Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Учись и учи других» для учащихся 5 классов
Программа коррекционно-развивающих занятий «Учись и учи других» составлена для обучающихся 5 класса компенсирующего обучения, главной целью которой является преодоление учащимися трудностей в обучении, общении, социальной адаптации через развитие: познавательных процессов, интеллектуальных умений, основных мыслительных операций, пространственных представлений и эмоционально-волевой сферы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
Пункт 2.2. Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), утверждённой приказом от «31» августа 2022 № 389 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Направление: коррекционно-развивающее
Внеурочный курс: коррекционно – развивающие занятия «Учись учиться» для учащихся с ЗПР
Составлена в соответствии с требованиями примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
г. Нефтеюганск
Особые образовательные потребности учащихся с задержкой психического развития
Для учащихся с задержкой психического развития, осваивающих адаптированную основную образовательную программу основного общего образования характерны следующие специфические образовательные потребности:
• наглядно-действенный характер содержания образования;
• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического развития;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
• стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
• специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;
• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
Результаты освоения коррекционно-развивающего курса
Личностные:
- развитие ответственного отношения к деятельности;
- формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
-развитие навыков произвольного управления своим вниманием и памятью;
-развитие способности самоконтроля и саморегуляции;
-развитие осознанного отношения к своему здоровью.
Метапредметные:
- развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- развивать умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности её решения.
Предметные:
познакомиться с понятиями внимание, память, мышление, их виды.
- знать основные отношения между понятиями: противоположности, общего и конкретного, части и целого, рядоположности, функциональности.
- научиться обобщать предметы и понятия по разным признакам, параметрам;
- развивать умения исключать предметы, понятия по разным параметрам;
- классифицировать предметы, понятия по разным параметрам;
- устанавливать связи по аналогии;
- развивать умения выделять главное и второстепенное;
- учиться находить существенные признаки предмета;
- устанавливать отношения части и целого, общего и конкретного, вида-рода, находить сходства и различия;
- уметь работать с текстом, с любой информацией.
Содержание коррекционно-развивающего курса
Раздел. Эмоционально-волевая сфера
Знакомство с обучающимся. Работа с вопросом «Как научиться учиться». Выполнение задания по выявлению уровня самооценки. Оценка уровня школьной мотивации. Диагностики уровня школьной тревожности. Изучение личностных особенностей обучающегося по результатам проективных методик. Изучение отношения ребенка к членам своей семьи. Упражнения на развитие перцептивно-эмоциональной сферы. Тренинг по развитию навыков поведения в конфликтных ситуациях. Повторное изучение уровня самооценки, школьной мотивации и тревожности, эмоционального состояния, личностных особенностей обучающегося.
Раздел. Внимание
Расширение знаний о роли и значении внимания. Знакомство с видами внимания. Диагностика развития внимания обучающегося. Выполнение упражнений на развитие устойчивости внимания. Повторная диагностика уровня развития внимания.
Раздел. Память
Расширение знаний о роли и значении памяти в жизнедеятельности человека. Знакомство с видами памяти. Диагностика развития видов памяти обучающегося. Выполнение упражнений на развитие смысловой памяти, объёма памяти и навыков опосредованного запоминания. Развитие умения ставить цель, планировать свой день, составлять распорядок дня, готовить рабочее место, оценивать результат. Составление плана выполнения домашнего задания. Выполнение упражнений на развитие самоконтроля. Повторная диагностика развития уровня кратковременной и долговременной памяти.
Раздел. Мышление
Расширение знаний о роли и значении мышления в жизнедеятельности человека. Знакомство с видами мышления. Диагностика развития видов мышления обучающегося. Выполнение упражнений на развитие операций мыслительной деятельности и видов мышления. Развитие пространственных представлений и внутреннего плана действий. Повторная диагностика интеллектуального развития обучающегося.
Раздел. Завершение Изучение отношения ребенка к членам своей семьи.
Самоанализ успехов и достижений обучающегося в учебной деятельности, коррекционно-развивающем курсе.
Основные формы организации и виды внеурочной деятельности
Виды внеурочной деятельности:
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность
- Проблемно – ценностное общение
Формы внеурочной деятельности:
Общеинтеллектуальное:
- Ролевые игры;
- Дискуссии;
- Практикум.
Социальное:
- Беседы;
- Дискуссии;
- Психологические упражнения;
- Консультации;
- Тренинги.
Тематическое планирование коррекционно-развивающего курса
№ | Тема | Деятельность учащихся |
1. | Знакомство. Как научиться учиться. Определение самооценки. Оценка уровня школьной мотивации. Цветовой тест М. Люшера. | - выполняют задания по выявлению уровня самооценки обучающегося; - выполняют задания по выявлению уровня школьной мотивации обучающегося; - выполняют задания по выявлению эмоционального состояния. |
2. | Диагностики уровня школьной тревожности. Проективный рисунок «Несуществующее животное». | - выполняют задание по выявлению школьной тревожности; - выполняют задание по изучению личностных особенностей. |
3. | Проективный рисунок «Дом-дерево-человек». Проективный рисунок «Моя семья». | - выполнение задание по изучению личностных особенностей; - выполняют задание по выявлению отношения ребенка к членам своей семьи. |
4. | Перцептивно -эмоциональная сфера | - развивают перцептивно-эмоциональную сферу. |
5. | Поведение в конфликтных ситуациях | - развивают навыки поведения в конфликтных ситуациях. |
6. | Зачем человеку внимание. Виды внимания. Диагностика внимания. | - расширяют знания о роли и значении внимания; - знакомятся с видами внимания; - выполняют задания по выявлению развития видов внимания обучающегося. |
7. | Развиваем внимательность. | - развивают устойчивость внимания. |
8. | Зачем человеку память. Виды памяти. Диагностика видов памяти. | - расширяют знания о роли и значении памяти в жизни человека; - знакомятся с видами памяти; - выполняют задания по выявлению развития видов памяти. |
9. | Как мы воспринимаем информацию. | - развивают смысловую память; - развивают объём памяти. |
10. | Секреты нашей памяти. | - развивают память и навыки опосредованного запоминания. |
11. | Секреты успешной учёбы. | - учатся выделять главное, ставить цель, планировать и контролировать выполнение и оценивать результат. |
12. | Мой распорядок дня. Организация рабочего места. | - учатся планировать свой день, составлять распорядок дня, готовить рабочее место; - составляют план выполнения домашнего задания; - развивают самоконтроль. |
13. | Зачем человеку мышление. Виды мышления. Диагностика словесно-логического мышления. | - расширяют знания о роли и значении мышления в жизни человека; - знакомятся с видами мышления; - выявляют степень компетентности в окружающем мире, уровень сформированности навыка обобщения, исключения и классификации. |
14. | Учимся выделять главное и существенное. | - учатся находить существеннее, главные признаки предметов. |
15. | Гибкость и анализ через синтез. Логические формы вербального мышления. | - развивают мышление (гибкость и анализ через синтез); - развивают логические формы вербального мышления. |
16. | Обобщение предметов по разным признакам. | - учатся обобщать предметы по разным признакам, отношениям и логическим связям. |
17. | Пространственные представления. Вербальное мышление. | - развивают пространственные представления; - развивают вербальное мышление. |
18. | Установление закономерностей. Вербальное мышление. | - развивают мышление (установление закономерностей) - развивают вербальное мышление (преобразование предложений без изменения смысла). |
19. | Внутренний план действий. Установление отношений между понятиями. | - развивают внутренний план действий; - развивают логическое мышление (установление отношений между понятиями) |
20. | Внутренний план действий. Абстрагирование. Вербальный анализ. | - развивают внутренний план действий; - развивают операцию мышления (абстрагирование); - развивают мышление (вербальный анализ). |
21. | Анализ и синтез. Работа с художественным текстом. | - учатся анализировать текст. |
22. | Пространственные представления. Сравнение понятий. | - развивают пространственные представления; - развивают логическое мышление (сравнение понятий). |
23. | Воображение. Деление понятий. | - развивают воображение; - развивают логическое мышление (деление понятий). |
24. | Классификация. | - развивают умение классифицировать предметы, делить их на группы по разным признакам. |
25. | Воображение. Логические формы вербального мышления. | - развивают воображение: - развивают логические формы вербального мышления (определение видов суждений). |
26. | Гибкость мышления. Установление сходства и противоположности. | - развивают гибкость мышления; - развивают мышление (установление сходства, противоположности). |
27. | Понимание переносного смысла пословиц | - учатся понимать переносный смысл пословиц. |
28. | Аналогии. | - учатся устанавливать связи по аналогии между словами. |
29. | Отношения части и целого. | - учатся устанавливать отношения части и целого. |
30. | Повторная диагностика словесно-логического мышления. | - выявляют степень компетентности в окружающем мире, уровень сформированности навыка обобщения, исключения и классификации. |
31. | Определение самооценки. Оценка уровня школьной мотивации. Цветовой тест М. Люшера. Диагностики уровня школьной тревожности. | - выполняют задания по выявлению уровня самооценки обучающегося; - выполняют задания по выявлению уровня школьной мотивации обучающегося; - выполняют задания по выявлению эмоционального состояния; - выполняют задание по выявлению школьной тревожности. |
32. | Проективный рисунок «Несуществующее животное». Проективный рисунок «Дом-дерево-человек». | - выполняют задания по изучению личностных особенностей. |
33. | Проективный рисунок «Моя семья» | - выполняют задание по выявлению отношения ребенка к членам своей семьи. |
34. | Мои успехи в учёбе. Чему я научилась на занятиях. | - учатся оценивать свои успехи и достижения; - самоанализ успешности прохождения курса. |