная деятельность

•        Проблемно – ценностное общение

Формы внеурочной деятельности:

Социальное:

•        Экскурсии

•        Беседы

•        Дискуссии

•        Психологические упражнения

•        Консультации

Тематическое планирование внеурочного курса

«Профориентационный модуль»

9 класс

№ п/п

Раздел

Название темы

Деятельность учащихся

1.

Раздел 1.

Беседы по профориентации

Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

- изучают данные современного рынка труда, его требования к профессионалу;

- знакомятся со списком востребованных профессий города, региона, России.

- участвуют в игре «Моё предприятие».

2.

Социальные проблемы труда.

- расширяют знания об общественном разделение труда, его формах, содержании, характере трудовых функций, профессионализации, специализации и квалификации.

3.

Профессиональные учебные заведения ХМАО-Югры, Тюменской области.

- знакомятся с понятиями формы и сроки обучения, квалификации, правила поступления в учебные заведения;

- расширяют знания об источниках информации, необходимых при выборе учебного заведения;

 - составляют возможные образовательные маршруты после 9-го класса.

4.

Раздел 2.

Психологическое тестирование

Карта интересов и предпочтения.

- знакомятся с понятиями индивидуальные интересы и профессиональные намерения;

- отвечают на вопросы диагностических методик, направленных на выявление ведущего типа социальной направленности личности, своих профессиональных интересов, склонностей и способностей.

5.

Тип социальной направленности личности. Способности.

6.

Раздел 3.

Экскурсии

ФГБОУ ВПО «Нефтегазовый индустриальный колледж».

- знакомятся с учреждением;

- встречаются с представителями образовательного учреждения.

-  участвуют в экскурсии по учебным кабинетам.

7.

БУ ПО «Нефтеюганский политехнический колледж».

- знакомятся с учреждением;

- встречаются с представителями образовательного учреждения;

-  участвуют в экскурсии по учебным кабинетам.

8.

Раздел 4.

Итоговое занятие

Мои жизненные ориентиры и планы будущего.

- анализируют и принимают решение в профессиональном самоопределении;

- составляют план профессиональной карьеры.