Программа "Линия жизни" для 6 классов
Документ содержит информацию о программе "Линия жизни" для 6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Линия жизни" для 6 классов | 33.81 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочный курс
«Линия жизни»
6 класс
2014-2015 учебный год
Учитель: Плеханов Вячеслав Юрьевич
Количество часов в год: 17, 5 часов
Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Учебно-методический комплект:
Немцева Т.В. За здоровый образ жизни. Программа курса для учащихся 5-6 классов. Ярославль, 2010
г. Нефтеюганск
2014
Пояснительная записка
Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Учебно-методический комплект:
Немцева Т.В. За здоровый образ жизни. Программа курса для учащихся 5-6 классов. Ярославль, 2010.
Самой большой ценностью каждого человека считается его здоровье. К сожалению, существует слишком много объективных и субъективных причин, заставляющих забывать, что здоровье необходимо беречь и приумножать.
Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе, поэтому необходимо именно в этом возрасте заложить основы здорового образа жизни. Необходимо научить ребят более полно раскрыть и использовать свой биологический потенциал в повседневной жизни.
Занятия помогут ребятам сформировать понятие исключительной ценности здоровья, привить навыки здорового образа жизни, повысить интерес к предмету, расширить знания в сфере биолого-экологических наук, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии.
Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений учащихся в области экологии человека, оценки состояния здоровья, основных закономерностей функционирования организма. Отдельные темы используются в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ – как основа для докладов (выступлений) на конференциях.
На занятиях курса ребята не только получают знания по отдельным темам, но и привлекаются к пропаганде навыков ЗОЖ среди учеников школы. Они участвуют в организации и проведении «Дней Здоровья», спортивных соревнований, оформление стенгазет, подготовке и проведении классных часов, викторин.
Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал.
Цель: формировать у учащихся ценностное отношение к здоровью, навыки ЗОЖ, культуру здоровья.
Задачи:
- Расширить знания учащихся по экологии человека;
- Рассмотреть основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики некоторых видов заболеваний;
- Обучить способам выхода из стрессовых ситуаций;
- Вооружить ребят знаниями, умениями и навыками, необходимыми для оказания первой медицинской помощи;
- Способствовать формированию навыков, необходимых для принятия разумных решений по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- Способствовать формированию навыков учебно-исследовательской деятельности;
- Научить применять коммуникативные и презентационные навыки.
Формы обучения: групповые и коллективные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении стенгазет, проведении соревнований и акций. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих и исследовательских заданий.
Программа курса «Линия жизни» рассчитана на учащихся 5-6 классов в количестве 17,5 часов.
Личностные результаты:
- Находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- Принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- Находить выход из стрессовых ситуаций.
Метапредметные результаты:
- Работать с различными источниками информации.
- Использовать навыки учебно-исследовательской деятельности в своей работе;
- Развитие навыков взаимодействия со взрослыми людьми по поводу исследований;
- Применять коммуникативные и презентационные навыки.
Предметные результаты:
- Принимать разумные решения по поводу иммунитета, вредных привычек, питания;
- Оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах.
Планируемые результаты изучения курса
Выполнив программу внеурочного курса «Линия жизни» учащиеся научаться:
- Быть информированными о причинах, сохраняющих и разрушающих здоровье;
- Принимать разумные решения по поводу вредных привычек, питания.
- Оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;
- воспитывать в себе и окружающих активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;
- Работать с различными источниками информации;
- Использовать навыки учебно-исследовательской деятельности в своей работе;
- Применять коммуникативные и презентационные навыки;
- Применять полученные знания для осознанного выбора профессии.
Контроль усвоения программы курса безотметочный. Оценивается уровень освоения курса по активности работы учащихся.
Содержание курса внеурочной деятельности (6-е классы)
- «Экология города» (4 часа)
Теоретические знания: Методы исследования. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения. Основные загрязнители. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды. Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв. Компоненты и общие физические свойства почв. Химическое загрязнение почв. Влияние соединений свинца на организм.
Практикум: презентация работы творческих групп на конференции.
Темы исследовательских работ:
- «Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты».
- «Определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта».
- «Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты».
- «Определение состояния древесных растений в разных зонах города».
- «Влияние пыли (свинца, шума) на организм человека» и др.
2. «Береги зрение смолоду» (2 часа)
Теоретические знания: Значение зрения. Строение органа зрения, зрительный анализатор. Слепое пятно, желтое пятно. Близорукость, дальнозоркость, конъюктивит, проникающее ранение глаза, катаракта, глаукома. Первая помощь при повреждении глаз. Гигиена зрения.
Практикум: презентация работы творческих групп на конференции.
Темы исследовательских работ:
- «Гигиена органов зрения».
- «Фотоэпилепсия. Что это такое?».
- «Режим работы на компьютере».
«Гимнастика для глаз на каждый день» и др.
3. «До приезда скорой помощи» (6 часов)
Теоретические знания: Травмы. Вывих, растяжение, перелом, шина. Кровотечение, жгут, закрутка, давящая повязка. Грипп, туберкулез, рак, отек, электротравма, обморок, реанимация. Ожог, обморожение. Терморегуляция, тепловой и солнечный удар. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах, отравлении, кровотечении.
Практикум: презентация работы творческих групп на конференции.
Темы исследовательских работ:
- «Профессия – врач».
- «МЧС на службе человека».
- «Это должен знать каждый» и др.
4. «Жизнь без стресса» (5 часов)
Теоретические знания: Стресс, поведение человека. Закономерности работы головного мозга, работоспособность, режим дня, учение о стрессе, устойчивость к факторам среды, эмоции. Конфликты, перенапряжение, нейтрализация эмоционального стресса, релаксация.
Практикумы: презентация работы творческих групп на конференции, организация и проведение общешкольного «Дня здоровья».
Темы исследовательских работ:
- «Определение стрессоустойчивости организма».
- «Стресс – проблема 21 века».
«Пути выхода из стресса».
- «Жизнь без стресса» и др.
Творческие работы: оформление стенгазеты «Осторожно стресс!».
Тематическое планирование для 6-х классов на 1 полугодие (17,5 ч.)
№ п/п | Раздел, тема | Виды деятельности |
1. | Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения. Основные загрязнители. | Беседа |
2. | Виды и характеристика загрязнений водных объектов. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды, методы отбора проб воды. | Беседа |
3. | Почва. Нарушения почв. Деградация почв, свойства почв. Химическое загрязнение почв. Влияние соединений свинца на организм. | Беседа |
4. | «Экологическое состояние в микрорайоне школы». Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы. | Конференция |
5. | Значение зрения. Строение органа зрения, зрительный анализатор. Слепое пятно, желтое пятно. Гигиена зрения. | Беседа |
6. | «Береги зрение смолоду» Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы | Конференция |
7. | Вывих, растяжение, перелом. «Первая помощь при травмах» | Практикум |
8. | Виды кровотечение. «Распознавание и остановка кровотечения» | Практикум |
9. | Первая помощь при поражении органов дыхания. «Непрямой массаж сердца» | Практикум |
10. | Ожог, обморожение. «Первая помощь при ожогах и обморожениях» | Беседа |
11. | Терморегуляция, тепловой и солнечный удар. «Первая помощь при тепловом и солнечном ударе | Беседа |
12. | «Это должен знать каждый». Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы | Конференция |
13. | Стресс. Закономерности работы головного мозга, явление доминанты, работоспособность, режим дня. | Беседа |
14. | Конфликты, методы выхода из конфликтов. | Практикум |
15. | «Жизнь без стресса». Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы | Конференция |
16. | Оформление стенгазеты «Осторожно – стресс!». | Практикум |
17. | Спортивные соревнования «День здоровья» | Практикум |
18. | Презентация достижений | Практикум |
Итого | 17,5 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
- Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
- К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
- Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
- П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
№ | Наименования объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения | Основная школа |
1.БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||
1 | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». | Д |
2 | Программа А.И Савенкова «Исследовательское обучение школьников». М., 2003. | Д |
2.ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКЦИОННЫЕ СРЕДСТВА | ||
1 | «Практическая экология для школьников» Л.А. Коробейникова, Иваново, 1995. | Д |
2 | «Охрана природы», п/р профессора К. В. Пашканга, Москва, «Просвещение», 1990. | |
3 | «Юным любителям природы», Н.Н. Плавильщиков, Москва, «Детская литература», 1975. | Д |
4 | «Растения от А до Я», Ю. П. Лаптев, Москва, «Колос», 1992. | Д |
5 | «Биология. Человек. 8 класс» А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Москва, Вентана – Граф, 2005. | Д |
6 | «Экология человека. 8 класс», М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина, Москва, Вентана – Граф, 2003. | Д |
7 | «Размышления о наркомании» М.И. Буянов, Москва, Просвещение, 1990. | Д |
8 | «Охрана природы», А.В. Михеев, «Просвещение», Москва, 1990. | Д |
9 | «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», А.Н. Захлебный, Москва, «Просвещение», 1984. | Д |
10 | «Основы учение о биосфере» Г.В. Войткевич, «Просвещение», Москва, 1989. | Д |
11 | «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Л.С. Литвиненко, Москва, «5 за знания», 2005. | Д |
12 | «Профилактика вредных привычек» Н.И. Еременко, издательство «Панорама», Москва 2007. | Д |
13 | «Не совсем обычный урок», С.В. Кулькевич, Воронеж, «Учитель», 2001. | Д |
14 | «Формирование здорового образа жизни подростков», В.С. Кучменко, Л.П. Анастасова, Москва, Вентана – Граф, 2004. | Д |
15 | «Методические материалы по антинаркотическим профилактическим программам в учебных заведениях», Приволжск, 2008. | Д |
16 | «Внеурочная работа по географии» И.И. Баринова, Москва, Просвещение, 1988. | Д |
17 | «Учебно-исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005. | Д |
3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ | ||
1 | http:// bg-prestige.narod.ru | Д |
2 | Д | |
3 | http://www.zavuch.info | Д |
4 | http://festival.1september | Д |
5 | http://pedsovet.org | Д |
6 | Д | |
4.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО) | ||
1 | Аудиторная доска с магнитной поверхностью | Д |
2 | Мультимедийный компьютер | Д |
3 | Мультимедийный проектор | Д |
4 | Интерактивная доска | Д |
5 | Средства телекоммуникации: электронная почта, локальные школьные сети, выход в Интернет. | Д |
5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||
1 | Жалюзи | Д |
2 | Компьютерный стол | Д |
3 | Шкафы (с остекленной секцией) для хранения литературы и выставок. | Д |
4 | Стол учителя | Д |
5 | Комплект парт ученических | К |