Психологический тренинг "Перекрёсток"
Документ содержит информацию о о психологическом тренинге "Перекрёсток"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологический тренинг "Перекрёсток" | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
Пункт 2.2. Основной образовательной программы основного общего образования (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: Психологический тренинг
Название: «Перекресток»
Класс: 7-8
Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
г. Нефтеюганск
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» В основу взят сценарий психологической игры-проживания «Перекресток» М.Р. Битяновой.
Программа организации внеурочной деятельности предназначена для работы со школьниками 7-8 классов. Является механизмом развития важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации разрешению конфликтов путем сотрудничества.
Актуальность программы заключается в том, что «Игра-проживание» позволяет создать условия для совместного и одновременно индивидуального, личного освоения некоторого придуманного пространства, построения в его рамках межличностных отношений, создания и осмысления ценностей личного существования в данной ситуации. Ценностный выбор, который совершают участники в самом начале, одних погружает в учебную деятельность, других – в развлечение без всякой педагогической подоплеки, третьих – в "игру-проживание", модифицированный вариант хорошо известного "Необитаемого острова". В этой игре очень важно участие всего класса, так как она во многом ориентирована на межличностные отношения, их прояснение, осознание и совместное построение. Группа может организовать только такую жизнь на осваиваемом пространстве, к которой она готова. Т.к. целевая группа — это подростки данный вид игры может послужить инструментом для развития отношений в группе, выявляются скрытые разрушительные процессы, группа продвигается в понимании того, что в ней происходит.
Цель курса - формирование у подростков способностей к саморазвитию и коммуникации.
Задачи:
- создать возможность самостоятельного принятия решений и проживания последствий сделанного выбора;
- обучить навыкам ведения групповых дискуссий;
- развивать способности к саморазвитию и эффективным коммуникациям
-формировать у школьников навыки коллективного творческого взаимодействия.
Общая характеристика курса
"Перекресток" – это игра для подростков, учащихся седьмых – восьмых классов. Ценностный выбор, который совершают участники в самом начале, одних погружает в учебную деятельность, других – в развлечение без всякой педагогической подоплеки, третьих – в "игру-проживание", модифицированный вариант хорошо известного "Необитаемого острова". Круг педагогических задач, решаемых здесь, достаточно широк. Это и возможность самостоятельного принятия решений, и проживание последствий сделанного выбора, и обучение навыкам ведения групповых дискуссий, и опыт коллективного творческого взаимодействия.
В игре нет четких результатов, известных заранее. Группа сама создает уникальный сценарий происходящего действия. То, каким образом разворачиваются события, может служить наглядным материалом для диагностики межличностных отношений в коллективе. Если в детском коллективе наблюдается положительная динамика развития, игра дает дополнительный импульс, предоставляет детям возможность получить удовольствие от общения друг с другом и построения собственного уникального мира.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: личностно-ориентированная, деятельностная, практико-ориентированный подход.
Описание места курса в учебном плане
Курс рассчитан на 4 часа в год, согласно учебному плану.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
• расширение личных возможностей за счет привлечения потенциала других участников.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение согласовывать свои действия в игровых ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
• овладение навыками принятия решений, осознанного выбора путей их выполнения, основами самоконтроля и самооценки в учебной и познавательной деятельности;
• освоение приемов действий и способов поведения в конфликтных ситуациях;
• умение работать индивидуально и в группе, организовывать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение;
• формирование навыков совместной деятельности, предполагающей коллективную взаимозависимость.
В результате прохождения внеурочного курса учащийся научится:
- вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
- самостоятельно принимать решения и осознавать последствия сделанного выбора;
- ведению групповых дискуссий;
- навыкам коллективного творческого взаимодействия.
Система оценки курса безотметочная. Вывод об освоении курса делается на основе деятельности учащихся в ходе изучения программы внеурочной деятельности.
Планируемые результаты:
В результате прохождения внеурочного курса учащийся научится:
- вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
- самостоятельно принимать решения и осознавать последствия сделанного выбора;
- ведению групповых дискуссий;
- навыкам коллективного творческого взаимодействия.
Система оценки курса безотметочная. Вывод об освоении курса делается на основе деятельности учащихся в ходе изучения программы внеурочной деятельности.
Основные формы организации и виды внеурочной деятельности
Виды внеурочной деятельности:
- Игровая деятельность
- Проблемно – ценностное общение
- Социальное творчество
Формы внеурочной деятельности:
Социальное:
- Беседы;
- Дискуссии;
- Психологические упражнения;
- Тренинги.
Содержание курса
Командообразование (0.5 часа)
Психодинамическая разминка, целью которой является создание психологического климата, позволяющего перейти к основному игровому содержанию.
Игра-проживание (2,5 часа)
Вначале участникам предлагается самостоятельно решить, как они проведут отведенное для игры время. Предлагается три варианта: игра «Необитаемый остров», дискотека, консультация педагога-предметника с возможностью получить дополнительную отметку. Дальнейшее проживание ситуаций осуществляется в соответствии с выбором. Изменить решение в ходе игры нельзя.
Подведение итогов рефлексия (0.5 часа)
Итогом становится совместное обсуждение положительных и отрицательных последствий осуществленного выбора. Итоговое упражнение «Барометр настроения».
Тематическое планирование курса
№ | Раздел | Тема урока | Виды деятельности учащихся |
1 | Командообразование (0.5 часа) | «Самурай, Дракон, Принцесса» | Психологический тренинг |
2 | Игра-проживание (3 часа) | Психологическая игра «Перекресток» | Психологическая игра проживание, консультация, дискотека |
3 | Подведение итогов рефлексия (0.5 часа) | «Барометр настроения» | Групповая дискуссия. Рефлексия |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
- Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
- К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
- Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
- П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество (основная школа) |
1.БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||
1.1 | Битянова М.Р. (ред.) - Практикум по психологическим играм с детьми и подростками (Питер, 2008, 304с). | Д |
1.2 | Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государ-ственного образовательного стандарта основного общего образования» | Д |
1.3 | Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1998. | Д |
1.4 | Менте М. Ван. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – СПб., 2001. | Д |
1.5 | Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978. | Д |
2.ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА | ||
2.1 | CD для музыкального оформления (ритмичная музыка для проведения дискотеки и спокойная, расслабляющая для дискуссии) | Д |
4.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | ||
4.1 | Музыкальный центр | Д |
5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||
5.1 | ватман | П |
5.2 | карандаши | П |
5.3 | фломастеры | П |
5.4 | маркеры, | П |
5.5 | ручки | К |
5.6 | бумага формата АЗ | П |
5.7 | бумага формата А4 | К |
5.8 | Переносная магнитная доска | Д |
5.9 | CD для музыкального оформления (ритмичная музыка для проведения дискотеки и спокойная, расслабляющая для дискуссии) | Д |