Программа "Коррекция ВПФ"
Коррекционный курс: развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Коррекция ВПФ" | 47.54 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
Пункт 2.2. Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья») |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционно-развивающая область: психологическое сопровождение
Коррекционный курс: развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
г. Нефтеюганск
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», на основе авторской программы Н.П. Локалова «90 уроков психологического развития младших школьников» - М.: «Ось-89», 2006.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Учащиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.
Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех учащихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у учащихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
К общим потребностям относятся:
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Цель коррекционной работы - создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Задачи коррекционной работы:
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- формирование основ учебной деятельности;
- создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого учащегося как субъекта отношений в сфере образования;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания и организационных форм получения образования учащимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп учащихся.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Разработка проблемы психологического сопровождения введения новых стандартов в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Психологическое сопровождение способствует анализу школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития; определению психологических критериев эффективного обучения и развития школьников, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.
Основными направлениями коррекционной работы: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.
Основная задача педагога – оказание психолого-педагогической поддержки учащегося с ЗПР. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости индивидуальной коррекционной помощи в освоении предмета, курса; обеспечение учащемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.
Особенности организация деятельности учащихся с ЗПР
Основополагающими в работе учителя с детьми с ЗПР являются деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
-признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности учащихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования;
-признание того, что развитие личности учащихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности;
-развитие личности учащихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
-разработку содержания и технологий НОО учащихся с ОВЗ, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
-ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент деятельности педагога, где общекультурное и личностное развитие учащегося с ОВЗ составляет цель и основной результат получения НОО;
-реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого учащегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
-разнообразие организационных форм образовательного процесса
и индивидуального развития каждого учащегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Реализуемые технологии:
- Технология интегрированного обучения детей с особенностями в развитии - технология, при которой при внутренней дифференциации лежит благополучное стремление обучать всех учащихся вместе, не выделяя детей с особенностями в развитии в отдельные классы (группы), избегая тем самым формирования у таких детей комплекса неполноценности, ощущения своей второстепенности, сохраняя в общеобразовательном классе в лице сильных учащихся образцы для своего роста и развития в виде своеобразной верхней планки, к которой будут подтягиваться остальные школьники.
- Технологии активных форм и методов: суть этой технологии состоит в создании условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях (игровые ситуации, исследовательская и проектная деятельность).
- Здоровьесберегающие технологии: - технология обеспечения двигательной активности, создания комфортной психологической обстановки, щадящего режима учебной деятельности)
3. Место коррекционного курса в учебном плане
Основной формой организации коррекционной работы являются групповые занятия. Коррекционные занятия проводятся 1 раз в неделю параллельно с внеурочной деятельностью. Продолжительность коррекционного фронтального занятия - 40 минут. Общий объём программы 34 часа. Предположительные сроки диагностики: 1-15 сентября, 17-25 декабря, 3-16 мая.
Триместр | Всего за триместр | ||||
Количество занятий в неделю | Количество недель | Диагностических занятий | Коррекционных занятий | Итого | |
I триместр | 1 | 12 | 2 | 10 | 12 |
II триместр | 1 | 11 | 2 | 9 | 11 |
III триместр | 1 | 11 | 2 | 9 | 11 |
Год | 34 | 6 | 28 | 34 |
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
- осознание ответственности человека за благосостояние общества.
Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:
- доброжелательность, доверие и внимание к людям,
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке)
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей
- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса:
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО [1]:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
1) научиться выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность;
2) формирование опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов;
3) всестороннее развитие мыслительной деятельности, а именно таких ее операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций;
4) умения точно воспроизводить заданный образец, представляющее собой одну из предпосылок успешного овладения учебной деятельностью.
6. Планируемые результаты коррекционного курса:
повышение уровня развития:
- восприятия устной и письменной информации;
-смысловой памяти, воображения;
-устойчивости, концентрации, объёма внимания;
- мыслительных действий и операций, необходимых для усвоения учебного материала;
- навыков самостоятельной работы;
- навыков планирования и контроля своей деятельности;
- адекватная самооценка своих возможностей.
7. Содержание коррекционного курса
По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и заключительную.
Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Этот эмоциональный настрой, постоянно создаваемый на уроках психологического развития, постепенно должен у учащихся закрепиться и переноситься на другие школьные уроки. В качестве приема создания положительного эмоционального фона может выступить просьба учителя улыбнуться друг другу и сказать добрые слова. Есть ли у нас запас добрых, хороших слов, часто ли мы говорим их друг другу? Эти слова несут положительную энергию, помогают создавать атмосферу доверия, тепла, дружелюбия и хорошего настроения.
Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Стимулирующее воздействие физических упражнений на психическую деятельность известно давно. Имеется много данных об улучшении показателей различных психических процессов под влиянием физических упражнений: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. Тем самым обеспечивается более высокий уровень работоспособности, который не может не влиять положительно на успешность учебной деятельности. Для каждого занятия подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном занятии.
Задания для основной части занятия подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания мы стремились обеспечить разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохранить единство их внутренней, психологической направленности.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке.
При проведении занятий очень важно, чтобы при объяснении заданий все ученики правильно поняли инструкцию. Если потребуется, два-три раза объяснить ученикам, что они должны делать и как выполнять задание.
Необходимо четко соблюдать время предъявления (экспозицию) тестового материала, где это обусловлено инструкцией.
Следует предоставлять учащимся как можно большую самостоятельность при выполнении заданий, психолог только помогает, объясняет, направляет.
Для того чтобы можно было оценить эффективность занятий психологического развития, рекомендуется использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает психолог учащимся при выполнении заданий: чем помощь психолога меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- особенности поведения учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность учащихся обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения контрольных развивающих заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также отзывы учителей о работе учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
8. Тематическое планирование коррекционного курса
№ п\п | Тема занятия | Вид деятельности |
1. | Вводное. Диагностика высших психических функций. | - знакомство; - выполняют задания по диагностическим методикам. |
2. | Диагностика эмоционально-волевой сферы. | - выполняют задания по диагностическим методикам. |
3. | Мышление (выделение существенного, соотнесение с образцом). Слуховые ощущения. | - развивают умения выделять существенные признаки; - развивают умения сопоставлять с образцом; - развивают слуховые ощущения. |
4. | Осязательные ощущения. Опосредованная память. Мышление (закономерности). Мышечные ощущения. | - развивают осязательные ощущения; - развивают опосредованную память; - развивают установление закономерностей; - развивают мышечные ощущения (чувство усилия). |
5. | Слуховые ощущения. Внимание. Мышление наглядно-образное. | - развивают слуховые ощущения; - развивают произвольное внимание (устойчивость); - развивают наглядно-образное мышление. |
6. | Осязательные ощущения. Опосредованная память. Зрительные ощущения. | - развивают осязательные ощущения; - развивают опосредованную память; - развивают зрительные ощущения (цвет). |
7. | Внимание. Мышление (сравнение, установление закономерностей). | - развивают произвольное внимание; - развивают умение сравнивать, установление закономерностей. |
8. | Опосредованная память. Наглядно-образное мышление. Слуховое восприятие. | - развивают опосредованную память; - развивают наглядно-образное мышление; - развивают слуховое восприятие. |
9. | Воспроизведение образца. Мышление (синтез). Произвольные движения. | - развивают умения воспроизводить образец; - развивают процессы синтеза; - развивают двигательную сферу (макродвижения). |
10. | Мышление (анализ). Наглядно-образное мышление. Осязательные ощущения. | - развивают процессы анализа; - развивают наглядно-образное мышление; - развивают осязательные ощущения. |
11. | Опосредованная память. Зрительные ощущения. Произвольные движения. | - развивают опосредованную память; - развивают зрительные ощущения; - развивают двигательную сферу (подчинение поведения внешним сигналам). |
12. | Мышление (сравнение, установление закономерностей). Зрительная память непосредственная. Мышечные ощущения | - развивают операцию сравнения, установление закономерностей; - развивают зрительную непосредственную память; - развивают мышечные ощущения (чувство усилия). |
13. | Диагностика высших психических функций. | - выполняют задания по диагностическим методикам. |
14. | Диагностика эмоционально-волевой сферы. | - выполняют задания по диагностическим методикам. |
15. | Мышление (обобщение, установление закономерностей). Осязательные ощущения. | - развивают обобщение наглядного материала, установление закономерностей; - развивают осязательные ощущения. |
16. | Внутренний план действия. Опосредованная память. Произвольные движения. | - развивают внутренний план действия; - развивают зрительную опосредованную память; - развивают двигательную сферу (умение быстро затормозить свои движения). |
17. | Внимание. Мышление (абстрагированное). Ориентировка в пространстве листа. | - развивают произвольное внимание (распределение); - развивают мышление (абстрагирование); - развивают умение ориентироваться в пространстве листа. |
18. | Опосредованная память. Логическое мышление. Произвольные движения. | - развивают зрительную опосредованную память; - развивают логическое мышление; - развивают двигательную сферу (мышечные ощущения). |
19. | Внутренний план действия. Мышление (установление закономерностей). Внимание. | - развивают внутренний план действий; - развивают мышление (установление закономерностей); - развивают произвольное внимание (устойчивость). |
20. | Внутренний план действия. Произвольные движения. | - развивают внутренний план действий; - развивают двигательную сферу (точность движений). |
21. | Словесно-логическое мышление. Внутренний план действия. Помехоустойчивость. | - развивают словесно-логическое мышление (выделение существенных признаков); - развивают внутренний план действий; - развивают помехоустойчивость. |
22. | Словесно-логическое мышление. Внутренний план действия. Произвольные движения. | - развивают словесно-логическое мышление (аналогии); - развивают внутренний план действий; - развивают двигательную сферу (умение затормозить движение). |
23. | Мышление (сравнение). Помехоустойчивость. | - развивают умение сравнивать; - развивают помехоустойчивость. |
24. | Смысловая память. Мышление (установление закономерностей). | - развивают вербальную память; - развивают установление закономерностей. |
25. | Внутренний план действия. Мышление (сравнение). | - развивают внутренний план действий; - развивают операцию сравнения. |
26. | Логическое мышление. Внимание. Чувство времени. | - развивают логическое мышление; - развивают произвольное внимание (устойчивость); - развивают чувство времени. |
27. | Мышление (синтез) Внимание | - развивают процессы синтеза; - развивают произвольное внимание (переключение). |
28. | Логическое мышление. Помехоустойчивость. | - развивают логическое мышление; - развивают помехоустойчивость. |
29. | Мышление (сравнение, установление закономерностей). Внутренний план действия. | - развивают установление закономерностей, операцию сравнения; - развивают внутренний план действий. |
30. | Внутренний план действия. Чувство времени. | - развивают внутренний план действий; - развивают чувство времени. |
31. | Смысловая память. Внутренний план действия. | - развивают смысловую память; - развивают внутренний план действий. |
32. | Внутренний план действия. Мышление (синтез). | - развивают внутренний план действий; - развивают процессы синтеза. |
33. | Диагностика высших психических функций. | - выполняют задания по диагностическим методикам. |
34. | Диагностика эмоционально-волевой сферы. | - выполняют задания по диагностическим методикам. |
9. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
- Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
- К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
- Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
- П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
№ | Наименования объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения | Основная школа |
1.БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | ||
1 | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». | Д |
2 | Н.П. Локалова «Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов» - М.: «Ось-89», 2006. | |
2.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ | ||
1 | http:// bg-prestige.narod.ru | Д |
2 | Д | |
3 | http://www.zavuch.info | Д |
4 | http://festival.1september | Д |
5 | http://pedsovet.org | Д |
6 | Д | |
3.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ТСО) | ||
1 | Аудиторная доска с магнитной поверхностью | Д |
2 | Мультимедийный компьютер | Д |
3 | Мультимедийный проектор | Д |
4 | Интерактивная доска | Д |
5 | Средства телекоммуникации: электронная почта, локальные школьные сети, выход в Интернет. | Д |
4.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||
1 | Жалюзи | Д |
2 | Компьютерный стол | Д |
3 | Шкафы (с остекленной секцией) для хранения литературы и выставок. | Д |
4 | Стол учителя | Д |
5 | Комплект парт ученических | К |
Методические и измерительные материалы
Диагностика высших психических функций:
1. Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия).
2. Методика «Кратковременная зрительная память» (Л. А. Ясюкова).
3. Тест Векслера (детский вариант) (Д. Векслер).
4. Метод «Корректурная проба» (Б. Бурдон).
Диагностика эмоционально-волевой сферы:
1. Методика определения самооценки детей (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн).
2. Оценка уровня школьной мотивации (Г.Г. Лусканова).
3. Цветовой тест М. Люшера.
4. Тест школьной тревожности Филлипса (сокращённый вариант)
5. Проективные рисунки «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек», «Моя семья».