Программа сопровождения профориентационного самоопределения обучающихся 5-9 классов "Траектория успеха"

Документ содержит информацию о программе сопровождения профориентационного самоопределения обучающихся 5-9 классов "Траектория успеха"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа «Траектория успеха»

2015

ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ «ТРАЕКТОРИЯ УСПЕХА»

Оглавление

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………….……...2

2. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ ………………………….………4

2.1. Информация о школе ………………………………………...…..................4

2.2. Цель, задачи и основная идея программы……………………………………4

2.3. Основные направления работы……………………………………………….6

2.4. Основные этапы работы……………………………………………………….7

2.5. Исходные теоретические направления……………………………………….8

2.6. Ожидаемые результаты………………………………………………………..8

2.7. Оценка эффективности программы…………………………………………..9

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ…………………10

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….21

5. ПРИЛОЖЕНИЯ

3.1. Приложение 1. Календарный план мероприятий по направлениям……….22

3.2. Приложение 2. Используемые методики……………………………………..26

3.3.Приложение 3. Перечень организаций и учреждений, где учащиеся проходят профессиональные пробы и практики…………………………………...27

3.4.Приложение 4. Взаимодействие с учреждениями профессионального образования…………………………………………………….......................................28

3.5.Приложение 5. Программа курса «Твой компас на рынке труда» (сопровождение профессионального самоопределения учащихся 8 классов)………………………………………………………………………………………29

3.6 Приложение 6. Программа курса «Азбука профориентации» (сопровождение профессионального самоопределения учащихся 9 классов)………………………………………………………………………………………38

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Социально-экономические преобразования, характерные для России в последние 10-15 лет, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.

Современные молодые люди, вступая во взрослую жизнь, готовы решать те проблемы, которые ставит перед ними общество и государство: самостоятельно ориентироваться в любой ситуации, находить решение в нестандартных условиях, использовать жизненный опыт, осуществлять ответственный жизненный и профессиональный выбор.

Репродуктивные методы обучения приводят к стандартности мышления молодых людей, неготовности к творческой деятельности, неспособности принимать самостоятельные решения, вести поиск.

Трудности профессионального самоопределения в школе обусловлены тем, что сформировавшаяся профессиональная направленность школьников оказывается оторванной от реальной жизни.

Профессиональное самоопределение осложняется отсутствием личного опыта подростков в выбираемой сфере труда и знаний о профессиях.

Чтобы решить вышеуказанные проблемы необходимо в средней общеобразовательной школе предоставить  учащимся возможность с основной ступени обучения проектировать своё будущее и формировать необходимые ресурсы  для осознанного, ответственного  выбора будущей профессии и сферы профессиональной деятельности. В школе необходимо создать все условия для индивидуальной образовательной активности каждого  обучающегося  в процессе становления его способностей к самопознанию, самообразованию, самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных планов и жизненных и профессиональных перспектив.


Эти условия включают:

1. Психологическое просвещение учащихся, направленное на актуализацию знаний о мире профессий, разнообразии профессиональной деятельности человека, современных требованиях  к новым профессиям.

2. Психологическую  диагностику учащихся с целью раннего определения  индивидуальных способностей, профессиональных наклонностей, возможностей обучающихся, соотнесение их с требованиями и характеристиками предпочитаемых профессий.

3. Расширение  пространства социальной деятельности школьников, которая обеспечивается включением их в различные активные формы деятельности по изучению профессий, публичных выступлений, презентаций о сферах профессиональной деятельности, организацией экскурсий, профессиональных проб и практик.

4. Организацию пространства рефлексии, которая  обеспечивается в рамках консультаций и обсуждений с учащимися  их образовательных целей, жизненных и профессиональных  перспектив.

        Таким образом, перед школой встала цель разработки программы сопровождения профессионального самоопределения учащихся основного звена как средства достижения  желаемого результата.


2. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

2.1.

Название организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

Адрес организации

 2 мкрн., здание 29, первая часть,  г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 628309

Телефон: 22-50-02, факс: 22-63-20

E-mail: sosh5_ugansk@mail.ru

http://www.sosh5-ugansk.ru

2.2.

Цель программы

Формирование  готовности  учащихся к обоснованному, ответственному выбору будущей профессии, проектированию профессиональной карьеры, жизненного пути с учётом своих индивидуальных особенностей, возможностей, личностных качеств и потребности рынка труда.

Задачи

программы

  1. Сформировать у учащихся знания об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
  2. Сформировать знания и умения осуществлять самоанализ развития своих профессиональных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности человека. 
  3. Разработать формы и методы  социального партнерства учреждений города, школы по вопросам профессионального самоопределения учащихся.
  4. Обеспечить  прохождение  профессиональных проб учащимися  на предприятиях города соответственно выбранному профилю обучения.
  5. Организовать сотрудничество с учреждениями высшего и среднего профессионального образования.
  6. Раскрыть роль школьных предметов для понимания структуры профессий.
  7. Повысить уровень знаний и умений  учащихся в сфере межличностного взаимодействия, умения работать в команде, отстаивать свою точку зрения, планировать  деятельность, проектировать своё будущее.

Основная идея

программы

Организация профессионального и личностного самоопределения учащихся как возможность  поддержания и развития у каждого школьника  инициативного и авторского отношения к   проектированию образа своего будущего, к  выбору будущей профессии и сферы профессиональной деятельности, ценностным и  социальным стремлениям, направленным на формирование:

- коммуникативной компетентности - способов использования различного рода ресурсов для осуществления своих замыслов (человеческого ресурса, ресурса информационных систем, ресурса коллективной деятельности);

- социокультурной компетентности - способов социализации, включения в различные образовательные,

профессиональные, творческие, спортивные и другие сообщества;

-  готовности к ответственному выбору сферы будущей  профессии, профессиональной деятельности.


2.3.

Основные направления  работы

Профессиональное просвещение

  1. Проведение информационных мероприятий по профориентации.
  2. Проведение акций: «Знакомство с профессией».
  3. Проведение круглых столов, встреч с профессионалами, специалистами центра занятости населения.
  4. Проведение экскурсий, профессиональных проб, практик с привлечением предприятий города.
  5. Сотрудничество с профессиональными образовательными учреждениями.

Приложение  1.  Календарный план мероприятий по направлениям.

Профессиональная диагностика

  1. Диагностика профессиональных интересов, склонностей, возможностей учащихся.
  2. Диагностика личностных качеств, индивидуальных способностей школьников.
  3. Диагностика соответствия личностных качеств  учащихся и требований к профессии.

Приложение 2. Используемые методики.

Профессиональное консультирование

  1. Индивидуальные консультации учащихся, родителей по профессиональному  определению.
  2. Групповые консультации по профессиональному определению.

Профотбор

  1. Определение познавательного интереса.
  2. Определение  профиля дальнейшего обучения.

Социально - профессиональная адаптация

1.Проведение экскурсий, профессиональных проб, практик с привлечением предприятий города и социальных партнеров.

2. Сотрудничество с профессиональными учреждениями.

3. Участие в различных проектах, акциях.

Приложение 3. Перечень организаций и учреждений, где учащиеся проходят профессиональные пробы и практики.

Приложение 4. Взаимодействие с учреждениями профессионального образования.

2.4.

Основные этапы работы

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников, содержание  работы в школе по профессиональному самоопределению учащихся разделяется на два этапа:

I этап. Поисковый (5-7 классы): развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, экономике и культуре. Этому способствует участие в различного рода акциях профессий, выполнение профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

II этап. Развитие профессионального самоопределения (8-9 классы): уточнение образовательного запроса в ходе занятий по профориентации и курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Приложение 5. Программа курса «Твой компас на рынке труда» (учащиеся 8 классов).

Приложение 6. Программа курса «Азбука профориентации» »(учащиеся 9 классов).

2.5.

Исходные теоретические положения

Методологическую основу программы составляют:

  • - деятельностный подход, утверждающий деятельность основанием и условием развития личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.В.Рубцов);

- теории социализации личности (И.C.Кон, А.В.Мудрик, А.В.Петровский, В.А.Шаповалов, Ф.Рожков);

  • - гуманистическая концепция обучения и воспитания, педагогика сотрудничества (А.Маслоу, К.Роджерс, Ш.А.Амонашвили);
  • - личностно-ориентированное образование (И. С. Якиманская, В.В.Сериков, Н.И.Алексеева).

2.6.

Ожидаемые результаты

Реализация данной программы позволит:

- повысить мотивацию учащихся к самоопределению в выборе будущей профессии и сферы профессиональной деятельности;

- оказать  психологическую поддержку и помощь учащимся в осознанном и ответственном выборе будущей профессии;

- спроектировать учащимся образ своего профессионального будущего и дальнейшего образовательного маршрута;

- обучить школьников основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов и личностных ресурсов в реальных социальных условиях.

2.7.

Оценка эффективности реализации программы

Основные критерии эффективности  профессионального самоопределения школьников:

  1. Количество учащихся, выбравших профессии, по профилю обучения.
  2. Мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на учебу в ССУЗы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, региона, общества в целом.
  3. Мера соответствия  профессионального выбора структуре требуемых в современном обществе кадров профессий.
  4. Мера соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога, психолога.
  5. Диагностика удовлетворенности профориентационной деятельностью детей и родителей, формирующих социальный заказ школе.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Профориентационная работа в школе проводилась с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, строящаяся на основе личностного восприятия мира профессии, приближенного к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых), путем расширения представления о мире профессий.

Психолого-педагогическое сопровождение в течение года осуществлялось по следующим направлениям:

- информирование о группах профессий через «час профориентации» (5-7-е классы);  расширение знаний  на курсах «Твой компас на рынке труда» (8-е классы) и «Азбука профориентации» (9-е классы);

- вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с  познавательными и профессиональными интересами через участие в акциях, конкурсах, мастер-классах (5-9-е классы);

- организация тестирования и анкетирования учащихся с целью выявления профессиональной направленности (8-9-е классы);

- проведение индивидуальных и групповых консультаций для учащихся, педагогов и родителей по вопросам выбора будущей профессии, выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования(8-9-е классы);

- организация и проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города, встреч со специалистами «Центр занятости населения г. Нефтеюганска», представителями различных профессий (5-9-е классы);

- осуществление взаимодействия с учреждениями профессионального образования, предприятиями города и учреждениями дополнительного образования (8-9-е классы);

- анализ трудоустройства и поступления в профессиональные учебные  заведения выпускников (9-е классы).

Хотелось бы отметить, что области профессиональных интересов учащихся 8-х классов могут изменяться, за счёт влияния изменяющегося на период взросления личного мнения, развитии личности, влиянии на интересы учащегося знакомых, друзей, родителей, а также телевидения и что особо актуально для современной молодёжи различных интернет ресурсов. Поэтому, результаты  не приведены, но взяты во внимание, диагностика будет проведена повторно и изучаться в динамике тогда, когда учащиеся будут учиться в 9-м классе.  

Для получения информации  об интересах, склонностях, способностях и возможностях, характере мотивации выборе профессии учащимися 9-х классов, был использован дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А. Климова. В основу, которого положена идея о делении всех существующих профессии на 5 типов по признаку предмета и объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.

Согласно результатам диагностики учащихся 9-х классов, первую группу профессий «Человек-природа» выбрали 26% учащихся 9 «А» класса, 13% - 9 «Б», 18% - 9 «В». Вторую группу профессий «Человек-техника» выбрали 22% учащихся 9 «А» класса, 20% - 9 «Б», 18% - 9 «В». Третью группу профессий «Человек-человек» выбрали 33% учащихся 9 «А» класса, 60% - 9 «Б», 36% - 9 «В». Четвёртую группу профессий «Человек – Знаковая система» выбрали  26%  учащихся 9 «А» класса, 17% - 9 «Б», 9% - 9 «В». Пятая группа профессий «Человек – Художественный образ выбрали 18% учащихся 9 «А» класса, 20% - 9 «Б», 18% - 9 « «В».

Для определения сферы интересов учащихся 9-х классов использовался опросник «Карта интересов» А.Е. Голомштока, в модификации Г.В. Резапкиной,  результаты которого говорят о следующем, что у учащихся 9 «А» класса наибольший процентный показатель имеют следующие области: физическая культура и спорт (17%), биология, техника, электро и радиотехника (10%), авиация, морское дело, военные специальности, математика, иностранные языки, сценическое искусство (7%).  Наименьший показатель: география, история, журналистика, сфера обслуживания, торговля и изобразительное искусство (3%).

У учащихся 9 «Б» класса наибольший процент проявления имеет физическая культура и спорт (44%), медицина (15%) , сфера обслуживания и торговля (11%), история (11%), изобразительное искусство и музыка (7%).         Наименьший показатель отмечен в таких областях, как: физика, транспорт, авиация, морское дело, военные специальности, общественная деятельность, математика, иностранные языки (4%).

У учащихся 9 «В» класса наибольший процент проявления имеет физическая культура и спорт, медицина, электро- и радиотехника, транспорт, военные специальности, право, юриспруденция, иностранные языки (18%).

Наименьший показатель отмечен в таких областях, как: биология, лёгкая и пищевая промышленность, техника, деревообработка, общественная деятельность (9%)

Для оценки профессионального личностного типа у учащихся 9-х классов использовали тест «Определение типа социальной направленности личности» Джона Голланда.

Согласно результатам диагностики, «реалистический тип» выбрали 4% учащихся 9 «А», 7% - 9 «Б» и  9% - 9 «В» класса; «интеллектуальный тип» − 15% учащихся  9 «А» класса, 9 «Б» и 9 «В» данный тип выбран не был;  «социальный тип» выбрали 18% учащихся 9 «А», 43% - 9 «Б» класса, 45% - 9 «В»; «конвенциальный тип»  – 30%  учащихся 9 «А» класса, 10% - 9 «Б»,  9% - 9 «В»; «предприимчивый тип» – 22% 9 «А» класса,  30% - 9 «Б», 18% - 9 «В»; «артистический тип» − 30% выбрали учащихся 9 «А» класса, 27% - 9 «Б», 9 «В» - 18%.

Согласно суммарным результатам трёх диагностических методик при подсчёте компьютерной программой выделились следующие предполагаемые профиль обучения: у учащихся 9 «А» класса – пожарно-спасательный (33%), психологический (18%), математический (15%), юридический и физико-математический (11%), художественно-эстетический (7%), социально-экономический и социально-гуманитарный (4%).  

У учащихся 9 «Б» класса – пожарно-спасательный (44%), психологический (27%), юридический (13%), математический и художественно-эстетический (7%), социально-экономический, социально-гуманитарный, физико-математический, химико-биологический и технологический (3%).

У учащихся 9 «В» класса – социально-гуманитарный, социально-экономический и психологический (18%), пожарно-спасательный, физико-математический и химико-биологический (9%).

Реализация тренинговых занятий позволила сформировать у молодежи 8-9-х классов готовность к осознанному выбору профессии, отвечающего требованиям рынка труда и своим возможностям, определить мотивы и ценностные установки при выборе профессии, развить положительное отношения к себе, уверенность в своих способностях, применительно к реализации себя в будущей профессии.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций для учащихся, и родителей позволили решить многие проблемные вопросы по  выбору будущей профессии, той, которая подходит учащимся по их интересам и способностям. А, в особенности для учащихся 9-х классов выбор профиля обучения, если они планируют учиться далее в 10-11-м классе,  и выбор направления обучения в организациях начального и среднего профессионального образования.

В рамках просветительской работы по психологическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся 5-9 классов проводились такие мероприятия, как:

1.Организация школьных выставок: «Учебные заведения г. Нефтеюганска» и ХМАО-Югры, «В помощь выпускнику», «Куда пойти учиться» (8-9-е классы).

2. Проведение часов  профориентации и акций, согласно календарно-тематическому планированию с учащимися 5-9-х классов.

3. Проведение круглых столов, встреч с профессионалами, со специалистами «Центра занятости», представителями различных профессий (5-9-е классы).

4. Организация проведения экскурсий на предприятия и в учебные заведения города Нефтеюганска (8-9-е классы).

5. Проведение родительских собраний: «Организации профориентационной работы с учащимися 9-х классов»;  «Анализ рынка труда и востребованность профессий в г. Нефтеюганске»; «Выбор жизненного пути учащихся и дальнейшая перспектива».

На официальных сайтах www.sosh5-ugansk.narod.ru и www.dnevnik.ru была дополнительно  выложена следующая информация:  «Профессии в сфере торговли и коммерции», «Управленец»,  «Web-дизайнер», «Профессии для тонкой работы», «Профессии, если любишь контролировать», «Профессии чтобы прославиться», «Педагог (физико-математические науки)», «Профессии по работе с животными», «Профессии СМИ», «Специальности в медицине», «Профессии в экологии», «Профессия «Связи с общественностью», «Сотрудник МЧС», «Профессия «Менеджер по персоналу», «Управленец», «Профессии для хрупких и романтичных», «Биотехнолог», «Гид-переводчик»,  «Инженер в сфере телекоммуникаций», «Менеджер-международник», «Профессии для мужчин», «Экономист-международник»,  «Юрист-международник», «Профессия «Визажист-стилист», «Финансовый аналитик», «Психолог», «Психотерапевт», «Системный аналитик», «Финансовый менеджер», «Эксперт по недвижимости»,  «Биохимик, микробиолог», «Вузы г. Москвы», «Следователь», «Биофизик», «Врач скорой помощи», «Дошкольный педагог», «Врач-провизор», «Дизайн-макетчик», «Звукорежиссёр», «Инспектор ГИБДД, «Кинопродюсер», «Маркетолог», «Архивариус», «Дипломат», «Инженер-технолог»,  «Предприниматель», «Программист», «Инженер-строитель», «Технолог лёгкой промышленности», «Юрист».

Посредством письменного опроса учащихся и их родителей были выявлены положительные результаты:

- удовлетворенности учащимися условиями предпрофильной подготовки:

- удовлетворённость родителей  качеством предпрофильной подготовки:

Отмечены результаты итогового личного решения учащихся для последующего образовательного маршрута после окончания 9-го класса.

Таким, образом, в ходе работы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся:  

- повысили мотивацию к самоопределению в выборе будущей профессии и сферы профессиональной деятельности;

- оказали  психологическую поддержку и помощь учащимся в осознанном и ответственном выборе будущей профессии;

- помогли спроектировать учащимся образ своего профессионального будущего и дальнейшего образовательного маршрута;

- сориентировали учащихся на реализацию собственных замыслов и личностных ресурсов в реальных социальных условиях;

- обучили школьников основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.


4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пряжников Н.С. Методы  активизации  профессионального и личностного  самоопределения: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство: НПО «МОДЭК»,  2002.- 400 с. 

2. Пряжников Н.С. «Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. -  М: Вако, 2005. - 288 с.

3. Е. С. Романова  « 99 профессий». - СП.: Питер, 2008. - 464 с.

4. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1998.

5. Бендюков М.А. Соломин И.Л. Твой компас на рынке труда. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы. Санкт-Петербург 2000.

6. Климов Е.А. «Как выбирать профессию» - М.: Просвещение, 1990. – 159 с.

7. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения» - М.: Академия, 2004. – 304 с.

8. Учебно-методический комплекс «Азбука профориентации XXI века» Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.Е., Палагин А.А., Ханты-Мансийск, 2011.

9. Беспалова Г.М. Гуманитарное педагогическое сопровождение самообразования подростка//Демократическая школа. – М.: НПО «Школа самоопределения», 2004. - №3. – С. 77-85.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

I этап. Поисковый (5-7 классы)

Возрастные особенности: Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных компетенций.

Направление работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Информирование о группах профессий, в которых используются компетентности, приобретаемые в образовательном процессе

Час профориентации:

1)«Популярные специальности: гуманитарные и социальные» (5-е кл.). 2)«Профессии для любителей тонкой работы»

(6-е кл.).

3)«Профессии лёгкой промышленности»

(7-е кл.).

Час профориентации:

1)«Популярные специальности в архитектуре и строительстве» (5-е кл.).

2)«Профессии для хрупких и романтичных» (6-е кл.).

3)«Самые востребованные профессии в автобизнесе»

(7-е кл.

Час профориентации:

1)«Профессии в общепите и пищевом производстве» (5-е кл.).

2)«Профессии для тех, кто любит животных» (6-е кл.).

3)«Горячая пятёрка рабочих профессий»

(7-е кл.).

Час профориентации:

1)«Популярные творческие специальности» (5-е кл.).

2)«Профессии средств массовой информации» (6-е кл.).

3)«Дефицитные рабочие профессии»

(7-е кл.).

Час профориентации:

1)«Профессии в сфере услуг и туризме

(5-е кл.).

2) «Профессии в сфере экологии»

(6-е кл.).

3)«Уникальные специальности» (7-е кл.).

Час профориентации:

1)«Популярные специальности в педагогике»

(5-е кл.).

2)«Профессии для тех, кто любит контролировать» (6-е кл.).

3)«Новые профессии»

(7-е кл.).

Час профориентации:

1)«Популярные специальности: финансы»

(5-е кл.).

2)«Профессии для тех, кто хочет прославиться» (6-е кл.).

3)«Профессии по обеспечению безопасности» (7-е кл.).

Час профориентации:

1)«Популярные специальности в медицине и психологии» (5-е кл.).

2)«Теологические профессии» (6-е кл.).

3)«Мир новых профессий»

(7-е кл.).

Час профориентации:

1)«Популярные профессии в торговле и коммерции» (5-е кл.).

2)«Транспортные профессии» (6-е кл.).

3)Экскурсия в автогородок (5-7 кл.).

Вовлечение учащихся в активное творческое познание мира профессий

1)Проведение акции «День работников нефтянной и газовой промышленности»

(5-е кл.).

2)Проведение акции «Международный день журналистов»

(6-е кл.).

1)Проведение акции «День учителя»

(5-е кл.

2)Проведение акции «День работников уголовного розыска»

(6-е кл.

3)Проведение акции «Всемирный день почты»

(7-е кл.).

4)Проведение акции «Письмо водителю»

(5-е классы).

1)Проведение акции «День милиции»

(5-е кл.).

2) Поведение акции «День бухгалтера» 

(6-е классы).

3)Игра «Все профессии важны, все профессии нужны»

(7-е классы

1)Проведение акции

«День энергетика»

(7-е кл.).

2)Проведение акции «День спасателя»

(6-е кл.).

3)Конкурс сочинений «Моя будущая

Профессия»

(5–7-е кл.).

1)Проведение акции «День работника прокуратуры»

(7-е кл.).

2)Проведение акции «День Российской печати»

(5-е кл.).

3)Проведение акции «Международный день таможенника»

(6-е кл.).

1)Проведение акции «День Российской науки»

 (6-е кл.).

2)Проведение акции «День аэрофлота»

(7-е кл.

3)Конкурс рисунков «Замечательная профессия», Моя будущая профессия» (5–7-е кл.).

4)Экскурсия в музей «Роснефть»

(5-7-е кл.).

1)Проведение акции «День геодезии и картографии» (7-е кл.).

2)Проведение акции «Всемирный день поэзии»

(5-е кл.).

3)Проведение акции «День внутренних войск МВД

России»

(6-е кл.).

1)Проведение акции «День геолога»

(6-е кл.).

2)Проведение акции «День космонавтики» (7-е кл.).

3)Проведение акции «День пожарной охраны»

(5-е кл.).

4)Участие в  конкурсе проектов в рамках городской декады по «Технологии»

1)Проведение акции «Международный день музеев»

(5–7-е кл.).

2)Проведение акции «День пограничника» (6-е кл.).

Мастер классы в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» (7-е кл.)


II этап. Развитие профессионального самоопределения (8-9 классы)

Возрастные особенности: Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии. Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка.

Направление работы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Диагностика профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей (профессионально-значимых способностей)

1)Диагностика «Карта интересов»

 (8-е кл.).

2)Диагностика «Выявление готовности к выбору профессии» (9-е кл.)

Диагностика «Шкала оценки потребности в достижении успеха»

 (8-9-е кл.).

Диагностика 

«Дифференциально-диагностический опросник»

(8-9-е кл.).

Диагностика «Определению типа социальной направленности личности» (9-е кл.).

1)Диагностика «Ориентир»

(8-9-е кл.).

2)Диагностика

«Оценка уровня общительности» (8-9-е кл.).

1)Диагностика «Определение типа темперамента»  (9-е кл.).

2)Диагностика

« «Стили поведения в конфликтной ситуации»

(8-9-е кл.).

Диагностика «Самооценка  психических состояний» (Опросник Айзенка)

(8-9-е кл.).

Диагностика «Ориентир», «Карта интересов»,  «Дифференциально-диагностический опросник»,

«Определению типа социальной направленности личности»

(9-е кл. по запросу).

Диагностика «Выявление готовности к выбору профессии» (8-е кл.)

Индивидуальное консультирование по проблемам профессионального самоопределения (в течение года)

Профессиональные пробы

Экскурсия ОАО «СКБ Банк», ОАО «Ханты-Мансийский Банк».

(9-е кл.)

1) Экскурсия

МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 3» (9-е кл.)

2) Экскурсия Теле-радио компания «Юганск- Интелком»

(8-9-е кл.).

1) Экскурсия  МБУК «Центральная городская библиотека».

(8-9-е кл.)

2) Экскурсия МУЗ «Нефтеюганская городская больница».

(9-е кл.)

1) Экскурсия  МУЗ «Нефтеюганская станция переливания крови».

(9-е кл.)

2) Экскурсия  ОАО «Нефтеюганский хлебокомбинат».

(8-9-е кл.)

1) Экскурсия Центр повышения квалификации «Нефтеюганский корпоративный институт»

(9-е кл.).

2) Экскурсия туристическое агентство «Югра-Интур». (9-е кл.)

1) Экскурсия ОАО «Нефтеюганский объединённый авиотряд».

(9-е кл.)

2) Экскурсия  МУЗ «Станция скорой неотложной медицинской помощи»

 (9-е кл.)

1) Экскурсия ГУ МЧС «Отряд Государствен-ной противопожарной службы».

(8-9-е кл.)

2) Экскурсия  УВД «ОМВД России по г.Нефтеюганску» (9-е кл.).

3) Экскурсия ФГБОУ ВПО «Нефтегазовый индустриальный колледж»

(9-е кл.)

1) Экскурсия  БУ ПО «Нефтеюганский политехнический колледж»

(9-е кл.)

2) Экскурсия  ООО «РН-Юганскнефтегаз».

(9-е кл.)

Экскурсия  ОАО «ЮТЭК -Нефтеюганск».

(9-е кл.)

Курс  «Твой компас на рынке труда» (8-е кл.)- в течение года

Курс «Азбука профориентации» (9-е кл.)- в течение года

Мастер классы в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»  (8-е кл.)

Знакомство с содержанием профессии

Час профориентации:

 «Выбор профессии»

(8-9-е кл.).

Час профориентации:

 «Секреты выбора профессии» (8-9-е кл.).

1)Час профориентации:

 «Мир профессий». (8-9-е кл.).

2) Встреча со специалистами «Городского центра занятости населения».

(9-е кл.).

1)Час профориентации:

«Дефицитные профессии».

(8-9-е кл.).

2) Конкурс сочинений «Моя будущая профессия» (8-9-е кл).

Час профориентации:

 «Список особо опасных профессий»

 (8-9-е кл.).

Час профориентации:

«Популярные профессии начального и среднего  профессионального образования»

(8-9-е кл.)

1)Проведение выставки: «Учебные заведения г. Нефтеюганска и ХМАО-Югры», «В помощь выпускнику», «Куда пойти учиться».

(8-9-е кл.)

2) Участие в городской выставке: «Учебные заведения г. Нефтеюганска, ХМАО-Югры» и «Тюменской области».

1)Час профориентации:

 «Мир новых профессиий».

(8-9-е кл.)

2) Встреча со специалистами «Городского центра занятости населения».

(8-е кл.)

Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах  учебных и исследовательских проектах (в течение года)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  МЕТОДИК

8-9 классы

1. Опросник «Выявление готовности к выбору профессии» В.Б. Успенского.

2. Опросник «Шкала оценки  потребности в достижении успеха» Ю.М. Орлова.

3. Опросник «Карта интересов» А.Е. Голомштока, модификация Г.В. Резапкиной.

4. Дифференциально-диагностический опросник  «Я предпочту» Е.А. Климова.

5. Тест «Определение типа социальной направленности личности» Дж. Голланда.

6. Методика оценки профессиональных интересов и способностей «Ориентир» И.Л. Соломина.

7. Опросник «Определение типа темперамента» Г. Айзенка.

8. Тест «Оценка уровня общительности В. Ф. Ряховского.

9. Опросник «Самооценка  психических состояний» Г. Айзенка.

10. Опросник «Стили поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОРОДА (СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО)

Взаимодействие с предприятиями и организациями города по проведению профессиональных проб и социальных практик осуществляется в различных формах: экскурсия, присутствие и наблюдение на рабочем месте, трудоустройство учащихся в каникулярное время.

Направление

Профессиональные пробы и социальные практики (партнёры)

Химико-биологическое

1. МУЗ «Нефтеюганская городская больница имени В.И. Яцкив».

2. МУЗ «Станция переливания крови».

3. МУЗ «Станция скорой неотложной медицинской помощи».

4. МУЗ «Стоматологическая поликлиника № 3».

5. ОАО «Нефтеюганский хлебокомбинат».

Филологическое

1. МБУК «Центральная городская библиотека».

2. ТРК «Юганск-Интелком».

Физико-математическое Информационно-технологическое

Техническое

1. ОАО «РН-Юганскнефтегаз».

2. ОАО «ЮТЭК-Нефтеюганск».

3. ОАО «Нефтеюганский объединённый авиотряд».

4. ТРК «Юганск-Интелком».

5. ЦПК «Нефтеюганский корпоративный институт».

6. ГУ МЧС России по ХМАО-Югре «Отряд Государственной Противопожарной Службы, пожарная часть 114-6 ОФПС»  г. Нефтеюганск.

Социально-экономическое

1. ОАО «Ханты-Мансийский банк», г. Нефтеюганск.

2. ОАО «СКБ-БАНК»,  г. Нефтеюганск.

3. Туристическое агенство «Югра-Интур».

Социально-гуманитарное

1. УВД ОМВД России по г. Нефтеюганску

2. Департамент по делам администрации «Отдел по делам архивов г. Нефтеюганска».

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Нефтеюганский индустриальный колледж (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» 

- экскурсии, участие в дне открытых дверей.

  • Бюджетное учреждение профессионального образования  ХМАО - Югры «Нефтеюганский политехнический колледж»

- экскурсии, участие в дне открытых дверей.

  • Нефтеюганский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения профессиональная образовательная организация «Златоустовский техникум технологии и экономики»

- экскурсии, участие в дне открытых дверей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ПРОГРАММА КУРСА «ТВОЙ КОМПАС НА РЫНКЕ ТРУДА» (СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССОВ)

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально- экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Результатом процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте является выбор будущей профессии. Помощь обучающимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ «Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.

Задачи:

  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
  • сформировать положительное отношение к самому себе, создание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

                Форма контроля  -  безотметочная. Основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала данного курса.

Учебно-тематическое планирование (8-е классы)

п/п

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

1

Что такое профессиональная ориентация.

1

беседа

2

Понятие о профессии. Характеристики профессии.

1

беседа

3

Многообразие мира профессий

1

презентация, беседа

4

Представление о себе и проблемах выбора профессии

1

беседа

5

Выбор профессии и профессиональные способности

1

беседа, деловая игра

6-7

Рынок труда

2

беседа, встреча с представителями центра занятости населения

г. Нефтеюганска

8

Профессиональное образование

1

беседа

9

Планирование своего профессионального будущего

1

беседа

10

Мои профессиональные ориентиры

1

тренинг

11

Что я знаю о своих возможностях

1

тренинг

12

Значение темперамента в выборе профессии

1

тренинг

13

Мышление и профессия

1

тренинг

14-15

Социальные проблемы труда

2

беседа, деловая игра

16

Социально-психологический портрет современного профессионала

1

беседа, деловая игра.

17

 Профессиональные склонности и интересы

1

беседа, диагностика

18-19

Анализ профессий

2

беседа, игра

20

Здоровье и выбор профессии

1

встреча с представителями здравоохранения

 г. Нефтеюганска

21

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

1

беседа, диагностика

22

Ведущие отношения личности и типы профессий.

1

беседа, диагностика

23

Эмоциональные состояния личности.

1

беседа, диагностика

24

Волевые качества личности  

1

беседа, диагностика

25

Характеристика списка особо опасных профессий. Востребованность на рынке труда России.

1

презентация, беседа,

26

Характеристика списка дефицитных профессий.

1

презентация, беседа,

27

Характеристика списка новых профессий

Востребованность на рынке труда России.

1

презентация, беседа,

28

Профессиональные учебные заведения города Нефтеюганска, Ханты-Мансийского АО

1

беседа, деловая игра

29-30

Встреча с представителями учебных заведений

2

встреча с представителями профессионального лицея, нефтегазового колледжа

31-34

Экскурсии

4

взаимодействие с учреждениями, предприятиями, организациями

35

Мои жизненные ориентиры и планы  будущего.

1

тренинг

Итого

35

Содержание программы

  1. Что такое профессиональная ориентация - 1 ч.

                Что такое профессиональная ориентация? Почему профессию нужно тщательно выбирать? Самый надежный способ выбрать профессию. Можно ли лучше узнать себя и как это сделать?

  1. Понятие о профессии. Характеристики профессии – 1 ч.

                Трудовая деятельность человека и профессии. «Профессионал», «любитель», «дилетант». Технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики профессии. Профессии вымирающие. Психологическая карта профессий. Психологические типы и классы профессий. Как можно познакомиться с разными профессиями?

  1. Многообразие мира профессий - 1 ч.

                Разнообразие списка профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

  1. Представление о себе и проблема выбора профессии - 1ч.

                Мотивы выбора профессии. Спрос и мода на профессии. Как определить свое место на «психологической карте профессий?» Профессионально важные качества, склонности и профессиональные способности.

5. Выбор профессии и профессиональные способности – 1 ч. 

                Как определить свои профессиональные способности. Что такое общие и специальные способности? Оценка уровня физических способностей.

        Оценка умственных способностей и особенностей характера. Как определить свое место на «психологической карте профессий» с учетом своих способностей? Почему так важно знать свои профессиональные способности? Деловая игра «Три специальности».

6-7. Рынок труда - 2ч. 

                Как устроен и как работает рынок труда? «Продавцы», «покупатели» и «товар» на рынке труда. «Посредники» на рынке труда. Профессионализм как товар - цена труда. Стабильность спроса на профессии. Что ты должен знать об экономике Ханты-Мансийского автономного округа?

  1. Профессиональное образование - 1ч.

                Зачем нужно профессиональное образование? Образование общее и образование профессиональное. Профессиональное образование - направления, уровни, ступени, формы обучения. Где можно получить профессиональное образование - профессионально- технические училища, лицеи, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии. Государственные и негосударственные профессиональные образовательные учреждения. Документы об образовании. Источники информации о профессиональных учебных заведениях. Что ты должен знать о возможностях получения образования в Ханты- Мансийском автономном округе?

  1. Планирование своего профессионального будущего - 1ч.

                Почему решения все равно придется принимать? Разные способы принятия решения. Самый надежный способ принятия решения. Планируем свое профессиональное будущее самостоятельно.

Какие бывают рабочие места? Айсберг рабочих мест. Где и как искать информацию о рынке труда, вакансиях и обучении? Источники информации - Государственная служба занятости, коммерческие фирмы, собственные объявления о поиске работы, телефонные звонки, друзья, родственники, коллеги. Как правильно их использовать. Как правильно составить резюме.

  1. Мои профессиональные ориентиры – 1ч.

        Приветствие. Упражнение «Отдел кадров». Упражнение «Мои ценности». Упражнение «Мои цели». Рефлексия.

  1. Что я знаю о своих возможностях – 1ч.

        Приветствие. Понятие профпригодности. Анкета профессиональных предпочтений. Упражнение «Кто я?». Упражнение «Геометрические фигуры». Рефлексия

  1. Значение темперамента в выборе профессии – 1ч.

        Приветствие. Тест Айзенка. Упражнение «Карикатуры». Упражнение «Черты темперамента». Рефлексия.

  1. Мышление и профессия – 1ч.

        Приветствие. Определение типа мышления. Упражнение «Тип мышления и профессия». Тест интеллектуального потенциала». Рефлексия.

14-15. Социальные проблемы труда - 2ч.

        Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация, специализация, квалификация. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу». Цель труда и его результаты Умственный и физический труд. Характер и культура труда. Современные требования к труду. Предметы, средства и условия труда.

  1.  Социально-психологический портрет современного профессионала – 1ч.

        Предприимчивость, интеллектуальность, ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений. Деловая игра «Мэрия».

  1.  Профессиональные склонности и интересы – 1ч.

        Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы и профессиональные намерения. Дифференциально-диагностический опросник А. Климова «Я предпочту» (исследование склонностей и профессиональных интересов).

  1. Анализ профессий – 2ч.

        Предмет, средства и цели труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда. Игра «Угадай профессию. Способы классификации профессий. Профессии типа «человек-человек», «человек-техника»,  «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.

  1. Здоровье и выбор профессии – 1ч.

        Учёт состояния при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий режима работы.

  1. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.

        Общее представление о нервной системе и её свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Теппинг-тест, проба Ланчиса.

  1. Ведущие отношения личности и типы профессий. – 1ч.

        Отношение к деятельности (удовлетворённость трудом, местом работы, профессией). Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания. Отношение к предметному миру. Опросники «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому человеку как к ценности».

  1. Эмоциональные состояния личности – 1ч.

        Эмоции и чувства, их функция в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния). Опросник «Личностная шкала проявления тревоги», методика «Незаконченные предложения».

  1. Волевые качества личности – 1ч.

        Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений. Опросник «Какая у меня воля?».

25. Характеристика списка особо опасных профессий - 1ч.

        Понятие и виды особо опасных профессий. Необходимость и готовность людей к работе связанной с риском.

26. Характеристика списка дефицитных профессий - 1ч.

        Понятие и виды дефицитных профессий. Важность и причины отсутствия желания людей работать в этих сферах жизнедеятельности.

27. Характеристика списка новых профессий - 1ч.

        Характеристика видов новых профессий. Их востребованность в повседневной жизнедеятельности человека.

28. Профессиональные учебные заведения города Нефтеюганска, Ханты-Мансийского АО - 1ч.

                Государственная аккредитация. Лицензия. Форма обучения. Специальности. Условия приема в учебные заведения. Написание заявлений. Сбор документов для поступления. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?»

  1. Встреча с представителями учебных заведений - 2 ч.

                Встреча с представителями «Нефтеюганского профессионального лицея» и «Нефтеюганского нефтегазового индустриального колледжа».

31-34. Экскурсии.

        Городская центральная библиотека, центральная городская больница, пожарная часть, телерадиокомпания, нефтяная компания в рамках профориентации.

35. Мои жизненные ориентиры и планы будущего - 1ч.

        Приветствие. Проективный рисунок «Моё эмоциональное отношение к выбору профессии». Упражнение «Я выпускник 9-х классов». Упражнение «Багаж в дрогу». Рефлексия. Прощание.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ПРОГРАММА КУРСА «АЗБУКА ПРОФОРИЕНТАЦИИ»

(СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ)

Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Школьнику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна  система школьной профориентации.

Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным и краеведческим, сформировать положительное отношение у школьников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.

Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.

Задачи программы:

Образовательные  задачи:

  1. Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
  2. Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
  3. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
  4. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

Воспитательные задачи:

  1. Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.
  2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
  3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
  4. Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития г. Нефтеюганска, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие,  желание учащихся жить и работать на благо своего города.

Развивающие задачи:

1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

2. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

3. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

4. Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

Ожидаемые результаты

Реализация данной программы позволит:

- сформировать у учащихся адекватные представления о себе и своем профессиональном соответствии;

- сформировать знания учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;

- помочь учащимся принять осознанное решение о профессиональном выборе и направлении дальнейшего обучения;

- повысить мотивацию молодежи к труду.

Форма контроля  -  безотметочная. Основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала данного курса.

Программа  «Азбука профориентации» рассчитан на 35 часов (по 1 часа в неделю на протяжении года).

Тематическое планирование курса «Азбука профориентации (35 часов)

п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Введение

2

1.1

Понятие профориентация. Три составляющие правильного выбора профессии.

2

2.

Психологический аспект профессионального выбора «Что я знаю о себе?».

10

2.1

Понятие личности. Эмоции. Природная основа личности. Темперамент.

1

2.2

Побудительные силы человека – мотивы, интересы, склонности.

1

2.3

Ценностные ориентации и профессии.

1

2.4

Способности и профессия.

1

2.5

Профессиональные важные качества.

1

2.6

Коммуникативная успешность. Барьеры коммуникации.

1

2.7

Самооценка в профессиональном выборе.

1

2.8

Целеполагание и образ будущего.

1

2.9

Этапы профессионального самоопределения.

1

2.10

Карта самопознания.

1

3.

Мир профессий «Что я знаю о профессиях?»

10

3.1

Понятие профессия. Классификация профессий по предмету труда.

1

3.2

Профессии типа «Человек-человек»,

1

3.3

Профессии типа «Человек-знак».

1

3.4

Профессии типа «Человек-художественный образ».

1

3.5

Профессии типа «Человек-техника».

1

3.6

Профессии типа «Человек-природа».

1

3.7

Профессии типа «Человек-бизнес».

1

3.8

Просмотр профессиограмм.

3

4.

Система профессионального образования «Что я знаю об образовании»?»

3

4.1

Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.

1

4.2

Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

1

4.3

Формы и сроки обучения, присеваемые квалификации. Правила поступления в учебные заведения.

1

4.4

Система профессиональных учебных заведений ХМАО.

1

5.

Анализ современного рынка труда «Что я знаю о рынке труда?»

4

5.1

Основные понятия и определения. Факторы, влияющие на состояние рынка труда.

2

5.2

Особенности и тенденции развития рынка труда ХМАО-Югры. Проблемв трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

1

5.3

Многообразие форм занятости. Программы временной занятости для молодёжи.

1

6.

Технологии выбора профессии «Как выбрать профессию?»

2

6.1

Типичные ошибки при выборе профессии.

1

6.2

Стратегия принятия решения в выборе профессии.

1

7.

Заключение «Моя профессиональная карьера?»

4

7.1

Социально-психологическое исследование.

2

7.2

Индивидуально-профессиональный план.

2

Итого:

35

Содержание программы «Азбука профориентации» 9 класс (35часов)

Введение

Тема 1. Понятие «профориентация».

Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии. Край, в котором ты живешь: особенности социокультурного и экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа -  Югры.

Раздел 1. Психологические аспекты профессионального выбора «Что я знаю о себе?»

Тема 1. Понятие личности. Эмоции. Природная основа личности. Темперамент.

Интеллектуальный, эмоциональный и мотивационный (поведенческий) компоненты целостности личности. Понятие «эмоции». Темперамент, его основные свойства и типы. Психологические характеристики темперамента и его проявление в деятельности.

Тема 2. Побудительные силы человека — мотивы, интересы, склонности.

Понятия мотива, интереса, склонности. Основные теории мотивации. Влияние структуры мотивации и сформированности интересов на успешность деятельности.

Тема 3. Ценностные ориентации.

Понятие ценностей и ценностных ориентаций и их связь с выбором профессии. Собственные ценностные ориентации.

Тема 4. Способности.

Понятия общих и специальных способностей, их влияние на продуктивность деятельности. Присущие учащимся способности.

Тема 5. Профессионально важные качества.

Профпригодность, профессионально важные качества.

Тема 6. Коммуникативная успешность. Барьеры коммуникации.

Понятие «конфликт», его виды, стадии, источники, способы разрешения, положительные и отрицательные стороны. Навыки эффективного поведения в конфликтной ситуации.

Коммуникация в человеческом сообществе, коммуникабельность как черта личности. Понятие коммуникативного барьера.

Способы преодоления коммуникативного барьера. Навыки рефлексии, самопознания и самоанализа.

Тема 7. Самооценка.

Понятие самооценки. Роль самооценки и разных ее деформаций: заниженной и завышенной самооценки. Влияние самооценки на качественную профессиональную деятельность.

Тема 8. Целеполагание и образ будущего.

Формирование позитивного образа будущего. Освоение навыков целеполагания. Формирование навыка постановки целей разного уровня и выработки стратегии их достижения.

Тема 9. Этапы профессионального самоопределения.

Этапы, стадии и закономерности построения профессиональной карьеры. Навыки и умения в сфере анализа и планирования.

Закономерности возрастного и профессионального развития. Понятия «профессиональная карьера», «возрастной период», «развитие профессионала».

Тема 10. Карта самопознания.

Навыки самопознания, самоанализа и рефлексии. Навыки самопрезентации и составления резюме.

Раздел 2. Мир профессий. «Что я знаю о профессиях?»

Тема 1. Понятие «профессия». Классификация профессий по предмету труда.

Представление существующих профессий и их спецификаций. Особенности профессий. Классификация профессий. Принципы классификации профессий. Профессиональный выбор.

Тема 2. Профессии типа «человек — человек».

Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек — человек». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек — человек». Знакомство с профессиями типа «человек — человек».

Тема 3. Профессии типа «человек — знак».

Особенности профессий типа «человек — знак». Профессиограммы наиболее востребованных профессий из этой области.

Тема 4. Профессии типа «человек — художественный образ».

Содержание, цели, условия труда, требования к личным качествам представителей профессий типа «человек — художественный образ». Анализ содержания труда и классификации профессий типа «человек — художественный образ».

Тема 5. Профессии типа «человек — техника».

Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей типа «человек — техника». Анализ содержания труда и классификации типа «человек — техника».

Тема 6. Профессии типа «человек — природа».

Содержание, цели, условия труда, личные качества представителей профессий типа «человек — природа». Анализ содержания труда и классификация профессий типа «человек — природа».

Тема 7. Профессии типа «человек — бизнес».

Представление о профессиях типа «человек — бизнес». Особенности психологического типа представителей профессий этой группы. Профессиограммы профессий типа «человек — бизнес».

Тема 8-10. Профессиограмма.

Профессии разного типа. Выбор профессии. Скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа.

Раздел 3. Система профессионального образования. «Что я знаю об образовании?»

Тема 1. Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.

Виды учреждений профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.

Тема 2. Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления. Информация, необходимая при выборе учебного заведения.

Формы обучения, сроки освоения программ профессиональной подготовки с присваиваемой квалификацией. Правила приема в учебные заведения.

Сбор и анализ информации, которая поможет сделать правильный выбор образовательного маршрута.

Тема 3. Система профессиональных учебных заведений Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Обзор учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Филиалы и негосударственные учебные заведения.

Раздел 4. Анализ современного рынка труда. «Что я знаю о рынке труда?»

Тема 1-2. Основные понятия и определения. Факторы, влияющие на состояние рынка труда.

Понятия «рынок труда», «спрос и предложение на рынке труда». Механизм функционирования рынка труда. Возможные ситуации на рынке труда. Факторы, влияющие на состояние рынка труда.

Тема 3. Особенности и тенденции развития рынка труда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

Специфические черты экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Особенности рынка труда автономного округа. Проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

Тема 4. Многообразие форм занятости. Программы временной занятости молодежи. Особенности организации временной занятости молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Основные формы занятости. Временная занятость молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Раздел 5. Технологии выбора профессии. «Как выбрать профессию?»

Тема 1. Типичные ошибки при выборе профессии.

Типичные ошибки при выборе профессии. Способы избегания типичных ошибок при выборе профессии.

Тема 2. Стратегии принятия решения при выборе профессии.

Стратегия принятия решений. Способы аналитического решения в ситуации профессионального самоопределения.

Тема 1. Социально-психологическое исследование.

Уровень эффективности курса. Сформированность профессиональных планов.

Тема 2. Индивидуальный профессиональный план.

Навыки планирования. Процесс профессионального самоопределения учащихся.