Программа "Линия жизни" для 5 классов
Документ содержит информацию о программе "Линия жизни" для 5 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_liniya_zhizni_5_kl.docx | 33.85 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочный курс
«Линия жизни»
5 класс
2014-2015 учебный год
Учитель: Плеханов Вячеслав Юрьевич
Количество часов в год: 17, 5 часов
Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Учебно-методический комплект:
Немцева Т.В. За здоровый образ жизни. Программа курса для учащихся 5-6 классов. Ярославль, 2010
г. Нефтеюганск
2014
Пояснительная записка
Составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Учебно-методический комплект:
Немцева Т.В. За здоровый образ жизни. Программа курса для учащихся 5-6 классов. Ярославль, 2010
Самой большой ценностью каждого человека считается его здоровье. К сожалению, существует слишком много объективных и субъективных причин, заставляющих забывать, что здоровье необходимо беречь и приумножать.
Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе, поэтому необходимо именно в этом возрасте заложить основы здорового образа жизни. Необходимо научить ребят более полно раскрыть и использовать свой биологический потенциал в повседневной жизни.
Занятия помогут ребятам сформировать понятие исключительной ценности здоровья, привить навыки здорового образа жизни, повысить интерес к предмету, расширить знания в сфере биолого-экологических наук, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии.
Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений учащихся в области экологии человека, оценки состояния здоровья, иммунитета, основных закономерностей функционирования организма. Отдельные темы используются в качестве тем для ученической исследовательской работы, а результаты соответствующих работ – как основа для докладов (выступлений) на конференциях.
На занятиях курса ребята не только получают знания по отдельным темам, но и привлекаются к пропаганде навыков ЗОЖ среди учеников школы. Они участвуют в организации и проведении «Дней Здоровья», спортивных соревнований, конкурсов рисунков, листовок, стенгазет, фотографий, подготовке и проведении классных часов, викторин.
Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал.
Цель: формировать у учащихся ценностное отношение к здоровью, навыки ЗОЖ, культуру здоровья
Задачи:
- Расширить знания учащихся по экологии человека;
- Рассмотреть основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- Способствовать формированию навыков, необходимых для принятия разумных решений по поводу иммунитета, вредных привычек, питания, сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- Обучить конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- Способствовать формированию навыков учебно-исследовательской деятельности;
- Научить применять коммуникативные и презентационные навыки.
Формы обучения: групповые и коллективные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставки, оформление стенгазет, создание листовок, проведении акций. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих и исследовательских заданий.
Программа курса «Линия жизни» рассчитана на учащихся 5 классов в количестве 17,5 часов.
Личностные результаты:
- Находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- Принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания.
Метапредметные результаты:
- Работать с различными источниками информации;
- Использовать навыки учебно-исследовательской деятельности в своей работе;
- Развитие навыков взаимодействия со взрослыми людьми по поводу исследований;
- Применять коммуникативные и презентационные навыки.
Предметные результаты:
- Расширить теоритические знания учащихся по экологии человека;
- Принимать разумные решения по поводу иммунитета, вредных привычек, питания.
Планируемые результаты изучения курса
Выполнив программу внеурочного курса «Линия жизни» учащиеся научаться:
- Быть информированными о причинах, сохраняющих и разрушающих здоровье;
- Принимать разумные решения по поводу иммунитета, вредных привычек, питания;
- воспитывать в себе и окружающих активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;
- Работать с различными источниками информации;
- Использовать навыки учебно-исследовательской деятельности в своей работе;
- Применять коммуникативные и презентационные навыки;
- Применять полученные знания для осознанного выбора профессии.
Контроль усвоения программы курса безотметочный. Оценивается уровень освоения курса по активности работы учащихся.
Содержание курса внеурочной деятельности (5-е классы)
1. «Иммунитет на страже здоровья» (5 часов)
Теоретические знания: иммунитет, виды иммунитета, значение и механизм иммунитета, онкологические заболевания, профилактика онкологических заболеваний, аллергия, аллергены, вирусы, ОРЗ, ОРВИ, грипп, причины и профилактика заболеваний.
Практикум: презентация работы творческих групп на конференции.
Темы исследовательских работ:
- «Определение функционального состояния и адаптивных возможностей организма».
- «Влияние времени года на заболеваемость вирусными болезнями».
- «Прививка: «за» и «против».
- «Что такое «Грипп».
- «Профилактика вирусных болезней».
- «Лекарственные растения на страже иммунитета» и др.
Творческие работы: оформление стенгазеты «Осторожно – грипп!»
2. «Вредные привычки» (4 часа)
Теоретические знания: вредные привычки человека, пагубные пристрастия, эйфория, наркогенные вещества. Табакокурение, алкоголизм, наркомания. Влияние вредных веществ на организм подростка.
Практикумы: презентация работы творческих групп на конференции, разработка листовок, проведение акции «Листовка в подъезд».
Темы исследовательских работ:
- «Я и вредные привычки».
- «История табакокурения».
- «Влияние никотина (алкоголя, наркотиков) на организм».
- «Как бросить курить?» и др.
Творческие работы: создание листовки «Брось курить!», оформление стенгазеты «Я выбираю здоровье!»,
3. «Движение – жизнь» (5 часов)
Теоретические знания: опорно-двигательная система человека, условия ее формирования, меры профилактики искривления позвоночника и плоскостопия, анаболики, стероиды, гормоны. Влияние двигательной активности на организм, гиподинамия.
Практикумы: определение правильности осанки, наличия плоскостопия, презентация работы творческих групп на конференции.
Темы исследовательских работ:
- «Спорт в моей жизни и жизни моей семьи».
- «Оценка состояния физического здоровья».
- «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой».
- «Польза движений в судьбах великих людей».
- «Влияние двигательной активности на организм».
- «Гиподинамия – болезнь века».
- «Правила тренировки»
Творческие работы: оформление выставки работ учащихся: рисунков, фотографий и сочинений.
- «Пища наша» (3 часа)
Теоретические знания: питательные вещества, вкусовые компоненты, природные пищевые компоненты и вредные вещества пищи. Заболевания, вызываемые болезнетворными организмами. Рациональное питание. Культура питания. Диета.
Практикум: презентация работы творческих групп на конференции, презентация достижений за время прохождения курса.
Темы исследовательских работ:
- «Определение интенсивности обмена веществ в состоянии покоя и дозированной нагрузки».
- «Мой режим питания».
- «Блюда национальной кухни».
- «Диета и здоровье».
- «Режим питания моей семьи».
- «Вкусовые и пищевые добавки» и др.
Тематическое планирование с основными видами деятельности
5-е классы (17,5 ч.)
№ п/п | Название темы | Виды деятельности |
1. | Иммунитет. Виды иммунитета, механизм иммунитета | Беседа |
2 | Вирусные инфекции, передающиеся воздушно-капельным путем: ОРЗ, ОРВИ, грипп | Беседа |
3 | Аллергия, аллергены. | Беседа |
4. | «Иммунитет на страже здоровья». Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы. | Конференция |
5. | Оформление стенгазеты «Осторожно – грипп!» | Практикум |
6. | Влияние никотина, алкоголя и наркотиков на организм подростка | Беседа |
7. | «Нет вредным привычкам!» Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы | Конференция |
8. | Оформление стенгазеты «Я выбираю здоровье». | Практикум |
9. | Создание листовки «Брось курить!» Проведение акции «Листовка в подъезд» | Практикум |
10. | «Определение правильности осанки, наличия плоскостопия». Влияние неправильной осанки на здоровье. | Практикум |
11. | «Действие нагрузки на работу сердца». Гигиене ССС. | Беседа |
12. | Физкультминутки, зарядка, тренировка. Их роль в жизни человека. Правила проведения. | Беседа |
13. | «Движение – это жизнь». Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы. | Конференция |
14. | Подготовка к «Дню здоровья». Оформление выставки работ учащихся: рисунков, фотографий и сочинений. | Практикум |
15. | «О чем расскажет упаковка». «Питательные вещества, чужеродные примеси пищи». | Беседа |
16. | Рациональное питание и культура здоровья. | Беседа |
17. | «Пища наша». Презентации работы творческих групп. Оценка и самооценка результатов работы. | Конференция |
18. | Презентация достижений | Практикум |
Итого | 17,5 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
- Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
- К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
- Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
- П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
№ | Наименования объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения | Основная школа |
1.БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||
1 | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». | Д |
2 | Программа А.И Савенкова «Исследовательское обучение школьников». М., 2003. | Д |
2.ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКЦИОННЫЕ СРЕДСТВА | ||
1 | «Практическая экология для школьников» Л.А. Коробейникова, Иваново, 1995. | Д |
2 | «Охрана природы», п/р профессора К. В. Пашканга, Москва, «Просвещение», 1990. | |
3 | «Юным любителям природы», Н.Н. Плавильщиков, Москва, «Детская литература», 1975. | Д |
4 | «Растения от А до Я», Ю. П. Лаптев, Москва, «Колос», 1992. | Д |
5 | «Биология. Человек. 8 класс» А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Москва, Вентана – Граф, 2005. | Д |
6 | «Экология человека. 8 класс», М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина, Москва, Вентана – Граф, 2003. | Д |
7 | «Размышления о наркомании» М.И. Буянов, Москва, Просвещение, 1990. | Д |
8 | «Охрана природы», А.В. Михеев, «Просвещение», Москва, 1990. | Д |
9 | «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», А.Н. Захлебный, Москва, «Просвещение», 1984. | Д |
10 | «Основы учение о биосфере» Г.В. Войткевич, «Просвещение», Москва, 1989. | Д |
11 | «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Л.С. Литвиненко, Москва, «5 за знания», 2005. | Д |
12 | «Профилактика вредных привычек» Н.И. Еременко, издательство «Панорама», Москва 2007. | Д |
13 | «Не совсем обычный урок», С.В. Кулькевич, Воронеж, «Учитель», 2001. | Д |
14 | «Формирование здорового образа жизни подростков», В.С. Кучменко, Л.П. Анастасова, Москва, Вентана – Граф, 2004. | Д |
15 | «Методические материалы по антинаркотическим профилактическим программам в учебных заведениях», Приволжск, 2008. | Д |
16 | «Внеурочная работа по географии» И.И. Баринова, Москва, Просвещение, 1988. | Д |
17 | «Учебно-исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005. | Д |
3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ | ||
1 | http:// bg-prestige.narod.ru | Д |
2 | Д | |
3 | http://www.zavuch.info | Д |
4 | http://festival.1september | Д |
5 | http://pedsovet.org | Д |
6 | Д | |
4.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО) | ||
1 | Аудиторная доска с магнитной поверхностью | Д |
2 | Мультимедийный компьютер | Д |
3 | Мультимедийный проектор | Д |
4 | Интерактивная доска | Д |
5 | Средства телекоммуникации: электронная почта, локальные школьные сети, выход в Интернет. | Д |
5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||
1 | Жалюзи | Д |
2 | Компьютерный стол | Д |
3 | Шкафы (с остекленной секцией) для хранения литературы и выставок. | Д |
4 | Стол учителя | Д |
5 | Комплект парт ученических | К |