Программа "Линия жизни" для 6 классов

Документ содержит информацию о программе "Линия жизни" для 6 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

        «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочный курс

«Линия жизни»

 6 класс

2014-2015 учебный год

Учитель: Плеханов Вячеслав Юрьевич

Количество часов в год: 17, 5 часов

Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования»

Учебно-методический комплект:

Немцева Т.В. За здоровый образ жизни. Программа курса для учащихся 5-6 классов. Ярославль, 2010

                                                    г. Нефтеюганск

                                                            2014


Пояснительная записка

Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования»

Учебно-методический комплект:

Немцева Т.В. За здоровый образ жизни. Программа курса для учащихся 5-6 классов. Ярославль, 2010.

Самой большой ценностью каждого человека считается его здоровье. К сожалению, существует слишком много объективных и субъективных причин, заставляющих забывать, что здоровье необходимо беречь и приумножать.

Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе, поэтому необходимо именно в этом возрасте заложить основы здорового образа жизни. Необходимо научить ребят более полно раскрыть и использовать свой биологический потенциал в повседневной жизни. 

Занятия помогут ребятам  сформировать понятие исключительной ценности здоровья, привить навыки здорового образа жизни, повысить интерес к предмету, расширить знания в сфере биолого-экологических наук, способствуют  профессиональной ориентации и выбору будущей профессии.

Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений учащихся в области экологии человека, оценки состояния здоровья, основных закономерностей функционирования организма. Отдельные темы используются в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ – как основа для докладов (выступлений) на конференциях.

На занятиях курса ребята не только получают знания по отдельным темам, но и привлекаются к пропаганде навыков ЗОЖ среди учеников школы. Они участвуют в организации и проведении «Дней Здоровья», спортивных соревнований, оформление стенгазет, подготовке и проведении классных часов, викторин.

Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал.

Цель: формировать у учащихся ценностное отношение к здоровью, навыки ЗОЖ, культуру здоровья.

Задачи:

  • Расширить знания учащихся по экологии человека;
  • Рассмотреть основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики некоторых видов заболеваний;
  • Обучить способам выхода из стрессовых ситуаций;
  • Вооружить ребят знаниями, умениями и навыками, необходимыми для оказания первой медицинской помощи;
  • Способствовать формированию навыков, необходимых для принятия разумных решений по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • Способствовать формированию навыков учебно-исследовательской деятельности;
  • Научить применять коммуникативные и презентационные навыки.

Формы обучения: групповые и коллективные. 

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении стенгазет, проведении соревнований и акций. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих и исследовательских заданий.

Программа курса «Линия жизни» рассчитана на учащихся 5-6 классов в количестве 17,5 часов.

Личностные результаты:

  • Находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  • Принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • Находить выход из стрессовых ситуаций.

 Метапредметные результаты:

  • Работать с различными источниками информации.
  • Использовать навыки учебно-исследовательской деятельности в своей работе;
  • Развитие навыков взаимодействия со взрослыми людьми по поводу исследований;
  • Применять коммуникативные и презентационные навыки.

Предметные результаты:

  • Принимать  разумные  решения по поводу иммунитета, вредных привычек, питания;
  • Оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах.

Планируемые результаты изучения курса

Выполнив программу внеурочного  курса  «Линия жизни» учащиеся научаться:

  • Быть информированными о  причинах, сохраняющих и разрушающих здоровье;
  • Принимать  разумные  решения по поводу вредных привычек, питания.
  • Оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;
  • воспитывать в себе и окружающих активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;
  • Работать с различными источниками информации;
  • Использовать навыки учебно-исследовательской деятельности в своей работе;
  • Применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • Применять полученные знания для осознанного выбора профессии.

Контроль усвоения программы курса безотметочный. Оценивается уровень освоения курса по активности работы учащихся.

Содержание курса внеурочной деятельности (6-е классы)

  1. «Экология города» (4 часа)

Теоретические знания: Методы исследования. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения. Основные загрязнители. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды. Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв.   Компоненты и общие физические свойства почв. Химическое загрязнение почв. Влияние соединений свинца на организм.

Практикум: презентация работы творческих групп на конференции.

Темы исследовательских работ:

- «Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты».

- «Определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта».

- «Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты».

- «Определение состояния древесных растений в разных зонах города».

- «Влияние пыли (свинца, шума) на организм человека» и др.

2.  «Береги зрение смолоду» (2 часа)

Теоретические знания: Значение зрения. Строение органа зрения, зрительный анализатор. Слепое пятно, желтое пятно. Близорукость, дальнозоркость, конъюктивит, проникающее ранение глаза, катаракта, глаукома. Первая помощь при повреждении глаз. Гигиена зрения.

Практикум: презентация работы творческих групп на конференции.

Темы исследовательских работ: 

- «Гигиена органов зрения».

- «Фотоэпилепсия. Что это такое?».

- «Режим работы на компьютере».

«Гимнастика для глаз на каждый день» и др.

3. «До приезда скорой помощи» (6 часов)

Теоретические знания: Травмы. Вывих, растяжение, перелом, шина. Кровотечение, жгут, закрутка, давящая повязка. Грипп, туберкулез, рак, отек, электротравма, обморок, реанимация. Ожог, обморожение. Терморегуляция, тепловой и солнечный удар. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах, отравлении, кровотечении.

Практикум: презентация работы творческих групп на конференции.

Темы исследовательских работ:

- «Профессия – врач».

- «МЧС на службе человека».

- «Это должен знать каждый» и др.

4.  «Жизнь без стресса» (5 часов)

Теоретические знания: Стресс, поведение человека. Закономерности работы головного мозга, работоспособность, режим дня, учение о стрессе, устойчивость к факторам среды, эмоции. Конфликты, перенапряжение, нейтрализация эмоционального стресса, релаксация.

Практикумы: презентация работы творческих групп на конференции, организация и проведение общешкольного «Дня здоровья».

Темы исследовательских работ:

- «Определение стрессоустойчивости организма».

- «Стресс – проблема 21 века».

«Пути выхода из стресса».

- «Жизнь без стресса» и др.

Творческие работы: оформление стенгазеты «Осторожно стресс!».

Тематическое планирование для  6-х классов на 1 полугодие (17,5 ч.)

№ п/п

Раздел, тема

Виды деятельности

1.

Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения. Основные загрязнители.

Беседа

2.

Виды и характеристика загрязнений водных объектов. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды, методы отбора проб воды.

Беседа

3.

Почва. Нарушения почв. Деградация почв, свойства почв. Химическое загрязнение почв. Влияние соединений свинца на организм.

Беседа

4.

«Экологическое состояние в микрорайоне школы». Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы.

Конференция

5.

Значение зрения. Строение органа зрения, зрительный анализатор. Слепое пятно, желтое пятно. Гигиена зрения.

Беседа

6.

«Береги зрение смолоду» Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы

Конференция

7.

Вывих, растяжение, перелом. «Первая помощь при травмах»

Практикум

8.

Виды кровотечение. «Распознавание и остановка кровотечения»

Практикум

9.

Первая помощь при поражении органов дыхания. «Непрямой массаж сердца»

Практикум

10.

Ожог, обморожение. «Первая помощь при ожогах и обморожениях»

Беседа

11.

Терморегуляция, тепловой и солнечный удар. «Первая помощь при тепловом и солнечном ударе

Беседа

12.

«Это должен знать каждый». Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы

Конференция

13.

Стресс. Закономерности работы головного мозга, явление доминанты, работоспособность, режим дня.

Беседа

14.

Конфликты, методы выхода из конфликтов.

Практикум

15.

«Жизнь без стресса». Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы

Конференция

16.

Оформление стенгазеты «Осторожно – стресс!».

Практикум

17.

Спортивные соревнования  «День здоровья»

Практикум

18.

Презентация достижений

Практикум

Итого

17,5

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Наименования объектов и средств

учебно-методического и материально-технического обеспечения

Основная школа

1.БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря   2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Д

2

Программа А.И Савенкова «Исследовательское  обучение  школьников». М., 2003.

Д

2.ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКЦИОННЫЕ СРЕДСТВА

1

«Практическая экология для школьников» Л.А. Коробейникова, Иваново, 1995.        

Д

2

«Охрана природы», п/р профессора К. В. Пашканга, Москва, «Просвещение», 1990.

3

«Юным любителям природы», Н.Н. Плавильщиков, Москва, «Детская литература», 1975.

Д

4

«Растения от А до Я», Ю. П. Лаптев, Москва, «Колос», 1992.

Д

5

«Биология. Человек. 8 класс» А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Москва, Вентана – Граф, 2005.

Д

6

«Экология человека. 8 класс», М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина, Москва, Вентана – Граф, 2003.

Д

7

«Размышления о наркомании» М.И. Буянов, Москва, Просвещение, 1990.

Д

8

«Охрана природы», А.В. Михеев, «Просвещение», Москва, 1990.

Д

9

«Экологическое образование школьников во внеклассной работе», А.Н. Захлебный, Москва, «Просвещение», 1984.

Д

10

«Основы учение о биосфере» Г.В. Войткевич, «Просвещение», Москва, 1989.

Д

11

 «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Л.С. Литвиненко, Москва, «5 за знания», 2005.

Д

12

 «Профилактика вредных привычек» Н.И. Еременко, издательство «Панорама», Москва 2007.

Д

13

 «Не совсем обычный урок», С.В. Кулькевич, Воронеж, «Учитель», 2001.

Д

14

 «Формирование здорового образа жизни подростков», В.С. Кучменко, Л.П. Анастасова, Москва, Вентана – Граф, 2004.

Д

15

 «Методические материалы по антинаркотическим профилактическим программам в учебных заведениях», Приволжск, 2008.

Д

16

 «Внеурочная работа по географии» И.И. Баринова, Москва, Просвещение, 1988.

Д

17

 «Учебно-исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005.

Д

3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1

http:// bg-prestige.narod.ru

Д

2

http://schools.keldysh.ru

Д

3

http://www.zavuch.info

Д

4

http://festival.1september

Д

5

http://pedsovet.org

Д

6

http://metodist.ru

Д

4.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО)

1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью

Д

2

Мультимедийный компьютер

Д

3

Мультимедийный проектор

Д

4

Интерактивная доска

Д

5

Средства телекоммуникации: электронная почта, локальные школьные сети,  выход в Интернет.

Д

5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1

Жалюзи

Д

2

Компьютерный стол

Д

3

Шкафы (с остекленной секцией) для хранения литературы и выставок.

Д

4

Стол учителя

Д

5

Комплект парт ученических

К